Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава I. Теоретические аспекты проблемы эффективности усвоения учебной информации студентами в ходе лекции с использованием тренинговых упражнений 11
1.1 Проблема усвоения учебной информации 11
1.1.1 Подходы к усвоению информации в психологической науке 11
1.1.2 Факторы эффективности усвоения учебной информации 16
1.1.3 Требования ФГОС ВО и работодателей к результатам усвоения
выпускниками учебной информации 19
Выводы 1.1 22
1.2 Современные подходы к структуре учебных занятий в высшем
образовании 23
1.2.1 Особенности современных форм учебных занятий и их результатов 23
1.2.2 Особенности применения тренинговых упражнений в ходе
лекционных занятий 26
1.2.3 Контроль результата усвоения 32
Выводы 1.2 36
1.3 Развитие эмоционального интеллекта в социоэмоциональном научении 36
1.3.1 Роль эмоций и эмоционального интеллекта в обучении 36
1.3.2 Проблема эмоционального интеллекта в психологической науке ... 38
1.3.3 Возможности развития эмоционального интеллекта с помощью
тренинговых упражнений в образовательном процессе 44
Выводы 1.3 49
Выводы по Главе 1 50
Глава II. Методы и организация исследования 51
2.1 Описание выборки исследования 51
2.2 Процедура исследования 52
2.3 Методы исследования 58
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 65
Глава III. Исследование эффективности усвоения учебной информации студентами в ходе лекции с использованием тренинговых упражнений 67
3.1 Результаты пилотажного исследования 67
3.2 Результаты экспериментального исследования 68
3.2.1 Первичная диагностика эмоционального интеллекта 68
3.2.2 Оценка результатов усвоения учебной информации 70
3.2.3 Повторная диагностика и оценка изменений показателей
эмоционального интеллекта 75
Обсуждение результатов исследования 79
ВЫВОДЫ 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
Актуальность исследования. Современное представление об эффективности усвоения учебной информации студентами включает в себя не только сформированность теоретических знаний, но и способность применять данные знания на практике. При этом усвоение учебной информации зависит от ряда факторов, как внешних, так и внутренних. Согласно результатам ранее проведенных исследований, эффективности усвоения учебного материала способствуют мотивация студентов, их осмысленность и возможности применения полученных знаний на практике. В связи с этим при организации занятий следует учитывать и личностные особенности студентов, и специфику современных учебных занятий, и систему оценки результатов.
Тем не менее, имеется ряд ограничений, связанных с тем, что включение в учебный план дисциплины «Психология» предполагает проведение только лекционных занятий. Представляется важным предложить такой педагогический инструмент, который бы позволил студентам перейти на практический уровень уже в ходе лекционных занятий. Последнее позволит достичь не просто передачи теоретической информации студентам, а формирования у них необходимых компетенций.
Требования к выпускникам вузов содержат указания на необходимость использования информации по психологии при организации работы в команде, анализе проблемных ситуаций и развитии себя. В данных процессах особую роль играют способности идентифицировать, понимать и использовать эмоции в решении проблем. Данные способности входят в состав эмоционального интеллекта (сокращенно ЭИ) и требуют развития на лекциях дисциплины «Психология».
Для разрешения обозначенных выше противоречий между теорией и практикой, требованиями к выпускникам и содержанием учебного плана, а также плана рабочей программы дисциплины «Психология» представляется необходимым обнаружение педагогического инструмента, который мог бы применяться в ходе лекции и способствовал усвоению и применению учебной информации, а также развитию способностей и личности студентов. В качестве такого инструмента нами предлагаются тренинговые упражнения.
В результате применения тренинговых упражнений на лекции ожидается, что студенты не только лучше усвоят теоретическую информацию, но и смогут идентифицировать, понимать, управлять и регулировать эмоции в ситуациях, связанных с обучением. Наряду с этим, выполнение тренинговых упражнений выступает источником эмоций. А значит, тренинговые упражнения могут стать фактором развития эмоционального интеллекта и являться источником эмоций во время учебных занятий.
Цель исследования - установить эффективность усвоения учебной информации студентами в ходе лекции с использованием тренинговых упражнений.
Объект: усвоение учебной информации студентами.
Предмет: эффективность усвоения учебной информации студентами в ходе лекции с использованием тренинговых упражнений.
Гипотеза исследования: включение тренинговых упражнений в структуру лекции способствует эффективности усвоения учебной информации студентами.
Задачи исследования:
Провести анализ современной отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме эффективности тренинговых упражнений в усвоении учебной информации студентами.
Разработать дизайн исследования для изучения эффективности тренинговых упражнений в усвоении учебной информации студентами.
Отобрать тренинговые упражнения для применения в ходе лекционных занятий.
Подобрать диагностический инструментарий для исследования психологических особенностей студентов первого курса.
Разработать задания, направленные на контроль усвоения учебной информации студентами.
Провести пилотажное исследование, нацеленное на апробацию отобранных тренинговых упражнений и разработанных заданий.
Исследовать особенности эмоционального интеллекта студентов первого курса до и после проведения занятий.
Провести психолого-педагогический эксперимент.
Сравнить результаты усвоения учебной информации студентами при наличии и отсутствии тренинговых упражнений в структуре лекции.
Подготовить методические рекомендации для педагогов.
Выборка исследования: 216 студентов Санкт-Петербургского государственного университета. В пилотажном исследовании приняли участие 8 студентов четвертого курса Института Химии. В основном исследовании приняли участие 208 студентов первого курса. Группы выделялись с учетом выполнения определенных тренинговых упражнений:
экспериментальная группа 1 (99 студентов экономического факультета);
экспериментальная группа 2 (70 студентов медицинского
факультета);
контрольная группа 1 (29 студентов факультета стоматологии);
контрольная группа 2 (10 студентов экономического и
медицинского факультетов, которые не посещали лекционные занятия, но прошли оба этапа диагностики эмоционального интеллекта и выполнили контрольное задание).
...
В результате исследования эффективности усвоения учебной информации студентами в ходе лекции с использованием тренинговых упражнений было показано, что тренинговые упражнения как педагогический инструмент могут способствовать эффективности усвоения учебной информации и изменений в выраженности тех личностных характеристик, информацию о которых усвоили студенты.
В ходе проведения психолого-педагогического эксперимента были отобраны и внедрены в структуру лекции тренинговые упражнения, направленные на развитие компонентов эмоционального интеллекта. В результате диагностики было показано, что студенты сталкиваются с трудностями, связанными с управлением эмоциями: при недостаточной выраженности способности идентифицировать эмоции студенты привыкли управлять эмоциями, подавляя их.
В результате контроля усвоения учебной информации студентами было показано, что студенты, выполнявшие упражнения в ходе лекции, в целом более успешно справились с контрольными заданиями по сравнению со студентами, не выполнявшими упражнения и не посещавшими занятия. Кроме того, у студентов, выполнявших тренинговые упражнения в ходе лекции, наблюдались изменения в выраженности компонентов эмоционального интеллекта, на развитие которых они выполняли тренинговые упражнения.
Обобщая результаты проведенного исследования, мы можем утверждать, что тренинговые упражнения выступают эффективным педагогическим инструментом, способствующим усвоению учебной информации студентами. В пользу эффективности тренинговых упражнений свидетельствует следующее:
Студенты отмечали появление эмоций при выполнении упражнений.
Студенты, выполнявшие упражнения, вне зависимости от формата обучения более успешно справлялись с итоговыми заданиями, чем студенты не выполнявшие упражнения.
У студентов, посещавших занятия, наблюдались сдвиги в показателях личностных характеристик по изучаемой теме.
В качестве возможного продолжения исследования предлагается расширение сферы применения тренинговых упражнений в ходе лекционных занятий по психологии, выявление тех видов тренинговых упражнений, которые наиболее эффективны при применении в ходе лекции, расширение перечня тем лекционных занятий, в рамках которых возможно использовать тренинговые упражнения. В то же время, исследование эффективности использования тренинговых упражнений в структуре потоковых лекций по психологии имеет ряд ограничений: трудность в оценке степени
вовлеченности студентов в выполнение упражнений, недостаточная разработанность теоретических представлений о том, как именно усвоение учебной информации по психологии сказывается на личности студентов.
Направлениями для дальнейших исследований могут быть обозначены следующие:
реализация исследования, учитывающего особенности образа Я студентов и предполагающего отслеживание изменений образа Я по мере усвоения учебной информации по психологии;
самостоятельная разработка и оценка эффективности упражнений до включения их в структуру лекции;
переход от рассмотрения усвоения учебной информации студентами к формированию у них психологической грамотности за счет обеспечения возможности уже в ходе лекционных занятий применять полученные знания на практике, выполняя тренинговые упражнения по всем темам.
В результате реализации данных направлений можно ожидать повышение психологической грамотности студентов, которая будет проявляться в поведении, обучении и познании.
Александров Ю. И. Эмоция и мораль // Методология и история психологии. - 2008. - Т. 3, вып. 3. - С. 196-201.
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - 288 с.
Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого- педагогические проблемы высшей школы / под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. - Вып. 2. - Л.: Изд- во Ленингр. Ун- та, 1974. С. 3-15.
Андреева И. Н. Интегративная модель эмоционального интеллекта // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. - 2019. - №. 1. - С. 125-133.
Башкирова Е. Н. Тренинговые упражнения на практических занятиях по психологии // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. - 2018. - С. 253-255.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. - М., 1989. - 192 с.
Болкунов И. А. Дистанционные образовательные технологии: проблемы учебного контроля // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №. 58- 1. - С. 33-36.
Бордовская Н. В. и др. Кейс- метод как средство оценивания и развития терминологической компетентности будущего педагога //Интеграция образования. - 2018. - Т. 22. - №. 4 (93). - С. 728-749.
Бордовская Н. В., Кошкина Е. А. Структурно- функциональная модель терминологической компетентности специалиста // Вестник Санкт- Петербургского университета. Психология. - 2016. - №. 4. - С. 97-109.
Бордовская Н. В. Терминологическая компетентность педагога: монография / Н.В. Бордовская, Е.А. Кошкина, М.А. Тихомирова. - Москва: РУСАЙНС, 2019. - 182 с.
Бусыгина А. Л. Психологическая компетентность (грамотность) студентов педагогических вузов как основа психологического здоровья будущего педагога // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого- педагогические науки. - 2014. - №. 2 (22). - С. 24-28.
Волгуснова Е. А., Личман Д. С. Общие и специфические особенности показателей эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. -
- №. 4 (36). - С. 100-106.
Гнедых Д. С. Эффективность усвоения учебной информации студентами в условиях электронного обучения: дис. ... канд. психол. наук. - С.- Петерб. Гос. Ун- т, 2015. - 237 с.
Горшкова О. В. Активные методы обучения: формы и цели применения // Научно- методический электронный журнал Концепт. - 2017. - №. S3. - С. 10-15.
Денисова Е. А., Костакова И. В., Кузьмичев С. А. Психологическое сопровождение профессионального становления студентов- психологов //Российский психологический журнал. - 2017. - Т. 14. - №. 2. - С. 135-150.
... всего 76 источников