Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТИХОТВОРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В СТРУКТУРЕ «МОСКОВСКОГО ЖУРНАЛА» Н. М. КАРАМЗИНА

Работа №64054

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость7300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
245
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
О Николае Михайловиче Карамзине обычно говорят как о важнейшей фигуре в истории русской литературы. Однако достаточно сложно определить, какая из сфер его творческой деятельности является в наибольшей степени значимой, это один из тех писателей, чьи интересы охватили все стороны литературного процесса. Карамзин был и успешным издателем журналов, и талантливым прозаиком, а также поэтом, литературным критиком, переводчиком, историком.
В настоящей работе рассматривается издательская сторона деятельности Н. М. Карамзина. В частности, мы обратимся к такому важному этапу его творчества, как «Московский журнал» (1791-1792). Именно с этим периодическим изданием обычно связывается вступление пис ателя в «большую» литературу. Интерес к «Московскому журналу» в своих работах проявляли многие исследователи, однако нельзя говорить о его всесторонней изученности. К первому журналу Карамзина учёные в основном обращаются в контексте всего творчества писателя, при этом издание редко становится отдельным предметом исследования, чем, в частности, объясняется актуальность данной работы.
В центре нашего внимания находится структура «Московского журнала», при обращении к ней можно заметить, что большинство текстов издания принадлежит руке самого писателя: здесь он печатал свою оригинальную прозу, критику, а также переводы. На общем фоне особенно выделяется один раздел журнала - стихотворный, значительную его часть составляют не произведения Карамзина, а произведения других писателей: Г. Р Державина, И. И. Дмитриева, М. М. Хераскова, Ю. А. Нелединского- Мелецкого и др. Существует мнение, что природа стихотворного раздела вносит в общую структуру «Мо сковского журнала» хаотичность и неорганизованность . Так ли это? Нам настоящая проблема кажется далеко не решенной, поэтому мы попытаемся рассмотреть её в работе более основательно.
Таким образом, объектом настоящего исследования (в широком понимании) становится «Московский журнал» Н. М. Карамзина, в более узком - стихотворный раздел издания.
Предметом исследования, с одной стороны, является структура «Московского журнала», а с другой, комплекс тех издательских методов, которые позволяют придать стихотворной части издания единый, целостный характер.
Цель работы - выяснить, в чем эти методы заключаются, и показать их реализацию Карамзиным; также необходимо ответить на вопрос о роли стихотворного раздела в общей структуре «Московского журнала».
Основные задачи можно сформулировать следующим образом, мы собираемся:
• рассмотреть стихотворные произведения отдельных выпусков журнала в качестве целостных структур (стихотворных подборок), проанализировать входящие в них тексты;
• выявить общие закономерности построения стихотворных подборок;
• ответить на вопрос, как в рамках стихотворного раздела выражается организующее «авторское начало».
Исследование композиционно делится на три части. В первой главе работы пр едставлен обзор литературы, охарактеризована структур а «Московского журнала» и, исходя из этого, выявлены ключевые о собенности издания, говорится о новаторстве Карамзина-журналиста, поставлен вопрос о возможном влиянии на издание писателя европейских аналогов.
Вторая глава исследования непосредственно посвящена стихотворным произведениям в структуре «Московского журнала», она состоит из двух частей. В первой части говорится об общих закономерностях стихотворного раздела, основное внимание здесь уделено следующим аспектам: место стихотворного раздела в издании, его авторский со став, особенности подписей (криптонимов), особенности издательских примечаний к стихотворным текстам, их роль. Во второй части данной главы мы обращаемся к композиции стихотворного раздела: анализируются стихотворные подборки первого и последнего выпусков журнала, нам интересно расположение текстов внутри раздела, наличие повторяющихся тем и мотивов; в зависимости от места стихотворных произведений весь корпус поэтических текстов «Московского журнала» разбивается нами на определенные группы, анализируется их соотношение друг с другом, делаются общие выводы о структуре стихотворного раздела издания.

Введение
О Николае Михайловиче Карамзине обычно говорят как о важнейшей фигуре в истории русской литературы. Однако достаточно сложно определить, какая из сфер его творческой деятельности является в наибольшей степени значимой, это один из тех писателей, чьи интересы охватили все стороны литературного процесса. Карамзин был и успешным издателем журналов, и талантливым прозаиком, а также поэтом, литературным критиком, переводчиком, историком.
В настоящей работе рассматривается издательская сторона деятельности Н. М. Карамзина. В частности, мы обратимся к такому важному этапу его творчества, как «Московский журнал» (1791-1792). Именно с этим периодическим изданием обычно связывается вступление пис ателя в «большую» литературу. Интерес к «Московскому журналу» в своих работах проявляли многие исследователи, однако нельзя говорить о его всесторонней изученности. К первому журналу Карамзина учёные в основном обращаются в контексте всего творчества писателя, при этом издание редко становится отдельным предметом исследования, чем, в частности, объясняется актуальность данной работы.
В центре нашего внимания находится структура «Московского журнала», при обращении к ней можно заметить, что большинство текстов издания принадлежит руке самого писателя: здесь он печатал свою оригинальную прозу, критику, а также переводы. На общем фоне особенно выделяется один раздел журнала - стихотворный, значительную его часть составляют не произведения Карамзина, а произведения других писателей: Г. Р Державина, И. И. Дмитриева, М. М. Хераскова, Ю. А. Нелединского- Мелецкого и др. Существует мнение, что природа стихотворного раздела вносит в общую структуру «Мо сковского журнала» хаотичность и неорганизованность . Так ли это? Нам настоящая проблема кажется далеко не решенной, поэтому мы попытаемся рассмотреть её в работе более основательно.
Таким образом, объектом настоящего исследования (в широком понимании) становится «Московский журнал» Н. М. Карамзина, в более узком - стихотворный раздел издания.
Предметом исследования, с одной стороны, является структура «Московского журнала», а с другой, комплекс тех издательских методов, которые позволяют придать стихотворной части издания единый, целостный характер.
Цель работы - выяснить, в чем эти методы заключаются, и показать их реализацию Карамзиным; также необходимо ответить на вопрос о роли стихотворного раздела в общей структуре «Московского журнала».
Основные задачи можно сформулировать следующим образом, мы собираемся:
• рассмотреть стихотворные произведения отдельных выпусков журнала в качестве целостных структур (стихотворных подборок), проанализировать входящие в них тексты;
• выявить общие закономерности построения стихотворных подборок;
• ответить на вопрос, как в рамках стихотворного раздела выражается организующее «авторское начало».
Исследование композиционно делится на три части. В первой главе работы пр едставлен обзор литературы, охарактеризована структур а «Московского журнала» и, исходя из этого, выявлены ключевые о собенности издания, говорится о новаторстве Карамзина-журналиста, поставлен вопрос о возможном влиянии на издание писателя европейских аналогов.
Вторая глава исследования непосредственно посвящена стихотворным произведениям в структуре «Московского журнала», она состоит из двух частей. В первой части говорится об общих закономерностях стихотворного раздела, основное внимание здесь уделено следующим аспектам: место стихотворного раздела в издании, его авторский со став, особенности подписей (криптонимов), особенности издательских примечаний к стихотворным текстам, их роль. Во второй части данной главы мы обращаемся к композиции стихотворного раздела: анализируются стихотворные подборки первого и последнего выпусков журнала, нам интересно расположение текстов внутри раздела, наличие повторяющихся тем и мотивов; в зависимости от места стихотворных произведений весь корпус поэтических текстов «Московского журнала» разбивается нами на определенные группы, анализируется их соотношение друг с другом, делаются общие выводы о структуре стихотворного раздела издания.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проделанной работы нам удалось выявить значимость стихотворного раздела в структуре «Московского журнала» Карамзина. Издание строится путем совмещения двух культурных парадигм: европейской и русской, первая на страницах издания представлена переводами Карамзина и отчасти его «Письмами русского путешественника» (создается впечатление преобладания этой формы журнале); русское «слово» реализуется в названии самого журнала, а также в оригинальных произведениях отечественных авторов. Однако наиболее разнообразно русская литературная традиция выступила именно в стихотворном разделе: здесь мы найдем как произведения «классиков» (Г. Р Державина, М. М. Хераскова), так и тексты молодого поколения литераторов. Важность поэтической части «Московского журнала» подчеркивается её местом в издании - стихотворения всегда открывают выпуск. Стихотворный раздел, таким образом, создаёт тот необходимый баланс, который позволяет функционировать двум литературным традициям в издании на равных правах.
Проведенное исследование также показало, что стихотворные тексты не были даны в «Московском журнале» в случайном, хаотичном порядке, можно говорить о том, что они были особым образом организованы писателем, концептуально оформлены. В частности, использование Карамзиным анонимных обозначений (криптонимов) в какой-то степени сглаживало возникающие стилистические перебои внутри стихотворного раздела.
Единство поэтической части издания создается благодаря ярко выраженной авторской индивидуальности, «издательское начало» проявляется в многочисленных и иногда весьма про странных примечаниях Карамзина, и, конечно же, в самом расположении материалов издания.
Проанализировав корпус стихотворных текстов журнала и рассмотрев их взаиморасположение внутри отдельных стихотворных подборок, мы пришли к выводу, что в их основе лежит явная тенденция к структурированности: в начале раздела встречаются наиболее важные для Карамзина стихотворения, все они имеют серьезное содержание, в большинстве случаев это окказиональные стихотворения, многие из них принадлежат Г. Р Державину. После в журнале идут тексты менее серьезного характера, мы называем их «нейтральными» произведениями (сюда относится философская, любовная, пейзажная лирика без соотнесенности с реальными историческими лицами и событиями). Эта группа, как и окказиональные стихотворения, является довольно многочисленной по своему составу, тексты данного типа иногда открывают «Московский журнал». Третья группа стихотворных произведений имеет «легкомысленное» содержание, основную её массу составляют шутливо-иронические тексты И. И. Дмитриева: они никогда не открывают журнал, располагаясь преимущественно в середине раздела, в издании Карамзина они выполняют развлекательную функцию. Наконец, четвертая группа текстов - «малые» окказиональные формы (эпиграмма, эпитафия, надпись, мадригал), в журнале они самые малочисленные, и помещаются издателем в конец стихотворной подборки.
Конечно, обозначенная нами композиция в «Московском журнале» не всегда выполняется неукоснительно, однако всё же можно говорить об ориентации Карамзина на некую идеальную структуру, которая придает стихотворному разделу издания единый, целостный облик.


1. Московский журнал: В 8 ч. - М: Унив. тип. у В. Окорокова, 1791-1792.
2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 7. - М.: Наука, 1955.
3. Вяземский П.А. Стихотворения Карамзина // Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. - М.: Искусство, 1984. - С. 253-262.
4. Дмитриев И.И. Полное собрание стихотворений. - Л.: Советский писатель, 1967.
5. Карамзин Н.М. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. Критика. Публицистика. - Л.: Художественная литература, 1984.
6. Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. - Л.: Советский писатель, 1966.
Научная литература
1. Александрова И.Б. «Высокая простота» поэзии Н.М. Карамзина // Русская речь. - М., 2003. - № 3. - С. 3-10.
2. Алексеев М.П. К литературной истории баллады «Граф Гваринос» // XVIII век. - СПб., 1969. - Сб. 3. - С. 179-180.
3. Альхова А.В. Театральные рецензии Н. М. Карамзина в «Московском журнале» // Филологические этюды. - Саратов, 2013. - Вып. 16. Кн. 1. - С.261-267.
4. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. - М.; Л.: Изд- во АН СССР, 1952. - С. 496-532.
5. Берков П.Н., Макогоненко Г.П. Жизнь и творчество Н. М. Карамзина // Н. М. Карамзин. Избранные сочинения: В 2 т. Т. 1. - М.; Л.: Худ. лит., 1964. - С. 21 -30.
6. Бестужев-Рюмин К.Н. Карамзин Н. М. // Русский биографический
словарь: В 25 т. Т. 8 / А. А. Половцов. - СПб., 1896. - С. 500-514.
7. Булич Н.Н. Биографический очерк Н. М. Карамзина и развитие его литературной деятельности. - Казань: Университетская типография, 1866.
8. Бройтман С.Н. Субьектно-образная структура русской лирики конца ХУШ - начала Х1Х в: Карамзин, Батюшков // Научные доклады высшей школы Филологической науки. - М., 1989. - № 2. - С. 70-73.
9. Валуев В.С. О литературной критике Н. М. Карамзина. // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - М., 1990. - №5. - С. 20-26.
10. Гончарова О.М. Творческая деятельность Н. М. Карамзина 1790-х годов: дис... канд. филол. наук. - Л., 1986.
11. Громова Т.Ю. Литературно-критические концепции Н. М. Карамзина // Гуманитарные исследования. - Астрахань, 2009. - №4. - С. 150-153.
12. Грот Я.К. Очерк деятельности и личности Карамзина // Очерки из истории русской литературы (1848-1893). Труды Я. К. Грота: В 5 т. Т. 3. - СПб.: Тип. Министерства Путей Сообщения, 1901. - С. 120-166.
13. Гуковский Г.А. Карамзин // История русской литературы: В 10 т. Т. 5. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - С. 55-105.
14. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. - М.: Аспект Пресс, 1999.
15. Денэ М. «Эстетика отказов» и отказ от похвалы в поэзии Карамзина 1792¬1793 годов // XVIII век. - СПб., 2006. - Сб. 24. - С. 281-295.
16. Добженецкая К.В., Пастущенко Л.М. Функции пейзажа в балладе Н. М. Карамзина «Раиса. Древняя баллада» // Русское литературоведение в новом тысячелетии. - М., 2003. - Т. 1. - С. 129-132.
17. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики: Жанры, композиция, стиль. - Л.: Советский писатель, 1980.
18. Ефремова Е.В. Стихотворное наследие Николая Михайловича Карамзина: проблемы поэтики и версификации: Автореф. дис.... канд. филол. наук. - М., 1999.
19. Ефремова Е.В. Следы масонской символики в поэзии Карамзина // Голоса молодых ученых. - М., 1998. - Вып. 3. - С. 5-40.
20. Западов А.В. Русская журналистика XVIII в. - М.: Наука, 1964.
21. Иванов П.И. Н. М. Карамзин о К. Ф. Морице на страницах «Московского журнала» // Московский журнал. - М., 1995. - №8. - С. 2-5.
22. Ионин ГН. Анакреонтические стихи Карамзина и Державина // XVIII век. - СПб, 1969. - Сб. 3. - С. 162-179.
23. Кафанова О.Б. Образ Наполеона в интерпретации Н. М.Карамзина и Г. Р Державина: классицизм или сентиментализм // Ученые записки Казанского ун-та. - Казань, 2015. - Т. 157. Кн. 2. - С. 101-107.
24. Кирпичников А.И. Карамзин как литератор // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: В 86 т. Т. 27. - СПб., 1895. - С. 440-447.
25. Коропова М.А. Карамзин и Жуковский: История лит. отношений: Автореф. дис.... канд. филол. наук. - М., 2003.
26. Кочеткова Н.Д. Поэзия русского сентиментализма // История русской поэзии. - Л.: Наука, 1968. - С. 163-187.
27. Кочеткова Н.Д. Сентиментализм. Карамзин // История русской литературы: В 4 т. Т. 1. - Л.: Наука, 1980. - С. 726 -764.
28. Кочеткова Н.Д. Два издания «Московского журнала» Н. М. Карамзина // XVIII век. - СПб., 1995. - Сб. 19. - С. 162-182.
29. Кочеткова Н.Д. В. С. Подшивалов // Словарь русских писателей XVIII века. - СПб.: Наука, 1999. - Вып. 2. - С. 450-455.
30. Кочеткова Н.Д. Н. М. Карамзин // Словарь русских писателей XVIII века.
- СПб.: Наука, 1999. - Вып. 2. - С. 32-43.
31. Кочеткова Н.Д. Херасков в «Московском журнале» Карамзина // Русская литература. - СПб., 2006. - № 4. - С. 161-165.
32. Кулешов В.И. История русской критики XVIII-XIX веков. - М: Просвещение, 1972.
33. Куляпин А.И. Жанрово-стилевая природа критики Н. М. Карамзина // Проблемы метода и жанра. - Томск, 1989. - Вып. 15. - С. 58-70.
34. Лалетина О.С. Метрическое новаторство Н. М. Карамзина: к вопросу о роли сентиментализма в истории русского стиха // Известия российской академии наук. - М., 2016. - № 3. - С. 40-50.
35. Лотман Ю.М. Поэзия Карамзина // Н. М. Карамзин. Полное собрание стихотворений. - Л.: Советский писатель, 1966. - С. 5-55.
36. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. - М.: Молодая гвардия, 1998.
37. Макогоненко Г. П. Николай Карамзин - писатель, критик, историк // Карамзин Н. М. Сочинения: В 2 т. Т 1. - Л.: Худ. лит., 1984. - С. 5-50.
38. Марченко Н.А. «Письма русского путешественника» в структуре «Московского журнала» Н. М. Карамзина // История литературы и художественное восприятие. - Тверь, 1991. - С. 94-101.
39. Маслова А.Г Поэтическое творчество Н. М. Карамзина в контексте масонской поэзии XVIII века // Вестник Костромского государственного ун¬та. - Кострома, 2012. - Т. 18. № 4. - С. 128-131.
40. Мордовченко Н.И. Русская критика первой четверти XIX века. М.; Л.: Наука, 1959.
41. Муравьёв В.Б. Николай Карамзин. - М.: Эксмо, 2005.
42. Орлов П.А. Литературная программа «Московского журнала» Карамзина // Научные доклады высшей школы. Сер. Филол. науки. - 1966. - № 2. - С. 136¬146.
43. Петрова З.М. Поэзия Н. М. Карамзина. Функции и структура эпитета // Очерки по стилистике русских литературно-художественных и научных произведений XVIII - начала XIX в. - СПб., 1994. - С. 145-166.
44. Пирожкова Т. Ф. Н. М. Карамзин - издатель «Московского журнала» (1791-1792). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.
45. Погодин М.П. Н. М. Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников: В 2 т. Т. 1. - М.: Тип. А. И. Мамонтова, 1866.
46. Ратникова О.Е. Г. Р Державин в первой части «Московского журнала» // Фундаментальные и прикладные исследования: новое слово в науке. - М., 2016. - С. 132-141.
47. Розанов И.Н. Русская лирика от поэзии безличной к исповеди сердца: историко-литературные очерки. - М.: Задуга, 1914.
48. Соловьев Е.Н. Карамзин: Его жизнь и учено- литературная деятельность.
- СПб.: Изд. Ф. Павленкова, 1894.
49. Чечулин Н.Д. О стихотворениях Н. М. Карамзина. - Пг.: Тип. Гл. управления уделов, 1917.
50. Эйхенбаум Б.М. Карамзин // Сквозь литературу. - Л.: Academia, 1924. - С. 37-50.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ