Только Word
Введение 3
Глава 1. О «Московском журнале» в работах исследователей. Структура и особенности издания 6
Глава 2. Стихотворные произведения в структуре «Московского журнала» Н. М. Карамзина 21
2.1. Общие особенности 21
2.2. Композиция стихотворного раздела 32
Глава 3. Стихотворные произведения Н. М. Карамзина в «Московском журнале» 47
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Приложение 71
О Николае Михайловиче Карамзине обычно говорят как о важнейшей фигуре в истории русской литературы. Однако достаточно сложно определить, какая из сфер его творческой деятельности является в наибольшей степени значимой, это один из тех писателей, чьи интересы охватили все стороны литературного процесса. Карамзин был и успешным издателем журналов, и талантливым прозаиком, а также поэтом, литературным критиком, переводчиком, историком.
В настоящей работе рассматривается издательская сторона деятельности Н. М. Карамзина. В частности, мы обратимся к такому важному этапу его творчества, как «Московский журнал» (1791–1792). Именно с этим периодическим изданием обычно связывается вступление писателя в «большую» литературу. Интерес к «Московскому журналу» в своих работах проявляли многие исследователи, однако нельзя говорить о его всесторонней изученности. К первому журналу Карамзина учёные в основном обращаются в контексте всего творчества писателя, при этом издание редко становится отдельным предметом исследования, чем, в частности, объясняется актуальность данной работы.
В центре нашего внимания находится структура «Московского журнала», при обращении к ней можно заметить, что большинство текстов издания принадлежит руке самого писателя: здесь он печатал свою оригинальную прозу, критику, а также переводы. На общем фоне особенно выделяется один раздел журнала – стихотворный, значительную его часть составляют не произведения Карамзина, а произведения других писателей: Г. Р. Державина, И. И. Дмитриева, М. М. Хераскова, Ю. А. Нелединского-Мелецкого и др. Существует мнение, что природа стихотворного раздела вносит в общую структуру «Московского журнала» хаотичность и неорганизованность1. Так ли это? Нам настоящая проблема кажется далеко не решенной, поэтому мы попытаемся рассмотреть её в работе более основательно.
Таким образом, объектом настоящего исследования (в широком понимании) становится «Московский журнал» Н. М. Карамзина, в более узком – стихотворный раздел издания.
Предметом исследования, с одной стороны, является структура «Московского журнала», а с другой, комплекс тех издательских методов, которые позволяют придать стихотворной части издания единый, целостный характер.
Цель работы – выяснить, в чем эти методы заключаются, и показать их реализацию Карамзиным; также необходимо ответить на вопрос о роли стихотворного раздела в общей структуре «Московского журнала».
Основные задачи можно сформулировать следующим образом, мы собираемся:
• рассмотреть стихотворные произведения отдельных выпусков журнала в качестве целостных структур (стихотворных подборок), проанализировать входящие в них тексты;
• выявить общие закономерности построения стихотворных подборок;
• ответить на вопрос, как в рамках стихотворного раздела выражается организующее «авторское начало».
Исследование композиционно делится на три части. В первой главе работы представлен обзор литературы, охарактеризована структура «Московского журнала» и, исходя из этого, выявлены ключевые особенности издания, говорится о новаторстве Карамзина-журналиста, поставлен вопрос о возможном влиянии на издание писателя европейских аналогов.
Вторая глава исследования непосредственно посвящена стихотворным произведениям в структуре «Московского журнала», она состоит из двух частей. В первой части говорится об общих закономерностях стихотворного раздела, основное внимание здесь уделено следующим аспектам: место стихотворного раздела в издании, его авторский состав, особенности подписей (криптонимов), особенности издательских примечаний к стихотворным текстам, их роль. Во второй части данной главы мы обращаемся к композиции стихотворного раздела: анализируются стихотворные подборки первого и последнего выпусков журнала, нам интересно расположение текстов внутри раздела, наличие повторяющихся тем и мотивов; в зависимости от места стихотворных произведений весь корпус поэтических текстов «Московского журнала» разбивается нами на определенные группы, анализируется их соотношение друг с другом, делаются общие выводы о структуре стихотворного раздела издания......
В ходе проделанной работы нам удалось выявить значимость стихотворного раздела в структуре «Московского журнала» Карамзина. Издание строится путем совмещения двух культурных парадигм: европейской и русской, первая на страницах издания представлена переводами Карамзина и отчасти его «Письмами русского путешественника» (создается впечатление преобладания этой формы журнале); русское «слово» реализуется в названии самого журнала, а также в оригинальных произведениях отечественных авторов. Однако наиболее разнообразно русская литературная традиция выступила именно в стихотворном разделе: здесь мы найдем как произведения «классиков» (Г. Р. Державина, М. М. Хераскова), так и тексты молодого поколения литераторов. Важность поэтической части «Московского журнала» подчеркивается её местом в издании – стихотворения всегда открывают выпуск. Стихотворный раздел, таким образом, создаёт тот необходимый баланс, который позволяет функционировать двум литературным традициям в издании на равных правах.
Проведенное исследование также показало, что стихотворные тексты не были даны в «Московском журнале» в случайном, хаотичном порядке, можно говорить о том, что они были особым образом организованы писателем, концептуально оформлены. В частности, использование Карамзиным анонимных обозначений (криптонимов) в какой-то степени сглаживало возникающие стилистические перебои внутри стихотворного раздела.
Единство поэтической части издания создается благодаря ярко выраженной авторской индивидуальности, «издательское начало» проявляется в многочисленных и иногда весьма пространных примечаниях Карамзина, и, конечно же, в самом расположении материалов издания.
Проанализировав корпус стихотворных текстов журнала и рассмотрев их взаиморасположение внутри отдельных стихотворных подборок, мы пришли к выводу, что в их основе лежит явная тенденция к структурированности: в начале раздела встречаются наиболее важные для Карамзина стихотворения, все они имеют серьезное содержание, в большинстве случаев это окказиональные стихотворения, многие из них принадлежат Г. Р. Державину. После в журнале идут тексты менее серьезного характера, мы называем их «нейтральными» произведениями (сюда относится философская, любовная, пейзажная лирика без соотнесенности с реальными историческими лицами и событиями). Эта группа, как и окказиональные стихотворения, является довольно многочисленной по своему составу, тексты данного типа иногда открывают «Московский журнал». Третья группа стихотворных произведений имеет «легкомысленное» содержание, основную её массу составляют шутливо-иронические тексты И. И. Дмитриева: они никогда не открывают журнал, располагаясь преимущественно в середине раздела, в издании Карамзина они выполняют развлекательную функцию. Наконец, четвертая группа текстов – «малые» окказиональные формы (эпиграмма, эпитафия, надпись, мадригал), в журнале они самые малочисленные, и помещаются издателем в конец стихотворной подборки.
Конечно, обозначенная нами композиция в «Московском журнале» не всегда выполняется неукоснительно, однако всё же можно говорить об ориентации Карамзина на некую идеальную структуру, которая придает стихотворному разделу издания единый, целостный облик.
Александрова И.Б. «Высокая простота» поэзии Н.М. Карамзина // Русская речь. – М., 2003. – № 3. – С. 3–10.
2. Алексеев М.П. К литературной истории баллады «Граф Гваринос» // XVIII век. – СПб., 1969. – Сб. 3. – С. 179–180.
3. Альхова А.В. Театральные рецензии Н. М. Карамзина в «Московском журнале» // Филологические этюды. – Саратов, 2013. – Вып. 16. Кн. 1. – С. 261–267.
4. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. – М.; Л.: Изд– во АН СССР, 1952. – С. 496–532.
5. Берков П.Н., Макогоненко Г.П. Жизнь и творчество Н. М. Карамзина // Н. М. Карамзин. Избранные сочинения: В 2 т. Т. 1. – М.; Л.: Худ. лит., 1964. – С. 21 –30.
6. Бестужев-Рюмин К.Н. Карамзин Н. М. // Русский биографический словарь: В 25 т. Т. 8 / А. А. Половцов. – СПб., 1896. – С. 500–514.
7. Булич Н.Н. Биографический очерк Н. М. Карамзина и развитие его литературной деятельности. – Казань: Университетская типография, 1866.
8. Бройтман С.Н. Субьектно-образная структура русской лирики конца ХVIII – начала ХIХ в: Карамзин, Батюшков // Научные доклады высшей школы Филологической науки. – М., 1989. – № 2. – С. 70–73.
9. Валуев В.С. О литературной критике Н. М. Карамзина. // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. – М., 1990. – №5. – С. 20–26.
10. Гончарова О.М. Творческая деятельность Н. М. Карамзина 1790-х годов: дис... канд. филол. наук. – Л., 1986.
11. Громова Т.Ю. Литературно-критические концепции Н. М. Карамзина // Гуманитарные исследования. – Астрахань, 2009. – №4. – С. 150–153.
12. Грот Я.К. Очерк деятельности и личности Карамзина // Очерки из истории русской литературы (1848–1893). Труды Я. К. Грота: В 5 т. Т. 3. – СПб.: Тип. Министерства Путей Сообщения, 1901. – С. 120–166.
13. Гуковский Г.А. Карамзин // История русской литературы: В 10 т. Т. 5. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. – С. 55–105.
14. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. – М.: Аспект Пресс, 1999.
15. Денэ М. «Эстетика отказов» и отказ от похвалы в поэзии Карамзина 1792–1793 годов // XVIII век. – СПб., 2006. – Сб. 24. – С. 281–295...50