Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление корпоративной культурой в социально ответственной компании

Работа №144010

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы139
Год сдачи2024
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИАЗАЦИИ 6
1.1.Понятие корпоративной культуры и ее роль в управлении организации 6
1.2. Типологии корпоративных культур 17
1.3. Особенности исследования корпоративной культуры 25
Выводы 29
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ КОМПАНИИ 30
2.1. Особенности социально ответственных компаний как объектов управления 30
2.2. Анализ российского и зарубежного опыта корпоративной культуры в социально ответственных компаниях 43
2.3. Модель взаимодействия аспектов корпоративной культуры и корпоративной социальной ответственности 56
Выводы 62
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ДИАГНОСТИКИ И ТРАНСОФРМАЦИИ КОРПОАРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИАЗЦИИ 63
3.1. Применение системы диагностики корпоративной культуры 63
3.2. Рекомендации по трансформации корпоративной культуры 94
Выводы 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 117
ПРИЛОЖЕНИЯ 124
Приложение 1 124
Приложение 2 126
Приложение 3 127
Приложение 4 130
Приложение 5 131
Приложение 6 133
Приложение 7 135


В условиях динамичных изменений в мировой и отечественной экономике эффективное управление нематериальные ресурсами, а именно, корпоративной культурой, приобретает большое значение. Культура организации является мощной силой, формирующей многие аспекты деятельности всей компании, и является основой ее жизненного потенциала. Важное значение для эффективного управления являются особенности отношений между людьми, устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации, а также образцы положительного и отрицательного поведения, что относится к ценностям и нормам. Основными носителями корпоративной культуры являются люди. Впрочем, в организациях с устоявшейся корпоративной культурой она как бы отделяется от людей, тем самым становится фактором организации или ее частью, что оказывает активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Так как корпоративная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее изучение имеет определенную специфику. Она играет довольно весомую роль в жизни организации и должна считаться предметом пристального внимания со стороны руководства организации.
В последние годы стала заметна тенденция отечественных компаний заявлять о формировании стратегий корпоративной социальной ответственности, в основе которых разработка подходов к взаимодействию с определенными стейкхолдерами, в том числе персоналом. Социальная ответственность в этом случае является средством снижения нефинансовых рисков, повышение конкурентоспособности предприятий, фактором сближения субъектов хозяйствования, общества и государства. Тем самым, все это определяет актуальность разработки научно-методического и практического инструментария по внедрению концепции корпоративной социальной ответственности (КСО) в систему управления персоналом отечественных компаний. Таким образом, все вышесказанное в совокупности доказывает актуальность исследования данной темы.
Объектом исследования в данной работе является корпоративная культура компании.
Предметом исследования – процесс управления корпоративной культурой в социально ответственной компании.
Цель исследования – совершенствование корпоративной культуры в компании на основании социальной ответственности.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и структуру понятий «корпоративная культура» и «социальная ответственность бизнеса» в системе менеджмента организации;
2. Определить методы влияния корпоративной культуры на эффективность работы организации;
3. Выявить особенности социально ответственных компаний как объектов управления;
4. Провести анализ российского и зарубежного опыта формирования корпоративной культуры в социально ответственных компаниях;
5. Определить разницу управления корпоративной культуры в социально ответственных компаниях и не социально отвественных;
6. Разработать модель корпоративной культуры в социально ответственной компании на основе проведенного анализа;
7. Разработать рекомендации по ее внедрению в компанию;
8. Разработать системную модель процесса эффективного стратегического управления социально ответственной корпоративной культурой в российских компаниях;
9. Провести оценку эффективности предложенных мероприятий развития корпоративной культуры.
Под гипотезой исследования предполагается, что грамотно сформированная, сильная, социально ответственная корпоративная культура может стать мощным стратегическим инструментом, позволяющим ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, инициировать сотрудников, облегчать общение, развивать социальную ответственность каждого сотрудника в отдельности, способствуя повышению эффективности деятельности организации в целом.
Степень научной проработанности темы. Для глубокого изучения проблематики был использован теоретико-методологический подход, с помощью которого были проанализированы исследования в области менеджмента и экономики:
‒ фундаментальные работы зарубежных и отечественных авторов в области менеджмента (А.Армстронг, Э.Шейн, Ф.Тейлор, А. Файоль, МаленковЮ.А., Кузнецов Ю.В., Жидков А.А.и др.)
‒ исследования современных зарубежных и отечественных авторов, посвященных управлению персоналом, включая проблемы формирования организационной̆ культуры (Н. Патутина, О. Одегов, И. Адизес, С. Иванова, Э.Мэтс, Кибанов А.Я., Кизян Н.Г. и др.);
‒ научные публикации по исследуемой̆ тематике в журнале Harvard Business Review, Elibrary;
‒ исследования ведущих аудиторских компаний BCG, PwC, TSQSusutainability.
Также в работе были использованы другие подходы:
‒ для определения сущности основных понятий по данной проблематике использовался эволюционный подход, междисциплинарный подход.
Для исследования в целом – метод анализа и синтеза, сравнительный анализ, метод группировки, структурно-функциональный метод, ранжирование и оценка.
Так, при широком многообразии определений «корпоративная культура»отсутствует единый подход к толкованию данного термина. Как следствие нет универсального подхода к анализу существующей корпоративной культуры в компании, соответственно и методов ее развития. Также на данный момент в информационном поле нет однозначного ответа на вопрос что такое «социально ответственная корпоративная культура» и как измеряется ее экономическая эффективность и как она влияет на организацию в целом.
Таким образом, предполагаемой научной новизной в данной работе будет –введение нового понятия «социально ответственная корпоративная культура»,модель социально ответственной корпоративной культуры, системная модель процесса эффективного стратегического управления социально ответственной корпоративной культуройа также рассмотрение возможной оценки эффективности социально ответственной корпоративной культуры и ее влияние на организацию.
Предполагаемая практическая значимость ВКР заключается в том, что она поможет организациям понять важность социально ответственной корпоративной культуры в компании. Именно культура организации предопределяет перспективы развития и особенности поведения ее членов в различных ситуациях, формы взаимодействия с другими организациями и степень доверия к себе. Аспекты практической значимости данного исследования:
1. Возможность внедрить результаты диссертации в систему управления персоналом компании. Показать, что такая система будет эффективней старой.
2. Систематизировать уже известные данные по-новому. Показать, что новый подход к управлению будет удобнее и проще.
3. Использовать основные положения диссертации в качестве методической базы для принятия управленческих решений по управлению корпоративной культурой.
Около 65% источников, использованных в исследовательской работе, являются трудами отечественных авторов. Теоретическая база отвечает требованию актуальности: 45% используемых источников написаны с 2019 по 2023 год.
Структура и логика работы подчинены решению поставленных задач. Научно-исследовательская работа состоит из трех глав. В первой главе приводятся теоретико-методологическое обоснования данной проблематики. Вторая глава посвящена анализу развития корпоративной культуры в отечественных и зарубежных компаниях и характерных ее особенностях. Третья глава посвящена практической части, анализируется корпоративная культура выбранной компании. Далее делаются выводы и на их основе разрабатываются рекомендации для совершенствования существующей культуры организации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенные исследования в рамках магистерской диссертации позволило выявить достаточное количество определений корпоративной культуры, приведенных в зарубежной и российской литературе. Корпоративная культура представляет собой совокупность ценностей, норм, традиций, общих установок и образцов поведения, которые формируются и развиваются в рамках организации и являются ее отличительными признаками, придающие компании уникальность на рынке.
В настоящее время существует явная тенденция к усилению интереса к вопросам культуры организации не только со стороны ученых и исследователей, но и со стороны представителей̆ бизнеса и руководителей̆ компаний. Череда кризисов диктует необходимость в поиске новых нефинансовых методах удержания сотрудников и увеличения производительности. Это является следствием осознания влияния, которое оказывает корпоративная культура на эффективность деятельности компаний и признании ее одним из главных критериев формирования сильных конкурентных преимуществ на рынке.
Магистерская диссертация была направлена на исследование социально ответственной корпоративной культуры компании ООО «Газпром инвест», в частности на выявление отличительных аспектов от классической корпоративной культуры компании.
Также автором был проведен анализ российского и зарубежного опыта корпоративной культуры в социально ответственных компаниях. В данном анализе также участвовали и компании, которые не имеют статуса «Социально ответственная». На основе проведенного анализа автором была предствлена схематическая «карта» с основными составляющими корпоративной культуры. Данная схема была составлена на основании методики OCAI Кэмерона и Куинна.
Таким образом, можно сказать, что социально ответственные компании отдают должное внимание таким аспектам, как социальная ответственность, командная работа, готовность к изменениям, инновации, открытость компании (отчетность) и стремление к лидерству. Что не нельзя сказать о классических компаниях.
Социально ответственная корпоративная культура – культура компании, направленная на устойчивое развитие и привлечение заинтересованных сторон (стейкхолдеров).
В результате представления единого определения социально ответственной корпоративной культуры автором была разработаны 3 модели: модель взаимодействия аспектов корпоративной культуры и КСО, модель социально ответственной корпоративной культуры и системная модель процесса эффективного стратегического управления социально ответственной корпоративной культурой в российских компаниях.
В рамках анализа корпоративной культуры компании ООО «Газпром инвест» автором был выбран метод эмпирического исследования в виде опроса и анкетирования сотрудников, в целях получения обратной связи о текущей ситуации в данной области. Но для того, чтобы данное исследование было проведено качественно, автором также была использована и методология AGILE – подхода. Для этого автором был сформирован опросный лист к исследованию корпоративной культуры.
Цель данного исследования состояла в идентификации типа корпоративной культуры и оценке степени ее соответствия принятым в стратегии развития принципам AGILE.
Таким образом, проведенное пилотное исследование соответствия корпоративной кульутры ООО «Газпром инвест» основным принципам AGILE в рамках диссертационного исследования позволило сделать следующий вывод: средний показатель соответствия корпоративной культуры ООО «Газпром инвест» основным принципам AGILE (адаптивность, соответствие культуры компании поставленным целям развития и нацеленность на результат, командный подход к решению задач и вовлеченность сотрудников, лояльность к компании и признание сотрудниками авторитета руководящего звена) составляет 3,9 балла при оценки по 5-ти бальной шкале.
Проведенное исследование эмоционального интеллекта сотрудников ООО «Газпром инвест» позволило сделать вывод о его влиянии на развитие корпоративной культуры исследуемой организации: уровень развития эмоционального интеллекта сотрудников вычислялся как среднее из показателей, характеризующих базовые коммуникативные навыки, навыки самоорганизации, навыки эффективного мышления и управленческие навыки, и составил 3,9 балла из 5.
В результате проведенного анализа корпоративной культуры компании ООО «Газпром инвест» автором была разработана единая модель социально ответственной корпоративной культуры компании. Данная модель была преобразована на основании модели взаимодействия аспектов корпоративной культуры и корпоративной социальной ответственности (КСО), представленная ранее во второй главе магистерской диссертации.
Для совершенствования корпоративной культуры ООО «Газпром инвест» были предложены следующие блоки мероприятий:
1. Мероприятия, направленные на повышение лояльности сотрудников к компании и управляющему звену (топ-менеджмент);
2. Мероприятия, позволяющие оценивать потенциал, компетенции и опыт сотрудников в динамике;
3. Развитие системы обучения в области корпоративной социальной ответственности (КСО) в компании;
4. Развитие системы наставничества в компании;
5. Мероприятия по внедрению экологических акций в Обществе.
В результате предложенных мероприятий, автором были представлены экономическая и социальная оценка эффективности.
Таким образом, в результате реализации предложенных мероприятий повысится уровень корпоративной культуры ООО «Газпром инвест», повысится удовлетворенность и приверженность персонала,следствием чего станет повышение производительности труда, и соответственно, повышение эффективности деятельности Общества.
Рассмотренные способы совершенствования корпоративной культуры в социально ответственной компании ООО «Газпром инвест» являются эффективными как в социальном, так и экономическом аспекте, что дают возможность их применения не только для данного Общества, но и для других организаций в целом.




Локальные нормативные акты
1) Документ «Модель компетенций сотрудника ООО «Газпром инвест» - 2020 г.
2) Корпоративный кодекс ПАО «Газпром» - 2023 г.
3) Корпоративный кодекс ООО «Газпром инвест» - 2023 г.

Книги
4) Амстронг М., Стратегическое управление человеческими ресурсами. Москва., ИНФРА-М – 2002 г.
5) Андреева И.В., Бетина О.Б. Организационная культура: учеб.пособие / И.В. Андреева, О.Б. Бетина. – Санкт-Петербург/ – 2010.
6) Барановская Л.А. К вопросу о ценностной структуре социальной ответственности // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 1. С.206.
7) Благов Ю.Е., Кабалина В.И. и др. Доклад о социальных инвестициях в России – 2014: к созданию ценности для бизнеса и общества. СПб.: Авторская творческая мастерская, АТМ Книга, 2014.
8) Виханский О.С., Наумов А.И. Основы менеджмента. Учебник. 7-е издание. Магистр. 2023.
9) Гаспарович Е.О. Корпоративная культура и социальная ответственность: диагностика, планирование, развитие. Часть 1. Екатеринбург. Изд-во Уральского университета, 2019.
10) Жидков А.А., Гордеев К.С. Слюзнева К.В., Закунова Е.Д., Анисимова А.Е. Типология организационных культур // Современные научные исследования и инновации. 2019.
11) Зудин А.Ю. Ассоциации – Бизнес – Государство. «Классические» и современные формы отношений в странах Запада. ВШЭ. Серия WP1. Институциональные проблемы российской экономики. Москва. 2022.
12) Камэрон К., Куинн Р., Диагностика и изменение организационной культуры – 2001.
13) Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник / 4-е изд., доп. и перераб.М.: ИНФРА-М, 2010. С.546.
14) Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело, 1993. – 352 с.
15) Кузнецов, Ю. В., Жигалов, В. М., Кайсарова, В. П., Кулакова, Н. Г., Лукманов, Ю. Х., Маленков, Ю. А., Мелякова, Е. В., Прокопенко, Т. В., Родионов, В. Г., Соколов, Б. И., Соколова, С. В., & Цыганов, И. И. (2010). Менеджмент. Экономика.
...
102 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ