ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы девиантного поведения подростков 7
1.1. Проблема девиантного поведения в современной психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Условия и факторы возникновения девиантного поведения 18
1.3. Особенности личности подростков склонных к девиантному поведению 33
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение личности подростков со склонностью
к девиантному поведению 46
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 48
2.3. Рекомендации родителям по воспитанию подростка склонного к девиантному поведению и тренинг для подростков, направленный на профилактику девиантного
поведения 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Приложение 1 Диагностические методики в порядке их предъявления 78
Приложение 2 Сводные таблицы полученных данных 113
Приложение 3 Результаты статистической обработки 128
Приложение 4 Тренинг для подростков, направленный на профилактику девиантного поведения 147
Актуальность проблемы исследования. Проблема девиантного поведения изучалась в различных аспектах как зарубежными, так и отечественными исследователями. Так, в отечественных теориях методологические основы изучения девиантного поведения представлены в: девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева.
Многоплановое педагогическое изучение и понимание проблемы девиантного поведения и идеи социальной обусловленности воспитания и развития детей и подростков нашли отражение в трудах А. Макаренко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, Б.Н. Алмазова, Б.П. Битинаса, И.С. Кона, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика и др.
В научном сообществе проблема девиации рассматривается как психологическая (А.Е. Личко, В.С. Битенский), личностная (В.Д. Менделевич, К.С. Лисецкий, С.В. Березин), социальная (Дж.А. Соломзес, В. Чеурсан, Г. Соколовский), медицинская (Н.Н. Иванец, М.А. Винникова).
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества подростков, имеющих отклонения в поведении, что неизбежно влечет за собой рост заболеваемости, травматизации и суицидальных попыток, вовлечения в различные виды криминальной деятельности. С научной точки зрения вызывает интерес влияния того или иного способа диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков..
Анализ девиантного поведения подростка, определение мотива совершения им проступка невозможен без учета характерологических и личностных свойств. Чтобы не допустить возникновения девиаций, необходимо раннее распознавание личностных изменений, ведущих к
отклонениям в поведении.
Исходя из этого мы, мы сформулировали проблему нашего исследования: каковы особенности личности подростков со склонностью к девиантному поведению?
Объектом данной работы является личность подростков.
Предмет - особенности личности подростков со склонностью к девиантному поведению.
Цель исследования: выявление психологических особенностей личности подростков со склонностью к девиантному поведению.
Гипотеза исследования: личностные особенности подростков, склонных к девиантному поведению и не склонных к девиантному поведению будут отличаться, а именно: подростки, склонные к девиантному поведению будут более жестокими, менее чувствительными, а так же более экстравертированными в отличие от подростков, не склонных к девиантному поведению.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических подходов к изучению проблемы девиантного поведения подростков в научно-психологической литературе:
- рассмотреть личностные особенности подростков со склонностью к девиантному поведению в полных и неполных семьях;
- изучить факторы, условия и причины возникновения девиантного поведения у подростков.
2. Провести исследование и сравнительный анализ особенностей личности подростков со склонностью к девиантному поведению:
- изучить гендерный аспект личностных характеристик подростков;
- определить группу подростков склонных к девиантному поведению;
- изучить особенности личности подростков со склонностью к девиантному поведению;
- определить характер связей между показателями личностных
характеристик и показателями склонных к девиантному поведению.
4
3. Разработать рекомендации родителям и тренинг для подростков, направленный на профилактику девиантного поведения.
Теоретической основой работы являются, работы следующих авторов: Я.И. Гилинский, М.И. Лисина, И.С. Кон.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования:
- организационные методы: сравнительный;
- эмпирические методы: опрос, тестирование,
- методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистического и математического анализа данных (с целью выявления статистических различий в особенностях личности подростков со склонностью к девиантному поведению и без склонности нами были применен не параметрический математический метод для двух независимых выборок U-критерий Манна - Уитни, а для определения связей между изучаемыми показателями нами был применен коэффициент корреляции r-Пирсона, как метод математического моделирования в психологии - на основе пакета статистических программ «SPSS 13.0»).
- интерпретационные методы: структурный метод.
В работе использовался блок методик, направленный на изучение склонности к девиантному поведению подростков:
1. Методика многофакторного исследования личности Кэттелла.
2. Опросник «СОП» (склонность к отклоняющемуся поведению), автор А.Н. Орел.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Новый Оскол Белгородской области», В исследовании приняли участие учащиеся 10-11 классов, в возрасте от 15 до 17 лет. Общее количество испытуемых 88 человек. Из них 74 юноши и 14 девушек.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, 84-ти используемых источников и четырех приложений. Объем выпускной квалификационной работы составил 78 страниц.
Проведенный анализ позволил нам прийти к собственному пониманию сущности девиантного поведения подростков
Изучение вышеназванных вопросов позволило нам сделать следующие выводы:
1. Девиантное поведение - это целостный поведенческий акт, действия или поступки подростков, не соответствующие общепринятым социальным, культурным и нравственным нормам, а также традициям и образцам поведения в тех группах, в которых протекает их жизнедеятельность, если эти нормы и традиции не вступают в противоречия с общепринятыми в том обществе, в котором живет подросток.
2. Диагностика девиантного поведения должна основываться на анализе общепринятого образа жизни: как совокупности типичных для данного общества форм жизнедеятельности людей, способов удовлетворения ими своих потребностей, часто повторяющихся ситуаций, в которых находится ребенок, и которые предъявляют к его поведению определенные требования; личностных особенностей самого ребенка, особенностей развития его личности на конкретном возрастном этапе.
3. Выделение конкретных видов девиантного поведения носит условный характер и используется в целях подробного изучения наиболее распространенных в той или иной группе или в данный период времени отклонений в поведении несовершеннолетней молодежи, а также с целью классификации различных проявлений девиаций.
4. Сущность этиологического подхода к анализу девиантного поведения подростков заключается в изучении причин, приводящих к тем или иным отклонениям в поведении подростков, на основе диагностики личности подростка, его индивидуально - психологических особенностей, а также особенностей взаимодействия ребенка с ближайшим окружением.
В ходе данного исследования, изучения склонности подростков к девиантному поведению, Опросником «СОП» (Склонность к отклоняющемуся поведению) было выявлено что наиболее высокий средний бал имеют шкалы: склонности к агрессии и насилию (Ме1=11,81); склонность к аддиктивному поведению (Ме1=8,61); склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (Ме1=8,56); склонность к деликвентному поведению (Ме1=8,23); в связи с чем можно предположить что, это связанно с тем, что самооценка подростков еще не определилась, ценностные ориентации не сложились в систему, у них возрастает значимость объектов, удовлетворяющих потребность престижа, который перерастает в низшую форму самоутверждения, когда индивид удовлетворяется тем, что становится объектом внимания других людей.
С целью выявления связей между показателями личностных особенностей подростков и показателями склонности к девиантному поведению, нами был применён корреляционный анализ с использованием не параметрического коэффициента корреляции r-Спирмина, «склонность к аддиктивному поведению»; «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», «Склонность к деликвентному поведению», данные показатели имеют такие личностные характеристики как: «Г2-Экстраверсия-интроверсия», «Г3-чувствительность», имеют положительные достоверные корреляционные связи, показатель «I- жесткость-чувствительность» имеет отрицательную достоверныую корреляционную связь. Таким образом, чем выше показатели экстравертированный и жесткость, и ниже показатель чувствительности тем больше подростки данной выборки подвержены к девиантному поведению, таким образом выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась.
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. - М.: Междунар. пед. Академия, 1995. - 264 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, - 1980. - 335 с.
3. Антонян, Ю.М. Неблагополучные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности / Ю.М. Антонян, Е.Г. Самичев. - М., 1983. - 83 с.
4. Арзуманян, С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков / С.Д. Арзуманян. - Ереван: Луйс, 1980. - 112 с.
5. Асеев, В.Г. Нормативное управление социальным развитием / В.Г. Асеев. - М.: Профиздат, 1998. - 127 с.
6. Бааль Н. Б. Девиантное поведение в механизме формирования криминального экстремизма в молодежной среде / Н.Б.Бааль // Вопросы ювенальной юстиции. - 2008. - № 4. - С. 17-21
7. Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков /
В.Г.Баженов. - Киев, 1986. - 185 с.
8. Башкатов, И.П. Психология неформальных подростково - молодежных групп / И.П. Башкатов. - М.: Информпечать, 2000. - 334 с.
9. Беляков, А.Е. Личностные детерминанты совладающего поведения девиантных подростков и юношей // А.Е.Беляков, А.В. Печерский Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2012. № 1. С. 51-62.
10. Божович, Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е.Д. Божович. - М.: Знание, - 1979. - 39 с.
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Божович Л.И. - М.: Просвещение, - 1968. - 464 с.
12. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во «Институт формирования психологии», - 1995. - 349 с.
13. Божович, Л.М. Этап формирования личности в онтогенезе / Л.М. Божович // Вопросы психологии. - 1979. - № 1. - С.23-25.
14. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В.
Зинченко, - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с. (Проект
«Психологическая энциклопедия»)
15. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
16. Велев, В.П. Особенности самосознания и поведения девиантных подростков // В.П. Велев. диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2012
17. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Арагуновой. - М.: Просвещение, - 1967 г. - 330 с.
18. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Проблема возраста / Л. С. Выготский . - М.: Педагогика, 1982 - 432 с.
19. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский . - М.: Педагогика, 1982.— 488 с.
20. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии/ Л. С. Выготский . - М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
21. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.3. Проблемы развития психики/ Л. С. Выготский . - М.:Педагогика, 1983.—368 с.
22. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский; под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. - 512 с.
23. Гилинский, Я.И. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х- ХХ вв.): Тенденции и социологическое осмысление / Я. Гилинский, В. Афанасьев, Н. Бараева; отв. ред. Я.И. Гилинский; - СПб.: Алетейя, 2000. -
384 с.
24. Гилинский, Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль (Deviancy, criminality, social control): избр. ст. / Я.И. Гилинский. - СПб; Изд-
во Р.Асланова «Юрид. центр Пресс», 2004: ГУП Тип. Наука. - 320 с.
25. Гилинский, Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль / Я.И. Гилинский. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», - 2004. - 320 с.
26. Гилинский, Я.И. Криминология: Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль: курс лекций / Я.И. Гилинский. - СПб и др.: Питер,
2002. - 377 с.
27. Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: уч. Пособие / Я.И. Гилинский, В.Г. Афанасьев. - СПб, 1993. - 272 с.
28. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Я.И. Гилинский // Социологические исследования. - 1991. - №4. - С.72-78.
29. Гладкова, С. Аутотренинг. Антистрессовые методики / С.Глакова. - Серия «Будь здоров!» - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 320 с.
30. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. - М.: Академия, 2002. - 271 с.
31. Гонеев, А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков / А.Д. Гонеев. - Курск, 1998. - 140 с.
32. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. - Калининград: КГУ, 2000. - 572 с.
33. Гурко, Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей / Т.А. Гурко //Социс. - 1996. - №3. - С.8-14.
34. Девиантное поведение подростков: гендерное измерение: теорет. и приклад. аспекты работы с несовершеннолет. правонарушителями. - Рязань, Ряз. гос. пед. ун-т С.А. Есенина, 2003. - 163 с.
35. Еременко, В.В.Самосознание как основное образование подростково-юношеского возраста и его роль в формировании отклоняющегося поведения // В.В. Еременко Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2016. Т. 16. № 8. С. 133-136.
36. Журавлев, Д.Н. Трудные дети и проблема отклоняющегося поведения (аналитический аспект) / Д.Н. Журавлев, А.В. Ковальчук // Ярославский педагогический вестник. - 2003. - №3. - С.82-85.
37. Заверткина, Е.Г. Коррекция девиантного поведения подростков: учебно - методическое пособие / Е.Г. Заверткина, М.Н. Миронова. - Ярославль: Изд- во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. - 112 с.
38. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. - 431с.
39. Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы [Текст] : учеб. пособ. / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников . - Санкт-Петербург : Питер, 2010 - 352 с
40. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): / Е.В. Змановская // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с
41. Золотоверхова, Н.В. Особенности "образа я" "уличных" подростков // Н.В. Золотоверхова. Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2011. Т. 11. № 1. С. 44-49.
42. Идобаева, О.А. Особенности личностного самоопределения делинквентных подростков // О.А. Идобаева, А.И. Подольский. Образование личности. - 2016. № 4. С. 82-89.
43. Идобаева, О.А. Формирование самосознания подростков как основа профилактики делинквентного поведения // О.А. Идобаева В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор: А.Ю. Нагорнова. - 2015. С. 129-134.
44. Ипатов, Е.В. Аутодеструктивное поведение подростков // Е.В. Ипатов, Т.Р. Шишигина Дефектология. - 2016. № 3. С. 19-25.
45. Клейберг Ю. А. Девиантное поведение в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг; НОУ ВПО Моск. психол.- социал. ин-т . - 2-е изд., стер. . - Москва : НОУ ВПО Московский психолого¬социальный институт, 2008 - 296 с.
46. Клейберг, Ю.А. Социальные номы и отклонения / Ю.А. Клейберг. - 2-е изд.доп. - М.: Вита-пресс, 1997. - 142 с.
47. Климачев, Е.В. Социальная педагогика: Девиантное поведение: практикум для студентов / Е.В. Климачев. - М.: МГУЛ, - 2004 (Изд-во Моск. гос. ун-та леса) - 42 с.
48. Клюева, Н.В. Психолог и семья / Н.В. Клюева. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 159 с.
49. Ковальчук М. А. Девиантное поведение [Текст] : профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова . - Москва : ВЛАДОС, 2010 - 286 с. : ил. - (Библиотека психолога) - Библиогр.: с. 282-284
50. Ковальчук, М.А. Особенности проявления девиантного поведения у подростков / М.А. Ковальчук, М.Н. Миронова // Наши дети. - Ярославль: Изд-во ООО «Герион», 2005. - №2. - С.7-8.
51. Ковальчук, М.А. Проблема социального воспитания детей группы риска: учебно-методическое пособие / М.А. Ковальчук, М.Н. Миронова, А.М. Ходырев. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2004. - 93 с.
52. Ковальчук, М.А. Факторы риска формирования у несовершеннолетней молодежи мотивации приобщения к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) / М.А. Ковальчук, М.Н. Миронова // Педагогические науки. - М.: Изд- во «Компания Спутник+», 2005. - №6(16). - С.28-36.
53. Ковальчук, М.А. Факторы, способствующие приобщению к употреблению психоактивных веществ несовершеннолетней молодежью / М.А. Ковальчук, А.В. Ковальчук // Ярославский педагогический вестник,
2003. - №2. - С.21-29.
54. Колесникова Г. И. Девиантное поведение [Текст] : [учебное пособие для студентов вузов] / Г.И. Колесникова, Е.А. Байер, М.В. Харагезян . -
Ростов-на-Дону : Феникс, 2007 - 218
55. Комлев, Ю.Ю. Социология девиантного поведения: вопросы теории /
Ю.Ю. Комлев, Н.Х. Сафиуллин; М-во образования Рос. Федерации. - Казань: Изд-во Казан, ун-та , 2000. -158 с.
56. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М., 1988.
57. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия / В.Т. Кондрашенко, И. Донской, С.А. Игумнов. - 6-е изд., исправленное - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 458 с.
58. Конфликтология. Учебное пособие / Сост. Буртовая Е.В. - М., 2002
59. Корнилова Т. В. Подростки групп риска [Текст] / Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко, С. Д. Смирнов . - Санкт-Петербург : Питер, 2005 - 336 с.
60. Курек, Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте / Н.С. Курек; Научн.- исслед. ин-т наркологии М-ва здравоохранения Рос. Федерации. - Научн. изд. - СПб.: Алетейя, 2000. - 217 с.
61. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина / науч. исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
62. Личко А. Е. Эти трудные подростки [Текст] : записки психиатра / А. Е. Личко . - Ленинград : Лениздат, 1983 - 126 с.
63. Личко, А.Е. Основные типы нарушений поведения у подростков / А.Е. Личко, В.С. Битенский // Патологические нарушения поведения у подростков / Под ред. А.Е. Личко. - Л.: Лениздат, 1991
64. Мишкина, Е.И. Роль алкоголизма и асоциального образа жизни родителей в формировании поведенческих девиаций в детском возрасте // Е.И. Мишкина, Т.Н. Чижова, О.И. Пилявская, Т.С. Нохрина В сборнике: Актуальные проблемы возрастной наркологии и профилактика аддиктивных состоянийМатериалы Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции. - 2013. С. 128-132.
65. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
66. Проблемы коррекции злоупотребления психоактивными веществами: материалы гор. науч.-практ. конф. по профилактике злоупотребления психоактив. веществами среди несовершеннолетних, 16-27 сент.2002 г./ Под ред. В.А. Петунина и М.Б. Рубцова. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. ун-та, 2000. - 41 с.
67. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
68. Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи «группы риска»: Состояние проблемы, перспективы [Материалы конференции] / Редкол.: И.Д. Лельчицкий [и др.]. - Тверь: Твер. гос. ун-т,
1998. - 161 с.
69. Рахматуллин, Э.С. Девиантное поведение как социальная проблема / Э.С. Рахматуллин. - Казань: Казан.гос.ун-т, 2004. - 119 с.
70. Руденко В. И. Родители и подростки [Текст] : умные отношения / В. И. Руденко . - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011 - 219 с.
71. Свистунова, Е.В. Особенности Я-концепции подростков с нарушением поведения: дис. ... канд.психол.наук: 19.00.10. - М., 2002. - 182 с.
72. Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество / Дж.А. Соломзес, В. Чеурсон, Г. Соколовский. Наркотики и общество - М., 1998.-С.9-10.
73. Социальная норма. Девиантное поведение / Под общ.ред. Ю.А. Клейберга, Л.А. Кокоревой, И.О. Ганченко. - Междунар.акад.психол.наук - Краснодар: Краснод.акад. МВД России, 2003. - 250 с.
74. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: учебное пособие для студентов высш. педагогич. учебн. заведен. / В.Г. Степанов - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Academia, 2001. - 335 с.
75. Сысоева, В.А. Социология. Социальный контроль и девиантное поведение / В.А. Сысоева. - М.: Знание, 2002. - 25 с.
76. Технологии социально-психологической ресоциализации подростков с девиантным поведением: [сборник] / Ком. по делам молодежи Киров. обл. Центр социал-психол. помощи детям, подросткам и молодежи; /Авт.-сост. М.Н. Бородатая [и др.] - Киров, 2003. - 90 с.
77. Ушинский, К.Д. Избранные сочинения / К.Д. Ушинский. - М., 1953. - Т.1 - 638 с.
78. Фалькович Т. А. Подростки XXI века [Текст] : психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях : виды кризисных ситуаций, профилактические и тренинговые мероприятия, индивидуальные и групповые формы работы, диагностика, анкетирование, тестирование : 8-11 классы / Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоухова, Н. В. Высоцкая . - Москва : ВАКО, 2008 - 254 с.
79. Фельдштейн, Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1981. - №6. - С.36¬47.
80. Фельдштейн, Д.И. Психология воспитания подростка / Д.И. Фельдштейн. - М.: Знание, 1978. - С.28-35.
81. Фрейд, 3. Психология бессознательного: сборник произведений /Сост. науч. рук. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение. - 1990.
82. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов Х91 пед. нн- тов/Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петровского.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987.— 447 с.
83. Хьелл, П. Теории личности / П. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е междунар. изд. - СПБ.: Изд-во «Питер», 2003. - 608 с.
84. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер . - Москва : Трикста : Академический Проект, 2005 - 334 с