ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДА НА РЫНКЕ ТРУДА 12
1.1 Цифровизация и ускорение времени 12
1.2 Молодежь на рынке труда 14
1.3 Роль межличностных связей и сетевого общества в карьерном развитии 16
1.4 Социальные последствия распространения нового вида занятости 20
1.5 Возможные трудовые траектории и карьерные ценности работников 22
1.6 Практическое применение отдельных аспектов теорий карьерного роста и профессионального развития 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1 Цели и задачи практической части дипломной работы 29
2.2 Описание полученных результатов. Первый блок. 30
2.3. Описание полученных результатов. Второй блок. 40
2.4 Описание полученных результатов. Третий блок. 46
2.5 Описание полученных результатов. Четвертый блок. 51
2.6 Описание полученных результатов. Пятый блок. 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
Во второй половине 20 века произошел революционный скачок в истории информационных технологий, который был связан с накоплением знаний в различных областях науки. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности человека открыло новые возможности как для отдельных бизнес-структур, так и для национальных экономик, а также в целом для взаимодействия людей друг с другом. Процессы развития высокоскоростных средств передачи информации и инфокоммуникативных технологий отразились и на сфере труда, что вызвало появление новых форм занятости, в частности, дистанционной. Она получила широкое распространение в мировом экономическом пространстве, что было связано с появлением возможности для предприятий значительно сокращать расходы на персонал непосредственно с развитием новых технологий, что в свою очередь способствовало развитию эффективной дистанционной коммуникации между работодателем и работником и/или между работниками. Стоит отметить, что развитие дистанционного труда происходит в рамках такого явления, как гигономика.
Количество занятых дистанционно растёт, и, согласно прогнозам, сделанным в 2017 году до пандемии, к 2025 году во всем мире это число должно было составить 3 млрд человек .
Отдел исследований HeadHunter в 2019 году провел опрос, посвященный изучению удаленной работы .
Согласно его результатам (было опрошено 3693 человека, которые искали работу на сайте hh.ru), 31% из них работает не в офисе, 14% из этого числа занимаются фрилансом, 17% работают в компании в дистанционном формате.
Почти все сотрудники, которые работают удаленно (90%) имеют опыт офисной работы. Большая часть опрошенных (85%), работающих в офисе, в дальнейшем планируют перейти на дистанционную работу. Удаленная форма занятости более всего распространена в сферах маркетинга, рекламы и PR, информационных технологий. Около половины (53%) сотрудников, которые состоят в штате копании и при этом работают в дистанционном формате, ответили, что они намеренно искали такую форму занятости и подобные условия работы, 24% перешли на него в процессе работы. Основным преимуществом (79%) удаленного формата работы с точки зрения респондентов является самостоятельное составление своего рабочего графика, кроме этого они отметили экономию временных затрат на то, чтобы добраться до офиса, возможность работать из другого города/региона/страны, совмещать одновременно несколько работ. Из недостатков были выделены нехватка времени для очного обсуждения вопросов, касающихся текущей работы (43%), трудности, связанные с продвижением по карьерной лестнице (35%), определенные бытовые аспекты, которые могут отвлекать при работе дома (34%). В то же время в данном вопросе 44% ответили, что ничего не может помешать дистанционному осуществлению их трудовых функций. Большая часть работающих удаленно делает это из дома (69%).
В совместном аналитическом докладе ВЦИОМ и SocialBusinessGroup(15 мая 2020 г.) утверждается, что количество удаленных работников выросло в 8 раз во время пандемии , она ускорила процесс распространения такого рода занятости. При этом 60% перешедших на дистанционную работу оценивают подобный опыт негативно, 36% - положительно. Большинству опрошенных (81%) не потребовалось освоение дополнительных навыков. Из плюсов дистанционной работы были выделены следующие: экономия времени - нет необходимости тратить время на дорогу до места работы, гибкий график, комфортные условия. Однако респонденты также определили следующие негативные характеристики дистанционной работы: отсутствие личного контакта с людьми, трудности с концентрацией и полноценным выполнением своих трудовых функций.
Карьерный рост и профессиональное развитие являются важной составляющей для работника. Изменения, происходящие в сфере труда, влекут за собой преобразование этих аспектов. Изменяется само понимание карьеры и возможных путей ее построения, достижения профессиональных успехов. В дистанционном формате все это также имеет ряд особенностей. Для молодежи, выбранной в качестве объекта в данном исследовании, также характерны определенные стратегии поведения на рынке труда.
Таким образом, исследование, посвященное изучению возможных карьерных перспектив работников дистанционного труда у молодых сотрудников, а также их оценке подобного формата работы будет актуальным.
Проблема: в связи с появлением и становлением на рынке труда нового вида занятости, возникает вопрос - каким образом осуществляется карьерное развитие дистанционных работников, какие составляющие профессионального роста действительно играют роль в этом вопросе, а какие - утрачивают свое влияние из-за дистанционного формата; различаются ли оценки удаленной занятости среди тех, кто изначально устраивался на такую форму работы, и среди тех, кто был на нее вынужденно переведен.
Объект исследования: молодые работники дистанционного труда до 30 лет.
Предмет: карьерные траектории работников дистанционного труда.
Принципы научного исследования: общенаучные принципы: принцип объективности, принцип истинности, принцип конкретности, принцип всесторонности. Принципы комплексного подхода: принцип многосторонности (в исследовании будут использоваться подходы, методы и знания разных наук, таких как социология, экономика и психология), принцип единства исходных представлений об объекте изучения в этих науках, принцип конгруэнтности.
Научный подход: в исследовании будут использованы следующие подходы:
• Междисциплинарный подход: дистанционные трудовые отношения – междисциплинарный объект, для изучения которого потребуются знания из областей социологии, экономики и психологии.
• Структурно-функциональный подход: в рамках него дистанционные работники будут рассматриваться в системе структурных позиций, заполняемых ими, вследствие чего ими приобретается социальный статус и соответствующие социальные роли.
Гипотезы:
1. Представители молодежи в большей степени готовы работать в дистанционном формате.
2. Главным преимуществом дистанционной работы с точки зрения молодых сотрудников является удобный график.
3. Главными недостатками дистанционной работы с точки зрения молодых сотрудников являются трудности с совмещением работы и личной жизни, а также с коммуникацией.
4. Одним из главных карьерных ориентиров, который формирует трудовые перспективы молодых работников дистанционного труда, является возможность творчества и воплощения своих идей в жизнь, удаленный формат работы способствует этому.
Методология «карьерных якорей» Э. Шейна.
Методы проведения исследования: общенаучные (анализ, синтез, выявление закономерностей изучаемых явлений), инструментарий -интервьюирование.
Метод сбора данных: полуструктурированное интервью с дистанционными работниками. Данный метод подразумевает создание гайда, в котором будут прописаны основные темы для интервью, однако существует возможность изменения порядка вопросов, их изменения и дополнения, что позволит получить от информанта наиболее точную информацию о процессе его удаленного трудоустройства и возможных траекториях карьерного развития. Подобная возможность необходима в данном исследовании, поскольку сама сфера дистанционного труда видоизменяется, особенности дистанционного трудоустройства могут носить частный характер. Для поиска информантов будет осуществлена методика «снежного кома».
Методы анализа данных: открытое, осевое и выборочное кодирование интервью. Данные методы подразумевают выделение и распределение по категориям ответов респондентов, причем открытое кодирование основывается на вопросах гайда, а осевое представляет собой последующий этап анализа, на котором устанавливается связь между категориями; выборочное кодирование является заключительным этапом, в результате чего создаются теоретические выводы. Выбранные методы анализа данных позволяют детально проанализировать и сформулировать в итоге основные карьерные перспективы работников дистанционного труда.
Цель: вывить типичные карьерные траектории дистанционных работников.
Задачи:
1. Определить степени разработанности проблемы.
2. Раскрыть основные концепции дистанционной работы.
3. Провести интервью с дистанционными работниками.
4. Проанализировать полученные данные и сформулировать выводы по карьерным перспективам работников дистанционного труда на их основе.
Ожидаемые результаты: в результате проведения данного исследования будут получены данные о том, какие положительные и отрицательные стороны дистанционной работы могут быть выделены сотрудниками, что такое карьерный рост для работающих удаленно, какие его составляющие действительно важны для такого формата. На основе данных результатов будут сформулированы основные траектории карьерного развития сотрудников, работающих дистанционно.
Степень изученности проблемы: данная проблема в той или иной степени ранее была изучена такими авторами как Стребков Д.О., Шевчук А.В., KirstineStewart, AnilMenon, Mukhopadhyay B., Ferreira R. и т.д.; Мау В. А., Эриксен Т.Х. рассматривали вопросы, связанные с цифровизацией и новыми технологиями; Кузьмина А.Г., Кот В.В.,Башина О.Э., Васютина Е.С.,Матраева Л.В., Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю, Пырма Р.В., Синяков А.В., Азаров А.А. изучали молодежь, избираемые этой социально-демографической группой стратегии на рынке труда, восприятие карьеры и т.д.; к данной проблеме относятся работы Гранноветера М., Кастельса М., Химанен П., Стэндинга Г., Шейна Э.
Ограничения исследования: данное исследование направлено на изучение карьерных перспектив дистанционных работников, относящихся к группе «молодежь»; все респонденты, которые принимали в нем участие, не состоят в браке и не имеют детей; все они совмещали работу с обучением в высшем учебном заведении - все эти особенности выборки исследования необходимо учитывать при анализе полученных данных.
Содержание работы:
В введении описаны статистические данные, отражающие распространение дистанционной работы, поставлена проблема исследования, определены объект, предмет, цель и задачи, принципы научного исследования, научный подход; указаны гипотезы, методы проведения исследования, а также сбора и анализа данных, используемая в исследовании методология; представлены ожидаемые результаты, степень изученности проблемы и основные понятия, используемые в дипломной работе. Первая глава посвящена развитию информационных технологий и тому влиянию, которое они оказывают на различные сферы жизни общества, а в особенности - на сферу труда. Поднимается вопрос ускорения времени и всех процессов вследствие цифровизации, возможных последствий этого явления, а также рассматривается молодежь как социально-демографическая группа, особенности ее поведения на рынке труда, восприятие ею технологических инноваций и карьеры. Рассматриваются теории, которые использовались при теоретической разработке и анализе поставленной проблемы. Например, концепция силы слабых связей Марка Грановеттера, сетевого общества Мануэля Кастельса и Пекки Химанен, прекариата Гая Стэндинга, типологизация самозанятых Стребкова Д.О. и Шевчука А.В., теория карьерных якорей Эдгара Шейна и другие. Вторая глава - эмпирическая часть исследования, в ней представлены результаты анализа проведенных интервью, а также основные выводы по ним. В заключении содержатся выводы по дипломной работе, оценены полученные теоретические и практические результаты. Далее - используемая литература и приложения (гайд и транскрипт интервью).
Основные понятия, используемые в дипломной работе:
Карьерные перспективы - выстраиваемые дистанционными работниками траектории развития и построения карьеры, направленные избираемыми ими карьерными ориентирами.
Дистанционная работа - работа, выполняемая сотрудником на расстоянии от офиса работодателя из любого удобного ему места с помощью современных средств ИТ и коммуникаций .
Карьера - достижение субъектом качественно новых уровней профессионального труда путем его усложнения, расширения сфер деятельности, отраженных в тарифно-квалификационных оценках, социальных оценках профессиональных сообществ и общества в целом ; в широком смысле карьера может рассматриваться как разворачивающаяся во времени последовательность опытов работы человека .
Гигономика - это всеобщее распространение новых видов частичной занятости и краткосрочных трудовых контрактов вместо долгосрочных трудовых отношений с работодателем на основе штатного трудоустройства , под гигономикой следует понимать социально-экономическую модель совместного использования трудовых ресурсов/профессиональных навыков при условии, что работник может одновременно совмещать сразу несколько должностей в разных компаниях, расположенных в любой точке мира посредством цифровых (электронных) сервисов .
Информационное общество -такое общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, информация признается наиболее значимым стратегическим ресурсом, новые информационные технологии (ИТ) становятся базовыми технологиями, а основу инфраструктуры общества формирует информационно-коммуникационная инфраструктура .
Развитие информационных технологий привело к различным изменениям во всех сферах, например, появилась и получила распространение дистанционная работа. Пандемия коронавируса и вынужденный карантин ускорили эти процессы. У работников появилась возможность работать из дома, не тратить время на дорогу, появились новые программы и технологические решения, которые должны были сократить опять же время и усилия работника при выполнении какой-то задачи. Но вместе с тем, увеличился и общий поток информации, и тот, который необходим работнику непосредственно для его работы, произошло ускорение всех процессов, и в итоге, это привело к возникновению новых трудностей. Рассматриваемая в данном исследовании молодежь с одной стороны отличается мобильностью, легкостью в обучении и восприятии новой информации, но с другой - в рамках сферы труда для нее характерна нестабильность. Изменяются трудовые ценности и понятие карьеры, представителями молодежи избираются другие трудовые траектории для достижения своих целей.
Все задачи, поставленные в данной работе, были выполнены. В рамках выполнения первой по определению степени разработанности проблемы были проанализированы исследование HeadHunter и аналитический доклад ВЦИОМ и SocialBusinessGroup, предоставляющие статистические данные и прогнозы по количеству занятых дистанционно; были изучены исследования Кузьминой А.Г., Кот В.В., Башиной О.Э., Васютиной Е.С. и Матраевой Л.В, рассматривающие молодежь как социальную группу и особенности ее представителей, в том числе и на рынке труда; Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю, Пырма Р.В., Синяков А.В., Азаров А.А определили влияние цифровизации на рынок труда, на профессиональные и ценностные установки молодежи; KirstineStewart, AnilMenon, Mukhopadhyay B., Ferreira R., Балабанова Е.С., Эфендиева А.Г., Гоголева А.С., Сорокин П.С. и др. в своих работах рассматривали отдельные характеристики дистанционной работы, повлиявшие на сотрудников, их удовлетворенность своей работой и на их жизнь в целом. Все указанные выше работы позволили сделать выводы о том, что данное исследование является актуальным, так как число дистанционно занятых растет, отдельные аспекты, характеризующие положение удаленных работников на рынке труда, были изучены ранее, а молодые работники, выбранные в качестве объекта исследования, имеют свои особенности в сфере труда; была необходима систематизация и дополнение имеющейся информации.
В теоретическом плане были рассмотрены работы Гранноветера М., Кастельса М., Химанен П., Стэндинга Г., Стребкова Д.О., Шевчук А.В, Шейна Э., Мау В.А. и др., что позволило раскрыть основные концепции дистанционной работы, выполнить вторую задачу, создать теоретическую основу исследования.
Третья задача заключалась в проведении интервью с дистанционными работниками. Итак, практическая часть была посвящена исследованию карьерных перспектив молодых дистанционных работников. Карьерный путь респондентов был одинаков по некоторым параметрам, все они совмещали работу с обучением, многие сменили несколько мест работы, большинство информантов работают дистанционно несколько месяцев. Сферы компаний, в которых они работают, а также занимаемые ими должности различны, так как в данном исследовании предполагалось, что сам по себе дистанционный формат работы организован по схожим принципам, поэтому и трудовые функции респондентов пересекаются. Среди опрошенных были те, кто изначально искал такой вариант их привлекало удобство организации своей работы, свобода передвижения, возможность совмещения с учебой, отсутствие необходимости тратить время на дорогу; а также те, кто был вынужденно переведен и те, кому формат в принципе не был важен. В качестве положительного влияния удаленной работы на профессиональное развитие были выделены повышение самостоятельности, дисциплинированности и ответственности сотрудника, а также возможность совмещать основную работу с дополнительной. Дистанционная работа положительно влияет на личное развитие через улучшение навыков тайм-менеджмента, усидчивость, самодисциплину и самоконтроль. Негативное влияние на профессиональный рост проявилось на внешней и внутренней коммуникацией, организации времени и места работы, профессиональной социализации. В личном плане возникла нехватка коммуникации. Дистанционный формат работы не стал фактором повышения дохода сотрудников. Одинаковое количество респондентов хотели бы далее работать только дистанционно либо только очно, для троих лучше всего был бы смешанный формат. Таким образом, сопоставляя полученные данные с исследованием, которое было выполнено в Санкт-Петербургском государственном университете для V Санкт-Петербургского международного форума труда, можно подтвердить первую гипотезу о том, что представители молодежи в большей степени готовы работать в удаленном формате, так как в указанном исследовании только треть опрошенных ответили, что хотели бы далее работать дистанционно (выборка: 23% –18-29 лет; 17.9% – 30-39; 16.8% – 40-49; 17.8% – 50-59; 24.5% – старше 60) .
Подавляющее большинство респондентов подчеркнули возможность выполнять поставленные трудовые задачи в удобном формате, самостоятельно формировать свой рабочий график и выбирать способ решения этих задач, они оценили это положительно. Этим подтверждается вторая гипотеза - главным преимуществом дистанционной работы с точки зрения молодых сотрудников является удобный график. Если сравнивать эти данные с указанным выше исследованием социологов СПбГУ, то там 55% из тех, кто оценивает удаленную работу в положительном ключе, выделяют экономию средств на дорогу, а 33% отметили возможность выполнять поставленные цели и задачи в удобном графике.
Большинство респондентов считает, что удаленный формат работы отрицательно повлиял на профессиональное совершенствование и признание работника среди коллег и коллектива. Трудности, связанные с успешным совмещением рабочей и личной жизни - вторые по популярности. Получается, что третья гипотеза подтверждается лишь частично, молодые работники действительно выделяют указанные в ней трудности, но не как наиболее острые. В исследовании социологов СПбГУ большинство тех, кто выделил недостатки в удаленной работе, отметили невозможность выполнения своих трудовых функций дистанционно.
Помимо этого, большинство респондентов отметили, что удаленный формат работы способствует творчеству, воплощению собственных идей работника в жизнь, развитию своего дела. Этим подтверждается последняя гипотеза о том, что это - один из главных карьерных ориентиров (он оказался второй по популярности ответов после самостоятельного построения графика), который формирует трудовые перспективы молодых работников дистанционного труда.
Таким образом, последняя задача, которая заключалась в анализе полученных данных и формулировании выводов по карьерным перспективам работников дистанционного труда на их основе, а также цель работы - вывить типичные карьерные траектории дистанционных работников были выполнены. Итак, представители молодежи, ориентируясь на указанные выше положительные и отрицательные стороны дистанционной работы, выстраивают свои карьерные перспективы через ориентир - удобные график и способы решения задач, ориентир - творчество и собственное дело, ориентир - успешное совмещение рабочей и личной жизни. В дистанционном формате они оказываются наиболее важными. При этом, если бы эти молодые сотрудники занимали руководящие позиции и принимали решение о переходе на дистанционный формат работы, они бы организовали обучение и психологическую поддержку, обеспечили бы сотрудников с технической стороны всем необходимым, установили бы регламент работы и контроль за ее выполнением. Все эти меры, с их точки зрения, способствовали бы комфортному переходу, дальнейшей успешной работе, карьерному и профессиональному развитию.
1. Агафонова Е.Е., Чеджемов Г.А. Трансформация роли карьеры в системе жизненных ценностей современной молодежи / Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №5-1. С. 48-51.
2. Балабанова Е.С., Эфендиев А.Г., Гоголева А.С., Сорокин П.С. Инновационное поведение сотрудников российских и иностранных компаний / Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2019. Т. 12. Вып. 3. С. 215–233.
3. БашинаО.Э., Васютина Е.С., МатраеваЛ.В. Трансформация экономической и трудовой модели поведения современной молодежи в условиях становления цифрового общества / Государство и гражданское общество: политика, экономика, право. 2018. №3. С. 133-145.
4. Белый О.И. Определение понятия «молодежь» / Теория и практика общественного развития.2012. № 12. С. 156-158.
5. Бойко С.В., Покровская Н.Н., Слободской А.Л., Спивак В.А. Социально-экономические вопросы мотивации сотрудников в условиях удаленной и распределенной работы / Социология и право. 2021 (1). С. 6-17.
6. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Синяков А.В., Азаров А.А. Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования / Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 1. С. 228—251.
7. Гелих О.Я., Левицкая А.Н., Покровская Н.Н. Социологический анализ социальных установок профессионального и карьерного роста в контексте цифровой экономики и общества знаний. Социология и право. 2020 (3). С. 12-24.
8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
9. Кастельс М., Химанен П. Информационное общество и государство благосостояния:финская модель / пер. с англ. А. Калинина, Ю. Полороги. М.: Логос, 2002. 166 с.
10. КоротаеваТ.В. Молодежь на рынке труда / Известия института систем управления СГЭУ. 2019. № 2 (20). С. 22-24.
11. Кот В.В., Кузьмина А.Г. Молодежный сегмент рынка труда: специфика, мониторинг, основные направления регулирования / Молодой ученый. 2016. № 7. С. 17.
12. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией: монография / Л.В. Лапидус. М.: ИНФРА-М, 2018.
13. Лапидус Л.В., Полякова Ю.М. Гигономика как новая социально-экономическая модель: развитие фрилансинга и краудсорсинга / Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. № 6.С. 73–89.
14. Мангутов И.С., Скворцов В.Н. Управление и самоуправление карьерой / СПб.: Ленинградский гос. ун-т им. А.С. Пушкина, 2011.
15. Мау В.А. Экономика и политика 2019—2020 гг.: глобальные вызовы и национальные ответы. Вопросы экономики. 2020 (3). С. 5-27.
16. Поварницына Ю.П. Межфирменная мобильность и успешность профессиональной карьеры работников интеллектуального труда / Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 2. С. 161–173.
17. Рыбакова М.В., Ефимов В.А. Формирование инновационной модели культуры социального управления дистанционными трудовыми отношениями / Сетевой научный журнал «Государственное управление. Электронный вестник». 2017. № 62.С. 267.
18. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Трудовые ценности самостоятельной и организационной занятости / Социологические исследования. 2017. № 1. С. 81-93.
19. Стэндинг Г.Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс. 2014. 328 с.
20. Сытник А.А., Сытник А.А. Система мотивации сотрудников разных поколений в условиях развития цифровой среды организации / Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2021. 1 (29). С. 138-146.
21. Уфимцева Е.В., Волчкова И.В., Шадейко Н.Р, Геворгян О.И. Удаленная работа: современные реалии трудовой сферы / Экономика труда. 2021. №1. Т.8. С.23-38.
22. Шевчук А.В. От фабрики к платформе: автономия и контроль в цифровой экономике / Социология власти. 32 (1). С. 30-54.
23. Шейн Э.X. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. — СПб: Питер, 2002. — 336 с: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
24. Шмакова Л.ССоциально-психологические аспекты профессионального роста и успеха / Социальные отношения. 2020. 4 (35). С. 81-87.
25. Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации / 2001. М.: Изд. «Весь мир», 2003.
26. Юсупов, Р.М. Информационные технологии и экономика информационного общества / Инновации. 181(11). С. 40-46.
27. Arthur M.B., Hall D.T., Lawrence B.S. Generating new directions in career theory: the case for a transdisciplinary approach / Ed. by M.B.Arthur, D.T.Hall, B.S.Lawrence. Handbook of Career Theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. P.7–24.
28. Choudhury, Prithwiraj&Foroughi, Cirrus & Larson, Barbara Work‐from‐anywhere: The productivity effects of geographic flexibility / Strategic Management Journal. 2020. 42.
29. Don Tapscott Grown up digital: how the net generation is changing your world / McGraw-Hill Education. November 16б 2008. 385 p. ISBN: 978-0-07-164155-5.
30. Felstead, Alan &Henseke, Golo Assessing the growth of remote working and its consequences for effort, well-being and work-life balance / New Technology, Work and Employment. 2017. 32.
31. Ferreira, Rafael & Pereira, Ruben &Scalabrin Bianchi, Isaias& Mira da Silva, Miguel Decision factors for remote work adoption: advantages, disadvantages, driving forces and challenges / Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2021. 7. P. 70.
32. Granovetter M. The Strength of Weak Ties / American Journal of Sociology. 1973. Vol. 78. N 6, P. 1360-1380.
33. Granovetter MarkThe Sociological and Economic Approaches to Labor Market Analysis: A Social Structural View / Economic Sociology.N2. P. 49-79.
34. Hoefling T. Working virtually: transforming the mobile workplace / Sterling, Virginia: Stylus Publishing, 2017. Secondedition. ISBN: 9781620362914.
35. Mukhopadhyay B., Mukhopadhyay B.K. Effectively managing remote workplace during COVID-19 / The Sentinel. Post-Editorial. 2020.
36. Wang, Bin & Liu, Yukun&Qian, Jing & Parker, SharonAchieving effective remote working during the COVID‐19 pandemic: A Work Design Perspective / Applied Psychology. 2021. 70. P. 16-59.
ЭЛЕКТРОННЫЕРЕСУРСЫ
37. Сколькоунасфрилансеровигдеониработают: результатыопроса / HeadHunter. URL: https://spb.hh.ru/article/24036 (дата обращения 13.03.2021).
38. Цифровая грамотность и удаленная работа в условиях пандемии / SocialBusinessGroup (SBG). URL: https://socialbusinessgroup.ru/proiekty_2 (дата обращения 13.03.2021).
39. Дистанционная занятость как способ повышения эффективности бизнеса и новый тренд на рынке труда. Перспективы распространения в России, 2014-2020 г. /J`son&PartnersConsulting, Битрикс 24 (2015). URL: https://json.tv/ict_telecom_analytics_view/polnaya-versiya-prezentatsii-generalnogo-direktora-svetlany-vodyanovoy-s-press-konferentsii-bitriks24-i-json-partners-consulting-20150617030352(дата обращения 13.03.2021).
40. Социологи СПбГУ: больше половины петербуржцев не сменили режим работы из-за пандемии / Санкт-Петербургский государственный университет, Новости. URL: https://spbu.ru/news-events/novosti/sociologi-spbgu-bolshe-poloviny-peterburzhcev-ne-smenili-rezhim-raboty-iz-za(дата обращения 30.03.2021).
41. How to navigate the transition to remote work during the COVID-19 pandemic. / Kirstine Stewart, Anil Menon, World Economic Forum. URL: https://www.weforum.org/agenda/2020/03/covid-19-transition-to-remote-work/ (дата обращения 13.03.2021).