Только Word
Введение 3
ГЛАВА 1.Функции интернета в социальном воспроизводстве общества 5
1.1. Интернет как объект социального анализа 5
1.2 Роль интернета в социальном воспроизводстве общества 22
ГЛАВА 2 Оценка влияния интернета на потребительские предпочтения 37
2. 1 Характеристики потребления 37
2.2 Влияние интернета на воспроизводство личности 44
2.3. Оценка влияния интернета на потребительские предпочтения 55
Заключение 66
Список литературы 77
На данном этапе развития общества наблюдаются качественные изменения. Меняется структура занятости населения, динамика рынка, социальные отношения. Причиной этому принято считать развитие технологий, передачи, хранения и обработки данных. В обществе возрастает потребность в информации, что повлекло за собой возникновение процесса информатизации и, как следствие, возникновение интернета. Несмотря на свою короткую историю, интернет уже очень плотно вошел в жизнь как общества в целом, так и индивида в частности. Однако это распространение ведет за собой влияние на то, как изменяется процесс воспроизводства общества. И поэтому встает вопрос о том, как интернет влияет на жизнедеятельность человека? Ответом на него может быть рассмотрение влияния интернета на потребительские предпочтения, как на базис его деятельности. Потребительские предпочтения представляют собой индикатор места человека в обществе, условие, и показатель его деятельности.
Потребительские предпочтения имеют место быть весьма субъективными. Однако их изучение возможно, посредством понимания всего механизма его формирования, анализа качественных данных с целью выявления субъективного, так и количественных для выявления общих закономерностей. Вполне возможно выделить общие черты, показатели потребления и изучив их, понять, на каком уровне развития находится общество.
Актуальность изучения влияния интернета на потребительские предпочтения обусловлена скоростью распространения интернета, и как следствие, недостаточной изученностью. Проблема также актуальна ввиду колоссальной инфраструктуры жизнедеятельности общества, виртуализированной посредством данной технологии, примером может послужить появление новой сферы - так называемого «интернета-вещей». Стоит отметить, что подобные исследования проводились1, однако не в России, что позволит нам выявить специфику влияния в рамках данного государства.
Изучение влияния интернета на общество прослеживается в трудах многих теоретиков, среди которых следует выделить М. Кастельса, Ф Уэбстера, также проводились исследования изучения влияния интернета компанией Harris interactive, среди представителей отечественной науки хотелось бы выделить В. Иноземцева, Д.В. Иванова, А.В, Чугунова, С.Ф, Борисову, М. Шилину, Д. Иванченко и других.
Объект: потребительские предпочтения
Предмет: влияние интернета на потребительские предпочтения
Цель работы – изучить механизмы и оценить влияние интернета на потребительские предпочтения пользователя
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Определить понятия интернет
2. Выявить механизма формирования потребительских предпочтений
3. Определить характеристики и показатели потребительских предпочтений
4. Выяснить основные каналы влияния интернета на потребительские предпочтения
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. В первой главе описываются и анализируются подходы к определению интернета и его роль в социальном воспроизводстве общества.
Вторая глава включает анализ характеристик и показателей потребительских предпочтений, измеряется влияние интернета на данные показатели и, посредством этого, создается модель оценки данного влияния, далее идут выводы и рекомендации....
В рамках данной работы был предложен подход к оценке влияния интернета на потребительские предпочтения . В рамках данного подхода была разработана модель оценки. В ходе работы были рассмотрены различные подходы к определению интернета и выделено рабочее определение. Также был рассмотрен и проанализирован механизм формирования потребительских предпотений. Рассмотрев его, стало ясно, что он обусловлен воспроизводством общества, зависящим от нескольких факторов а именно уровня развития материального производства, уровня культурного развития, природно–климатическими условиями и статусным потреблением.
Рассмотрев данные факторы, к ним были подобраны показатели, характеризующие и описывающие их, в частности, для уровня развития материального производства были выделены показатели среднедушевой доход населения и общие расходы и сбережения населения. и число занятых в материальном производстве, для уровня культурного развития были выделены расходы населения на нематериальную сферу для статусного потребления был выделен показатель распределения доходов населения по 20% группам, а для природно –климатических условий выделены демографические показатели такие как продолжительность жизни, рождаемость смертность и др.
Были выделены показатели, характеризующие интернет, а именно число пользователей сети интернет, удельный вес организаций, имеющих доступ к сети интернет и удельный вес организаций, имеющих свой веб – сайт в сети интернет.
Следующим этапом было проведение корреляционно – регрессионного анализа, который выявил наличие сильных взаимосвязей между показателями интернета и ВВП на душу населения, количество людей, занятых в материальном производстве и доли ВВП, затраченной на нематериальную сферу. Это говорит нам о необходимости выделения факторов, которые особенно подвержены изменению посредством внедрения и развития данной технологии, с целью принятия управленческих решений. Также при проведении данного анализа была предложена попытка описания механизма влияния интернета на данные факторы. Далее была предложена оценка влияния интернета на потребительское поле пользователя.
Далее был проведен опрос среди пользователей интернета. В рамках данного опроса были выделены частота пользования, ориентировочное время использования, цели, временные затраты . Также были выявлен тренд к портативности ИКТ. Стоит отметить и механизмы решения определенных проблем в разных сферах (от здравоохранения до туризма). Из примечательных результатов стоит отметить доминирование интернета как фактора принятия потребительских решений над советами близкого круга (друзья, знакомые, родственники)
Результат данной работы это и есть эта совокупная оценки влияния интернета на потребительское поле на макроуровне, через выделение макро - показателей. Выявление некоторых взаимосвязей способствует прогнозированию развития. Если же оставить на распространение интернета на том же уровне, он будет лишь более распространен, однако качественных изменений не произойдет. В частности, не решается проблема столь жесткой социальной дифференциации общества по доступу к материальным ресурсам. Решение данной проблемы видится нам в интеллектуализации общества, выдаче ему возможности не столько потреблять готовое программное обеспечение или интернет – технологии, сколько возможность самим быть конкурентоспособными в данном поле. На лицо то, что интернет очень плотно вошел в нашу жизнь как на уровне общества, так и на уровне отдельных его членов, влияние его очень обширно, однако результаты этого влияния вполне можно считать существенными. На макроуровне прослеживается взаимосвязь с ростом потребления, на микроуровне сами социальные агенты при принятии потребительских решений относятся к интернету как более доверительному источнику информации, нежели их друзья и близкие. Сложились определенные практики использования данной технологии, определенная иерархия целеполагания. В то же время, интернет как источник информации не первостепенен для пользователя, более важно, как показал опрос, возможность ее передать, виртуализировать общение. Этот процесс и позволяет сократить временные и пространственные издержки. Как следствие, большее количество времени и дает возможность более качественно формировать свои потребности, и проявляется в интеллектуализации, то есть повышении уровня культурного развития, как возможности дальнейшего развития общественного разделения труда и более качественного удовлетворения потребностей общества и человека.
1. Бобова Л.А. Мануэль Кастельс: влияние сетевого общества на характер социальных коммуникаций / Л.А. Бобова // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 5. - С. 213-220.
2. Базилевич В.Д. Экономическая теория: политэкономия - М.: 2009 г. С. 37
3. Борисова С. Ф. Компьютер и Интернет для социолога. Учебно-практическое пособие для вузов [Электронный ресурс] / С. Ф. Борисова. – Новгород: ПРИОР, 2002. – Режим доступа: www.unn.rрует u/rus/f14/k2/courses/borisova/. ( дата обращения 16.12.2013)
4. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации СПб. Питер, 2011 С.245
5. Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории Л, 1964 С.213
6. Иванченко Д.А. Интерпретация интернет пространства в дискурсе социологии. http://webscience.ru, ( дата обращения 16. 11. 2013)
7. Ильин В. И. Потребление как дискурс, Спб. 2008 С. 181-185
8. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. – 2005. – № 2.
9. Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. Москва: Логос, 2000, С. 54-60. URL: http://lib.ru/ECONOMY/inozemcew.txt. (дата обращения: 15.13.2013).
10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Москва: ГУ ВШЭ, 2000, С. 293.
11. Малинина Т. Б. Мера труда и мера потребления, СПб, 2008 С. 47-53, 75-81
12. Маркс К. Энгельс. Ф. Сочинения. Т.46,Ч.1.Издание второе. Издательство политической литературы М.1968, с..27
13. Одегов Ю. Экономика и социология труда, М. 2002 С. 25
14. Песков Д.Н. Интернет-пространство: состояние премодерна? Полис. - 2003. - № 5 - C. 51
15. Р. Смелянский, Интернет стал жертвой своего собственного успеха URL:http://www.therunet.com/interviews/1324.htm (дата обращения: 11.02.2014)....32