Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Родительские стратегии сексуального воспитания подростков в современном российском обществе (на примере Санкт-Петербурга)

Работа №143708

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы80
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ РОДИТЕЛЯМИ 10
§1. Сексуальное воспитание как объект социологического анализа 10
§2. Родители как агенты сексуального воспитания подростков 21
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СТРАТЕГИИ РОДИТЕЛЕЙ 34
§1. Социокультурные условия сексуального воспитания подростков в современном российском обществе 34
§2. Типы родительских стратегий сексуального воспитания подростков (на материалах Санкт-Петербурга) 43
Заключение 62
Список источников 65
Приложение 1. Программа исследования «Материнские практики сексуального воспитания девочек-подростков (на примере Санкт-Петербурга)» 71
Приложение 2. Список информантов 76
Приложение 3. Пример транскрипта интервью 77


Актуальность темы: Актуальность изучения роли родителей в сексуальном воспитании подростков обусловлена рядом факторов. Одним из таких является плюрализм сексуальной культуры. В современном российском обществе протекают процессы трансформации сексуальной культуры: либерализация половых, сексуальных и брачно-семейных отношений; появление новых форм интимных отношений и эротико-эмоционального поведения1. Современное информационно-коммуникативное пространство (традиционные и новые медиа, Интернет), в которое вовлечены российские дети и подростки, насыщенно видео-, аудио-, фото-, мультимедиа материалами о различных аспектах сексуальной жизни человека. В результате несовершеннолетние оказываются в ситуации открытости, а порой и уязвимости, перед массивом, потоком различного по качеству и содержанию (от законодательно запрещенной до просветительской информации) контента. Также изучение сексуального воспитания обоснованно существующими социальными рисками и угрозами сексуальному здоровью и безопасности несовершеннолетних: от заболеваний, передающихся половым путем и подростковых беременностей до сексуального насилия и вовлечения в проституцию.
Кроме того, сексуальное воспитание является необходимой для благополучного всестороннего развития ребенка частью целостного воспитания. В качестве ключевого агента в процессе социализации и воспитания в целом и сексуального воспитания в частности выступает семья. В свою очередь, в семье кажется наиболее целесообразным особенное внимание обратить на родителей как агентов сексуального воспитания. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, в современной России домохозяйства, в составе которых есть дети, преимущественно состоят только из супружеской пары с ребенком2, то есть другие родственники не проживают с ребенком и оказывают меньшее влияние на его воспитание. Во-вторых, существуют правовые аспекты, которые закрепляют за родителями роль ключевых агентов воспитания3. В-третьих, в современной России осуществление сексуального воспитания полностью лежит на плечах родителей в связи с фактическим отсутствием официальной системы сексуального воспитания несовершеннолетних в рамках института образования.
Сексуальное воспитание в наибольшей степени актуализируется при вступлении ребенка в подростковый период. Это обусловлено как физиологическими изменениями, связанными с наступлением пубертатного периода, так и с возрастанием символической роли сексуальности в подростковом возрасте как неотъемлемого признака взрослости. Однако, родители в разной степени обладают знаниями и представлениями о необходимости, содержании, принципах и методах сексуального воспитания детей, а нередко и сознательно игнорируют, избегают данные вопросы в связи с их сензитивностью.
Таким образом, актуальность исследования участия родителей в сексуальном воспитании подростков в современной России обусловлена необходимостью:
- концептуализации роли родителей как агентов сексуальной социализации детей в условиях конкуренции с другими социальными субъектами (государство, школа, НКО, медиа, Интернет, друзья, др.) за формирование сексуальной культуры несовершеннолетних;
- раскрытия социальных и культурных условий, факторов выбора родителями подходов, методов, стилей сексуального воспитания подростков;
- выявления сложностей, барьеров в осуществлении успешного сексуального воспитания родителями, минимизации рискованного сексуального поведения подростков, а также определения потенциальных путей, ресурсов для их преодоления.
Степень научной разработанности проблемы: Вопросы сексуального воспитания исследуется в рамках различных дисциплин от медицины до социальной педагогики. Проблемами воспитания детей в целом занимались как мировые классики социологии (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Дж.Мид, Ч.Кули, Н.Луман и др.), так и отечественные исследователи (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, А.С. Белкин, И.С. Кон, Р.Г.Гурова, А.Г.Харчев, Г.М. Андреева, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский и др.)4. Непосредственно тема родительского воспитания и родительства разрабатывалась в рамках отечественной социологии И.С.Коном, А.В.Мудриком, Т.А.Гурко, О.Н.Безруковой и др.5. Встречается крайне мало работ, посвященных изучению родительских стратегий воспитания детей (В.С.Собкин, З.Л.Венкова)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вопросы сексуального и полового воспитания в социальных науках волнуют отечественных исследователей. Это связано с актуальностью социальных проблем, вызванных отсутствием программ сексуального просвещения и воспитания в рамках института образования, негативных последствий стихийной сексуальной социализации подростков (венерические заболевания, в частности ВИЧ, ранние беременности и т.д.). Однако существенную проблему при анализе работ вызывает отсутствие среди исследователей из разных областей согласия о том, что же собой представляет этот процесс, смешение представлений о сексуальных, половых и гендерных аспектах.
В рамках данной работы предлагается следующая концептуализация сексуального воспитания: сексуальное воспитание – это относительно контролируемая агентами воспитания часть процесса социализации, приобщения личности к действующей в той или иной социальной группе системе норм, знаний, ценностей сексуальной культуры, то есть связанных с интимностью, чувственностью (психо-эмоциональностью), телесностью и эротичностью, но также оно включает в себя половой (вопросы здоровья, физиологии, половых отношений) и гендерный (гендерное распределение ролей при выстраивании чувственно-интимных отношений) аспекты воспитания. Структурно сексуальное воспитание состоит из агентов сексуального воспитания (родителей или других взрослых); объекта сексуального воспитания (ребенка); целей, выражающих предполагаемый результат сексуального воспитания; методы сексуального воспитания, включающие то, с помощью каких средств и каким образом осуществляется воспитание; содержание сексуального воспитания, включающее нормы, ценности, модели поведения, знания сексуальной культуры.
Также, исследователи, занимающиеся проблемой сексуального воспитания, преимущественно акцентируют внимание на формальном сексуальном воспитании и образовании, изучению семьи и роли родителей уделяется меньше внимания. Хотя в общественном дискурсе, который выражается как в риторике представителей власти, так и мнении родителей, в качестве центрального субъекта данного процесса однозначно называют семью. Это обусловлено также тем, что родители играют ключевую роль в воспитании в целом, что особенно выражено в рамках их влияния на первичную социализацию ребенка, в частности сексуальную и гендерную. Однако и при вступлении в подростковый период родительское воспитание может быть также эффективно при условии использования способов и тактик, соответствующих открытости и способствующих выстраиванию доверительных отношений в рамках реализации авторитетного стиля воспитания.
Плюрализм семейной и сексуальной культуры порождает разнообразие родительских практик воспитания, которое находит свое выражение в применении различных стратегий сексуального воспитания. Родительская стратегия сексуального воспитания представляет собой основную направленность деятельности по формированию сексуальной культуры ребенка со стороны родителей, отражающая определенные агентами воспитания цели и содержание (ценностно-нормативная система) сексуального развития и становления личности. Субъекты воспитания (родители) имеют цели (ожидаемый результат) сексуального воспитания, которые выражаются в совокупности усвоенных ребенком компонентов сексуальной культуры. Осуществление стратегии является целерациональным действием находит свое выражение в использовании тех или иных тактик и методов, наиболее эффективных для достижения поставленной воспитательной цели. Процесс реализации стратегии сексуального воспитания включает в себя три стадии: планирование, исполнение и контроль. В зависимости от того, в чем заключается цель сексуального воспитания и с помощью каких тактик и методов она реализуется, можно говорить о существовании различных родительских стратегий сексуального воспитания.
На основе соотношения содержательных (нормы, ценности, модели поведения и знания касательно интимности, чувственности, телесности, эротичности и полового аспекта) и деятельностных (применяемые в рамках того или иного стиля воспитания тактики и методы) аспектов стратегии были выявлены 4 идеальных типа родительских стратегий сексуального воспитания: сексуально-позитивная, сексуально-свободная, сексуально-нейтральная и сексуально-конформная. Сексуально-позитивная стратегия также соотносится с полученной в рамках контент-анализа специализированной литературы для родителей «правильным», по мнению экспертов, сексуальным воспитанием. Так как выявленные стратегии являются идеально-типическими моделями, на практике реализуемые родителями способы сексуального воспитания детей скорее тяготели к тому или иному типу стратегии, нежели являлись ими в чистом виде, то есть происходило смешение стратегий в зависимости от ситуации воспитания. Таким образом, в рамках написания работы были выполнены все поставленные задачи, достигнута цель, подтверждена гипотеза о наличии разнообразных родительских стратегий сексуального воспитания в современном российском обществе.
В рамках данной работы была предпринята попытка выявить основные типы применяемых родителями стратегий в осуществлении сексуального воспитания детей на примере Санкт-Петербурга. На основе полученных данных нельзя сделать вывод о том, какая стратегия воспитания является наиболее распространенной во всем Санкт-Петербурге или в России. Можно предположить, что наиболее популярной будет являться конформная стратегия, но, чтобы проверить данную гипотезу, следует провести дополнительные исследования в этой сфере. ...


1. Абдуллаева В. К. Влияние стилей родительского воспитания на формирование суицидальных тенденций у подростков //Вопросы науки и образования. 2019. №. 6 С. 52.
2. Абульханова К. А. и др. Социокультурные и психолого-педагогические проблемы социализации молодежи. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. 298 с.
3. Аналитический обзор «Сексуальное просвещение молодежи: как, когда и зачем?» // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9427 (дата обращения 11.04.2021).
4. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. 285 с.
5. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
6. Астахов пообещал не допустить уроков полового воспитания в школах. // Интерфакс. 2014. 1 декабря. URL: https://www.interfax.ru/russia/410340 (дата обращения: 11.04.2020).
7. Безрукова О. Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ //Социологические исследования. 2014. Т. 9. №. 9. С. 85-97.
8. Безрукова О. Н. Отцовство в трансформирующемся обществе: ожидания матерей и практики отцов //Социологические исследования. 2013. №. 11. С. 118-130.
9. Безрукова О. Н. Практики ответственного отцовства: «Папа-школа» и социальный капитал //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2012. №. 3. С. 266-275.
10. Безрукова О. Н. Ценности родительства: структура, типы, ресурсы //Социологические исследования. 2016. №. 3. С. 118-127.
11. Белкин А. С. Вопросы возрастной педагогики. М., 2000. 192 с.
12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
13. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: Педагогика, 1979. 304 с.
14. Борисенко Е. А. Дисциплинарные родительские стратегии в неполных семьях //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. №. 1 С. 172-181.
15. В России отмечен рост домашнего насилия с 10 апреля в 2,5 раза // РИА Новости. 2020. 5 мая. URL: https://ria.ru/20200505/1570971794.html (дата обращения: 20.04.2021)....91


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ