Введение
Глава 1. Понятие кредитоспособности и управление кредитоспособностью организации
1.1 Понятие кредитоспособности и ее место в управлении финансами предприятия
1.2 Факторы, влияющие на кредитоспособность организации и их анализ
1.3 Понятие и содержание управления кредитоспособностью
1.4 Основные показатели и методы оценки кредитоспособности организации
1.5 Проблемы управления кредитоспособности на российских предприятиях
Выводы по главе №1
Глава 2.Управление кредитоспособностью на примере предприятий ПАО «Мегафон» и ПАО «Мобильные Телесистемы»
2.1 Общая характеристика исследуемых предприятий и краткий обзор рынка
2.2 Анализ финансового состояния предприятий
2.3 Оценка и диагностика управления кредитоспособностью предприятий ПАО «Мегафон» и ПАО «Мобильные Телесистемы»
2.4 Предложения по совершенствованию управления кредитоспособностью на предприятиях ПАО «Мегафон» и ПАО «Мобильные Телесистемы» .......71
Выводы по главе №2
Заключение
Список использованных
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
Приложение З
Данная тема представляет собой большой интерес для исследования российских и зарубежных экономистов. В научной литературе подробно уделяется внимание финансовому анализу предприятий, однако в настоящее время нет единого мнения относительно сущности управления финансовым потенциалом предприятия и, в частности кредитоспособностью, кроме тогораскрываются только отдельные аспекты управления кредитоспособностью, что и предопределило актуальность данного исследования.
Актуальность указанной темы заключается в том, что на определённых этапах функционирования практически все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления хозяйственных операций, значит возникает необходимость в привлечении средств извне. В данной ситуации логичный выход - получение банковского кредита, но на практике такая задача бывает весьма проблематичной. Особенно, в связи с экономическими кризисами, проблема управления кредитоспособностью приобретает все большую актуальность, так как банки все чаще сталкиваются с трудностями в принятии решений о выдаче кредита юридическому лицу.
Целью дипломной работы является исследование основных подходов к управлению кредитоспособностью на примере предприятий ПАО «Мегафон» и ПАО «Мобильные Телесистемы».
Задачи, которые необходимо рассмотреть для достижения данной цели:
- изучить критерии кредитоспособности предприятия;
- оценить в соответствии с ними кредитоспособность конкретных предприятий;
- выработать предложения по улучшению кредитоспособности предприятий.
Объектом исследования является - управление кредитоспособностью предприятий ПАО «Мегафон» и ПАО «Мобильные Телесистемы».
В современных условиях обязательной составляющей любого менеджмента предприятия является управление кредитоспособностью, которое главным образом заключается в обнаружении возможных финансовых рисков, контроль должного соотношения собственных и заёмных средств, а также поддержании делового имиджа предприятия на должном уровне.
В настоящее время существует множество методик позволяющих анализировать и управлять кредитоспособностью предприятия, однако наиболее распространенной в отечественной и мировой практике уже долгое время является методика, основанная показателях финансово-аналитических коэффициентов, позволяющая наиболее информативно смотреть на финансовое состояние предприятия, как с точки зрения управленческого аппарата предприятия, так и со стороны всех заинтересованных сторон. Однако в более развитых, с точки зрения экономики стран, она выглядит гораздо более системной, главным образом за счет единой базы и нормативных значений отраслевых коэффициентов, в то время, как такая база в нашей экономике отсутствует.
В качестве управленческого решения по данному вопросу отечественным предприятиям можем предложить решение этой проблемы, посредством ведения на каждом из них своей статистики, с по следующим объединением ее между предприятиями всей отрасли, что по моему мнению будет значительным подспорьем для каждого из них, а значит и приведет к снижению управленческих издержек.
В работе был проведен анализ управления кредитоспособностью предприятий ПАО «Мегафон» и «ПАО МТС», были выявлены негативные моменты в деятельности организаций.
В течение всего рассматриваемого периода прослеживалось ухудшение финансовой устойчивости компаний, вызванной главным образом мировым экономически кризисом. В 2015 году у рассматриваемых организаций наблюдался дефицит собственных средств, что увеличивает риск потери своей кредитоспособности. Баланс организаций так же нельзя назвать абсолютно ликвидным, так наиболее ликвидные активы не покрывают срочные обязательства. На протяжении всего периода наблюдается снижение группы коэффициентов ликвидности, что свидетельствует о неспособности организации покрывать свои краткосрочные обязательства своими оборотными активами. Основным негативным моментом в деятельности предприятий является высокий уровень дебиторской и кредиторской задолженностей, а так же их значительный рост в динамике.
Снижение периода оборачиваемости средств и умелое использование дохода может способствовать восстановлению нужного уровня ликвидности предприятий. Вместе с тем, как показывают результаты проведенного анализа, организации располагают еще достаточными резервами для существенного улучшения своего финансового состояния и уменьшения рисков. Для этого необходимо поменять ценовую политику, стремиться к сокращению кредиторской задолженности.
Анализ относительных коэффициентов финансовой устойчивости показал, что компании полностью зависимы от заемных источников финансирования, имеют неустойчивое финансовое состояние, для формирования запасов используют не только долгосрочные источники, но и привлекает краткосрочные заемные средства.
Комплекс приведенных управленческих мероприятий позволит организациям повысить уровень рентабельности, пополнить собственный оборотный капитал, собственные оборотные средства, снизить финансовый риск.
1. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 17 апреля 2010 г. № 173 «Об утверждении Методики расчета показателей абсолютной и относительной финансовой устойчивости, которым должны соответствовать коммерческие организации, желающие участвовать в реализации проектов, имеющих общегосударственное, региональное и межрегиональное значение, с использованием бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101269.
2. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ (действующая редакция, 2016)
3. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"
4. Бадмаева Д.Г. Платежеспособность коммерческой организации: финансовый анализ / Д.Г. Бадмаева // Аудиторские ведомости. – 2011. – № 1
5. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения: учебник для магист- ров / под ред. А. З. Бобылевой. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 903 с. — Серия : Магистр.
6. Бланк И.А. - Управление денежными потоками
7. Л.Т. Гиляровская. Экономический анализ. 2004
8. Анализ кредитоспособности организации и группы компаний: учебное пособие / Д.А. Ендовицкий, К.В. Бахтин, Д.В. Ковтун; под ред. Д.А. Ендовицкого. – М.:КНОРУС, 2012
9. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект,2014
10. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Анализ баланса. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : проспект, 2016 – 912с.
11. Кован С.Е. «Финансовая устойчивость предприятия и её оценка для предупреждения его банкротства» / С.Е. Кован, Е.П. Кочетков // Экономический анализ: теория и практика – 2009г.
12. Крутик А.Б., Хайкин М.М. Основы финансовой деятельности предприятия: Учеб. пособие. – 2 изд., перераб. и доп. – СПб.: Бизнес-пресса, 1999. – 448 с. С.312-339
13. Оценка кредитоспособности предприятия-заемщика: метод. указ. / сост. : Н.И. Куликов, Л.Н. Чайникова. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.
14. О.И. Лаврушин. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО. 2005.
15. Ордов К.В. Денежно-кредитная политика и конкурентоспособность компании:монография; под ред. д-ра экон. наук, проф.В.А. Слепова.-М.:Магистр,2015
16. Сухорукова Е. С. Актуальные вопросы анализа финансового состояния организации // Молодой ученый. — 2014. — №21.2.
17. Фомина Т. А. Анализ рынка операторов сотовой связи // Молодой ученый. — 2014. — №18
18. http://afdanalyse.ru
19. http://cyberleninka.ru
20. http://1-fin.ru
21. http://moluch.ru/archive/80/14502/
22. http://www.scienceforum.ru/
23. Официальный сайт ПАО «Мегафон», раздел «Инвесторам», URLhttp://nsk.megafon.ru/
24. http://www.company.mts.ru/
25. ru.wikipedia.org
26. http://sci-article.ru/gryps.php?i=ekonomika
27. http://www.banki-delo.ru
28. http://naukovedenie.ru
29. http://publikacia.net/
30. http://ekonomika.snauka.ru
31. http://web.snauka.ru/
32. digit.ru/business/20130207
33. https://www.dnb.ru
34. http://www.profiz.ru
35. http://www.fin-eco.ru
36. http://www.consensus-audit.ru/