Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛСГ глаголов, обозначающих этикетные действия: лексико-семантический и лингвокультурологический аспекты (на фоне китайского языка)

Работа №142653

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы100
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава I. Теоретические вопросы исследования глаголов в лексической системе русского языка 10
1.1 Системные отношения в лексике 10
1.1.1 Семантическая структура языка 10
1.1.2 Понятие лексического значения слова 14
1.2 Тематическая группа в аспекте парадигматических связей 17
I.2.1. Парадигматические отношения 18
1.2.1.1 Понятие лексико-семантического поля 21
1.2.1.2 Тематическая группа 24
1.2.1.3 Лексико-семантическая группа 28
1.2.2 Синтагматические отношения 30
1.2.3 Деривационные отношения 32
1.3 Связь языка и культуры 33
I.3.1 Этикетные единицы в аспекте культуры 34
I.3.1.1 Глаголы, обозначающие социальные отношения 36
1.3.2 Лингвокультурологический аспект рассмотрения ЛСГ глаголов,
выражающих этикетные действия 38
Выводы 40
Глава II. Функционально-семантические особенности лексико-семантической группы глаголов, выражающие этикетные
действия 42
2.1 Общая характеристика анализируемого материала 42
2.2 Классификация глаголов по способу осуществления этикетных
действий 44
2.2.1 Глаголы речи 45
2.2.1.1 Глаголы, которые выражают приветствие: 46
2.2.1.2 Глаголы, которые выражают прощание: 46
2.2.1.3 Глаголы, которые выражают знакомство: 48
2.2.1.4 Глаголы, которые выражают благодарность: 49
2.2.1.5 Глаголы, которые выражают извинение: 50
2.2.1.6 Глаголы и словосочетания, которые выражают
приглашение: 52
2.2.1.7 Глаголы и словосочетание, которые выражают совет: 54
2.2.1.8 Глаголы, которые выражают поздравление: 55
2.2.1.9 Глаголы, которые выражают соболезнование: 56
2.2.1.10 Глаголы и словосочетания, которые выражают
комплименты: 58
2.2.1.11 Глаголы, которые выражают обращение и просьбу: 59
2.2.2 Глаголы физических этикетных действий 61
2.2.2.1 Глаголы, выражающие физические этикетные действия,
часто используются в невербальной коммуникации 61
2.2.2.2 Глаголы, относящиеся к ситуациям, в которых активно
используются жесты 62
2.2.2.3 Ситуации, в которых могут использоваться жесты, но, как
правило, они сопровождаются глаголами речи 64
2.3 Особенности употребления глаголов этикетных ситуаций на фоне китайского языка 66
2.3.1 Особенности употребления глаголов этикетных ситуаций
знакомства и приветствия на фоне китайского языка 66
2.3.2 Особенности употребления глаголов этикетных ситуаций
приглашения, благодарности, извинения и комплиментарности 70
2.3.3 Особенности употребления глаголов этикетных ситуаций
обращения, просьбы и совета 75
2.3.4 Особенности употребления глаголов этикетных ситуаций
поздравления и соболезнования 79
Выводы 82
Заключение 85
Список использованной литературы 86
Список словарей 92
Список интернет-источников 93
Приложение А 95
Приложение Б 99

Одной из актуальных проблем современной лингвистики является изучение вопросов языковой системы, системных отношений в лексике, в частности, исследование различных лексико-семантических объединений слов того или иного национального языка. Эти проблемы привлекают учёных давно (см., например, работы Филина Ф. П., Денисова П. Н., Новикова Л. А., Уфимцевой А. А., Васильева Л. М., Зиновьевой Е. И.), но до настоящего времени появляются исследования, которые добавляют новые идеи и факты в вопросы изучения и интерпретации системных отношений в лексике. Это касается непосредственно исследования проблем русского языка как иностранного (РКИ), где для усвоения лексических единиц учащимися необходимо показать их в определённой системе.
Одним из очень важных системных образований в лексике для РКИ является лексико-семантическая группа (ЛСГ), о которой Е. И. Зиновьева и А. В. Хруненкова пишут: «ЛСГ является наиболее ярким выражением системности лексики, т.к. учитывает синонимию, антонимию, многозначность, синтагматические связи. Поэтому ЛСГ, выделенные и описанные с определёнными методическими целями, следует признать одной из основных форм группировки лексики при обучении РКИ» [Зиновьева, Хруненкова 2015: 105].
Наша работа посвящена анализу ЛСГ глаголов. О трудностях изучения глаголов в иностранной аудитории писали Г. И. Рожкова, И. П. Слесарева, Л.
М. Васильев, Л. Г Бабенко и многие другие учёные, которые исследовали различные ЛСГ глаголов (например, эмоционального действия, пространственных отношений, межличностных отношений и другие), Выбранная нами ЛСГ глаголов, обозначающих этикетные действия, нуждается в рассмотрении не только структуры, семантики, функционирования глаголов, входящих в эту группу, но и в учёте лексического фона, стоящего за глагольными единицами, тех социальных и культурных традиций этикетного поведения, которые есть у каждого народа. С этих позиций выбранная нами для исследования ЛСГ системно не рассматривалась.
Сказанное выше определяет АКТУАЛЬНОСТЬ темы данной работы.
ОБЪЕКТОМ исследования данной работы является ЛСГ глаголов, обозначающих этикетные действия.
ПРЕДМЕТ исследования - семантика, функционирование и национально-культурные особенности глаголов, входящих в состав исследуемой ЛСГ.
ГИПОТЕЗА исследования: исследование единиц, входящих в ЛСГ глаголов, обозначающих этикетные действия, способствует их классификации в целях презентации и усвоения изучаемого материала в иностранной аудитории. Русские и китайские единицы имеют несомненную лингвокультурологическую ценность, выявляемую при их сопоставлении, которая обусловлена традициями и культурой обоих народов.
ЦЕЛЬ исследования состоит в выявлении особенностей семантики, функционирования и лингвокультурологического потенциала глаголов, обозначающих этикетные действия, которые входят в исследуемую ЛСГ....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная магистерская работа посвящена анализу лексико-семантической группы глаголов, обозначающих этикетные действия, в лексико-семантическом и лингвокультурологическом аспектах. Исследования такого типа являются актуальными, т.к. лингвокультурологический подход к анализу языка учитывает особенности национального менталитета носителей изучаемого языка, национально-культурную специфику лексических единиц. Особенную важность такие исследования представляют для РКИ. Изучение ЛСГ перспективно и с точки зрения их функционирования в языке, и в сопоставительном аспекте.


1. Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет: Пособие для студентов-иностранцев. 3-е изд. -М.: Русск. язык, 1983. - 183 с.
2. Акишина А. А., Формановская Н. И. Этикет русского письма. 2-е изд. - М.: Русский язык, 1983. - 192 с.
3. Анатольевич К. В. Этикет в устной речи. / К. В. Анатольевич Курский Институт Государственной и Муниципальной Службы. - Курск, 2005. - 45.
4. Агамырадова С. О. Особенности семантики глаголов речи в русском языке (на материале словарей) / С. О. Агамырадова - Барнаул, 2020. - 47 с.
5. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. - М.: Наука, 1974. - 368 с.
6. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Том 1. Лексическая семантика (синонимические средства языка) 2-е издание, исправленное и дополненное.
- М.: Языки русской культуры; Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. -VIII,-472 с.
7. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры; 1999. XV, - 895 с.
8. Бердникова А. Г. Речевой жанр благодарности: когнитивный и семантикопрагматический аспекты : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук / А. Г. Бердникова. - Новосибирск, 2005. - 24 с.
9. Васильев Л. М. Теория семантических полей / Л. М. Васильев // Вопросы языкознания. - 1971. -№ 5. - С. 105-113.
10. Васильев Л. М. Семантика русского глагола / Л. М. Васильев - М.: Высшая школа, - 1981. - 184 с.
11. Вендина Т И. Введение в языкознание: Учеб. пособие для педагогических вузов. - М., Высш. шк., 2001. - 288 с.
12. Гайсина P M. Лексико-семантическое поле отношения в современном русском языке: Дис. д-ра филол. наук. Уфа, 1982. - 434 с.
13. Гольдин В. Е. Речь и этикет: Кн. для внеклас. чтения учащихся 7-8 кл. - М., 1983.- 109 с.
14. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М.: Просвещение, 1984.-397 с.
15. Денисов Л. Н. Лексика русского языка и принципы ее описания / Л. Н. Денисов. -М.: Русский язык, 1980. -253 с....55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ