Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №14407

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы74стр.
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3733
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников в процессе внеурочной туристско¬краеведческой деятельности 9
1.1. Сущность экологического воспитания младших школьников... 9
1.2. Туристско-краеведческая деятельность в системе начального
образования 19
1.3. Педагогические условия организации экологического
воспитания младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности 25
Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности 37
2.1. Анализ опыта учителей по экологическому воспитанию
младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности 37
2.2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию
младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности 51
Заключение 64
Библиографический список 67



Проблема экологического воспитания не теряет своей актуальности в любой период, так как именно от уровня отношений человека к природе, от его знаний, готовности к экологической деятельности и от его практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе, зависит само существование жизни на Земле. Специфика нынешнего времени - увеличение внимания к экологической составляющей в образовании, которое требует развития экологического сознания, воспитания новой личности с экологическим мировоззрением. Экологическое воспитание личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности.
Проведенные исследования показывают, что экологических знаний, полученных только на уроках, недостаточно для эффективного осуществления процесса экологического воспитания младших школьников. Большинство учащихся не осознают взаимосвязей в природе, не замечают вреда, причиняемого природе действиями человека. Необходимы внеурочные практические занятия на природе, направленные на изучение экологических проблем территории своей местности, конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды силами учащихся. Изучение экологии родного края является важнейшим фактором формирования системы нравственных ценностей младших школьников.
В ФГОС НОО предлагаются различные направления внеурочной деятельности школьника с целью приобретения младшим школьником первичных представлений о гражданственности и патриотизме, развития его нравственных, этических и эстетических чувств, ценностного отношения к природе. Названные отношения и ценности возможно сформировать только в процессе непосредственного общения школьника с окружающим миром, то есть в процессе внеурочной деятельности туристско-краеведческой направленности.
Одной из важных задач современного образования является формирование у младших школьников желания изучать ближайшее природное окружение на основе деятельности, правильно применять полученные знания на практике, объективно оценивать свое поведение в природной и социальной среде. По нашему мнению, решить эту задачу возможно в процессе организации внеурочной деятельности младших школьников туристско-краеведческой направленности.
Степень разработанности проблемы. В теоретическое осмысление проблемы экологического воспитания младших школьников значительный вклад внесли Т.А. Бабакова, Т.С. Дежникова, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверева, П.В. Иванова, И.С. Матрусова, А.П. Сидельковский, И.Т. Суровегина, А.Е. Тихонова и др.
Организации внеурочной деятельности посвящены работы Ю.К. Бабанского, А.К. Бруднова, Р.С Гайсиной, В.А. Горского, В.М. Коротша, Г.В. Козловой, А.В. Леонтовича, И.Я. Лернера, И.Е. Мураховского, Т.И. Немцевой и др.
Научная разработка вопросов туристско-краеведческой деятельности учащихся, опирающаяся на концепцию неразрывности туризма и краеведения, наиболее раскрыта в работах В.И. Аксельрода, П.И. Истомина, Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова, А.А. Остапца-Свешникова, Ю.А. Поповича, Ю.С. Самохина, В.Е. Туманова, Г.С. Усыскина, С.П. Фокина, С.О. Шмидта, Н. И. Яковлевой и др.
Однако при несомненной теоретической значимости и практической важности названных исследований для современной школы, проблема экологического воспитания младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности требует дальнейшей разработки. Не достаточно, на наш взгляд, исследованы возможности туристско-краеведческого направления внеурочной деятельности в экологическом воспитании младших школьников. Слабо разработана система туристско-краеведческих внеурочных занятий для младших школьников.
Сегодня особенно заметно противоречие между потребностью повышения уровня экологической воспитанности школьников и недостаточным использованием возможностей туристско-краеведческой внеурочной деятельности в этом процессе.
Социально-педагогическая значимость проблемы, необходимость и целесообразность её разработки определили тему нашего диссертационного исследования «Экологическое воспитание младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности».
Проблема исследования - каковы педагогические условия экологического воспитания младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - экологическое воспитание младших школьников в процессе внеурочной работы.
Предмет исследования - педагогические условия экологического воспитания младших школьников во внеурочной туристско-краеведческой деятельности.
Гипотеза исследования: экологическое воспитание младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности будет эффективным, если:
1) туристско-краеведческая деятельность организуется на основе психолого-педагогических принципов, которые служат руководством для определения содержания и методов экологического воспитания;
2) младшие школьники знакомятся с экологическими особенностями и проблемами родного края;
3) организуется посильное участие младших школьников в практической экологической деятельности по улучшению и восстановлению природы родного края.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность экологического воспитания младших школьников.
2. Определить место и значение туристско-краеведческой деятельности в системе начального образования.
3. Выявить педагогические условия экологического воспитания младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности.
4. Проанализировать опыт учителей по экологическому воспитанию младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности.
5. Теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия экологического воспитания младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы; наблюдение; анкетирование; тестирование.
База исследования: 3 класс МОУ «СОШ №2 с УИОП» г. Валуйки Белгородской области.
Исследование проводилось в течение двух лет (2015-2017 гг.) и включало в себя следующие этапы.
Первый этап (2015г.) - изучение литературы по теме исследования; отбор дидактического материала для экспериментального исследования.
Второй этап (2015-2016 гг.) - проведение констатирующего
эксперимента и анализ его результатов, проведение формирующего эксперимента.
Третий этап (2017 г.) - систематизация и обобщение результатов исследования, литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в экспериментальном обосновании педагогических условий экологического воспитания младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обобщены материалы по организации экологического воспитания младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности и выделены педагогические условия этой работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработана и апробирована программа внеурочной деятельности «Юные туристы-экологи»;
- подготовлены практические рекомендации по организации различных форм эколого-туристской деятельности (туристско-экологический детский лагерь, экологическая тропа), которые могут быть использованы в работе образовательных учреждений;
- разработаны методические рекомендации по организации детских туристско-краеведческих объединений экологической направленности.
Выводы и материалы диссертационного исследования могут использоваться в учебном процессе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и высших учебных заведений.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации работ по теме исследования в научных статьях в сборниках материалов конференции:
- межвузовской научно-практической конференции «Внеурочная работа, как средство повышения практической направленности в подготовке специалистов» (Пенза, декабрь, 2016 г.);
- региональной научно-практической конференции «Формирование единого образовательного пространства школы по достижению
метапредметных результатов обучающихся» (Комсомольск-на-Амуре,
октябрь, 2016 г.);
Структура магистерской диссертации: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования; показаны его теоретическая и практическая
значимость.
В первой главе раскрывается сущность экологического воспитания; рассматриваются педагогические условия, необходимые для организации экологического воспитания младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности.
Во второй главе анализируется опыт учителей по экологическому воспитанию младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности, описывается ход и результаты экспериментальной работы в 4 классе МОУ «СОШ №2 с УИОП» г. Валуйки Белгородской области.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования и предложения по организации процесса экологического воспитания младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Библиографический список включает 72 источника.
В приложении помещены диагностические материалы, таблицы отражающие результаты экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ показал, что проблеме экологического воспитания младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности уделяется достаточное внимание в научно-методической литературе и педагогической практике.
В основе экологического воспитания учащихся во внеурочной работе лежит систематическое приобретение знаний о природе и обществе, что экологическая культура и экологическое образование учащихся одно из средств решения экологических проблем. В исследовании даны методические рекомендации учителям начальных классов для повышения уровня экологической воспитанности младшего школьника, развития любви к природе, экологического мышления, чувства ответственности за разумное и бережливое отношение к окружающей среде.
В исследовании раскрыто содержание и сущность экологического воспитания, разработаны рекомендации по формированию экологического воспитания во внеурочной работе.
Исследование показало, что для экологического воспитания школьников в школах создаются специальные педагогические условия: реализуется исследовательская работа в различных направлениях (ботаническое, зоологическое, геологическое, географическое,
фенологическое и др.). По каждому направлению программы работает группа школьников, выполняя исследовательские работы и представляя их на научно-практических конференциях. Школьники не только выполняют определенную исследовательскую работу, но и участвуют в пропаганде экологических знаний посетителей экологической тропы. Основными формами просветительской деятельности в районе экологической тропы являются туристические экскурсии, экологические слеты и полевые лагеря.
Ведущей формой учебной и просветительской работы на экологической тропе являются экологические туристические экскурсии.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи. Теоретически подтверждена и практически апробирована эффективность педагогических условий экологического воспитания младших школьников. Мы пришли к выводу, что экологическое воспитание младших школьников в процессе внеурочной туристско¬краеведческой деятельности будет эффективным, если:
1) туристско-краеведческая деятельность организуется на основе психолого-педагогических принципов, которые служат руководством для определения содержания и методов экологического воспитания;
2) младшие школьники знакомятся с экологическими особенностями и проблемами родного края;
3) организуется посильное участие младших школьников в практической экологической деятельности по улучшению и восстановлению природы родного края.
Анализ опыта учителей по проблеме исследования и результаты проведенного эксперимента по экологическому воспитанию младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности подтвердили эффективность этих педагогических условий. Проведенное исследование показало, что разработанная программа туристско-краеведческого объединения «Юные туристы-экологи» содействует формированию интереса к познанию окружающего мира, повышению уровня экологической воспитанности, повышает туристско-краеведческое мастерство, что обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие личности.
Самым результативным выводом в нашей работе стало подтверждение гипотезы. Полученные результаты контрольного этапа эксперимента, подтвердили эффективность апробированных нами в 3 «А» классе МОУ «СОШ №2 с УИОП г. Валуйки Белгородской области» педагогических условий экологического воспитания младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности. Количество учащихся в
экспериментальном классе с высоким уровнем экологической воспитанности
увеличилось с 14% до 27%, со средним - с 54% до 59%, а количество учащихся с низким уровнем исследуемого качества уменьшилось с 32% до 14%. У учащихся контрольного класса эти изменения были менее значительны: количество учащихся с высоким уровнем экологической воспитанности увеличилось с 20% до 25%, со средним - с 50% до 55%, а с низким - уменьшилось с 30% до 20%. Таким образом, выдвинутая в начале экспериментальной работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств экологического воспитания младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности.



1. Ануфриева Н.А. Актуальные проблемы патриотического воспитания молодежи /Н.А. Ануфриева, Т.В. Самсонова, А.В. Карташов.-М.: МРИО. -
2005. - 99 с.
2. Богданова С.М. Подарим детям каникулы / С.М. Богданова // Туризм: практика, проблемы, перспективы, 2003. - №4. - С. 41-44
3. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С. Борисов - М.: Просвещение, 1982. - 223с.
4. Брославский Б. Биологические экспедиции и их роль в воспитательной работе / Б. Брославский, А. Гинзбург // Тематические походы и экспедиции со школьниками - М.: Челябинск, 2009. - 187 с.
5. Бодрова Л.А. Формирование экологической культуры школьников в условиях реализации современных образовательных программ / Л.А. Бодрова // Ярославский педагогический вестник, 2011. - №3. - С. 24-28.
6. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа, 2011.- №6. - С. 53-55.
7. Бродовская З.В. Содержание и организация курсовой подготовки учителей начальных классов в процессе повышения квалификации по экологическому воспитанию школьников: дис.: канд. пед. наук / Зинаида Владимировна Бродовская. -М.: Новосибирск, 2004. - 233 с.
8. Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования / А.А. Вербицкий, О.А. Ларионова // ALMA MATER, 2006. - № 5. - С. 19-26.
9. Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей младшего школьного возраста с окружающим миром / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 226 с.
10. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы/ Н.Ф. Виноградова // Начальная школа, 2009. - №4 - С.20-24.
11. Владышевский Д. В. Экология и мы / Д.В. Владышевский. - М.:
Красноярск, 1994. - 214 с.
12. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема: опыт теоретико-прикладного исследования / Под ред. Б.Т. Лихачева, Н.С. Дежниковой. - М.: Институт развития личности, 1997. - 64с.
13. Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию /
Э.В. Гирусов. - М., Изд-во МГУ, 1986. - С.76-81.
14. Глазачев С.Н. Экологическая культура: пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей / С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова. - М.: Горизонт, 1997. - 208 с.
15. Головко Е.В. Экологическое воспитание младшего школьника в процессе изучения окружающего мира / Е.В. Головко. - Белгород, 2006. - 120с.
16. Головко Е.В. Формирование у младшего школьника нравственно-экологического отношения к окружающему миру / Е.В. Головко. - Белгород,
2006. - 120с.
17. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - С. 4-21.
18. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Издательство «Феникс», 1996, -480 с.
19. Джураева А.Х. Экологическое воспитание в начальной школе / А.Х. Джураева. - Электрон. ст. -Режим доступа к ст.: http://festival.1 september.ru/articles/312830/
20. Данилина А.М. Изучение культурных ландшафтов в процессе туристско-краеведческой деятельности со школьниками / А.М. Данилина, А.В. Овчаренко, А.В. Кирюшкин // МГПУ, 2010.- №5 - С.153-159.
21. Долженко Г.П. Вопросы об экскурсиях на съездах / Г.П. Долженко // Русский экскурсант, 2016. - № 6. - С.30-32.
22. Долженко Г.П. Об экскурсиях для ознакомления с родиной / Г.П. Долженко // Русский экскурсант, 2017. - № 4. - С.5-7.
23. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся / Д.С. Ермаков. - М.: МИОО, 2009. - 180 с.
24. Захлебный А.Н. Модели содержания экологического образования в новой школе / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Педагогика, 2010. - №9 - С. 5-12.
25. Захлебный А.Н. Кто формирует экологическую культуру? / А.Н. Захлебный // На пути к устойчивому развитию России, 2007. - № 38 - С.21-23.
26. Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
27. Зверев Н.Д. Экология для младших школьников / Н.Д. Зверев // Начальная школа, 2005. - №4 - С. 60-64.
28. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект
образования / И.Д. Зверев. - М.: Просвещение, 1990. - 132 с.
29. Зорина Г.И. Основы туристской деятельности /Г.И. Зорина,
Е.И. Ильина, Е.В. Мошняга. - М.: Советский спорт, 2002. - 478 с.
30. Зырянов А.И. Туристическая география Пермского края / А.И. Зырянов. - Пермь, 2005 - 78 с.
31. Каропа Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги / Г.Н. Каропа. - Минск: НИО, 2001. - 114 с.
32. Каропа Г.Н. О методах экологического образования школьников / Г.Н. Каропа // Народная газета, 2005. - №2 - С. 32-35.
33. Карташова Е.С. Формирование социально-экологической
устойчивости личности школьника в контексте развития нормативного отношения к природной среде / Е.С. Карташова // Сибирский педагогический журнал, 2011. - № 9 - С. 137-150.
34. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С. Кашлев. - Изд.: Университетское, 2000. - 95 с.
35. Колесникова З.М. Программа реализации ФГОС второго поколения в начальных классах / З.М. Колесникова // Завуч начальной школы, 2011. - №3 - С . 8-21.
36. Кузина Г.В. Экологическое воспитание младших школьников на уроках «Человек и мир» / Г.В. Кузина. -Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://festival.1 september.ru/articles/7228/
37. Лихачев Б. Т. Философия воспитания: спец. курс / Б.Т. Лихачев. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 335 с.
38. Лихачёв Б. Т. Экология личности / Б.Т. Лихачев // Педагогика, 1993. - № 2 - С. 19-21.
39. Лободина Н. В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий / Н.В. Лободина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 266 с.
40. Минаева В.М. Развитие отечественной методики преподавания природоведения / В.М. Минаева. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. - 66 с.
41. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах / А.В. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 360 с.
42. Моисеева Л.В. Альтернативные модели экологического образования / Л.В. Моисеева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2004. - 156 с.
43. Морозова Н.В. Экологизация образования как средство формирования экологической культуры / Н.В. Морозова // Фундаментальные исследования, 2012. - № 3 - С. 300-304.
44. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2008. - 336 с.
45. Николаева С. Н. Юный эколог / С.Н. Николаева. - М.:
Мозаика-Синтез, 2007. - 128 с.
46. Особо охраняемые природные территории Белгородской области: Реестр / Под ред. С.А. Овеснова. - Белгород, 2012. - 231с.
47. Плешаков А.А. Экология для младших школьников / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 1995. - 45 с.
48. Прохорова С.Ю. Тропинка в природу: Организация экологических исследований с младшими школьниками / С.Ю. Прохорова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 157 с.
49. Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы /Н.Ф. Реймерс // Россия молодая, 1994. - № 5- С. 8-20.
50. Реймерс Н.Ф. Начало экологических знаний/ Н.Ф. Реймерс. - М.:МНЭ ПУ, 1993. - 243с.
51. Ривкин Е.Ю. Внеурочная деятельность / Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой, 2013. - №3- С. 100-109.
52. Риордан Б. Познавая наш путь в будущее: Приоритеты современной педагогики / Б. Риордан. - М.: Академик, 1993. - С. 29-53.
53. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево / Н.А. Рыжова // Начальная школа, 2007. - № 4 - С. 48-52.
54. Рябова И.Г. Экологическая культура и образование: опыт России и Казахстана / И. Г. Рябова, С. Н. Горшенина. - Алматы: Казах. Университет,
2006. - 504 с.
55. Сидорова И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности / И.В. Сидорова, А.В. Ананьева //Муницип. образование: инновации и эксперимент, 2011. - № 1- С. 32-35.
56. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова. - М.: Академия, 2000. - С. 38-86.
57. Степанов П.В. Воспитание в новом стандарте начального общего образования: вопросы и ответы / П.В. Степанов // Спутник классного руководителя, 2011. - №3 - С.4-10.
58. Суматохин С.В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности / С.В. Суматохин // Биология в школе, 2013. - № 5 - С. 60-67.
59. Суравегина И.Т. Экология и мир / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич, Т.В. Кучер. - М.: Новая школа, 2004. - 126с.
60. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе / Т.И. Тарасова, П.Т. Калашникова. - Борисоглебск: БГПИ, 2008. - 146 с.
61. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе / Т.И. Тарасова // Адукацыя i выхаванне, 2000. - №10 - С.15-18.
62. Тихонова А.Е. Содержание экологических знаний и умений в I и II классах четырехлетней начальной школы / А.Е. Тихонова // Начальная школа, 1993. - №9 - С. 20-24.
63. Усольцева И.В. Некоторые аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте введения федеральных государственных стандартов / И.В. Усольцева // Инновационные проекты и программы в образовании, 2011. - №2 - С. 22-26.
64. ФГОС НОО: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://pmobeseda.ru/obrazovanie/bsosh/norm-dok/239/
65. Фрейдкин И.С. Как знакомить детей с явлениями неживой природы / И.С. Фрейдкин. -М.: Дошкольное воспитание, 2010. - С. 17-18.
66. Харлампович Г.Д. Экология /Г.Д. Харлампович, И.И. Шолина. -Москва: Образ, 1998. - 219 с.
67. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты / И.В. Цветкова. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 192 с.
68. Цветкова И.В. Экологический светофор для младших школьников: Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста / И.В. Цветкова. - М.: Владос, 2012. - 288с.
69. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветков - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 176 с.
70. Шмалькова Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой, 2011. - №12 - С.5-12
71. Шуляпова О.В. Национально-региональный компонент содержания естественнонаучного образования в системе формирования экологической культуры школьников / О.В. Шуляпова // Экологическая культура и образование опыт России и Сербии / под ред. С.Н. Глазычева. - М.: Москва,
2007. - 566с.
72. Шумакова И.Л. Экологическое воспитание младших школьников / И.Л.
Шумакова. -Электрон. ст. - Режим доступа к
ст.:http://festival.1 september.ru/articles/213264/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ