ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы девиантного поведения подростков 7
1.1. Проблема девиантного поведения в современной психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Условия и факторы возникновения девиантного поведения 18
1.3. Особенности личности подростков склонных к девиантному поведению 33
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение личности подростков со склонностью
к девиантному поведению 46
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 48
2.3. Рекомендации родителям по воспитанию подростка склонного к девиантному поведению и тренинг для подростков, направленный на профилактику девиантного
поведения 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Приложение 1 Диагностические методики в порядке их предъявления 78
Приложение 2 Сводные таблицы полученных данных 113
Приложение 3 Результаты статистической обработки 128
Приложение 4 Тренинг для подростков, направленный на профилактику девиантного поведения 147
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы девиантного поведения подростков 7
1.1. Проблема девиантного поведения в современной психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Условия и факторы возникновения девиантного поведения 18
1.3. Особенности личности подростков склонных к девиантному поведению 33
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение личности подростков со склонностью
к девиантному поведению 46
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 48
2.3. Рекомендации родителям по воспитанию подростка склонного к девиантному поведению и тренинг для подростков, направленный на профилактику девиантного
поведения 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Приложение 1 Диагностические методики в порядке их предъявления 78
Приложение 2 Сводные таблицы полученных данных 113
Приложение 3 Результаты статистической обработки 128
Приложение 4 Тренинг для подростков, направленный на профилактику девиантного поведения 147
Актуальность проблемы исследования. Проблема девиантного поведения изучалась в различных аспектах как зарубежными, так и отечественными исследователями. Так, в отечественных теориях методологические основы изучения девиантного поведения представлены в: девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева.
Многоплановое педагогическое изучение и понимание проблемы девиантного поведения и идеи социальной обусловленности воспитания и развития детей и подростков нашли отражение в трудах А. Макаренко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, Б.Н. Алмазова, Б.П. Битинаса, И.С. Кона, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика и др.
В научном сообществе проблема девиации рассматривается как психологическая (А.Е. Личко, В.С. Битенский), личностная (В.Д. Менделевич, К.С. Лисецкий, С.В. Березин), социальная (Дж.А. Соломзес, В. Чеурсан, Г. Соколовский), медицинская (Н.Н. Иванец, М.А. Винникова).
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества подростков, имеющих отклонения в поведении, что неизбежно влечет за собой рост заболеваемости, травматизации и суицидальных попыток, вовлечения в различные виды криминальной деятельности. С научной точки зрения вызывает интерес влияния того или иного способа диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков..
Анализ девиантного поведения подростка, определение мотива совершения им проступка невозможен без учета характерологических и личностных свойств. Чтобы не допустить возникновения девиаций, необходимо раннее распознавание личностных изменений, ведущих к
отклонениям в поведении.
Исходя из этого мы, мы сформулировали проблему нашего исследования: каковы особенности личности подростков со склонностью к девиантному поведению?
Объектом данной работы является личность подростков.
Предмет - особенности личности подростков со склонностью к девиантному поведению.
Цель исследования: выявление психологических особенностей личности подростков со склонностью к девиантному поведению.
Гипотеза исследования: личностные особенности подростков, склонных к девиантному поведению и не склонных к девиантному поведению будут отличаться, а именно: подростки, склонные к девиантному поведению будут более жестокими, менее чувствительными, а так же более экстравертированными в отличие от подростков, не склонных к девиантному поведению.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических подходов к изучению проблемы девиантного поведения подростков в научно-психологической литературе:
- рассмотреть личностные особенности подростков со склонностью к девиантному поведению в полных и неполных семьях;
- изучить факторы, условия и причины возникновения девиантного поведения у подростков.
2. Провести исследование и сравнительный анализ особенностей личности подростков со склонностью к девиантному поведению:
- изучить гендерный аспект личностных характеристик подростков;
- определить группу подростков склонных к девиантному поведению;
- изучить особенности личности подростков со склонностью к девиантному поведению;
- определить характер связей между показателями личностных
характеристик и показателями склонных к девиантному поведению.
4
3. Разработать рекомендации родителям и тренинг для подростков, направленный на профилактику девиантного поведения.
Теоретической основой работы являются, работы следующих авторов: Я.И. Гилинский, М.И. Лисина, И.С. Кон.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования:
- организационные методы: сравнительный;
- эмпирические методы: опрос, тестирование,
- методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистического и математического анализа данных (с целью выявления статистических различий в особенностях личности подростков со склонностью к девиантному поведению и без склонности нами были применен не параметрический математический метод для двух независимых выборок U-критерий Манна - Уитни, а для определения связей между изучаемыми показателями нами был применен коэффициент корреляции r-Пирсона, как метод математического моделирования в психологии - на основе пакета статистических программ «SPSS 13.0»).
- интерпретационные методы: структурный метод.
В работе использовался блок методик, направленный на изучение склонности к девиантному поведению подростков:
1. Методика многофакторного исследования личности Кэттелла.
2. Опросник «СОП» (склонность к отклоняющемуся поведению), автор А.Н. Орел.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Новый Оскол Белгородской области», В исследовании приняли участие учащиеся 10-11 классов, в возрасте от 15 до 17 лет. Общее количество испытуемых 88 человек. Из них 74 юноши и 14 девушек.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, 84-ти используемых источников и четырех приложений. Объем выпускной квалификационной работы составил 78 страниц.
Многоплановое педагогическое изучение и понимание проблемы девиантного поведения и идеи социальной обусловленности воспитания и развития детей и подростков нашли отражение в трудах А. Макаренко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, Б.Н. Алмазова, Б.П. Битинаса, И.С. Кона, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика и др.
В научном сообществе проблема девиации рассматривается как психологическая (А.Е. Личко, В.С. Битенский), личностная (В.Д. Менделевич, К.С. Лисецкий, С.В. Березин), социальная (Дж.А. Соломзес, В. Чеурсан, Г. Соколовский), медицинская (Н.Н. Иванец, М.А. Винникова).
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества подростков, имеющих отклонения в поведении, что неизбежно влечет за собой рост заболеваемости, травматизации и суицидальных попыток, вовлечения в различные виды криминальной деятельности. С научной точки зрения вызывает интерес влияния того или иного способа диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков..
Анализ девиантного поведения подростка, определение мотива совершения им проступка невозможен без учета характерологических и личностных свойств. Чтобы не допустить возникновения девиаций, необходимо раннее распознавание личностных изменений, ведущих к
отклонениям в поведении.
Исходя из этого мы, мы сформулировали проблему нашего исследования: каковы особенности личности подростков со склонностью к девиантному поведению?
Объектом данной работы является личность подростков.
Предмет - особенности личности подростков со склонностью к девиантному поведению.
Цель исследования: выявление психологических особенностей личности подростков со склонностью к девиантному поведению.
Гипотеза исследования: личностные особенности подростков, склонных к девиантному поведению и не склонных к девиантному поведению будут отличаться, а именно: подростки, склонные к девиантному поведению будут более жестокими, менее чувствительными, а так же более экстравертированными в отличие от подростков, не склонных к девиантному поведению.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических подходов к изучению проблемы девиантного поведения подростков в научно-психологической литературе:
- рассмотреть личностные особенности подростков со склонностью к девиантному поведению в полных и неполных семьях;
- изучить факторы, условия и причины возникновения девиантного поведения у подростков.
2. Провести исследование и сравнительный анализ особенностей личности подростков со склонностью к девиантному поведению:
- изучить гендерный аспект личностных характеристик подростков;
- определить группу подростков склонных к девиантному поведению;
- изучить особенности личности подростков со склонностью к девиантному поведению;
- определить характер связей между показателями личностных
характеристик и показателями склонных к девиантному поведению.
4
3. Разработать рекомендации родителям и тренинг для подростков, направленный на профилактику девиантного поведения.
Теоретической основой работы являются, работы следующих авторов: Я.И. Гилинский, М.И. Лисина, И.С. Кон.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования:
- организационные методы: сравнительный;
- эмпирические методы: опрос, тестирование,
- методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистического и математического анализа данных (с целью выявления статистических различий в особенностях личности подростков со склонностью к девиантному поведению и без склонности нами были применен не параметрический математический метод для двух независимых выборок U-критерий Манна - Уитни, а для определения связей между изучаемыми показателями нами был применен коэффициент корреляции r-Пирсона, как метод математического моделирования в психологии - на основе пакета статистических программ «SPSS 13.0»).
- интерпретационные методы: структурный метод.
В работе использовался блок методик, направленный на изучение склонности к девиантному поведению подростков:
1. Методика многофакторного исследования личности Кэттелла.
2. Опросник «СОП» (склонность к отклоняющемуся поведению), автор А.Н. Орел.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Новый Оскол Белгородской области», В исследовании приняли участие учащиеся 10-11 классов, в возрасте от 15 до 17 лет. Общее количество испытуемых 88 человек. Из них 74 юноши и 14 девушек.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, 84-ти используемых источников и четырех приложений. Объем выпускной квалификационной работы составил 78 страниц.
Проведенный анализ позволил нам прийти к собственному пониманию сущности девиантного поведения подростков
Изучение вышеназванных вопросов позволило нам сделать следующие выводы:
1. Девиантное поведение - это целостный поведенческий акт, действия или поступки подростков, не соответствующие общепринятым социальным, культурным и нравственным нормам, а также традициям и образцам поведения в тех группах, в которых протекает их жизнедеятельность, если эти нормы и традиции не вступают в противоречия с общепринятыми в том обществе, в котором живет подросток.
2. Диагностика девиантного поведения должна основываться на анализе общепринятого образа жизни: как совокупности типичных для данного общества форм жизнедеятельности людей, способов удовлетворения ими своих потребностей, часто повторяющихся ситуаций, в которых находится ребенок, и которые предъявляют к его поведению определенные требования; личностных особенностей самого ребенка, особенностей развития его личности на конкретном возрастном этапе.
3. Выделение конкретных видов девиантного поведения носит условный характер и используется в целях подробного изучения наиболее распространенных в той или иной группе или в данный период времени отклонений в поведении несовершеннолетней молодежи, а также с целью классификации различных проявлений девиаций.
4. Сущность этиологического подхода к анализу девиантного поведения подростков заключается в изучении причин, приводящих к тем или иным отклонениям в поведении подростков, на основе диагностики личности подростка, его индивидуально - психологических особенностей, а также особенностей взаимодействия ребенка с ближайшим окружением.
В ходе данного исследования, изучения склонности подростков к девиантному поведению, Опросником «СОП» (Склонность к отклоняющемуся поведению) было выявлено что наиболее высокий средний бал имеют шкалы: склонности к агрессии и насилию (Ме1=11,81); склонность к аддиктивному поведению (Ме1=8,61); склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (Ме1=8,56); склонность к деликвентному поведению (Ме1=8,23); в связи с чем можно предположить что, это связанно с тем, что самооценка подростков еще не определилась, ценностные ориентации не сложились в систему, у них возрастает значимость объектов, удовлетворяющих потребность престижа, который перерастает в низшую форму самоутверждения, когда индивид удовлетворяется тем, что становится объектом внимания других людей.
С целью выявления связей между показателями личностных особенностей подростков и показателями склонности к девиантному поведению, нами был применён корреляционный анализ с использованием не параметрического коэффициента корреляции r-Спирмина, «склонность к аддиктивному поведению»; «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», «Склонность к деликвентному поведению», данные показатели имеют такие личностные характеристики как: «Г2-Экстраверсия-интроверсия», «Г3-чувствительность», имеют положительные достоверные корреляционные связи, показатель «I- жесткость-чувствительность» имеет отрицательную достоверныую корреляционную связь. Таким образом, чем выше показатели экстравертированный и жесткость, и ниже показатель чувствительности тем больше подростки данной выборки подвержены к девиантному поведению, таким образом выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась.
Изучение вышеназванных вопросов позволило нам сделать следующие выводы:
1. Девиантное поведение - это целостный поведенческий акт, действия или поступки подростков, не соответствующие общепринятым социальным, культурным и нравственным нормам, а также традициям и образцам поведения в тех группах, в которых протекает их жизнедеятельность, если эти нормы и традиции не вступают в противоречия с общепринятыми в том обществе, в котором живет подросток.
2. Диагностика девиантного поведения должна основываться на анализе общепринятого образа жизни: как совокупности типичных для данного общества форм жизнедеятельности людей, способов удовлетворения ими своих потребностей, часто повторяющихся ситуаций, в которых находится ребенок, и которые предъявляют к его поведению определенные требования; личностных особенностей самого ребенка, особенностей развития его личности на конкретном возрастном этапе.
3. Выделение конкретных видов девиантного поведения носит условный характер и используется в целях подробного изучения наиболее распространенных в той или иной группе или в данный период времени отклонений в поведении несовершеннолетней молодежи, а также с целью классификации различных проявлений девиаций.
4. Сущность этиологического подхода к анализу девиантного поведения подростков заключается в изучении причин, приводящих к тем или иным отклонениям в поведении подростков, на основе диагностики личности подростка, его индивидуально - психологических особенностей, а также особенностей взаимодействия ребенка с ближайшим окружением.
В ходе данного исследования, изучения склонности подростков к девиантному поведению, Опросником «СОП» (Склонность к отклоняющемуся поведению) было выявлено что наиболее высокий средний бал имеют шкалы: склонности к агрессии и насилию (Ме1=11,81); склонность к аддиктивному поведению (Ме1=8,61); склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (Ме1=8,56); склонность к деликвентному поведению (Ме1=8,23); в связи с чем можно предположить что, это связанно с тем, что самооценка подростков еще не определилась, ценностные ориентации не сложились в систему, у них возрастает значимость объектов, удовлетворяющих потребность престижа, который перерастает в низшую форму самоутверждения, когда индивид удовлетворяется тем, что становится объектом внимания других людей.
С целью выявления связей между показателями личностных особенностей подростков и показателями склонности к девиантному поведению, нами был применён корреляционный анализ с использованием не параметрического коэффициента корреляции r-Спирмина, «склонность к аддиктивному поведению»; «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», «Склонность к деликвентному поведению», данные показатели имеют такие личностные характеристики как: «Г2-Экстраверсия-интроверсия», «Г3-чувствительность», имеют положительные достоверные корреляционные связи, показатель «I- жесткость-чувствительность» имеет отрицательную достоверныую корреляционную связь. Таким образом, чем выше показатели экстравертированный и жесткость, и ниже показатель чувствительности тем больше подростки данной выборки подвержены к девиантному поведению, таким образом выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Проблема личностной идентификации подростков с девиантным поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Психология девиантного поведения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Личностные ценности современных подростков в контексте
профильного обучения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5770 р. Год сдачи: 2020 - Социально-педагогическая профилактика склонностей к девиантному поведению у подростков 12-14 лет
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогическое сопровождение подростков,склонных к девиантному поведению
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



