Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПУБЛИЧНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Работа №144121

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 4
Глава 1. ИНСТИТУТ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1. Публичные консультации: сущность и роль в системе государственного регулирования 7
1.2. Лучшие практики консультирования с заинтересованными сторонами 17
1.3. Влияние публичных консультаций на качество регуляторной среды 30
1.4. Оценка результативности публичных консультаций 33
Выводы 35
Глава 2. ИНСТИТУТ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 37
2.1. Институт публичных консультаций в России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления 37
2.2. Организация и проведение публичных консультаций в России 48
2.3. Публичные консультации в отношении регуляторных мер в России: сильные и слабые стороны 54
2.4. Практические рекомендации по совершенствованию института публичных консультаций в Российской Федерации 60
Выводы 65
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Приложение. План интервью с представителем уполномоченного органа в сфере оценки регулирующего воздействия в Санкт-Петербурге 74

Данная исследовательская работа посвящена институту публичных консультаций – одному из ключевых средств, доступных государству для повышения качества регулирования. Исследуемый институт будет рассмотрен с точки зрения наиболее современного подхода к государственному регулированию – регулированию с использованием регуляторной политики, который широко применяется в странах Европейского союза и ОЭСР в рамках использования концепций «умного» регулирования, а с 2012 года начал применяться и в России.
Таким образом, предметом данного исследования является механизм функционирования института публичных консультаций как инструмента регуляторной политики. Объект исследования – публичные консультации с заинтересованными сторонами в отношении регуляторных мер. В России консультации такого формата были введены с 2010 года, в качестве одного из этапов оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ), частью которой являются и по сей день. Актуальные минимальные стандарты их проведения были установлены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июля 2015 г. N 454 «Об утверждении методики проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений)». Как и в целом при проведении административной реформы, при разработке данных стандартов уполномоченные органы ориентировались на лучшие практики стран Европейского союза и ОЭСР, что обусловило близость институционального дизайна публичных консультаций в России международным стандартам.
В то же время, у института публичных консультаций в России есть ряд слабых сторон, которые могут помешать его устойчивому развитию в долгосрочной перспективе. Именно имеющиеся слабые стороны консультирования с заинтересованными лицами в отношении регуляторных мер в России и стали проблемой, рассматриваемой в данной исследовательской работе. Особую актуальность данной проблеме придают особенности начавшегося в конце 2014 года экономического кризиса, поставившего перед страной целый ряд вызовов, в том числе и необходимость совершенствования институциональной среды. Ввиду особой роли публичных консультаций в реализации регуляторной политики, а также низким затратам на устранение их недостатков, целесообразно начинать изменения именно с этого института.
Главной целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию института публичных консультаций в России. При проработке конкретных мер были учтены имеющиеся технические, правовые, ресурсные и временные ограничения на реализацию для соблюдения критерия осуществимости рекомендаций. Основным адресатом рекомендаций является Министерство экономического развития РФ, ответственное за реализацию регуляторной политики в России. Поскольку институт публичных консультаций функционирует на всех уровнях управления, в качестве примера его действия на региональном уровне был выбран город Санкт-Петербург. Задачи исследования были определены следующим образом:
1) Исследовать институт публичных консультаций
a. Рассмотреть сущность и роль публичных консультаций в системе государственного регулирования
b. Провести бенчмаркинг лучших практик консультирования с заинтересованными сторонами в отношении регуляторных мер
c. Изучить механизмы влияния публичных консультаций на качество регуляторной среды
d. Описать методы оценки эффективности публичных консультаций
Промежуточный результат: определение основных направлений совершенствования института публичных консультаций
2) Изучить публичные консультации в системе государственного регулирования Российской Федерации
a. Рассмотреть институт публичных консультаций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления
b. Изучить организацию и проведение публичных консультаций в России
c. Выявить сильные и слабые стороны института публичных консультаций в России
d. Предложить меры по совершенствованию института публичных консультаций в Российской Федерации
Конечный результат исследования: рекомендации по совершенствованию института публичных консультаций в Российской Федерации
В ходе исследования использовалась следующая методология: New Institutional Economics, New Public Management, Good Governance, социальный маркетинг. Методы исследования: сравнение методик проведения публичных консультации в России и за рубежом; сбор и анализ статистических данных о проведении публичных консультаций; анализ нормативных правовых актов РФ, рекомендаций Европейской комиссии и международных организаций, обзоров регуляторных реформ стран ОЭСР....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог, следует сформулировать основные выводы, полученные в результате проведенного исследования. Во-первых, необходимо отметить, что институт публичных консультаций обладает высоким потенциалом по повышению качества регулирования и играет важную роль в реализации регуляторной политики. Поскольку консультирование с заинтересованными лицами является основным каналом взаимодействия регулирующей и регулируемой стороны, оно обладает рядом механизмов прямого и косвенного влияния на качество регуляторной среды. Выгоды от совершенствования данного института заключаются в расширении спектра действующих механизмов.
В международной практике сложилось единое представление о целевом дизайне института публичных консультаций, при котором достигается наибольший положительный эффект от его внедрения. Многообразие форм консультирования в разных странах, обусловленное зависимостью от предшествующего развития данного института в конкретной стране, поддается классификации для последующей адаптации и заимствования лучших практик. Эти особенности позволили заимствовать опыт развитых стран при внедрении систематического консультирования в отношении регуляторных мер в России и обусловили высокую степень соответствия института публичных консультаций в России международным стандартам.
В то же время, у публичных консультаций в РФ есть ряд слабых сторон, препятствующих устойчивому развитию данного института. Наиболее значимым препятствием является ограничение сферы консультирования, обусловленное систематическим проведением консультаций исключительно в рамках оценки регулирующего воздействия. Поскольку данное ограничение обусловлено зависимостью от предшествующего развития и, скорее всего, будет ликвидировано эволюционным путем, рекомендации по его устранению неактуальны.
В целях предоставления перечня мер был определены следующие слабые стороны института публичных консультаций в России:
1. Рассредоточенность правил и рекомендаций по проведению публичных консультаций
2. Неоднородность качества консультирования на субнациональных уровнях власти
3. Низкая вовлеченность регулируемой стороны в процесс консультирования
4. Низкая осведомленность регулируемой стороны о правилах участия в консультациях
Ожидается, что их устранение будет способствовать повышению общего уровня консультирования на всех уровнях управления.
Основным результатом проведенного исследования является перечень рекомендаций по совершенствованию института публичных консультаций в России. Он включает в себя ряд мер по следующим направлениям:
1. Составление справочника рекомендаций
2. Использование социального маркетинга
3. Обучение потенциальных участников консультаций
4. Развитие неформального консультирования
Предлагаемые меры разработаны на основе анализа международного опыта консультирования и текущего состояния данного института в РФ с учетом действующих технических, правовых, ресурсных и временных ограничений. Реализация описанных рекомендаций позволит повысить качество институциональной среды консультирования, упростить организацию проведения консультаций, привлечь большее количество затрагиваемых регулированием лиц к предоставлению отзывов и повысить качество предоставляемых отзывов в процессе консультирования.
Представляется, что в долгосрочной перспективе при условии устранения указанных недостатков консультирование с заинтересованными сторонами в отношении регуляторных мер будет устойчиво развиваться и повысит качество регулирования в России. Более того, дальнейшая конвергенция регуляторных политик РФ и стран ОЭСР позволит не только успешнее адаптировать заимствованные инструменты регуляторной политики, но и активнее использовать заимствование регуляторных мер. Использование схожего регулирования позволит снизить регуляторные издержки транснациональных компаний, что повысит инвестиционную привлекательность России и положительно скажется на экономическом росте страны.


1. Баранов И. Н. Новый государственный менеджмент: эволюция теории и практики применения. / И. Н. Баранов. – Российский журнал менеджмента. – 2012. – Т. 10, № 1. –
С. 51 – 64.
2. Информационный портал об оценке регулирующего воздействия [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ. – URL: https://orv.gov.ru/
3. Малышев Н. Эволюция регуляторной политики в странах-членах ОЭСР / Н. Малышев // Организация экономического развития и сотрудничества. – 2010. – 35 стр.
4. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение / Д. Норт. – THESIS. – 1993. – Т.1, Вып. 2 – С. 69 – 91.
5. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 15.05.2010 N 336
6. О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов: федеральный закон Российской Федерации от 02.07.2013
N 176-ФЗ
7. О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2014
N 244: распоряжение Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 21.04.2014 N 1667-р
8. О направлении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов: письмо заместителя министра экономического развития РФ О. В. Фомичева от 12.12.2014 N 3120-ОФ/Д26и, адресованное уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ
9. О порядке проведения оценки регулирующего воздействия в Санкт-Петербурге: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2014 N 244
10. О порядке проведения оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности: закон Санкт-Петербурга от 27.12.2013 N 682-125 (ред. от 10.05.2016)
11. О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1318 (ред. от 21.10.2015)
12. О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения: постановление Правительства РФ от 25.08.2012 N 851 (ред. от 01.04.2016)
13. О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2015 N 83
14. О проекте соглашения о взаимодействии между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Санкт-Петербурга при проведении оценки регулирующего воздействия: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2013 N 76
15. О развитии института оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления В 2015 году // Доклад Министерства экономического развития РФ. – 2015. – 10 стр.....53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ