Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сотрудничество России и Германии в сфере высшего образования в XXI веке

Работа №143257

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы92
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Исторические и теоретические аспекты российско-немецких связей 11
1.1. Исторические этапы развития в образовательной сфере между Россией и Германией 11
1.2 Нормативно-правовая база российско-германского сотрудничества в сфере высшего
образования 24
Глава II. Участие России и Германии в Болонском процессе 33
2.1 Основные цели и положение Болонской декларации 33
2.2 Болонский процесс в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия 39
Глава III. Совместные проекты России и Германии в области высшего образования 50
3.1. Правительственные и неправительственные организации осуществляющие взаимное
сотрудничество между странами 50
3.2. Тенденции и перспективы дальнейшего сотрудничества в образовательной сфере
между странами 67
Заключение 71
Список использованных источников и литературы: 76

Актуальность. В XXI веке активизировались интеграционные процессы между странами, которые затрагивали сферы государственной и общественной жизни стран, в том числе и сферы образования. Развитие международных связей, сотрудничества с зарубежными государствами-партнерами в области образования, вступления в организации по развитию и сотрудничеству в области образования позволило успешно интегрировать странам в мировую и единую европейскую систему образования, подготавливая специалистов мирового уровня и развития мобильности людей с возможностью трудоустройства в любой точке мира.
Взаимодействие рассматриваемых нами в исследовании России и Германии происходит в различных сферах жизни, а в области высшего образования такое взаимодействие занимает сегодня одну из важнейших форм сотрудничества между странами и уходит далеко в историю с начала взаимодействия стран в сфере высшего образования, показывая тем самым их верность в развитии научно-образовательных отношений. Интенсификации отношений способствовал активный процесс преобразований в начале XXI века в образовательных системах как России, так и в Германии в ходе подписания этими странами Болонской декларации, предусматривающей построение единой европейской зоны высшего образования. Также реализация программы правительства России по модернизации экономики, где образованию была отведена системообразующая, приоритетная роль привела Россию к более тесному научно­техническому и экономическому сотрудничеству в области науки и образования с такой высокоразвитой страной, как ФРГ. Немецкое государство определяло общее направление исследований в новых областях и его роль в этом плане была очень значительной. Для Германии же система образования всегда была в приоритете и политической элитой ФРГ был сформирован некий своеобразный культ образования, который объясняет, что образование определяет качество жизни человека и экономическое могущество страны.
Далее правительство, подчиняющиеся ему образовательные организации и научные центры постепенно смогли выстроить успешное сотрудничество в области образования, о чем свидетельствует множество подписанных двусторонних договоров между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией на межнациональном, межрегиональном уровне, разработанные специальные межвузовские,
межгосударственные программы, которые способствуют повышению качества образования и конкурентоспособности на мировом рынке, расширению научно-исследовательской деятельности, установлению контактов, обмен опытом, технологиями и информацией и результатами которого являются проводимые перекрестные года культур России и Германии, год русского языка в Германии и год немецкого языка в России, в рамках которых проводятся конференции и круглые столы для укрепления взаимоотношений; а так же это академические обмены и стажировки студентов и преподавателей, проведение совместных научных исследований, получение стипендий на обучение заграницей, получение степеней образования россиян в Германии и немцев в России и так далее.
Из всего вышесказанного следует, что сотрудничество в сфере образования главным образом имеет важное значение для обеих стран. Развитие и модернизация данной сферы позволяет не только усовершенствовать образовательную отрасль и тем самым поднять экономический потенциал как России, так и Германии, но и установить тесные дружественные контакты на долгие годы.
Целью научного исследования является определение основных направлений и форм сотрудничества России и Германии в сфере высшего образования в XXI веке.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1) Установить исторические и теоретические аспекты российско- германских связей;
2) Изучить нормативно-правовую основу в сотрудничестве между государствами;
3) Определить участие России и Германии в Болонском процессе;
4) Обозначить роль совместных образовательных и университетских программ;
5) Выявить тенденции сотрудничества России и Германии и дальнейшие перспективы в совместной деятельности.
Объектом исследования являются российско-германские научно-образовательные отношения в XXI веке.
Предметом исследования послужил процесс взаимодействия в образовательной сфере России и Германии.
Хронологические рамки затрагивают период XXI века, который характеризуется активизацией сотрудничества России и Германии в сфере образования с момента их интеграции в мировое образовательное сотрудничество, а именно присоединения этих стран к Болонскому процессу: Германия в 1999 году, Россия в 2003 году на встрече в Берлине.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследуя образовательные связи России и Германии в XXI веке можно сделать вывод, что тема диссертационного исследования актуальна среди научного сообщества и это связано с тем, что роль образования, его развития значительно выросла в XXI веке. Обращаясь к цели исследования, которая состояла в том, чтобы определить основные направления и формы сотрудничества России и Германии в XXI веке представляется необходимым сформулировать результаты, полученные исходя из поставленных задачи в ходе проведения исследования.
Таким образом были сделаны следующие выводы на основании заявленных задач:
1. Были изучены исторические и теоретические аспекты российско-германский связей.
Данный аспект описывается в первой главе настоящего исследования, откуда мы можем сделать вывод, что Германия и Россия имеют глубокие корни сотрудничества в образовательной сфере, начиная с реформ Петра I, который открыл окно в Европу, провел образовательную реформу и пригласил немецких преподавателей просвещать и обучать русский народ. Такой шаг запустил мощный процесс постепенного внедрения норм европейских стандартов образования в российскую науку. Последующие правители также продолжали постепенно строить российскую систему образования и особое влияние на её развитие принесла «идеальная» модель университета Александра фон Гумбольдта, объединяющая преподавание и научную деятельность в университетах. Такой новый подход быстро распространился по миру и нашел свой отклик в развитии системы высшего образования в России в XIX веке. Далее мы наблюдаем постепенное наращивание двусторонних контактов немецко-образовательного сотрудничества путем проведения совместных научных исследований, стажировок и обучения заграницей. В конце же XX остро встал вопрос о формировании единой системы европейского образования, которая бы отвечала условиям глобализации, обучала высококвалифицированных специалистов и благодаря которой стало возможным получить образование в любой другой стране. Банный процесс связан с подписанием сначала 29 странами Европы Болонской декларации в 1999 году, которая преследует цели установления европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. В ходе изученного материала и исследования развития образовательного сотрудничества мы можем отметить особы характер взаимодействия в этой области России и Германии и такое сотрудничество которое мы имеем сегодня во многом смогло выстроиться благодаря историческим связям и многовековому развитию отношений в различных сферах жизни.
2. Был проведен анализ нормативно-правового сотрудничества российско-немецких связей.
Анализ документов также отражается в первой главе, и мы можем увидеть, что нормативно-правовая основа взаимодействия складывалась постепенно и имеет различные уровни соглашений. Сюда были отнесены международные договора и соглашения, такие как Болонская декларация 1999 года, Берлинское коммюнике 2003 года, Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 года, по которым обе страны Россия и Германия в принципе смогли осуществлять образовательную международную деятельность и ее модернизацию, и интернационализацию. Следующим уровнем соглашений, описанных в параграфе стали двусторонние соглашения между РФ и ФРГ - Совместное заявление о взаимном академическом признании периодов обучения в высших учебных заведениях, документов о высшем образовании, российских ученых степенях и германских академических квалификациях; Российско-Германская дорожная карта сотрудничества в области образования 2018 года; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о научно­техническом сотрудничестве и другие. Изучив цели и задачи соглашений можно сделать вывод, что большинство из них придерживались концепции модернизации образовательной системы и развитию международного образовательного сотрудничества согласно Болонскому процессу.
3. Подробно разобран Болонский процесс и его роль в развитии высшего образования в России и Германии.
В исследовании вопрос представлен во II главе исследования. Влияние Болонского процесса и вхождение России в 2003 году в данный процесс привело к значительный изменениям и реформам российской системы образования, которые должны были привести Россию к объединённым европейским стандартам. Было осуществлено преобразование органов федерального управления образования и научных исследований в Министерство образования и науки; деятельность по созданию процедуры зачёта освоения студентами вузов содержания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования; введение в Российской Федерации европейского приложения к диплому; также в целях реализации комплекса мероприятий по развитию системы высшего профессионального образования были разработаны предложения и
дополнения в законодательство Российской Федерации и внесены изменения в нормативную базу образования касающиеся введения единого государственного экзамена, которые были направлены на повышение качества образования; продолжилась работа по переходу на систему зачётных единиц, разрабатывались подходы к формированию новых государственных образовательных стандартов; переход сначала на двухступенчатую (бакалавриат-магистратура), а потом на трехступенчатую систему образования (бакалавриат - магистратура - аспирантура). Эти и другие важные реформирования привели российскую науку и образование к значительному изменению её системы, функционированию и сближению с едиными европейскими стандартами, которые в свою очередь открыли новый уровень более тесных контактов России и Германии в области образования.....


1) Берлинское коммюнике, Формирование общеевропейского пространства высшего, Образования Коммюнике Конференции министров высшего образования, г. Берлин, 19 сентября 2003 года [Электронный ресурс] URL: https://www.msmsu.ru/userdata/manual/images/fac/ped obr/Berlinskoe kommjunike.pdf (дата обращения 20.10.2020)
2) Болонская декларация, Зона европейского высшего образования, Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года [Электронный ресурс] URL: https://www.msmsu.ru/userdata/manual/images/fac/ped obr/Bolonskaja deklaracija.pdf (дата обращения 20.10.2020)
3) Великая хартия университетов, г. Болонья, Италия,18 сентября 1988 года [Электронный ресурс]URL:
http://www.bolognaby.org/images/Library/Magna Carta Universitatum ru.pdf (дата обращения 25.02.2021)
4) Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, 2 ноября 2001 года [Электронный ресурс] URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/cultural diversity.shtml (дата обращения 20.10.2020)
5) Декларация принципов международного культурного сотрудничества 4 ноября 1966 года [Электронный ресурс] URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/culture.shtml (дата обращения
20.10.2020)
6) Лиссабонская декларация или Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе 1997 года [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/901734740 (дата обращения 20.10.2020)
7) Совместная Декларация Европейских министров образования "Европейское пространство высшего образования», Болонья, 19 июня 1999 г. [Электронный ресурс] URL: https://iqaa.kz/images/doc/Bologna/Сорбоннская%20декларация%20(1998).pdf (дата обращения 20.10.2020)
8) Сорбоннская декларация, Совместная Декларация по гармонизации архитектуры
европейской системы высшего образования Министров образования Франции, Италии, Германии и Великобритании от 25 мая 1998 года [Электронный ресурс] URL: https://iqaa.kz/images/doc/Bologna/Сорбоннская%20декларация%20(1998).pdf
(дата обращения 25.02.2021)
Двусторонние соглашения:
9) Российско-Германская дорожная карта сотрудничества в области образования, науки, научных исследований и инноваций, Москва, 10 декабря 2018 года [Электронный ресурс] URL: https://m.minobrnauki.gov.ru/common/upload/library/2018/12/Rossijsko- Germanskaya dorozhnaya karta.pdf (дата обращения 20.10.2020)
10) Меморандум о намерениях между Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным министерством образования и научных исследований Федеративной Республики Германия по сотрудничеству в сфере профессионального образования и повышения квалификации» 2012 года [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/499014971 (дата обращения 20.10.2020)
11) Совместное заявление о взаимном академическом признании периодов обучения в высших учебных заведениях, документов о высшем образовании, российских ученых степенях и германских академических квалификациях [Электронный ресурс] URL: http://www.russianenic.ru/int/agreements/german.html (дата обращения
15.11.2020)
12) Соглашение между Правительством Федеративной Республики Германия и Правительством Российской Федерации в области молодежного сотрудничества от 21 декабря 2004 г. [Электронный ресурс] URL: https://germania.diplo.de/blob/1249510/5b7758114d7615e36a48a7df60d50bd9/2004- abkommen-jugend-data.pdf (дата обращения 02.12.2020)
13) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о научно-техническом сотрудничестве Мюнхен, 16 июля 2009 года [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/902178643 (дата обращения 20.10.2020)
14) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об изучении русского языка в Федеративной
Республике Германия и немецкого языка в Российской Федерации от 9 октября 2003 г. [Электронный ресурс] URL: https://germania.diplo.de/blob/1248034/3f84a0b6bca95862a5e72f1133b6d7d5/2003- abkommen-sprache-data.pdf (дата обращения 02.12.2020)
Официальные документы Российской Федерации:
15) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 № 1756-р //Официальные документы в образовании. - 2002. - №4. - с.3-31.....178


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ