Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ
ТЕРРИТОРИИ 7
§ 1.1. История развития, общие положения и виды КРТ 7
§ 1.2. Реализация отдельных видов КРТ, возможности изъятия земельных участков 13
§ 1.3. Градостроительная документация, гарантии субъектов при осуществлении
КРТ и инструментарий финансирования ПКРТ 23
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ, АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И
ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ КРТ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 34
§ 2.1. Понятие качества городской среды, обзор реализованных и планируемых проектов КРТ в Санкт-Петербурге 34
§ 2.2. Проведение сравнительного анализа проектов «Балтийская жемчужина» и «Солнечный город» 42
§ 2.3. Оценка эффективности влияния проектов «Балтийская жемчужина» и «Солнечный город» на развитие городской среды 50
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ИНСТИТУТА КРТ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ КРТ. ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОЕКТОВ КРТ НА ГОРОДСКУЮ СРЕДУ 62
§ 3.1. Определение проблем и разработка предложений по изменению института
КРТ для повышения эффективности проектов КРТ 62
§ 3.2. Перспективы развития городской среды за счет совершенствования института
КРТ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ И АББРЕВИАТУР 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
Санкт-Петербург - быстро развивающийся город, которому свойственно расширение границ. Для успешного освоения новых территорий, уже имеющиеся должны отвечать определенным требованиям и отличаться хорошим благоустройством и высокими показателями качества городской среды (как экономическими, так и социальными).
В настоящее время одним из наиболее значимых вопросов развития городов является создание и реализация проектов комплексного развития территорий, которые направлены на улучшение городской среды, повышение качества жизни населения и привлечение инвестиций. Такие проекты включают в себя комплекс мероприятий, которые охватывают не только благоустройство территории, но и строительство новых объектов социальной и транспортной инфраструктуры.
В контексте Санкт-Петербурга, в котором живут более 5,5 миллионов человек, вопрос развития городской среды является одним из ключевых. В связи с этим, важным становится исследование влияния ПКРТ на качество городской среды Санкт-Петербурга. Работа по данной теме позволит определить состояние проектов КРТ в городе и оценить, насколько эффективны такие проекты, как они влияют на городскую среду.
На основе вышеобозначенных фактов можно сделать вывод, что выбранная тема работы является актуальной и практически значимой.
Цель и задачи работы.
Цель настоящей работы заключается в определении сущности проектов комплексного развития территорий, а также выявлении их влияния на развитие городской среды Санкт-Петербурга.
Задачи работы:
1. Рассмотрение института комплексного развития территорий с целью определения его сущности, выявления проблематики и дискуссионных моментов в нем;
2. Разработка инструмента, позволяющего проводить оценку эффективности проектов комплексного развития территорий с точки зрения их влияния на развитие городской среды;
3. Формирование предложений, призванных решить существующие проблемы и улучшить институт комплексного развития территорий как основной инструмент развития городской среды.
Объекты и предмет работы.
Объектами исследования в данной работе стали проекты комплексного развития территорий в Санкт-Петербурге.
Предмет работы - влияние проектов комплексного развития территорий на развитие городской среды Санкт-Петербурга.
Теоретическая основа работы.
Для изучения теоретических основ института комплексного развития территорий использовались научные статьи, лекции специалистов рассматриваемой области, нормативно-правовые акты, такие как Конституция РФ, Градостроительный и Земельный кодексы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, закон Санкт-Петербурга...
Задача развития городов в условиях нехватки свободных для застройки территорий является очень важной, в частности, для Санкт-Петербурга. Инструментами, призванными решить данную задачу, стали проекты комплексного развития территорий. Именно им была посвящена данная работа.
В первой главе работы было проанализировано новое законодательство, регулирующее процесс КРТ, на основе чего были выявлены характеристики «комплексности», которые заключаются в следующем: комплексное развитие территории включает в себя не только строительство многоквартирных жилых домов, объектов социальной, деловой и инженерной инфраструктуры, но и подготовку градостроительной документации, за счет чего территория может развиваться в рамках единой концепции. В работе рассмотрены все виды комплексного развития территорий, и выявлены особенности каждого из них.
В ходе анализа градостроительной документации был получен вывод о необходимости создания мастер-планов (при реализации проектов КРТ,) задачей которых станет оценка состояния территорий, планируемых к комплексному развитию, выявление существующих проблем и оценка «зон роста» территории с точки зрения развития городской среды.
Вторая часть работы была посвящена непосредственно состоянию проектов комплексного развития территорий в Санкт-Петербурге и выявлению проблем, которые не позволили начать реализовывать такие проекты в городе. Среди основных проблем можно выделить наличие нерешенных вопросов с законодательством, в частности, с законом Санкт-Петербурга №444-59, отсутствие уникального подхода к разработке программ КРТ в городе, нежелание собственников старых домов менять локацию проживания при расселении многоквартирных домов вкупе с отсутствием свободных для застройки территорий в непосредственной близости от таких домов. Решением данной проблемы наряду с более тщательной подготовкой законодательства видится смещение внимания с комплексного развития жилой застройки на реновацию промышленных территорий города.
Важной частью главы стала разработка инструмента, позволяющего оценивать качество проектов КРТ и крупномасштабных проектов жилой застройки, сравнивать их между собой и оценивать их влияние на развитие городской среды всего города. Данный инструмент включал в себя оценку пяти пространств по трем показателям. С использованием данного инструмента была проведена оценка и сравнение двух проектов крупномасштабной жилой застройки - «Балтийской жемчужины» и «Солнечного города», по результатам которой был сделан вывод о том, что подобные проекты по-разному 76
воздействуют на городскую среду. Не всегда изменения качества городской среды при реализации таких проектов являются положительными...
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 01.2020) [Электронный ресурс] // Компания «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ
[Электронный ресурс] // Компания «КонсультантПлюс».
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ [Электронный ресурс] // Компания «КонсультантПлюс».
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ
[Электронный ресурс] // Компания «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 30.12.2020 №494-ФЗ «О внесении изменений в
Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения
комплексного развития территорий» [Электронный ресурс] // Компания «КонсультантПлюс».
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Компания «КонсультантПлюс».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2019 №510-р «Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды» [Электронный ресурс] // Компания «КонсультантПлюс».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2021 №701 «Об утверждении Правил проведения торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, Правил определения начальной цены торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории при принятии решения о комплексном развитии территории Правительством Российской Федерации и Правил заключения договора о комплексном развитии территории посредством проведения торгов в электронной форме» [Электронный ресурс] // Компания «КонсультантПлюс».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 №846 «Об
определении случаев предоставления субсидий лицам, заключившим
договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в
соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации...» [Электронный ресурс] // Компания «КонсультантПлюс».
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2020 №1260 «Об утверждении Правил согласования включения в границы территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, земельных участков для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур» [Электронный ресурс] // Компания «КонсультантПлю с».
11. Закон Санкт-Петербурга от 06.05.2008 №238-39 «Об адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» [Электронный ресурс] // Компания «Кодекс».
12. Перечень поручений от 10.03.2021 №Пр-520 «Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства» [Электронный ресурс] // Компания «КонсультантПлюс».
13. Алексеев М.С., Арутюнян Л.В., Васильева А.В. и др. Юридический справочник застройщика, 7-я редакция / Под ред. Д.С. Некрестьянова. - СПб, 2023. - 411 с.
14. Анистратенко М.А., Баринов В.Н., Васильчикова Е.В. Инструменты государственно-частного партнерства при финансировании проектов комплексного развития территории // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №74. - С. 39-44.
15. Башарин А.В. Новеллы комплексного развития территории. Лекция. // Современные проблемы права недвижимости и землепользования, 2021...33