Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль традиционной китайской мифологии в культуре современного Китая

Работа №143196

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМАТИКИ КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ 9
1.1 Миф как феномен китайской культуры 9
1.2 Вопросы эвгемеризации 12
1.3 Вопросы фрагментарности языка 15
1.4 Вопросы хронологии 18
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ 23
2.1 Нюйва 23
2.2 Стрелок И и его жена Чанъэ 28
2.3 Великий Юй 34
2.4 Цзинвэй 38
2.5 Волопас и ткачиха 42
2.6 Куафу 46
ГЛАВА 3. ПРОЯВЛЕНИЕ СЮЖЕТОВ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 49
3.1 Мифы для детей 49
3.2 Мифы в кино и сериалах 52
3.3 Мифы в компьютерных играх 58
3.4 Проведение опроса на тему китайской мифологии 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 78


Представленная выпускная квалификационная работа посвящена выявлению роли традиционной китайской мифологии в культуре современного Китая.
Любое знакомство с культурой того или иного региона начинается либо с изучения корней – предположим, обращения к мифологическим сюжетам, либо с составления предоставления о современном образе мышления, моделях поведения жителей рассматриваемого региона посредством живого общения с ними. Как мне представляется, наиболее грамотным подходом является тот, в котором соединяются оба эти направления. Вокруг мифов всегда формируется атмосфера загадки и тайны, существует множество вариантов трактовок и домыслов, и чем больше времени проходит, тем глубже в веках остается истина. Однако мифология является неотъемлемой частью культуры любого региона, более того, является порождающим новые концепты её элементом, поэтому необходимо и любопытно изучение сюжетов древности в их проекции на современность, это поможет при попытке воссоздания единого процесса становления и развития культуры вообще и формирования образа мышления современных жителей региона в частности.
Изучение мифов является междисциплинарным направлением, включающим исследования различных гуманитарных наук, таких как история, культурология, этнография и другие. Каждая из этих областей характеризует мифы как культурное наследие того или иного региона с помощью различных методов, достигая при этом узкоспециализированных знаний по заданной теме. Изучение роли мифологии в современной культуре находится на пересечении таких дисциплин, как культурология и психология. В представленной выпускной квалификационной работе использован метод анализа дошедших до нас древних текстов в различных трактовках и комментариев к ним, созданных как учеными-исследователями минувшего века, так и представителями современной науки. В ходе выполнения данной работы также было проведено эмпирическое исследование, методом которого является анализ современных форм бытования мифологических сюжетов – фильмов, сериалов, компьютерных игр, а также опрос среди современных китайцев.
Актуальность темы работы: изучение сюжетов традиционной китайской мифологии позволит понять характерные особенности древних представлений о принципах устройства мира, обозначить основные ценностные ориентиры представлений современных, а также рассмотреть то, как менялись и эволюционировали образы мифов в культуре. Мифология всегда находила отражение в различных формах искусства: литературе, живописи, архитектуре, в настоящее время сюжеты древности продолжают бытовать в различных жанрах – герои мифов становятся главными действующими лицами полнометражных фильмов, телесериалов и компьютерных игр, что доказывает устойчивость и популярность образов мифологии в современной культуре. По причине того, что многие мифы в Китае воспринимаются как источник исторических знаний, их исследования традиционно проводились исходя из того, что миф – это отражение исторической действительности. Также большое количество исследований посвящено определению значения различных концептов, сложившихся в культуре под влиянием мифологических представлений. Об этом писали такие ученые, как Зинин С.В. (о древней мантике в новой историографической перспективе), Ульянов М.Ю. (о мифической части генеалогии правителей царства Чу), Терехов А.Э. (об аспектах представлений о совершенномудрых-шэн в Китае эпохи Хань), Куликов Д.Е. (о связи орнитологических мотивов и древнекитайской мифологии в культуре Шань-Инь). В отличие от исследований, проводимых ранее относительно китайской мифологии, в предлагаемой квалификационной работе предпринимается начальная исследовательская попытка анализа образов китайской мифологии с точки зрения их проявления в культуре настоящего времени, воздействия на становление современных моделей поведения китайцев, в чем и заключается её академическая новизна.
Степень разработанности темы: проблема изучения китайской мифологии в целом всегда являлась одним из центральных направлений деятельности ученых, в чью компетенцию входило изучение культуры Китая, поэтому на данный момент существует большое количество материалов, касающихся указанного вопроса. Сведения об основных персонажах, сюжетах, классификации китайских мифов содержатся в ряде работ отечественных и зарубежных ученых, таких как Юань Кэ , Дэрк Бодде , Б.Л.Рифтин , Л.С. Васильев , М.Е. Кравцова – исследования этих авторов были использованы для изучения основных вопросов китайской мифологии, составления характеристики персонажей. Однако в существующих научных трудах значение мифологии для современной культуры не является объектом специального исследования, поэтому степень разработанности темы можно считать недостаточной.
Основной исследовательской работой, которая использовалась с целью анализа современного понимания и оценки китайцами мифологии, являлся научно-популярный сборник на китайском языке Чжунго чуаньтун гуши байпянь 中國傳統故事百篇 (Сто традиционных китайских историй) , который представляет собой собрание сочинений китайской мифологии с комментариями современных китайских ученых-исследователей. Также важным источником информации о том, как на данный момент трактуются сюжеты традиционной мифологии, являлось учебное пособие на китайском языке для иностранных студентов Чжунго вэньхуа гайлунь 中國文化概論 (Введение в культуру Китая). Главным научным трудом, который использовался для изучения вопросов, касающихся психологии, образа мышления и характера китайцев являлось исследование Н.А.Спешнева.
Цель работы: посредством изучения характерных особенностей сюжетов традиционной китайской мифологии, а также на основании анализа книг, фильмов, сериалов, компьютерных игр и проведении опроса среди китайцев, определить роль традиционной китайской мифологии в культуре современного Китая.
Заявленная цель исследования предполагает решение следующих научных задач:
• определить и обозначить основные проблемы и вопросы китайской мифологии;
• определить характерные особенности основных сюжетов китайской мифологии;
• охарактеризовать ключевых персонажей китайской мифологии, определить их функции и значение в культуре;
• проанализировать проявление мифологических сюжетов в некоторых сферах современной культуры;
• провести опрос о значении мифов в культуре среди современных китайцев и проанализировать полученные данные.
Исходя из заявленных цели и задач исследования, предлагаемая выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: она состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложения.
Во Введении обоснованы актуальность и новизна исследования, сформулированы его цель и задачи, определена степень изученности проблемы и дан обзор использованных источников.
В первой главе работы представлен краткий обзор общих вопросов проблематики китайской мифологии на основании изучения предыдущих научных исследований.
Вторая глава содержит характеристику некоторых персонажей традиционной китайской мифологии: представлены описания героев, которые являются наиболее популярными в Китае по мнению представителей современных китайцев.
Третья, заключительная, глава представляет собой попытку начального исследовательского анализа бытования мифологических сюжетов в современной культуре, а также описание данных, полученных в результате проведения опроса.
В Заключении сформулированы выводы и итоги в соответствии с целями работы.
Список использованной литературы содержит 30 наименований, из них 22 работы на русском языке, 3 на английском и 4 на китайском.
Представленная тема прошла апробацию на 4-й всероссийской конференции молодых востоковедов «Китай и соседи», которая прошла в Санкт-Петербурге 6-7 марта 2019 года. По итогам конференции составлена статья, которая одобрена к публикации в сборнике докладов конференции.
В Приложении к работе представлен список вопросов на китайском языке, которые были адресованы китайцам в ходе проведения практического исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Что же такое миф с точки зрения мышления китайцев, каким образом мифологические сюжеты складываются, трансформируются с течением времени, какой смысл они в себе несут, сохраняются ли в традиции народа, как влияют на формирование психологических аспектов личности – эти и другие вопросы были исследованы в представленной выпускной квалификационной работе.
Изучение мифологии необходимо для понимания, а также рефлексии по поводу основных процессов, происходящих в обществе, тенденций и перспектив его развития. Мифология является основой культуры народа, источником знаний о прошлых эпохах, транслятором духовных ценностей, морально-этических идеалов.
Основными проблемами китайской мифологии являются эвгемеризация сюжетов, фрагментарность источников и трудности, связанные с особенностями языка, вопросы хронологии, а также политизации истории.
Исследование показало, что наибольшее значение для культуры Китая имеют мифы о сотворении мира, героические сюжеты, а также истории, повествующие о силе характера человека. На основе анализа китайской научно-популярной исследовательской литературы, а также данных, полученных в ходе проведения практического исследования, можно сделать вывод о том, что наиболее популярными персонажами мифологии в Китае являются Нюйва, Хоу И и его жена Чанъэ, Цзинвэй, Волопас и ткачиха Чжинюй, Куафу, Великий Юй. Важно отметить, что в разное время разные герои становятся более популярными, это свидетельствует о непрерывном процессе развития культуры, ее гибкости и необходимости в различных образах. Однако все эти персонажи обладают определенным набором положительных качеств, которые воспитываются в детях с малых лет. Так, например, Нюйва – это образ героини, обладающей качествами, присущими настоящим героям, который вполне закономерно закрепился в культуре как символ несгибаемости китайского народа, который не сломить никакими трудностями и невзгодами. А Великий Юй является символом ума, смекалки, смелости и решительности, примером того, как нужно преодолевать трудности, отважным героем, лидером, который повёл за собой народ и спас его от неминуемой гибели.
В современном Китае снимается множество фильмов, сериалов, мультфильмов, главными действующими лицами которых становятся герои мифов. В некоторых кинокартинах сюжет значительно меняется, например, действие мифа переносится в наши дни, некоторые сериалы рассказывают традиционный вариант истории. Серьезное внимание уделяется воспитанию детей: помимо издания сборников мифов, производятся мультфильмы, с учетом разности восприятия детьми разных возрастных категорий.
Также большой популярностью пользуются компьютерные игры, главными героями которых являются персонажи мифов. Одна из таких игр − KingsofHonor −популярна во всем мире и насчитывает миллионы пользователей ежедневно.
В ходе анализа опроса было установлено, что современные китайцы определяют функциями традиционной мифологии воспитание нравственных идеалов, транслирование национальной истории, передача культурных идеалов, направление людей к добрым началам, поддержание добродетели и осуждение пороков.
Подводя итоги практического исследования в целом, стоит отметить, что роль традиционной китайской мифологии в современной культуре китайского народа крайне важна. С детства и на протяжении всей жизни представителей Поднебесной окружают герои древних сказаний и легенд: образы встречаются в книгах, фильмах, сериалах, компьютерных играх, становятся олицетворением традиционных праздников, которые крайне важны в культуре Китая. Таким образом, в большой степени именно посредством усвоения основных идей, которые транслируются в сюжетах мифологии, происходит формирование образа мышления и становление личности современных китайцев



1. Бодде Д. Мифы древнего Китая // Мифологии древнего мира. М., 1977
2. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: Наука, 1970. 480 с.
3. Георгиевский С.М. Принципы жизни Китая: в II ч. / Ч. I: Культ предков, многобожие и философия. Изд.2-е. – М.: Ленанд, 2015. 304с.
4. Исторические записки (Ши цзи). Т. I. Пер. с кит. и коммент. Р.В.Вяткина и В.С.Таскина под общей редакцией Р.В.Вяткина. Вступит, ст. М.В.Крюкова. Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001, С. 150
5. Кобзев А.И. Пань-гу/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С.541-543.
6. Кравцова М.Е. «История культуры Китая»,СПб, 2003. – 416 с.
7. Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.:Советская энциклопедия, 1990.
8. Пань Фу-энь Ши цзин/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 623-625.
9. Рифтин Б.Л. Ли Тянь-вань/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 499

10. Рифтин Б.Л. Нэчжа/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С.520
11. Рифтин Б.Л. Нюйва //Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. Лит., 2006. Т. 2. Мифология. Религия / 2007. 869 с. С. 538
12. Рифтин Б.Л. Ню-лан/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 539.
13. Рифтин Б.Л. Си-ван-му/ Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 568-570.
14. Рифтин Б.Л. Хоу И //Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 2. Мифология. Религия / 2007. 869 с., С. 463
15. Рифтин Б.Л. Чанъэ/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869с. С. 712.
16. Рифтин Б.Л. Юй // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с., С. 760

17. Рифтин Б.Л., Анашина М.В.Чжи-нюй/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 723
18. Спешнев Н.А. Китайцы: особенности национальной психологии. - СПб.: Каро, 2012. 336 с
19. Сыма Цянь Исторические записки (Ши цзи). Т. I. Пер. с кит. и коммент. Р.В.Вяткина и В.С.Таскина под общей редакцией Р.В.Вяткина. Вступит, ст. М.В.Крюкова. Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 415 с.
20. Сыма Цянь Исторические записки : Ши цзи : [В 9 т.] : Т. 9 / пер. с кит. и коммент. под ред. А.Р. Вяткина ; вступ. ст. А.Р. Вяткина. — М.:Вост. лит., 2010. - 623 с.
21. У Чэн-энь. Путешествие на Запад/Пер. А.Рогачева. Т. 1 - 4. М., 1959
22. Юань Кэ Мифы древнего Китая. – М.: Наука, 1965.
23. Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М.: Главная редакция восточнойлитературы издательства «Наука», 1984.

На английском языке:

24. Leibold, Michel DaYu, a Modern Hero? Myth and Mythology In The People’s Republic of China // Perceptions of Antiquity in Chenese Civilization, University of Wurzburg, 2008, pp.361-375
25. Glosser S. L. Chinese visions of family and state, 1915-1953. – Berkeley: University of California press., 2003. 275 с.
26. Lewis, Mark Edward. The Flood Myths of Early China - NY, 2006

На китайском языке:

27. Фэншэнь яньи 封神演义(Возвышение в ранг духов), Куньмин ,2014
28. Чжунго вэньхуа гайлунь 中国文化概论 (Введение в культуру Китая), Пекин, 2014
29. Чжунго вэньхуа 中国文化 (Культура Китая). Пекин, 1999.
30. Чжунго чуаньтун гуши байпянь 中国传统故事百篇 (Сто традиционных китайских историй), Пекин, 2015


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ