ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И СУБЪЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Теоретические подходы к феномену молодежной политики 6
1.2 Особенности управления молодежной политикой через сообщества 14
1.3 Основные направления молодежной политики в Санкт-Петербурге 23
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКОЙ ЧЕРЕЗ СООБЩЕСТВА
2.1 Формирование и активизация НКО в молодежной политике Санкт- Петербурга 29
2.2 Анализ информационной открытости НКО в Санкт-Петербурге 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Актуальность темы исследования. Современное гражданское общество в Российской Федерации находится в процессе становления. Этому процессу сопутствует переосмысление роли государства в управлении обществом. Все чаще государство воспринимается не в формате строго подчинения, а в формате взаимодействия, партнерства и сотрудничества. При таком понимании государства актуализируется вопрос некоммерческого сектора, так как сам сектор воспринимается государством, как один из основных проводников непрямого государственного управления. И действительно, в некоммерческом секторе можно проследить тенденции увеличения количества самих некоммерческих организаций, увеличение материальной поддержки со стороны государства и как следствие активизация самого сектора в социальной сфере.
В рамках сложившейся политической ситуации молодежная политика в современной России определяется, как одно из приоритетных направлений деятельности государства. В сферу молодежной политики привлекается все большее количество некоммерческих организаций. Которые могут более эффективно действовать на локальном уровне, быть ближе к бенефициарам своей деятельности. Нынешнее положение некоммерческих организаций позволяет тесно сотрудничать как с молодежным сообществом, так и с государственными органами, выстраивая прочную систему межсекторального взаимодействия. Также актуальными становятся вопросы об уровне открытости некоммерческих организаций, их деятельность в интернет пространстве.
Актуальность темы исследования обосновывается постепенным увеличением роли некоммерческих организаций в молодежной политике.
Степень разработанности темы в научной литературе. Тема изучения некоммерческих организаций в публичной политики широко представлена в научном дискурсе. Вопросам молодёжи и молодёжной политики посвящены работы таких исследователе как: В.А. Смирно, В.Т. Лисовский, И.М Ильинский, И.С.Кон, Т.А. Нигматулина, А.В Кочетков, П.И. Бабочкин. Вопросами публичной политики занимались: В.Н. Якимец и Л.Н. Никовская, А.Ю. Сунгуров, Л.В. Сморгунов, Т.А.Кулакова. По теме некоммерческих организаций писали: Л.И. Якобсон, Е.Г. Траханов, М.Б. Горный, М.Н. Громова и И.В. Мерсиянова , К.Е. Косыгина, Т.Г. Нежина.
Объектом исследования выступает - молодежная политика Санкт- Петербурга.
Предметом исследования выступает- некоммерческие организации, реализующие гранты по направлениям молодежной политики в Санкт- Петербурге.
Цель исследования - проанализировать некоммерческие организации, реализующие гранты по направлениям молодежной политики...
Исходя из поставленной задачи анализа основных теоретических подходов к феномену молодежной политики, в работе подробно было разобрано это понятия. Было выявлено, условно, «узкое» понимания этого феномена, которое воспринимает молодежную политику исключительно в контексте социальной и образовательной политики государства. И, условно, «широкое» понимание данного феномена, которое направленно не только на создание условий для молодых людей, но и на активизацию, включение молодежи в общественную жизнь. По мнению автора, наиболее перспективным подходом к пониманию молодежной политики является восприятие этого феномена с точки зрения теории управления публичной политикой, так как данная теория в наибольшей степени соответствует субъектно-объектной природе молодежи и предлагает эффективные решения, по включению молодежи в субъекты молодежной политики.
Исходя их поставленной задачи, были выявлены основные теоретические и практические особенности управления молодежной политикой через сообщества. В теоретическом плане данная концепция базируется на теории управления публичной политикой, с акцентом на координирующую функцию государства и всестороннее содействие сообществам, со стороны государства. В практическом плане это выражается в создании необходимой правовой базы для функционирования и развития сообществ и финансовая поддержка социально значимых инициатив. Также было выявлено, что «включение» молодежи должно носить естественный характер. Для достижения этого, необходима активная коммуникационная и информационная деятельность.
Также, исходя из поставленной задачи, были выявлены наиболее приоритетные направления молодежной политики в Санкт-Петербурге. Были проанализированы и систематизированы гранты некоммерческим организациям, работающим по направлениям молодежной политики в Санкт- Петербурге. Исходя из полученных данных, были сделаны выводы о том, что
приоритетными направлениями является: деятельность в области
патриотического воспитания, деятельность в области досуга и здоровья молодежи и поддержка молодежных инициатив. Также был сделан особый акцент на поддержку волонтерской деятельности.
Исходя из поставленной задачи, были выявлены основные тенденции во взаимодействии государства и некоммерческого сектора в Санкт-Петербурге. Ими оказались - постепенная активизация сектора, процесс передачи различных функций государственных органов некоммерческому сектору и рост субъектности НКО в процессах формирование публичной политики. Также были отмечены те проблемы, с которыми сталкиваются как НКО, так и государственные органы при таком формате взаимодействия.
Исходя из поставленной задачи, был проведен анализ открытости некоммерческих организаций, реализующих гранты по направлению молодежной политики в Санкт-Петербурге. По результатам исследования были сделаны выводы о том, что средний показатель открытости НКО в Санкт- Петербурге низкий, так как часть НКО не имеет своих собственных официальных сайтов. Но также были отмечены и позитивные моменты, коэффициент информационной доступности у тех НКО, которые имеют свои официальные сайты в среднем выше 60%, что свидетельствует о вполне удовлетворительном результате. Также были выявлены наиболее часто встречающиеся параметры на сайтах НКО, такие как: информация о деятельности, вовлечение аудитории и контактная информация. Было отмечено, что чаще всего НКО не публикуют финансовые отчеты и полную информацию о результатах деятельности.
В целом по итогам работы можно сделать вывод, что в этой области публичной политики происходит постепенный переход к более активному взаимодействию, но существующие условия порой затрудняют его. Это обстоятельство можно связать с, относительной, молодостью этого сектора, отсутствие в нем стандартности. Сектор крайне сегментирован, по этому сложно воспринимать его как единое целое. Например, то, насколько организация открыта, для общества, определяется исключительно принципами, которых она придерживается.
1. О некоммерческих организациях: Федер. закон Рос. Федерации от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ: принят Гос. Думой. 8 декабря 1995 г. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8824/
2. Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ. Принят Гос. Думой. 23 декабря 2013 г.: одобр. Советом Федер. 25 декабря 2013 г. URL: https: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 156558/
3. О молодежной политике в Российской Федерации. Федер. закон Рос. Федерации от 30 декабря 2020 г. N-489-ФЗ: принят Гос. Думой 23 декабря 2020 г.: одобр. Советом Федер. 25 декабря 2020 г. URL: https: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 372649/
4. О грантах Санкт-Петербурга для общественных объединений: Закон Санкт-
Петербурга от 26 октября 2001 г. N 697-85: принят Зак. Собр. Санкт-Петербурга 10 октября 2001 г. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SPB&n=27181
5. О реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге: Закон Санкт- Петербурга от 27 июня 2013 г. N 425-62: принят Зак. Собр. Санкт-Петербурга 26 июня 2013 г. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SPB&n=136442
6. О Комитете по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 июля 2014 г. N-608 ПП. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SPB&n=149408 Монографии:
7. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений : науч. монография / под общ. ред. В. А. Лукова. М.: Изд. МГУ, 2013, - С. 718.
8. Молодежь России: Тенденции, перспективы /Под ред. И. М. Ильинского, A. В. Шаронова. М.: Мол. гвардия, 1993. 215с.
9. Сотрудничество в публичной политике и управлении / под ред. - Л. В. Сморгунова - СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2018.274с.
10. Управление публичной политикой: Коллективная монография / Под ред. Л. B. Сморгунова. — М.: Издательство «Аспект Пресс», М. 2015. 320с.
11. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М.: Голос, 2001. 692с.
12. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1987. 369с.
13. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПбГУП, 2000. 508с.
14. Лисовский В. T. Советское студенчество. Социологические очерки. - М.: Мысль, 1990. 302с.
15. Нигматуллина Т.А. Механизмы формирования современной российской молодежной политики: региональный аспект. БИСТ филиал ОУП ВО «АТиСО» Уфа., 2013. 184с...(49)