Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЛАГОЛЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЬЕСЫ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»)

Работа №16708

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы69
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
675
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава I. Семантическое своеобразие глагольной лексики 7
1.1. Принципы классификации глагольной лексики 9
1.2. Глаголы интеллектуальной деятельности и их семантика 33
Глава II. Глаголы интеллектуальнойдеятельности в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 34
2.1. Глаголы познания, понимания и восприятия в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» 36
2.2. Глаголы воображения и предположения, выбора и решения 40
2.3. Глаголы определения и проверки 42
2.4. Глаголы сравнения и сопоставления 45
2.5. Глаголы мышления 46
Выводы по II главе 47
Заключение 50
Список использованной литературы 54
Приложение 59


Семантика находится в настоящее время в центре внимания как российского, так и мирового языкознания. Это обусловлено, прежде всего, тем, что без разработки семантического аспекта языка невозможно глубокое понимание его природы, закономерностей его функционирования и развития, его связи с мышлением и поведением человека. Без знания семантической системы языка невозможно также ни научно обоснованное его преподавание, ни сознательная, ни планомерная борьба за культуру речи, культуру мышления. Одним словом, изучение семантической системы языка имеет исключительно важное теоретическое и практическое значение [Васильев; 5]
В качестве самостоятельного раздела науки о языке лингвистическая семантика (семасиология) возникла в XIX в. Ее основоположниками считаются немецки й ученый Хр.Рейзиг и французский ученый М.Бреаль. Основы русской семасиологии были заложены в трудах А.А.Потебни и М.М.Покровского [Васильев;6].
Степень изученности: по изучению семантической системы русского языка современными языковедами сделано уже довольно много: разработаны общие принципы описания семантических микро- и макросистем - синонимов, антонимов, лексико-семантических и тематических групп, лексико-грамматических разрядов слов и т.п. (исследования Ф.П.Филина, А.П. Евгеньевой, О.Н. Трубачева, Н.И. Толстого, Д.Н.Шмелева, А.А. Уфимцевой, В.Г.Гака, С.Г.Бережана и др.); созданы более или менее полные лексико-графические описания синонимов, антонимов и целого ряда лексико-семантических и тематических групп; большая работа ведется по изучению семантики предложения (исследования В.В. Виноградова, И.И. Мещанинова, С.Д. Каснельцона, Ю.С. Маслова, А.В. Бондарко, В.З. Панфилова, Н.Д. Арутюновой, В.А. Белошапковой, Н.Ю. Шведовой и др.). Несмотря на это значительная часть глаголов еще остается неизученной [Уфимцева;28].
В предполагаемой работе рассматриваются глаголы интеллектуальной
деятельности, составляющие одну из наиболее обширных и употребительных групп глагольной лексики. Поэтому исследуемая нами тема является актуальной, поскольку в современной лингвистике глаголы, обозначающие интеллектуальную деятельность, не подвергались специальному изучению в лексико-семантическом и функциональном планах.
Объектом исследования данной работы являются семантические классы русского глагола (глаголы восприятия, глаголы понимания, глаголы познания, глаголы мышления, глаголы сравнения и сопоставления, глаголы выбора, глаголы решения, глаголы определения, глаголы проверки), представляющие обширное и весьма сложное по своей структуре семантическое поле интеллектуальной деятельности человека.
Предметом исследования является функционирование глаголов интеллектуальной деятельности в художественном тексте (А.С. Грибоедов «Горе от ума»). Предметом исследования определялись цели и задачи данной работы.
Цель исследования: изучить семантический класс глагола со значением «интеллектуальная деятельность» на материале произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи: а) выяснить лексический состав лексико-семантической группы (ЛСГ) глаголов интеллектуальной деятельности (на базе данных, имеющихся в научной литературе);
б) объяснить семантику и раскрыть смысл глаголов интеллектуальной деятельности, использованных автором в произведении.
Методологическая база исследования. В процессе проведения исследования, описанного в данной дипломной работе, мы обращались к нескольким видам источников: художественное произведение (А.С. Грибоедов «Горе от ума»), словари русского языка, а также научные публикации, связанные с темой исследования, опирались на работы
Л.Г.Бабенко, Л.М. Васильева, Н.П. В.А.Белошапковой, А.А.Уфимцевой, А.П.Крысина и др.
Материалом для анализа послужили глаголы интеллектуальной деятельности, извлеченные из комедии А.С.Грибоедова, методом сплошной выборки. Объем фактического материала составляет около 150 глаголов.
При написании работы нами были использованы следующие
лингвистические методы:
1) поисковый метод, использовался для подбора необходимой литературы;
2) эмпирический метод, который включает в себя изучение научной литературы, статей журналов;
3) сопоставительный метод;
4) статистический метод;
5) описание.
6) Метод сплошной выборки использовался для создания приложения.
Статистическим методом выявлены глаголы интеллектуальной деятельности, употребленные в речи персонажей комедии, которые обозначают следующие семантические группы {понять, сознать, замышлять, помышлять, думать, смотреть, видеть, ощущать и т.п.).
Научная новизна. Предпринята попытка классификации глаголов с семантикой интеллектуальной деятельности и анализ лексико-семантической группы глаголов интеллектуальной деятельности в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Практическая и теоретическая значимость: материалы исследования могут быть использованы на практических занятиях по дисциплинам русского языка: морфология, лексикология, практическое занятие по ФАТу, помогут учителю в школе на уроках русского языка и литературы глубже донести до учащихся через специфику употребления глаголов в произведениях худо-жественной литературы богатство и выразительность лексики русского языка.
Структура. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ставятся задачи работы, описываются методы, методика и новизна исследования, излагаются его основные результаты, а также теоретическая и практическая ценность работы.
В первой теоретической главе рассматривается теория исследуемого вопроса, теоретические позиции ученых-лингвистов. А также проводится компетентный анализ лексических значений глаголов данной группы и их идентификация.
Во второй практической главе описывается общая характеристика употребления глаголов интеллектуальной деятельности и их функционирование в художественном тексте.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Глаголы интеллектуальной деятельности, как совокупность лексических единиц русского языка характеризуют деятельность языковой личности. Выражают динамику образовательного, научного, духовного потенциала человека. Степень участия этих глаголов в описании мировоззрения достаточна высока. Они охватывают широкий круг обозначений различного рода ментальных действий и состояний.
Русский глагол отличается исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтагматических связей. «Глагол», - писал акад.
В.В.Виноградов, - самая сложная и самая емкая грамматическая категория русского языка. Глагол наиболее конструктивен по сравнению со всеми другими категориями частей речи. Глагольные конструкции имеют решающее влияние на именные
словосочетания и предложения» [Виноградов; 86].
Изучение глаголов семантического поля интеллектуальной деятельности позволяет сделать некоторые общие выводы об особенностях его строения и функционирования.
В рассматриваемой нами работе более подробно было рассмотрено семантическое своеобразие глагольной лексики в общем и отметили важную особенность о том, что глагол занимает центральное положение в семантической структуре предложения; в значении глагольных лексем отражаются действия, состояния, процессы, способные характеризовать предметы, их свойства и отношения не только в виде статистических категорий, понятий, но и в форме динамических суждений, и выполняют основную семасиологическую функцию, осуществляя связь языка с мыслью, системы средств с реальными актами речи.
Как нам известно, что любая классификация обуславливается определенными принципами и аспектами, а они определяются целями и задачами исследования. При классификации глагольной лексики в семантическом аспекте Л.М.Васильевым использованы три принципа: денотативный (или тематический), парадигматический, синтагматический. Исходя из этого мы подробно рассмотрели классификацию глаголов интеллектуальной деятельности, основываясь на работах ученых-лингвистов как Л.М.Васильев, А.А.Уфимцева, Л.П.Крысин, Н.С.Авилова и др., и пришли к выводу о том, что общей основой всего поля является интеллектуальная (умственная и чувственная) деятельность человека в разных аспектах.
В группу глаголов, обозначающих интеллектуальную деятельность входят глаголы восприятия, понимания, познания, мышления; сравнения и сопоставления, выбора, решения; воображения и предположения; определения и проверки [Толковый словарь русских глаголов].
Глаголы выбора и решения, воображения и предположения обозначают отражение в сознании биологически обусловленных сигналов о внутреннем состоянии организма, т.е. физические чувства человека, глаголы восприятия - отражение сознанием человека внешней среды, глаголы понимания - понять что-л. (какие-л. процессы, события и пр.), проникая в суть явлений на основе наблюдения и размышления, специальных логических умозаключений и т.д.
Глагол используется и в художественной речи, прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Важнейшая стилистическая функция глагола в художественной речи - придавать динамизм описаниям.
Речь, насыщенная глаголами, выразительно рисует стремительно разворачивающиеся события, создает энергию и напряженность повествования.
Мастера художественного слова видят в глаголе яркое средство образной конкретизации речи. Изображая героя через его действия и речь, писатель не только создает реальный образ, но и проникает в его психологию, внутренний мир, так как из отдельных поступков складывается поведение человека, а в нем отражается чувства, желания и даже тайные помыслы. Большой мастер «глагольного повествования», А.Н.Толстой писал: «В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест этот подсказывает мне глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию. Если одного движения недостаточно для характеристики, - ищу наиболее замечательную особенность (скажем - руку, прядь волос, нос, глаза и тому подобное) и, выделяя на первый план эту часть человека определением, даю ее опять-таки в движении, то есть вторым глаголом детализирую и усиливаю впечатление от первого глагола» [А.Н.Толстой. Очерки и заметки.].
В художественной речи можно выделить целый ряд семантических групп глаголов, например, в нашем случае, это глаголы интеллектуальной деятельности, которые регулярно используются литераторами как средство образной речевой конкретизации.
Основываясь на классификации Л.Г.Бабенко, мы сделали попытку проанализировать класс глаголов интеллектуальной деятельности в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» с точки зрения их функционирования и использования. Лексико-семантическая группа интеллектуальной деятельности подразделяется на следующие классы. Это глаголы восприятия; глаголы понимания; глаголы познания; глаголы мышления; глаголы сравнения и сопоставления; глаголы выбора; глаголы решения; глаголы воображения и предположения; глаголы определения; глаголы
проверки [Толковый словарь русских глаголов; 303-347]. Фактический объем материала составляет около 150 карточек, из них больше всего преобладают глаголы восприятия - 38 глаголов, имеющие внутри и подклассы:
A) глаголы с общим значением восприятия;
Б) глаголы зрительного восприятия;
B) глаголы слухового восприятия.
В ходе исследования нами было замечено, что глаголы интеллектуальной деятельности отнюдь не представляют собой закрытого семантического поля. Это объясняется тем, что многими своими сторонами они перекрещиваются и переплетаются с целым рядом других семантических полей: некоторые глаголы воображения и предположения взаимодействуют с глаголами решения, так как включают в свою семантику волевой момент, который связан с принятием решения. Это и базовые глаголы воображать (вообразить), представлять (представить), предполагать (предположить) и их синонимические ряды думать, догадаться, представлять, умудриться, ждать, желать и др. Многие глаголы восприятия (слухового) соотносятся со значением глаголов речи (ср. Мне сообщили об этом вчера...
- Я услышал об этом вчера). Глаголы познания могут соотноситься с глаголами речи (ср. Я у него узнал об этом... - Об этом он мне сообщил, сказал).
Все это свидетельствует об очень тесных, разносторонних и многообразных отношениях глаголов интеллектуальной деятельности с другими семантическими полями лексической системы русского языка.
Таким образом, лексика интеллектуальной деятельности не только входит в лексическую структуру образа, но и является ключевой в повествовании, создает внутреннее единство лексической системы произведения, становится существенным элементом его композиционного построения, выполняет сюжетообразующую функцию.



1. Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного свойства. - М.:
Наука, 1976. -321с.
2. Березин Ф.М. Проблемы лингвистической семантики. -М.: Просвещение, 1981. - 206
3. Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. - Л.: Наука, 1988. -
175 с., С. 35-75.
4. Кривченко Е.П. К понятию «семантического поля».// РЯТТТ - 1994. - №5. -С. 98-100.
5. Гловинская М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола. - М.: Наука, 1982. - 158с., С.101-103.
6. Грибоедов А.С. Сочинение в стихах. Большая серия. - Л.: Московский писатель, 1951. - 305с., С.3-119.
7. Диброва Е.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб. заведений. В. 2 ч. 4.2. Морфология. Синтаксис. - 3-е изд., стер. - М.: изд. Центр «Академия»,
2008. - 624с., С. 69 -98.
8. Ильина Н.Е. Морфонология глагола в русском языке. - М.: Наука,
1980.-147с., С. 23-30.
9. Касевич В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. - М.: Наука, 1988. -
309с.
10. Васильев Л.М. Семантика русского глагола: уч. пособ для слушателей фак. повышения квалификации. - М.: Высш. школа, 1981. - 184с.,
С.122-151.
11. Кузнецова Э.В. Части речи и ЛСГ слов. // Вопросы языкознания. -
1975.- №5.-С.125-148.
12. Кустова Г.И. О семантическом потенциале слов энергетической и экспериментальной сферы.// Вопросы языкознания. - 2005. - №3. - С.59-77.
13. Лекант П.А. Современный русский язык: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» - 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2001.¬560с., 301-340.
14. Подлесская В.И. Русские глаголы Дать/Давать: от прямых
употреблений к грамматикализованным.// Вопросы языкознания.-
2005. - №2. - С.20-25.
15. Толковый словарь русских глаголов: идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы. / под ред. проф. Л.Г. Бабенко. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 704 с. - С. 303 - 347.
16. Филин А.М. Лексика русского литературного языка XIX - нач. XX вв. - М.: Наука, 1981.-359с.
17. Чумирина В.Е. Грамматические и текстовые свойства полисемичных глаголов. // Филологические науки.- 2003. - №3. - С.39-48.
18. Шестакова Л.Л. Словарь языка комедии «Горе от ума».// РЯШ. - 2008.
- № 9. - С. 87-88.
19. Диброва Е.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ.высш.учеб.заведений. В 2 ч. 4.2. Морфология. Синтаксис. - 3-е изд., стер. - М.: изд. Центр «Академия»,
2008. - 624с., С. 69-98.
20. Земская Е.А. О развитии приставочного словообразования глаголов в русском языке // Русский язык в школе. - 2007. - 2. - С. 17-21.
21. Илтина Н.Е. Морфология глагола в русском языке. - М.: Наука, 1980¬147с., С.23-30.
22. Канафьева А.В. Риторическое высказываение: формы и семантика // Филолгические науки. - 2010. - №2. - С. 13-21.
23. Касевич в.Б. семантика. Синтаксис. Морфология. - М.: Наука, 1988. -
309с.
24. Кацнельсон С.Д. типология языка. - М.: Наука, 1989.-467 с.
25. Кривченко Е.П. К понятию «семантического поля» // РЯШ - 1994 - №5
- С.98-100.
26. Коваленко я.В. Видовые пары русского глагола // Русская речь. - 2005.
- №6 - С.51-55.
27. Коряковцева Е.И. Деривационные процессы и направление мотивации в словообразовательных парах «Глагол - имя действия» // Филологические науки - 1993. - №3. - С. 107-114.
28. Кузнецова Э.В. части речи и ЛСГ слов // Вопросы языкознания. -
1975.-№5. - С.125-148.
29. Кустова Г.И. О семантическом потенциале слов энергетической и экспериментальной сферы // Вопросы языкознания - 2005. - №3 - С.59¬77.
30. Крысин Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография. - М.: Академия, 2009. -
239с.
31. Лекант П.А. Современный русский язык. Учеб. Для студ вузов, обучающихся по спец. «Филология» - - С.301-340. 2-е изд., испр. - М.:
Дрофа, 2001. - 560.
32. Лукин М.Ф. К вопросу о взаимосвязи синхронизации и диахронизации в словообразовании // Филологические науки - 2008. - №5. - с. -89-98.
33.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Инститтун русского языка им В.В .Виноградова -4-е изд., дополненное
- М.: ООО «ИТИ Технологии», 2012-944.
34. Окунева А.П. Русский глагол. Словарь - справочник - М.: Русский язык, 2000. - 348с.
35. Пастушенко Г.А. Префиксальные глаголы отглагольного образования //Деривационные отношения в лексике русского языка. - Тверь, 1991. -
С.4-7.
36. Подлесская В.И. Русские глаголы дать/давать: от прямых
употреблений к грамматикализованным // Вопросы языкознания - 2005.
- №3 - С.20-25.
17.Попова Т.В. Способы глагольного действия и ЛСГ глаголов // Русская глагольная лексика: пересекаемость парадигм.
Екатеринбург, 1997.-252с.-С. 147-239.
38. Русская грамматика: в 2 т. / редкол. Н.Ю. Шведова (гл.ред.) и др. - М.,
1980. - T.I. - 738 с.
39. Свердлов Л.Г. Семантика отглагольных имен существительных на - ние, -тие в русском языке //Филологические науки. - 2010. - №.2. - С.23-35.
40. Сковородкина М.А. К вопросу о грамматической вариативности видовых форм глагола в современном русском языке // РЯШ. - 2010. -№ 9.-С. 71-76.
41. Толковый словарь русских глаголов: идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы / под ред. проф. Л.Г. Бабенко. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 704 с. - С. 303 - 347.
42. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т.1.: Теория и некоторые частные её приложения. - М.: Языки славянской культуры, 2008. - 816 с.
43. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2т. - М., 1990.-479с.
44. Уфимцева А.А. Лексическое значение. - М.: Наука, 1986. - 240 с. - С. 24 -27.
45. Филин А.М. Лексика русского литературного языка XIX - нач. XX вв. - М.: Наука, 1981. - 359с.
46. Филин А.М. О ЛСГ слов. - София, 1957. -342 с.
47. Филиппов А.В., Шульмейстер А.П. О семантике и функционировании морфем в русском языке //Русский язык в школе. -
2006. - №6. - С.61-65.
48.Чейф У.Л. Значение и структура языка. - М., 1996. - 239 с. - С. 116. 49.Чиркина И.П. и др. Современный русский язык в таблицах и схемах. -
М., 1980.-4.2.-С. 30-31.
50.4умирина В.Е. Грамматические и текстовые свойства полисемичных глаголов // Филологические науки.- 2003. - №3. - С.39-48.
51. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология // Современный русский язык: в 3 ч. - М., 1987. - Ч. II. - С. 163.
52. Шанский Н.М. Краткий лингвистический комментарий к комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума». // РЯШ. - 2002. - № 1-4.
53. Шестакова JI.JI. Словарь языка комедии «Горе от ума» // РЯШ. - 2008.- №9.-С. 87-88.
54. Ширшов И.А. Типы производных слов в русском языке //
Филологические науки. - 1997. - № 5. - С.55-65.
55. Ширшов И.А. Типы словообразовательной мотивированности //
Филологические науки. - 1995. - №1. - С.41-45.
56. Шлуинский А.Б. К типологии предикативной множественности: организация семантической зоны // Вопросы языкознания. - 2006. - №1.
- С. 46-75.
57. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. - М.: Наука,
2001.-327 с.-С. 12-15, 104-106.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ