ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМАТИКИ КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ 9
1.1 Миф как феномен китайской культуры 9
1.2 Вопросы эвгемеризации 12
1.3 Вопросы фрагментарности языка 15
1.4 Вопросы хронологии 18
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ 23
2.1 Нюйва 23
2.2 Стрелок И и его жена Чанъэ 28
2.3 Великий Юй 34
2.4 Цзинвэй 38
2.5 Волопас и ткачиха 42
2.6 Куафу 46
ГЛАВА 3. ПРОЯВЛЕНИЕ СЮЖЕТОВ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 49
3.1 Мифы для детей 49
3.2 Мифы в кино и сериалах 52
3.3 Мифы в компьютерных играх 58
3.4 Проведение опроса на тему китайской мифологии 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Представленная выпускная квалификационная работа посвящена выявлению роли традиционной китайской мифологии в культуре современного Китая.
Любое знакомство с культурой того или иного региона начинается либо с изучения корней – предположим, обращения к мифологическим сюжетам, либо с составления предоставления о современном образе мышления, моделях поведения жителей рассматриваемого региона посредством живого общения с ними. Как мне представляется, наиболее грамотным подходом является тот, в котором соединяются оба эти направления. Вокруг мифов всегда формируется атмосфера загадки и тайны, существует множество вариантов трактовок и домыслов, и чем больше времени проходит, тем глубже в веках остается истина. Однако мифология является неотъемлемой частью культуры любого региона, более того, является порождающим новые концепты её элементом, поэтому необходимо и любопытно изучение сюжетов древности в их проекции на современность, это поможет при попытке воссоздания единого процесса становления и развития культуры вообще и формирования образа мышления современных жителей региона в частности.
Изучение мифов является междисциплинарным направлением, включающим исследования различных гуманитарных наук, таких как история, культурология, этнография и другие. Каждая из этих областей характеризует мифы как культурное наследие того или иного региона с помощью различных методов, достигая при этом узкоспециализированных знаний по заданной теме. Изучение роли мифологии в современной культуре находится на пересечении таких дисциплин, как культурология и психология. В представленной выпускной квалификационной работе использован метод анализа дошедших до нас древних текстов в различных трактовках и комментариев к ним, созданных как учеными-исследователями минувшего века, так и представителями современной науки. В ходе выполнения данной работы также было проведено эмпирическое исследование, методом которого является анализ современных форм бытования мифологических сюжетов – фильмов, сериалов, компьютерных игр, а также опрос среди современных китайцев.
Актуальность темы работы: изучение сюжетов традиционной китайской мифологии позволит понять характерные особенности древних представлений о принципах устройства мира, обозначить основные ценностные ориентиры представлений современных, а также рассмотреть то, как менялись и эволюционировали образы мифов в культуре. Мифология всегда находила отражение в различных формах искусства: литературе, живописи, архитектуре, в настоящее время сюжеты древности продолжают бытовать в различных жанрах – герои мифов становятся главными действующими лицами полнометражных фильмов, телесериалов и компьютерных игр, что доказывает устойчивость и популярность образов мифологии в современной культуре. По причине того, что многие мифы в Китае воспринимаются как источник исторических знаний, их исследования традиционно проводились исходя из того, что миф – это отражение исторической действительности. Также большое количество исследований посвящено определению значения различных концептов, сложившихся в культуре под влиянием мифологических представлений. Об этом писали такие ученые, как Зинин С.В. (о древней мантике в новой историографической перспективе), Ульянов М.Ю. (о мифической части генеалогии правителей царства Чу), Терехов А.Э. (об аспектах представлений о совершенномудрых-шэн в Китае эпохи Хань), Куликов Д.Е. (о связи орнитологических мотивов и древнекитайской мифологии в культуре Шань-Инь). В отличие от исследований, проводимых ранее относительно китайской мифологии, в предлагаемой квалификационной работе предпринимается начальная исследовательская попытка анализа образов китайской мифологии с точки зрения их проявления в культуре настоящего времени, воздействия на становление современных моделей поведения китайцев, в чем и заключается её академическая новизна.
Степень разработанности темы: проблема изучения китайской мифологии в целом всегда являлась одним из центральных направлений деятельности ученых, в чью компетенцию входило изучение культуры Китая, поэтому на данный момент существует большое количество материалов, касающихся указанного вопроса. Сведения об основных персонажах, сюжетах, классификации китайских мифов содержатся в ряде работ отечественных и зарубежных ученых, таких как Юань Кэ , Дэрк Бодде , Б.Л.Рифтин , Л.С. Васильев , М.Е. Кравцова – исследования этих авторов были использованы для изучения основных вопросов китайской мифологии, составления характеристики персонажей. Однако в существующих научных трудах значение мифологии для современной культуры не является объектом специального исследования, поэтому степень разработанности темы можно считать недостаточной.
Основной исследовательской работой, которая использовалась с целью анализа современного понимания и оценки китайцами мифологии, являлся научно-популярный сборник на китайском языке Чжунго чуаньтун гуши байпянь 中國傳統故事百篇 (Сто традиционных китайских историй) , который представляет собой собрание сочинений китайской мифологии с комментариями современных китайских ученых-исследователей. Также важным источником информации о том, как на данный момент трактуются сюжеты традиционной мифологии, являлось учебное пособие на китайском языке для иностранных студентов Чжунго вэньхуа гайлунь 中國文化概論 (Введение в культуру Китая). Главным научным трудом, который использовался для изучения вопросов, касающихся психологии, образа мышления и характера китайцев являлось исследование Н.А.Спешнева.
Цель работы: посредством изучения характерных особенностей сюжетов традиционной китайской мифологии, а также на основании анализа книг, фильмов, сериалов, компьютерных игр и проведении опроса среди китайцев, определить роль традиционной китайской мифологии в культуре современного Китая.
Заявленная цель исследования предполагает решение следующих научных задач:
• определить и обозначить основные проблемы и вопросы китайской мифологии;
• определить характерные особенности основных сюжетов китайской мифологии;
• охарактеризовать ключевых персонажей китайской мифологии, определить их функции и значение в культуре;
• проанализировать проявление мифологических сюжетов в некоторых сферах современной культуры;
• провести опрос о значении мифов в культуре среди современных китайцев и проанализировать полученные данные.
Исходя из заявленных цели и задач исследования, предлагаемая выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: она состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложения.
Во Введении обоснованы актуальность и новизна исследования, сформулированы его цель и задачи, определена степень изученности проблемы и дан обзор использованных источников.
В первой главе работы представлен краткий обзор общих вопросов проблематики китайской мифологии на основании изучения предыдущих научных исследований.
Вторая глава содержит характеристику некоторых персонажей традиционной китайской мифологии: представлены описания героев, которые являются наиболее популярными в Китае по мнению представителей современных китайцев.
Третья, заключительная, глава представляет собой попытку начального исследовательского анализа бытования мифологических сюжетов в современной культуре, а также описание данных, полученных в результате проведения опроса.
В Заключении сформулированы выводы и итоги в соответствии с целями работы.
Список использованной литературы содержит 30 наименований, из них 22 работы на русском языке, 3 на английском и 4 на китайском.
Представленная тема прошла апробацию на 4-й всероссийской конференции молодых востоковедов «Китай и соседи», которая прошла в Санкт-Петербурге 6-7 марта 2019 года. По итогам конференции составлена статья, которая одобрена к публикации в сборнике докладов конференции.
В Приложении к работе представлен список вопросов на китайском языке, которые были адресованы китайцам в ходе проведения практического исследования.
Что же такое миф с точки зрения мышления китайцев, каким образом мифологические сюжеты складываются, трансформируются с течением времени, какой смысл они в себе несут, сохраняются ли в традиции народа, как влияют на формирование психологических аспектов личности – эти и другие вопросы были исследованы в представленной выпускной квалификационной работе.
Изучение мифологии необходимо для понимания, а также рефлексии по поводу основных процессов, происходящих в обществе, тенденций и перспектив его развития. Мифология является основой культуры народа, источником знаний о прошлых эпохах, транслятором духовных ценностей, морально-этических идеалов.
Основными проблемами китайской мифологии являются эвгемеризация сюжетов, фрагментарность источников и трудности, связанные с особенностями языка, вопросы хронологии, а также политизации истории.
Исследование показало, что наибольшее значение для культуры Китая имеют мифы о сотворении мира, героические сюжеты, а также истории, повествующие о силе характера человека. На основе анализа китайской научно-популярной исследовательской литературы, а также данных, полученных в ходе проведения практического исследования, можно сделать вывод о том, что наиболее популярными персонажами мифологии в Китае являются Нюйва, Хоу И и его жена Чанъэ, Цзинвэй, Волопас и ткачиха Чжинюй, Куафу, Великий Юй. Важно отметить, что в разное время разные герои становятся более популярными, это свидетельствует о непрерывном процессе развития культуры, ее гибкости и необходимости в различных образах. Однако все эти персонажи обладают определенным набором положительных качеств, которые воспитываются в детях с малых лет. Так, например, Нюйва – это образ героини, обладающей качествами, присущими настоящим героям, который вполне закономерно закрепился в культуре как символ несгибаемости китайского народа, который не сломить никакими трудностями и невзгодами. А Великий Юй является символом ума, смекалки, смелости и решительности, примером того, как нужно преодолевать трудности, отважным героем, лидером, который повёл за собой народ и спас его от неминуемой гибели.
В современном Китае снимается множество фильмов, сериалов, мультфильмов, главными действующими лицами которых становятся герои мифов. В некоторых кинокартинах сюжет значительно меняется, например, действие мифа переносится в наши дни, некоторые сериалы рассказывают традиционный вариант истории. Серьезное внимание уделяется воспитанию детей: помимо издания сборников мифов, производятся мультфильмы, с учетом разности восприятия детьми разных возрастных категорий.
Также большой популярностью пользуются компьютерные игры, главными героями которых являются персонажи мифов. Одна из таких игр − KingsofHonor −популярна во всем мире и насчитывает миллионы пользователей ежедневно.
В ходе анализа опроса было установлено, что современные китайцы определяют функциями традиционной мифологии воспитание нравственных идеалов, транслирование национальной истории, передача культурных идеалов, направление людей к добрым началам, поддержание добродетели и осуждение пороков.
Подводя итоги практического исследования в целом, стоит отметить, что роль традиционной китайской мифологии в современной культуре китайского народа крайне важна. С детства и на протяжении всей жизни представителей Поднебесной окружают герои древних сказаний и легенд: образы встречаются в книгах, фильмах, сериалах, компьютерных играх, становятся олицетворением традиционных праздников, которые крайне важны в культуре Китая. Таким образом, в большой степени именно посредством усвоения основных идей, которые транслируются в сюжетах мифологии, происходит формирование образа мышления и становление личности современных китайцев
1. Бодде Д. Мифы древнего Китая // Мифологии древнего мира. М., 1977
2. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: Наука, 1970. 480 с.
3. Георгиевский С.М. Принципы жизни Китая: в II ч. / Ч. I: Культ предков, многобожие и философия. Изд.2-е. – М.: Ленанд, 2015. 304с.
4. Исторические записки (Ши цзи). Т. I. Пер. с кит. и коммент. Р.В.Вяткина и В.С.Таскина под общей редакцией Р.В.Вяткина. Вступит, ст. М.В.Крюкова. Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001, С. 150
5. Кобзев А.И. Пань-гу/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С.541-543.
6. Кравцова М.Е. «История культуры Китая»,СПб, 2003. – 416 с.
7. Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.:Советская энциклопедия, 1990.
8. Пань Фу-энь Ши цзин/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 623-625.
9. Рифтин Б.Л. Ли Тянь-вань/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 499
10. Рифтин Б.Л. Нэчжа/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С.520
11. Рифтин Б.Л. Нюйва //Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. Лит., 2006. Т. 2. Мифология. Религия / 2007. 869 с. С. 538
12. Рифтин Б.Л. Ню-лан/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 539.
13. Рифтин Б.Л. Си-ван-му/ Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 568-570.
14. Рифтин Б.Л. Хоу И //Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 2. Мифология. Религия / 2007. 869 с., С. 463
15. Рифтин Б.Л. Чанъэ/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869с. С. 712.
16. Рифтин Б.Л. Юй // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с., С. 760
17. Рифтин Б.Л., Анашина М.В.Чжи-нюй/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 723
18. Спешнев Н.А. Китайцы: особенности национальной психологии. - СПб.: Каро, 2012. 336 с
19. Сыма Цянь Исторические записки (Ши цзи). Т. I. Пер. с кит. и коммент. Р.В.Вяткина и В.С.Таскина под общей редакцией Р.В.Вяткина. Вступит, ст. М.В.Крюкова. Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 415 с.
20. Сыма Цянь Исторические записки : Ши цзи : [В 9 т.] : Т. 9 / пер. с кит. и коммент. под ред. А.Р. Вяткина ; вступ. ст. А.Р. Вяткина. — М.:Вост. лит., 2010. - 623 с.
21. У Чэн-энь. Путешествие на Запад/Пер. А.Рогачева. Т. 1 - 4. М., 1959
22. Юань Кэ Мифы древнего Китая. – М.: Наука, 1965.
23. Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М.: Главная редакция восточнойлитературы издательства «Наука», 1984.
На английском языке:
24. Leibold, Michel DaYu, a Modern Hero? Myth and Mythology In The People’s Republic of China // Perceptions of Antiquity in Chenese Civilization, University of Wurzburg, 2008, pp.361-375
25. Glosser S. L. Chinese visions of family and state, 1915-1953. – Berkeley: University of California press., 2003. 275 с.
26. Lewis, Mark Edward. The Flood Myths of Early China - NY, 2006
На китайском языке:
27. Фэншэнь яньи 封神演义(Возвышение в ранг духов), Куньмин ,2014
28. Чжунго вэньхуа гайлунь 中国文化概论 (Введение в культуру Китая), Пекин, 2014
29. Чжунго вэньхуа 中国文化 (Культура Китая). Пекин, 1999.
30. Чжунго чуаньтун гуши байпянь 中国传统故事百篇 (Сто традиционных китайских историй), Пекин, 2015