Введение
Глава I. Наднациональность и проблема суверенитета в праве Европейского Союза
1.1Проблематика соотношения принципов Европейского Союза и принципа невмешательства во внутренние дела государства…
1.2. Механизм санкций Европейского Союза против государств-членов………..…14
1.3 Принцип действия правового механизма по защите верховенства права в Европейском Союзе
Глава II. Этапы реформирования закона о конституционном суде в Польше и зарождение кризиса
2.1. Реформирование закона при президентстве Бронислава Комаровского……….22
2.2. Поправки к закону нового правительства Беаты Шидло
Глава III. Деятельность Европейского Союза по урегулированию ситуации вокруг Конституционного Трибунала в Польше
3.1. Европейская Комиссия и механизм защиты принципа верховенства права...…28
3.2. Сессии Европейского Парламента по ситуации в Польше.……………………..33
3.3. Реакция Европейского совета и Совета Европейского Союза
Заключение
Список источников и литературы…
Приложения
Настоящая работа посвящена исследованию деятельности Европейского Союза по урегулированию кризиса вокруг закона о конституционном суде в Республике Польша, а также степени вовлеченности институтов ЕС в процесс урегулирования. Актуальность темы исследования определяется следующими факторами. Во-первых, эффективность деятельности институтов ЕС является актуальной темой исследования на фоне нарастающей с начала ХХ1 века тенденции к критике европейской идеи и ее институционального воплощения, а также роста евроскептических настроений в политических программах национальных партий.
Во-вторых, поскольку до настоящего времени не было выработано систематизированного ответа со стороны Европейского Союза на ситуацию, в которой внутренняя политика одного из членов союза приводит к нарушению норм ЕС, изучение ситуации в Польше может служить прецедентом. Более того, исследование реакции ЕС на данную проблему представляет особый интерес, поскольку впервые на практике был применен разработанный Европейской Комиссией механизм по защите верховенства права.
В-третьих, в то время как неспособность страны-кандидата в члены ЕС привести своё внутреннее законодательство в соответствие со стандартами сообщества влечёт за собой затягивание процесса его вступления, неспособность государства-члена ЕС придерживаться данных стандартов до определенного момента не имело каких-либо ощутимых последствий. Ситуация изменилась с принятием статьи 7 Договора о Европейском Союзе, в которой содержится возможность применения санкций. На настоящий момент статья ни разу не была применена. Потенциальная возможность государства-члена стать объектом санкций, а также условия, порядок и последствия активизации данной статьи представляют интерес для исследования.
В-четвертых, выбранный кейс для исследования эффективности деятельности и степени вовлеченности институтов ЕС является крайне актуальным событием на европейской политической арене ввиду недавности произошедших событий. Парламентские выборы в Польше 25 октября 2015 г. полностью изменили политическую расстановку сил в стране, приведя к власти правоцентристскую консервативную партию Право и Справедливость (Prawo i Sprawiedliwość). В первый раз за всю историю демократической Польши с 1989 г. одной партии удалось выиграть абсолютное большинство в обеих палатах, а также и президентское кресло. Заняв больше половины мест в Сейме и Сенате, Право и Справедливость начала проводить существенные реформы многих государственных демократических институтов, в частности средств массовой информации и судебной системы. В отношении последней новым правительством была принята серия поправок к закону, определяющему деятельность конституционного суда Республики Польша, укрепляющих доминирующее положение правящей партии. Подобное изменение закона о суде является примером внутренней политики, противоречащей некоторым из основных принципов Европейского Союза, а именно разделение властей, независимость судебной власти и верховенство закона.
Объектом настоящего исследования выбрана деятельность основных институтов Европейского Союза в сфере регулирования кризисов в одном из государств-членов.
Предмет исследования, выделяемый в рамках выделенного объекта, включает в себя оценку реакции Европейского союза наряд изменений закона о конституционном суде в Польше в период с октября 2015 по декабрь 2016.
Цель работы – оценить эффективность действий четырех основных институтов Европейского Союза при разрешении конституционного кризиса в Польше. Достижение поставленной цели требует решения нижеследующих задач:
1. Определить соотношение принципов наднациональности и государственного суверенитета в отношениях между Европейским Союзом и государствами-членами;
2. Описать механизм действия Европейского Союза в случае установления существенных нарушений его основных принципов одним из государств-членов;
3. Раскрыть сущность процедуры по обеспечению верховенства права, принятой Европейской Комиссией 11 марта 2014 г.;
4. Оценить действия Европейской Комиссии, Европейского Парламента, Европейского совета и Совета Европейского Союза с точки зрения эффективности их мер и степени вовлеченности в управлении конфликтами в одном из государств-членов. Для исследования были выбраны эти четыре института, поскольку именно они вовлечены в процесс принятия решений на ежедневной основе (за исключение Европейского совета). Европейский совет хоть и не участвует в ежедневном процессе принятия решений, но имеет важное политическое значение в Европейском Союзе, поскольку в его состав входят самые высокопоставленные политические лидеры в государствах-членах: главы государств или правительств.
Методы исследования. Исследование в большей степени опирается на положения неоинституционализма. Поскольку Европейский Союз обладает развитой институциональной средой, оценка деятельности ЕС через деятельность его институтов представляется уместной. Данный подход позволяет акцентировать внимание на взаимодействиях европейских институтов с представителями власти государства-члена. Деятельность институтов ЕС, а также взаимодействие ЕС с национальными парламентами осуществляется в рамках формальных правил принятия решений, что также является сферой институционального анализа.
В рамках избранного подхода методология исследования определяется взаимодействием качественных и количественных методов с явным превалированием первого вида. К качественным методам исследованиям, используемым в исследовании, можно отнести: исторический, деятельностный, контент-анализ Г.Лассуэла, сравнение. К количественным методам относится когнитивное картирование по методике Б.Корани.
Одним из основополагающих методологических принципов, используемых в исследовании, является исторический метод, который позволяет рассмотреть процесс реформирования закона о конституционном суде в Польше в историческом контексте. Использование данного метода помогает, в частности, углубить понимание исторических обстоятельств (мотивов) принятия той или иной поправки и, следовательно, выявить их сущность. Данный метод также используется при исследовании механизма защиты верховенства закона и отдельных статей Договора о Европейском Союзе, имеющих определяющее значение в рамках рассматриваемой проблемы. Деятельностный метод был использован с целью рассмотрения форматов взаимодействий институтов ЕС; метод контент-анализа – для формулирования позиций депутатов Европейского Парламента; метод сравнения – для изучения работы Европейского Парламента в формате сессий, а также для выявления изменений в законе о конституционном суде после принятия серии поправок. Объектом сравнения в первом случае выступали январская и сентябрьская сессии Парламента, во втором – все версии закона о Конституционном Трибунале Республики Польша с 25 июня 2015 г..
Метод когнитивного картирования в версии Б.Корани позволил произвести оценку степени вовлеченности институтов Европейского Союза в процесс урегулирования конституционного кризиса в Польше. В качестве критериев оценки были выбраны три индикатора: переписка, принятие резолюций или иных документов по вопросу. Выводы, полученные в результате применения данного метода, являются ключевыми для данного исследования.
Источниковая база исследования. Нормативную и эмпирическую базу исследования составляют, прежде всего, документы Европейского Союза – договоры и декларации; протоколы встреч, пресс-релизы, рекомендации и заключения Европейской Комиссии, а также переписка заместителя Председателя Европейской Комиссии; стенограммы и видеозаписи дебатов, резолюции и предложения принять резолюцию Европейского Парламента; протоколы встреч Европейского Совета, еженедельное расписание и публичные выступления Председателя Европейского Совета.
Вторую важную группу источников составляют нормативные акты Республики Польша, а именно законы, проекты законов и поправки к законам, принятые Сеймом, постановления Конституционного Трибунала.
В исследовании были также использованы международные нормативные акты, документы и отчеты международных правительственных и неправительственных организаций, статистические данные Евростата.
Степень разработанности темы в научной литературе. Исследование проблемы соотношения принципов наднациональности и государственной суверенности в европейском праве вызывает большой интерес и отечественных, и зарубежных ученых. На страницах научных изданий ведутся дискуссии о разделении компетенций между национальными государствами и институтами ЕС. В центре внимания авторов оказываются как общие проблемы (О.М.Мещерякова, Е.К. Довгань, В.М.Корецкий ), так и развитие отдельных направлений сотрудничества (В.Н.Зуев, О.Ю.Потемкина ).
Большое значение для работы имеют работы комплексного характера, в которых анализируется правовая основа отношений между ЕС и государствами – членами. Как правило, труды такого рода представляют собой многотомные издания всеохватывающего характера. Немецкие исследователи активно разрабатывают различные аспекты данной тематики (Х.Шмит фон Зыдов, Ф.Шоркопф, К.Тун-Гогенштайн ). Особо стоит выделить неоценимый вклад Т.Трэберта в изучение правовых и исторических аспектов механизма санкций, заложенного в Договоре о Европейском Союзе. Отдельные вопросы, связанные с возможностью ЕС введения санкций против государств-членов, исследуют В.Садурски, Ф.Амтенбринк и Д.Кохенов . Критический взгляд на вопросы недавнего реформирования европейского закона содержится в работе Э.Смайтера. Полное и многостороннее представление о сущности механизма по защите верховенства права, принятого Европейской Комиссией, дают К.Хилтон, Д.Кохенов и Л.Пех, К.Клоса, Д.Кохенов и Дж.Вейлер , А.Чапман, В.Камелла, Д.Старски, Г.Макдовел.
На настоящий момент существует недостаток исследований изменения положения конституционного суда в Польше ввиду недавности произошедших событий. Публикации подобного рода стали появляться с августа 2016 г. и достигли своего пика в январе – феврале 2017 г.. В отечественной научной литературе данная тема освещена не была. В центре внимания авторов находится хронологическое изложение законодательных инициатив и их оценка с точки зрения их соответствия принципу верховенства права. Наиболее основательным и содержательным трудом в данном направлении является отчет М.Шулека, М.Вольного и М.Шведа. Среди российских исследователей различные аспекты политической жизни в Польше рассматриваются, главным образом, в контексте российско-польских отношений или членства Польши в ЕС. Исследование эволюции конституционного законодательстве в Польше среди российских исследователей не получило широкого распространения.
Среди зарубежных ученых проводились разноаспектные исследования деятельности институтов Европейского Союза. Фундаментальным трудом в сфере анализа положения и деятельности Европейской Комиссии является работы А.Ю.Зайцева и Дж.Малинверни.
При обилии зарубежных исследований, посвященных роли и функционированию Европейского Парламента (Н.Брак и О.Коста, М.Ултан и С.Орнек, Л.Топалов, С.Хикс, А.Нури и Дж.Роланд, Дж.Капорасо, Р.Томсон и Ф.Стокман, А.Людтке, Ф.Аттина, Дж. Бжински, Л.ван дер Лаан ), анализ порядка проведения и результатов пленарных заседаний еще мало изучен.
Не меньшее значение для настоящей работы представляет блок исследований, связанных с деятельностью Европейского совета по урегулированию кризисов (С.А.Беляев, Д.Динан, С.Энгхел, Р.Драхенберг, С.деФинансе ), а также Совета Европейского Союза (С.Булмер ). В работах содержатся интересные оценки, однако практические аспекты деятельности институтов исследованы мало. Анализ степени изученности проблемы в научной литературе позволяет, таким образом, выявить явный недостаток комплексного исследования деятельности институтов ЕС при разрешении внутренних кризисов в одном из государств-членов.
Научная новизна исследования выражается в комплексном характере проводимого анализа и выделенных в заключении выводах. В результате проведения комплексного исследования деятельности институтов ЕС на примере конституционного кризиса в Польше, а также оценки практического применения механизма по защите верховенства права была доказана ограниченная возможность институтов ЕС своевременно и эффективно реагировать на проблемы государств-членов, затрагивающие базовые принципы ЕС, даже при наличии разработанной законодательной процедуры урегулирования. Кроме того, применение вышеуказанных методов в контексте данной тематики является инновационным.
Исследование эффективности мер и степени вовлеченности ЕС в урегулирование конституционного кризиса в Польше предполагает всестороннее изучение деятельности его институтов в данном направлении на протяжении всего рассматриваемого периода. Опираясь на поставленные задачи, в ходе работы удалось произвести всестороннюю оценку недавних инициатив институтов ЕС в отношении ситуации вокруг конституционного суда в Польше на основе соответствующих норм европейского законодательства. Проведение исследования позволило сделать следующие выводы:
1. Между структурами ЕС и государствами-членами в результате эволюции объединения установилось тесное сотрудничество, образовавшее единый механизм, в котором сочетаются элементы национального, межгосударственного и наднационального регулирования. Вступая в Европейский Союз, государство принимает на себя определенные обязательства, содержащиеся в договорах ЕС и дополнительных актах к ним прилагаемых, в том числе соблюдение принципа верховенства закона.
2. В случае существенного нарушения одним из государств-членов основных принципов ЕС статья 7 Договора о Европейском Союзе содержит особую процедуру принятия санкций, заключающуюся в лишении государства–нарушителя права голоса в Европейском совете. Включение данной статьи в основной договор ЕС стало естественной необходимостью в ходе эволюции европейской интеграции и последующим Восточным расширением ЕС в 2004 г.
3. Учитывая тяжесть последствий, которые влечет за собой активация данной процедуры, Европейская Комиссия инициировала создание механизма, предшествующего запуску Статьи 7. Механизм по обеспечению верховенства права, принятый 11 марта 2014 г., представляет собой трехступенчатую процедуру: составление заключения, выработка рекомендации и контроль над исполнением рекомендации. Данный механизм нацелен на урегулирование будущих угрозу верховенству права в государствах-членах до наступления условий, предполагающих активацию процедуры, заложенный в Статье 7. Таким образом, этот механизм предваряет и дополняет Статью 7, а не является альтернативой. Практическое применение данной процедуры выявило некоторые недостатки. В частности, механизм основан на предположении, что дискурсивный подход, а именно, диалог между Комиссией и государством-членом, предположительно, нарушившим статью 2Договора о ЕС, обязательно даст позитивные результаты, а также, что издание рекомендаций, не обладающих обязательным характером, произведет сдерживающий эффект. Практика показала относительность данного предположения.
4. Европейская Комиссия в наибольшей степени по сравнению с другими институтами ЕС была вовлечена в урегулирование конституционного кризиса в Польше. Комиссия в лице Ф.Тиммермана, назначенного Комиссаром по верховенству права, постоянно поддерживала диалог с представителями польских властей (главным образом, с министром юстиции и с министром иностранных дел), а также инициировала обсуждение ситуации в Польше в Европейском Парламенте. Несмотря на активную вовлеченность, Комиссии, дальнейшее развитие кризиса предотвратить не удалось, возможно, ввиду слишком позднего запуска процесса урегулирования, когда последствия законодательных нововведений уже были ощутимы и труднообратимы. Помимо этого, принятые Комиссией резолюции отличались излишней теоретичностью и шаблонностью и были во многом основаны на априорных рассуждениях. В их текстах использовались общие понятия, не обладающие конкретной содержательностью. Например, несмотря на неоднократное употребление в официальных документах Комиссии термина «системная угроза», его определение дано не было. Точное определение данного термина является ключевым моментом, поскольку решение об активации процедуры зависит от наличия системной угрозы верховенству права, а не от незначительных, однократных нарушений. Как отмечает Д.Кохенов, различие между «системной угрозой» и «системным нарушением» также неясно. Несмотря на то, что довольно осторожный механизм, учрежденный Европейской Комиссией, вскоре оказался не в состоянии результативно справиться со внутренними угрозами европейским ценностям, в сравнении с ежегодными Диалогами Совета ЕС он представляется более эффективным подходом к регулированию проблем, связанных с обеспечением верховенства права.
Комиссия также представляется главным инициатором включения темы антидемократических развитий в Польше в повестку пленарных заседаний Европейского Парламента. Резолюции, принятые Парламентом по результату обсуждений, выразили поддержку позиции Комиссии. Вопрос применения санкций против Польши членами Парламента на пленарных заседаниях рассматриваемого периода практически не затрагивались. Впервые практическая возможность их введения была обсуждена только на мартовской сессии Парламента в 2017 г., что выходит за рамки настоящего исследования.
Анализ деятельности Европейского совета и Совета ЕС показал, что по вопросу ситуации в Польше оба института не сумели произвести адекватного реагирования. В целом Европейский совет оказался не вовлечен в процесс урегулирования кризиса вокруг польского конституционного суда, несмотря на принципиальное значение данного института. Оценка роли Председателя Европейского совета затруднена по причине необходимости учета фактора взаимоотношений Д.Туска и высшего политического руководства Право и Справедливости.
По мере развития конституционного кризиса и осуществления новых мер европейскими институтами рекомендуется проведение дальнейших исследований в данном направлении с учетом выводов и замечаний, полученных в ходе настоящей работы.
1. Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета. Принята резолюцией 2131 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 г. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/inadmissibility_of_intervention.shtml
2. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки 1975 г.available at: https://www.osce.org/ru/mc/39505?download=true
3. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г..availableat: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html
Нормативные документы Европейского Союза
4. Declaration concerning primacy. Declarations annexed to the Final Act of the Intergovernmental Conference which adopted the Treaty of Lisbon, signed on 13 December 2007.available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX:12012M/TXT
5. Declaration in relation to the delimitation of competences. Declarations annexed to the Final Act of the Intergovernmental Conference which adopted the Treaty of Lisbon, signed on 13 December 2007. available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX:12012M/TXT
6. European Union, Consolidated Version of the Treaty on the European Union. (2012/C 326/01), 1 November 1993, Official Journal C 326, 26 October 2012, p. 1- 390, available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX:12012M/TXT
7. European Union, Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union, 13 December 2007, 2012/C 326/01, available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:12012E/TXT
8. European Union, Treaty Establishing the European Community (Consolidated Version), Rome Treaty, 25 March 1957, available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv%3Axy0023
Нормативные национальные акты
9. SejmRzeczypospolitejPolskie,ProjektUstawaoTribunaleKonstytucyjnym(10 июля 2013). availableat: http://orka.sejm.gov.pl/Druki7ka.nsf/0/699F4137C13BF1E7C1257BB1004B2874/%24File/1590.pdf
10. Sejm. NowelizacjaustawyoTrybunaleKonstytucyjnym. Wyrok w Imieniu Rzeczypospolitej Polskiej z dnia 9 grudnia 2015 r.availableat: . http://trybunal.gov.pl/rozprawy-i-ogloszenia-orzeczen/wyroki-i-postanowienia/art/8792-nowelizacja-ustawy-otrybunale-%20konstytucyjnym/
11. Sejm.. UchwałaSejmuRzeczypospolitejPolskiejzdnia 25 listopada 2015 r.wsprawiestwierdzeniabrakumocyprawnejuchwałySejmuRzeczypospolitejPolskiejzdnia 8 października 2015 r., wsprawiewyborusędziegoTrybunałuKonstytucyjnegoopublikowanejwMonitor.Internetowy System Aktów Prawnych. November 25, 2015 available at: http://isap.sejm.gov.pl/DetailsServlet?id=WMP20150001131
12. Sejm, Uchwała Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej z dnia 25 listopada 2015 r.w sprawie stwierdzenia braku mocy prawnej uchwały Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej z dnia 8 października 2015 r., w sprawie wyboru sędziego Trybunału Konstytucyjnego opublikowanej w Monitor. Internetowy System Aktów Prawnych. 25 ноября 2015 г. availableat: http://isap.sejm.gov.pl/DetailsServlet?id=WMP20150001131
НормативныеактыКонституционногоТрибуналаРеспубликиПольша
13. NowelizacjaustawyoTrybunaleKonstytucyjnym. WyrokwImieniuRzeczypospolitejPolskiejzdnia 9 grudnia 2015 r // TrybunalKonstytucyjny. 09 декабря 2015. availableat: http://trybunal.gov.pl/rozprawy-i-ogloszenia-orzeczen/wyroki-i-postanowienia/art/8792-nowelizacja-ustawy-otrybunale-%20konstytucyjnym/ дата обращения: 22.11.2016
14. OTrybunaleKonstytucyjnym [Электронныйресурс]: ustawazdnia 22 lipca 2016 r. poz. 1157 – Режимдоступа: http://trybunal.gov.pl/uploads/media/ustawa_o_Trybunale_Konstytucyjnym_z_22.07.2016.pdf
15. TrybunalKonstytucyjny,UstawaoTrybunaleKonstytucyjnymzdnia 22 grudnia 2015 r.availableat: http://trybunal.gov.pl/o-trybunale/akty-normatywne/ustawa-o-trybunale-konstytucyjnym/
16. TrybunalKonstytucyjny, UstawaoTrybunaleKonstytucyjnymzdnia 22 grudnia 2015 r.availableat: http://trybunal.gov.pl/o-trybunale/akty-normatywne/ustawa-o-trybunale-konstytucyjnym/
17. TrybunalKonstytucyjny,Ustawazdnia 19 listopada 2015 r.oTrybunaleKonstytucyjnym.availableat: http://trybunal.gov.pl/o-trybunale/akty-normatywne/ustawa-o-trybunale-konstytucyjnym/
18. TrybunalKonstytucyjny, Ustawazdnia 19 listopada 2015 r.oTrybunaleKonstytucyjnym.availableat: http://dziennikustaw.gov.pl/Stronaglowna.aspx
19. TrybunalKonstytucyjny, Ustawazdnia 25 czerwca 2015 r.oTrybunaleKonstytucyjnym . availableat: http://trybunal.gov.pl/o-trybunale/akty-normatywne/ustawa-o-trybunale-konstytucyjnym/
Акты Европейского Союза
20. Commission Recommendation of 27.7.2016 regarding the rule of law in Poland. Brussels, 27.7.2016 C(2016) 5703 availableat:http://ec.europa.eu/justice/effective-justice/files/recommendation-rule-of-law-poland-20160727_en.pdf
21. European Commission, (2016). Commission adopts Rule of Law Opinion on the situation in Poland. [online] Available at: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-16-2015_en.htm
22. European Commission. (2016, January 13). College Orientation Debate on recent developments in Poland and the Rule of Law Framework: Questions & Answers. Press Release Database: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-16-62_en.htm
23. European Commission. (2016, December 21) Rule of Law: Commission discusses latest developments and issues complementary Recommendation to Poland. Press Release Database. Available at: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-16-4476_en.htm
Официальные документы Европейского Союза
24. Anghel, S., Drachenberg, R., de Finance S. The European Council and Crisis Management. European Parliamentary Research Service. February 2016. Available at: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/IDAN/2016/573283/EPRS_IDA(2016)573283_EN.pdf
25. Council of the European Union, Outcome of the Council Meeting. General Affairs. 3427th Council meeting. 14185/15. Brussels, 18 November 2015. Available at: http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-14185-2015-INIT/en/pdf
26. European Parliament. Plenary Session. Situation in Poland (debate), Strasbourg, 2016, January. Available at: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-%2f%2fEP%2f%2fTEXT%2bCRE%2b20160119%2bITEM-010%2bDOC%2bXML%2bV0%2f%2fEN&language=EN
27. European Parliament. Plenary Session. Situation in Poland (debate), Strasbourg, 2016, September available at: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+CRE+20160913+ITEM-008+DOC+XML+V0//EN&language=EN
28. European Parliament. Plenary Session. Situation of the rule of law and democracy in Poland (debate), Strasbourg, 2016, December. Available at: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-%2f%2fEP%2f%2fTEXT%2bCRE%2b20161214%2bITEM-014%2bDOC%2bXML%2bV0%2f%2fEN&language=EN
29. MEPs urge Polish government to solve constitutional crisis (article) Fundamental rights / Justice and home affairs. 13th September, 2016. availableat:
30. http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=IM-PRESS&reference=20160909STO41738&secondRef=0&language=EN
31. European Parliament,Motion for a Resolution on Possible Sanctions against Poland. B8-0047/2016 available at: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-%2f%2fEP%2f%2fTEXT%2bMOTION%2bB8-2016-0047%2b0%2bDOC%2bXML%2bV0%2f%2fEN&language=EN
32. European Parliament,Motion for a resolution on recent developments in Poland and their impact on fundamental rights as laid down in the Charter of Fundamental Rights of the European Union (2016/2774(RSP)) of the PPE Group, the S/D Group, the ALDE Group, the GUE/NGL Group, the Verts/ALE Group. B8-0977/2016. availableat:http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=MOTION&reference=B8-2016-0977&language=EN
33. European Parliament,Motion for a resolution on recent developments in Poland and their impact on fundamental rights as laid down in the Charter of Fundamental Rights of the European Union (2016/2774(RSP)) of the ECR Group. B8-0978/2016 availableat:http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=MOTION&reference=B8-2016-0978&language=EN
34. European Parliament,Motion for a resolution on recent developments in Poland and their impact on fundamental rights as laid down in the Charter of Fundamental Rights of the European Union (2016/2774(RSP)) of the ENF Group. B8-0865/2016/REV availableat:http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=MOTION&reference=B8-2016-0865&language=EN
35. European Parliament,Motion for a resolution on the situation in Poland (2015/3031(RSP)) of the PPE Group, the S&D Group, the ALDE Group, the GUE/NGL Group, the Verts/ALE Group. B8-0461/2016/rev. available at: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=MOTION&reference=B8-2016-0461&language=EN
36. European Parliament,Motion for a resolution on the situation in Poland (2015/3031(RSP)) of the ENF Group. B8-0463/2016. availableat:http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=MOTION&reference=B8-2016-0463&language=EN
37. European Parliament,Motion for a resolution on the situation in Poland (2015/3031(RSP)) of the EFDD Group. B8-0464/2016 availableat:http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=MOTION&reference=B8-2016-0464&language=EN
38. European Parliament,Motion for a resolution on the situation in Poland (2015/3031(RSP)) of the ECR Group. B8-0465/2016 availableat:http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=MOTION&reference=B8-2016-0465&language=EN
39. European Parliament,Parliament calls on Polish authorities to respect democratic principles and rule of law. European Parliament Press release. Fundamental rights / Justice and home affairs. 13April, 2016. availableat:http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=IM-PRESS&reference=20160407IPR21778&secondRef=0&language=EN
40. Tusk, D. Remarks by President Donald Tusk after his meeting with President of Poland Andrzej Duda. January 18, 2016.availableat:http://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2016/01/18-tusk-remarks-president-poland-duda/
Документы международных правительственных и неправительственных организаций
41. Szuleka M., Wolny M., Szwed M. The Constitutional Crisis in Poland 2015 - 2016 (report) Helsinki Foundation for Human Rights. August 11, 2016 available at: http://www.hfhr.pl/wp-content/uploads/2016/09/HFHR_The-constitutional-crisis-in-Poland-2015-2016.pdf
42. HelsińskaFundacjaPrawCzłowieka. (2015, November 19). OświadczenieHelsińskiejFundacjiPrawCzłowiekawsprawieustawyznia 19 listopada 2015 r. ozmianieustawyoTrybunale
43. Konstytucyjnymavailableat: http://beta.hfhr.pl/wp-content/uploads/2015/11/HFPC_wystapienie_20112015.pdf
44. Republic of Poland. Parliamentary Elections. OSCE/ODIHR Election Assessment Mission Report. Office for Democratic Institutions and Human Rights. 25 October 2015 availableat:http://www.osce.org/odihr/elections/poland/217961?download=true
45. Venice Commission, Opinion on Amendments to the Act of 25 June 2015 on the Constitutional Tribunal of Poland. European Commission for Democracy through Law. Adobted by the Venice Commission at its 106th Plenary Session, Venice, 11-12 March 2016) availableat:http://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2016)001-e
Статистические данные
46. Voter turnout in national and EU parliamentary elections. Eurostat availableat:http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&init=1&language=en&pcode=tsdgo310&plugin=1
Список использованной литературы
Монографии
1. Корецкий В. М. «Общие принципы права» в международном праве. Киев: Изд-во АН УССР, 1957
2. BrackN.,Costa O. Euroscepticism within the EU Institutions. Diverging Views of Europe (eds). Abingdon: Routledge, 2012
3. Brzinski J. «Political Group Cohesion in the European Parliament, 1989-2014», Carolyn Rhodes and Sonia Mazey, eds, The State of the European Union, Vol. 3 London: Longman, 2015
4. Caporaso, James. The European Union: Dilemmas of Regional Integration. Boulder: Westview Press, 2000
5. Comella, V. "Decentralizing Tendencies in the System." In Constitutional Courts and Democratic Values: A European Perspective. Yale University Press, 2009
6. Schmitt von Sydow, H. Europäisches Unionsrecht. 4 Bände, 8372 S. Herausgegeben von Dr. Hans von der Groeben-Schwarze, 2015
7. Kochenov D., Amtenbrink F. The European Union's Shaping of the International Legal Order. Cambridge University Press, 2013
8. McDowell, G. L. Coke, Corwin and the Constitution: The 'Higher Law Background' Reconsidered. Cambridge: University Press, 1993
9. Schorkopf F. Homogenität in der Europäischen Union Ausgestaltung und Gewährleistung durch Art. 6 Abs. 1 und Art. 7 EUV. Mit Abb. Fn. 7, Ziff. 272. Broschiert, 2000
10. Thomson, R., and Frans N. S. Research Design: Measuring Actors' Positions, Saliences and Capabilities. In The European Union Decides, edited by Robert Thomson, Frans N. Stokman, Christopher H. Achen and Thomas Konig. Cambridge: Cambridge University Press, 2006
11. Thun-Hohenstein Сh. Der Vertrag von Amsterdam: die neue Verfassung der EU; der neue EG-Vertrag; der neue EU-Vertrag; Erläuterung der neuen Bestimmungen. Koproduktion mit Manz, Wien, und C.H. Beck, München, 1997
12. Träbert K. Sanktionen der Europäischen Union gegen ihre Mitgliedstaaten: die Sanktionsverfahren nach Art. 228 Abs. 2 EGV und Art. 7 EUV. Peter Lang, 2010
13. Van der Laan L. The case for a stronger European Parliament. Center for European reform. 2003
Научныестатьи
14. ДовганьЕ. Квопросуосоотношениипринципаневмешательствавовнутренниеделагосударствигосударственногосуверенитета // Белорусский журнал международного права и международных отношений № 3, 2002
15. Мещерякова О.М. Наднациональность в функционировании институтов Европейского Союза в контексте Лиссабонского договора // Правоведение, 2011, №6. Санкт-Петербург, Изд. СПб. университета
16. Соотношение национального и наднационального моментов в Европейском Союзе и вопросы суверенитета государств-членов. Монография. М., 2008. – 103 с. (6,5 п.л.).
17. Alston P., Weiler J.H.H. An „Ever Closer Union‟ in Need of a Human Rights Policy // European Journal of International Law 9(4) January 1998
18. Attina F. The Voting Behaviour of the European Parliament Members and the Problem of Europarties. European Journal of Political Research, № 18, 2010
19. Bulmer, Simon J. The European Council and the Council of the European Union: Shapers of a European Confederation.Publius, vol. 26, no. 4, 1996
20. Closa C., Kochenov D., Weiler J.H.H. Reinforcing Rule of Law Oversight in the European Union. European University Institute. Robert Schuman Centre for Advanced Studies, March 2014 available at: http://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/30117/RSCAS_2014_25_FINAL.pdf?sequence=3
21. Dinan D. Coping with Crisis: The Role of the European Council President // Fordham International Law Journal. August, 2016
22. Hillion Ch. Overseeing the rule of law in the European Union. Legal Mandate and Means // European Policy Agency. January. Swedish Institute for European Policy Studies, 2016
23. Hix, S., Noury A., Gérard R. Democratic Politics in the European Parliament. American Journal of Political Science 50, no. 2. 2006
24. Hix, S., Noury A., Gérard R. «Power to the Parties: Cohesion and Competition in the European Parliament 1979-2001». British Journal of Political Science 35, no. 2, 2005
25. Kochenov D., Pech L. Monitoring and Enforcement of the Rule of Law in the EU: Rhetoric and Reality // University of Groningen Faculty of Law Research Paper Series No. 05/2016, 2016
26. Luedtke, A. «The European Parliament: Is It a Normal Legislature?» International Studies Review 10, no. 2. 2008
27. Malinverni, G. "The Venice Commission of the Council of Europe." Proceedings of the Annual Meeting. American Society of International Law 96, 2002
28. Sadurski W. Adding a Bite to a Bark? A Story of Article 7, the EU Enlargement, and JörgHaider. Sydney Law School Research Paper Series No. 10/01, 2010
29. Topaloff L. Marginal No More. Journal of Democracy Volume 25, Number 4. National Endowment for Democracy and Johns Hopkins University Press. 2014
30. Ultan M., Ornek S. Euroscepticism in the European Union. International Journal of Social Sciences, Vol. IV(2) 2015
Авторефераты диссертаций
31. Зайцев А.Ю. Европейская Комиссия: Порядок формирования и полномочия [Текст]: автореф. дис. насоиск. учен. степ. канд. юр. наук 12.00.10 / Зайцев Александр Юрьевич; МГИМО – Москва, 2003
32. Зуев В.Н. Наднациональный механизм как фактор развития экономической интеграции в Европейском Союзе [Текст]: дис. на. соиск. уч. степ. докт. эк. наук : 08.00.14 / Зуев Владимир Николаевич; [Место защиты: Ин-т Европы РАН].- Москва, 2011.- 419 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-8/30
33. Потемкина О.Ю. Наднациональный и межправительственный методы интеграции В пространстве свободы, безопасности и правосудия европейского союза [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. полит. наук 23.00.04 / Потемкина Ольга Юрьевна МГУ – Москва, 2013
Средства массовой информации
34. A Task for Tusk, [Электронный ресурс]: ECONOMIST. 29 October 2015, available at: http://www.economist.com/news/europe/21677211-polands-former-prime-minister-desperately-seeks-ensure-europes-centre-can-hold-task
35. Chapman A. The 10 faces of Poland’s election[Электронный ресурс]: Politico. October 23, 2015. Available at: http://www.politico.eu/article/10-faces-of-poland-election-civic-platform-law-justice-party/
36. Eriksson A. Poland defies EU on rule of law[Электронный ресурс]: EU Observer. October 27, 2016. Available at: https://euobserver.com/news/135698
37. Hervey G., Livingstone E. What is Article 7? [Электронный ресурс]: Politico, 13 January, 2016. http://www.politico.eu/article/hungary-eu-news-article-7-vote-poland-rule-of-law/
38. Kelemen D. Poland's Constitutional Crisis. How the Law and Justice Party is Threatening Democracy [Электронный ресурс]: Foreign Affairs. August 25, 2016. available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/poland/2016-08-25/polands-constitutional-crisis
39. Orłowski, M.. Kaczyński: "Resortowedziecisię bronią. IchtwierdzatoTrybunał Konstytucyjny[Электронныйресурс]:Wyborcza.pl 11 grudnia 2015. Available at: http://wyborcza.pl/1,75398,19334126,kaczynski-resortowe-dzieci-sie-bronia-ich-twierdza-to-trybunal.html?disableRedirects=true
40. Rewolucja. Co mówiąnajnowszesondaże? [ANALIZA]. Newsweek.pl. 13.06.2015. available at: http://www.newsweek.pl/polska/wybory-parlamentarne-2015-analiza-sondazy-wyborczych,artykuly,364902,1.html [accessed 27.04.2017]
41. Stankiewicz A. Wojna o Trybunał: sekretyikłamstwa [Электронный ресурс]:Rzeczpospolita, 04 December 2015 available at: http://www.rp.pl/Analizy/151209627-Wojna-o-Trybunal-sekrety-i-klamstwa.html
42. Starski, D. P. Constitutionalism in times of extraordinary developments: Resolving the Polish constitutional crisis [Электронный ресурс]. Constitutionnet (April 13, 2016) Available at: http://www.constitutionnet.org/news/constitutionalism-times-extraordinary-developments-resolving-polish-constitutional-crisis
43. Szakacs, G. (2016, January 8). Hungary PM flags veto of any EU sanctions against Poland [Электронный ресурс]: C. Fernandez, Ed., Reuters.com: http://www.reuters.com/article/us-poland-hungary-sanctions-idUSKBN0UM0L220160108
Электронные ресурсы
44. Смайтер Э. Текущее развитие права Европейского Союза: Амстердамский договор [Электронный ресурс]: Электронный каталог библиотеки юридического факультета СПбГУ, 2000 – Режим доступа: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1153825