Только Word
Введение 3
Глава 1. Социологические основы корпоративного управления 8
1.1. Стейкхолдеры системы корпоративного управления 8
1.2 Корпоративная культура и ценности 17
1.3. Функционирование коллективных предприятий: мировой опыт и российская практика 27
Глава 2. Особенности корпоративного управления в Китае 32
2.1. Социальный институт корпорации в Китае 32
2.2. Возможности и формы участия китайских трудовых коллективов в
управлении компанией 36
2.3. Корпоративные Guanxi как социокультурная основа управления
организацией 42
Глава 3. Социологическое исследование участия трудовых коллективов в корпоративном управлении в Китае 49
3.1. Методика социологического исследования корпоративного управления с участием трудового коллектива в китайских компаниях ... 49
3.2. Анализ данных социологического исследования 57
3.2.1. Результаты анкетирования работников 57
3.2.2. Результаты интервью менеджеров 69
3.3. В выводы по 3 главе 72
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложение 1. Программа социологического исследования 82
Приложение 2. Анкета для онлайн опроса работников 85
Приложение 3. Гайд интервью с менеджерами китайских компаний 89
Приложение 4. Транскрипт интервью с руководителем среднего звена МСП в государственной угольной промышленности 90
Приложение 5. Транскрипт интервью со специалистом по анализу данных частных фармацевтических консалтинговых компаний 93
Приложение 6. Транскрипт интервью с сотрудником государственных учреждений (сфера образования) 96
Приложение 8. Транскрипт интервью с топ-менеджером частных технологических компаний 102
Приложение 9. Транскрипт интервью с владельцем частной компании по производству строительных материалов 105
Приложение 10. Диаграммы распределения ответов респондентов на социально-демографические вопросы анкеты 108
Актуальность. В настоящее время совершенствование корпоративного управления стало одним из решающих факторов социального развития многих стран. Качественное корпоративное управление способствует эффективной работе компании. Оно считается необходимым условием долговременного успешного развития и повышения инвестиционной привлекательности, как отдельной компании, так и страны в целом.
Недостаточный уровень качества корпоративного управления, проявляется в несовершенстве кадровой политики и неэффективной работе топ менеджмента, неразвитой корпоративной культуре, неумении управлять бизнес - процессами и игнорировании инновационной активности. Важную роль в корпоративном управлении играют трудовые коллективы. Изучение проблем функционирования корпоративного управления компаний с участием трудовых коллективов является актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросами, связанными с особенностями корпоративного управления в российских компаниях посвящены труды таких ученых как В.С. Белых, И.Ю. Бочарова, В.Г.Рощупкин, Л.В. Кузнецов, А.С. Кудрявцев. Вопросам корпоративного управления в китайских компаниях посвящены работы таких авторов как Ван Лицзюнь, Сюй Цзин, Тяньфан Ян, Ю Синг Онг.
Идеи корпоративного управления как системы согласования интересов отражены в публикации А. Берле, Г. Минза1. Влияние институциональных факторов на корпоративное управление раскрыто Р. Коузом, О. Уильямсоном, Д. Нортом 2 . В работах Э. Фримена, Дж. Поста и других авторов 3 корпоративное управление рассматривается как социальное взаимодействие по согласованию интересов различных стейкхолдеров. Механизмы установления баланса и этики раскрываются в публикациях К. Гудпастера, Э. Фримена, С. Веламури4.
Объектом исследования является корпоративное управление.
Предметом исследования является особенности участия трудовых коллективов в корпоративном управлении в китайских компаниях.
Целью исследования является социологическое осмысление механизмов корпоративного управления с участием трудового коллектива в китайских компаниях для повышения устойчивости развития предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать социологические основы корпоративного управления;
• изучить опыт участия работников в корпоративном управлении в различных странах мира;
• провести анализ особенностей корпоративного управления в Китае;
• раскрыть ценностные и социокультурные основы социальных взаимодействий в китайских компаниях;
• разработать методику и программу социологического
исследования
• провести социологическое исследование практик участия трудовых коллективов в корпоративном управлении в Китае;
• разработать рекомендации по корпоративному управлению с участием трудового коллектива.
Основная гипотеза исследования: как элемент системы корпоративного управления, формирование отношений доверия в трудовом коллективе, а также между ним и менеджментом компании, с учетом ценностей участников взаимодействия способствует росту результативности компании.
Теоретико-методологической базой исследования явились фундаментальные концепции и гипотезы, рассмотренные в классических трудах по социологии, исследования современных социологов по проблемам комплексного управления предприятием. Основу исследования управления как системы социальных взаимодействий" дают работы М. Вебера, Э. Гидденса, И. Гоффмана, Т. Парсонса. Различные аспекты их теории и практики освещены В.Э. Бойковым, А.Ф. Борисовым, Л.Т. Волчковой, С.В. Рассказовым и другими....
В настоящее время совершенствование корпоративного управления является одним из важных факторов социального развития многих стран. Правильно организованное корпоративное управление способствует эффективной работе предприятия, подотчетности органов управления корпорацией перед ее различными стейкхолдерами и формирования механизмов согласования их разнообразных интересов.
В целом, в данной ВКР получены следующие основные результаты:
1. Проанализированы социологические основы корпоративного управления, интересы его стейкхолдеров и опыт участия в нем работников в различных странах мира.
2. Раскрыто понятие трудового коллектива в Китае, его признаки и функции. Привычная схема корпоративного управления дополнена участием в нем трудового коллектива (это допускается в рамках концепции стейкхолдеров). Оригинальным является проведенный анализ особенностей корпоративного управления в Китае в этом случае.
3. Оригинальным является материал и результаты проведенного эмпирического социологического исследования участия трудового коллектива в китайских компаниях. Оно включало анкетный опрос и интервью.
4. Разработана и апробирована методика анализа влияния корпоративных ценностей, отношений между работниками и менеджментом, а также трудового коллектива в целом на результативность деятельности китайских компаний.
5. Результаты анкетного опроса китайских респондентов визуализированы и обобщены в виде ценностной сети и ее связей с другими показателями, необходимыми для организации корпоративного управления с участием трудового коллектива в китайских компаниях. Показана важность учета ценностей, доверия и трудового коллектива в целом. Участие трудового коллектива в корпоративном управлении видится работникам, прежде всего, при решении социальных и трудовых вопросов, защите их прав.
6. Разработана регрессионная модель, которая подтвердила выводы на основе сетевого анализа. Кроме того, она позволяет количественно оценить важность различных факторов, влияющих на корпоративное управление с учетом трудового коллектива в Китае.
7. Обоснованы рекомендации по участию трудового коллектива в корпоративном управлении с учетом китайских и универсальных корпоративных ценностей.
1. Алексеенко В.Б. Топы: слагаемые успеха, или Как достичь эффективности в управлении бизнесом. - М.: РУДН, 2013. - С. 234-239.
2. Акулинин, Ф.В. Мотивы и стимулы в работе стейкхолдеров в системе корпоративного управления / Ф.В. Акулинин, П.С. Чернова // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2019. № 11. С. 74-78.
3. Благов Ю.А. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. - 2014 - №36.
• С.34-35.Шейн Э. Организационная культура и лидерство. 4-е изд./ Издательский дом «Питер», 2013. - 352 с.
4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
5. Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001.
6. Благов Ю.А. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. - 2014 - №36.
• С.34-35.
7. Борисов А.Ф. Управление интеллектуальным капиталом как социальная технология // Вестник СПбГУ. Сер. 12. Вып.3. 2012;
8. Белов В.А. Корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики. М. Юрайт, 2018.
9. Ветчанова О.В. Корпоративная культура организации // Справочник руководителя учреждения культуры. - № 11. -2013. - С. 32-39.
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент [Текст]: учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2014. - 670 с.
11. Ван Баошу. Юридическая структура и законодательный выбор ассоциаций владельцев акций наемных работников // Право и бизнес- исследования/ 2001, № 4. Т^й: «^Т}дЯх^^Ш^Ж^^/£Ж® ,
{^WW^} 2001 ^Ж 4 ^ (на китайском языке).
12. Гарвард Б.Р. Корпоративная культура и управление изменениями. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. - 247с.
13. Духно Т.О. Трудовой коллектив как субъект и участник корпоративного управления. Магистерская диссертация. Рук. С.В. Рассказов. - СПб.: СПбГУ, 2016.
14. Дерюгин П.П. Диагностика социальных сетей в управлении корпорацией: ценностный подход / Корпоративное управление: учебник. М.: ИНФРА-М, 2020. Гл. 5 (с. 177 - 206).
15. Дерюгин П.П. Диагностика социальных сетей в управлении корпорацией: ценностный подход / Корпоративное управление: учебник. М.: ИНФРА-М, 2020. Гл. 5 (с. 177 - 206)....59