ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
1.1 Теоретические основы изучения эмоций на лицах
1.2 Теория эмоциональных коммуникаций с младенцами
1.3 Понятие эмоционального регулирования
1.3.1 Зарубежные авторы
1.3.2. Отечественные авторы
1.4 Выражение эмоций на лицах
1.5 Обзор современных исследований детских эмоций
1.6 Предыдущие исследования общения отцов и матерей с младенцами
ГЛАВА 2.
ГЛАВА 3.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Эмоции – это очень сложный и неоднозначный процесс, играющий в жизни людей одну из самых значимых ролей. Дошкольный возраст – это возраст, в котором из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность (Фортунатов, 2008). С самого рождения ребенок познает мир через собственные чувства и эмоции. Они помогают ему лучше узнать и окружающий мир, и самого себя. Именно благодаря эмоциям младенца выстраивается его контакт с мамой.
Первым исследователем детских эмоций был Чарльз Дарвин. В 1872 была издана книга «О выражении эмоций у человека и животных», в которой автор показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной и положила начало научному изучению мира человеческих эмоций(Дарвин, 2001).
Находясь в поиске подтверждения или опровержения теории Чарльза Дарвина Пол Экман, исследующий эмоции в Новой Гвинее, столкнулся с идентичным выражением эмоций у слепых с рождения детей и зрячих, а значит, что выражение эмоций на лице не является социальным научением и имеет важнейший биологический смысл – помощь младенцу в адаптации к новой среде (Экман, 2010).
Различая детские эмоции, мы можем лучше понимать отношения ребенка с родителями, даже если они пытаются их приукрасить. Ведь дети крайне редко способны скрывать свои истинные чувства и их эмоциональные выражения (Гиппенрейтер, 2014).
Зная о том, что ребенок может использовать различные паттерны эмоциональных выражений при взаимодействии с матерью и отцом, важно изучить, как на протяжении раннего детства изменяются выражения эмоций на лице ребенка, выяснить, с чем это связано, а также как меняются выражения эмоций на лицах матерей и отцов в связи с возрастом ребенка.
Однако уже к сегодняшнему дню в этой области есть работы и исследования.
Изучено, как ребенок считывает эмоции окружающих людей (например, Hoehl, 2014; Hepach, Westermann, 2013), как младенец понимает эмоции матери (Винникотт, 2007; Изотова, Никифорова, 2004), а также в литературе представлены работы об особенностях эмоций у детей, чьи матери находятся в состоянии депрессии (например, Szekely, Lucassen, 2014), и об особенностях эмоций при взаимодействии матерей и детей, находящихся в ситуации риска (например, Crugnola, Ierardi, Gazzotti, Albizzati, 2014 ). Также существует сравнение эмоциональной подстройки в общении в диадах мать-дитя и отец-дитя в раннем детстве (Feldman, 2003; Kokkinaki, 2003; Yogman, 1982), а в 2009 году было проведено лонгитюдное исследование выражений эмоций на лицах во время взаимодействия отцов и младенцев (Kokkinaki,2009).
В Российской Федерации существуют исследования, посвященные изучению возрастных изменений эмоций на лицах детей, однако эти исследования касаются детей, проживающих в домах ребенка (например, Конькова, Мухамедрахимов, 2007; Мухамедрахимов, Конькова, Вершинина, 2007), в то время как практически не существует нормативных данных по данному вопросу, полученных на выборке семейных детей. Немногочисленные исследования представляют информацию о выражении эмоций у детей из семей, однако они затрагивают детей узкого возрастного диапазона (например, Конькова, Мухамедрахимов, 2007, Васильева, 2012).
Цель работы: изучить особенности выражения эмоций и эмоциональной регуляции у детей при взаимодействии с отцами.
Объект исследования: эмоции и эмоциональная регуляция у детей.
Предмет исследования: выражение эмоций и характеристики эмоциональной регуляции у детей в процессе взаимодействия с отцами.
Гипотеза: существуют различия в характеристиках выражения эмоций и паттернах эмоциональной регуляции детей при взаимодействии с отцами и матерями.
Задачи исследования: В соответствии с целью и основными гипотезами исследования были сформулированы следующие задачи.
1. Изучить различия эмоционального реагирования у детей при взаимодействии с отцами и матерями
2. Изучить взаимосвязь выражения эмоций у детей в ситуациях взаимодействия с отцами и матерями с социально-демографическими показателями семей.
3. Выделить и описать характеристики эмоциональной регуляции у детей при взаимодействии с отцами и матерями.
Методы исследования:
• социально-демографическая анкета;
• оценка эмоций ребенка и взрослого при взаимодействии (DyadicAffectManual, DAM, Osofsky, Muhamedrahimov, Hummer, 1998);
• методы математической статистики (описательные статистики, коэффициент корреляции Пирсона, непараметрический критерий U-Манна-Уитни, критерий знаковых рангов Вилкоксона).
Эмоции – это непростой процесс, изучение которого сейчас является актуальным. Этой темой занимаются многие авторы например Хоел, Хепач и Вестерман изучают как ребенок считывает эмоции окружающих людей (Hoehl, 2014; Hepach, Westermann, 2013), Винникотт, Изотова и Никифорова описывают процессы понимания ребенком эмоций матери(Винникотт Д.В, 2007; Изотова Е.И., Никифорова Е.В. 2004). Сзекели и Люзассен исследуют особенности эмоций у детей, чьи матери находятся в состоянии депрессии (например, Szekely, Lucassen, 2014). Также существует сравнение эмоциональной подстройки в общении в диадах мать-дитя и отец-дитя в раннем детстве (Feldman, 2003; Kokkinaki, 2003; Yogman, 1982).
Тем не менее в выражение эмоций при взаимодействии отцов и детей на данный момент мало изучена. Все чаще авторы рассматривают диаду мать-ребенок, и все чаще отцы воспринимаются как дополнение к этой паре. В нашем исследование мы, вслед за Куккинаки (Kokkinaki, 2009), делали упор на именно отцовское общение с ребенком.
Наша выборка состояла из 15 пар: 8 детей – мужского пола и 7 ребенка – женского. Все семьи проживают в Санкт-Петербурге и имеют средний/средне-низкий уровень дохода. Нами были проведены оценка эмоций ребенка и взрослого при взаимодействии (DyadicAffectManual, DAM, Osofsky, Muhamedrahimov, Hummer, 1998) и дальнейший математический анализ полученных результатов (анализ средних, ковариационный, корреляционный, регрессионный анализ, t-тест для парных выборок, метод контрастов в дисперсионном анализе).
Результаты исследования показали, что показатели уровня интереса, мелкой и крупной моторики, дистресса и стереотипий во время взаимодействия с родителями обоих полов находятся на одном уровне. Однако уровень выражения удивления, радости и возбуждения более высокий при взаимодействии с отцами. Взаимосвязи выражения эмоций детей и уровня дохода, условий проживания, полом ребенка, количеством детей в семье и образованием родителей выявлено не было.
При анализе данных по эмоциональной саморегуляции детей нами был получен следующий результат. При взаимодействии с мамой, в ситуациях первого расставания по всем показателям наблюдалось снижение уровня – позитивный и негативный тон, количество эмоций и активность и дезадаптивная активность, с отцом же наблюдалось понижение позитивного тона, количества эмоций и активности. Уровень дезадаптивного поведения остался на том же уровне, а уровень негативных эмоций возрос. Первое воссоединение с матерями повышало уровень всех показателей, кроме дезадаптивного поведения, он по-прежнему понижался. С отцами к понижению дезадаптивного поведения добавилось еще и понижение негативного тона. Второе разлучение вновь понизило показатели позитивного тона, количества эмоций, дезадаптивного поведения и активности. Однако повысился уровень негативного тона при взаимодействии с матеряим, с отцами он остался на предыдущем уровне, что как раз и показывает нам степень регуляции детьми своих эмоций. Также интересно отметить, что второе воссоединения вызвало повышение уровня дезадаптивного поведения как при взаимодействии с отцами, так и с матерями.
Данное исследование подтвердило нашу первоначальную гипотезу - существуют различия в характеристиках выражения эмоций и паттернах эмоциональной регуляции детей при взаимодействии с отцами и матерями, и вносит вклад в современную детскую психологию. Для дальнейшего рассмотрения данной проблематики рекомендуется увеличение выборки.
1. Анохин П. К. Эмоции// Большая медицинская энциклопедия, т. 35. М., 1964, с. 339—341, 354—357.
2. Бакри М. Выражение эмоций у детей 3-6 лет при взаимодействии с отцами (на примере арабских семей в Израиле), СПбГУ, 2015
3. Васильева А.А. Особенности выражения эмоций на лицах при взаимодействии детей с отцами/ Магистерская диссертация -, СПб, 2012
4. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций// Психология эмоций: Тексты. М., 1984. С 3-28
5. Выготский Л.С. УЧЕНИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ// Историко-психологическое исследование. 1934
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?;
АСТ, Астрель,Времена 2, 2014 – 304 с.
7. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – Спб.; Питер 2001. - 384 с.
8. Дарвин Ч. Соч., М., 1953, т.5, с.909-920
9. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Колелева А.Д Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада//М.: Просвещение. 1985. 176 с.
10. Изард К. Э.Психология эмоций/Перев. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 464 с.
11. Изотова Е.И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. Учебное пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288с., 16 л. Ил.
12. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 197 с.
13. Лебединский В.В., Бардышевская М.К. Аффективное развитие в норме и патологии // Хрестоматия: Психология аномального развития ребенка, Москва, 2002, Т.1, с. 588-681.
14. А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. М. М.: Изд–во МГУ, 1983;
15. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. 580 с.
16. МухамедрахимовР.ж. Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития.СПб.: Издательство С.-Петерб. Ун-та, 2008. 312 с.
17. Ольшанникова, А.Е. Эмоции и воспитание [Текст]. М., 1983 80 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940
19. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. Москва: изд-во «Институт психологии РАН», 2010, 352 с. (Экспериментальные исследования).
20. Фортунатов, Г.А. О чувствах и их развитии//Дошкольное воспитание «Текст»/ Г.А. Фортунатов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008 - 272с.
21. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971.
22. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2"е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2010. 334 е.: ил. (Серия «Сам себе психолог»).
23. Beebe, B. (2010). Mother–infant research informs mother–infant treatment. Clinical Social Work Journal, 38, 17–36.
24. Bra˚ten, S., &Trevarthen, C. (2007). Prologue: From infant intersubjectivity and participant movements to simulation and conversation in cultural common sense. In S. Bra˚ten (Ed.), On being moved: From mirror neurons to empathy (pp. 21 –34). Amsterdam: John Benjamins.
25. Cassidy J. (1994). Emotion Regulation: Influences of Attachment Relationships. Monographs of the Society for Research in Child Development, Vol. 59, No. 2/3, The Development of Emotion Regulation: Biological and Behavioral Considerations (1994), pp. 228-249.
26. Campos J.J., Frankel C.B., Camras L. (2004). On the Nature of Emotion Regulation. Child Development, Vol. 75, No. 2 (Mar. - Apr., 2004), pp. 377-394.
27. Feldman, R. (2003). Infant–mother and infant– father synchrony: The coregulation of positive arousal. Infant Mental Health Journal, 24(1), 1 –23.
28. Feldman, R. (2007). Parent-infant synchrony: Biological foundations and developmental outcomes. Current Directions in Psychological Science, 16, 340–345.
29. Haidt, J. 2000. The positive emotion of elevation. Prevention and Treatment, 3.
30. Hepach P., Westermann G., Infants' sensitivity to the congruence of others' emotions and actions. JOURNAL OF EXPERIMENTAL CHILD PSYCHOLOGY. Pages: 16-29. Published: MAY 2013
31. Hoehl, S Emotion Processing in Infancy.//CHILDREN AND EMOTION: NEW INSIGHTS INTO DEVELOPMENTAL AFFECTIVE SCIENCE. Pages: 1-12. Published: 2014
32. Izard С. E. The face of emotion. //New York, Appleton-Century-Crofts, 1971Lavelli, M., Fogel, A. Interdyad Differences in Early Mother-Infant Face-to-Face Communication: Real-Time Dynamics and Developmental Pathways //DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY. Pages: 2257-2271. Published: DEC 2013
33. Gross J.J (1998). The emerging field of emotion regulation: An integrative review // Review of General Psychology. – 1998. – Vol. 2. – No. 3. – P. 271-299.
34. Gross J.J., Thompson R.A. (2007) Emotion regulation: Conceptual foundations In Handbook of Emotion Regulation. Guilford Press. pp. 3--24
35. Keller, H., & Zach, U. (2002). Gender and birth order as determinants of parental behavior. International Journal of Behavioral Development, 26, 177– 184.
36. Kokkinaki, T. (2003). A longitudinal, naturalistic and cross-cultural study on emotions in early infant– parent imitative interactions. British Journal of Developmental Psychology, 21, 243 –258.
37. Kokkinaki, T. (2009). Emotional expressions during early infant– father conversation. European Journal of Developmental Psychology, 6, 705–721.
38. Kokkinaki,T ; Vasdekis, VGS (2014). Comparing emotional coordination in early spontaneous mother-infant and father-infant interactions. EUROPEAN JOURNAL OF DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY, 1, 69-84
39. Leppanen, J. M., &Hietanen, J. K. (2001). Emotion recognition and social adjustment in school-aged girls and boys. Scandinavian Journal of Psychology, 42, 429 –435.
40. McClure, E. B. (2000). A meta-analytic review of sex differences in facial expression processing and their development in infants, children, and adolescents. Psychological Bulletin, 126, 424 –453.
41. Reck, C., Noe, D., Stefenelli, U., Fuchs, T., Cenciotti, F., Stehle, E., ... Tronick, E. (2011). Interactive coordination of currently depressed inpatient mothers and their infants during the postpartum period. Infant Mental Health, 32, 542–562.
42. Rosten, L. 1968. The Joys of Yiddish. New York: Pocket Books. с. 257.
43. Sonnby-Borgstrom, M., Jonsson, P., &Svensson, O. (2008). Gender differences in facial imitation and verbally reported emotional contagion from spontaneous to emotionally regulated processing levels. Scandinavian Journal of Psychology, 49, 111– 122.
44. Stern, D. N., Hofer, L., Haft, W., & Dore, J. (1985). Affect attunement: The sharing of feeling states between mother and infant by means of inter-modal fluency. In T. M. Field & N. A. Fox (Eds.), Social perception in infants (pp. 249 –268). Norwood, NJ: Ablex
45. Szekely E.; Lucassen, N ; Tiemeier, H ; Bakermans-Kranenburg, MJ; Van Ijzendoorn, MH ; Kok, R ; Jaddoe, VWV ; Hofman, A ; Verhulst, FC; Herba, CM:Maternal depressive symptoms and sensitivity are related to young children's facial expression recognition: The Generation R Study //DEVELOPMENTAND PSYCHOPATHOLOGY. Pages: 333-345. Published: MAY 2014
46. Terkenli, T. S., Bellas, M. L., & Jenkins, L. D. (2007). Tourism impacts on local life: Socio-cultural continuity and change in Crete. Aegean Geographical Journal, 16, 37 –52.
47. Thompson, R. A. (1994). Emotion regulation: In search of definition. In N. A. Fox (Ed.), The development of emotion regulation: Biological and behavioral con-siderations. Monographs of the Society for Research in Child Development, 59(2-3, Serial No. 240), 25-52.
48. Trevarthen, C. (1986). Development of intersubjective motor control in infants. In M. G. Wade & H. T. A. Whiting (Eds.), Motor development in children: Aspects of coordination and control (pp. 209–261). Dordrecht: MartinusNijhof
49. Trevarthen, C. (1997). The nature of motives for human consciousness. Psychology: The Journal of the Hellenic Psychological Society, 4, 187 –221.
50. Trevarthen, C. (1998). The concept and foundations of infant intersubjectivity. In S. Bra˚ten (Ed.), Intersubjective communication and emotion in early ontogeny (pp. 15–46). Cambridge: Cambridge University Press.
51. Trevarthen, C. (2005). Action and emotion in development of cultural intelligence: why infants have feelings like ours. In J. Nadel& D. Muir (Eds.), Emotional development: Recent research advances (pp. 61–91). Oxford: Oxford University Press.
52. Tronick, E. (2005). Why is connection with others so critical? The formation of dyadic states of consciousness and the expansion of individuals’ states of consciousness: Coherence governed selection and the co-creation of meaning out of messy meaning making. In J. Nadel& D. Muir (Eds.), Emotional development: Recent research advances (pp. 293–315). Oxford: Oxford University Press.
53. Tronick, E. Z., &Reck, C. (2009). Infants of depressed mothers. Harvard Review of Psychiatry, 17, 147–156.
54. Wager, T. D., &Ochsner, K. N. (2005). Sex differences in the emotional brain. NeuroReport, 16, 85–87.
55. Yogman, M. W. (1982). Development of the father–infant relationship. In H. Fitzgerald, B. Lester, & M. W. Yogman (Eds.), Theory and research in behavioral pediatrics (Vol. 1, pp. 221 –279). NewYork, NY: Plenum