Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОЛИМПИАДАМ ПО ПРЕДМЕТУ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Работа №14402

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54 стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
668
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты подготовки обучающихся к
предметным олимпиадам по МХК 9
1.1 Роль предметной олимпиады в процессе обучения мировой
художественной культуре 9
1.2 Особенности подготовки обучающихся к предметной олимпиаде
по предмету «Мировая художественная культура» 12
1.3 Анализ опыта подготовки учащихся к предметным олимпиадам в
общеобразовательной школе 17
ГЛАВА II. Современные условия использования образовательного Интернет-портала при подготовке учащихся общеобразовательных школ к олимпиадам по мировой художественной культуре 23
2.1 Роль образовательных Интернет-ресурсов в современном
образовательном процессе 23
2.2 Методические аспекты использования образовательного Интернет-портала в процессе подготовки к олимпиаде по МХК 27
ГЛАВА III. Разработка образовательного Интернет-портала, как средства учебно-методического обеспечения процесса подготовки к олимпиаде по мировой художественной культуре 32
3.1 Технология создания образовательного Интернет-портала «ART-
Olimp» 32
3.2 Рекомендации по использованию Интернет-портала «ART-Olimp» в процессе подготовки к олимпиадам по мировой художественной
культуре 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51


На сегодняшний день участие в олимпиадах дает школьнику много преимуществ. Еще 20 лет назад учащиеся принимали участие в олимпиадах лишь для защиты чести школы. Участие в олимпиадах сегодня дает большие преимущества при поступлении в престижный вуз, нередко обеспечивает возможность получать высокую стипендию и помогает определиться с выбором дальнейшей профессии.
На данном этапе развития олимпиадное движение претерпевает глобальные изменения. Это связано и с изменением парадигмы образования, и с тотальной информатизацией общества. В связи с этим меняются требования как к педагогам, подготавливающих учащихся к олимпиадам, так и к самим участникам. Необходимо иметь широкий кругозор знаний, умение творчески и нестандартно подходить к решению задач, а также умение пользоваться всеми новейшими достижениями в области информационно¬коммуникационных технологий.
Особую роль в данном процессе играют современные средства обучения, в частности, электронные учебные пособия и образовательные Интернет-ресурсы. Возможности использования образовательных Интернет¬ресурсов уже неоднократно становились предметом исследований психологов и педагогов. Так, исследователи Ю.Д. Бабаева, А. Е. Войскунский и др. рассмотрели психологические последствия информатизации, отмечая ее влияние на формирование психических процессов [2, с. 65].
Методические аспекты использования Интернет-ресурсов освещены в работах М. М. Горячева, Н. В, Иванушкина, В. В. Мантуленко, В. М. Полонского, Н. Н. Еслистратовой, И. А. Губайдуллина, З. З. Денишева, О.Л.Королевой, Е.Н. Халезовой, С.М.Масловой, Т.Б.Садиковой и др.
Что же касается изучения методических особенностей подготовки к олимпиадам, то следует отметить ряд основополагающих работ по педагогике, которые могут составить теоретико-методологическую основу исследований в данном направлении. Это, прежде всего, положения теорий деятельности и развития личности, отраженные в трудах таких исследователей, как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина. Применительно к вопросам методических особенностей подготовки олимпиады по мировой художественной культуре теоретическую основу могут составить концепции воспитания искусством одного из основоположников предмета «Мировая художественная культура» Д.Б. Кабалевского, а также А.А. Мелик-Пашаева и Б.М. Йеменского и полихудожественного развития школьников Б.П. Юсова.
Вместе с тем следует отметить отсутствие научной литературы, как теоретического, так и методического характера, касающейся конкретных вопросов подготовки к предметным олимпиадам в целом и олимпиадам по мировой художественной культуре в частности. Мы можем отметить лишь работу Е. Ю. Гундоровой, которая разработала методику решения арт- заданий на олимпиаде по искусству (мировой художественной культуре) для работы с одаренными школьниками. В практической же деятельности, как показывают опросы педагогов, учителя действуют «по наитию», продвигаясь порой с опорой только лишь на педагогическое мастерство и профессиональную интуицию.
Это порождает противоречие между необходимостью специальных методик подготовки учащихся общеобразовательных школ к предметным олимпиадам и отсутствием таковых на современном этапе развития системы образования. Данное противоречие определяет проблему нашего исследования: каковы методические особенности использования образовательного Интернет-портала при подготовке учащихся общеобразовательной школы к олимпиадам по предмету «Мировая художественная культура»?
Цель исследования - разработка и внедрение образовательного Интернет-портала в качестве средства учебно-методического обеспечения процесса подготовки к предметной олимпиаде по мировой художественной культуре.
Объект исследования - процесс подготовки учащихся к предметной олимпиаде по мировой художественной культуре.
Предмет исследования - особенности разработки и внедрения Интернет-портала как условия эффективной подготовки обучающихся к предметной олимпиаде по мировой художественной культуре.
Гипотеза исследования: использование обучающимися
образовательного Интернет-портала при подготовке к олимпиаде по предмету «Мировая художественная культура» способствует более успешному усвоению материала.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
1) определить роль предметной олимпиады в процессе обучения по предмету «Мировая художественная культура»;
2) выявить особенности подготовки обучающихся к предметной олимпиаде по МХК;
3) проанализировать опыт подготовки учащихся к предметным олимпиадам в общеобразовательной школе;
4) выявить роль Интернет-ресурсов в современном образовательном процессе;
5) рассмотреть методические аспекты использования образовательного
Интернет-портала в процессе подготовки к олимпиаде по предмету
«Мировая художественная культура»;
6) описать технологию создания образовательного Интернет-портала
«ART-Olimp»;
7) составить рекомендации по использованию образовательного
Интернет-портала «ART-Olimp» в процессе подготовки к олимпиадам по мировой художественной культуре.
Методологическую базу данного исследования составили работы Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова (концепция развития универсальных учебных действий общего образования); Д.Б. Кабалевского, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Йеменского (концепции воспитания искусством); а также положения теорий деятельности, развития личности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина).
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован ряд методов:
1. Изучение и анализ теоретических источников по педагогике, методике преподавания мировой художественной культуры, учебных программ по предмету учебного цикла «Мировая художественная культура», научных публикаций и диссертационных работ по проблеме исследования, учтены требования к олимпиадным заданиям всероссийского и регионального уровня.
2. Анализ и обобщение практического опыта подготовки к олимпиадам по мировой художественной культуре.
3. Проведение педагогического эксперимента для выявления эффективности разработанного образовательного Интернет-портала.
4. Опрос педагогов по проблеме методики подготовки к олимпиаде по мировой художественной культуры.
Этапы исследования:
1. На первом этапе выпускной квалификационной работы изучался теоретический материал по проблеме данного исследования, осуществлялся анализ олимпиадных заданий по мировой художественной культуре, методических рекомендаций по подготовке к предметной олимпиаде по мировой художественной культуре, разрабатывался аппарат исследования, проводился отбор и систематизация принципов дизайна образовательного Интернет-портала.
2. На втором этапе проводился педагогический эксперимент с учащимися 9-х классов на базе МБОУ «СОШ №40 г. Белгорода» в процессе использования образовательного Интернет-портала
3. На третьем этапе исследования подводились итоги эксперимента, завершалась работа над творческой частью выпускной квалификационной работы: образовательным Интернет-порталом для подготовки к предметной олимпиаде по мировой художественной культуре.
Теоретическая и практическая значимость работы: были обоснованы принципы разработки образовательного Интернет-портала для подготовки к предметной олимпиаде по мировой художественной культуре для учащихся общеобразовательных школ, практически доказана эффективность данного образовательного ресурса.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 40 г. Белгорода».
Структура выпускной квалификационной работы:
Теоретическая часть представляет собой по заявленной теме и включает: введение, три главы, заключение, библиографический список и приложение. Первая глава посвящена теоретическим аспектам подготовки обучающихся к предметным олимпиадам по мировой художественной культуре. Рассматривается роль предметной олимпиады в процессе обучения в общеобразовательной школе и особенности подготовки обучающихся к предметной олимпиаде по предмету «Мировая художественная культура» .
Вторая глава направлена на изучение современных условий использования образовательного Интернет-портала при подготовке учащихся общеобразовательных школ к олимпиадам по мировой художественной культуре. Рассматривается роль образовательных Интернет-ресурсов в современном образовательном процессе и методические аспекты использования образовательного Интернет-портала в процессе подготовки к олимпиаде по МХК.
В третьей главе описывается ход и итоги творческой части выпускной квалификационной работы, а также возможности применения результатов исследовательской работы на практике.
Творческая часть дипломной работы содержит поисковый материал по проблеме разработки образовательного Интернет-портала для подготовки учащихся общеобразовательных школ к предметной олимпиаде по мировой художественной культуре. Итогом творческой работы стал электронный образовательный ресурс «ART-Olimp».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в ходе написания нашей выпускной квалификационной работы мы пришли к выводу, что участие в предметных олимпиадах необходимо любому учащемуся в современных реалиях. Олимпиадные задания направлены на то, чтобы развить у обучающегося умение находить нестандартные решения к различным задачам, умение креативно мыслить и в целом повысить познавательную активность. Также участие в предметных олимпиадах развивают и личностные качества ребенка. Понимание того, что он может найти неожиданное решение в, казалось бы, обыкновенном задании, значительно повышает его самооценку и уровень придает уверенности в своих силах.
Олимпиадные задания по предмету «Мировая художественная культура» направлены на расширение общего кругозора учащихся, а также в областях истории, культуры и изобразительного искусства. Эти дисциплины способствуют развитию творческого и нестандартного мышления.
В ходе исследования теоретического материала для выпускной квалификационной работы нами были изучены особенности подготовки к олимпиадам по предмету «Мировая художественная культура». Нами была проанализирована сама структура олимпиадных заданий, а также особенности каждого типа задания. Проанализировав все особенности олимпиадных заданий, мы пришли к выводу, что существует необходимость в выработке единой методики подготовки к предметным олимпиадам.
На следующем этапе при изучении теоретического материала по теме выпускной квалификационной работе мы провели анализ опыта подготовки в общеобразовательной школе к предметным олимпиадам. Мы выявили несколько методик, которыми пользуются педагоги при подготовке к олимпиадам. Каждая из методик проверена временем и показывала свою эффективность неоднократно. Но в современном информационном обществе необходимо искать новые методы, которые учли бы всю специфику олимпиадных заданий и позволили бы более эффективно осваивать и систематизировать знания. Развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет внедрять в учебный процесс новацинные средства обучения, такие как образовательный Интернет-портал.
Далее нами были изучены современные условия использования образовательных Интернет-порталов в процессе подготовки учащихся к предметным олимпиадам. Мы пришли к выводу, что роль Интернет-ресурсов в образовательном процессе на сегодняшний день очень велика. Их важность обусловлена следующими факторами: доступность, информативность и современность. Нами были проанализированы виды и типы образовательных Интернет-ресурсов. Примерами удачных образовательных Интернет¬ресурсов мы привели сайт Академии Хана, который содержит в себе обучающие видео-лекции по разного рода предметам, а также образовательный сайт «Arzamas», который направлен на более узкую аудиторию, интересующуюся искусством во всех его проявлениях. По итогам анализа разных образовательных Интернет-ресурсов мы пришли к следующему выводу: для подготовки к предметной олимпиаде необходимо учитывать не только специфику каждого ее задания, но и охват тем, которые чаще всего встречаются в олимпиадных заданиях. Решением данной проблемы может послужить создание специализированного образовательного Интернет-портала, который будет содержать в себе сокращенные материалы, охватывающие необходимые темы.
На следующем этапе нашего исследования нами были изучены методические аспекты использования образовательных Интернет-порталов в процессе подготовки к олимпиадам. В связи с тем, что на сегодняшний день отсутствует систематизация опыта подготовки учащихся к предметным олимпиадам нами была рассмотрена возможность использования Интернет-портала в процессе подготовки к олимпиадам. Нами было проведено экспериментальное исследование, в котором мы разработали свои методические рекомендации по использованию разработанного нами Интернет-портала в процессе подготовки к олимпиадам, а затем апробировали его на учащихся 9 «А» класса МБОУ «СОШ №40 г. Белгорода». В результате экспериментального исследования, группа, которая использовала разработанный нами Интерент-портал, как средство подготовки к «пробной» олимпиаде, показала более высокий результат, чем группа, которая пользовалась стандартными средствами для подготовки. Таким образом, мы пришли к выводу, что использование Интернет-портала при подготовке к олимпиаде положительно сказывается на общих результатах успеваемости, а также способствует более качественному усвоению учебного материала.
Творческая часть нашего исследования заключалась в создании образовательного Интернет-портала. Технология создания портала состояла из нескольких этапов:
1. отбор материала, который происходил на основе анализа олимпиадных заданий по предметам «Искусство» и «Мировая художественная культура» для 9-11 классов;
2. поиск грамотного дизайнерского оформления для нашего портала;
3. создание всех разделов Интернет-портала.
Для разработки Интернет-портала нами был выбран модульный он¬
лайн конструктор сайтов и порталов Tilda.
Также, нами были разработаны рекомендации по использованию
нашего портала. Мы разработали алгоритм действий, в котором будут участвовать как педагог, так и учащийся. Но большую роль в подготовке к олимпиаде мы выделили для обучающегося, так как это способствует более эффективной подготовке.
Итогом нашей выпускной квалификационной работы является вывод о том, что разработанный нами образовательный Интернет-портал имеет большой потенциал в области подготовки обучающихся к олимпиадам по предметам «Искусство» и «Мировая художественная культура».



1. Андреева О. С. Мировая художественная культура. Культура XX века. Раздел 4. Учебник. 4-е изд. - М.: Галерея «Юла», 2008. - 386 с.
2. Бабаева Ю. Д. Психологические последствия информатизации. // Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е.. // Психологический журнал. —
1998. - №1. - 100 с.
3. Бабансий Ю.К. Оптимизация процесса образования. - М.: Педагогика,
1977. - 86 с.
4. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Изд-во МПСИ, - 2008. - 352 с.
5. Блок М. Апология истории. // М. Блок. - М.: Наука, 1973. - с. 109-230
6. Болотов В.А. О дистанционном образовании. // В. А. Болотова. // Информатика и образование. - № 1 - 1998. - 56 с.
7. Варданян Р.В. Мировая художественная культура. Архитектура. - М.: Владос, 2004. - 400 с.
8. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - М.: В. Шевчук, 2013. - с. 12-31
9. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
10. Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // И. В. Гиркин // Информационные технологии. - № 6 - 1998. - с. 56-72
11. Гузик М. Мировая художественная культура Тематический словарь. Древние цивилизации. - М.: Крафт+, 2004. - 800 с.
12. Данилова Г.И. Искусство. 5-11 классы. Рабочие программы. Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2015. - 224 с.
13. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7-9 класс. - М.: Дрофа, 2013. - 240 с.
14. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
15. Драч Г. История мировой культуры (мировых цивилизаций). Высшее образование. - М.: Феникс, 2005. - 544 с.
16. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. // И.Г. Захарова - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
17. Информационные технологии на уроках МХК. // Сост. Н.В. Киселёва.
- Волгоград: Учитель, 2009. - 103 с.
18. Искусство. 8-9 классы. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. - М.: Просвещение, 2009. - 190 с.
19. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992. - 48 с.
20. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект // Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с.
21. Кораблёв А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе. // Школа. - №2 - 2006.
22. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов.
- М.: Просвещение, 1991. - 190 с.
23. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.
- М.: Знание, 1981. - 350 с.
24. Мелик-Пашаев А.А. У истока искусств. Опыт приобщения подростков к художественной культуре // —Искусство в школе” - №1 - 1992.
25. Методические рекомендации для преподавания МХК. Л.М. Предтеченская, Л.В. Пешикова. - М.: ООО —Фирма МХК”, 2000.
26. Мосолова Л.М., Щедрина Г.К., Валицкая А.П. История мировой
художественной культуры // В кн.: Культурологическое образование. - СПб.: Астерион, 1998. - 53 с.
27. Наделяева О. Культурология. МХК. 5-11 классы. Предметные олимпиады. - М.: Учитель, 2015. - 168 с.
28. Никонов А. История мировой культуры в художественных памятниках. - СПб.: СПбКО, 2010. - 216 с.
29. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007 - с. 406-412
30. Популярная художественная энциклопедия. Под ред. Полевого В.М. - М.: Из-тво "Советская энциклопедия", 1986. - 88 с.
31. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. - М.: Просвещение,
2008. - 375 с.
32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
33. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. - 576 с.
34. Смолина Т. Мировая художественная культура в таблицах. Учебное пособие. - М.: Лань, 2014. - 80 с.
35. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура, 8 класс. (базовый уровень). - М.: Просвещение, 2010.
36. Тевс Д.П., Подковырова В.Н. Использование современных
информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие // Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006.
37. Толстикова И. Мировая культура и искусство. - М.: Альфа-М, 2011. - 416 с.
38. Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн: Пер. с англ. — 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВ-Петербург, 2014. - 496 с.
39. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1994. - 362 с.
40. Химик И.А. Художественная культура и развитие личности. - М.: Просвещение, 1987. - 223 с.
41. Чертов В.В. Синтез в Русской и мировой художественной культуре. - М.: Литера, 2009. - 232 с.
Электронные источники:
42. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности
использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности. [Электронный ресурс]. - URL:
http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/
9.2. htm - (дата обращения: 25.10.2016)
43. Интервью с сайта «Содружество искусств. Фестиваль школьных
музыкальных театров». [Электронный ресурс]. - URL:
http://fski.biz/publikacii47.html - (дата обращения: 24.01.2017)
44. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам". Информационно-методическое пособие для учреждений высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]. - URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/4261/3/window_posob_vuz.pdf - (дата обращения: 04.02.2017)
45. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании филологических дисциплин. [Электронный ресурс]. - URL: http://sandbox.openclass.ru/wiki-pages/79809 - (дата обращения: 05.10.2016)
46. Козлов А. Несложно о типографике. [Электронный ресурс]. - URL: http://hostinfo.ru/articles/web/rubric48/rubric49/1368 - (дата обращения: 24.12.2016)
47. Мелик-Пашаев А.А. Нужно ли обыкновенному ребенку художественное образование? [Электронный ресурс]. - URL: http://fski.biz/publikacii47.html - (дата обращения: 14.11.2016)
48. Методические рекомендации по разработке заданий и требований к
проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016/2017 учебном году по искусству (мировой художественной культуре). [Электронный ресурс]. - URL:
http://olymp.apkpro.ru/mm/mpp/files/isk-s-2017.pdf - (дата обращения: 29.04.2017)
49. Олимпиады для школьников. [Электронный ресурс]. - URL: http://olimpiada.ru - (дата обращения: 18.03.2017)
50. Покивайлова Л.А., Галкина Е.А. Организационно-педагогические условия подготовки учащихся к олимпиадам. [Электронный ресурс]. - URL: https://rae.ru/forum2012/pdf/2302.pdf - (дата обращения: 19.12.2016)
51. Положение о Всероссийской олимпиаде школьников (приложение к приказу Министерства образования РФ от 30.10.2003 № 4072. [Электронный ресурс]. - URL: http://zakonbase.ru/content/base/62800 - (дата обращения: 29.01.2017)
52. Постановление правительства России от 10 июля 2013 г. № 582 "об
утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно¬
телекоммуникационной сети "интернет" и обновления информации об образовательной организации". [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/gокументы/3527 - (дата обращения: 11.03.2017)
53. Сайт «Arzamas». [Электронный ресурс]. - URL: http://arzamas.academy - (дата обращения: 08.05.2017)
54. Сайт Академии Хана. [Электронный ресурс]. - URL:
https://ru.khanacademy.org - (дата обращения: 08.05.2017)
55. Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования. [Электронный ресурс]. - URL:
http://минобрнауки.рф/документы/543 - (дата обращения: 10.12.2016)
56. Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования по МХК. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/mp/19.doc - (дата обращения: 11.04.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ