Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения невербального коммуникативного поведения и оценки в речевом общении 7
1.1 Проблемы речевого общения 7
1.1.1 Речевое общение и его виды 7
1.1.2 Определение понятия речевого воздействия и виды этого воздействия 9
1.2 Особенности невербального коммуникативного поведения 13
1.2.1 Невербальные компоненты фонации 14
1.2.2 Молчание как компонент невербальной коммуникации 17
1.2.3 Невербальные компоненты кинесики 20
1.2.4 Проксемика как компонент невербальный коммуникации 23
1.3 Общая характеристика категории оценки 25
1.3.1 Основные положения, связанные с понятием оценки в лингвистике 25
1.3.2 Классификации оценочных значений 29
1.3.3 Критерии выделения прямой и косвенной оценки 31
Выводы по Главе 1 34
Глава 2. Способы выражения положительной и отрицательной оценки невербального коммуникативного поведения 36
Современная лингвистика, как и многие другие науки, имеет ярко выраженный антропоцентрический характер, так как в центре внимания зачастую оказывается говорящая и мыслящая личность. Лингвисты на протяжении более чем полувека обращаются к изучению сугубо человеческого вида деятельности – оцениванию, которое является одной из важнейших составляющих процесса познания. Оценивание, отражаясь в высказывании человека, представляет собой часть картины мира. По этой причине изучение природы оценки, ее видов, особенностей реализации и функционирования остаются по-прежнему актуальными и перспективными.
Настоящая диссертационная работа представляет собой исследование, посвященное оценке невербального коммуникативного поведения, как в плане выявления языковых средств выражения прямой и косвенной оценки, так и в плане анализа взаимосвязи между невербальным коммуникативным поведением и особенностями реализации оценки в диалогическом тексте.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена недостаточной изученностью оценки невербального коммуникативного поведения.
Научная новизна настоящей работы состоит в том, что в ней впервые проводится анализ способов выражения прямой и косвенной оценки невербальных компонентов коммуникации в диалогическом контексте.
Объектом исследования выступает речевое взаимодействие, содержащее прямую и косвенную оценку невербального коммуникативного поведения.
Предметом исследования является прямая и косвенная оценка говорящим невербального коммуникативного поведения адресата.
Основная цель диссертационного исследования состоит в выявлении способов выражения прямой и косвенной оценки невербального коммуникативного поведения с последующим обобщением выявленных способов.
В соответствии с поставленной целью основные задачи в настоящей работе сводятся к следующему:
1. сформулировать четкие критерии разграничения прямой и косвенной оценки;
2. выделить основные группы невербальных компонентов, формирующих невербальное коммуникативное поведение;
3. выявить языковые способы выражения прямой и косвенной оценки невербального коммуникативного поведения, учитывая биполярный характер оценки;
4. определить интенции говорящего, отразившиеся на выборе того или иного способа выражения оценки;
5. обобщить способы выражения прямой и косвенной оценки невербального коммуникативного поведения и привести процентное соотношение выявленных случаев использования рассматриваемых оценок.
Материалом исследования послужили 300 фрагментов диалогического текста, в которых реализована прямая и косвенная оценка невербального коммуникативного поведения, взятых из произведений англоязычной художественной прозы XX-XXI вв. Всего было проанализировано 5075 страниц печатного текста.
Основным комплексным методом исследования является описательно-аналитический метод, основанный на наблюдении, интерпретации и обобщении способов выражения прямой и косвенной оценки, а также коммуникативно-прагматический анализ. По мере необходимости используется компонентный анализ.
Теоретической основой исследования послужили труды: по аксиологии Н.Д. Арутюновой, Е.М. Вольф, Н.В. Ильина, Т.А. Трипольской; по невербальной коммуникации Г.Е. Крейдлина, С.В. Крестинского, А. Кендона, АХолла; по коммуникативно-прагматическому аспекту и теории речевого общения В.В. Богданова, А.Г. Поспеловой, Дж. Серля Н.И Формановской; по теории речевого воздействия Дж. Дилларда, И.А. Стернина, Л.Л. Федоровой и др....
Суть высказывания часто зависит от внешних условий, в которых оно произносится. Прагматические причины выбора прямого или косвенного способа выражения отрицательной и положительной оценки мотивированы коммуникативными намерениями говорящего, спецификой речевой ситуации, в том числе установленными нормами общения. При оценке важнейшим фактором является оказание рационального или эмоционального воздействия на адресата, чтобы изменить линию его поведения.
Невербальные компоненты коммуникации с разной степенью воздействуют на субъект оценки, что отражается на оценочном высказывании.
В ходе исследования было установлено, что выбор прямой отрицательной оценки невербального коммуникативного поведения обусловлен: неадекватностью невербального поведения с точки зрения ситуативного контекста, в том числе его несоответствием нормам поведения в обществе; необходимостью уточнения правильности интерпретации невербального компонента и негативным воздействием на эмоциональное состояние субъекта оценки. Прямая положительная оценка используется при выражении одобрения, уточнении правильности положительной интерпретации невербального компонента и манипулировании поведением адресата.
Косвенная отрицательная оценка носит прескриптивный характер, так как выражает запрет на обозначенное действие, как правило, на основании существующих социальных норм и стереотипов, а также используется при неадекватном поведении, если оно создает препятствия для ведения диалога или негативно воздействует на говорящего. Косвенная положительная оценка характерна для тех случаев, когда невербальное поведение оказывает позитивное рациональное или эмоциональное воздействие на говорящего; возникает необходимость уточнить правильность позитивной интерпретации невербального поведения; невербальный компонент является, с точки зрения субъекта оценки, идентификатором положительного эмоционального или физического состояния адресата.
Смешанный тип отрицательной оценки используется, чтобы негативно охарактеризовать невербальное поведение и обозначить запрет на указанное действие. Смешанный тип положительной оценки используется с тем, чтобы польстить коммуниканту, а также похвалить положительно воспринятое невербальное действие. Данный тип оценки позволяет охарактеризовать невербальный компонент, чтобы адресат яснее понимал причину, по которой его невербальное поведение оценивается положительно или отрицательно.
Специфика прямой и косвенной оценки в диалоге определяется не только тем, на какую сферу адресата воздействует говорящий, но и тем, чем мотивирована оценка. Поэтому в ходе исследования удалось выявить не только рациональные и эмоциональные, но и общие и частные оценки, среди которых доминируют психологические (эмоциональные). Данная тенденция объясняется тем, что оценке подвергаются преимущественно невербальные компоненты, репрезентирующие эмоциональное состояние коммуниканта.
Несмотря на разнородность способов выражения прямых и косвенных оценочных высказываний, все же удается провести некоторые обобщения (см. Табл.1 Приложения). Так, для выражения прямой и косвенной отрицательной и положительной оценки невербального коммуникативного поведения в равной степени характерно использование номинативных эмоционально-оценочных, а также глагольных оценочных предикатов, номинаций и определений независимо от типа невербального компонента, несмотря на то, что при использовании данных языковых средств в косвенной оценке отсутствует прямое указание на оцениваемый невербальный компонент.
Метафорическое сравнение c использованием не оценочного существительного является способом выражения прямой отрицательной оценки (фонация, кинесика)....
1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 896 с.
2. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М.: Наука, 1988 – 341 с.
3. Банару В. И. Оценка, модальность, прагматика // Языковое общение: единицы и регулятивы. –1987. – С. 14–18.
4. Богданов В. В. Молчание как нулевой знак и его роль в вербальной коммуникации // Языковое обобщение и его единицы. – 1986. – С. 12-18
5. Богданов В. В. Речевое общение: прагматические и семантические аспекты. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1990. – 88 с.
6. Боголюбова Л. И. О классификации пресуппозиций // Вестник ЛГУ. Серия 2. – 1991. – Вып. 3. – С. 97-99.
7. Верещагин Е. М. О своеобразии отражения мимики и жестов вербальными средствами (на материале русского языка) / Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. // Вопросы языкознания. – 1981. – № 1. – С.36-41.
8. Виноградов С. И. Культура русской речи. – М. : Издательская группа норма-инфра, 2006. – 549 с.
9. Винокур Т. Г. Информативная и фатическая речь как обнаружение разных коммуникативных намерений говорящего и слушающего // Русский язык в его функционировании: коммуникативно прагматический аспект. – М. : Наука, 1993. – С. 5-29.
10. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. – М. : Наука, 1985. – 228 с.
11. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. – М. : Знак, 2010. – 600 с.
12. Журавлев А. П. Звук и смысл. − М. : Просвещение, 1981. − 160 с.
13. Ивин А. А. Основания логики оценок. – М. : Изд-во Московского ун-та, 1970. – 230 с.
14. Ильина Н. В. Структура и функционирование оценочных конструкций в современном английском языке : афтореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.04. – М., 1984 – 16 с.
15. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М. : КомКнига, 2006. – 284 с....86