ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ
10
1.1 Понятие «кластер» 10
1.2 Определение сущности кластерной политики 21
1.3 Методика оценки результативности реализации кластерной политики 27
Выводы 30
ГЛАВА 2 КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 32
2.1 Кластерная политика Санкт-Петербурга и ее особенности 32
2.2 Центр кластерного развития в системе кластерной политики Санкт-Петербурга 37
Выводы 42
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ САЙТА ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА .44
1.1 Портал «Инновационный Санкт-Петербург» 44
1.2 Технический аудит сайта инновационных решений Санкт-Петербурга 45
1.3 Проблемы, выявленные в ходе анализа 50
1.4 Направления совершенствования кластерной политики Санкт-Петербурга 53
Выводы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Актуальность кластерной политики для России обусловлена разрывом между макроуровнем и микроуровнем экономической системы, возникшим из-за деградации территориально-производственного комплекса, отказа от отраслевого планирования, распада системы отраслевых и межотраслевых связей. Согласно мезоэкономическому мышлению, поиск эффективности экономики страны должен осуществляться не только на уровне предприятий и государства, но и на уровне регионов. Сформировался естественный спрос на мезоэкономические структуры, как средства и цели новой экономической политики. Создать такие структуры в рыночной экономике оказалось непросто. Автономные субъекты экономической деятельности не поддаются централизованному директивному управлению, формирование кластеров должно происходить снизу. Важно стимулирование процессов кластеризации, но ключевым в каждом кластере является его история, предшествующее развитие, среда и особенности конкретного объекта.
Актуальность определяется необходимостью разработки и реализации кластерной политики на примере Санкт-Петербурга. Одним из резервов экономического роста регионов может стать совершенствование кластерной политики. В настоящее время процессы кластеризации сдерживаются недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ кластерной политики, отсутствием инструментария оценки экономических условий для развития кластеров в регионе, не адаптированностью методик идентификации потенциальных кластеров к условиям современного развития российской экономики. Таким образом, исследование и определение приоритетов социально-экономического развития российских регионов за счет реализации кластерной политики с учетом интересов субъектов федерального, регионального и корпоративного уровней, совершенствование методики анализа условий кластеризации региональной экономики, идентификации потенциальных кластеров в регионах, разработка комплекса мероприятий по созданию сети центров кластерного развития теоретически актуальна и практически значима.
Актуальность кластерной политики Санкт-Петербурга, как объекта исследования обусловлена тем, что Санкт-Петербург обладает значительными производственными, научными и образовательными ресурсами для формирования и развития кластерной среды. Многие исследовательские институты, высшие учебные заведения, крупные промышленные предприятия являются действительными или потенциальными ядрами компетенций различных кластеров и кластерных инициатив. Санкт-Петербург — один из наиболее привлекательных для инвесторов российских регионов с точки зрения инвестиций в несырьевые, особенно наукоемкие сектора экономики...
В результате написания выпускной квалификационной работы достигнута цель — разработана и реализована кластерная политика (на примере Санкт-Петербурга). Решены задачи:
- выработано собственное определение понятия «кластер».
- обобщены имеющиеся подходы к сущности кластерной политики;
- обобщены методики расчета результативности кластерной политики;
- выявлены особенности реализуемой кластерной политики в Санкт-Петербурге;
- проанализирована деятельность центра кластерного развития в системе кластерной политики Санкт-Петербурга;
- охарактеризован портал «Инновационный Санкт-Петербург»;
- проведен технический аудит сайта инновационных решений Санкт-Петербурга;
- систематизированы проблемы, выявленные в ходе анализа портала «Инновационный Санкт-Петербург»;
- сформированы направления совершенствования кластерной политики Санкт-
Петербурга.
Проведен анализ текущего состояния теоретико-методологической основы кластерной политики и определены направления, в которых необходимо внести дополнения в современные методики, которые позволят оценить функционирование кластеров. Для повышения результативности кластерной деятельности, увеличения кластерной активности необходимо, разработать механизм управления развитием производства и инноваций.
Предлагается усовершенствованное понятие «кластер». На основе контент-анализа существующих дефиниций предлагается усовершенствованное определение кластера, объединяющее выявленные признаки. Кластер — концентрация, группа географически близких фирм взаимосвязанных функционально, и промышленно по специализации и сектору. Кластер основывается на: единстве сферы деятельности компаний, синергетическом эффекте от объединения, функциональных вертикальных и горизонтальных связях, конкуренции, географической близости, сетевой организации, элементах тройной спирали, инновациях, встроенности в глобальную цепочку создания ценности, динамичности.
Наблюдается уверенный рост ВРП Санкт-Петербурга с 2010 года, так как именно в этом году началось внедрение кластеров. В отраслевом разрезе наибольшую долю занимают операции с недвижимым имуществом и промышленное производство, на третьем месте оптовая и розничная торговля. Профессиональная научная и техническая деятельность показывает наибольший рост с 2019 по 2020 год, однако ее доля в отраслевой структуре ВРП Санкт-Петербурга мала. Взрастает показатель количества организаций, получивших поддержку при содействии центра кластерного развития. Однако, количество кластеров, курируемых центром кластерного развития, остается неизменным...
1. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации
на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. URL:
https://www.economy.gov.ru/material/file/ffccd6ed40dbd803eedd11bc8c9f7571/Plan_po_dostizhen iyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_do_2024g.pdf (Дата обращения: 22.04.2023).
2. Закон Санкт-Петербурга «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-
Петербурга на период до 2035 года» Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 19 декабря 2018 года. URL:
https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2019/11/21/42/О_Стратегии_социально- экономического_развития_Санкт-Петербурга_на_период_до_2035_года Текст. pdf (Дата
обращения: 22.04.2023).
3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах
Российской Федерации (письмо МЭР РФ от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19). URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (Дата обращения: 22.04.2023).
4. «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения» Правительство Российской Федерации постановление от 6 октября 2017 г. № 1218. URL: http://akitrf.ru/upload/iblock/c68/c681bb3ffa8cf54e557dca1c98cb98f3.pdf (Дата обращения: 22.04.2023).
5. Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. N 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71150302/ (Дата обращения: 22.04.2023).
6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»» (с изменениями и дополнениями). URL:
https://base.garant.ru/70644224/ (Дата обращения: 22.04.2023).
7. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 495 (ред. от 21.07.2022) «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге»». URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2022/10/11/00/Развитие_промышленност и.pdf (Дата обращения: 22.04.2023).
8. Прогноз долгосрочного социально - экономического развития Российской
Федерации на период до 2030 года Министерство экономического развития. URL: http://static.government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (Дата обращения:
22.04.2023).
9. Проект концепции кластерного развития Санкт-Петербурга на 2017-2020 годы. URL: https://s.siteapi.org/1f54221ba217f8f.ru/docs/00e5cf13e7355f27547b0dcd42f1b0ba7973044b.pdf (Дата обращения: 22.04.2023).
10. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2019 N 13рп «О программах развития территориальных кластеров Санкт-Петербурга на 2019-2021 годы». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SPB&n=212658#0204320972290502 17 (Дата обращения: 22.04.2023).
11. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2011 N 2074-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года». URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie- pravitelstva-rf-ot-18112011-n-2074-r/ (Дата обращения: 22.04.2023).
12. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-08122011-n-2227-r/ (Дата обращения: 22.04.2023).
13. Стратегия Российской федерации на период до 2030 года. URL:
http://static.government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (Дата обращения:
22.04.2023).
14. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
15. Ансофф. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. 416 с...75