ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ
КОММЕРЦИИ В СОЦИОЛОГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 6
1.1 Понятие «электронная коммерция», характеристики и классификация
электронной коммерции 6
1.2 Экономические и социальные функции электронной коммерции 21
1.3 Роль и влияние электронной коммрции в современном социальноэкономическом развитии 30
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ
РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В КИТАЕ И РОССИИ 41
2.1 История развития электронной коммерции в Китае и России 41
2.2 Проблемы и особенности развития электронной коммерции 48
2.3 Пять основных тенденций в развитии глобальной электронной коммерции и
их влияние на Китай и Россию 57
ГЛАВА 3 КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В КИТАЕ И
РОССИИ 66
3.1 Влияние электронной коммерции на экономику 66
3.2 Влияние электронной коммерции на общество 78
3.3 Перспективы электронной коммерции в социально-экономическом развитии
Китая и России 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
Современный международный бизнес все больше раскрывает возможностей для хозяйствующих субъектов - глобальных фирм- производителей и компаний-поставщиков, а также расширяет межфирменную кооперацию и глобальную конкуренцию, включая повышение уровня требований импортеров-заказчиков. Реакция на эти изменения заключается в изменении способов организации и управлении своим бизнесом предприятиями-импортерами. Происходит переход от старой иерархичной структуры в сторону сетевой и проектной. Упрощаются взаимодействия между крупными компаниями, ее заказчиками и поставщиками. Можно выявить огромное множество примеров таких бизнес-процессов, в которые вовлекаются компания-импортер и ее межстрановые подразделения, включая заказчиков и поставщиков. Именно поэтому социально-экономическая сущность электронной торговли неотделима от глобализации (мировой) экономики
В последние годы конечная стоимость глобальной трансграничной электронной торговли продолжала расти. Среди них выделяется трансграничная электронная торговля Китая. В связи с насыщением европейских и американских рынков в последние годы Юго-Восточная Азия превратилась в развивающийся рынок в глазах иностранных компаний.
Актуальность заключается в том, что мировой оборот электронной торговли растет очень быстро, и большинство транзакций осуществляется по моделям «бизнес-бизнес» (B2B) (экономика) и «бизнес-потребитель» (B2C) (социальная сфера). Растущая популярность электронной коммерции во всем мире, ее перспективы и новизна, а также успехи Китая в этой области в сочетании с необходимостью перенимания опыта для России определили тему этой работы.
Целью дипломной работы является изучение тенденций и методов развития электронной коммерции в Китае и России.
Задачами дипломной работы являются:
1. Проанализировать основные теоретические подходы в китайских и российских социальных науках к изучению роли электронной коммерции в социально-экономическом развитии;
2. Изучить основные современные тенденции развития электронной коммерции в России и Китае;
3. Осуществить комплексный экономико-социологический анализ проблем и перспектив развития электронной коммерции в России и Китае.
Объектом исследования является экономика России и Китая.
Предметом исследования является цифровизация коммерческой деятельности в России и Китае.
Теоретико-информационную базу исследования составляют нормативные и законодательные акты, регулирующие специфику внедрения цифровой экономики, в частности, монографические работы и статьи отечественных и зарубежных экономистов в профессиональных экономических изданиях, Интернет-ресурсы.
Методическую основу исследования составили методы анализа, синтеза при исследовании и обобщении зарубежного опыта по управлению цифровизации электронной коммерции; системного анализа для изучения и анализа цифровизации коммерции в России и Китае. Для обработки информации использован метод вторичного анализа статистических данных, полученных российскими и китайскими статистическими службами и агентствами.
Эмперической базой исследования послужили данные внешнеэкономических ведомств России и Китая.
Научная новизна представленой дипломной работы состоит в оценки влияния глобальных тенденций электронной коммерции на развитие электронной торговли России и Китая, а также выделенны главные факторы увеличения электронной торговли между двумя странами.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Национальный проект цифровая экономика регулирует поддержку электронной коммерции в России на период до 2024 г. Основными целями этого проекта являются повышение инвестиций (как минимум в тра раза по сравлению с 2017 годом ) на развитие цифровой экономики за счёт всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны), а также разработка безопасной, устойчивой и общедоступной информационнотелекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, хранения и обработки больших объемов данных.
Цифровая экономика Китая непрерывно развивается, становясь одной из основных движущих сил экономического роста страны. 24 декабря 2020 года директор Департамента планирования Министерства промышленности и информационных технологий Китая Лу Шань, на пресс-конференции в Государственной пресс-службе заявил, что в 2020 году масштабы цифровой экономики в стране достигли 35,8 трлн юаней, составляет 36,2 % ВВП, вклад ее в экономический рост превысил 60 %. Проанализированные тенденции развития мирового рынка электронной торговле больше характерны китайскому рынку, так как отечественный рынок больше погряз в экономических аспектах, нежели в развитии инновационных инструментов развития электронной коммерции.
Тенденциями глобальной электронной коммерции на начало 2021 года являются: стабильный рост онлайн торговли, увеличение числа покупок с мобильных устройств, социальные сети как новый инструмент торговли, бурное развития голосовых помощников, развитие искусственного интеллекта на онлайн-платформах. Тенденциями e-commerce в 2021 году в Китае являются - бурное развитие маркетплейсов, социальная коммерция (торговля через соцсети), а также прямые трансляции в соцсетях для продаж. Для России ключевыми тенденциями являются рост онлайн-торговли при сокращении 93
среднего чека на 14%, изменения в сегментации рынков (лидер - рынок eGrocery).
Ключевой задачей современного этапа развития Российской Федерации является своевременная адаптация к меняющимся условиям с целью достижение устойчивого роста экономики и доходов россиян. Одним из стратегических приоритетов выступает осуществление прорыва в научнотехнологическом развитии. Российским государством осуществляется прямая и косвенная финансовая поддержка исследований и разработок, инновационной деятельности, которую следует усилить и приоритизировать, а также сохранить ежегодный прирост бюджетных расходов на образование, чтобы добиться технологического лидерства.
Влияние электронной коммерции на общество облегчается главным образом следующими аспектами, направленными на воздействие электронной коммерции на экономические процессы: «сокращение транзакционных издержек, улучшение доступа к рыночной информации, усиление конкуренции, улучшение распределения ресурсов, улучшение конкурентоспособность компаний и усиление на этой основе их способности создавать ценность и конкурировать на более глобализированных рынках. Эти основные общественные преобразования в настоящее время ведутся и, вероятно, продолжатся далеко в обозримом будущем. Как продукт и проявление таких преобразований, электронная торговля формируется и все чаще будет способствовать формированию современного общества в целом В результате это становится возможностью повысить конкурентоспособность как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.
В международно-правовом регулировании электронной коммерции в Китае и России основную роль играет международное право. Руководствуясь этими факторами, приходим к выводу, что типовые законы должны быть основой для национального законодательства в вопросах электронной коммерции. Закрепление основ государственного регулирования электронной торговли в законодательстве Китая и России, дальнейшее развитие ее правового регулирования в специальных законах - это вопросы, которые требуют дальнейшего решения. Ведь создание режима максимального экономического содействия развитию электронной коммерции - фундамент для успешной конкуренции субъектов предпринимательства на мировом рынке.
1. Аверина И. С. Эволюция феномена "цифровая экономика"//Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2021. № 1.-С. 3-9.
2. Алексеев, П. В. Воздействие последствий трансформации потребительского поведения в условиях пандемии на интернет-торговлю / П. В. Алексеев // Фи.на.нсо.вые. рынки. и. ба.нки.. - 2021. - № 4. - С. 41-43.
3. Антипина О. И. Информационная экономика: современные технологии и ценообразование М Экономический факультет МГУ, ТЭИС, 2009.-С. 149-176.
4. Бердиева У. А. Развитие цифровой экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 2-1 (72). - С. 31-33.
5. Бобков В. Н. Платформенная занятость: масштабы и признаки неустойчивости // Бобков В.Н., Черных Е.А. / Мир новой экономики. 2020. Т. 14. №2.-С. 6-15.
6. Бондаренко Н. Л. Правовая и организационная природа процессов цифровизации и регуляторной функции государства в данной сфере // Бондаренко Н.Л., Конаневич Ю.Г. / Ex jure. 2021. № 1. - С. 56-67.
7. Борщёв В. Г. Становление и развитие предпринимательской деятельности в интернет-экономике: дис. ... ка.нд. эко.н. на.ук: 08.00.05 / СПб.: Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, 2004.
8. Брежнева, В. М. Исследование стратегических направлений развития В2В-продаж в современной экономике / В. М. Брежнева, В. В. Петрушина // Вестник Кемеровского государственного университета Серия: Политические, социологические и экономические науки.. - 2020. - Т. 5. - № 1(15).-С. 74-84.
Будущее ecommerce: 10 трендов развития сферы в 2021
[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vc.ru/trade/203079-budushchee- ecommerce-10-trendov-razvitiya-sfery-v-2021 (Дата обращения: 14.06.2021).
10. В России начали создавать основу для цифрового будущего [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2019/12/25/v-rossii-nachali- sozdavat-osnovu-dlia-cifrovogo-budushchego.html (Дата обращения: 05.10.2021).
11. Васильева. Т. В. Сущность, структура и особенности мобильной коммерции как формы предпринимательства // Васильева Т.В., Козлова. В.М./ Экономический вектор. 2019. № 3 (18). - С. 56-60.
12. Вклад экономики Рунета в российскую экономику составил 6,7 трлн рублей [Электронный ресурс] - Режим доступа.: https://raec.ru/live/branch/12448/ (Дата обращения: 10.05.2021).
13. Гатилова, И. Н. Совершенствование информационных технологий как фактор повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта / И. Н. Гатилова, Л. В. Коптелова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2021. - № 2(87)
14. Горнштейн, М. Ю. Трансформация бизнес - моделей в условиях цифровой экономики / М. Ю. Горнштейн // Информационные и телекоммуникационные технологии.. - 2019. - № 44. - С. 12-24.
15. Глобальный инновационный индекс - 2020 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/396120793.html (Дата обращения: 14.06.2021)....64