ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания исследования трудовых ценностей российского поколения Z 9
1.1. Трудовые ценности: понятие, классификации 9
1.2. Труд и трудовые ценности работников в условиях современного общества.21
1.3. Поколение Z: характеристики и особенности социализации 34
1.4. Трудовые ценности современного российского поколения Z: обзор
исследований 46
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование представлений российского поколения Z о трудовых ценностях на примере работающих молодых людей Санкт- Петербурга в возрасте 18-23 лет 61
2.1. Проведение эмпирического исследования: сбор данных и методы анализа .61
2.2. Основные результаты анализа представлений о трудовых ценностях
работающих жителей Санкт-Петербурга в возрасте 18-23 лет 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 107
ПРИЛОЖЕНИЯ 118
Актуальность. Формирование постиндустриального общества сопровождается активными изменениями во многих сферах жизни людей, одной из которых является сфера труда и занятости. В данной сфере достаточно ярко проявляются такие тенденции, как цифровизация, виртуализация трудовых отношений, автономизация, интеллектуализация трудовой деятельности, уход от существовавших ранее норм и стандартов организации труда, что приводит к разнообразию форматов труда и занятости. В условиях выбора актуализируются ценности человека, и в данном случае трудовые ценности - связанные с трудовой деятельностью значимые факты, объекты или явления, которыми могут выступать как сама трудовая деятельность и ее компоненты, так и цели и состояния, достижению которых она способствует. Они могут отражаться в представлениях, убеждениях, действиях человека.
В настоящее время активно вступают на рынок труда и занятости представители поколения Z (с 2000 г.р.). Молодые люди в отличие от
предыдущих поколений не имеют перед собой четких ориентиров в сфере трудовой деятельности со стороны социальных институтов. Поколение Z, и в первую очередь проживающее в крупных городах, помимо определения значимых для себя характеристик работы, столкнулось с возможностью определения того, насколько вообще необходимо быть занятым. Выбор того или иного варианта в трудовой сфере определяется возможностями человека и теми ценностями, которые у него сформировались ко времени принятия решения. От того, какие трудовые ценности были сформированы, зависит не только настоящее, но и будущее экономическое благосостояние общества.
Особый интерес представляет категория работающих молодых людей, так как их представления о желаемой работе также подкреплены опытом трудовой деятельности. Согласно опросу ВЦИОМ, около трети молодых людей в возрасте 18-24 лет хотели бы поменять место работы и сферу деятельности1, что показывает актуальность исследования их трудовых ценностей. Молодые люди не останавливаются на одном рабочем месте, сменяя их в зависимости от своих возможностей и стоящих перед ними задач. Кроме того, актуальность исследования трудовых ценностей молодых людей подтверждается публикациями научных и научно-популярных работ, а также организациями конференций по данной тематике. Так, в рамках V Санкт-Петербургского международного молодежного форума труда одним из вопросов обсуждения стали ценности поколение Z и их карьерные траектории2. При этом это поколение не так давно вышло на рынок, а потому проведенные ранее исследования требуют уточнения данных. Кроме того, данное исследование направлено на выявление представлений молодых людей о трудовых ценностях, то есть предполагает возможность взглянуть на данную тематику с точки зрения самих респондентов.
Объект - представители российского поколения Z на примере работающих жителей Санкт-Петербурга в возрасте 18-23 лет.
Предмет - представления российского поколения Z о трудовых ценностях.
Цель - выявить, какие существуют значимые характеристики работы с точки зрения представителей российского поколения Z, т.е. их представления о трудовых ценностях.
Задачи.
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению трудовых ценностей.
2. Рассмотреть трудовую деятельность в современном обществе как условие формирования трудовых ценностей.
3. Изучить характеристики поколения Z и условия их социализации.
4. Проанализировать эмпирические исследования трудовых ценностей современного российского поколения Z.
5. Выявить особенности представлений российского поколения Z о трудовых ценностях на примере жителей Санкт-Петербурга в возрасте 18-23 лет.
...
Трудовая деятельность в настоящее время подвержена многим изменениям, что дает больше возможностей выбора форматов работы и предъявляет новые требования к работникам при выходе на рынок труда и занятости. В настоящее время постепенно вступают в трудовые отношения и становятся участниками рынка труда представители поколения Z. Данное поколение представляет интерес для многих исследователей. Отмечается, что его представители отличаются от более старших работников, они обладают набором уникальных характеристик, а потому представляет интерес рассмотреть их ценности с их собственной точки зрения.
В ходе теоретической подготовки исследования было рассмотрено, какие существуют определения и классификации трудовых ценностей. Под трудовыми ценностями в данной работе понимаются связанные с трудовой деятельностью значимые факты, объекты или явления, которыми могут выступать как сама трудовая деятельность и ее компоненты, так и цели и состояния, достижению которых она способствует. Они могут отражаться в представлениях, что было исследовано в эмпирической части работы, а также в убеждениях и действиях человека. На основе теоретического анализа были выделены трудовые ценности, относящиеся к организации трудового процесса, характеристикам работников, характеристикам организации (компании), содержанию трудовой деятельности, категориям оценки деятельности работником, целям и результатам работы. При этом трудовые ценности связаны с той трудовой деятельностью, которая относится к занятости, или работе, т.е. производству товаров или услуг за плату или прибыль для удовлетворения общественных интересов.
Что касается самой трудовой деятельности в современном обществе, то происходящие изменения создают разнообразие в форматах работы, что предоставляет больше возможностей выбора для работников . Такие составляющие трудовой деятельности, как единственное предприятие за всю трудовую карьеру, постоянная профессия, внимание к стажу и стабильная заработная плата если не заменяются, то как минимум дополняются такими элементами как проектный подход, частичная занятость, фриланс, гибкость рынка труда. Различия в условиях работы стали основанием для подбора респондентов для данного исследования.
Кроме того, возрастают требования к работникам, которые предъявляют не столько работодатели, сколько условия функционирования на рынке, главным из которых является наличие способности к непрерывному самообучению и развитию своего потенциала. Если по итогу теоретического анализа был сделан вывод, что более интересным и значимым для работников является
квалифицированный труд, то полученные в ходе исследования данные показывают, что это характерно только для тех работников, которые
определились с интересующими их задачами. В остальных случаях большее значение имеют внешние трудовые ценности, связанные с характеристиками компании и организацией трудового процесса.
Также были рассмотрены характеристики поколения Z, представленные в научной литературе, среди которых главными отмечают активное использование смартфонов, индивидуализация, а также открытость новому опыту. При анализе эмпирических исследований поколения Z можно сделать вывод, что многие трудовые ценности являются для них важными, а наибольшее значение имеют заработок и интересная работа. Большее стремление к разнообразию и творчеству в работе наряду со снижением ценностей общественно полезной работы, карьерного роста, приложения большого количества усилий отличает молодых людей от более старших.
В соответствии с поставленными в программе исследованиями задачами, были проанализированы представления респондентов об их трудовых ценностях. Респондентами были выбраны 10 работающих жителей Санкт- Петербурга в возрасте 18-23 лет.
...
1. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N. Y.: Basic Books, 1976. 301 pp.
2. de Boer P. et al. Generation Z work values: A cross-national analysis //CCBC 2021. 2021. P. 188.
3. Elizur D. et al. The structure of work values: A cross cultural comparison //Journal of Organizational Behavior. 1991. V. 12. N. 1. P. 21-38.
4. Gabrielova K., Buchko A. A. Here comes Generation Z: Millennials as managers //Business Horizons. 2021. V. 64. N. 4. P. 489-499.
5. Generation-z noun - Definition, pictures, pronunciation and usage notes |
Oxford Advanced Learner’s Dictionary at OxfordLearnersDictionaries.com [Электронный ресурс]. URL:
https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/generation-z (дата обращения: 08.02.2023).
6. Google it first // OSlash [Электронный ресурс]. URL:
https://www.oslash.com/learning-center/google-it-first (дата обращения:
01.04.2023).
7. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584
to 2069. New York: William Morrow & Company. URL:
https://archive.org/stream/GenerationsTheHistoryOfAmericasFuture1584To2069By WilliamStraussNeilHowe/Generations+The+History+of+America%27s+Future%2C +1584+to+2069+by+William+Strauss+%26+Neil+Howe_djvu.txt (дата обращения: 22.08.2022).
8. Lev T. A. et al. Generation Z: Characteristics And Challenges To Entering The World Of Work //CrossCultural Management Journal. 2021. N. 1. P. 107-115.
9. Rokeach M. The Nature of Human Values. New York: The Free Press, 1973. Pp. 438.
10. Ros, M., Schwartz, S. H., & Surkiss, S. Basic individual values, work values, and the meaning of work. Applied Psychology, 1999. N. 48(1). P. 49-71.
11. Salleh M. S. M., Mahbob N. N., Baharudin N. S. Overview of “generation Z” behavioural characteristic and its effect towards hostel facility //International Journal of Real Estate Studies. 2017. V. 11. N. 2. P. 59-67.
12. Schwartz S. H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? //Journal of social issues. 1994. V. 50. N. 4. P. 19-45.
13. Teo T. Do digital natives differ by computer self-efficacy and experience? An empirical study //Interactive Learning Environments. 2016. V. 24. N. 7. P. 17251739.
14. Tidhar L. et al. Who is Afraid of Generation Z? The Intergenerational Gap Affecting the World of Work Post-COVID-19 Era //Logos, Universality, Mentality, Education, Novelty. Section Social Sciences. 2022. V. 11. N. 1. P. 1-17.
15. Twenge J.M. iGen: Why Today’s Super-Connected Kids Are Growing Up Less Rebellious, More Tolerant, Less Happy and Completely Unprepared for Adulthood - and What That Means for the Rest of Us. New York: Atria Books, 2017. 342 pp.
... всего 101 источников