Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление розничным кредитным портфелем коммерческих банков

Работа №143535

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общетеоретические основы кредитного портфеля 6
1.1. Основные определения 6
1.2. Структурные составляющие розничного кредитного портфеля 8
1.3. Управление активами и пассивами коммерческого банка 10
1.3.1. Проблема ликвидности 10
1.3.2. Подбор продуктовой линейки 13
1.3.3. Организационная структура управления кредитным портфелем 15
Глава 2. Реализация процесса управления кредитным портфелем 18
2.1. Кредитная политика банка и ее цели 18
2.2. Влияние макроэкономической ситуации 20
2.2.1. Ретроспектива XXI век 20
2.2.2. Текущие тенденции 23
2.3. Воздействие Центробанка на деятельность коммерческих банков 27
2.3.1. Банковские нормативы 27
2.3.2. Предельные процентные ставки 28
2.3.3. Отзыв лицензий 30
2.4. Кредитный анализ 31
2.4.1. Скоринг как преобладающий метод оценивания розничных кредитов 31
2.4.2. Расчет лимитов розничного кредитования 35
2.5. Динамика резервов как индикатор качества обслуживания долга 36
2.6. Продажа кредитных портфелей и прекращение кредитных отношений 40
Глава 3. Программное регулирование рынка розничного кредитования 45
3.1. Государственное субсидирование и регулирование 45
3.2. Программы реструктуризации и рефинансирования 50
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложения 61



В условиях растущего интереса к кредитованию как способу приобретать дорогостоящие блага с отсрочкой оплаты относительно небольшими платежами, банки получили не только возможность выбирать из массы потенциальных заемщиков тех, что удовлетворяют их интересам, но и необходимость управлять возросшим и диверсифицировавшимся кредитным портфелем.
На фоне краткосрочных кредитов с небольшими суммами, так называемых потребительских кредитов, особенно выделяются авто- и жилищное кредитование. Среди последней категории особое место занимает ипотека, отличающаяся как сроками (до 30 лет), так и величиной выдаваемых средств.
Разумеется, в сложившейся экономической ситуации такой горизонт прогнозирования финансового положения заемщика, будь он физическим или юридическим лицом, представляется невозможным для достоверной оценки, а значит, велики шансы, что во время действия ипотечного договора способность заемщика вовремя погашать свои обязательства изменится. И если благоприятные изменения положительно скажутся на состоянии заемщика, то негативный характер отрицательных изменений не вызывает сомнений. Зачастую заемщики оставляют себе незначительный запас прочности (разницу между доходом и платежом по кредиту), и колебание экономической конъюнктуры может сделать платеж неподъемным.
В периоды макроэкономической стабильности совокупность кредитных отношений банка сохраняется в балансе и ухудшение положение одного заемщика по субъективным причинам, скорее всего, компенсируется если не улучшением, то, по крайней мере, неизменностью состояния других. Однако в случае проявления негативных тенденций и событий в экономике страны одновременно большая доля заемщиков может испытать затруднения с погашением своей банковской задолженности или просто отказаться от уплаты по причине финансовых проблем.
Процентные доходы банка, а, следовательно, и его капитал, демонстрируют отрицательную динамику, если его текущие заемщики оказываются в трудной экономической ситуации. Когда возврат задолженной суммы полностью невозможен, банк согласен уступить, чтобы получить хотя бы ее часть. Во избежание таких ситуаций, влекущих за собой негативные последствия для банка, он может и должен проводить ряд мероприятий по оцениванию своего риска и приведению своего портфеля в оптимальное состояние, причем как моментных, так и текущих. При этом не следует рассматривать банк и заемщика как идейных противников друг другу: многие методы по управлению задолженностью направлены на сотрудничество этих двух сторон.
Для этого разрабатываются программы помощи заемщикам. С 1997 года существует государственная организация "Агентство ипотечного жилищного кредитования", среди дочерних организаций которого в период с кризисного 2008 года по 2013 существовало "Агентство по реструктуризации ипотечного жилищного кредитования". Центробанк также проводит немало линий кредитной политики, направленной на помощь как конечным заемщикам, так и коммерческим банкам, выдавшим кредиты, своевременное погашение которых по каким-либо причинам стало невозможным.
В конечном итоге, кредитование относится к сфере услуг, и поэтому банковские организации заинтересованы в том, чтобы заемщик остался по возможности доволен и обращался впоследствии именно к ним. В банковской среде, несмотря на постепенное уменьшение числа игроков, сохраняется конкуренция, и лояльность клиентов – это пусть и нематериальный, но существенный актив. Для привлечения новых клиентов банк может использовать "внешние" чисто экономические методы – снижать ставку по кредиту (цену услуги), создавать бонусные условия – однако это все имеет смысл только при стабильности "изнутри".
Процесс управления кредитным портфелем включает в себя все возможные методы и процедуры, позволяющие избежать или уменьшить риски, связанные с кредитными отношениями, и их последствия. Оценивание степени неопределенности и опасности конкретного кредита начинается уже на этапе обращения потенциального заемщика в банк и продолжается до момента прекращения кредитных отношений.
В данной работе внимание будет акцентироваться на розничном кредитном портфеле. Если рассматривать всю возможную совокупность, розничный портфель более приемлем для всего спектра механизмов управления. К корпоративным клиентам этот спектр применим частично: к примеру, субсидирование, государственная помощь, массовая реструктуризация, а также формирование однородных групп риска в целях управления им нехарактерны для корпоративных клиентов. Таким образом, выбрав в качестве объекта исследования розничный кредитный портфель, можно исключить вероятность того, что за пределами рассмотрения остается какой-либо важный процесс.
Отметим, что дальнейшее деление на параграфы и пункты в настоящей работе носит достаточно условный характер в силу глубокой и крепкой взаимосвязи между исследуемыми инструментами и программами, а также факторами, их предопределяющими.
При проведении процесса управления возможны две точки зрения на объект: на портфель как на единое целое и на каждую его составляющую (конкретные кредитные отношения или их совокупность со сходными параметрами), причем вторая получила большее распространение. Причинами этому могут быть индивидуализация кредитных продуктов и большая дифференциация заемщиков, из-за чего укрупнение объекта управления становится менее вероятным.
Актуальность проводимого исследования обусловливается сложившейся обстановкой на российском рынке розничного кредитования: несмотря на проблемы с курсом рубля, граждане продолжают активно вступать в кредитные отношения. Необходимо знать о возможностях облегчения принимаемого бремени и уметь применять соответствующие меры, причем не только заемщикам, но и кредиторам. В работе будет доказана важность кредитного портфеля для всей работы коммерческого банка, откуда следует необходимость грамотного управления им.
Цель данной выпускной квалификационной работы – формирование всеобъемлющей характеристики методов управления розничным клиентским кредитным портфелем коммерческого банка и текущих тенденций в этой сфере, их причин и инструментов, позволяющих минимизировать их негативные последствия.
Таким образом, перед нами поставлены следующие задачи:
- Определить розничный кредитный портфель коммерческого банка;
- Выявить причины, по которым необходимо осуществление его администрирования;
- Разобрать механизмы, позволяющие осуществлять предварительный контроль над качеством кредитного портфеля, в том числе механизм принятия банком решений об одобрении или отказе в выдаче кредита: скоринг и изучение кредитной истории;
- Рассмотреть варианты действий, которые могут быть осуществлены в случае ухудшения качества кредитного портфеля в целом или его части;
- Проанализировать программы, предназначенные для изменения условий по кредитным отношениям, осуществление которых в текущем виде в дальнейшем представляется маловероятным, включая государственные программы, направленные на решение проблемы кредитной задолженности, и сравнить их фактическую реализацию с плановой.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Возвращаясь к целям и задачам настоящей выпускной квалификационной работы, отметим выводы, сделанные по результатам исследования:
1. Несмотря на возможность управлять портфелем как совокупностью, большее распространение получило администрирование кредитов в отдельности. Это связано с тем, что условия кредитования зачастую слишком различны, чтобы кредиты можно было группировать, а также с тем, что большинство процессов "улучшения" кредитов начинаются именно с заявления заемщика, а потому корректируемые кредиты рассматриваются в индивидуальном порядке.
2. Процесс администрирования кредитного портфеля является важным направлением деятельности коммерческого банка, так как портфель формируется от осуществления его основной деятельности и является мерилом качества осуществления им активных операций. От доходности и надежности размещенных средств зависит устойчивость и прибыльность банка.
3. Спектр механизмов, которыми осуществляется контроль над качеством кредитных ссуд, обширен. Причем не все варианты применимы для любой категории клиентов: управление кредитами корпоративных клиентов несколько уже. При этом процесс наблюдения начинается до непосредственного заключения кредитного договора: решение выдать или не выдать кредит определенному заемщику также относится к управлению кредитным портфелем, ведь невступление в потенциально опасные для банка кредитные отношения уже является решением, улучшающим качество кредитного портфеля.
4. Список механизмов управления кредитным портфелем включает в себя подбор продуктовой линейки, оценивание заемщика, мониторинг его финансового положения и платежной дисциплины, а также ряд преобразований графика погашений кредита: субсидирование (по сути, делящее кредитное бремя между заемщиком и субсидирующей организацией), реструктуризацию и рефинансирование (разносящие погашение во времени или меняющие его существенные характеристики). Комплекс мер по управлению кредитным портфелем в ряде случаев может включать и прекращение кредитных отношений: продажу кредита или пула из них другому банку или коллекторам. Также заемщик может перестать быть им из-за своего банкротства.
5. Первичная проверка потенциального заемщика осуществляется при помощи скрытого математического аппарата на основе статистики – скоринга, который, будучи введенным в качестве замены проверки каждого заемщика силами экспертов, "вручную", естественно, обладает как рядом достоинств, так и некоторыми недостатками.
6. Ввиду долгосрочности и большого объема как в целом, так и каждой отдельной ссуды, ипотека наиболее подвержена разного рода проблемам. В случае ипотечного кредитования выше вероятность возникновения у заемщика финансовых проблем, а следовательно, на этот сектор обращается особое внимание при управлении ссудами.
7. Этим обусловлено и превалирование госпрограмм поддержки непосредственно ипотеки. Государственный интерес предопределяется также количеством ипотечных заемщиков и важностью инструмента ипотеки для социально-экономического развития: создаваемый и поддерживаемый ею платежеспособный спрос на жилье стимулирует развитие строительной отрасли. Путем финансирования и субсидирования государство побуждает все три стороны ипотечного кредитования: заемщиков, банки и застройщиков – вступать в такие кредитные отношения, результатом которых должно станет развитие строительства.
8. Также государство в лице его уполномоченного института – Банка России – оказывает влияние на экономику, финансовый, кредитный рынок и банковский сектор в частности через имеющиеся у него инструменты: чаще всего, это ставки. С их помощью Центробанк способен "охлаждать" и "подогревать" различные сегменты рынка кредитования.
9. В случае если, несмотря на примененные меры и программы, с погашением кредита все-таки возникли трудности, заемщик и кредитор могут решать проблемы несколькими способами, причем и совместно, и по отдельности. В частности:
- банк может уступить задолженность другому банку или коллекторам, не уведомляя заемщика, если подобная возможность была предусмотрена изначальным кредитным договором;
- если позволяет финансовое положение и удалось найти вариант с приемлемыми условиями, заемщик может взять в другом банке новый кредит для погашения задолженности перед старым кредитором;
- совместно кредитор и заемщик могут выбрать одну из следующих опций: соглашение об отсрочке, если финансовые трудности носят временный характер, и реструктуризацию в более серьезных случаях.
10. Последним нововведением в сфере кредитования стал вступивший в силу 1 октября 2015 года Федеральный закон от 29.12.2014 N 476-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника". Ввиду отсутствия достаточного числа прецедентов и должным образом проработанного процесса, на процедуру банкротства сейчас претендует во много раз больше граждан, чем существует тех заемщиков, к кому она применима.
11. В целом все возможные пути администрирования рынка кредитования и розничных кредитных портфелей в частности претерпевают в процессе своей реализации какие-либо изменения. Условия программ зачастую ужесточаются, если выясняется, что возможно нецелевое использование преимуществ, которые она предоставляет, или их использование лицами, не принадлежащими целевой аудитории программы. Темпы и объемы реализации программы спадают: к примеру, банки не спешат выдавать кредиты с пониженной ставкой, если есть вероятность, что соответствующая организация не просубсидирует их. Программа требует нового пересмотра, и цикл начинается заново.
В конечном итоге, розничные кредитные портфели коммерческих банков – часть мобильной и изменчивой системы: банковской среды, финансового сектора, экономики, социума. Поэтому очевидно, что они никогда не будут стабильными, их качество будет меняться под влиянием множества различных факторов, давящих на них с разных сторон и по разным причинам. Процесс управления ими сложен и многогранен и не имеет логического конца. Выработанные в определенный период (а скорее, момент) времени оптимальные решения в средне- и долгосрочной перспективе, скорее всего, окажутся неработающими и потребуют корректировок. А это значит, что проблема, поставленная в данной выпускной квалификационной работе, остается актуальной и останется таковой в обозримом будущем.



Нормативно-правовые акты
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
2. Гражданско-процессуальный Кодекс Российской федерации.
3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 05.04.2016) "О банках и банковской деятельности".
4. Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
5. Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О потребительском кредите (займе)".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 – 2020 годы" (с изменениями и дополнениями).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. N 373 г. Москва "Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию"".
8. Положение Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (с изменениями и дополнениями).
9. Указание Банка России от 11 декабря 2015 № 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России".
10. Указание Банка России от 28 декабря 2015 года № 3924-У "Об обязательных резервных требованиях".
11. Письмо Банка России № 52-Т от 5 мая 2008 года "Памятка заемщика по потребительскому кредиту".

Монографии, учебники, учебные пособия
12. Банк и банковские операции: учебник / коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2012. – 272 с.
13. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. Изд. 2-е, перераб. и доп.: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2007. – 368 с.
14. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 422 с. – Серия: Основы наук.
15. Жарковская Е. П. Банковское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Финансы и кредит" / Е. П. Жарковская. – 7-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство "Омега-Л", 2010. – 479 с.
16. Мамонова И.Д. Банковский надзор и аудит: учеб. пособие / И.Д. Мамонова. М.: ИНФРА-М, 2008. – 543 с.
17. Стефенсон Р. Маркетинг финансовых услуг / Рой Стефенсон: пер. с англ. – М.: Вершина, 2007. – 256 с.
18. Фролова Т.А. Банковское дело: конспект лекций / Т.А. Фролова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Статьи в журналах и других периодических изданиях
19. Абрамов Д. ЦБ повысил ключевую ставку до 17% годовых [Текст] // URL: http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2014/12/16/o-klyuchevoj-stavke-banka-rossii-i-drugih-merah-banka-rossii#/__utmzi__1__=1 (дата обращения 07.04.2016).
... Всего источников – 50.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ