Введение 3
Глава 1. Социокультурный контекст становления системы женского образования в Великобритании в XIX в 14
1.1. Гендерный вопрос в британском обществе в XIX — начале XX вв. и
попытки его решения 14
1.2. Движение за права женщин на образование в XIX — начале XX вв.:
основные этапы 24
Глава 2. Система начального и среднего образования женщин в XIX — начале XX вв 37
2.1. Государственное регулирование образовательной системы в XIX в. и
возможности женского образования 37
2.2. Основные методические характеристики системы начального и
среднего женского образования в Великобритании в XIX — начале XX вв 52
Глава 3. Особенности системы высшего образования женщин в
Великобритании во второй половине XIX — начале ХХ вв 62
3.1. Женщины в науке XIX в.: популяризация знания как фактор
расширения возможностей высшего образования 62
3.2. Структура системы высшего женского образования и основные образовательные организации Великобритании в XIX — начале XX вв. .70
3.3. Женские профессии второй половины XIX — начала ХХ вв. и
становление культурного идеала «новой женщины» 84
Заключение 90
Список использованных источников и литературы 93
Список приложений 102
Актуальность темы. В современном мире гендерные исследования пользуются большой популярностью и вызывают особенный интерес как с научной, так и с общественно-политической точки зрения. На фоне развития идей феминизма и всеобщего равенства в правовом и профессиональном поле, модернизации общественного сознания и смены гендерных ролей изучение истоков данных процессов приобретает особенную актуальность. Таким образом, рассмотрение конкретных аспектов, в частности, развития системы женского образования в Великобритании во второй половине XIX — начале XX вв., позволяет нам проследить трансформации общественного мнения по данному вопросу на примере отдельно взятого государства и выделить причины, основные движущие силы и закономерности процесса в рамках периода. Благодаря этому становится возможным увидеть некоторые подобные проявления и в современном нам обществе.
С научной же точки зрения, крайне важно обратить внимание на социальную и культурную среду, «внутри» которой разворачивались основные события, поскольку это наиболее явно демонстрирует причины, цели и противоречия процесса. Так, с пониманием «контекста», события, отдаленные от нас временем, выстраиваются в общую логиче скую последовательность, основанную на взаимосвязи их причин, следствий, действующих лиц, их мотивов, идей, взглядов. Гендерные исследования с этой позиции имеют не только чисто историческую направленность, но и не менее важную социальную. Помимо этого, рассмотрение эволюции образовательной системы для женщин в Великобритании крайне важно и непосредственно в контексте её организации и администрирования, а также некоторых вопросов методического свойства. Данные аспекты интересны для изучения в том числе гендерного подхода в образовании, яркой иллюстрацией развития которого является женская образовательная система Соединенного Королевства.
Объект исследования — развитие системы начального, среднего и высшего образования для женщин в Великобритании во второй половине XIX — начале ХХ вв. Предметом работы является влияние на данный процесс исторических реалий периода, общественного мнения и его трансформаций, особенностей законодательного регулирования сферы образования и деятельности активистов и общественных организаций по данному вопросу, а также непосредственно система организации женских учебных заведений и возможности образования, предлагаемые ими.
Цель исследования — проанализировать систему женского образования в Великобритании XIX — начала XX вв., считавшуюся лучшей в мире в рассматриваемый период, и выделить основные её характеристики. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: во-первых, дать краткий обзор основных представлений общества по женскому вопросу в целом и по вопросу развития женского образования в частности, что необходимо для лучшего понимания специфиче ских обстоятельств, в которых разворачивался процесс; во-вторых, проанализировать деятельность общественных организаций в образовательной среде и выяснить, насколько существенной была их роль; в-третьих, установить взаимосвязь между изменением государственной политики и законодательного регулирования в сфере женского образования и развитием самой его системы; в- четвёртых, выделить основные типы образовательных организаций для женщин, охарактеризовать особенности их учебных программ, их управления, финансирования и администрирования.
Хронологические рамки работы охватывают период второй половины XIX — начала ХХ вв., но, по необходимости, расширяются за счёт приведения в исследовании сведений о проявлениях зарождавшегося женского движения и возникновении первых женских образовательных организаций в первой половине XIX в.
Территориальные рамки исследования охватывают преимущественно Англию, Уэльс (чаще всего имевших общие законы в 4
образовательной сфере) и Шотландию, поскольку в рамках периода именно в данных частях британского государства процесс развивался наиболее активно и имел общие характерные черты, однако сведения о состоянии системы женского образования в Ирландии также частично приводятся в тексте работы....
История развития системы женского образования в Великобритании в XIX — начале XX вв. является весьма показательной, поскольку именно этот процесс наглядно демонстрирует практически все актуальные для периода гендерные противоречия. Достаточно важным для понимания данной темы является рассмотрение тех специфических обстоятельств, в которых формировалась система, и тех факторов, которые оказывали влияние на данный процесс.
В первую очередь, стоит упомянуть весьма особенный «контекст» становления женской образовательной системы: дух новой эпохи, перестроение экономики государства, социальные изменения с одной стороны и гендерное неравенство, многочисленные ложные представления о женских умственных и физических способностях, бесправие и несамостоятельность женщин с другой.
Впоследствии заблуждения, предрассудки и мифы постепенно были развенчаны тем активным меньшинством, которое выступало за создание системы женского образования. Именно заинтересованные лица и их энтузиазм сыграли важнейшую роль в данном процессе на первичных этапах, создавая необходимые общественные организации, всевозможные
союзы и ассоциации, позволившие воплотить их изначально, казалось бы, безумные идеи в реальность. Такие эпизоды процесса, как, например, всесторонняя образовательная деятельность Фрэнсис Мэри Басс, активность Марии Грэй и Эмили Ширрефф, действия «Эдинбургской семерки», также демонстрировали британскому обществу необходимость перемен, поэтому здесь можно говорить и о роли личности в истории.
С появлением законодательных основ улучшилась и окрепла система начального и среднего женского образования, и, разумеется, государственная политика сыграла здесь также не последнюю роль. Инициированные британской властью комиссии, занимавшиеся анализом особенностей, сильных и слабых сторон существовавшей на тот момент ещё не вполне консолидированной системы начального и среднего образования, пролили свет на необходимость её изменений, а также подтвердили ту мысль, которую ранее транслировали исключительно заинтересованные лица: мысль о равных способностях девочек и мальчиков к учению. Это привлекло на сторону активистов процесса ещё большее количество умных и образованных людей, которые впоследствии внесли свой вклад в том числе и в организацию преподавательской деятельности в женских учебных заведениях.
Разумеется, невозможно утверждать, что все девочки к началу ХХ века получили равный доступ к образовательным ресурсам, здесь важным был финансовый аспект, который долгое время урегулировать не удавалось. Тем не менее, определенные меры в данной сфере были также приняты: финансирование женских учебных заведений со стороны государства к концу XIX века значительно улучшилось, больше средств выделялось на стипендии, на развитие комплекса учебных зданий, на организацию вспомогательных помещений в них. Однако, чтобы добиться этого, например, женским колледжам, приходилось долгое время собственными силами подтверждать свой статус. Задача по привлечению квалифицированных кадров и организации учебной деятельности полностью ложилась на плечи руководства образовательных институтов, и 91
здесь также стоит говорить о важности личного энтузиазма, поскольку именно благодаря этому женские колледжи и школы стали восприниматься как достойные в том числе государственной поддержки.....
I. Источники
а) неопубликованные источники
1. National Union for the Improvement of Education of Women of All Classes. Central Committee [Electronic source]. — Mode of access: https:// www.grosvenorprints.com/stock detail.php?ref=21032 (Дата обращения: 17.03.2022)
2. Queen Margaret College Medical Club opening lecture, session 1896-1897: Members of the medical profession in Glasgow of wide celebrity by Dr. James Finlayson [Electronic Source]. — Mode of Access: https://archive.org/details/b21467201/mode/2up (Дата обращения: 16.04.2022)
б) опубликованные источники
I. Актовые источники
1. Законодательные источники
1.1. Education Act 1902 [Electronic Source]. — Mode of access: http:// www.educationengland.org.uk/documents/acts/1902-education-act.html#02 (Дата обращения: 25.03.2022)
1.2. Education (Scotland) Act 1872 [Electronic Source]. — Mode of Access: http://www.educationengland.org.uk/documents/acts/1872-education- scotland-act.html (Дата обращения: 21.03.2022)
1.3. Elementary Education Act 1870 [Electronic Source]. — Mode of access: http://www.educationengland.org.uk/documents/acts/1870-elementary- education-act.html (Дата обращения: 25.03.2022)
1.4. Elementary Education Act 1891 [Electronic Source]. — Mode of access: http://www.educationengland.org.uk/documents/acts/1891-elementary- education-act.html (Дата обращения: 25.03.2022)
1.5. Grammar Schools Act 1840 [Electronic Source]. — Mode of access: http://www.educationengland.org.uk/documents/acts/1840-grammar-schools- act.html (Дата обращения: 20.03.2022)
1.6. Local Government Act 1888 [Electronic Source]. — Mode of access: http://www.educationengland.org.uk/documents/acts/1888-local-gov-act.html (Дата обращения: 26.03.2022)
1.7. Medical Act, 1876 [Electronic Source]. — Mode of access: http:// www.irishstatutebook.ie/eli/1876/act/41/enacted/en/print.html (Дата обращения: 16.04.2022)
1.8. Revised Code of Minutes and Regulations of the Committee of the Privy Council on Education, 1862. [Electronic Source]. — Mode of access: http://www.educationengland.org.uk/documents/cce/revised-code.html (Дата обращения: 31.03.2022)
1.9. The Local Government Act, 1894, with full explanation notes: an introductory chapter on local government; and an appendix containing the incorporated acts and the regulations of the Local Government Board. London: Reeves & Turner, 1894. — 288 p....4.3