ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы коммуникативной
компетентности студентов-психологов 8
1.1. Основные подходы к определению коммуникативной
компетентности личности 8
1.2. Структура коммуникативной компетентности личности 13
1.3. Психологические особенности коммуникативной
компетентности будущих педагогов-психологов 22
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение психологических особенностей коммуникативной компетентности будущих педагогов- психологов 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 35
2.3. Программа развития коммуникативной компетентности
будущих педагогов-психологов 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы коммуникативной
компетентности студентов-психологов 8
1.1. Основные подходы к определению коммуникативной
компетентности личности 8
1.2. Структура коммуникативной компетентности личности 13
1.3. Психологические особенности коммуникативной
компетентности будущих педагогов-психологов 22
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение психологических особенностей коммуникативной компетентности будущих педагогов- психологов 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 35
2.3. Программа развития коммуникативной компетентности
будущих педагогов-психологов 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время
компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих
высокого профессионального уровня специалиста в любой области
человеческой деятельности. Это относится не только к профессиям в сфере
«человек-человек», таким как врач, педагог, психолог, менеджер, работник
сферы обслуживания, социальный работник, где требуется специальная
коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам
профессий, т.к. любой работник, так или иначе, включается в
информационный обмен и взаимодействует с людьми.1
Коммуникация является основным видом деятельности педагогапсихолога и выражается в передаче исторического опыта, накопленного
человечеством в области знаний, взаимоотношений людей, организации
учебно-воспитательной деятельности, в воспитательном и развивающем
воздействии на учащихся. Неподготовленность к общению часто приводит к
различным затруднениям в психолого-педагогической деятельности.
Коммуникативная компетентность как профессионально необходимое
качество педагога-психолога является основной составляющей его
профессиональной компетентности и рассматривается как базовая, ключевая
компетенция, которой должен обладать педагог-психолог.
В отечественной психологии на сегодняшний день сложилось два
подхода к изучению проблемы коммуникативной компетентности:
теоретический и практический. Представители теоретического подхода
рассматривают понятие коммуникативной компетентности, разрабатывают
ее теоретические концепции, модели и структуру, изучают условия и
факторы, влияющие на процесс развития коммуникативной компетентности.
Эти методологические подходы отражены в трудах таких ученых как А.А.
Бодалев, Л.А. Петровская, И.А. Зимняя, Е.В. Сидоренко, О.И. Муравьева,
И.В. Макаровская, В.Н. Куницына, Ю.М. Жуков, Ю.Н. Емельянов.
Представители практического подхода изучают процесс развития и
совершенствования коммуникативной компетентности, разрабатывают
методы развития коммуникативных умений и программы повышения
коммуникативной компетентности. Результаты подобных исследований
отражены в работах таких ученых как В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящев, А.С.
Прутченков, Г.Н. Николаева, Е.М. Горюнова, И.К. Гаврилова, Ю.С.
Крижанская, В.П. Третьяков.
Отдавая должное труду ученых, занимающихся разработкой проблем
коммуникативной компетентности, следует признать, что в научной
литературе раскрываются лишь отдельные аспекты этого профессионального
качества для педагогов-психологов.
Решение проблем эффективной коммуникации при взаимодействии
особенно актуально для педагогов и психологов. Однако многие выпускники
университетов психолого-педагогического направления не обладают
необходимым уровнем коммуникативной компетентности, вследствие чего у
них возникают значительные трудности в установлении контактов с
учащимися. Недостаточный уровень развития коммуникативной
компетентности будущих и действующих педагогов-психологов оказывает
негативное влияние на эффективность учебно-воспитательной работы в
школе и дошкольных образовательных учреждениях и проявляется во
взаимоотношениях с детьми и учащимися.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена
противоречием между необходимостью высокого уровня развития
коммуникативной компетентности студентов психолого-педагогического
направления и дефицитом концептуальных алгоритмов формирования и
развития коммуникативной компетентности.
Актуальность темы и степень ее разработанности в научной литературе
дают основание для формулировки основной проблемы исследования:
каковы психологические особенности коммуникативной компетентности
будущих педагогов-психологов на разных этапах обучения в вузе?
Цель исследования – изучить психологические особенности
коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов на разных
этапах обучения в вузе.
Объектом исследования является коммуникативная компетентность
студентов вуза.
Предметом исследования являются структурно-содержательные
особенности коммуникативной компетентности студентов разных курсов
направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что
существуют структурно-содержательные особенности коммуникативной
компетентности студентов разных курсов направления подготовки
«Психолого-педагогическое образование», а именно:
1) коммуникативная компетентность студентов старших курсов будет
отличаться от коммуникативной компетентности студентов младших курсов
более высоким уровнем сформированности коммуникативных умений;
2) коммуникативные склонности и личностные качества студентов
старших и младших курсов не будут существенно различаться между собой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать предлагаемые в психолого-педагогической
литературе подходы к изучению проблемы коммуникативной
компетентности будущих педагогов-психологов.
2. Провести диагностику коммуникативной компетентности
студентов 1-4 курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое
образование».
3. Выявить структурно-содержательные особенности
коммуникативной компетентности студентов 1-4 курсов направления
подготовки «Психолого-педагогическое образование».
4. Разработать программу развития коммуникативной компетентности
студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое
образование». Теоретико-методологическая основа исследования. Для осмысления
феномена коммуникативной компетентности были использованы
методологические подходы к ее разработке, обоснованные в трудах
Е.В. Сидоренко, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, И.Б. Пономарева,
В.П. Трубочкина, Т.В. Захаровой, И.В. Макаровской.
Методы исследования. В работе были использованы следующие
методы исследования:
1) общенаучные: теоретический анализ литературы, диссертационных
работ и результатов эмпирических исследований по проблеме; методы
системного, структурно-функционального, сравнительного анализа;
2) эмпирические: опрос, тестирование;
3) методы математико-статистической обработки данных
(статистический анализ данных с применением критерия Крускала-Уоллиса,
факторный анализ (метод главных компонент) с Varimax–вращением с
использованием метода Кайзера).
Статистическая обработка данных проводилась с использованием на
основе пакета статистических программ «SPSS».
Методики исследования. Эмпирическое изучение коммуникативной
компетентности студентов направления подготовки «Психологопедагогическое образование» проводилось с использованием следующего
диагностического инструментария:
1. Методика Никифорова Г.С. «Оценка коммуникативных навыков».
2. Методика В.В. Бойко «Опросник коммуникативной
толерантности».
3. Методика В.В. Синявского и Б.А. Федоришина «Выявление
коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)».
4. Методика Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М.
«Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)». База исследования. Исследования психологических особенностей
коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов
проводилось нами на базе факультета психологии Педагогического
института НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие студенты очной
формы обучения 1-4 курсов направления подготовки «Психологопедагогическое образование». Объем выборки составил 82 человека в
возрасте от 17 до 22 лет.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
программы развития коммуникативной компетентности студентов
направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Результаты и диагностический инструментарий эмпирического исследования
могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки и
повышения квалификации будущих и действующих педагогов-психологов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников и приложений.
компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих
высокого профессионального уровня специалиста в любой области
человеческой деятельности. Это относится не только к профессиям в сфере
«человек-человек», таким как врач, педагог, психолог, менеджер, работник
сферы обслуживания, социальный работник, где требуется специальная
коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам
профессий, т.к. любой работник, так или иначе, включается в
информационный обмен и взаимодействует с людьми.1
Коммуникация является основным видом деятельности педагогапсихолога и выражается в передаче исторического опыта, накопленного
человечеством в области знаний, взаимоотношений людей, организации
учебно-воспитательной деятельности, в воспитательном и развивающем
воздействии на учащихся. Неподготовленность к общению часто приводит к
различным затруднениям в психолого-педагогической деятельности.
Коммуникативная компетентность как профессионально необходимое
качество педагога-психолога является основной составляющей его
профессиональной компетентности и рассматривается как базовая, ключевая
компетенция, которой должен обладать педагог-психолог.
В отечественной психологии на сегодняшний день сложилось два
подхода к изучению проблемы коммуникативной компетентности:
теоретический и практический. Представители теоретического подхода
рассматривают понятие коммуникативной компетентности, разрабатывают
ее теоретические концепции, модели и структуру, изучают условия и
факторы, влияющие на процесс развития коммуникативной компетентности.
Эти методологические подходы отражены в трудах таких ученых как А.А.
Бодалев, Л.А. Петровская, И.А. Зимняя, Е.В. Сидоренко, О.И. Муравьева,
И.В. Макаровская, В.Н. Куницына, Ю.М. Жуков, Ю.Н. Емельянов.
Представители практического подхода изучают процесс развития и
совершенствования коммуникативной компетентности, разрабатывают
методы развития коммуникативных умений и программы повышения
коммуникативной компетентности. Результаты подобных исследований
отражены в работах таких ученых как В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящев, А.С.
Прутченков, Г.Н. Николаева, Е.М. Горюнова, И.К. Гаврилова, Ю.С.
Крижанская, В.П. Третьяков.
Отдавая должное труду ученых, занимающихся разработкой проблем
коммуникативной компетентности, следует признать, что в научной
литературе раскрываются лишь отдельные аспекты этого профессионального
качества для педагогов-психологов.
Решение проблем эффективной коммуникации при взаимодействии
особенно актуально для педагогов и психологов. Однако многие выпускники
университетов психолого-педагогического направления не обладают
необходимым уровнем коммуникативной компетентности, вследствие чего у
них возникают значительные трудности в установлении контактов с
учащимися. Недостаточный уровень развития коммуникативной
компетентности будущих и действующих педагогов-психологов оказывает
негативное влияние на эффективность учебно-воспитательной работы в
школе и дошкольных образовательных учреждениях и проявляется во
взаимоотношениях с детьми и учащимися.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена
противоречием между необходимостью высокого уровня развития
коммуникативной компетентности студентов психолого-педагогического
направления и дефицитом концептуальных алгоритмов формирования и
развития коммуникативной компетентности.
Актуальность темы и степень ее разработанности в научной литературе
дают основание для формулировки основной проблемы исследования:
каковы психологические особенности коммуникативной компетентности
будущих педагогов-психологов на разных этапах обучения в вузе?
Цель исследования – изучить психологические особенности
коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов на разных
этапах обучения в вузе.
Объектом исследования является коммуникативная компетентность
студентов вуза.
Предметом исследования являются структурно-содержательные
особенности коммуникативной компетентности студентов разных курсов
направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что
существуют структурно-содержательные особенности коммуникативной
компетентности студентов разных курсов направления подготовки
«Психолого-педагогическое образование», а именно:
1) коммуникативная компетентность студентов старших курсов будет
отличаться от коммуникативной компетентности студентов младших курсов
более высоким уровнем сформированности коммуникативных умений;
2) коммуникативные склонности и личностные качества студентов
старших и младших курсов не будут существенно различаться между собой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать предлагаемые в психолого-педагогической
литературе подходы к изучению проблемы коммуникативной
компетентности будущих педагогов-психологов.
2. Провести диагностику коммуникативной компетентности
студентов 1-4 курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое
образование».
3. Выявить структурно-содержательные особенности
коммуникативной компетентности студентов 1-4 курсов направления
подготовки «Психолого-педагогическое образование».
4. Разработать программу развития коммуникативной компетентности
студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое
образование». Теоретико-методологическая основа исследования. Для осмысления
феномена коммуникативной компетентности были использованы
методологические подходы к ее разработке, обоснованные в трудах
Е.В. Сидоренко, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, И.Б. Пономарева,
В.П. Трубочкина, Т.В. Захаровой, И.В. Макаровской.
Методы исследования. В работе были использованы следующие
методы исследования:
1) общенаучные: теоретический анализ литературы, диссертационных
работ и результатов эмпирических исследований по проблеме; методы
системного, структурно-функционального, сравнительного анализа;
2) эмпирические: опрос, тестирование;
3) методы математико-статистической обработки данных
(статистический анализ данных с применением критерия Крускала-Уоллиса,
факторный анализ (метод главных компонент) с Varimax–вращением с
использованием метода Кайзера).
Статистическая обработка данных проводилась с использованием на
основе пакета статистических программ «SPSS».
Методики исследования. Эмпирическое изучение коммуникативной
компетентности студентов направления подготовки «Психологопедагогическое образование» проводилось с использованием следующего
диагностического инструментария:
1. Методика Никифорова Г.С. «Оценка коммуникативных навыков».
2. Методика В.В. Бойко «Опросник коммуникативной
толерантности».
3. Методика В.В. Синявского и Б.А. Федоришина «Выявление
коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)».
4. Методика Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М.
«Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)». База исследования. Исследования психологических особенностей
коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов
проводилось нами на базе факультета психологии Педагогического
института НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие студенты очной
формы обучения 1-4 курсов направления подготовки «Психологопедагогическое образование». Объем выборки составил 82 человека в
возрасте от 17 до 22 лет.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
программы развития коммуникативной компетентности студентов
направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Результаты и диагностический инструментарий эмпирического исследования
могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки и
повышения квалификации будущих и действующих педагогов-психологов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников и приложений.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Помощь в написании работ!
Коммуникативная компетентность представляет собой систему
внутренних ресурсов личности, необходимых для осуществления человеком
эффективных коммуникативных действий в широком диапазоне ситуаций
межличностного взаимодействия. Также коммуникативную компетентность
можно рассматривать как совокупность коммуникативных способностей,
коммуникативных умений и коммуникативных знаний, адекватных
коммуникативным задачам и достаточных для их решения.
Существуют различные подходы к определению структуры и
параметров коммуникативной компетентности. На формирование
коммуникативной компетентности оказывает влияние множество различных
факторов. Коммуникативная компетентность педагогов-психологов имеет
свои психологические и профессиональные особенности и определяется
определенным набором умений и навыков.
Эмпирическое изучение структурно-содержательных особенностей
коммуникативной компетентности студентов разных курсов направления
подготовки «Психолого-педагогическое образование» было направлено на
изучение коммуникативных умений, коммуникативной толерантности,
коммуникативных склонностей и личностных качеств студентов направления
подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о
том, что процесс обучения в вузе оказывает положительное влияние на
развитие коммуникативных умений и коммуникативной толерантности,
вследствие чего повышается общий уровень развития коммуникативной
компетентности от 1 к 4 курсу обучения. Таким образом, подтвердилось
первое положение нашей гипотезы о том, что коммуникативная
компетентность студентов старших курсов будет отличаться от
коммуникативной компетентности студентов младших курсов более высоким
уровнем сформированности коммуникативных умений. Процесс обучения не оказывает влияния на развитие коммуникативных
склонностей и личностных особенностей студентов, данные показатели не
меняются в процессе обучения у студентов разных курсов. Таким образом,
подтвердилось второе положение нашей гипотезы о том, что
коммуникативные склонности и личностные качества студентов старших и
младших курсов не будут существенно различаться между собой.
Существуют различия в содержании и сочетании структурных
компонентов коммуникативной компетентности студентов направления
подготовки «Психолого-педагогическое образование» 1, 2, 3 и 4 курсов, т.е.
структура коммуникативной компетентности будет отличаться у студентовпсихологов на разных этапах обучения в вузе.
В результате проведенного эмпирического исследования нами была
выявлена в целом положительная динамика развития коммуникативной
компетентности студентов направления подготовки «Психологопедагогическое образование», но вместе с тем были выявлены проблемные
зоны в развитии некоторых показателей коммуникативной компетентности.
Кроме того, не все студенты имеют высокий уровень развития
коммуникативной компетентности, а именно коммуникативных умений
навыков, коммуникативной толерантности и коммуникативных склонностей,
необходимых для успешной профессиональной деятельности педагогапсихолога. Это позволило нам наметить направления дальнейшего развития
отдельных структурно-содержательных компонентов коммуникативной
компетентности студентов разных курсов.
Нами была разработана программа, представляющая собой комплекс
мероприятий, направленных на развитие и совершенствование
коммуникативной компетентности студентов-психологов, реализация
которых должна осуществляться в четыре этапа: диагностический,
развивающий, оценочный и корректирующий. Данная программа может
применяться как для студентов психологических специальностей, так и для
действующих педагогов-психологов.
внутренних ресурсов личности, необходимых для осуществления человеком
эффективных коммуникативных действий в широком диапазоне ситуаций
межличностного взаимодействия. Также коммуникативную компетентность
можно рассматривать как совокупность коммуникативных способностей,
коммуникативных умений и коммуникативных знаний, адекватных
коммуникативным задачам и достаточных для их решения.
Существуют различные подходы к определению структуры и
параметров коммуникативной компетентности. На формирование
коммуникативной компетентности оказывает влияние множество различных
факторов. Коммуникативная компетентность педагогов-психологов имеет
свои психологические и профессиональные особенности и определяется
определенным набором умений и навыков.
Эмпирическое изучение структурно-содержательных особенностей
коммуникативной компетентности студентов разных курсов направления
подготовки «Психолого-педагогическое образование» было направлено на
изучение коммуникативных умений, коммуникативной толерантности,
коммуникативных склонностей и личностных качеств студентов направления
подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о
том, что процесс обучения в вузе оказывает положительное влияние на
развитие коммуникативных умений и коммуникативной толерантности,
вследствие чего повышается общий уровень развития коммуникативной
компетентности от 1 к 4 курсу обучения. Таким образом, подтвердилось
первое положение нашей гипотезы о том, что коммуникативная
компетентность студентов старших курсов будет отличаться от
коммуникативной компетентности студентов младших курсов более высоким
уровнем сформированности коммуникативных умений. Процесс обучения не оказывает влияния на развитие коммуникативных
склонностей и личностных особенностей студентов, данные показатели не
меняются в процессе обучения у студентов разных курсов. Таким образом,
подтвердилось второе положение нашей гипотезы о том, что
коммуникативные склонности и личностные качества студентов старших и
младших курсов не будут существенно различаться между собой.
Существуют различия в содержании и сочетании структурных
компонентов коммуникативной компетентности студентов направления
подготовки «Психолого-педагогическое образование» 1, 2, 3 и 4 курсов, т.е.
структура коммуникативной компетентности будет отличаться у студентовпсихологов на разных этапах обучения в вузе.
В результате проведенного эмпирического исследования нами была
выявлена в целом положительная динамика развития коммуникативной
компетентности студентов направления подготовки «Психологопедагогическое образование», но вместе с тем были выявлены проблемные
зоны в развитии некоторых показателей коммуникативной компетентности.
Кроме того, не все студенты имеют высокий уровень развития
коммуникативной компетентности, а именно коммуникативных умений
навыков, коммуникативной толерантности и коммуникативных склонностей,
необходимых для успешной профессиональной деятельности педагогапсихолога. Это позволило нам наметить направления дальнейшего развития
отдельных структурно-содержательных компонентов коммуникативной
компетентности студентов разных курсов.
Нами была разработана программа, представляющая собой комплекс
мероприятий, направленных на развитие и совершенствование
коммуникативной компетентности студентов-психологов, реализация
которых должна осуществляться в четыре этапа: диагностический,
развивающий, оценочный и корректирующий. Данная программа может
применяться как для студентов психологических специальностей, так и для
действующих педагогов-психологов.
Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт / Г.С.
Абрамова. – М.: Академия, 2001. – 240 с.
2. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое
консультирование / Ю.Е. Алешина. – М.: Класс, 2004. – 284 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов / Г.М.
Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 376 с.
4. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А. Сластенина. –
М.: Академия, 2003. – 264 с.
5. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во
Института практической психологии, 1996. – 256 с.
6. Булыгина, А.Н. О формировании коммуникативной компетентности
подростков в школьном обучении: из опыта работы / А.Н. Булыгина //
Образование и наука. – М., 2013. – №3 (102). – С. 26-36.
7. Буртовая, Н.Б. Коммуникативная компетентность и социальнопсихологические факторы ее развития: дис. ... канд. психол. наук:
19.00.01 / Н.Б. Буртовая. – Томск, 2004. - 176 с.
8. Вачков, И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.
Вачков. – М.: Ось-89, 2000. – 224 с.
9. Вересов, Н.Н. Психология управления / Н.Н. Вересов. – М.: МПСИ,
2001. – 224с.
10. Войтенко, Л.М. Коммуникативная компетентность как детерминанта
профессионального становления будущего психолога: дис. ... канд.
психол. наук: 19.00.07 / Л.М. Войтенко. – Сочи, 2011. - 254 с.
11. Гавра, Д. Основы теории коммуникации / Д. Гавра. – СПб.: Питер, 2011. –
288 с.
12. Головко, Е.А. Технология формирования коммуникативной
компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к106
педагогической деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е.А.
Головко. - Ставрополь, 2004. – 170 с.
13. Девятова, Е.А. Психологическое содержание коммуникативной
компетентности психолога-консультанта / Е.А. Девятова // Психология:
аспекты теории и практики. – 2011. – № 8 (030). – С. 28-31.
14. Дериглазова, Р.Б. Формирование коммуникативной компетентности
педагога-психолога: На примере обучения студентов психологов для
работы с девиантными подростками: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /
Р.Б. Дериглазова. – Ижевск, 2002. - 197 с.
15. Джерелиевская, М.А. Установки коммуникативного поведения:
диагностика и прогноз в конкретных ситуациях / М.А. Джерелиевская. –
М.: Смысл, 2000. – 191 с.
16. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. –
СПб.: Питер, 2003. – 319 с.
17. Долгова, В.И. Понятие коммуникативной компетентности в психологопедагогических исследованиях / В.И. Долгова, Е.В. Мельник,
Н. Карахан // Концепт. – 2015. – Т. 31. – С. 81–85.
18. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования
коммуникативной компетентности / Ю.Н. Емельянов. – М.: Просвещение,
1995. – 183 с.
19. Жуков, Ю.М. Введение в практическую и социальную психологию /
Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, О.В. Соловьева. – М.: Смысл, 1996. –
373 с.
20. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М.
Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – М.: Изд-во МГУ, 1991. –
96 с.
21. Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков. – М.: Гардарики,
2003. – 223 с.
22. Занковский, А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. – М.:
Флинта: МПСИ, 2012. – 648 с.107
23. Захарова, Т.В. Коммуникативная компетентность: понятие
характеристики / Т.В. Захарова, Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова, Н.К.
Игнатьева, Е.В. Киргизова, Т.А. Бахор // Современные проблемы науки и
образования. – 2015. – № 4. – С. 35-40.
24. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-н/Д:
Феникс, 2012. – 480 с.
25. Зинова, И.М. Коммуникативная компетентность педагогических
работников в условиях перехода к инклюзивному образованию / И.М.
Зинова, Г.Ф. Шайдуллина // Фундаментальные исследования:
Педагогические науки. – 2014. – № 8. – С. 961-965.
26. Игнатьева, С.А. Коммуникативная компетентность как компонент
коммуникативной культуры личности / С.А. Игнатьева. – М.:
Просвещение, 2010. – 385 с.
27. Кабаченко, Т.С. Психология управления / Т.С. Кабаченко. – М.:
Педагогическое общество России, 2003. – 384 с.
28. Карпов, А.В. Психология менеджмента / А.В. Карпов. – М.: Гардарики,
2003. – 584 с.
29. Калдыбаев, С.К. Уровни социально-коммуникативной компетентности
учащихся / С.К. Калдыбаев, Ч.Ш. Омурзакова // Международный журнал
экспериментального образования. – 2016. – №5. – С. 20-23.
30. Касентаева, К.У. Развитие коммуникативных компетенций
старшеклассников на основе использования дебатных технологий: дис. …
канд. пед. наук. – Алматы, 2009. – 185 с.
31. Ким, И.Н. Формирование базовых составляющих профессиональной
компетентности преподавателя в рамках ФГОС / И.Н. Ким, С.В.
Лисиенко // Высшее образование в России. – 2012. – № 1. – С. 16-24.
32. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.
Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.108
33. Колмогорова, Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и
следствие становления направленности личности [Текст]: дис. ... канд.
психол. наук: 19.00.01 / Н.С. Колмогорова. – Барнаул, 2004. - 228 с.
34. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к
социальной ответственности / Под ред. С.В. Титовой. – СПб.: Питер.
2009. – 176 с.
35. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая
психотерапия / Р. Кочюнас. - М.: Академический Проект, 2004. - 464 с.
36. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы / Р.Л.
Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с.
37. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение / Ю.Д. Красовский.- М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 511 с.
38. Кузнецова, Е.В. Формирование коммуникативной компетентности
будущего социального педагога: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.М.
Кузнецова. – Йошкар-Ола, 2010. - 193 с.
39. Кузьмина, Е.М. Формирование коммуникативной компетентности
студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.М. Кузьмина. –
Нижний Новгород, 2006. - 181 с.
40. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В.
Казаринова, В.М. Погольша. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
41. Курашева, С.В. Формирование коммуникативной компетентности
будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С.В. Курашева. –
Кемерово, 2006. - 213 с.
42. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы.
Диагностика. Коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д.
Бреус. – М.: Академия, 2001. - 288 с.
43. Лингевич, О.В. Формирование коммуникативной компетентности в
процессе преподавания психологических дисциплин у студентов –
будущих педагогов / О.В. Лингевич, А.Д. Копытов // Вестник ТГПУ. –
2015. – № 3 (156). – С. 141-146.109
44. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя:
диагностика и развитие / М.И. Лукьянова. – М.: Сфера, 2004. – 144 с.
45. Лютова-Робертс, Е.К. Тренинг начинающего консультанта: ведение
доверительной беседы / Е.К. Лютова-Робертс. – СПб.: Речь, 2007. – 307 с.
46. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1999. –
688 с.
47. Макаровская, И.В. Коммуникативная компетентность и представления
учителя о себе: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / И.В. Макаровская. –
Санкт-Петербург, 2003. - 195 с.
48. Манулик, В.А. Проблема коммуникативной компетентности в
профессиональной деятельности врача / В.А. Манулик, Ю.В. Михайлюк //
Инновационные образовательные технологии. – 2013. – №1 (33). –
С. 19-23.
49. Мерзон, Е.Е. Проблема формирования профессиональной
компетентности студентов педагогического вуза / Е.Е. Мерзон //
Педагогика. – 2012. – № 9. – С. 35-38.
50. Муравьева, О.И. Основные стратегии в структуре коммуникативной
компетентности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / О.И. Муравьева. –
Томск, 2001. - 158 с.
51. Муравьева, О.И. Психология коммуникативной компетентности / О.И.
Муравьева. – Томск: Изд-во ТГУ, 2012. – 160 с.
52. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. НельсонДжоунс. – СПб.: Питер, 2001. – 456 с.
53. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С.
Немов. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 688 с.
54. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.3. Психодиагностика. Введение в
научное психологическое исследование с элементами математической
статистики / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 631 с.
55. Немов, Р.С. Основы психологического консультирования / Р.С. Немов. –
М.: ВЛАДОС, 1999. – 394 с.110
56. Новиков, В.С. Коммуникативная компетентность педагога-психолога /
В.С. Новиков // Психолог в школе. – 2014. – № 3 (3). – С. 12-16.
57. Ньюстром, Дж. Организационное поведение / Дж. Ньюстром, К. Дэвис. –
СПб: Питер-Юг, 2000. – 448 с.
58. Образцов, П.И. Методология и методы психолого-педагогического
исследования: Курс лекций / П.И. Образцов. – СПб.: Питер, 2007. - 292 с.
59. Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. – М.:
Гардарики, 2003. – 615 с.
60. Оськина, С.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития
коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза: дис.
канд. психол. наук: 19.00.07 / С.А. Оськина. – Тамбов, 2010. - 193 с.
61. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной
деятельности / А.П. Панфилова. – СПб.: Знание, 2001. - 496 с.
62. Парыгин, Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП,
2013. - 616 с.
63. Пахарев, В.М. Развитие коммуникативной компетентности субъектов
профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / В.М.
Пахарев. – Москва, 2004. - 181 с.
64. Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социальнопсихологический тренинг / Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1989. –
216 с.
65. Попова, А.А. Формирование коммуникативной компетентности
студентов педвуза средствами психологической практики: дис. ... канд.
психол. наук: 19.00.07 / А.А. Попова. – Армавир, 2004. - 205 с.
66. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут,
В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2002. – 298 с.
67. Психологический словарь / Под общ. ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов н/Д:
Феникс, 2003. – 640 с.
68. Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер,
2004. – 639 с.111
69. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А.А. Бодалева, А.А.
Деркач, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2003. – 640 с.
70. Ремизова, В.Ф. Формирование коммуникативной компетентности
студентов в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /
В.Ф. Ремизова. – Оренбург, 2006. - 218 с.
71. Решетова, О.В. Коммуникативная компетентность как фактор
успешности учебной деятельности студента: дис. ... канд. пед. наук:
13.00.01 / О.В. Решетова. – Оренбург, 2006. - 159 с.
72. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. Кн. 2.
Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения /
Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1999. – 478 с.
73. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.:
Питер, 2008. - 720 с.
74. Руденский, Е.В. Социальная психология. Курс лекций для вузов / Е.В.
Руденский. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 224 с.
75. Руденский, Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера / Е.В.
Руденский. – М.: ИНФРА-М, 1997. - 180 с.
76. Семечкин, Н.И. Социальная психология / Н.И. Семечкин. – Ростов н/Д:
Феникс, 2013. – 724 с.
77. Сеитова, Р.С. Формирование коммуникативно-управленческой
компетентности у студентов педагогических вузов: дис. ... канд. пед.
наук: 13.00.08 / Р.С. Сеитова. – Челябинск, 2012. - 208 с.
78. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В.
Сидоренко. – СПб.: Речь, 2001. – 350с.
79. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом
взаимодействии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2008. – 208 с.
80. Снетков, В.М. Психология коммуникации в организациях / В.М.
Снетков. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 192 с.
81. Соколов, А.В. Общая теория социальных коммуникаций / А.В. Соколов. -
СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 461 с.112
82. Соловьева, О.В. Коммуникативная компетентность психолога: подходы и
концепции / О.В. Соловьева, Ю.В. Аникеева // Вектор науки ТГУ. –
2012. – № 1 (8). – С. 267-270.
83. Словарь психолога – практика / Сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест,
2001. – 976с.
84. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д:
Феникс, 2002. – 672 с.
85. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум / Л.Д. Столяренко. –
Ростов н/д: Феникс, 2003. - 704 с.
86. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления / Л.Д.
Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.
87. Тесленко В.И. Коммуникативная компетентность: формирование,
развитие, оценивание: Монография / В.И. Тесленко, С.В. Латынцев. –
Красноярск: Изд-во КГПУ, 2008. – 256 с.
88. Трубочкин, В.П. Культура педагогического общения и
самосовершенствования преподавателя / В.П. Трубочкин, Н.Р.
Битянова. – М.: Академия МВД РФ, 1995. - 88 с.
89. Урбанович, А.А. Психология управления / А.А. Урбанович. - Минск:
Харвест, 2003. - 640 с.
90. Филатова, Е.В. Коммуникативная компетентность педагога: сущность и
структура / Е.В. Филатова // Научно-педагогический журнал Восточной
Сибири. – 2012. – №1 (03). – С. 15-18.
91. Филатова, Л.Э. Компетентность в общении психологов / Л.Э. Филатова //
Ученые записки. Электронный научный журнал Курского
государственного университета. – 2010. – № 3 (15).
92. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические
игры и упражнения / К. Фопель. – М.: Генезис, 2005. – 336 с.
93. Фролов, Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества
подготовки специалистов / Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин // Высшее
образование сегодня. – 2004. - № 8. - С. 38-39.113
94. Чичикин, И.В. Формирование коммуникативной компетентности в
профессиональном образовании менеджеров: дис. ... канд. пед. наук:
13.00.08 / И.В. Чичикин. – Курск, 2010. - 252 с.
95. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Инструментарий / В.Б. Шапарь. –
Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 768 с.
96. Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации / Ф.И.
Шарков. – М.: Дашков и К, 2013. – 488 с.
97. Шатрова, С.А. Формирование коммуникативной компетентности
будущих педагогов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С.А. Шатрова. –
Волгоград, 2010. - с.
98. Эррера, Л.М. Развитие коммуникативной компетентности студентовменеджеров в условиях вузовского обучения: дис. ... канд. психол. наук:
19.00.07 / Л.М. Эррера. – Тула, 2001. - 163 с.
Абрамова. – М.: Академия, 2001. – 240 с.
2. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое
консультирование / Ю.Е. Алешина. – М.: Класс, 2004. – 284 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов / Г.М.
Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 376 с.
4. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А. Сластенина. –
М.: Академия, 2003. – 264 с.
5. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во
Института практической психологии, 1996. – 256 с.
6. Булыгина, А.Н. О формировании коммуникативной компетентности
подростков в школьном обучении: из опыта работы / А.Н. Булыгина //
Образование и наука. – М., 2013. – №3 (102). – С. 26-36.
7. Буртовая, Н.Б. Коммуникативная компетентность и социальнопсихологические факторы ее развития: дис. ... канд. психол. наук:
19.00.01 / Н.Б. Буртовая. – Томск, 2004. - 176 с.
8. Вачков, И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.
Вачков. – М.: Ось-89, 2000. – 224 с.
9. Вересов, Н.Н. Психология управления / Н.Н. Вересов. – М.: МПСИ,
2001. – 224с.
10. Войтенко, Л.М. Коммуникативная компетентность как детерминанта
профессионального становления будущего психолога: дис. ... канд.
психол. наук: 19.00.07 / Л.М. Войтенко. – Сочи, 2011. - 254 с.
11. Гавра, Д. Основы теории коммуникации / Д. Гавра. – СПб.: Питер, 2011. –
288 с.
12. Головко, Е.А. Технология формирования коммуникативной
компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к106
педагогической деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е.А.
Головко. - Ставрополь, 2004. – 170 с.
13. Девятова, Е.А. Психологическое содержание коммуникативной
компетентности психолога-консультанта / Е.А. Девятова // Психология:
аспекты теории и практики. – 2011. – № 8 (030). – С. 28-31.
14. Дериглазова, Р.Б. Формирование коммуникативной компетентности
педагога-психолога: На примере обучения студентов психологов для
работы с девиантными подростками: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /
Р.Б. Дериглазова. – Ижевск, 2002. - 197 с.
15. Джерелиевская, М.А. Установки коммуникативного поведения:
диагностика и прогноз в конкретных ситуациях / М.А. Джерелиевская. –
М.: Смысл, 2000. – 191 с.
16. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. –
СПб.: Питер, 2003. – 319 с.
17. Долгова, В.И. Понятие коммуникативной компетентности в психологопедагогических исследованиях / В.И. Долгова, Е.В. Мельник,
Н. Карахан // Концепт. – 2015. – Т. 31. – С. 81–85.
18. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования
коммуникативной компетентности / Ю.Н. Емельянов. – М.: Просвещение,
1995. – 183 с.
19. Жуков, Ю.М. Введение в практическую и социальную психологию /
Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, О.В. Соловьева. – М.: Смысл, 1996. –
373 с.
20. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М.
Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – М.: Изд-во МГУ, 1991. –
96 с.
21. Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков. – М.: Гардарики,
2003. – 223 с.
22. Занковский, А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. – М.:
Флинта: МПСИ, 2012. – 648 с.107
23. Захарова, Т.В. Коммуникативная компетентность: понятие
характеристики / Т.В. Захарова, Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова, Н.К.
Игнатьева, Е.В. Киргизова, Т.А. Бахор // Современные проблемы науки и
образования. – 2015. – № 4. – С. 35-40.
24. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-н/Д:
Феникс, 2012. – 480 с.
25. Зинова, И.М. Коммуникативная компетентность педагогических
работников в условиях перехода к инклюзивному образованию / И.М.
Зинова, Г.Ф. Шайдуллина // Фундаментальные исследования:
Педагогические науки. – 2014. – № 8. – С. 961-965.
26. Игнатьева, С.А. Коммуникативная компетентность как компонент
коммуникативной культуры личности / С.А. Игнатьева. – М.:
Просвещение, 2010. – 385 с.
27. Кабаченко, Т.С. Психология управления / Т.С. Кабаченко. – М.:
Педагогическое общество России, 2003. – 384 с.
28. Карпов, А.В. Психология менеджмента / А.В. Карпов. – М.: Гардарики,
2003. – 584 с.
29. Калдыбаев, С.К. Уровни социально-коммуникативной компетентности
учащихся / С.К. Калдыбаев, Ч.Ш. Омурзакова // Международный журнал
экспериментального образования. – 2016. – №5. – С. 20-23.
30. Касентаева, К.У. Развитие коммуникативных компетенций
старшеклассников на основе использования дебатных технологий: дис. …
канд. пед. наук. – Алматы, 2009. – 185 с.
31. Ким, И.Н. Формирование базовых составляющих профессиональной
компетентности преподавателя в рамках ФГОС / И.Н. Ким, С.В.
Лисиенко // Высшее образование в России. – 2012. – № 1. – С. 16-24.
32. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.
Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.108
33. Колмогорова, Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и
следствие становления направленности личности [Текст]: дис. ... канд.
психол. наук: 19.00.01 / Н.С. Колмогорова. – Барнаул, 2004. - 228 с.
34. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к
социальной ответственности / Под ред. С.В. Титовой. – СПб.: Питер.
2009. – 176 с.
35. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая
психотерапия / Р. Кочюнас. - М.: Академический Проект, 2004. - 464 с.
36. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы / Р.Л.
Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с.
37. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение / Ю.Д. Красовский.- М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 511 с.
38. Кузнецова, Е.В. Формирование коммуникативной компетентности
будущего социального педагога: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.М.
Кузнецова. – Йошкар-Ола, 2010. - 193 с.
39. Кузьмина, Е.М. Формирование коммуникативной компетентности
студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.М. Кузьмина. –
Нижний Новгород, 2006. - 181 с.
40. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В.
Казаринова, В.М. Погольша. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
41. Курашева, С.В. Формирование коммуникативной компетентности
будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С.В. Курашева. –
Кемерово, 2006. - 213 с.
42. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы.
Диагностика. Коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д.
Бреус. – М.: Академия, 2001. - 288 с.
43. Лингевич, О.В. Формирование коммуникативной компетентности в
процессе преподавания психологических дисциплин у студентов –
будущих педагогов / О.В. Лингевич, А.Д. Копытов // Вестник ТГПУ. –
2015. – № 3 (156). – С. 141-146.109
44. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя:
диагностика и развитие / М.И. Лукьянова. – М.: Сфера, 2004. – 144 с.
45. Лютова-Робертс, Е.К. Тренинг начинающего консультанта: ведение
доверительной беседы / Е.К. Лютова-Робертс. – СПб.: Речь, 2007. – 307 с.
46. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1999. –
688 с.
47. Макаровская, И.В. Коммуникативная компетентность и представления
учителя о себе: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / И.В. Макаровская. –
Санкт-Петербург, 2003. - 195 с.
48. Манулик, В.А. Проблема коммуникативной компетентности в
профессиональной деятельности врача / В.А. Манулик, Ю.В. Михайлюк //
Инновационные образовательные технологии. – 2013. – №1 (33). –
С. 19-23.
49. Мерзон, Е.Е. Проблема формирования профессиональной
компетентности студентов педагогического вуза / Е.Е. Мерзон //
Педагогика. – 2012. – № 9. – С. 35-38.
50. Муравьева, О.И. Основные стратегии в структуре коммуникативной
компетентности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / О.И. Муравьева. –
Томск, 2001. - 158 с.
51. Муравьева, О.И. Психология коммуникативной компетентности / О.И.
Муравьева. – Томск: Изд-во ТГУ, 2012. – 160 с.
52. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. НельсонДжоунс. – СПб.: Питер, 2001. – 456 с.
53. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С.
Немов. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 688 с.
54. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.3. Психодиагностика. Введение в
научное психологическое исследование с элементами математической
статистики / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 631 с.
55. Немов, Р.С. Основы психологического консультирования / Р.С. Немов. –
М.: ВЛАДОС, 1999. – 394 с.110
56. Новиков, В.С. Коммуникативная компетентность педагога-психолога /
В.С. Новиков // Психолог в школе. – 2014. – № 3 (3). – С. 12-16.
57. Ньюстром, Дж. Организационное поведение / Дж. Ньюстром, К. Дэвис. –
СПб: Питер-Юг, 2000. – 448 с.
58. Образцов, П.И. Методология и методы психолого-педагогического
исследования: Курс лекций / П.И. Образцов. – СПб.: Питер, 2007. - 292 с.
59. Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. – М.:
Гардарики, 2003. – 615 с.
60. Оськина, С.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития
коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза: дис.
канд. психол. наук: 19.00.07 / С.А. Оськина. – Тамбов, 2010. - 193 с.
61. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной
деятельности / А.П. Панфилова. – СПб.: Знание, 2001. - 496 с.
62. Парыгин, Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП,
2013. - 616 с.
63. Пахарев, В.М. Развитие коммуникативной компетентности субъектов
профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / В.М.
Пахарев. – Москва, 2004. - 181 с.
64. Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социальнопсихологический тренинг / Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1989. –
216 с.
65. Попова, А.А. Формирование коммуникативной компетентности
студентов педвуза средствами психологической практики: дис. ... канд.
психол. наук: 19.00.07 / А.А. Попова. – Армавир, 2004. - 205 с.
66. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут,
В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2002. – 298 с.
67. Психологический словарь / Под общ. ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов н/Д:
Феникс, 2003. – 640 с.
68. Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер,
2004. – 639 с.111
69. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А.А. Бодалева, А.А.
Деркач, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2003. – 640 с.
70. Ремизова, В.Ф. Формирование коммуникативной компетентности
студентов в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /
В.Ф. Ремизова. – Оренбург, 2006. - 218 с.
71. Решетова, О.В. Коммуникативная компетентность как фактор
успешности учебной деятельности студента: дис. ... канд. пед. наук:
13.00.01 / О.В. Решетова. – Оренбург, 2006. - 159 с.
72. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. Кн. 2.
Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения /
Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1999. – 478 с.
73. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.:
Питер, 2008. - 720 с.
74. Руденский, Е.В. Социальная психология. Курс лекций для вузов / Е.В.
Руденский. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 224 с.
75. Руденский, Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера / Е.В.
Руденский. – М.: ИНФРА-М, 1997. - 180 с.
76. Семечкин, Н.И. Социальная психология / Н.И. Семечкин. – Ростов н/Д:
Феникс, 2013. – 724 с.
77. Сеитова, Р.С. Формирование коммуникативно-управленческой
компетентности у студентов педагогических вузов: дис. ... канд. пед.
наук: 13.00.08 / Р.С. Сеитова. – Челябинск, 2012. - 208 с.
78. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В.
Сидоренко. – СПб.: Речь, 2001. – 350с.
79. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом
взаимодействии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2008. – 208 с.
80. Снетков, В.М. Психология коммуникации в организациях / В.М.
Снетков. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 192 с.
81. Соколов, А.В. Общая теория социальных коммуникаций / А.В. Соколов. -
СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 461 с.112
82. Соловьева, О.В. Коммуникативная компетентность психолога: подходы и
концепции / О.В. Соловьева, Ю.В. Аникеева // Вектор науки ТГУ. –
2012. – № 1 (8). – С. 267-270.
83. Словарь психолога – практика / Сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест,
2001. – 976с.
84. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д:
Феникс, 2002. – 672 с.
85. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум / Л.Д. Столяренко. –
Ростов н/д: Феникс, 2003. - 704 с.
86. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления / Л.Д.
Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.
87. Тесленко В.И. Коммуникативная компетентность: формирование,
развитие, оценивание: Монография / В.И. Тесленко, С.В. Латынцев. –
Красноярск: Изд-во КГПУ, 2008. – 256 с.
88. Трубочкин, В.П. Культура педагогического общения и
самосовершенствования преподавателя / В.П. Трубочкин, Н.Р.
Битянова. – М.: Академия МВД РФ, 1995. - 88 с.
89. Урбанович, А.А. Психология управления / А.А. Урбанович. - Минск:
Харвест, 2003. - 640 с.
90. Филатова, Е.В. Коммуникативная компетентность педагога: сущность и
структура / Е.В. Филатова // Научно-педагогический журнал Восточной
Сибири. – 2012. – №1 (03). – С. 15-18.
91. Филатова, Л.Э. Компетентность в общении психологов / Л.Э. Филатова //
Ученые записки. Электронный научный журнал Курского
государственного университета. – 2010. – № 3 (15).
92. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические
игры и упражнения / К. Фопель. – М.: Генезис, 2005. – 336 с.
93. Фролов, Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества
подготовки специалистов / Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин // Высшее
образование сегодня. – 2004. - № 8. - С. 38-39.113
94. Чичикин, И.В. Формирование коммуникативной компетентности в
профессиональном образовании менеджеров: дис. ... канд. пед. наук:
13.00.08 / И.В. Чичикин. – Курск, 2010. - 252 с.
95. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Инструментарий / В.Б. Шапарь. –
Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 768 с.
96. Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации / Ф.И.
Шарков. – М.: Дашков и К, 2013. – 488 с.
97. Шатрова, С.А. Формирование коммуникативной компетентности
будущих педагогов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С.А. Шатрова. –
Волгоград, 2010. - с.
98. Эррера, Л.М. Развитие коммуникативной компетентности студентовменеджеров в условиях вузовского обучения: дис. ... канд. психол. наук:
19.00.07 / Л.М. Эррера. – Тула, 2001. - 163 с.
Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - Психологические особенности коммуникативной
компетентности студентов-психологов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СУПРУГОВ КАК УСЛОВИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СУПРУГОВ КАК
УСЛОВИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы
Каталог работ (152561)
- Бакалаврская работа (38868)
- Диссертация (978)
- Магистерская диссертация (22489)
- Дипломные работы, ВКР (62279)
- Главы к дипломным работам (2139)
- Курсовые работы (10693)
- Контрольные работы (6269)
- Отчеты по практике (1357)
- Рефераты (1488)
- Задачи, тесты, ПТК (631)
- Ответы на вопросы (155)
- Статьи, Эссе, Сочинения (942)
- Бизнес-планы (51)
- Презентации (106)
- РГР (84)
- Авторефераты (РГБ) (1692)
- Диссертации (РГБ) (1882)
- Прочее (458)
Новости
06.01.2018
Помощь студентам и аспирантам в выполнении работ от наших партнеров
Помощь в выполнении учебных и научных работ на заказ ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ
дальше»» Все новости
Статьи
- Где лучше заказывать диссертации и дипломные?
- Выполнение научных статей
- Подготовка диссертаций
- Подводные камни при написании магистерской работы
- Помощь в выполнении дипломных работ
»» Все статьи
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы