Только Word
Введение 3
Глава 1. Феномен политики в области охраны окружающей среды 13
1.1. Особенности определения понятия «политика в области охраны окружающей среды» в зарубежных и отечественных исследованиях 12
1.2. Генезис политики в области охраны окружающей среды 23
1.3. Глобальное управление окружающей средой 26
Глава II. Арктическое направление как одно из ключевых направлений внешней политики Норвегии и Дании 32
2.1. Арктика как один из важнейших регионов в мировой политике 32
2.2. Позиция Европейского союза в отношении Арктического региона и влияние политики приарктических государств на ее формирование 36
2.3. Роль Дании и Норвегии в Арктическом регионе 42
2.4. Особенности нормативно-правовой и институциональной базы политики Дании и Норвегии в области охраны окружающей среды в Арктике 58
Глава III. Основные направления политики в области охраны окружающей среды Дании и Норвегии в Арктическом регионе 71
3.1. Стратегические направления датской арктической политики в области охраны окружающей среды 71
3.2. Интересы и цели Норвегии в сфере охраны окружающей среды Арктического региона 91
3.2.1. Шпицберген как один из важнейших регионов Норвегии 98
3.2.2. Роль Норвегии в международном сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды в Арктике 102
Заключение 106
Список литературы и источников 110
Арктика - это огромная территория, растянувшаяся на одну шестую земной массы; двадцать четыре часовых пояса и более 30 миллионов км². Большая часть арктического региона покрыта океаном, глубиной до 4 км, однако участки суши также имеются. В регионе проживает около 4 миллионов человек, в том числе более 30 коренных народов1. Восемь государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США) имеют территории в Арктике.
Арктика представляет собой регион ключевого значения для всего мирового сообщества. Именно Арктика оказывает огромное влияние на климат, внося вклад в поддержание его баланса; регион помогает циркулировать мировым океанским течениям, перемещая холодные и теплые потоки воды по всему земному шару. Арктический лед отражает солнечные лучи, помогая планете Земля сохранять равномерную температуру. Отдельного упоминания заслуживают богатые залежи природных ресурсов, разработка которых будет способствовать развитию участвующих в процессе государств. Однако экономические возможности таят в себе опасные угрозы для экосистем региона (например, потеря биоразнообразия в регионе).
В то же время серьезной проблемой для развития Арктического региона является глобальное потепление. Несмотря на то, что до сих пор не установлено, были ли климатические изменения вызваны деятельностью человечества или это закономерные природные изменения, Арктика начинает медленно таять. Глобальная температура демонстрировала рост в течение столетия, однако показатели стали расти быстрее последние несколько лет и сейчас являются самыми высокими за всю историю наблюдений. За последние 50 лет температура в Арктике возросла вдвое. Подобное развитие климата вызывает негативные последствия, к которым можно отнести не только таяние арктического морского льда, но и продолжительные периоды сильного потепления, а также повышение уровня моря. Вдобавок по мере таяния морского льда океан поглощает большее количество тепла, усиливая эффект потепления. Уменьшение снежного покрова будет означать, что и Земля станет поглощать больше тепла от Солнца.
Живая природа региона развивалась в течение тысячи лет для того, чтобы эффективно приспособиться к условиям проживания в полярной среде. Однако в настоящее время ситуация меняется гораздо быстрее, в результате чего флора и фауна могут с трудом адаптироваться к новым условиям своего существования. Уровень кислотности в морях, становящихся более теплыми, повышается, что в свою очередь представляет собой серьезную угрозу для морских обитателей. Арктика - это океан, окруженный сушей; Северный Ледовитый океан тесно связан с климатическими системами вокруг него, что делает его более чувствительным к изменениям климата.
Кроме этого, Арктический регион не застрахован от различных видов загрязнений. Многочисленные опасные загрязнители, в том числе сельскохозяйственные химикаты, тяжелые металлы и радиоактивные материалы, воздействуют на Арктику и людей, которые там проживают. Загрязнение из других стран доходит до региона из-за деятельности ветра и широких морских пространств. Из-за низких температур загрязняющие вещества могут не разрушиться до конца и остаться в воде. Поскольку загрязнители поглощаются жировой тканью животных (например, тюленей), эти химические вещества наносят значительный ущерб не только фауне, но и местному населению региона, которое занимается охотой на этих животных.
Интересы государств, осознающих уровень возлагаемой ответственности, как правило, преследуются в рамках необходимости обеспечения устойчивого развития любого экономического сектора с целью нахождения баланса между стремлением преумножить получаемую прибыль и осознанием хрупкости экосистемы.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что ввиду климатических изменений государства, являющиеся активными участниками в Арктическом регионе, разрабатывают проводимую ими политику в области охраны окружающей среды в Арктике, подчеркивая в своих нормативно-правовых актах необходимость учета хрупкости экосистем в регионе и свое стремление к обеспечению устойчивого развития Арктике, в том числе и в области окружающей среды. Исследуемые государства (Дания и Норвегия) играют важную роль в развитии сбалансированной и эффективной политики в области охраны окружающей среды в Арктическом регионе. Инициативы, предлагаемые правительствами этих стран, направлены не только на достижение собственных целей и защиту личных интересов, но и на укрепление международного сотрудничества в Арктике и создание безопасного, мирного региона. Кроме этого, актуальность нашего исследования обусловлена тем, что интерес к Арктике проявляют не только страны, находящиеся в непосредственной близости к территории, но и государства, расположенные далеко за пределами региона (ярким примером является Китай). Однако, несмотря на значительный потенциал Арктики как региона, богатого природными ресурсами, уникальность и хрупкость природный среды должна приниматься во внимание всеми участниками. Поэтому рассмотрение политики в области охраны окружающей среды представляет собой особую важность, так как с помощью грамотно выстроенной стратегии в данной сфере государства могут способствовать достижению всеобщего блага, заключающегося в сохранении неповторимой природной среды Арктического региона.....
В результате реализации поставленных исследовательских задач были сделаны следующие выводы.
Рассмотрев феномен «политики в области охраны окружающей среды», мы можем заключить, что однозначного варианта трактовки этого понятия нет, поэтому, обратившись ко множеству различных определений данного явления в отечественной и зарубежной литературе и собрав воедино его характерные черты, мы можем сделать вывод о том, что политика в области охраны окружающей среды представляет собой действия, предпринимаемые государственными или частными организациями в отношении воздействия человека на окружающую среду. Важным выводом, к которому мы пришли в ходе нашего исследования, является тот факт, что отечественные исследователи предпочитают вместо термина «политика в области охраны окружающей среды» употреблять понятие «экологическая политика», что, на наш взгляд, не является корректным.
Особенность политики в области охраны окружающей среды заключается в наличии зависимости проводимых мероприятий от состояния природной среды в отдельно взятых регионах той или иной страны. Еще одной характерной чертой является то, что данная политика сосредотачивает свое внимание на нескольких элементах, в число которых входит ограниченность ресурсов и их неравномерное распределение, взаимосвязь между процессом индустриализации и состоянием окружающей среды. Таким образом, инициативы в рамках данной политики могут сосредоточиться на бережном отношении к имеющимся природным ресурсам; уменьшении нагрузки на окружающую среду в рамках промышленного производства; мерах по предотвращению загрязнения окружающей среды.
Что касается видов политики в области охраны окружающей среды, то по субъекту создания и реализации природной среды такая политика бывает государственной и негосударственной; по масштабам реализации политики выделяется глобальная, национальная, региональная и локальная политика в области охраны окружающей среды.
Субъекты политики в области охраны окружающей среды выделяются в зависимости от ее вида. Так, субъектами глобальной политики являются государства и международные организации, цель создания которых заключается в предотвращении глобальной экологической катастрофы. К субъектам национальной политики относятся государство, группы давления, политические партии и общественные организации. Субъектами региональной и локальной политики в области охраны окружающей среды считаются органы местной власти, политические организации, корпорации и предприятия.
Что касается институциональной среды формирования и осуществления политики в области охраны окружающей среды, реализуемой Данией в Арктическом регионе, то ключевом моментом является наличие в трех частей Королевства - Дании, Гренландии и Фарерских островов - собственных органов, занимающихся данным вопросом. Так, в отношении Дании (Гренландия и Фарерские острова не являются членами ЕС) мы можем сделать вывод о том, что законодательное регулирование в указанной сфере происходит в основном с опорой на законодательство Европейского союза, так как директивы ЕС были имплементированы в систему законодательства.
Все три части Королевства имеют разветвленную систему государственных органов, занимающихся политикой в области окружающей среды в Арктическом регионе.
Министерство окружающей среды и продовольствия Дании является основным органом, управляющим политикой в области окружающей среды, в том числе и в Арктическом регионе, и отвечает за разработку законов об окружающей среде. Закон об охране окружающей среды является основным природоохранным законом.
В Гренландии важную роль в осуществлении политики в области охраны окружающей среды играет Министерство окружающей среды и природы. Министерство торговли, промышленности и окружающей среды Фарерских островов несет основную ответственность в области проведения политики в области охраны окружающей среды в рамках этой территории.....
1. Минаматская конвенция о ртути. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минаматской конвенции о ртути. - 2013. URL:http://www.mercuryconvention.org/Portals/11/documents/Booklets/Minamata%20Convention%20on%20Mercury_booklet_Russian.pdf (дата обращения 30.03.2020) (accessed 25.02.2020)
2. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде [Электронный ресурс] // Официальный сайт Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде. URL: https://www.unenvironment.org/ru (дата обращения: 10.02.2020)
3. Act on Greenland Self-Government [Electronic resource] // 2009. URL: https://naalakkersuisut.gl/~/media/Nanoq/Files/Attached%20Files/Engelske-tekster/Act%20on%20Greenland.pdf (accessed 25.02.2020)
4. Act on the Power of Matters and Fields of Responsibility [Electronic resource] // The Government of the Faroe Islands. - 2005. URL: https://www.government.fo/en/the-government/act-on-the-power-of-matters-and-fields-of-responsibility/
5. Action Plan on Climate Change for the Barents Co-operation [Electronic resource] // Official Website of the Barents/Euro-Arctic Cooperation. URL:https://www.barentscooperation.org/en/About/Learn-More/Climate-Change-and-the-Barents-region/Barents-Action-Plan (accessed 30.03.2020)
6. Agreement between the Royal Norwegian Government and the Government of the Union of Soviet Socialist Republics Concerning the Sea Frontier between Norway and the USSR in the Varangerfjord, 15 February 1957 [Electronic resource] // Legislation and Treaties.
7. Agreement between the Russian Federation and the Kingdom of Norway on the Maritime Delimitation in the Varangerfjord Area, 11 July 2007 [Electronic resource] // Law of the Sea Bulletin. - 2008. №67. 61 p.
8. Agreement on Cooperation on Aeronautical and Maritime Search and Rescue in the Arctic, 2011 [Electronic resource] // Official Website of the Arctic Council. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/531 (accessed 25.02.2020)
9. Agreement on Cooperation on Marine Oil Pollution Preparedness and Response in the Arctic [Electronic resource] // Official Website of Arctic Council. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/529 (accessed 25.02.2020)
10. Agreement Relating to the Delimitation of the Continental Shelf between Greenland and Canada (with annexes) [Electronic resource] // Official Website of the United Nations. URL: https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%20950/volume-950-I-13550-English.pdf (accessed 01.02.2020)
11. Bekendtgørelse af lov om miljøbeskyttelse (Order of the Environmental Protection Act) [Electronic resource] // Official Website of Retsinformation. URL: https://www.retsinformation.dk/Forms/R0710.aspx?id=132218 (accessed 01.02.2020)
12. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council, The European Union and the Arctic Region [Electronic resource] // COM. – 2008. 0763 Final. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX:52008DC0763 (accessed 25.02.2020)
13. Consolidated Version of the Treaty on European Union, Title I: Common Provisions, Article 4 [Electronic resource] // Official Journal of the European Union C 326/1. - 2012. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A12012M004 (accessed 25.02.2020)
14. Consolidated Version of the Treaty on European Union, Title I: Common Provisions, Article 5 // Official Journal of the European Union 115. - 2008. [Electronic resource] URL:https://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:12008M005:EN:HTML (accessed 25.02.2020)
15. Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union [Electronic resource] // Official Journal C 326. - 2012.
URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A12012E%2FTXT (accessed 25.02.2020)....228