Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РОЛЕВЫХ ИГР 7
1.1. Говорение как вид речевой деятельности 7
1.2 Лингводидактические особенности диалогической речи 12
1.3. Психолого-возрастные особенности учеников старшей школы 16
1.4. Воспитательный и образовательный потенциал игровой деятельности 19
1.5. Ролевая игра как способ интенсификации процесса обучения диалогической речи на уроках английского языка в старшей школе 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 31
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 34
2.1. Содержание обучения диалогической речи на английском языке в старшей школе 34
2.2. Методическая разработка для 10-11 классов общеобразовательной школы 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
На протяжении всей истории человечества феномен игры привлекал внимание выдающихся мыслителей. В разные периоды развития цивилизации возникали философские, педагогические и культурологические концепции игры, отмечавшие ее образовательный потенциал. Исследователи игры видели в ней эффективный способ приобщения учащихся различных возрастных групп к творческой деятельности, обретения ими навыков сотрудничества и мотивации.
Сегодня игры активно используются в самых разных сферах жизни общества и направлениях обучения. Например, большое распространение в последние годы как в средней, так и в высшей школе получили ролевые и деловые игры в обучении литературе, географии, истории, юриспруденции, туризму, менеджменту и, конечно, иностранному языку.
Однако, потенциал игры в образовании все еще используется недостаточно. Игровая деятельность в учебном процессе часто воспринимается педагогами несерьезно, как средство снятия напряжения.
Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является формирование личности, которая способна участвовать в межкультурной коммуникации. В связи с чем широкое распространение получил коммуникативно-ориентированный подход к обучению иностранным языкам. Актуальность данной работы связана с тем, что на уроках иностранного языка над приемами обучения естественной коммуникации еще преобладают приемы бланкового тестирования лексики и грамматики, чтения и слушания. При этом часто остается забытой (необходимая для достижения указанной выше цели обучения иностранному языку) организация учебных заданий по аналогии с функционированием устного языка в реальных жизненных обстоятельствах [Мильруд, 2015].
Важно также отметить, что для большинства научных концепций характерна трактовка игры как преимущественно деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Мы же считаем, что потребность личности в игре и способность входить в игру сохраняется и в старшей школе, хотя и имеет свои особенности. В этом также проявляется актуальность данного исследования. В любом возрасте игра помогает превратить довольно сложный процесс обучения в увлекательное занятие, способствует интеллектуальному развитию, воспитывает культуру общения и раскрывает личностный потенциал учащихся.
Объектом исследования стал процесс развития навыков диалогической речи с помощью ролевых игр у учащихся старшей школы.
Предметом исследования выступает методика развития навыков диалогической речи у учащихся старшей школы с помощью ролевых игр.
Цель работы заключается в теоретическом исследовании вопросов, связанных с развитием навыков диалогической речи на английском языке у учащихся старшей школы, и разработке комплекса упражнений, включающего ролевые игры.
Поставленная цель определила задачи исследования:
1) рассмотреть говорение как вид речевой деятельности и особенности обучения диалогической речи;
2) проанализировать психолого-возрастные особенности учеников старшей школы, выявить факторы, стимулирующие и затрудняющие процесс обучения;
3) выявить воспитательный и образовательный потенциал игровой деятельности;
4) рассмотреть ролевую игру как способ интенсификации процесса обучения диалогической речи на уроках английского языка в старшей школе;
5) определить содержание обучения английскому языку в старшей школе;
6) разработать комплекс упражнений на основе ролевой игры для развития диалогических навыков на уроках английского языка в старшей школе.....
В настоящее время главной целью обучения иностранному языку является формирование личности, способной принимать участие в межкультурной коммуникации. Поэтому при обучении английскому языку в школе необходимо более активно использовать приемы обучения естественной коммуникации, организовывать учебные задания по аналогии с функционированием языка в реальных жизненных ситуациях. Ролевая игра как метод активного обучения и как средство развития навыков общения как нельзя лучше подходит для реализации этой цели.
Потребность в игре и способность играть существует не только у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В нашей работе мы попытались доказать, что ролевая игра как метод обучения может успешно применяться и в старшей школе.
В данной работе мы провели теоретическое исследование вопросов, связанных с развитием навыков диалогической речи на английском языке у учащихся старшей школы: рассмотрели трудности обучения диалогической речи, проанализировали психолого-возрастные особенности учеников старшей школы. Далее мы изучили точки зрения различных ученых и мыслителей на образовательный потенциал игровой деятельности. В рамках теоретической части исследования мы рассмотрели положительные стороны ролевой игры как метода обучения и пути интенсификации процесса обучения диалогической речи на уроках английского языка в школе с помощью ролевой игры.
Мы пришли к выводу, что большим преимуществом ролевой игры является наличие социального контекста, способствующего приближению процесса обучения к условиям коммуникации в реальной жизни. Кроме того, игра обладает особенным социально-психологическим воздействием, которое помогает преодолеть боязнь общения на иностранном языке. Ролевая игра также является сильным мотивационным фактором, творческим процессом формирования культуры общения.
В практической части работы нами были рассмотрены требования к результатам освоения базового курса иностранного языка в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и примерная основная образовательная программа среднего общего образования по иностранному языку, а также разработан комплекс ролевых игр, направленных на развитие диалогических навыков на занятиях по английскому языку в старшей школе, и упражнений, которые могут быть использованы в качестве лексико-грамматической подготовки к ним. Данные упражнения и игры могут стать дополнительным материалом к учебникам «Enjoy English» авторов М.З. Биболетовой, Е.Е. Бабушис, Н.Д. Снежко для 10 и 11 классов общеобразовательных учреждений.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Том 2. – М.: Русский язык Медиа, 2007. – 779 с.
4. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество. Избранные труды. – М.: Лабиринт, 1998. – 368 с.
5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
6. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. – М.: Высшая школа, 1990. – 152 с.
7. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1986. – 103 с.
8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1982. – 656 с.
9. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
10. Королькова А.А. Игра как форма эстетического воспитания личности (на основе текстов Канта и Шиллера) // Сетевой журнал научно-образовательного центра проблем философии, религии и культуры [Электрон. ресурс] . – Режим доступа: http://centre.einai.ru/wp-content/uploads/2015/09/2012_11_16_Korolkova.pdf – Загл. с экрана. (Дата обращения: 29.03.2018).
11. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 146 с.
12. Лихвар В.Д., Подольская Е.А., Погорелый Д.Е. Новейший культурологический словарь. Термины, биографические справки, иллюстрации. – Ростов: Издательство Феникс, 2010. – 411 с.
13. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. – СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2002. – 542 с.
14. Махлах Е.С. Психологические особенности ролевой игры в школьном возрасте: Автореф. дис... канд.психол. наук. – Москва , 1955. – 15 с.
15. Мильруд Р. П. Приемы и технологии обучения устной речи // Язык и культура, №29. – Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2015. – С. 104-121....36