Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ НАСЛЕДИЯ М.С. ЩЕПКИНА НА СОВРЕМЕННУЮ КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ СЕЛА АЛЕКСЕЕВКА ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Работа №14355

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
335
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КРЕПОСТНЫЕ ГОДЫ АКТЕРА 8
§ 1. Детство актера М.С. Щепкина 8
§ 2. Первые годы М.С. Щепкина в театре 13
§ 3. Освобождение от крепостной зависимости актера 22
ГЛАВА 2. ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 30
§ 1. Щепкин в Малом театре 30
§ 2. Творчество Щепкина и Гоголя 40
§ 3. Литературный круг актёра 51
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М. С. ЩЕПКИНА НА КУЛЬТУРУ С. АЛЕКСЕЕВКА ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 63
§ 1. История возникновения музея им. М.С. Щепкина 63
§ 2. Народный театр села Алексеевка «Зеркало» и детская студия «Дебют» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 80


Актуальность темы. Актёрские способности человека известны издавна. Сначала актёрские действа были связаны с религиозными празднествами или с языческими обрядами. Но, постепенно артистизм развивался, приобретая изящество и грациозность, формируясь как одно из величайших видов искусств человечества.
Актёрское искусство постоянно эволюционирует. До начала XX века, зачастую в игре актёров преобладала шаблонность, одноплановость характеров и типажей. В настоящее время, действительно хороший, актёр является мастером перевоплощений, он не просто играет роль, он проживает маленькую жизнь очередного персонажа. Но к великому сожалению, многие современные актёры не понимают всей сути актёрской профессии. Очень часто, современный зритель сталкивается с бездарным исполнением актёрской игры, будь то театр или же кино. По сути своей, такое происходит из-за того что многих манит известность, богатство и интересная жизнь. Но не каждый великий актёр, как и художник, может быть богат материально. Чего конечно нельзя сказать о внутреннем мире исполнителя.
Вот именно поэтому, была выбрана история жизни и деятельности, замечательного актёра, одного из основоположников русской актёрской школы Михаила Семёновича Щепкина.
Михаил Семёнович был актёром-универсалом. В своей работе он не ограничивался драматическими и комедийными ролями. Не все знают, что он пел на сцене Большого театра, исполняя главную партию в опере Луиджи Керубини «Водовоз».
Более того, актёр считал эту роль одной из своих самых любимых. Щепкин, был абсолютно и неоспоримо, самым настоящим мастером своего дела. Ведь многие современные актёры пытаются, так же как и он развиваться во всех направлениях. Они так же играют роли разных планов, они так же исполняют песни, тем самым радуя зрителя. Искусство бессмертно. Оно испокон веков, заставляло человека восхищаться своими плодами. Ведь люди, которые творили прекрасное, увековечены в истории. Актёры, пусть то основоположники, современники, или же пока что не пришедшие в искусство, всегда будут заниматься своим тяжелым и в то же время прекрасным ремеслом.
Степень изученности темы. XIX век в истории России был наполнен множеством событий, оказавших сильнейшее влияние не только на жизнь современников и дальнейшую историю страны, но и на культурное развитие. Театральная жизнь в XIX веке не просто развивалась, она по-настоящему за-цвела. Именно в это время стали появляться первые театры, сохранившиеся, по сей день, писаться пьесы, тематика которых актуальна и сегодня и, наконец, именно в этом столетии появились первые актеры и театральные критики, чьи имена вошли в историю искусства. И по сколько, одним из значимых театральных деятелей является М. С. Щепкин, рассмотрим степень изученности его театральной деятельности.
Над исследованием истории русского театра и театральной деятельности М. С. Щепкина трудились следующие авторы-исследователи:
- Ярцев А., выполнил работу посвященную Михаилу Семёновичу, в серии издания Павленкова «Жизнь замечательных людей». Много фактического материала. Работа устаревшая, но достаточно насыщена «либеральным гуманизмом»;
- В. Всеволодский (Гернгрос) произвёл на свет в 1929 году, творение, охватывающее по масштабам более обширную работу под названием: «Исто¬рия русского театра». В работе повествуется всё связанное с русским театром, так же говорится и о Щепкине;
- Юлий Иосифович Кагарлицкий (советский и российский театровед или литературный критик, историк научной фантастики, исследователь творчества Герберта Уэллса, доктор филологических наук) и Владислав Олегович Отрошенко (русский писатель и эссеист). Они явили свету следующие работы: Кагарлицкий Ю.И. «Театр на века»; Отрошенко В. «Русский театр».
В исследовании театральной деятельности Михаила Семёновича Щепкина написано много книг и статей, над ними работали не только вышеперечисленные писатели и критики но и такие известные личности как Стахович А. А., Шуберт А. И., Шевченко Т. Г., Кони Ф., Афанасьев А. Н., Абалкин Н., Немирович-Данченко Вл.И., Сорочкин Б.Ю. и многие другие. Но самое ценное это то, что Михаил Семёнович рассказал о себе сам «Записки актера Щепкина», где Щепкин повествует об учении будущего актера, о системе воспитания, о пренебрежении к актерам со стороны «общества» - помещиков и чиновников.
Источниковая база исследования. Особенный интерес для исследователя представляет труд самого Михаила Семеновича Щепкина, который мо¬жет быть использован как в качестве научной работы по теории актерского мастерства и создания сценических образов актера, так и в виде источника, поскольку содержит личные впечатления и написан в формате мемуаров, - автобиография под названием «Записки актера Щепкина».
Отдельного внимания, заслуживает книги Ивашнева Виталия Ивановича «Жизнь замечательных людей. Михаил Семенович Щепкин» в которой повествуется об одной из ярчайших фигур отечественной культуры — артиста Малого театра - Михаиле Семеновиче Щепкине. Которого справедливо можно считать родоначальником русской реалистической школы драматического искусства.
Книга «Артист по призванию» Эта книга бала издана к особенной дате. В 1988 году исполнялось 200 лет со дня рождения великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина. Имя Щепкина в истории отечественного театра стоит особо и значит для всех нас очень много. Влияние его на становление и развитие театрального искусства огромно и распространяется оно не
только на Москву и Малый театр, где Щепкин на протяжении четырех десятилетий «царствовал» на сцене.
Фрагменты информации представлены в газетах «Правда, содержащие, в основном, небольшие заметки и приказы о награждении.
Кроме того, многочисленная информация по организации театральной деятельности Щепкина размещена на сайте музея им. Щепкина села Алексеевка.
Таким образом, мы располагаем достаточным количеством источников, чтобы рассмотреть основные этапы жизни и творческого пути Михаила Семеновича.
Разнообразие представленного в работе историографического материала даёт возможность проследить историю и влияние наследия Щепкина на его малую Родину.
Цель работы изучения влияния наследия М.С. Щепкина на современную культурную жизнь села Алексеевки Яковлевского района Белгородской области.
Задачи:
-изучить крепостные годы актера М.С. Щепкина;
-исследовать театральную деятельность М.С. Щепкина;
-проанализировали влияние наследия М.С. Щепкина на культуру его малой Родины села Алексеевка Яковлевского района Белгородской области.
Объект исследования - влияние театральной деятельности Михаила Семеновича Щепкина на современную культурную жизнь с.Алексеевка Яковлевского района Белгородской области.
Предмет исследования - жизнь и театральная деятельность М.С. Щепкина.
Хронологические рамки - с 1788 года (рождение Щепкина) до наших дней.
Методология работы. При работе был использован микроисторический подход, поскольку изучаемые явления носят, в основном, частный характер, биографический метод, необходимый для раскрытия мотивов и интересов авторов, а также принцип историзма, предусматривающий беспристрастное рассмотрение изучаемых явлений на основе разноплановых источников.
Методы работы:
• описательный - для подробного изложения представленных в работе фактов, явлений, процессов;
• исторический - изложение событий в хронологической последовательности;
• сравнительно-исторический - для сопоставления различных по времени бытования явлений;
• биографический - для представления жизнеописаний ключевых деятелей в описываемых процессах.
Практическая значимость исследования. Работа может быть использована при подготовке учебных занятий в школах и высших учебных заведениях при изучении истории России, а также на культурно просветительских мероприятиях, на занятиях по формированию патриотизма и в качестве наглядного пособия.
Наиболее привлекательной возможностью кажется использование результатов исследования на уроках патриотического воспитания и классных часов, которые проводятся в средних образовательных и дошкольных учебных заведениях.
Структура работы: введение, 3 главы, объединяющие 8 параграфов, заключение, библиографический список и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Условия театральной деятельности каждого актера, таковы что после завершения театральной карьеры, когда он уходит со цены, не остается вещественных следов которыми характеризовалась его деятельность. Отсюда вытекает вывод что актер может влиять только на своего зрителя. Щепкин же оставил нам живое слово, живой пример того, каким должен стремиться стать каждый артист. Влияние Щепкина в театральном мире, его нравственная и артистическая авторитетность были настолько велики, непосредственное обаяние игры настолько сильно, что современные ему представители сцены не могли остаться вне усвоения его художественных принципов. Но и среди последующих деятелей, не заставших Щепкина в живых, коренятся и будут преемственно передаваться как традиция эти взгляды, сделавшиеся теперь уже основами сценического искусства.
Его жизнь — страница российской истории. Вышел из крепостных, освобождения добился, когда уже стал признанным мастером на провинциальной сцене. Весной 1823 года он переезжает в Москву. Зачисляется в труппу императорских театров. Его первые роли на сцене Малого театра сразу принесли ему славу великого комического актера. Лучшие русские драматурги посвящали ему свои пьесы. Он стал первым исполнителем в Москве роли Фамусова в «Горе от ума», Городничего в «Ревизоре», Барона в «Скупом рыцаре», Кузовкина в «Нахлебнике» и др. Он был тесно связан с Пушкиным и Гоголем, Белинским и Герценом, Тургеневым и Аксаковым, Шевченко и Островским. Вся его жизнь — это вдохновенное служение театру, своему народу. Его имя неотделимо от золотого века русской культуры и от последующей истории России.
В глубокой старости Щепкин, как юноша, верил в добро и правду и любил жизнь и людей всеми силами своего доброго сердца. А старческий ум бодро смотрел вперед и видел там зарю новой жизни народа, из среды которого вышел и сам великий артист-человек.
В ходе написания работы были выполнены следующие задачи:
- были изучены крепостные годы актера, начиная его детством и заканчивая получением вольной;
- была исследована его театральная деятельность в Московском малом театре, его взаимоотношения с видными деятелями той эпохи;
- было проанализировано влияние наследия Щепкина на его малую Родину село Красное, ныне село Алексеевка Яковлевского района Белгородской области.
Жители села Алексеевка помнят, что их село является родиной велико¬го русского актера М.С. Щепкина и с трепетом относились к памяти о нем.
С детских лет жители села Алексеевка приобщаются к наследию великого актера. Со школьной скамьи участвуют во всевозможных школьных, районных и областных конкурсах. Занимаются в театральном студии «Дебют».
Благодаря музею им. М.С. Щепкина село Алексеевка известно не только в пределах нашей страны, но и за рубежом.
После строительства нового здания музея и большого потока посетителей, начинает стремительно развиваться инфраструктура села. Строится Модельный дом культуры, здание новой школы, администрации, развлекательного центра, строятся многоэтажные квартирные дома, выстраивается жилищный микрорайон объединивший село Красное с селом Алексеевка Алексеевское сельское поселение. общежитие для молодых специалистов, приехавших в село для работы в школе, детском саду, колхозе им. Щепкина. Для удобства подъезда к музею и селу прокладываются асфальтированные дороги.
Таким образом, творчество М.С. Щепкина оказало огромное влияние не только на культуру Алексеевского сельского поселения, но и на инфраструктуру села.



1. XX век и столетие. 175 лет малому театру. 190 лет высшему театральному училищу им. М. С. Щепкина. 100 лет Н. А. Анненкову. - М.: Лазурь, 1999. - 240 с.
2. Воспоминания Александры Владимировны Щепкиной. - М.: ИЛ, 1989. - 248 с.
3. Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина. Два века истории в документах.1809-1918. - М.: Тончу, 2013. - 524 с.
4. Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина. Два века истории в иллюстрациях. - М.: Тончу, 2010. - 392 с.
5. История музея [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: кйрУ/музей-щепкина.рф
6. Реферат: Роль Щепкина в становлении русского театра [Электронный ре-сурс]. - Электрон. дан. - URL: http://www.neuch.ru/referat/165268.html
7. Исторические достопримечательности - Администрация Алексеевского сельского поселения [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://alekseevka31.ru/social/myzey/
8. Щепкин Михаил Семенович - Биография - Великие люди [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL:
http: //velchel .ru/bio graphy/index .php?cnt=3&sub=3 &bio=132 <=%D9
9. Щепкин Михаил Семенович [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://cinref.ru/razdel/02400istoria_mira/13/249637.htm
II. Литература
10. Алперс, Б. Михаил Семенович Щепкин / Б. Алперс. - М.: СИНТЕГ, 1982. - 873 с.
11. Гаррик. Волков. Щепкин. Катков. Салтыков-Щедрин. Биографические повествования. - М.: Урал ЛТД, 1998. - 504 с.
12. Гоголь, Н. В. Гоголь и М. С. Щепкин. Гоголь и Аксаковы / Н.В. Гоголь. - М.: СИНТЕГ, 2010. - 298 с.
13. Дерман, А. Московского Малого театра актер Щепкин / А. Дерман. - М.: Московский рабочий, 1987. - 259 с.
14. Записки актера Щепкина. - М.: Искусство, 1988. - 382 с.
15. Записки актера Щепкина. - М.: Искусство, 2015. - 224 с.
16. Ивашнев, В.И «Артист по призванию». - М.: Сов. Россия, 1988. - 192 с.
17. Клинчин, А. Михаил Семенович Щепкин / А. Клинчин. - М.: Искус¬ство, 2006. - 124 с.
18. Клинчин, А. П. Великий русский артист М. С. Щепкин / А.П. Клинчин. - М.: Знание, 1998. - 309 с.
19. Кучина, А. В. Михаил Семенович Щепкин. Феномен личности / А.В. Ку-чина. - М.: Русский мир, 2012. - 368 с.
20. Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество (комплект из 2 книг). - М.: Искусство, 1984. - 912 с.
21. Михаил Семенович Щепкин. Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине. - М.: Искусство, 2010. - 372 с.
22. Михаил Семенович Щепкин. Записки. Письма. Современники о М.С.Щепкине. - М.: Искусство, 1985. - 372 с.
23. Михайлова, Мария Викторовна «Милая Таня.» (О Творчестве Т.Л.Щепкиной-Куперник). Статья / Михайлова Мария Викторовна. - М: Мир, 2009. - 428 с.
24. Тальников, Д. Система Щепкина / Д. Тальников. - М.: Искусство, 2010. - 208 с.
25. Щепкин, М. С. Записки крепостного актера М. С. Щепкина / М.С. Щеп¬кин. - М.: Современные проблемы, 2009. - 272 с.
26. Щепкин, М.П. Общественное самоуправление в Москве: проект городо¬вого положения М.П. Щепкина / М.П. Щепкин. - М.: Нобель Пресс, 2011. -175 с.
27. Щепкина-Куперник, Т. Л. Т. Л. Щепкина-Куперник. Из воспоминаний / Т.Л. Щепкина-Куперник. - М.: Всероссийское театральное общество, 2008. - 500 с.
28. Щепкина-Куперник, Т. Л. Т. Л. Щепкина-Куперник. Избранное / Т.Л. Щепкина-Куперник. - М.: Советский писатель, 1994. - 820 с.
29. Щепкина-Куперник, Т. Л. Т. Л. Щепкина-Куперник. Избранные переводы в 2 томах (комплект) / Т.Л. Щепкина-Куперник. - М.: ИЛ, 1999. - 643 с.
30. Ярцев, А.А. М.С. Щепкин его жизнь и сценическая деятельность в связи с историей современного ему театра / А.А. Ярцев. - М.: СПб: Общественная польза, 2012. - 974 с.
31. Ярцев, А.А. М.С. Щепкин. Его жизнь и сценическая деятельность в связи с историей современного ему театра / А.А. Ярцев. - М.: Книга по Требова¬нию, 2012. - 369 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ