Введение 5
Глава 1. Теоретические основы манипулирования прибылью в публичных и непубличных компаниях 8
1.1. Понятие и мотивы манипулирования прибылью 8
1.1.1. Понятие манипулирования прибылью 8
1.1.2. Обзор методов манипулирования прибылью 10
1.1.3. Основные мотивы манипулирования прибылью и их классификация 12
1.2. Особенности и различия частных и публичных компаний 17
1.2.1. Правовые особенности и различия 17
1.2.2. Особенности и различия систем корпоративного управления 19
1.3. Манипулирование прибылью в частных и публичных компаниях 20
1.4. Основные модели оценки уровня манипулирования 24
1.5. Гипотезы исследования 36
1.6. Выводы по главе 37
Глава 2. Эмпирическое исследование манипулирования прибылью в публичных и непубличных российских компаниях 38
2.1. Формирование выборки 38
2.2. Модели исследования 40
2.2.1. Модели измерения манипулирования 40
2.2.2. Модель выявления различий 44
2.3. Описательная статистика 45
2.4. Результаты исследования и их интерпретация 47
2.4.1. Модели измерения манипулирования 47
2.4.2. Модели выявления различий 50
2.5. Дополнительные тесты. Ограничения исследования 58
2.5.1. Проверка функциональной формы. Проверка на мультиколлинеарность 58
2.5.2. Ограничения исследования 59
2.6. Выводы по главе 59
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложения 70
Исторически доминирующей организационно-правовой формой бизнеса являются частные компании: их упоминания встречаются в истории Древнего Рима, и даже ранее. Вопрос же о появлении первых публичных компаний (акционерных обществ) остается предметом для дискуссий, так как они возникали постепенно, эволюционируя из кооперативов и товариществ. Тем не менее, в сообществе историков преобладает точка зрения, что уже на рубеже XVI-XVII веков английская и голландская Ост-Индские компании начали обретать черты современных акционерных обществ.
Исторический этап индустриализации ведущих стран Северной Америки и Европы, сопровождавшийся активным становлением и ростом их экономик, пришелся на конец XVIII - начало XIX веков и способствовал широкому распространению акционерных обществ. Частным предприятиям и самостоятельным инвесторам были недоступны крупные проекты, которые, между тем, в случае их успешного осуществления сулили существенные прибыли. В то же время, акционерные общества позволяли их владельцам объединить средства, аккумулируя фонды в нужных объемах. Однако несмотря на долгую и успешную историю развития и огромное количество компаний-чемпионов, вышедших из колыбели фондового рынка, частные компании все еще продолжают уверенно лидировать по количеству регистраций (исследователи расходятся в оценках точной доли, однако соглашаются, что большая часть компаний являются частными).
Одной из наиболее простых и понятных метрик, позволяющих оценить перспективы инвестирования, является прибыль: в случае ее наличия владелец компании может рассчитывать на рост своего благосостояния в виде дивидендов или прироста капитала (увеличения стоимости своей доли в бизнесе), если же компания терпит убытки, то и инвестор рискует своим состоянием в пределах стоимости своей доли. Таким образом, прибыль для инвесторов является важным первичным показателем «успешности» компании и оценки выгодности инвестирования.
Не менее важным является показатель прибыли для других пользователей финансовой информации: менеджеры получают бонусы в зависимости от значений, которые он принимает, банки и другие кредиторы ориентируются на него как на критерий платежеспособности компании при заключении кредитного договора, власти, наблюдая за бухгалтерской отчетностью, могут судить об устойчивости компании, необходимости оказания ей финансовой поддержки или предоставления иных преференций (установки дополнительных ограничений).
Такое внимание к прибыли заставляет менеджеров пытаться воздействовать на ее значения с помощью различных инструментов: учетных (связанных с учетной политикой и 5
соответствующей свободой управленческого выбора) и неучетных (всех прочих). Методики расчета финансовых показателей компании (в том числе основного - прибыли), раскрываемые в публичной отчетности являются предметом пристального внимания и контроля как со стороны регуляторов, так и финансового сообщества, однако все еще остаются частично под контролем менеджеров благодаря наличию у них свободы управленческого выбора. Эта свобода позволяет менеджерам извлекать выгоды как общекорпоративного (получение субсидий, рост курса акций), так и персонального характера (укрепление репутации, получение бонусов).
Из-за существенных различий в стимулах менеджеров (обеспеченных давлением фондового рынка или формальных требований) частных и публичных компаний логично ожидать от них различного поведения в том числе при манипулировании прибылью. Тем не менее, большинство существующих исследований, сосредотачивавшихся на различиях в манипулировании между публичными и непубличными компаниями, было сконцентрировано либо на отраслях (банки, страховые компании), либо на странах (США, Великобритания) с большей доступностью данных. В российских же исследованиях проблеме такого сравнительного анализа внимания не уделяется.
Основной проблемой данного исследования является сравнительный анализ манипулирования прибылью в публичных и непубличных российских компаниях, долженствующий восполнить существующий пробел в русскоязычных исследованиях этого вопроса. Актуальность данной работы заключается, прежде всего, в выявлении общей склонности российских публичных компаний к манипулированию прибылью по сравнению с частными (или наоборот), что не только вносит свой вклад в российские исследования манипулирования, но и формирует практическую базу для дальнейшего углубленного исследования вопроса (возможно, основанного на инсайдерских данных). Что касается практической применимости, основным бенефициаром работы является широкий круг внешних пользователей финансовой информации: инвесторы, регуляторы. Кроме того, данное исследование может быть использовано собственниками как публичных, так и частных фирм для более полного и правильного рассмотрения вопросов вознаграждения топ-менеджмента (то есть в общем случае для более эффективного разрешения агентской проблемы).
Целью данной работы является проведение эмпирического аналитического сравнения уровней манипулирования в российских публичных и непубличных компаниях. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• Определить феномен манипулирования прибылью, его основные мотивы и методы;
• Исследовать ключевые различия в деятельности публичных и непубличных компаний;
• Исследовать основные особенности и отличия манипулирования в публичных и непубличных компаниях;
• Исследовать существующие инструменты выявления этих отличий и их применимость к российской экономике;
• Протестировать с помощью отобранных инструментов выборку российских компаний на существование различий в уровнях манипулирования между публичными и непубличными компаниями;
• Проинтерпретировать полученные результаты.
Для выполнения поставленных задач по достижению цели данной работы был использован анализ академической литературы, посвященной изучению феномена. Для эмпирической части исследования использовался корреляционно-регрессионный анализ как наиболее мощный статистический инструмент выявления взаимосвязей.
Работа логически разделена на две части: первая содержит аналитический обзор концепций, предлагавшихся в академической литературе на тему манипулирования прибылью. Она начинается с параграфа, раскрывающего концепцию манипулирования как такового: определение, мотивы, методы, а затем переходит к сравнительному анализу особенностей публичных и непубличных компаний и манипулирования в них, после этого подробно анализируются инструменты сравнения, применявшиеся в литературе, в конце главы выдвигаются гипотезы исследования и подводится итог.
Вторая глава содержит в себе методологию и результаты выполненного эмпирического исследования: описывается выборка, выбираются инструменты анализа. Затем приводится описательная статистика, а после - результаты применения выбранных инструментов сравнительного анализа. Далее проверяется качество построенной модели, обсуждаются некоторые ограничения исследования, и, наконец, делаются выводы по главе.
Все данные, использованные для целей исследования, доступны публично в информационной системе СПАРК.
Сегодня самые устойчивые, успешные и эффективные компании - публичные. Однако не менее важную роль продолжают играть и непубличные, частные компании. Среди них есть достаточное количество крупных игроков - настолько крупных, что процесс отделения собственности от управления в них зашел уже достаточно далеко, создавая и в них мощные стимулы для манипулирования прибылью. Целью данной работы было проведение эмпирического сравнения уровней манипулирования в публичных и непубличных компаниях на российских данных.
Вопреки ожиданиям доминирования гипотезы «спроса», основанных на выводах предыдущих исследований проблемы и различиях в требованиях к отчетности, результаты исследования показывают, что статистически значимых различий в уровнях манипулирования при применении отдельных инструментов для измерения учетного и неучетного манипулирования нет. Более того, при использовании более общего инструмента, не нацеленного на конкретный метод манипулирования, выявляется большая склонность публичных компаний к манипулированию, что противоречит выдвинутой гипотезе (гипотезе «спроса») и одновременно свидетельствует в пользу противоположной гипотезы - «оппортунистического поведения». При использовании различных инструментов измерения манипулирования подобная тенденция видна и в отраслях производства различных материалов (в том числе металла), а также в отрасли услуг и торговли. Однако подобная ситуация является скорее результатом аномально низких стимулов менеджеров непубличных компаний, нежели результатом усиления стимулов менеджеров публичных компаний, вызванного ожиданиями фондового рынка и аналитиков: высокая концентрация долей частных российских компаний в руках весьма ограниченного круга лиц (чаще всего физических). Это ведет к практически неограниченному доступу собственников к внутренней информации и, соответственно, усилению контроля за действиями менеджеров, что, в свою очередь, снижает их мотивацию к манипулированию прибылью из-за чрезвычайно высоких рисков разоблачения.
Побочным результатом данного исследование также стало подтверждение наличия обратной взаимосвязи размера компании, ее эффективности, скорости роста, финансового левериджа и доли запасов в активах с уровнем ее вовлечения в манипулирование, постулировавшейся предыдущими исследованиями манипулирования прибылью.
Выводы, полученные в качестве результатов данного исследования, могут быть полезны, в первую очередь, внешним пользователям финансовой информации компании: крупным индивидуальным и институциональным инвесторам, финансовым регуляторам, а также собственникам и членам Советов директоров как публичных, так и частных 62
компаний. Как упоминалось, инвесторы (чаще всего индивидуальные) зачастую чересчур полагаются на простые финансовые метрики, такие как выручка и прибыль, в том числе для сравнения потенциальных выгод от инвестирования в тот или иной проект. Результаты же данного исследования показывают, что не всегда публичные и частные российские проекты могут сравниваться исходя из данных показателей: сравнительный анализ возможностей инвестирования не должен полагаться только на них. Для регуляторов же актуальность заключается в сосредоточении усилий на контроле действий публичных компаний, которые, как показало исследование, в российской экономике более склонны к манипулированию. Наконец, собственники и их представители в Совете директоров на основе представленных выводов смогут принимать более точные и эффективные решения о способах мотивации топ-менеджмента (например, об изменении схемы вознаграждения команды топ-менеджмента при выходе на IPO в связи с изменением стимулов менеджеров к манипулированию).
Исследование имеет несколько ограничений. Во-первых, его результаты не могут быть обобщены на все компании, так как размер компании был ограничен на достаточно высоком уровне как по активам, так и по выручке. Во-вторых, по причине небольшого количества существующих российских публичных компаний, объем использованной выборки был относительно невелик. Для получения более надежных результатов компании были объединены в крупные «сверхотрасли», что не позволяет распространить выводы для отдельных отраслей. Наконец, модель измерения учетного манипулирования, использованная в данной работе, была упрощена в связи с ограниченной доступностью данных, что также могло негативно повлиять на качество измерения, поэтому открытым для исследователей остается вопрос о более эффективном измерении уровня учетного манипулирования в российских компаниях.
1. «Красное и белое», «Дикси» и «Бристоль» завершили слияние [Электронный ресурс]
// Ведомости — Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/09/18/811479-sliyanie(дата обращения: 19.04.2020).
2. База данных СПАРК [Электронный ресурс] // Международная информационная группа ИНТЕРФАКС. — Режим доступа: http://www.spark-interfax.ru/(дата обращения: 11.03.2020).
3. Волков Д. Л. Управление прибылью в деятельности компании: теоретические подходы и эмпирические исследования / Д. Л. Волков, Е. Д. Никулин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент. — 2013. — Вып. 3. — С. 3¬22.
4. Дамодаран, А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов / Асват Дамодаран. — 5-е изд. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. — 1340 с.
5. Кузнецова, Е. Вознаграждение руководителей высшего звена на примере компаний Восточной Европы (опыт эмпирического исследования на данных Bloomberg) [Электронный ресурс] / Е. Кузнецова — НИУ ВШЭ, 2007. — Режим доступа: https://www.hse.ru/data/618/618/1234/19.06.07-Kuznecova.pdf(дата обращения: 30.04.2020).
6. Леванова, Л. Н. Особенности мотивации руководителей высшего звена в России / Л. Н. Леванова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право — 2017. — Т. 17, № 1. — С. 50-55.
7. Лукьянова, А. Е. Прогнозирование уровня манипулирования прибылью компании / А. Е. Лукьянова, Е. Д. Никулин, А. А. Зинченко // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. — 2016. — № 2. — С. 35-61.
8. Миноритарии ТГК-2 подали иск о кандидатах на выборах совета директоров
[Электронный ресурс] // РАПСИ. — Режим доступа:
http://rapsinews.ru/judicial_news/20120404/262692500.html (дата обращения:
23.04.2020).
9. Миноритарии ТГК-2 требуют 13 млрд рублей [Электронный ресурс] // Коммерсант.
— Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/1040090 (дата обращения:
23.04.2020).
10. Никулин, Е. Д. Манипулирование прибылью российскими компаниями при первичном размещении акций / Е. Д. Никулин, А. А. Свиридов // Финансы: теория и практика. — 2019. — T. 23, № 1. — С. 147-164.
11. Сардарова, Б. М. Манипулирование финансовой отчетностью — схемы и симптомы, способы выявления / Б. М. Сардарова // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2009. — № 1. — С. 142-156.
12. Семененко, В. А. Германская и англосаксонская финансовые модели в мире и в России / В. А. Семененко // Вестник экономики, права и социологии. — 2008. — № 2. — С. 64-70.
13. Abernathy, J. Examination of the Tradeoff Between Accruals-based Earnings Management and Classification Shifting / J. Abernathy, B. Beyer, E. Rapley // Kennesaw State University. Faculty Publications. — 2014. — Paper 3675. — P. 1-42.
14. Accounting: The Language of Business / S. Davidson et al. // The Accounting Review. — 1976. — Vol. 51, N. 4. — P. 940-942.
15. Ball, R. Earnings Quality in UK Private Firms: Comparative Loss Recognition Timeliness / R. Ball, L. Shivakumar // Journal of Accounting and Economics. — 2005. — N. 39. — P. 83-128.
16. Beatty, A. The Effects of Taxes, Agency Costs and Information Asymmetry on Eamings Management: A Comparison of Public and Private Firms / A. Beatty, D. G. Harris // Review of Accounting Studies. — 1998. — N. 3. — P. 299-326.
17. Beatty. A. L. Earnings Management to Avoid Earnings Declines across Publicly and Privately Held Banks / A. L. Beatty, B. Ke, K. R. Petroni // The Accounting Review. — 2002. — Vol. 77, N. 3. — P. 547-570.
18. Benefits of Downward Earnings Management and Political Connection: Evidence from Government Subsidy and Market Pricing / H. Jiang et al. // The International Journal of Accounting. — 2018. — Vol. 53, N. 4. — P. 255-273.
19. Bergstresser, D. CEO Incentives and Earnings Management / D. Bergstresser, T. Phlippon // Harvard Business School Working Paper. — 2005. — Paper 640585. — P. 1-29.
20. Brown, L. D. Managerial Behavior and the Bias in Analysts' Earnings Forecasts / L. D. Brown // Department of Accounting. Temple University. — 1998. — P. 1-43.
21. Burgstahler, D. C. The Importance of Reporting Incentives: Earnings Management in European Private and Public Firms / D. C. Burgstahler, L. Hail, C. Leuz // The Accounting Review. — 2006. — Vol. 81, N. 5. — P. 983-1016.
22. Burgstahler, D. Earnings Management to Avoid Earnings Decreases and Losses / D. Burgstahler, I. Dichev // Journal of Accounting and Economics. — 1997. — Vol. 24. — P. 99-126.
23. Chan, D. K. Earnings Management, Incentive Contracts and Private Information Acquisition / D. K. Chan, J. J. Gao // Journal of Accounting and Public Policy. — 2014. — Vol. 33, N. 6. — P. 529-550.
24. Christie, A. Aggregation of Test Statistics: An Evaluation of the Evidence on Contracting and Size Hypotheses / A. Christie // Journal of Accounting and Economics. — 1990. — Vol. 12, N. 1-3. —P. 15-36.
25. Coelho, A. C. / Determinants of Asymmetric Loss Recognition Timeliness in Public and Private Firms in Brazil / A. C. Coelho, F. C. Galdi, A. B. Lopes // Emerging Markets Review. — 2017. — N. 31. — P. 65-79.
26. Cohen, D. Real and Accrual-Based Earnings Management in the Pre- and Post-Sarbanes- Oxley Periods / D. Cohen, A. Dey, T. Lys // The Accounting Review. — 2008. — Vol. 83, N. 3. — P. 757-787.
27. Cook, K. A. Managing Earnings by Manipulating Inventory: The Effects of Cost Structure
and Valuation Method [Электронный ресурс] / K. A. Cook, G. R. Huston, M. R. Kinney // Social Science Research Network. — 2012. — Режим доступа:
https://ssrn.com/abstract=997437(дата обращения: 27.04.2020).
28. Cormier, D. The Contractual and Value Relevance of Reported Earnings in a Dividend- focused Environment / D. Cormier, M. Magnan, B. Morard // European Accounting Review. — 2000. — Vol. 9, N. 3. — P. 387-417.
29. Dechow, P. M. Earnings Management: Reconciling the Views of Accounting Academics, Practitioners, and Regulators / P. M. Dechow, D. J. Skinner // Accounting Horizons. — 2000. — Vol. 14, N. 2 — P. 235-25.
30. DeFond, M. L. Debt Covenant Violation and Manipulation of Accruals / M. L. DeFond, J. Jiambalvo // Journal of Accounting and Economics. — 1994. — Vol. 17. — P. 145-176.
31. Degeorge, F. Earnings Management to Exceed Thresholds / F. Degeorge, J. Patel, R. Zeckhauser // Journal of Business. — 1999. — Vol. 72, N. 1. — P. 1-33.
32. Earnings Management Surrounding Seasoned Bond Offerings: Do Managers Mislead Ratings Agencies and the Bond Market? / G. L. Caton et al. // Journal of Financial and Quantitative Analysis. — 2011. — Vol. 46, N. 3. — P. 687-708.
33. Earnings Management to Avoid Losses and Earnings Declines in Croatia / S. Degiannakis et al. // Computational Economics and Econometrics. — 2019. — Vol. 9, N. 3. — P. 219-238.
34. Embong, Z. Analyst Forecast Accuracy and Earnings Management / Z. Embong, L. Hosseini // Asian Journal of Accounting & Governance. — 2018. — Vol. 10. — P. 97-108.
35. Employee Stock Options, EPS Dilution, and Stock Repurchases / D. A. Bens et al. // Journal of Accounting and Economics. — 2003. — Vol. 36. — P. 51-90.
36. Ewert, R. Earnings Management, Conservatism, and Earnings Quality / R. Ewert, A. Wagenhofer // Foundations and Trends in Accounting. — 2012. — Vol. 6, N. 2. — P. 65-186.
37. Givoly, D. Does Public Ownership of Equity Improve Earnings Quality? / D. Givoly, C. K. Hayn, S. P. Katz // The Accounting Review. — 2010. — Vol. 85, N. 1. — P. 195-225.
38. Godfrey, J. M. Earnings and Impression Management in Financial Reports: The Case of CEO Changes / J. M. Godfrey, P. R. Mather, A. L. Ramsay // Abacus. — 2003. — Vol. 39, N. 1. — P. 95-123.
39. Habib, A. Target Shooting: Review of Earnings Management Around Earnings Benchmarks / A. Habib, J. C. Hansen // Journal of Accounting Literature. — 2008. — Vol. 27. — P. 25¬70.
40. Hanlon, M. A Review of Tax Research [Электронный ресурс] / M. Hanlon, S. Heitzman //
Social Science Research Network. — 2010. — Режим доступа:
https://ssrn.com/abstract=1476561(дата обращения: 23.04.2020).
41. Hansen, J. C. Additional Evidence on Discretionary Accrual Levels of Benchmark Beaters [Электронный ресурс] / J. C. Hansen // ResearchGate. — 2011. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/266491013_Additional_Evidence_on_Discretio nary_Accrual_Levels_of_Benchmark_Beaters (дата обращения: 23.04.2020).
42. Healy, P. M. A Review of the Earnings Management Literature and Its Implications for Standard Setting / P. M. Healy, J. M. Wahlen // Accounting Horizons. — 1999. — Vol. 13, N. 4. — P. 365-383.
43. Herrmann, D. The Sale of Assets to Manage Earnings in Japan / D. Herrmann, T. Inoue, W. B. Thomas // Journal of Accounting Research. — 2003. —Vol. 41, N. 1. — P. 89-108.
44. Hope, O.-K. Financial Reporting Quality of U.S. Private and Public Firms / O.-K. Hope, W. B. Thomas, D. Vyas // The Accounting Review. — 2013. — Vol. 88, N. 5. — P. 1715-1742.
45. Hsu, P.-H. Fair Value Accounting and Earnings Management / P.-H. Hsu, Y. (R.) Lin // Eurasian Journal of Business and Management. — 2016. — Vol. 4, N. 2. — P. 41-54.
46. Hu, F. Asset Revaluations and Earnings Management: Evidence from Australian Companies / F. Hu., M. Percy, D. Yao // Corporate Ownership & Control. — 2015. — Vol. 13, N. 1. — P.1287-1296.
47. Is the Squeaky Wheel Getting the Grease? Earnings Management and Government Subsidies / Y. Zhao et al. // International Review of Economics & Finance. — 2019. — Vol. 63, N. C. —P.297-312.
48. Jha, A. Earnings Management around Debt-Covenant Violations: An Empirical Investigation Using a Large Sample of Quarterly Data / A. Jha // Journal of Accounting, Auditing and Finance. — 2013. — Vol. 28, N. 4. — P. 369-396.
49. Johnston, D. Eamings Management to Minimize Superfund Clean-up and Transaction Costs / D. Johnston, S. Rock // Contemporary Accounting Research. — 2005. — Vol. 22, N. 3. — P. 617-642.
50. Jones, J. J. Earnings Management During Import Relief Investigations / J. J. Jones // Journal of Accounting Research. — 1991. — Vol. 29, N. 2. — P. 193-228.
51. Leuz, C. Earnings Management and Investor Protection: An International Comparison / C. Leuz, D. Nanda, P. D. Wysocki // Journal of Financial Economics. — 2003. — N. 69. — P. 505-527.
52. Market Consequences of Earnings Management in Response to Security Regulations in China / I.-M. Haw et al. // Contemporary Accounting Research. — 2005. — Vol. 22, N. 1.
— P. 95-140.
53. McVay, S. E. Earnings Management Using Classification Shifting: An Examination of Core Earnings and Special Items / S. E. McVay // The Accounting Review. — 2006. — Vol. 81, N. 3. — P. 501-531.
54. Miko, N. U. Detecting earnings management: comparative analysis of models in Nigeria / N. U. Miko, H. Kanardin // Journal of Accounting Frontier. — 2014. — Vol. 16, N. 2. — P. 68-76.
55. Reitenga, A. L. Mandatory CEO Retirements, Discretionary Accruals, and Corporate Governance Mechanisms / A. L. Reitenga, M. G. Tearney // Journal of Accounting, Auditing & Finance. — 2003. — Vol. 18, N. 2. — P. 255-280.
56. Roychowdhury, S. Earnings Management through Real Activities Manipulation / S. Roychowdhury // Journal of Accounting and Economics. — 2006. — Vol. 42. — P. 335-370.
57. Schipper, K. Commentary on Earnings Management / K. Schipper // Accounting Horizons.
— 1989. — Vol. 3, N. 4. — P. 91-102.
58. Seasoned Equity Offerings Earnings Management and Secondary Share Issuance / B. Cotton et al. // The Southern Business and Economic Journal. — 2017. — Vol. 40, N. 1. — P. 61¬85.
59. Stubben, S. R. Discretionary Revenues as a Measure of Earnings Management / S. R. Stubben // The Accounting Review. — 2010. — Vol. 85, N. 2. — P. 695-717.
60. Teoh, S. Earnings Management and the Long-run Market Performance of Initial Public Offerings / S. Teoh, I. Welch, T. Wong // The Journal of Finance. — 1998. — Vol. 53, N. 6. — P. 1935-1974.
61. Verbruggen, S. Earnings management: a literature review / S. Verbruggen, J. Christaens, K. Milis // Journal of Accounting Literature. — 2008. — Vol. 26. — P. 1-27.
62. Zang, A. Y. Evidence on the Trade-Off between Real Activities Manipulation and Accrual¬Based Earnings Management / A. Y. Zang // The Accounting Review. — 2008. — Vol. 87, N. 2. — P. 675-703.