Лонгрид как мультимедийный жанр журналистики
|
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Лонгрид в системе журналистики. Теоретические подходы к лонгриду 8
1.1. «Жанр» и «формат» как понятия журналистики 8
1.2. Лонгрид как журналистское произведение 21
Глава 2. Структурно-содержательные особенности лонгридов «Нью-Йорк Таймс» и «RBTH» 32
2.1. Содержательные особенности лонгридов 33
2.2. Специфика мультимедийной структуры лонгридов 42
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение 1. Содержательные особенности лонгридов «Нью-Йорк Таймс» (таблица) 79
Приложение 2. Содержательные особенности лонгридов «Нью-Йорк Таймс»: источники информации и методы отображения (таблица) 80
Приложение 3. Содержательные особенности лонгридов «RBTH» (таблица) 81
Приложение 4. Содержательные особенности лонгридов «RBTH»: источники информации и методы отображения (таблица) 83
Приложение 5. Мультимедийная специфика лонгридов «Нью-Йорк Таймс»: базовый уровень (таблица) 85
Приложение 6. Мультимедийная специфика лонгридов «RBTH»: базовый уровень (таблица) 86
Приложение 7. Мультимедийная специфика лонгридов «Нью-Йорк Таймс»: расширенный уровень (таблица) 87
Приложение 8. Мультимедийная специфика лонгридов «RBTH»: расширенный уровень (таблица) 89
Введение 3
Глава 1. Лонгрид в системе журналистики. Теоретические подходы к лонгриду 8
1.1. «Жанр» и «формат» как понятия журналистики 8
1.2. Лонгрид как журналистское произведение 21
Глава 2. Структурно-содержательные особенности лонгридов «Нью-Йорк Таймс» и «RBTH» 32
2.1. Содержательные особенности лонгридов 33
2.2. Специфика мультимедийной структуры лонгридов 42
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение 1. Содержательные особенности лонгридов «Нью-Йорк Таймс» (таблица) 79
Приложение 2. Содержательные особенности лонгридов «Нью-Йорк Таймс»: источники информации и методы отображения (таблица) 80
Приложение 3. Содержательные особенности лонгридов «RBTH» (таблица) 81
Приложение 4. Содержательные особенности лонгридов «RBTH»: источники информации и методы отображения (таблица) 83
Приложение 5. Мультимедийная специфика лонгридов «Нью-Йорк Таймс»: базовый уровень (таблица) 85
Приложение 6. Мультимедийная специфика лонгридов «RBTH»: базовый уровень (таблица) 86
Приложение 7. Мультимедийная специфика лонгридов «Нью-Йорк Таймс»: расширенный уровень (таблица) 87
Приложение 8. Мультимедийная специфика лонгридов «RBTH»: расширенный уровень (таблица) 89
Актуальность темы данного исследования определяется следующими положениями.
Во-первых, стихийным развитием лонгридов и активным внедрением их в повседневную практику СМИ, что, соответственно, требует своевременного теоретического обоснования их содержания, структуры и составных элементов.
В настоящее в традиционных и новых медиа все чаще появляются крупноформатные, как правило, мультимедийные материалы особого типа – лонгриды, детально рассматривающие тему (или проблематику) с разных сторон. Стремительный рост популярности публикаций такого рода начался за рубежом с 2012 года, когда онлайн-редакция известного американского ежедневника «Нью-Йорк Таймс» («TheNewYorkTimes»)выпустила «Снегопад» («The Snowfall»). Другие крупные западные СМИ – «Гардиан» («TheGuardian»), «Вашингтон Пост» («TheWashingtonPost») и др. – быстро подхватили этот тренд и стали выпускать свои «сноуфоллы». Несколько позже лонгриды просочились и на отечественный рынок СМИ, продолжая активно захватывать его просторы.
Таким образом, на сегодняшний день лонгриды стали неотъемлемой частью контента как западных, так и отечественных СМИ, а потому – как и любое относительно новое явление действительности, к тому же широко используемое на практике – требуют своевременного всестороннего анализа с теоретической точки зрения.
Во-вторых, актуальность определяется размыванием жанровой системы под воздействием цифровых технологий, появлением мультимедийных (гибридных) форм журналистского материала.
Еще в 1970-1980-х годах исследователи заговорили о процессе медиаконвергенции – слиянии коммуникационных каналов, – который стал результатом технологического прогресса и привел к размыванию границ между традиционными журналистскими жанрами, появлению совершенно новых мультимедийных жанров и форм подачи контента в сети Интернет (к которым относится и лонгрид). Особенность подобных журналистских произведений заключается в том, что они органично сочетают в себе информацию, представленную в различных формах.
В-третьих, актуальность данной ВКР объясняется ростом интереса аудитории к журналистике длинных форм. В условиях нарастания информационного шума у читателя возникло закономерное желание обстоятельно разобраться в проблеме, погрузиться в событие, сопереживать героям журналистских историй – реальным людям, сформировать адекватную картину действительности. Возросшая востребованность объемных журналистских материалов сегодня предполагает более качественный подход к их подготовке – изучение технологий создания лонгридов, содержания, структуры и составных элементов подобных текстов, чтобы конечный продукт максимально отвечал запросам аудитории.
Новизна исследования выражается в том, что интерес теоретиков СМИ и размытое представление о лонгридах требуют систематизации. Несмотря на то, что о лонгридах исследователи говорят с 2012 года, а за текстами такого рода уже закрепилось вполне определенное название, единый подход к лонгриду в научном сообществе пока не выработан. Так, большинство медиаисследователей рассматривает лонгрид как новый формат подачи контента – преимущественно в онлайн-среде (Аникина М.Е., Булаева М.Н., Галустян А.А., Кульчицкая Д.Ю., Латенкова В.М., Самарцев О.Р., Сумская А.С.); другие – как совершенно новый жанр журналистики (Бондаренко М.И., Витвинчук В.В., Колесниченко А.В.). Также есть теоретики, считающие лонгрид возродившимся очерком, столь популярным в советское время (Золотухин А.А., Мажарина Ю.Н.). Таким образом, лонгрид, несомненно, представляет значительный интерес для научного сообщества, однако комплексных, объемных исследований на настоящий момент не существует.
Объектом исследования являются мультимедийные лонгриды в новых медиа и онлайн-версиях печатных изданий. Предметом – содержательные, структурные имультимедийные особенности лонгридов.
Целью исследования является выявление особенностей лонгрида как нового мультимедийного жанра журналистики.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить специфику понятий «жанр» и «формат» журналистики, сопоставить и разграничить их;
2. Определить специфические черты лонгрида как журналистского произведения;
3. Выявить содержательные особенности лонгридов «Нью-Йорк Таймс» и «России Вне Газетных Заголовков» («RussiaBeyondtheHeadlines», далее – «RBTH»);
4. Выявить специфику мультимедийной структуры лонгридов, описать виды мультимедийных элементов в материалах исследуемых изданий.
Теоретической базой исследования являются работы по теории журналистских жанров и форматов Кройчик Л.Е., Лазутиной Г.В., Месеняшиной Л.А., Распоповой С.С., Солганика Г.Я., Тертычного А.А., Цвика В.Л.; теоретические исследования лонгрида как нового жанра –Бондаренко М.И. и Витвинчука В.В., Колесниченко А.В.; а также работы, рассматривающие лонгрид как формат журналистики –Булаевой М.Н., Галустяна А.А. и Кульчицкой Д.Ю., Золотухина А.А. иМажариной Ю.Н., Латенковой В.М. и Самарцева О.Р., Сумской А.С.
Эмпирическую базу составили материалы двух изданий – «Нью-Йорк Таймс» и «RBTH», онлайн-версии которых содержат специальный раздел, где публикуются лонгриды.
Хронологические рамки. Автор рассматривал и анализировал материалы, опубликованные в период с января по декабрь 2016 года.
В качестве основных методов исследования были использованы: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение), а также описательно-аналитический метод и коммуникативно-речевой анализ текстов.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и библиографического списка литературы. В первой главе определена специфика понятий «жанр» и «формат» журналистики, проведено их сопоставление и разграничение; с опорой на теоретические исследования выявлены признаки жанра и формата в лонгриде как произведении журналистики. Во второй главе проведен сравнительный анализ лонгридов «Нью-Йорк Таймс» и «RBTH»; подробно рассмотрены, классифицированы и описаны виды мультимедийных элементов в лонгридах исследуемых изданий.
Во-первых, стихийным развитием лонгридов и активным внедрением их в повседневную практику СМИ, что, соответственно, требует своевременного теоретического обоснования их содержания, структуры и составных элементов.
В настоящее в традиционных и новых медиа все чаще появляются крупноформатные, как правило, мультимедийные материалы особого типа – лонгриды, детально рассматривающие тему (или проблематику) с разных сторон. Стремительный рост популярности публикаций такого рода начался за рубежом с 2012 года, когда онлайн-редакция известного американского ежедневника «Нью-Йорк Таймс» («TheNewYorkTimes»)выпустила «Снегопад» («The Snowfall»). Другие крупные западные СМИ – «Гардиан» («TheGuardian»), «Вашингтон Пост» («TheWashingtonPost») и др. – быстро подхватили этот тренд и стали выпускать свои «сноуфоллы». Несколько позже лонгриды просочились и на отечественный рынок СМИ, продолжая активно захватывать его просторы.
Таким образом, на сегодняшний день лонгриды стали неотъемлемой частью контента как западных, так и отечественных СМИ, а потому – как и любое относительно новое явление действительности, к тому же широко используемое на практике – требуют своевременного всестороннего анализа с теоретической точки зрения.
Во-вторых, актуальность определяется размыванием жанровой системы под воздействием цифровых технологий, появлением мультимедийных (гибридных) форм журналистского материала.
Еще в 1970-1980-х годах исследователи заговорили о процессе медиаконвергенции – слиянии коммуникационных каналов, – который стал результатом технологического прогресса и привел к размыванию границ между традиционными журналистскими жанрами, появлению совершенно новых мультимедийных жанров и форм подачи контента в сети Интернет (к которым относится и лонгрид). Особенность подобных журналистских произведений заключается в том, что они органично сочетают в себе информацию, представленную в различных формах.
В-третьих, актуальность данной ВКР объясняется ростом интереса аудитории к журналистике длинных форм. В условиях нарастания информационного шума у читателя возникло закономерное желание обстоятельно разобраться в проблеме, погрузиться в событие, сопереживать героям журналистских историй – реальным людям, сформировать адекватную картину действительности. Возросшая востребованность объемных журналистских материалов сегодня предполагает более качественный подход к их подготовке – изучение технологий создания лонгридов, содержания, структуры и составных элементов подобных текстов, чтобы конечный продукт максимально отвечал запросам аудитории.
Новизна исследования выражается в том, что интерес теоретиков СМИ и размытое представление о лонгридах требуют систематизации. Несмотря на то, что о лонгридах исследователи говорят с 2012 года, а за текстами такого рода уже закрепилось вполне определенное название, единый подход к лонгриду в научном сообществе пока не выработан. Так, большинство медиаисследователей рассматривает лонгрид как новый формат подачи контента – преимущественно в онлайн-среде (Аникина М.Е., Булаева М.Н., Галустян А.А., Кульчицкая Д.Ю., Латенкова В.М., Самарцев О.Р., Сумская А.С.); другие – как совершенно новый жанр журналистики (Бондаренко М.И., Витвинчук В.В., Колесниченко А.В.). Также есть теоретики, считающие лонгрид возродившимся очерком, столь популярным в советское время (Золотухин А.А., Мажарина Ю.Н.). Таким образом, лонгрид, несомненно, представляет значительный интерес для научного сообщества, однако комплексных, объемных исследований на настоящий момент не существует.
Объектом исследования являются мультимедийные лонгриды в новых медиа и онлайн-версиях печатных изданий. Предметом – содержательные, структурные имультимедийные особенности лонгридов.
Целью исследования является выявление особенностей лонгрида как нового мультимедийного жанра журналистики.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить специфику понятий «жанр» и «формат» журналистики, сопоставить и разграничить их;
2. Определить специфические черты лонгрида как журналистского произведения;
3. Выявить содержательные особенности лонгридов «Нью-Йорк Таймс» и «России Вне Газетных Заголовков» («RussiaBeyondtheHeadlines», далее – «RBTH»);
4. Выявить специфику мультимедийной структуры лонгридов, описать виды мультимедийных элементов в материалах исследуемых изданий.
Теоретической базой исследования являются работы по теории журналистских жанров и форматов Кройчик Л.Е., Лазутиной Г.В., Месеняшиной Л.А., Распоповой С.С., Солганика Г.Я., Тертычного А.А., Цвика В.Л.; теоретические исследования лонгрида как нового жанра –Бондаренко М.И. и Витвинчука В.В., Колесниченко А.В.; а также работы, рассматривающие лонгрид как формат журналистики –Булаевой М.Н., Галустяна А.А. и Кульчицкой Д.Ю., Золотухина А.А. иМажариной Ю.Н., Латенковой В.М. и Самарцева О.Р., Сумской А.С.
Эмпирическую базу составили материалы двух изданий – «Нью-Йорк Таймс» и «RBTH», онлайн-версии которых содержат специальный раздел, где публикуются лонгриды.
Хронологические рамки. Автор рассматривал и анализировал материалы, опубликованные в период с января по декабрь 2016 года.
В качестве основных методов исследования были использованы: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение), а также описательно-аналитический метод и коммуникативно-речевой анализ текстов.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и библиографического списка литературы. В первой главе определена специфика понятий «жанр» и «формат» журналистики, проведено их сопоставление и разграничение; с опорой на теоретические исследования выявлены признаки жанра и формата в лонгриде как произведении журналистики. Во второй главе проведен сравнительный анализ лонгридов «Нью-Йорк Таймс» и «RBTH»; подробно рассмотрены, классифицированы и описаны виды мультимедийных элементов в лонгридах исследуемых изданий.
В данной выпускной квалификационной работе выявлена специфика понятий «жанр» и «формат» журналистики, проведено их сопоставление и разграничение. «Жанр» – давно сложившееся, традиционное для журналистики понятие, принадлежащее области творчества и связанное с идей авторства; оно описывает внутренние, содержательные особенности произведения. «Формат» –напротив, еще не окончательно оформившаяся в терминологическом плане категория: в сегодняшней теории и практике журналистики она используется во многих значениях. В целом, медиаисследователи отмечают, что понятие «формат» относится к сфере экономики, рыночных отношений и связано с потребностями аудитории, т.е. с идеей адресата; оно определяет место информационных продуктов в процессе коммуникации, иными словами, является внешней характеристикой журналистского текста.
Опираясь на существующие теоретические работы, мы выделили четыре специфические черты лонгрида как нового журналистского жанра: особенность или системность темы, глубина погружения в тему, значительный объем, мультимедийность. При этом первые три из них являются исключительно внутренними особенностями произведения, в то время как четвертая характеристика – мультимедийность – лежит на стыке понятий жанра и формата, т. е. имеет отношение и к форме лонгрида, и к его содержанию.
В ходе исследования были подробно рассмотрены, классифицированы и описаны виды мультимедийных элементов-«инфомолекул», из которых выстраивается «тело» лонгридов в изданиях «Нью-Йорк Таймс» и «RBTH»: текст, статичная иллюстрация, фотолента и фотогалерея, аудиосюжет, аудиоиллюстрация, видеосюжет, видеоиллюстрация, видеогалерея, анимация, инфографика, статичная инфографика (график, гистограмма, таблица, схема и карта), сложная статичная инфографика, простая динамичная инфографика, сложная динамичная инфографика, оперативная 3D-реконструкция, параллакс прокрутки.
Проведенный сравнительный анализ позволяет сделать вывод об общих чертах лонгридов в исследуемых изданиях, а также их отличительных характеристиках.
Во-первых, отметим, что в лонгридах «Нью-Йорк Таймс» рассматриваются преимущественно длительные, устойчивые явления, процессы и тренды – а не конкретные случаи или ситуации, – которые могут быть связаны как с США, так и с другими странами, и относиться к любой из четырех общественных сфер (политической, экономической, культурной или социальной). Темы лонгридов «RBTH» носят более конкретный, предметный характер (длительные общественные феномены, в целом, исследуются реже, чем в «Нью-Йорк Таймс»); обязательно связаны с Россией – иногда также с какой-либо страной помимо нее, что определяется концепцией и общей направленностью СМИ; как и в «Нью-Йорк Таймс», могут относиться к любой из четырех сфер общества.
Во-вторых, лонгриды обоих изданий отличает глубина исследования выбранной темы, тщательность ее проработки, привлечение нескольких источников информации и методов отображения. Однако материалы «Нью-Йорк Таймс» характеризуются использованием большего числа источников и методов, что логичным образом следует из упомянутых выше особенностей их темы. Тема обуславливает и общие закономерности объема публикаций: лонгриды в «Нью-Йорк Таймс», как правило, несколько раз больше по объему, чем в «RBTH».
В-третьих, отметим общую целевую установку: и в «Нью-Йорк Таймс», и в «RBTH» лонгриды могут обладать целью информационных, аналитических, художественно-публицистических жанров; или же совмещать в себе несколько из них.
В-четвертых, обязательная черта лонгридов обоих изданий – мультимедийность, т.е. присутствие в «теле» материалов информации нескольких типов. Лонгриды «Нью-Йорк-Таймс», как правило, разнообразнее по базовым типам мультимедиа (для них характерно использование от трех до пяти видов мультимедийных элементов, в то время как для лонгридов «RBTH» – от двух до четырех), а также по мультимедийности на расширенном уровне (публикации «Нью-Йорк Таймс», в целом, включают большее число различных мультимедийных «инфомолекул»).
Таким образом, исходя из отмеченного выше сходства трех основных жанрообразующих факторов в лонгридах «Нью-Йорк-Таймс» и «RBTH» (предмет, метод и цель отображения) и некоторых других общих черт исследуемых публикаций (объем – что можно также отнести к предмету; наличие нескольких типов представления информации), мы считаем обоснованным заключить, что лонгрид – это новый жанр журналистики, базовой характеристикой которого является мультимедийность.
Опираясь на существующие теоретические работы, мы выделили четыре специфические черты лонгрида как нового журналистского жанра: особенность или системность темы, глубина погружения в тему, значительный объем, мультимедийность. При этом первые три из них являются исключительно внутренними особенностями произведения, в то время как четвертая характеристика – мультимедийность – лежит на стыке понятий жанра и формата, т. е. имеет отношение и к форме лонгрида, и к его содержанию.
В ходе исследования были подробно рассмотрены, классифицированы и описаны виды мультимедийных элементов-«инфомолекул», из которых выстраивается «тело» лонгридов в изданиях «Нью-Йорк Таймс» и «RBTH»: текст, статичная иллюстрация, фотолента и фотогалерея, аудиосюжет, аудиоиллюстрация, видеосюжет, видеоиллюстрация, видеогалерея, анимация, инфографика, статичная инфографика (график, гистограмма, таблица, схема и карта), сложная статичная инфографика, простая динамичная инфографика, сложная динамичная инфографика, оперативная 3D-реконструкция, параллакс прокрутки.
Проведенный сравнительный анализ позволяет сделать вывод об общих чертах лонгридов в исследуемых изданиях, а также их отличительных характеристиках.
Во-первых, отметим, что в лонгридах «Нью-Йорк Таймс» рассматриваются преимущественно длительные, устойчивые явления, процессы и тренды – а не конкретные случаи или ситуации, – которые могут быть связаны как с США, так и с другими странами, и относиться к любой из четырех общественных сфер (политической, экономической, культурной или социальной). Темы лонгридов «RBTH» носят более конкретный, предметный характер (длительные общественные феномены, в целом, исследуются реже, чем в «Нью-Йорк Таймс»); обязательно связаны с Россией – иногда также с какой-либо страной помимо нее, что определяется концепцией и общей направленностью СМИ; как и в «Нью-Йорк Таймс», могут относиться к любой из четырех сфер общества.
Во-вторых, лонгриды обоих изданий отличает глубина исследования выбранной темы, тщательность ее проработки, привлечение нескольких источников информации и методов отображения. Однако материалы «Нью-Йорк Таймс» характеризуются использованием большего числа источников и методов, что логичным образом следует из упомянутых выше особенностей их темы. Тема обуславливает и общие закономерности объема публикаций: лонгриды в «Нью-Йорк Таймс», как правило, несколько раз больше по объему, чем в «RBTH».
В-третьих, отметим общую целевую установку: и в «Нью-Йорк Таймс», и в «RBTH» лонгриды могут обладать целью информационных, аналитических, художественно-публицистических жанров; или же совмещать в себе несколько из них.
В-четвертых, обязательная черта лонгридов обоих изданий – мультимедийность, т.е. присутствие в «теле» материалов информации нескольких типов. Лонгриды «Нью-Йорк-Таймс», как правило, разнообразнее по базовым типам мультимедиа (для них характерно использование от трех до пяти видов мультимедийных элементов, в то время как для лонгридов «RBTH» – от двух до четырех), а также по мультимедийности на расширенном уровне (публикации «Нью-Йорк Таймс», в целом, включают большее число различных мультимедийных «инфомолекул»).
Таким образом, исходя из отмеченного выше сходства трех основных жанрообразующих факторов в лонгридах «Нью-Йорк-Таймс» и «RBTH» (предмет, метод и цель отображения) и некоторых других общих черт исследуемых публикаций (объем – что можно также отнести к предмету; наличие нескольких типов представления информации), мы считаем обоснованным заключить, что лонгрид – это новый жанр журналистики, базовой характеристикой которого является мультимедийность.
Подобные работы
- Лонгрид как мультимедийный жанр журналистики
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Лонгрид как форма представления информации в интернет-журналистике
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЛОНГРИД КАК НОВЕЙШАЯ ФОРМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНТЕНТА
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Визуальная составляющая лонгрида в интернет-изданиях России и США: сравнительный анализ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ЛОНГРИДЫ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ И АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Современный лонгрид: тематика, структура, гибридные формы (на материалах портала «Такие дела»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Сторителлинг в журналистике: сравнительный анализ российских и зарубежных медиа
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Специфика мультимедийных жанров в современных интернет-СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Сторителлинг как формат move-журналистики
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022



