ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ 7
1.1 Подходы к изучению социального доверия в неоинституциональной парадигме 7
1.2 Социальное доверие в аспекте государственного контроля 19
1.3 Социальное доверие и государственный контроль в эпоху цифровизации 30
ГЛАВА 2. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ 41
2.1 Принципы построения социальных рейтингов 41
2.2 Особенности азиатской культуры в государственном управлении 50
2.3 Внедрение системы социального доверия в Китае 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
Доверие в обществе играет важную в роль в экономической, социальной, политической сфере. В экономике доверие играет ключевую роль при заключении сделок, в финансово-кредитных отношениях доверие в виде рейтингов показывает добропорядочный ли клиент. В политической сфере социальное доверие является ресурсом, аккумулируя который, государство может сохранять внутреннюю безопасность.
В связи с этим возникает вопрос, возможно ли создать в обществе благоприятную среду для создания доверительных отношений между гражданами и государством, которая обеспечила бы добропорядочность субъектов во всех сферах жизни общества.
Это становится особенно актуальным в эпоху цифровизации, когда уровень человеческой коммуникации вырос многократно. Благодаря Интернету у человека появилась возможность покупать, работать, учиться не выходя из дома. Интернет способствует созданию новый социальных групп. Любой сейчас может познакомиться в сети, найти единомышленников, друзей. В совокупности это привело к тому, что человек стал более социально активным. Чем сильнее члены общества коммуницируют друг с другом и государством, тем актуальнее становится вопрос о доверии между ними.
Помимо положительных сторон, цифровизация имеет отрицательные. Высокий уровень социальной активности общества чреват возникновением разного рода опасностей. Появляются киберпреступления, мошенничество в сфере финансовых отношений. Более того, новые социальные группы могут иметь экстремистский характер, который в конце концов может перерасти в террористическую деятельность. Поэтому появилась необходимость в цифровизации и государственного контроля.
Система социального доверия является закономерным итогом цифровизации государственного контроля. В цели системы социального доверия входят не тотальный контроль над личностью, а сохранение стабильности и атмосферы безопасности в обществе, путем стимулирования доверительных отношений между членами этого общества.
Степень научной разработанности:
Проблему доверия затрагивали неоинституционалисты, теоретическая база которых основывается на работах Т. Веблена (“Теория праздного класса”), Кеннета Эрроу (работа 1951 г. “Социальный выбор и индивидуальные ценности”), Рональда Коуза (“Природа фирмы”, 1937).
В рамках неоинституционализма существовало несколько подходов к видению доверия в обществе. Одно из них рассматривало доверие как рациональное поведение в ситуации неопределенности. Американский социолог Дж. Коулман подразумевал под доверием набор решений, принимаемых в ситуациях риска.
Иной подход говорит о том, что доверие нерационально. Доверительное отношение одних к другим складывается из интерпретации знания о доверенном лице, которое основано на прошлом опыте, личных ценностях, что в конечном итоге приводит к нереальности рационалистической основы.
Доверие рассматривалось в рамках работ исследователей социологического неоинституционализма Мейера, Роуэна, ДиМаджио и Пауэлла. Доверие сводилось к легитимности. Понятие легитимности является центральным в теории организационных полей и изоморфизма ДиМаджио и Пауэлла.
Рассматривалась связь между доверием и государственным контролем. Важными при рассмотрения государственного контроля являются работы отечественных исследователей Ю. А. Тихомирова, А. Л. Миронова.
В вопросе цифровизации публичной власти необходимо выделить работы Л. В. Сморгунова, О. А. Игнатьевой, К. С. Кондратенко, А. В. Мартынова.
Государственный контроль вызывает недоверие в обществе. Причину этого недоверия можно рассмотреть через концепцию управленческой ментальности Мишеля Фуко...
Следуя цели исследовательской работы были выявлены особенности системы социального доверия как формы государственного контроля в эпоху цифровизации на примере КНР. Социальное доверие — это связь, объединяющая элементы общественной сети на основе добропорядочности. Социальное доверие присутствует и в частной, и в общественной сфере жизни общества. Исходя из этого перед авторами ССР встала задача создать такую систему, которая исключала бы фактор недоверия в обществе, который тормозит общественный прогресс.
В ходе работы были проанализированы факторы доверия в рамках неоинституциональной парадигмы, рассмотрено социальное доверие в аспекте государственного контроля, выявлено развитие государственного контроля и социального доверия на этапе цифровизации, установлены принципы построения социальной рейтингов, систематизированы особенности азиатской культуры в аспекте государственного управления, рассмотрен опыт внедрения системы социального доверия на примере Китая.
Доверие является важным элементом общественных отношений. Акцент был сделан на рассмотрении доверия в рамках экономического и экономического неоинституционализма. Было выявлено, что доверие играют важную роль в экономических и общественных отношениях.
Рассматривая социальное доверие в контексте государственного контроля, было выявлено, что цель государственного контроля — это сохранение атмосферы безопасности в обществе. Вместе с этим сам государственный контроль порождает недоверие в обществе. В рамках концепции управленческой ментальности Фуко выявлено, что в цифровую эпоху недоверие рождается из-за опасности личной жизни населения.
Также было выяснено, что принципы построения системы социального рейтинга подобны принципу построения скоринговых рейтингов. Схожие с ССР элементы можно обнаружить в деятельность кредитных бюро, в частности в деятельности SCHUFA.
Система социального рейтинга в Китае имеет культурный фундамент. Конфуцианство послужило идейной базой для системы социального рейтинга в Китае. Социальный кредит не противоречит политической культуре Китая, а менталитет китайцев делает ее функционирование эффективным.
Социальный кредит в Китае имеет структуру, стержнем которой является национальная платформа обмена кредитной информацией. Вся система подконтрольна Коммунистической Партии Китая. Уже существующий функционал ССР в виде коммерческих и государственных проектов, “черных” и “красных” списков, согласованных наказаний позволяет сказать о работоспособности системы. Однако она остается несовершенной, ввиду возникающих ошибок технического характера и противоречий с населением специальных административных регионов, в частности Гонконга.
Возникает закономерный итог, возможно ли создание подобных систем в других государствах. Для ответа на этот вопрос подчеркнем, что, как и скоринговые модели различных кредитных организаций, система социального рейтинга должна быть гибкой. Система социального рейтинга может быть введена в других государствах, однако ее необходимо адаптировать, чтобы она не противоречила культурным ценностям государства, в котором планируется подобный проект....
1) "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // consultant.ru URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/4ad68a20a41c742 9791e5942e898312c4569ef46/ (дата обращения: 17.05.2023).
2) Holsti O. Foreign Policy Formation Viewed Cognitively / Axelrod R. (ed.) Structure of Decision: The Cognitive Maps of Political Elites. Princeton, New Jersey : Princeton University Press, 1976.
3) Tolstikova I.I., Ignatjeva O.A., Kondratenko K.S., Pletnev A.V. Generation Z and Its Value Transformations: Digital Reality Vs. Phygital Interaction // Digital Transformation and Global Society. 5th International Conference, DTGS 2020, St. Petersburg, Russia, June 17-19, 2020. Revised Selected Papers. Springer, 2020 (Scopus EID 2-s2.0-85101591929; DOI: 10.1007/978- 3-030-65218-0_4)
4) Алишев Т.Б. Основные теоретические подходы к интерпретации феномена доверия в социологии // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2009. №5-1. — С.24-27
5) Атаисматов И. Электронное правительство // Наука и современность. 2016. №48. — С.59
6) Ахметова Л.А., Хашпакова Р.Р. Проблемы внедрения кредитного скоринга // Экономика и социум. 2015. №1-2 (14). — С.291-293
7) Ачкасов В. А., Елисеев С. М., Ланцов С. А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. М.: Аспект-Пресс, 1996. С. 36-38
8) Бояркина А.В. Идеи конфуцианства в государственной идеологии КНР // Россия и АТР. 2011. №4.
9) Валитова Е.Р. Угроза распространения идеологии ИГИЛ через виртуальные социальные коммуникации // Обзор.НЦПТИ. 2017. №1 (10).
— С.56-58
10) Ван Сюй. Особенности политической культуры Китая // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2016. №3 (40). - С.57-59
11) Вторушина Е. В., Селюк А. В. Оценка кредитоспособности заемщиков в ключевых странах мирового сообщества // Актуальные вопросы экономических наук. 2013. №29-1. — С.8
12) Выступление главы КНР Си Цзиньпина на Генеральной Ассамблее ООН [Электронный ресурс] // ИНОСМИ.РУ : [сайт]. URL: http://inosmi.ru/world/20151001/230573187.html(дата обращения: 13.05.2023).
13) Гарфинкель Г. Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условия стабильных согласованных действий / Пер. с англ. А. М. Корбута. — Социологическое обозрение, 2009. — Т. 8. — № 1. — С.3
14) Головкова Е.А. Становление конфуцианства как государственной идеологии в Корее // Казанский вестник молодых учёных. 2020. №2. — С.83-85
15) Гудулова Г.О. Контроль поведения госслужащих в Интернете как средство повышения доверия органам государственной власти // АНИ: экономика и управление. 2018. №1 (22). — С.304..(65)