ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. РЕЗУЛЬТАТЫ IPO И РЕПУТАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО БАНКА 8
1.1 Первичное публичное размещение акций (IPO) 8
1.1.1. Причины выхода компании на IPO 8
1.1.2. Участники IPO 10
1.1.3. Этапы IPO 12
1.1.4. Издержки IPO 14
1.1.5. Альтернативы IPO 15
1.1.6. Глобальный и российский рынки IPO 16
1.2. Оценка результатов IPO 20
1.2.1. Феномен недооценки IPO 21
1.2.2. Теории недооценки IPO 22
Теории асимметрии информации 22
Теории разделения собственности и контроля 26
Институциональные теории 27
Поведенческие теории 27
1.2.3. Недооценка IPO в разных странах мира 28
1.3 Роль инвестиционного банка в процессе IPO 30
1.3.1 Инвестиционные банки в процессе IPO российских компаний 30
1.3.2. Репутация инвестиционного банка 33
1.3.3 Обзор исследований о роли инвестиционных банков в процессе IPO 34
1.3.4. Методы ценообразования IPO 37
1.4. IPO Дикси: пример влияния инвестиционных банков на результаты IPO 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЗУЛЬТАТОВ IPO И РЕПУТАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО БАНКА 42
2.1. Методология исследования и выдвигаемые гипотезы 42
2.2. Описательная статистика переменных 44
2.3. Формирование выборки 45
2.4. Измерение репутации инвестиционного банка 47
2.5. Результаты регрессионного анализа 49
2.6. Комиссионное вознаграждение банков и недополученный капитал компании 54
2.7. Выводы и практические рекомендации 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Приложение 1. Список компаний, включенных в выборку 65
Приложение 2. Корреляционные матрицы переменных 66
Приложение 3. Модели линейной регрессии 67
Приложение 4. Показатели VIF 71
Приложение 5. Тест Бреуша – Пагана 72
Приложение 6. Тест на равенство средних 73
Первичное публичное размещение (IPO) является важной ступенью развития компании. С помощью данного инструмента компания не только приобретает статус публичной, но и получает множество выгод и преимуществ. Среди них можно выделить получение доступа к капиталу широкого круга инвесторов, получение оценки рыночной стоимости компании и повышение ее капитализации, улучшение имиджа, престижа и репутации компании.
Для оценки эффективности результатов IPO используются различные подходы и одним из них является измерение величины недооценки акций при IPO. Недооценка акций является одной из аномалий, присущих IPO, и возникает в том случае, когда цена закрытия первого дня торгов превышает цену предложения акций. В результате недооценки акций размер привлекаемого с помощью IPO капитала снижается по сравнению с потенциальным, тем самым уменьшая эффективность выхода на биржу как инструмента привлечения инвестиций.
Многие ученые посвятили свои исследования анализу феномена недооценки. Во многих научных работах были выдвинуты ряды гипотез и концепций, объясняющих феномен недооценки. Среди наиболее известных работ можно выделить исследования К. Рокка[Rock, 1986], Р. Битти и Дж. Риттера[Beatty, Ritter, 1986], А. Льюнкгвиста [Ljungqvist, 2004], К. Хэнли[Hanley, 1993].
Ряд ученых уделил особое внимание исследованию влияния инвестиционных банков на результаты IPO компаний. Результаты IPO были оценены посредством измерения величины недооценки акций, а в качестве характеристики инвестиционных банков была выбрана репутация банков. В одних работах под репутацией подразумевается непосредственно “престиж” банков, рассчитанный на основе рейтингов экспертов, в других подразумевается опыт банков, рассчитанный на основе выбранного показателя, которым может являться выручка банков, доля рынка, количество проведенных IPO.
Инвестиционные банки являются важными участниками процесса IPO компаний. Роль банков заключается в обеспечение полностью подписанного предложения акций посредством андеррайтинга, маркетинга и управленческих сопутствующих услуг. От действий банковского синдиката во многом зависят результаты IPO.
Многие исследователи установили наличие отрицательной взаимосвязи между репутацией инвестиционных банков и величиной недооценки акций, среди них Р. Картер и С. Манастер[Carter, Manaster, 1990], Р. Микаэли и В. Шау [Michaely, Shaw, 1994].
На российском рынке IPO наличие феномена недооценки акций было подтверждено в исследованиях [Loughran, Ritter, Rydqvist, 2017], [Лукашов, Могин, 2007],однако анализу влияния инвестиционных банков на результаты IPO российских компаний было посвящено мало работ. В исследовании [Ивашковская, Харламов,2007] авторы проанализировали взаимосвязь различных факторов и недооценкиIPO, а также установили, что средняя величина недооценки на российском рынке составляет 4,98%.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию взаимосвязи между результатами IPO компании и репутацией инвестиционных банков. В данной работе под репутацией подразумевается опыт банков, и непосредственно сам термин “репутация” используется для сохранения единой терминологии с западными исследователями. Опыт банков измеряется на основе полученной выручки от проведенных ранее IPO.
Работа представляет собой эмпирическое исследование, ее цель можно сформулировать следующим образом: выявить взаимосвязь между результатамиIPO компаний и репутацией инвестиционных банков, являющихся организаторами данных IPO.
Для достижения данной цели были поставлены и выполнены следующие задачи:
1. Изучить процесс IPO, выделить основные причины выхода компаний на IPO, главных участников, этапы и издержи данного процесса.
2. Изучить способы оценки результатов IPO, предложенные исследователями.
3. Изучить феномен недооценки IPO и последствия данного феномена для компаний.
4. Провести обзор классической литературы и современных исследований, посвященных анализу феномена недооценки IPO.
5. Провести обзор исследований, посвященных изучению роли инвестиционных банков в процессе IPO.
6. Провести эмпирическое исследование, направленное на установление взаимосвязи между результатамиIPO и репутацией инвестиционных банков.
7. Проанализировать результаты исследования и сделать прикладные выводы.
Эмпирическое исследование было проведено при помощи эконометрического пакета Stata. Для проведения исследования была сформирована выборка, состоящая из российских компаний, осуществивших IPO в период с 2005 по 2017 год. В силу нехватки данных по некоторым компаниям в конечную выборку вошли 77российских публичных компаний.
В рамках настоящего исследования использовались следующие источники информации:
1. Проспекты эмиссии акций компаний;
2. Базы данных Thomson ReutersEikon, Preqveca;
3. Сайты фондовых бирж LSE, NYSE, NASDAQ, ММВБ;
4. Деловые и финансовые издания «Ведомости», «Коммерсантъ», РБК, Financial Times, Forbes;
5. Официальные сайты компаний.
Работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена теоретическому описанию выбранной темы и разделена на три смысловые части. В первой части дано определениеIPO, описаны причины выхода на IPO, участники, этапы, издержки и альтернативы IPO, а также проанализированы глобальный и российский рынки IPO. Во второй части представлено обоснование выбора недооценки IPO в качестве оценки результатов IPO, приведено описание феномена недооценки IPO, а также обзор основных теорий, посвященных изучению феномена недооценки и основных причин его возникновения. Третья часть первой главы включает описание роли инвестиционных банков в процессе IPO, а также обзор теорий, выдвинутых исследователями о влиянии банков на результаты IPO. Во второй главе выдвинуты гипотезы работы, описана методология исследования и приведено описание результатов эмпирического исследования по выявлению взаимосвязи между результатами IPO и репутацией инвестиционных банков. На основе результатов исследования сформулированы основные выводы и практические рекомендации.
Данная работа посвящена исследованию взаимосвязи между результатамиIPO компании и репутацией инвестиционных банков, являющихся организаторами данных IPO. Целью работы стало выявление взаимосвязи между результатами IPO компаний и репутацией инвестиционных банков. Для достижения цели исследования был поставлен и выполнен ряд задач.
В первой главе данной работы было дано определение IPO, описаны причины выхода на биржу, основные участники, этапы и издержки. Затем был проведен обзор основных теорий, посвященных изучению феномена недооценки и основных причин его возникновения. После этого была описана роль инвестиционных банков в IPO и проведен обзор теорий, выдвинутых исследователями о влиянии банков на результаты IPO.Кроме того, на был приведен пример реального IPO, на примере которого было продемонстрировано, что инвестиционные банки оказывают значимое влияние на результаты IPO и в определенных случаях их действия могут послужить причиной неудовлетворительных результатов IPO.
Во второй главе данной работы было проведено эмпирическое исследования по выявлению взаимосвязи между результатами IPO компании и репутацией инвестиционных банков. В качестве измерения результатов IPO была использована величина недооценки акций при IPO.Под термином “репутация” подразумевался опыт банков, полученный в результате проведенных ранее IPO и вычисленный при помощи значений ранее полученной выручки от проведения IPO.
Для проведения исследования были выдвинуты три гипотезы о взаимосвязи переменных и величины недооценки IPO. Была сформирована выборка из 77 IPO, проведенных российскими компаниями на различных биржах. Для проверки выдвинутых гипотез была построена модель линейной мультифакторной регрессии.
В результате проведенного исследования первая гипотеза была отклонена:
Гипотеза 1: Имеет место взаимосвязь между страной происхождения двух главных инвестиционных банков, выступающих в роли организаторов размещения, и величиной недооценки IPO.
Это позволило сделать вывод об отсутствии различия в величине недооценки IPO в зависимости от присутствия российского банка в числе двух главных организаторов. Страновая принадлежность банка не является ключевым фактором отличия банков-организаторов друг от друга в рамках анализа недооценки IPO.
Вторая и третья гипотезы были подтверждены:
Гипотеза 2: Имеет место отрицательная взаимосвязь между репутацией инвестиционного банка и величиной недооценки IPO.
Гипотеза 3: Имеет место отрицательная взаимосвязь между размером комиссионного вознаграждения, выплачиваемого синдикату инвестиционных банков, и величиной недооценки IPO.
Данные результаты позволили сделать выводы о значимой роли инвестиционных банков в процессе IPO, а также о том, что ранее полученный банками опыт отрицательно взаимосвязан с возникающей недооценкой IPO.Кроме того, была установлена отрицательная взаимосвязь комиссионного вознаграждения с недооценкой IPO.
Также сравнение комиссионного вознаграждения и недополученного компанией капитала позволило установить, что выплата высокого процента комиссионного вознаграждения выгодна для компаний, стремящихся избежать недооценки. В том случае, когда компании платят низкое вознаграждение, в последствии они теряют значительно больше средств из-за недооценки акций, чем могли бы потратить на увеличение процента комиссии. Этот вывод позволяет предложить определенные рекомендации эмитентам по установлению процента комиссии.
Одним из возможных направлений дальнейших исследований может стать детальное изучение механизмов установления комиссионного вознаграждения банков, являющихся организаторами IPO. К примеру, предметом исследования в таком случае может стать анализ требований со стороны банков к размеру комиссии и готовности компаний выплачивать требуемую сумму. Также можно проанализировать взаимосвязь между размером комиссионного вознаграждения, выплачиваемого синдикату инвестиционных банков, и величиной недооценки IPO на рынках других стран и сделать вывод о имеющихся мировых тенденциях.
Также автору данной работы представляется интересным исследовать взаимосвязь недооценки IPO с показателями операционной деятельности компании, а также обратить внимание на другие теории, объясняющие недооценку акций. К примеру, теорию разделения собственности и контроля на примере IPO российских эмитентов.
1. "Дикси" понизила самооценку [Электронный ресурс] // ВЕДОМОСТИ – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/library/articles/2007/05/17/dixi-ponizila-samoocenku− Загл. с экрана.
2. 10 стартапов, которые выросли в технологических гигантов практики [Электронный ресурс] // ВЕДОМОСТИ – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/galleries/2017/11/26/743117-10-startapov-tehnologicheskih-gigantov#/galleries/140737493658684/normal/4 − Загл. с экрана.
3. Гвардин, С.В, IPO. Стратегия, перспективы и опыт российских компаний – М.: Вершина, 2007. с. 51– 76.
4. Главина, С.Г., Выбор площадки для проведения IPO. Анализ выбора российских эмитентов. Молодой ученый (7) – 2012 – с.69-77.
5. Ивашковская И.В., Харламов В.С., Эффективность ценообразования российских IPO, Электронный журнал «Корпоративные финансы» №3, 2007, с. 53– 63.
6. Лукашов А., Могин. А. IPO от I до O. Пособие для финансовых директоров и инвестиционных аналитиков. Москва: Альпина Паблишер, 2008.
7. Львутин, П.П., Фетцер, О.В. Первичные публичные размещения акций: обзор исследований. Журнал “Корпоративные финансы”, 2007., c. 145-189
8. Московская биржа [Электронный ресурс]// Московская биржа – Режим доступа:https://www.moex.com/s10 свободный. – Загл. с экрана.
9. Провальное IPO Дикси[Электронный ресурс] // Investdunds – Режим доступа: http://stocks.investfunds.ru/news/2751/− Загл. с экрана.
10. Рубцов Б.Б.., Напольнов А.В., Мировой и российский рынки IPO: анализ тенденций и перспектив развития. Стратегические решения и риск-менеджмент (5)– 2011 – с. 60-69.
11. Руководство эмитента [Электронный ресурс]// Московская биржа – Режим доступа:http://ipoguide.moex.com/section-5-3.html. – Загл. с экрана.
12. Рэнкинг организаторов IPO и SPO российских эмитентов в 2017 году [Электронный ресурс]// Cbonds – Режим доступа:http://data.cbonds.info/files/rankings/ipo_and_spo_2017.pdf. – Загл. с экрана.
13. Тернистый путь «Дикси»году[Электронный ресурс] // Retai.ru – Режим доступа: https://www.retail.ru/articles/18698/, свободный. – Загл. с экрана.
14. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ. Принят Государственной Думой 20 марта 1996 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148/
15. Aggarwal, R., 2000. Stabilization Activities by Underwriters after Initial Public Offerings. The Journal of Finance, 55(3), pp.1075-1104.
16. Aggarwal, R.K., Prabhala, N.R., Puri, M., 2002. Institutional allocation in initial public offerings: Empirical evidence. The Journal of Finance, 57, pp. 1422-1442.
17. Allen, F., Faulhaber, G.R., 1989. Signalling by underpricing in the IPO market. Journal of Financial Economics, 23(2), pp. 303-323.
18. Baker, M., Wurgler, J., 2007. Investor Sentiment in the Stock Market. Journal of Economic Perspectives, 21(2), pp. 129-152.
19. Beatty, R.P., Ritter, J.R., 1986. Investment banking, reputation and the underpricing of initial public offerings. Journal of financial economics, 15 (1), pp. 213-232.
20. Benveniste, L. M., and Wilhelm, W.J., 1990, A Comparative Analysis of IPO Proceeds under Alternative Regulatory Environments, Journal of Financial Economics 28, pp. 173–208.
21. Benveniste, L.M., Spindt, P.A., 1989, How Investment Bankers Determine the Offer Price and Allocation of New Issues, Journal of Financial Economics 24, pp. 343–362.
22. Booth, J.R., Smith, R.L., 1986. Capital rising, underwriting and the certification hypothesis. Journal of Financial Economics, 15(1), pp. 261-281.
23. Bower, N.L., 1989. Firm Value and the Choice of of.fering Method in Initial Public. Offerings. The Journal of Finance, 44 (3), pp. 647-662
24. Brealey, R.A., Myers, S.C., Allen, F., 2010. Principles of corporate finance. McGraw-Hill/Irwin.
25. Brennan, M.J., Franks, J., 1997. Underpricing, ownership and control in initial public offerings of equity securities in the UK. Journal of Financial Economics, 45(3), pp. 391-413.
26. Campbell, T.S., Kracaw, W.A., 1980. Information Production, Market Signalling, and the Theory of Financial Intermediation. Journal of Finance, 35(4), pp. 863-882.
27. Carter, R., Manaster S., 1990. Initial Public Offering and Underwriter reputation. The Journal of Finance, 45 (4), pp. 1045—1067.
28. Citigroup прощается с "Дикси" [Электронный ресурс] // Газета Коммерсантъ – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/829456− Загл. с экрана.
29. Cliff, M.T., Denis D.J., 2004. Do Initial Public Offering Firms Purchase Analyst Coverage with Underpricing?The Journal of Finance, 59 (6), pp. 2871-2901.
30. Corwin, S.A., Schultz, P., 2005. The Role of IPO Underwriting Syndicates: Pricing, Information Production, and Underwriter Competition. Journal of Finance, 60(1), pp. 443-486.
31. Derrien, F., Womack, K.L., 2003. Auctions vs. Bookbuilding and the Control of Underpricing in Hot IPO Markets. The Review of Financial Studies, 16(1), pp. 31-61.
32. Draho, J., 2004.The IPO Decision: Why And How Companies Go Public. Edward Elgar Publishing, pp. 46-69
33. Espinasse, P., 2014. IPO : A Global Guide, Expanded. Hong Kong University Press, pp. 232-267.
34. EY – IPO Insights: Comparing global stock exchanges [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/IPO_Insights:_Comparing_global_stock_exchanges//IPO_comparingglobalstockexchanges.pdf – 2009
35. Feldman, D.N., Regulation A+ and Other Alternatives to a Traditional IPO. John Wiley & Sons, Inc.
36. Field, L.C., Sheehan, D.P., 2004. IPO underpricing and outside blockholdings. Journal of Corporate Finance, 10(2), pp. 263-280.
37. Forbes – How Employee Stock Options Work In Startup Companies Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/allbusiness/2016/02/27/how-employee-stock-options-work-in-startup-companies/#7bcb64186633 − Загл. с экрана , 2016
38. Goldstein, M.A., Irvine, P., Puckett, A., 2011. Purchasing IPOs with commissions. Journal of Financial and Quantitative Analysis, 46(5), pp. 1193-1225.
39. Hanley, K., 1993, Underpricing of Initial Public Offerings and the Partial Adjustment Phenomenon, Journal of Financial Economics 34, pp. 231—250.
40. Ibbotson R.G., Sindelar J.L.,Ritter J.R., 1988. Initial Public Offerings. Journal of Applied Corporate Finance (1), pp. 37-45
41. Ibbotson, R.G., 1975, Price Performance of Common Stock New Issues, Journal of Financial Economics 2, pp. 235–272.
42. IPO & SPO российских компаний в 2018 году[Электронный ресурс] // БКС Экспресс – Режим доступа: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/ipo-spo-rossiiskikh-kompanii-v-2018-godu, свободный. – Загл. с экрана.
43. Jensen, M.C., 1986. Agency Costs of Free Cash Flow, Corporate Finance, and Takeovers. The American Economic Review, 76(2), pp. 323-329.
44. Jiao, Y., Kutsuna, K., Smith, R.L., 2014. Why do IPO Issuers Grant Overallotment Options to Underwriters?Journal of Corporate Finance, 44, pp. 34-47.
45. Johnson, W.C., Karpoff, J.M.,Yi, S., 2011. The Bonding Hypothesis of Takeover Defenses: Evidence from IPO Firms. Journal of Financial Economics, 117(2), pp. 307-332.
46. Leland, H.E., Pyle, D.H., 1977. Informational Asymmetries, Financial Structure, and Financial Intermediation, The Journal of Finance, 32(2), pp. 371-387.
47. Li, Y., 2016. Investment bank reputation and IPO qualifications. European Scientific Journal, 12(16), pp. 54-62.
48. Ljungqvist, A., 2004. IPO Underpricing. Handbook of Empirical Corporate Finance, 2, pp. 375-422.
49. Ljungqvist, A., Nanda, V., Singh, R., 2006. Hot Markets, Investor Sentiment and IPO Pricing. The Journal of Business, 79(4), pp.1667-1702.
50. Ljungqvist, A.P., Wilhelm, W.J., 2003, IPO Pricing in the Dot-com Bubble, Journal of Finance 58(2), pp. 723-752.
51. Loughran, T., Ritter, J.R., 2002. Why Don’t Issuers Get Upset About Leaving Money on the Table in IPOs?The Review of Financial Studies, 15 (2), pp. 413-443.
52. Loughran, T., Ritter, J.R., and Rydqvist, K., 1994. Initial Public Offerings: International Insights, Pacific-Basin Finance Journal, 2, pp. 165–199.
53. Marchisio, G., Ravasi, D., 2000. Family firms and the decision to go public: A study of Italian IPOs. SDA Bocconi.
54. Megginson, W.L., Weiss, K.A., 1991. Venture Capitalist Certification in Initial Public Offerings, Journal of Finance, 46(3), pp. 879-903.
55. Michaely, R., Shaw, W.H., 1994. The pricing of initial public offerings: Tests of adverse-selection and signaling theories. Review of Financial Studies, 7(2), pp. 279-319.
56. Prabhala, N., Puri, M., 1999. How Does Underwriter Price Support Affect Ipos? Empirical Evidence. Stanford University.
57. PREQVECA. «База данных IPO и SPO». Информационно-аналитический портал Private Equity and Venture Capital. 2017.[Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.preqveca.ru/placements/
58. PWC –Обзор IPO российских компаний за 2005 – 2014 гг.[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pwc.ru/en/capital-markets/publications/assets/a4_brochure_ipos_rus_print.pdf– 2014
59. PWC– Путеводитель по выходу на IPO [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pwc.ru/en/capital-markets/assets/roadmap-for-an-ipo-rus.pdf– 2013
60. Reuter, J., 2006. Are IPO Allocations for Sale? Evidence from Mutual Funds. Journal of Finance.
61. Ritter, J.R, Welch, I., 2002, A Review of IPO Activity, Pricing, and Allocations, The Journal Of Finance, 57 (4), pp. 1795–1828.
62. Ritter, R. J., 1991. The Long-Run Performance of Initial Public Offerings, The Journal of Finance, pp. 3—27.
63. Rock , K., 1986, Why New Issues are Underpriced, Journal of Financial Economics 15, pp. 187–212.
64. Rydqvist, K., Högholm, K., 1995. Going public in the 1980s: Evidence from Sweden, European Financial Management, 1(3), pp. 287-315
65. Sherman, A.E., 1999. Best Efforts vs. Firm Commitment Initial Public Offerings: Evidence on the Market Feedback Theory. Review of Pacific Basin Financial Markets and Policies, 2(3), pp. 399-417.
66. Stoughton, N.M., Zechner, J., 1998. IPO-mechanisms, monitoring and ownership structure. Journal of Financial Economics, 49(1), pp. 45 -77.
67. Su, C., Bangassa, K., 2011. The impact of underwriter reputation on initial returns and long-run performance of Chinese IPOs, Journal of International Financial Markets, 21(5), pp. 760-791.
68. Thomson Reuters Eikon. 2018. Терминал. Доступ по паролям в библиотеке ВШМ СПБГУ
69. Tinic, S., 1988. Anatomy of Initial Public Offerings of Common Stock. Journal of Financial Economics, 43(4), pp. 789-822.
70. Welch, I., 1992. Sequential sales, learning and cascades. The Journal of Finance, 47(2), pp. 695-732.