ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ 6
1.1. Клиентоориентированность: содержание концепции и типология определений 6
1.2. Качество как основа клиентоориентированности 12
1.3. Детерминанты качества в сфере логистических услуг 17
Выводы по главе 1 26
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГК «БАЛТИКА-ТРАНС» И ОБЗОР РЫНКА ТЛУ РОССИИ 27
2.1. Анализ рынка логистических услуг России 27
2.2. Деятельность Группы Компаний «Балтика-Транс» 33
2.3. Клиентоориентированность компании: анализ текущего состояния 37
2.4. Спецификация атрибутов качества для ГК «Балтика-Транс» 43
Выводы по главе 2 48
Глава 3. ОЦЕНКА УРОВНЯ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ ГК «БАЛТИКА-ТРАНС» 49
3.1. Система поддержки принятия решений АСПИД-3W 49
3.2. Применение ОСППР АСПИД-3W для систематизации результатов исследования 52
3.3. Выводы и рекомендации по развитию клиентоориентированности ГК «Балтика-Транс» 61
Выводы по главе 3 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
Список использованной литературы 69
Приложение 1. Анкета для клиентов ГК «Балтика-Транс» 76
Приложение 2. Характеристика клиентов 79
Глобализация хозяйственной деятельности и все более плотная интеграция России в мировое экономическое пространство делают вопросы поиска источников конкурентных преимуществ, являющихся устойчивыми и трудновоспроизводимыми, все более актуальными.
Данное явление обуславливает повышение уровня борьбы между игроками на рынке услуг. Рынок логистических услуг не является исключением. В последнее время, с возрастанием взаимосвязанности и взаимозависимости всемирного хозяйства, увеличением мобильности, как людей, таки финансовых и товарных потоков, наблюдается рост спроса и конкуренции на данном рынке. Для России это проявилось наиболее заметным образом после вступления во Всемирную Торговую Организацию, когда рынок стал ещё более открытым для иностранных транспортно-логистических компаний.
Одним из условий успеха компании в конкурентной борьбе может служить клиентоориентированный подход, основанный на оказании качественных услуг, отвечающих индивидуальным потребностям потребителей. Таким образом, в существующих условиях переход от ориентации на продукцию и показатели продаж в сторону ориентации на клиента и выстраивания системы партнерских отношений с ним представляется одной из наиболее перспективных сфер исследования и управления.
Группа Компаний «Балтика-Транс», действующая на рынке транспортно-экспедиторских услуг Санкт-Петербурга, является одним из игроков в области международных перевозок большого объема грузов и примером российской компании, стремящийся к развитию системы клиентоориентированности. На текущий момент наблюдается проблема оценки качества предоставляемых компанией услуг, которая не позволяет ГК «Балтика-Транс» столь эффективно и успешно развивать систему клиентоориентированного управления. Наличие методов оценки качества, в том числе и отлаженных каналов обратной связи, является необходимым условием для понимания степени удовлетворенности клиентов и предоставления услуг, в полной мере соответствующих их требованиям и предпочтениям.
Целью данной выпускной квалификационной работы является оценка уровня клиентоориентированности логистической компании и определение приоритетных направлений его повышения.
В рамках поставленной цели были сформулированы ключевые задачи:
• Изучить теоретические основы понятия клиентоориентированности на основе анализа зарубежной и отечественной литературы;
• Проанализировать подходы к оценке качества логистических услуг (детерминанты качества);
• Применить систему поддержки принятия решений АСПИД-3W для оценки клиентоориентированности;
• Апробировать предложенный метод на примере ГК «Балтика-Транс»:
o Выявить основные атрибуты качества услуг, предоставляемых ГК «Балтика-Транс»;
o Изучить методы оценки качества услуг, применяемые в ГК «Балтика-Транс» на текущий момент;
o Оценить атрибуты качества и уровень удовлетворенности клиентов ГК «Балтика-Транс»;
• Разработать практические рекомендации для ГК «Балтика-Транс» по развитию текущего уровня клиентоориентированности.
Объект исследования: логистические компании (на примере Группы Компаний «Балтика-Транс»).
Предмет исследования: клиентоориентированность логистической компании.
Выпускная квалификационная работа выполнена в формате консультационного проекта. Практическая значимость данного исследования подтверждается всесторонним интересом ГК «Балтика-Транс» к данной тематике.
В первой главе работы представлен обзор литературы, который включает в себя анализ российских и зарубежных источников, соответствующих теме исследования. Рассматриваются основные концепции и определения клиентоориентированности, проводится теоретический обзор понятия и аспектов качества. Акцент сделан на изучение подходов к выявлению атрибутов качества как для услуг в целом, так и для логистических услуг.
Вторая глава работы посвящена обзору рынка транспортно-логистических услуг России и его положения относительно других стран. Представлена характеристика деятельности Группы Компаний «Балтика-Транс», анализируются существующие в компании методы контроля качества услуг и их основные детерминанты. Для анализа текущего состояния компании и выявления проблематики исследования был собран ряд первичных данных от работников и клиентов ГК «Балтика-Транс».
Третья глава направлена на изучение и применение метода оценки клиентоориентированности: рассматривается система поддержки принятия решений АСПИД-3W, в основе которой лежит метод сводных показателей. Представлены основные выводы о предпочтениях клиентов и их степени удовлетворенности различными атрибутами качества. Предложены рекомендации для ГК «Балтика-Транс» по развитию текущего уровня клиентоориентированности.
В работе рассмотрены российские и зарубежные источники по теме исследования, в частности:
• Книги: Бауэрсокс, Д. Дж. Интегрированная цепь поставок; Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок и др.;
• Журналы: Вестник С.-Петербургского университета, РНЖ «Экономика и управление», JournalofMarketing и др.;
• Статистические отчеты: Ассоциация российских экспедиторов, РБК Исследования, Armstrong&Associates, Inc, WorldBankGroup;
• Национальные стандарты РФ СМК (ГОСТ Р ИСО).
Для выполнения поставленной цели работы были проведены полуформализованные интервью с сотрудниками разных уровней менеджмента ГК «Балтика-Транс», позволяющие специфицировать атрибуты качества, на основе которых был построен и проведен опрос ключевых клиентов компании.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список литературы включает 68 наименований, в том числе 19 – на английском языке.
Центральной проблемой выпускной квалификационной работы на тему «Управление клиентоориентированностью логистической компании» стала проблема оценки уровня клиентоориентированности.
Поставленная в начале исследования цель была достигнута, так как была проведена оценка уровня клиентоориентированности Группы Компаний «Балтика-Транс», а сопутствующие ее получению промежуточные и финальные результаты позволили выявить приоритетные направления повышения текущего уровня качества услуг.
Интерес, проявляемый со стороны руководства ГК «Балтика-Транс», в отношении развития стратегии клиентоориентированности как одного из конкурентных преимуществ компании и отсутствие на данный момент должных методов проведения оценки качества послужили причинами возникновения рассмотренной проблемы.
Для определения подхода к решению проблемы были изучены российские и зарубежные концепции клиентоориентированности, а также основные элементы и аспекты качества. Акцент был сделан на исследование подходов к измерению качества и к выявлению атрибутов качества в сфере услуг, в частности логистических.
Далее были рассмотрены основные характеристики рынка транспортно-логистических услуг России, в том числе показатели различных детерминантов качества, и возможные пути улучшения эффективности отечественных логистических операторов.
Следующим важным этапом исследования стала разработка его методологии. На основе обзора литературы, анализа рынка ТЛУ и интервьюирования сотрудников компании был определен перечень атрибутов качества, характеризующий услуги ГК «Балтика-Транс». Методом сбора данных от ключевых клиентов компании был выбран структурированный опрос, целью проведения которого было выявить предпочтения клиентов относительно важности заданных атрибутов и установить степень соответствия качества предоставляемых компанией услуг их потребностям и ожиданиям.
В качестве инструмента оценки собранной информации была предложена система поддержки принятия решений АСПИД-3W, базирующаяся на методе рандомизированных сводных показателей. В результате применения данного метода были получены весовые коэффициенты и сводные показатели, позволяющие выявить приоритетные характеристики качества для разных групп клиентов и степень удовлетворенности заказчиков.
Исследование показало, что существует довольно большой разрыв между потребностями клиентов и качеством предоставляемых ГК «Балтика-Транс» услуг. При этом имеет место значительная разница между степенью удовлетворенности клиентов, обращающихся за услугами морской грузоперевозки, и клиентов, пользующихся услугами автотранспортной и железнодорожной перевозки груза.
На основе полученных результатов оценки также было установлено, что у каждой группы клиентов имеются свои предпочтения касательно атрибутов качества. Так, для заказчиков, пользующихся услугами морской перевозки груза, важна оперативность взаимодействия, для группы клиентов, относящихся к автомобильным грузоперевозкам, - возможность отслеживания местонахождения груза и стадии выполнения заказа, а для группы клиентов, обращающихся за услугами железнодорожной грузоперевозки, – наличие индивидуального подхода при оказании услуги.
Среди предложенных направлений повышения текущего уровня качества услуг можно выделить:
• Повышение уровня технического качества;
• Оказание клиентам услуг согласно выявленным предпочтениям;
• Улучшение информационного обеспечения компании;
• Формирование системы обучения сотрудников принципам ориентации на клиента.
Практически значимым результатом работы является продемонстрированный метод оценки клиентоориентированности, который может быть в дальнейшем применен компанией самостоятельно. Система АСПИД-3W является простой в использовании, а предлагаемые ею результаты наглядны и легко сравниваемы. Проведение такой оценки с определенной периодичностью позволит отследить динамику показателей атрибутов качества, которые при необходимости могут быть уточнены или дополнены.
В целом, данное исследование представляется универсальным в силу того, что рассматриваемая в работе ГК «Балтика-Транс» является одним из характерных представителей рынка ТЛУ России. Выявленные предпочтения клиентов относительно различных атрибутов качества и предложенный метод оценки клиентоориентированности могут быть также приняты во внимание и использованы другими логистическими провайдерами.
Подводя итоги работы, стоит еще раз отметить, что одним из ключевых направлений развития современного рынка логистических услуг и повышения его конкурентоспособности является клиентоориентированная стратегия логистических провайдеров, требующая разработки и реализации политики в области повышения качества оказываемых услуг и уровня обслуживания клиентов.
1. Бауэрсокс, Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок / Д. Дж. Бауэрсокс, Д. Дж. Клосс. ― 2-е изд. ― М. : Олимп-Бизнес, 2006. ― 639 с.
2. Бусаркина, В. В. Понятие клиентоориентированности предприятия и проблемы ее оценки [Электронный ресурс] / В. В. Бусаркина // Евразийский Международный Научно-Аналитический журнал. — 2007. — № 4 (24). — Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1660 (дата обращения: 12.03.2017).
3. Виды логистики. 5 уровней логистического сервиса [Электронный ресурс] // Клуб Логистов - Логист.ру. — Режим доступа: http://logist.ru/articles/vidy-logistiki-5-urovney-logisticheskogo-servisa-infografika (дата обращения: 02.04.2017).
4. ГК «Балтика-Транс»: рост на фоне стабильности [Электронный ресурс] // Аналитический журнал «Транспорт». — 2014. — № 10. — Режим доступа: http://www.indpg.ru/transport/2014/10/80950.html (дата обращения: 28.04.2017).
5. Голос клиента – эффективный инструмент развития вашей компании [Электронный ресурс] // Независимый российский кредитно-финансовый портал. — Режим доступа: http://bank-explorer.ru/optimizaciya-processov/golos-klienta-kak-instrument-polucheniya-obratnoj-svyazi.html (дата обращения: 04.04.2017).
6. ГОСТ Р ИСО 8402–1986. Словарь качества. Часть 1. Международные термины. ― М.: Госстандарт, 1986.
7. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200015260 (дата обращения: 19.03.2017).
8. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124393 (дата обращения: 19.03.2017).
9. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200068732 (дата обращения: 19.03.2017).
10. Гулакова О. В. Специфика клиентоориентированности компаний на российском рынке: результаты эмпирического исследования / О. В. Гулакова, В. А. Ребязина, М. М. Смирнова // Вестник С.-Петербургского университета. — 2015. ― Т. 4. ― С. 39–7.
11. Доля логистических издержек в ВВП РФ [Электронный ресурс] // Информационное агентство «РЖД-Партнер». — Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/logistics/news/dolia-logisticheskikh-izderzhek-v-vvp-rf-dokhodit-do-19--pri-srednemirovom-pokazatele-v-11-7----mnen/ (дата обращения: 08.04.2017).
12. Индекс эффективности логистики: разрыв сохраняется конкурентам [Электронный ресурс] // Всемирный банк. — Режим доступа: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2014/03/20/logistics-performance-index-gap-persists (дата обращения: 06.04.2017).
13. Индекс эффективности логистики: разрыв сохраняется конкурентам [Электронный ресурс] // Всемирный банк. — Режим доступа: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2014/03/20/logistics-performance-index-gap-persists (дата обращения: 06.04.2017).
14. Клиентоориентированность: что это значит? [Электронный ресурс] // Microsoft. — Режим доступа: https://www.microsoft.com/ru-ru/cpe/customer-centricity.aspx (дата обращения: 21.03.2017).
15. Ключевые клиенты: проблемы выбора [Электронный ресурс] // Психология и бизнес. — Режим доступа: https://www.psycho.ru/library/1653 (дата обращения: 10.04.2017).
16. Колесов, Д.Н. Оценка сложных финансово-экономических объектов с использованием системы поддержки принятия решений АСПИД-3W/ Д.Н. Колесов, М.В. Михайлов, Н.В. Хованов. ― 1-е изд. ― Учебное пособие СПбГУ, 2004. ― 62 с.
17. Кто сказал: "Клиент всегда прав?" [Электронный ресурс] // Он-лайн журнал «lllolll.ru». — Режим доступа: http://lllolll.ru/marshall-field 8 (дата обращения: 02.03.2017).
18. Кущ, С. П. Сравнительный анализ основных концепций теории маркетинга взаимоотношений / С. П. Кущ // Вестник С.- Петербургского университета. — 2003. ― Т. 4, № 32. ― С. 3–25.
19. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: Стратегический и операционный маркетинг / Жан-Жак Ламбен. ― 1-е изд. ― СПб .: Питер, 2007. ― 797 с.
20. Логинов, Л.О. Концепции рыночной ориентации: анализ и классификация / Л. О. Логинов// Российское предпринимательство. — 2014. — № 14 (260). ― С. 155–166.
21. Лопатинская, И.В.Лояльность как основной показатель удержания потребителей банковских услуг [Электронный ресурс] / И. В. Лопатинская // Корпоративный менеджмент. — 2002. — № 3. — Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/marketing/2002-3/03.shtml#1_1 (дата обращения: 03.03.2017).
22. Лошков В. Клиентоориентированность, в чем суть? [Электронный ресурс] / В. Лошков // Международный портал вебинаров. — 2008. —Режим доступа: http://webinary.com.ua/publ/stati_dlja_kazhdogo/klientoorientirovannost_v_chem_sut/6-1-0-1298 (дата обращения: 15.03.2017).
23. Манн, И. Клиентоориентированность: что делать, как делать, взять и сделать / И. Манн // Экономика в промышленности. — 2015. — № 11 (46). ― С. 29–32.
24. Методика NetPromoterScore (NPS) [Электронный ресурс] // Исследовательская компания «Radar». — Режим доступа: http://radar-research.ru/goals/client_loyalty_and_satisfaction/net_promoter_score/ (дата обращения: 13.04.2017).
25. О Группе Компаний «Аривист» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Группы Компаний «Аривист». — Режим доступа: https://arivist.ru/o-kompanii/ (дата обращения: 18.04.2017).
26. О Группе Компаний «Восход» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Группы Компаний «Восход». — Режим доступа: https://tt-voskhod.ru (дата обращения: 18.04.2017).
27. О компании [Электронный ресурс] // Официальный сайт Группы Компаний «Балтика-Транс». — Режим доступа: https://baltica-trans.ru/about/ (дата обращения: 20.03.2017).
28. О компании Accenture в России [Электронный ресурс] // Официальный сайт Accenture. — Режим доступа: http://www.accenture.com/ru-ru/company/Pages/index.aspx (дата обращения 26.03.2017).
29. О транспортно-экспедиторской компании «Модуль» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Транспортно-экспедиторская компания «Модуль». — Режим доступа: http://www.modul.global (дата обращения: 18.04.2017).
30. Объем и структура российского рынка транспортно-логистических услуг [Электронный ресурс] // РБК Исследования. — Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/reviews//transport2013/chapter_1.shtml (дата обращения: 08.04.2017).
31. Овсянко, Д. В. Управление качеством / Д. В. Овсянко. ― 1-е изд. ― СПб. : Высшая школа менеджмента, 2011. ― 204 с.
32. Отчетный доклад о работе Ассоциации российских экспедиторов за 2016 год / Ассоциация российских экспедиторов. – Москва, 2016. – 10 с.
33. Политика Группы Компаний «Балтика-Транс» в области качества [Электронный ресурс] // Официальный сайт Группы Компаний «Балтика-Транс». — Режим доступа: https://baltica-trans.ru/about/politika_baltica-trans.pdf (дата обращения: 20.03.2017).
34. Резник, Г. А. Клиентоориентированность корпорации как вызов времени / Г. А. Резник, О. В. Яшина // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 2 (46). ― С. 171–175.
35. Рожков А. Г. Формирование и развитие отношений клиентоориентированной компании[Электронный ресурс] / А. Г. Рожков// НИУ ВШЭ: диссертации. — 2012.— Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2012/05/31/1225457000/disser_Rozhkov.pdf (дата обращения: 13.03.2017).
36. Российская ассоциация экспедиторских и логистических организаций [Электронный ресурс] // Ассоциация Российских Экспедиторов. — Режим доступа: http://www.far-aerf.ru/about/tseli_i_zadachi.htm (дата обращения: 05.04.2017).
37. Русанова, А. А. Системный взгляд на клиентоориентированность / А. А. Русанова // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции развития теории и практики управления отечественными предприятиями». Издательство СевКавГТУ. ― Ставрополь., 2008. ― С. 106-109.
38. Рыжковский, Б. Когда клиент голосует деньгами? [Электронный ресурс] / Б. Рыжковский // Журнал «Управление компанией». — 2005. — № 7. — Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/btl/money_vote.htm (дата обращения: 22.03.2017).
39. Сертификация ИСО [Электронный ресурс] // Центр сертификации «Роспромтест». — Режим доступа: http://www.rospromtest.ru/content.php?id=5 (дата обращения: 06.04.2017).
40. Тарелкина, Т. В. Мониторинг удовлетворенности клиентов [Электронный ресурс] / Т. В. Тарелкина // Управление сбытом. — 2006. — № 11. — Режим доступа: http://www.axima-consult.ru/stati-monud.html (дата обращения: 20.03.2017).
41. Термин «Клиент» [Электронный ресурс] // Финансовый словарь. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/14150 (дата обращения: 13.03.2017).
42. Термин «Потребитель» [Электронный ресурс] // Финансовый словарь. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/27471 (дата обращения: 13.03.2017).
43. Удовлетворенность потребителей и лояльность [Электронный ресурс] // Энциклопедия маркетинга. — Режим доступа: http://radar- http://www.marketing.spb.ru/read/article/a47.htm (дата обращения: 12.04.2017).
44. Формирование корпоративной системы развития клиентоориентированности холдинга «РЖД» [Электронный ресурс] // ОАО «РЖД». — Режим доступа: http://ipk.stu.ru/userfiles/files/I_2.pdf (дата обращения: 10.04.2017).
45. Хованов, Н.В. Оценка сложных экономических объектов и процессов в условиях неопределенности / Н.В. Хованов // Вестник С.- Петербургского университета. — 2005. ― Т. 5, № 1. ― С. 138–144.
46. Щербаков, В. В. Общетеоретические и прикладные аспекты реализации принципа клиентоориентированности бизнеса в маркетинговой логистике / В. В. Щербаков, А. Ю. Дандина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2014. — Т. 8, № 3. ― С. 181–185.
47. Экспедиторская отрасль России пока сильно уступает иностранным конкурентам [Электронный ресурс] // Он-лайн журнал «ChinaLogist». — Режим доступа: http://chinalogist.ru/book/articles/intervyu/yuriy-sitkov-ekspeditorskaya-otrasl-rossii-poka-silno-ustupaet-inostrannym (дата обращения: 06.04.2017).
48. Якунина, Ю. С. Тенденции развития современного рынка логистических услуг в России / Ю. С. Якунина, И. Ю. Окольнишникова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2014. — Т. 8, № 1. ― С. 136–140.
49. Ячменева, В.М. К вопросу об эволюции понятия «логистика» на современном этапе / В.М. Ячменева, М.Ю. Ваховская // Экономика и управление. — 2006. — № 2 (3). ― С. 105–109.
50. Building customer loyalty [Электронный ресурс] // Zendesk. — Режим доступа: https://www.zendesk.com/resources/building-customer-loyalty (дата обращения: 29.03.2017).
51. Country Score Card: Russian Federation 2016 [Электронный ресурс] // The World Bank. — Режим доступа: http://lpi.worldbank.org/international/scorecard/radar/254/C/RUS/2016/C/DEU/2016#chartarea (дата обращения: 07.04.2017).
52. Deshpande, R. Measuring Market Orientation: Generalization, Synthesis / R. Deshpande, J.U. Farley // Journal of Market-Focused Management. ― 1998. ― Vol. 2, N. 3. ― P. 213–232.
53. Gleissner, H. Logistics: Basics, Exercises, Case studies / H. Gleissner, J. C. Femerling. ― 1st ed. ― Springer, 2013. ― 329 p.
54. Global 3PL Market Size Estimates [Электронный ресурс] // Armstrong & Associates, Inc. — Режим доступа: http://www.3plogistics.com/3pl-market-info-resources/3pl-market-information/global-3pl-market-size-estimates/(датаобращения: 07.04.2017).
55. GNI per capita ranking [Электронный ресурс] // The World Bank. — Режим доступа: http://data.worldbank.org/data-catalog/GNI-per-capita-Atlas-and-PPP-table (дата обращения: 06.04.2017).
56. Gronroos, C. Service Management and Marketing: customer management in service competition/ C. Gronroos. ― 3rd ed. ― John Wiley & Sons, 2007. ― 496 p.
57. Gumesson E. Lip Service: A Neglected Area in Service Marketing / E. Gumesson // Journal of Consumer Services. ― 1987. ― Vol. 1, N. 1. ― P. 19-22.
58. Hertz, S. Strategic development of third party logistics providers / S. Hertz, M. Alfredsson // Industrial Marketing Management. ― 2003. ― Vol. 32, N. 2. ― P. 139–149.
59. International LPI 2016 [Электронный ресурс] // The World Bank. — Режим доступа: http://lpi.worldbank.org/international/global persists (дата обращения: 06.04.2017).
60. Jeong, J. S. Customer orientation and performance outcomes in supply chain management / J. S. Jeong, P. Hong // Journal of Enterprise Information Management. ― 2007. ― Vol. 20, N. 5. ― P. 578–594.
61. Kohli, A.K. Market Orientation: The Construct, Research Propositions, Managerial Implications / A.K. Kohli, B.J. Jaworski // Journal of Marketing. ― 1990. ― Vol. 54, N. 2. ― P. 1–18.
62. McFarlane D. Intelligent logistics: Involving the customer/ D. McFarlane, V. Giannikas, W. Lu // Computers in Industry. ― 2016. ― Vol. 81. ― P. 105–115.
63. Millen, R. The change in quality practices in logistics: 1995 versus 1991 / R. Millen, M. Maggard // Total Quality Management. ― 1997. ― Vol. 8, N. 4. ― P. 173–179.
64. Narver, J.C. The Effect of a Market Orientation on Business Profitability / J.C. Narver, S.F. Slater // Journal of Marketing. ― 1990. ― Vol. 54, N. 4. ― P. 20–35.
65. Ruekert, R.W. Developing a Market Orientation: An Organizational Strategy Perspective / R.W. Ruekert // International Journal of Research in Marketing. ― 1992. ― Vol. 9, N. 3. ― P. 225–245.
66. Shapiro B.P. What the Hell is “Market-Oriented”? / B.P. Shapiro// Harvard Business Review. ― 1988. ― Vol. 66, N. 6. ― P. 119–125.
67. Surbhi, S. Difference Between Goods and Services [Электронный ресурс] / S. Surbhi // Journal of Key Differences. — 2015.— Режим доступа: http://keydifferences.com/difference-between-goods-and-services.html (дата обращения: 10.03.2017).
68. Zeithaml, V. A. Delivering Quality Service - Balancing Customer Perceptions and Expectations / V. A. Zeithaml, A. Parasuraman, L. L. Berry. ― New York: The Free Press, 1990. ― 226 p.