Введение 4
1 Экономическое содержание государственного долга 7
1.1. Сущность и понятие государственного долга 7
1.2. Причины возникновения государственного долга 15
1.3. Характеристика системы управления государственным долгом 20
1.4. Мировой опыт управления государственным долгом 23
2 Современное состояние государственного долга России 28
2.1. Источники покрытия государственного долга РФ 28
2.2. Долговая политика России в современных экономических условиях 34
2.3. Государственный долг как фактор макроэкономического развития 39
3. Анализ и проблемы использования государственного долга России 42
3.1. Анализ динамики и структуры государственного долга РФ 42
3.2. Оценка эффективности управления государственным долгом России 48
3.3.Проблемы использования государственного долга России и перспективы развития управления государственным долгом РФ 51
Заключение 58
Список литературы 62
Приложение 67
Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике большое внимание уделяется долговой политике. Ни одно государство не может обойтись без такого финансового инструмента, как государственный долг. Размеры государственного долга, динамика изменения его объемов во многом говорят о финансовом положении государства. Из анализа государственного долга совместно с социально-экономическими показателями определяется уровень экономической безопасности страны. В связи с этим, необходимо отслеживать динамику этих показателей.
Обеспечение экономической безопасности страны является приоритетом каждого государства. Защита гражданских прав населения, обеспечение адекватного уровня жизни, социального мира и спокойствия в обществе, эффективное решение внутриполитических, экономических и социальных проблем, эффективное воздействие на социально-экономические процессы в разных регионах страны. - от этого зависит уровень экономической безопасности государства. Эти цели достигаются с помощью различных методов, которые никогда не актуальны во время кризиса. Как показывает мировая практика, экономическая безопасность является залогом независимости страны, условием стабильности и эффективности жизни.
В последние годы уделялось много внимания вопросу роста государственного долга. Быстро растущий государственный долг внутренним и внешним кредиторам является очень сложной проблемой, в том числе и в прогнозах оптимистично настроенных аналитиков.
От эффективности управления государственными заимствованиями зависит национальной экономическая и финансовая безопасность государства. Поэтому государственный долг является объектом внимания Правительства РФ, задачами которого являются принятие решений, направленных на оптимальное использование государственного заимствования и недопущения его увеличения к объему бюджету и валового внутреннего продукта.
Долговая политика является важнейшим инструментом современной контрциклической бюджетной политики в Российской Федерации. Ее гибкость в периоды спада деловой активности позволяет замещать временно выпадающие нефтегазовые доходы дополнительным объемом государственных заимствований, что не оказывает заметное влияние на процентную ставку ввиду снижения активности частных заемщиков – концепция эффекта вытеснения частных инвестиций, согласно которой правительство конкурирует с частными заемщиками за доступные средства для финансирования своих расходов.
Цель работы состоит в исследовании современного состояния и перспективы развития государственного долга РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить экономическую сущность государственного долга;
2. Выявить причины возникновения государственного долга;
3. Дать характеристику системы управления государственным долгом;
4. Оценить мировой опыт управления государственным долгом;
5. Исследовать источники покрытия государственного долга РФ;
6. Дать оценку долговой политики РФ;
7. Проанализировать динамику и структуру государственного долга РФ;
8. Выявить проблемы и перспективы дальнейшего развития долговой политики РФ;
Объектом наблюдения данной работы является государственный долг России.
Предметом исследования являются отношения России и ее субъектов по вопросу формирования финансовых ресурсов и их источников.
При рассмотрении теоретических аспектов государственного долга, используются научные работы таких авторов как: Аникиной Е. А., Гавриленко Л. И., Мохнаткиной Л. Б., С. Глазьева и других авторов, а также используются статистические данные Министерства Финансов РФ.
Методами исследования являются анализ и синтез теоретического и практического материала по вопросу управления государственным долгом Российской Федерации, обобщение и систематизация полученных результатов, их графическое представление.
Работа представлена тремя главами, введением, заключением, списком литературы.
Отношения, связанные с формированием внутреннего и внешнего долга государства, его спасением и обслуживанием, - это динамичный, быстро растущий и развивающийся вид экономической деятельности государства.
Изучив, проанализировав и обобщив литературу, можно сказать, что проблема внешнего и внутреннего долга и его влияние на экономическую безопасность - серьезная проблема российской экономики. Решение этой проблемы является задачей стратегического характера. Без ее решения практически невозможно создать необходимые условия для долгосрочного восстановления экономики и поддержания устойчивости всей социально-экономической системы в стране.
Проведенное исследование показало, что государственный долг - это результат денежно-кредитных отношений, возникающих в результате перемещения средств из национального частного сектора или из-за рубежа в государственный бюджет на основе законов заимствования. Государство выступает в роли заемщика, но весь долг представляет собой сумму государственного долга. Поэтому причины государственного долга могут быть вызваны несколькими факторами. К таким причинам относятся чрезвычайные расходы, вызванные стихийными бедствиями, катастрофами, войнами и политическими конфликтами. Совокупность всех этих случаев заключается в том, что обычных резервов недостаточно. Дефицит также может быть результатом экономического кризиса, неэффективности финансово-кредитных отношений, неудачной экономической политики правительства.
Проведенное исследование долговой политики России показало, что главной причиной, по которой государство прибегает к заимствованиям, является необходимость покрытия дефицита бюджета. Наибольший дефицит бюджета России был получен в 2020г. - 4,3 трлн. руб., что обусловлено ситуацией с пандемией коронавируса, в 2021г. консолидированный бюджет РФ был исполнен с профицитом 1 трлн. руб., в 2022-2023г. наблюдается дефицитный бюджет в России и его динамика увеличивается, по итогам 2023г. дефицит составил 3,9 трлн. руб.
На текущий момент финансирование дефицита бюджета осуществляется преимущественно с помощью государственного долга.
Министерство финансов проводит, как правило, взвешенную политику, которая позволяет решать поставленные задачи финансирования дефицита бюджета. Министерство Финансов адаптирует структуру предложения ОФЗ в зависимости от рыночной конъюнктуры и спроса со стороны рыночных участников.
Основные направления бюджетно-налоговой политики в 2024-2025гг. характеризуются высоким уровенем долговой устойчивости, заложенный в проект федерального бюджета. Что касается бюджетной устойчивости, то ряд рисков, обозначенных выше, может привести к сокращению доходного потенциала, возможным бюджетным и (или) кассовым разрывам и соответственно к высоким рискам недофинансирования расходов бюджета, поиску дополнительных источников финансирования дефицита бюджета.
Наличие государственного долга оказывает двоякое воздействие на экономику страны. Наиболее выраженное положительное влияние заключается в способности страны занимать средства у других государств, что способствует поддержанию экономики.
Так, за 2022 г. сумма расходов на обслуживание долга РФ составила 1 330,5 млрд руб. Из них на обслуживание внутреннего долга пришлось 90%, а внешнего только — 10%.
Снижение иностранных обязательств по сравнению с активами привело к росту чистой международной инвестиционной позиции Российской Федерации до 857,5 млрд долларов США на 1 января 2024 года с 768,1 млрд долларов США на начало 2023 года.
Резервные активы выросли с 582,0 млрд долларов США до 598,6 млрд долларов США.
Таким образом, бюджетная политика сохранит свою контрциклическую направленность с учетом всех рисков и угроз в 2024-2025 гг. Нормализация бюджетной политики и выход ее на соответствие новым «бюджетным правилам» планируются только к 2025 г.
Анализ состояния госдолга России показал, что его величина за период 2018-2023гг. достаточно стабильна, при этом, в последние годы наблюдается небольшая динамика его увеличения. Но несмотря на абсолютное увеличение государственного долга РФ, его доля в % к ВВП снижается.
Если рассматривать изменение внутреннего государственного долга РФ в относительных единицах (в % к ВВП), то за период с 2018 по 2023 гг. оно выросло почти на треть.
Помимо этого, следует отметить, что внутренний долг занимает значительно большую часть в структуре госдолга, чем внешний – в 2023 г. внешний долг занимает 24,6% в структуре государственного долга Российской Федерации, а внутренний – 75,4%.
Основную долю в структуре внешнего государственного долга РФ составляет задолженность по внешним облигационным займам – 74,1%, 24,2% составляют государственные гарантии в иностранной валюте
Среди основных параметров устойчивости бюджетной системы можно выделить также соотношение и структуру доходов и расходов бюджетов, меры, направленные на снижение долговых рисков, оптимальную систему межбюджетных отношений и законодательное регулирование в бюджетной и налоговой сферах. В результате экономическую безопасность в рамках бюджетной системы можно определить, как «состояние защищенности национальных интересов, обеспечивающих экономический рост и создание условий для реализации устойчивого развития налоговой базы и роста доходной части бюджета страны, необходимого для реализации государством своих функций». Грамотная бюджетная политика создает условия для устойчивого и безопасного экономического развития всех субъектов бюджетной системы государства.
Кроме того, основной проблемой управления госдолгом остается по-прежнему существующие риски вывода своих средств нерезидентами с рынка ценных бумаг РФ. Россия по-прежнему вынуждена удерживать значительную часть нерезидентов на рынке ценных бумаг за счет высокой доходности ОФЗ.
1. Федеральный закон от 27 ноября 2023 г. № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024)
3. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/09/main/ONBNiTTP__2024-2026.pdf
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» / Собрание законодательства Российской Федерации от 2014 г., №18, ст. 2166 (Часть III).
5. Абидова А.А. Бюджетная система РФ // Аллея науки. - 2022. - Т. 1. - № 6 (69). - С. 51- 53.
6. Аксененко Я.С., Оганесян Г.С., Пустовая А.В., Харченко Д.С. Основные проблемы управления государственным долгом РФ // Научно-практические исследования. - 2020. – № 8-3 (31). – С. 4 – 6.
7. Алехин Б. И. Государственные финансы : учебник для вузов / Б. И. Алехин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 189 с.
8. Амелин Р. В. Тенденции и перспективы использования государственных информационных систем в государственном управлении: правовые аспекты: монография / Р.В. Амелин, С.Е. Чаннов. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 171 с.
9. Банченко В. А. Усовершенствование нормативно-правовой базы управления государственным долгом РФ / В. А. Банченко // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров : Материалы 23 национальной научной конференции (с международным участием), Таганрог, 2022. – С. 421-423.
10. Бекмурзаев И. Д., Хажмурадов З. Д., Хажмурадова С. Д. Сущность, методы и проблемы управления внешним государственным долгом // Гуманитарный научный журнал. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-metody-i-problemyupravleniya-vneshnim-gosudarstvennym-dolgom
11. Бенько, Е. В. Бюджетный дефицит: причины, методы снижения / Е. В. Бенько // Управление развитием социально-экономических систем : материалы III Всероссийской научнопрактической конференции, Ульяновск, 15 мая 2020 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2020. – С. 23-25.
12. Брагинская, Л. С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности : монография / Л. С. Брагинская. - Москва : Университетская книга, 2020. - 128 с.
13. Государственный долг стран в 2022 году. Графики и таблицы / [Электронный ресурс]//:[сайт]. — URL: https://svspb.net/danmark/gosudarstvennyjdolg-stran.php
14. Государственный долг Российской Федерации. Официальный сайт Минфина РФ. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/gov_debt/
15. Инфографика. Госдолг России в цифрах / Электронный ресурс] // БКС ЭКСПРЕСС : [сайт]. — URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/infografikagosdolg-rossii-v-tsifrakh
16. Кечайкина Е. М., Бояркина Л. М. Правовое регулирование государственного (муниципального) внешнего долга как института обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. – 2020. – Т. 10. – № 3А. – 2–19 с.
17. . Крушинская О.И., Мокрецов Н.Н. Новые принципы бюджетной системы РФ // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 12 (149). - С. 239-243.
18. Ломакин Н. И. Neural network «персептрон» и семантическая модель представления знаний для исследования динамики ВВП РФ / Н. И. Ломакин, О. С. Пескова, О. В. Юрова, В. В. Кабина, Э. О. Федоровская // НК. – 2022. – №2. – С. 68- 84.
19. Лучкина А.Я. Проблемы реализации принципов построения бюджетной системы РФ // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2022. - № 2-2. - С. 169-171.
20. Попов, Ю. А. Актуальное состояние и тенденции изменения внутреннего и внешнего государственного долга РФ / Ю. А. Попов // Вектор экономики. – 2023. – № 2(80).
21. Рощупкина Ю. В. Внешний государственный долг: влияние на экономику и тенденции его изменения / Ю. В. Рощупкина, Н. А. Зрожевская, Т. В. Панасенкова // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов : СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ XII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Москва, 17 июня 2022 года. – Москва: Изд-во «ООО «ИРОК»; Общество с ограниченной ответственностью «Издательство АЛЕФ», 2022. – С. 251-254.
22. Сидорин Н. И. Государственный долг (внутренний и внешний) и пути его покрытия / Н. И. Сидорин, С. Е. Шовгуров // Скиф. – 2021. – №6 (58). – С. 72-76.
23. Сведения по кредитам нефинансовым организациям в рублях, долларах США и евро. Банк России – URL: https://www.cbr.ru/vfs/statistics/pdko/int_rat/ loans_ nonfin.xlsx
24. Храмова Д. Р. Проблемы финансово-правового регулирования государственного долга Российской Федерации / Д. Р. Храмова, А. В. Чердакова // Теория и практика современной юриспруденции : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 2020. – С. 103-105.
25. Цареградская Ю.К. Управление государственным долгом как один из правовых инструментов реализации экономического суверенитета. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2023. – № 7. – С. 67-76.
26. Цареградская Ю. К. Государственный долг России в системе финансового права : монография / Ю.К. Цареградская. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 166 с.
27. Чайникова Л.Н. Планирование и прогнозирование в экономике: учебник / Л.Н. Чайникова. – Москва. – КНОРУС, 2023. – 284 с.
28. Financial State of the States 2022. URL : https://www.truthinaccounting.org/library/doclib/financial-state-of-the-states2023.pdf
29. The Basic Law for the Federal Republic of Germany (Конституция Федеративной Республики Германия). URL: https://www.btg-bestellservice.de/ pdf/80201000.pdf
30. Госдолг Германии в 2022 году вырос на 2% до рекордных 2,37 трлн евро. URL : https://www.interfax.ru/business/893859
31. Банк России. Статистика внешнего сектора. / Официальный сайт Банка России - URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ext-debt/
32. Debt state of the public budget to the non-public sector – Preliminary debt. URL : https://www.destatis.de/EN/Themes/Government/Public-Finance/DebtFinancial-Assets-Of-Public-Budgets/Tables/liste-tables-temporary-debts.html #628428