Введение 5
Глава 1. Аналитическое описание проблемы выбора способа международной поставки в компании DIYGroup. 8
1.1.Сведения о бизнесе DIY и группе компаний DIYGroup. 8
1.2.Анализ отрасли DIY. 10
1.3.Анализ макросреды компании 13
1.4.SWOT-анализ компании DIYGroup. 17
1.5.Анализ цепи поставок DIYGroup и проблема выбора способа международной доставки. 21
1.6.Требования компании DIYGroup к организации международных поставок. 24
Выводы по главе 1. («Аналитическое описание проблемы выбора способа международной поставки в компании DIYGroup») 27
Глава 2. Теоретические подходы к организации международных поставок и принятию решений в логистике. 28
2.1. Сущность организации международных поставок. 28
2.2. Характеристика китайского рынка и обоснование его привлекательности. 29
2.3. Логистические возможности и структуры таможенного регулирования России. 32
2.4. Решения предприятий по таможенному обеспечению международной логистики. 36
2.5. Классификация проблем в логистике и постановка задач для их решения. 37
2.6. Методы решения неструктурированных проблем. 38
Выводы по главе 2. («Теоретические подходы к организации международных поставок и принятию решений в логистике») 40
Глава 3. Определение способа международной поставки для компании DIYGroup. 42
3.1. Постановка задачи выбора способа международной поставки компании DIYGroup и оценка альтернатив. 42
3.2. Решение задачи методом, основанным на принципе Парето. 45
3.3. Решение задачи лексикографическим методом. 47
3.4. Решение задачи методом анализа иерархий. 48
3.5. Решение задачи методом свертывания нескольких критериев в один глобальный критерий. 54
Выводы по главе 3. («Определение способа международной поставки для компании DIYGroup») 57
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложения 65
Приложение №1. Сведения о тарифах на перевозку 65
Приложение №2. Интервью с менеджером компании 66
Приложение №3. Сведения о таможенных платежах 69
Приложение №4. Сведения о нахождении векторов приоритетов 73
Настоящая работа носит формат консультационного проекта для компании DIYGroup. Данная компания является крупным дистрибьютором, распространяющим ручной инструмент, садовый инвентарь, товары для ремонта и другую продукцию сегмента DIY. Организация осуществляет свою деятельность по продажам товаров на рынке РФ, однако закупает готовую продукцию на китайском рынке. Одной из задач департамента логистики компании DIYGroupявляется организация доставки товаров, предоставленных поставщиками из Китая в распределительный центр, находящийся в Санкт-Петербурге. Реализация этой задачи происходит совместно с партнером организации – российской экспедиторской компанией.
Сотрудничество DIYGroupс ее логистическим партнером длится на протяжении многих лет. Экспедитор предоставляет компании гибкий набор способов организации перевозки. Менеджеры DIYGroup решают, каким способом, из предложенных партнером, осуществлять международную доставку. Все способы являются реализуемыми и неоднократно практиковались компанией. Варианты перевозки характеризуются использованием разного вида транспорта и его комбинации, применением разных таможенных режимов, а также решениями по привлечению дополнительных участников внешнеэкономической деятельности. Проблема заключается в отсутствии у компании конкретного алгоритма, на основании которого можно выбрать наилучший способ организации конкретной перевозки. Такая ситуация сформировалась из-за того, что выбор варианта перевозки не носил организованный характер, а часто объяснялся текущей сложившейся ситуацией на момент контакта с посредником. Компания всегда понимала важность грамотной организации международных поставок и признавала, что факторы выбора способа перевозки не ограничивались ее стоимостью и сроками реализации, но прежде не располагала наличием четко сформированного списка критериев, на основании которого могли бы быть оценены альтернативы и произведен выбор.
Проблема не является критически важной и не требует срочного вмешательства, но достаточно важна. Ее решение может повысить конкурентоспособность компании за счет улучшения логистики, повышения уровня сервиса и удовлетворенности клиентов. Работа посвящена разработке рекомендаций по решению проблемы выбора способа доставки из Китая товаров для компании DIY Group.
Решение проблемы носит нетривиальный характер. При выборе способа доставки товара из Китая менеджмент должен обеспечивать компромисс между затратами, сроками, удобством, сохранностью и другими параметрами. В настоящий момент на практике возможен поиск компромиссного решения, удовлетворяющего стороны, задействованные в принятии решения.
Таким образом, целью работы является разработка рекомендаций для выбора менеджментом компании DIY Group способа организации поставок товаров из Китая в Россию. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
• Проанализировать внешнюю и внутреннюю среду компании, на основании чего выявить механизмы конкуренции в отрасли, определить сильные и слабые стороны компании, а также определить позиционирование компании в отрасли
• Определить место DIYGroupв цепи поставок и провести анализ способов доставки товаров
• Провести интервью с экспертами (менеджерами компании) для разработки требований к осуществлению поставок и формирования набора критериев
• Сформировать критерии для оценки имеющихся альтернатив и сформулировать задачу по нахождению наилучшей альтернативы
• Провести обзор подходов к организации международной логистики
• Выбрать и описать методы решения задач многокритериальных проблем
• Оценить альтернативы по выдвинутым критериям и решить многокритериальную задачу выбранными способами
Таким образом, в соответствии с выявленной целью и задачами работы, можно утверждать, что объектом исследования является компания DIYGroupи ее взаимодействие с партнерами. Предметом исследования выступает организация международных поставок продукции. В качестве инструментов используются методы решения многокритериальных задач для неструктурированных проблем, а также опрос менеджеров компании. В работе были использованы четыре самых распространенных метода решения такого рода задач: метод Парето, лексикографический метод, метод анализа иерархий и метод свертывания критериев в один глобальный критерий.
Основным источником информации явились текущие данные компании DIYGroup и партнерской компании-экспедитора, пример реального кейса по осуществлению перевозки, а также прошлый опыт перевозок компании. Кроме того, применялось и интервьюирование менеджеров компании. К процессу решения привлекались лица, непосредственно занимающиеся предметом исследования и принимающие решения в компании.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основная часть включает в себя три главы. В первой описан необходимый для реализации цели анализ внешней и внутренней среды компании, определены критерии для решения проблемы и сформулирована задача. Вторая глава содержит теоретическую информацию об основных практиках по организации международных поставок и решению различных практических задач в логистике, а также классифицирует задачу настоящего исследования. В заключительной главе основной части подробно описан процесс решения поставленной задачи, включающий в себя оценку альтернатив и последовательное применение всех четырех методов решения. Каждую главу завершают выводы.
Итогом работы стало достижение цели – были разработаны рекомендации для выбора способа поставки DIYGroup. Компании следует в качестве способа выбрать альтернативу, подразумевающая под собой перевозку комбинацией морского транспорта (на участке Нинбо – Владивосток) и железнодорожного (Владивосток – Санкт-Петербург), использование режима внутреннего таможенного транзита (с таможенным оформлением в Санкт-Петербурге) и привлечение дополнительного участника внешнеэкономической деятельности в лице уполномоченного экономического оператора (УЭО). Кроме того, была разработана методика для определения наиболее подходящего способа организации поставок. Достижение цели стало возможным благодаря последовательному выполнению задач, сформулированных в начале исследования.
На первом шаге были проанализированы внешняя и внутренняя среда компании. Жесткая конкуренция в отрасли, не ограничивающаяся лишь конкуренцией по цене требует повышенного внимания к клиентам, вынуждая организации постоянно увеличивать уровень предлагаемого сервиса. Рассматривая сервис высокого качества как один из ключевых факторов успеха в отрасли, DIYGroup организовывает свою работу, тщательно контролируя продукцию поставщиков и налаживая сотрудничество с надежными партнерами по логистике. Альтернативы по способу организации международных поставок нуждаются в комплексной оценке по набору критериев, среди которых могут быть и качественные.
Критерии для оценки альтернатив по доставке продукции были выдвинуты на основании результатов анализа макроокружения и интервью с экспертом из компании. К количественным стоимостному и временному критериям были добавлены качественные, такие, как: наличие гарантий по осуществлению поставки в указанный срок, влияние внешних условий на доставку груза, необходимость в перевалке, удобство инфраструктуры и влияние транспорта на окружающую среду. Данные семь критериев и предложенные пять альтернатив позволили сформулировать многокритериальную задачу, позволяющую решить проблему организации.
Обзор практик компаний по организации международной деятельности помог объяснить привлекательность китайского рынка и позволил выявить основные элементы логистической инфраструктуры Китая и России. Кроме того, имеющиеся в расположении компании способы поставок были проверены на реализуемость. Обзор проблем принятия решений в логистике дал возможность определить конкретный тип проблемы DIYGroup, а также подобрать необходимые методы ее решения. Проблема относится к классу неструктурированных многокритериальных проблем, а для ее решения могут применяться следующие методы: метод Парето, лексикографический метод, метод анализа иерархий и метод свертывания критериев в один глобальный критерий.
Финальным этапом стало непосредственное решение многокритериальной задачи, которое выявило лучшей альтернативу, описанную выше. Данный способ организации международных поставок рекомендован компании, поскольку три из четырех метода определили его как наиболее подходящий. Вместе с тем, способ вошел в число оптимальных по Парето. Непротиворечивость получившегося результата показала эффективность примененных методов.
Таким образом, с помощью работы удалось решить проблему выбора способа международной поставки. Компания также получила рабочий способ по оценке альтернатив. Область его применения не ограничивается выбором способа международной поставки, на его основании можно сравнивать и другие альтернативы по разным вопросам логистики. Однако применять методы следует с определенной осторожностью. Во-первых, необходимо привлекать к проблеме лицо, принимающее непосредственное решение. А, во-вторых, следует максимально ответственно подойти к выбору критериев и оценке их относительной важности. Критерии, по которым осуществляется оценка, должны отражать стратегию компании. На примере компании DIYGroup видно, что ее стратегия требует наличия качественных критериев для оценки альтернатив. Действуя аналогично, менеджмент компаний будет эффективно принимать управленческие решения в области логистики. Такой подход предоставит дополнительную ценность, улучшит уровень обслуживания и конкурентное положение компании
1. Collection of statistics and charts «Statistics times» [Электронный ресурс] // List of Countries by Projected GDP Growth— Режим доступа: http://statisticstimes.com/economy/countries-by-projected-gdp-growth.php (дата обращения: 11.03.2017).
2. Collection of statistics and charts «Statistics times» [Электронный ресурс] Projected GDP Ranking (2016-2020) — Режим доступа: http://statisticstimes.com/economy/projected-world-gdp-ranking.php (дата обращения: 11.03.2017).
3. Doing Business 2017 annual report [Электронный ресурс] // Doing Business 2017: Equal Opportunity for All. — Режим доступа: http://www.doingbusiness.org/~/media/WBG/DoingBusiness/Documents/Annual-Reports/English/DB17-Report.pdf (дата обращения: 04.03.2017).
4. News from the global Railway industry [Электронный ресурс] The world’s 10 longest railway networks — Режим доступа: http://www.railway-technology.com/features/featurethe-worlds-longest-railway-networks-4180878/ (дата обращения: 16.03.2017).
5. OECD work programme on trade and environment paper [Электронный ресурс] // Organization for economic cooperation and development: The environmental effects of freight. — Режим доступа: http://www.oecd.org/trade/envtrade/2386636.pdf (дата обращения: 25.03.2017).
6. The Global Competitiveness Report 2016-17 annual report [Электронный ресурс] // World Economic Forum. — Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/GCR2016-2017/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2016-2017_FINAL.pdf (дата обращения: 11.03.2017).
7. World Atlas [Электронный ресурс] Exports By Country — Режим доступа: http://www.worldatlas.com/articles/exports-by-country-20-largest-exporting-countries.html (дата обращения: 11.03.2017).
8. WorldShippingCouncil [Электронный ресурс] Top 50 WorldContainerPorts— Режим доступа: http://www.worldshipping.org/about-the-industry/global-trade/top-50-world-container-ports (дата обращения: 15.03.2017).
9. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. / Л.Е. Стровский и др. ― М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. ― 799 с.
10. Доклад BCG [Электронный ресурс] // Развитие транспортной инфраструктуры России: игра на опережение? — Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/b/e/be9521a4b0bedae86fc3600443caee68.pdf (дата обращения: 16.03.2017).
11. Завацкий, П. Курс на оптимизм [Электронный ресурс] / П. Завацкий //Издательский дом «Коммерсантъ». – 2017. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/3234358 (дата обращения: 04.03.2017).
12. Зыкова, С. Аналитика - Исследование рынка DIY от РБК: что важно знать ритейлеру [Электронный ресурс] / С. Зыкова // Издание о бизнесе «Rusbase». – 2017. – Режим доступа: http://rb.ru/analytics/diy-rbc/ (дата обращения: 22.02.2017).
13. Информационное агентство «РЖД Партнер.Ру» [Электронный ресурс] Обзор грузооборота морских портов России. Итоги 2016 года — Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/wate-transport/reviews/obzor-gruzooborota-morskikh-portov-rossii-itogi-2016-goda/ (дата обращения: 16.03.2017).
14. Информационно-правовой портал "Гарант.Ру" [Электронный ресурс] Основные таможенные режимы — http://base.garant.ru/5758424/18/ (дата обращения: 22.03.2017).
15. Информационный портал «RNMT.RU» [Электронный ресурс] // Формат DIY: история, характеристика, товары и особенности — Режим доступа: https://www.rmnt.ru/story/service_renovation/371184.htm (дата обращения: 31.01.2017).
16. Информационный портал «Моллы.RU» [Электронный ресурс] // DIY в России. Обзор основных игроков рынка — Режим доступа: http://www.malls.ru/rus/news/diy-gipermarkety-v-rossii-obzor-osnovnykh-igrokov-rynka.shtml (дата обращения: 25.02.2017).
17. Логистика. Полный курс MBA. / В. В. Дыбская и др. ― М. : Эксмо, 2014. ― 944 с.
18. Мадера, А. Г. Моделирование и принятие решений в менеджменте: руководство для будущих топ-менеджеров / А.Г. Мадера. ― 2-е изд. ― М. : Издательство ЛКИ, 2012. ― 688 с.
19. Масальцев, Д. Сделай сам: обзор рынка DIY [Электронный ресурс] / Д. Масальцев // Российская Бизнес-газета. – 2015. – № 1003 (24). – Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/23/rinok.html (дата обращения: 02.02.2017).
20. Новостной ресурс "Газета.ru" [Электронный ресурс] // Объем российско-китайской торговли в 2016 году вырос на 2,2%, до $69,52 млрд — Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/news/2017/01/13/n_9555569.shtml. (дата обращения: 11.03.2017).
21. Новостной сайт про таможню «СЗФО-online» [Электронный ресурс] Таможенные посты Балтийской таможни — http://szfo-online.ru/tamozhennye-posty-baltiyskoy-tamojni/ (дата обращения: 22.03.2017).
22. Официальный сайт компании DIY Group [Электронный ресурс] // Бренды — Режим доступа: http://diygroup.ru/info/brands/ (дата обращения: 22.02.2017).
23. Официальный сайт компании DIY Group [Электронный ресурс] // Контакты — Режим доступа: http://diygroup.ru/info/contacts/ (дата обращения: 22.02.2017).
24. Официальный сайт компании DIY Group [Электронный ресурс] // О компании — Режим доступа: http://diygroup.ru/info/about/ (дата обращения: 22.02.2017).
25. Плисецкий, Е. Северный морской путь: перспективы развития в XXI веке [Электронный ресурс] / Е. Плисецкий // Статьи Национального исследовательского университета Высшая школа экономики. – 2015. – Режим доступа: https://www.hse.ru/news/science/149968182.html (дата обращения: 16.03.2017).
26. Площадка для предпринимателей «Vc.ru» [Электронный ресурс] // Обзор рынка рекламы русскоговорящих YouTube-блогеров — Режим доступа: https://vc.ru/p/ad-on-youtube-channels (дата обращения: 04.03.2017).
27. Портал о магазинах «Toshop» [Электронный ресурс] // Поставщики сети магазинов ОБИ — Режим доступа: http://www.toshop.ru/companies.aspx?NetID=107 (дата обращения: 27.02.2017).
28. Портал о розничной торговле «New Retail» [Электронный ресурс] // Как DIY-ритейлеры растут на падающем рынке — Режим доступа: https://new-retail.ru/business/ekonomika/kak_diy_riteylery_rastut_na_padayushchem_rynke4862/ (дата обращения: 02.03.2017).
29. Портал про водный транспорт «WaterCraft.pro» [Электронный ресурс] Морской транспорт в России — Режим доступа: http://watercraft.pro/knigi/vodnyi-transport/morskoi-transport-v-rossii.html (дата обращения: 16.03.2017).
30. Ресурс объявлений «Chillers.ru» [Электронный ресурс] // Популярность земельных участков — Режим доступа: http://www.chillers.ru/mr/46/populjarnost-zjemjelnykh-uchastkov-v-podmoskovje.php (дата обращения: 04.03.2017).
31. Сайт компании «НефтеТрансСервис» [Электронный ресурс] Рынок железнодорожных перевозок — Режим доступа: http://ntstrans.ru/ru/about/rail_transport_market/ (дата обращения: 16.03.2017).
32. Сайт компании АО «РЖДстрой» [Электронный ресурс] Развитие ст. Забайкальск Забайкальской железной дороги. Реконструкция сортировочной системы колеи 1435 мм. Второй этап 1 очереди — http://www.rzdstroy.ru/objects/current/razvitie-stancii-zabajkalsk-zabajkalskoj-zheleznoj-dorogi/ (дата обращения: 25.03.2017).
33. Сайт рекламного агентства «GammaMedia» [Электронный ресурс] // Новые тенденции маркетинга — Режим доступа: http://gammamedia.ru/novye-tendentsii-marketinga-i-prognozy-na-2016-god/ (дата обращения: 04.03.2017).
34. Современная логистика. / Дж. Джонсон и др. ― М. : Издательский дом «Вильямс», 2005. ― 624 с.
35. Специализированный интернет-журнал «Таможенное дело. Таможенное право» [Электронный ресурс] Основные таможенные режимы — http://tmj.su/docs/319BF75A521B3E86C32574550019C969.html (дата обращения: 22.03.2017).
36. Управление закупками и поставками / М. Линдерс и др. ― М. : ЮНИТИ, 2007. ― 723 с.
37. Энциклопедия «Управление цепями поставок» [Электронный ресурс] Международные транспортные коридоры — Режим доступа: http://ru.scm.gsom.spbu.ru/index.php?title=%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%8B&oldid=1313/ (дата обращения: 16.03.2017).