ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8
1.1. История и терминология образования 8
1.2. Теоретические аспекты патриотизма и патриотического
воспитания 23
1.3. Особенности патриотического воспитания в России 37
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 46
2.1. Оценка восприятия педагогами изменений в патриотическом
воспитании школьников 46
2.2. Оценка школьниками современного подхода к патриотическому
воспитанию 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность исследования. Исследование патриотического воспитания школьников в России является актуальным по нескольким причинам.
Во-первых, патриотическое воспитание является одной из важнейших задач образовательной системы, поскольку формирование гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине среди молодого поколения имеет огромное значение для будущего страны, поскольку патриотизм выступает одной из важнейших составляющих национальной идентичности, и позволяет укреплять чувство принадлежности к Родине, сохранять ее культурное наследие, историческую память и традиции.
Во-вторых, в последние годы в России наблюдается усиление интереса к национальным традициям и культуре, и патриотическое воспитание является неотъемлемой частью этого процесса.
В-третьих, с учетом текущей геополитической обстановки в мире, в том числе и в связи с возрастающей ролью России на международной арене, патриотическое воспитание школьников становится особенно важным. Кроме того, в условиях глобализации и ускоренного темпа жизни патриотическое воспитание может способствовать укреплению национальной безопасности и устойчивости государства. Оно помогает воспитывать граждан, готовых защищать свою Родину и ее интересы, способных к самопожертвованию и коллективному действию в экстремальных ситуациях.
Таким образом, исследование патриотического воспитания школьников в России является актуальным и важным для обеспечения успешного развития страны в будущем.
Степень научной разработанности. В рамках данного исследования использованы работы авторов, которые раскрывают специфику образования: С.
H. Джураева, П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, А. В. Никифорова, А. М. Осипов, Л. В. Романюк, В. П. Рыжов и др.
Для раскрытия теоретических аспектов патриотизма и патриотического образования используются работы А. В. Азаравой, С. Г. Карпюка, В. А. Ливцова, А. В. Павлова, А. С. Пожидаева, Т. Н. Пиняевой, Э. В. Рунга и др.
Для выявления особенностей эволюции патриотического образования школьников в России используются работы И. Б. Гаврилова, Р. Н. Добромолова, К. Ю. Милованова, Ю. М. Перевозкина, Л. В. Смирновой, В. А. Сухомлинского, И. А. Федосеевой и др.
Объектом данного исследования выступает патриотическое воспитание школьников.
Предметом - особенности эволюция патриотического воспитания в системе школьного образования Российской Федерации.
Целью данного исследование выступает выявление особенностей эволюции патриотического воспитания в системе школьного образования Российской Федерации...
Таким образом, в рамках выпускной квалификационной работы были рассмотрены ключевые теоретические аспекты исследования образования.
Было выявлено, во-первых, что образование или же дидактика сформировалось как самостоятельный предмет для изучения достаточно давно, и на это непосредственно повлияла его особая значимость в социальном плане. В общем смысле под образованием понимается процесс развития личности посредством приобретения новых знаний и навыков. Существуют три основных подхода к изучению сущности образования, основанные на специфике понимания человеческой природы: механистический, дидактический и гуманистический. Каждая из групп теорий по-разному отвечает на вопрос о том, что происходит с человеком по мере его образования. В рамках этих теорий разрабатываются и конкретные концепции, направленные на изучение более частных вопросов образования, касающихся, как правило, непосредственно познавательного механизма психики. Школьное образование и школа как феномен и социальный институт изучается в социологии образования (среди зарубежных исследователей уже сформировано самостоятельное направление - социология школы). В рамках данного научного вектора школа исследуется не только и не столько как исключительно образовательный институт, а, скорее, как институт для организации социального взаимодействия. Так, она является посредником между отдельным индивидом и обществом, которое, в свою очередь, через систему образования может транслировать определенные знания и ценности, необходимые для его эффективного функционирования (например, через патриотическое воспитание). Также социализация школьников предполагает собой сложный и многогранный процесс, в котором участвуют различные агенты. Семья, сверстники, школа, СМИ, общество и культурные факторы вносят свой вклад в формирование ценностей, убеждений, поведения и социальных навыков детей. При этом, именно школы играют важнейшую роль как формальные институты, обеспечивающие необходимую среду для социализации. Однако, важно понимать, что социализация не ограничивается только школьной средой. Семейные отношения, средства массовой информации, взаимодействие со сверстниками и вливание в культурный контекст также оказывают значительное влияние на социальное развитие ребенка. Понимание различных факторов социализации помогает нам оценить сложность этого процесса и подчеркивает важность создания позитивной и инклюзивной среды в школах и за их пределами...