Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Автомобильные рынки России и стран СНГ: перспективы трансформации в условиях появления электромобилей

Работа №143533

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы135
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСОФРМАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ
РЫНКОВ В РАМКАХ ИНДУСТРИИ 4.0 8
1.1 Мировые тенденции развития современного этапа развития автомобильного рынка 8
1.2 Отраслевой анализ сегмента электромобилей с позиции мировых лидеров 15
1.3 Особенности электромобиля как рыночного продукта с точки зрения потребителя и
общества 25
Выводы 30
ГЛАВА 2. АВТОМОБИЛЬНЫЕ РЫНКИ РОССИИ И СТРАН СНГ В КОНТЕКСТЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ 32
2.1 Характеристика и оценка состояния автомобильного рынка России 32
2.2 Характеристика и оценка состояния автомобильных рынков Узбекистана, Казахстана и
Украины 43
2.3 Непредвиденные факторы влияния на крупнейшие автомобильные рынки СНГ 51
Выводы 54
ГЛАВА 3. ГЛОБАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКОВ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ И
ИХ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ И СНГ 56
3.1 Барьеры распространения электромобилей на мировом уровне 56
3.2 Глобальные меры по продвижению электромобилей 60
3.3 Перспективы трансформации крупнейших автомобильных рынков СНГ в сегменте
электромобилей 68
Выводы 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
АННОТАЦИЯ 134

Актуальность темы исследования.
Ускоренное развитие и появление новых технологий приводит к формированию инновационных концепций организации производства, обеспечивающих соответствие возможностей индустрии все возрастающим и перманентно изменяющимся потребностям общества. Необходимость гибкой адаптации к условиям внешней среды требует максимально возможного сокращения времени на реализацию операций и, следовательно, преодоления разрывов между современным состоянием промышленности и цифровым производством. Прорывные инновации и экспоненциально возрастающая цифровизация процессов активно меняют бизнес-модели предприятий. В данных условиях для описания направлений развития применяется термин «концепция Индустрии 4.0». Цифровая экономика определяет абсолютно новый этап развития, обеспечивающий переход к экономике знаний, в которой основным фактором развития выступает человеческий капитал. Цифровизация экономики реализуется посредством разработки и внедрения инновационных цифровых технологий на постоянной основе, а также формирования соответствующих правовых, социально-экономических, организационных и других условий перехода общества и экономики к новому уровню развития.
Технологическая основа современной цифровой экономики формируется на базе достижений четвертой промышленной революции, или Индустрии 4.0, наступление которой фиксируют многие учетные и специалисты [112]. В узком смысле Индустрия 4.0 описывает концепцию умного производства (Smart Manufacturing) на основе IoT (Internet of Things). Автомобилестроение является инновационной отраслью промышленности, и автопроизводители в современных условиях активно модернизируют производственные процессы в условиях цифровой трансформации. В современной литературе достаточно широко представлены исследования в области анализа инновационной деятельности и оптимизации инновационных процессов предприятий, отраслей и целых регионов, а также инновационного менеджмента, эффективности инновационных проектов и оценки результативности управления высокотехнологичных предприятий [4], [9], [10], [12], [14]. Проведены глубокие исследования влияния цифровой экономики на производственные процессы промышленных предприятий, включая цифровую трансформацию предприятий автомобилестроительной отрасли, дающую возможность создания непрерывного производственного процесса за счет синхронизации бизнес-процессов и производства в виртуальной и реальной среде и интеграции всех элементов контроля, моделирования, управления предприятием [19], [20], [96].
Вместе с тем, в широком плане Индустрия 4.0 включает трансформацию и интеграцию не только процессов операционной деятельности, а предполагает сквозную цифровизацию и интеграцию данных всей цепочки создания ценности, начиная от предложения цифровых продуктов и услуг и заканчивая оптимизацией обслуживания клиентов. Цифровые технологии способствуют созданию новых бизнес-моделей, которые, в свою очередь, создают новые ценности для клиентов. Результатом цифровой революции может стать исчезновение многих компаний и перепрофилирование рынков, причем происходить эти процессы будут со стремительной скоростью [88].
Одновременно с мировыми трендами перехода к Индустрии 4.0 особую роль приобретает концепция устойчивого развития. Данная концепция представляет собой модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости соблюдения баланса между решением социальных, экономических и экологических проблем.
Автомобилестроение, занимая важное место в структуре современной мировой экономики, бесспорно, испытывает на себе существенное влияние упомянутых выше трендов перехода на новый уровень развития. В настоящее время автомобильная промышленность занимает четвертое место в глобальном рейтинге отраслей по объему инвестиций в НИОКР, что делает ее сегодня одним из основных драйверов развития передовых производственных технологий, которые становятся все более наукоемкими и ресурсоемкими. Также, учитывая стремительный рост глобальной значимости социальной, экологической и корпоративной ответственности, вклад автомобильной промышленности в устойчивое развитие сегодня приобретает особую ценность и влияние на развитие общества на мировом уровне. В связи с этим крупнейшие мировые автопроизводители активно развивают программы производства и вывода на рынок электромобилей и гибридов, а также разработки интеллектуальных систем управления автомобилем. Многие страны, такие как США, Япония, Китай, Нидерланды, Канада, Германия, Швеция, Великобритания, Норвегия, Франция, уже уверенно развивают и применяют инновационные технологии. Стоит отметить, что 95% продаж электромобилей в мире сосредоточены именно в этих странах1. Однако в России по состоянию на 1 января 2022 года доля электромобилей на рынке составила лишь 0,13%. Большие размеры территории России и стран СНГ в совокупности, значительные различия в социально-экономическом развитии среди стран и внутри отдельных субъектов требуют глубокого осмысления перспектив развития автомобильных рынков в сегменте электромобилей.
Исследуемая проблема состоит в отсутствии понимания того, насколько готовы автомобильные рынки России и стран СНГ к трансформации и переходу на новый уровень развития под влиянием мировых трендов Индустрии 4.0.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе мы провели оценку готовности автомобильных рынков России и стран СНГ к трансформации и переходу на новый уровень развития под влиянием трендов Индустрии 4.0 и появлением электромобилей, в частности. В результате оценки было сформировано понимание того, насколько анализируемые автомобильные рынки готовы к трансформации. На основе проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что гипотеза о наличии у крупнейших автомобильных рынков стран СНГ сформировавшихся предпосылок для качественной трансформации изучаемых автомобильных рынков в рамках перехода к Индустрии 4.0 в целом, и в связи с появлением электромобилей, в частности, подтверждается.
В первой главе исследовательской работы мы разобрали глобальные тенденции цифровой трансформации, провели отраслевой анализ электромобилей как сегмента автомобильного рынка с позиции мировых лидеров, а также определили особенности электромобиля как рыночного продукта с точки зрения потребителей и общества.
В связи с тем, что автомобильная отрасль относится к одной из наиболее высокотехнологичных отраслей, она, несомненно, находиться на переднем крае «цифрового вихря» и, следовательно, уже испытывает на себе эффекты цифровой трансформации. Двумя ключевыми драйверами трансформации глобальных автомобильных рынков в настоящее время являются цели устойчивого развития и внедрение сквозных инновационных цифровых технологий.
На основе результатов отраслевого анализа сегмента электромобилей с позиции мировых лидеров мы можем сделать вывод о том, что данный сегмент является достаточно перспективным в контексте его способности генерировать экономическую прибыль и быть следующим, инновационным этапом развития автомобильной промышленности. Ситуация на глобальном рынке говорит о наличии необходимых ресурсов у электромобилей для усиления противостояния традиционным автомобилям. Динамичное развитие инфраструктуры, обслуживающей электромобили, в первую очередь зарядных станций, является катализатором роста продаж автомобилей данного сегмента. Кроме того, проактивное государственное регулирование, сфокусированное на стимулировании общества к переходу на электромобили, создает благоприятные условия не только для бизнеса и компаний-лидеров, в частности, но и в долгосрочной перспективе является мерой повышения качества жизни населения. Синергический эффект от слияния данных факторов проявляется в формировании существенного потенциала количественного расширения и качественного развития рынка электромобилей в обозримом будущем, а также в повышении привлекательности данного сегмента как с точки зрения трансформации потребительских предпочтений, так и с инвестиционной точки зрения.
Исследование характеристик автомобилей и электромобилей, в частности, позволило нам установить, что по топливной экономичности и безопасности электромобили обходят традиционные автомобили со значительным отрывом, однако по параметрам «стоимость» и «надежность» в данный момент ситуация сложилась в пользу традиционных автомобилей. Это означает, что электромобилям как относительно новому рыночному сегменту еще предстоит пройти процесс оптимизации, в рамках которого их стоимость и качество приблизятся к аналогичным показателям традиционных конкурентов.
Во второй главе настоящего исследования мы провели детальный анализ автомобильных рынков России и стран СНГ в контексте технологических инноваций.
В результате обработки и интерпретации данных о спросе и предложении на рынке автомобилей в России мы выяснили, что на конец 2021 года баланс совокупного влияния факторов сместился в сторону позитивного влияния на рынок.
Для анализа автомобильных рынков стран СНГ помимо России мы провели процедуру отбора крупнейших из них и далее исследовали рынки Узбекистана, Казахстана и Украины. Формируя комплексную характеристику данных рынков, мы считаем важным выделить их общие черты - меньшие по сравнению с российским рынком масштабы, значительная доля поддержанных автомобилей, существенное превосходство над Россией в электромобильном сегменте, а также наличие потенциала для расширения как за счет локализации производств, так и за счет политики по либерализации в отношении импорта.
Одновременно с этим, необходимо обратить внимание на непредвиденные обстоятельства, возникшие в первом квартале 2022 года и связанные с военной операцией, проводимой Российской Федерацией в отношении Украины. С большой вероятностью в 2022 году российский рынок столкнется с рядом существенных трудностей, в том числе, остановкой производств и поставкой автомобилей, ростом цен как на первичном, так и на вторичном рынке, а также дефицитом запасных частей и комплектующих. В пессимистичном сценарии итоги продаж в 2022 году могут сократиться двукратно. В связи с сильным влиянием фактора нестабильности на глобальном уровне не представляется возможным дать исчерпывающую оценку происходящим изменениям и корректно интерпретировать результаты в отношении состояния крупнейших автомобильных рынков стран СНГ.
В третьей главе выпускной квалификационной работы мы исследовали глобальные направления развития рынков электромобилей и их особенности в России и СНГ.
В результате проведенного анализа одиннадцати самостоятельных препятствий на пути распространения электромобилей на мировом уровне мы можем утверждать, что наиболее существенными из них являются высокая цена покупки, недостаточная развитость зарядной инфраструктуры, ограниченная дальность пробега на одном заряде и отсутствие стимулов со стороны регулятора....


1. Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 г. Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. №2290-р.
Книги
2. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства. М.: Экономика, 2009. 815 с.
3. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. М.: Юрайт, 2014. 795 с.
4. Фомина А.В., Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Батьковский М.А. Управление развитием высокотехнологичных предприятий наукоемких отраслей промышленности. / под ред. А.В. Фоминой. - М.: Креативная экономика, 2014. - 400 с.
5. Etro F. Competition, Innovation, and Antitrust. A Theory of Market Leaders and Its Policy Implications: Springer Verlag Berlin Heidelberg, 2007. 296 p.
6. Heneric O., Licht G., Sofka W. Europe's Automotive Industry on the Move. Mannheim: Physica-Verlag, A Springer Company, 2005. 280 p.
7. Sullivan E.T. The Political Economy of the Sherman Act: The First One Hundred Years. USA: Oxford University Press, 1991. 345 p.
8. Van der Steen, M., Van Schelven, R.M., Kotter, R., van Twist, M.J.W., van Deventer MPA, P. EV Policy Compared: An International Comparison of Governments’ Policy Strategy Towards E­Mobility: E-Mobility in Europe: Trends and Good Practice: Springer International Publishing, 2015. P. 27-53.
Статьи
9. Батьковский А.М., Кравчук П.В., Стяжкин А.Н. Оценка экономической эффективности производства высокотехнологичной продукции инновационно-активными предприятиями отрасли // Креативная экономика. 2019. № 1. С. 115-128.
10. Батьковский А.М., Фомина А.В. Эффективность внедрения результатов научно­исследовательских опытно-конструкторских работ на предприятиях инновационно-активных отраслей // Экономические исследования и разработки. 2019. № 5.C. 92-101.
11. Бутенко В. Беспилотники на бездорожье // BCG Review. 2017. № 42. С. 40.
12. Веревка Т.В. Оценка эффективности хозяйственно-финансовой деятельности и результативности управления высокотехнологичных предприятий // Российское предпринимательство. 2018. № 2. C. 445-456.
13. Кондратьев, В. Б. Трансформация глобальных цепочек стоимости: опыт трех отраслей / В. Б. Кондратьев, В. В. Попов, Г. В. Кедрова // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 3. С. 68-79.
14. Костин В. А., Батьковский А. М. Стратегическое планирование и развитие предприятий // Материалы пятнадцатого всероссийского симпозиума. 2014.C. 103-105.
15. Bonges H.A., Lusk, A.C. Addressing electric vehicle (EV) sales and range anxiety through parking layout, policy and regulation // Transp. Res. Part A Policy Pract. 2016. № 83. Р. 63-73.....121


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ