Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 6
1.1 Характеристика социально-экономического развития Алтайского края 6
1.2 Национальные и региональные стратегические тренды туристско-
рекреационного развития 14
2 ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ . 19
2.1 Анализ туристско-рекреационного потенциала Алтайского края 19
2.2 Анализ конкурентоспособности формируемых в регионе турпродуктов и
их перспективы 47
2.3 Эффективность регионального бренда и уровня регионального
маркетинга Алтайского края 59
2.4 Инвестиционная привлекательность и использование механизма
государственно-частного партнёрства в регионе 68
3 ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 81
3.1 Пространственные приоритеты туристского-рекреационного развития
Алтайского края 81
3.2 Приоритетные виды туристско-рекреационной деятельности для развития
Алтайского края 85
3.3 Рекомендательные мероприятия для развития туристско-рекреационной
деятельности Алтайского края 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ А 110
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Пандемия COVID-19 и закрытие большей части международных направлений отдыха сподвигли российских туристов к отдыху в отечественных туристских дестинациях, в том числе очень популярны стали поездки на Алтай. Массовые туристские потоки обнажили ряд проблем, включая конкурентную недееспособность Алтайского края в сравнении со своим соседом Республикой Алтай. Отсутствие действующих туристских маршрутов, инфраструктурных объектов в местах аттракции, не позволили краю выдержать конкуренцию с соседними регионами. Данная работа направлена на выявление стратегических приоритетов туристского освоения Алтайского края, что может позволить акцентировать внимание на необходимых изменениях туристско-рекреационного пространства с целью повышения конкурентоспособности региона и привлечению массового туриста.
Объект: туристско-рекреационное пространство Алтайского края Предмет: реализация туристского потенциала Алтайского края Цель: выявление стратегических приоритетов для развития туризма в Алтайском крае.
Задачи:
— Дать характеристику социально-экономического развития Алтайского края;
— Выделить национальные и региональные стратегические тренды туристско-рекреационного развития региона;
— Составить характеристики наиболее привлекательных туристско- рекреационных территорий Алтайского края;
— Провести зонирование Алтайского края по перспективам развития разных видов туризма;
— Рассмотреть оснащённость территорий Алтайского края объектами коллективных средств размещения;
— Изучить предложения региональных туроператоров;
— Выявить наиболее востребованные туристские аттракции
Алтайского края;
— Сравнить туристские предложения региона с предложениями
ключевых конкурентов ;
— Оценить инвестиционную привлекательность региона;
— Оценить эффективность регионального бренда и уровня
регионального маркетинга Алтайского края;
— Определить приоритетные для развития виды туристско-
рекреационной деятельности;
— Сформировать перечень мероприятий для дальнейшего развития туристско-рекреационной деятельности Алтайского края.
Подводя итог, можно сказать, что Алтайский край - это разнопрофильный туристский регион. Его ресурсы позволяют развивать несколько видов туристской деятельности.
Целью данной работы служило выявление стратегических приоритетов для развития туризма в регионе, нами определено, что самыми перспективными видами туристско-рекреационной деятельности являются лечебно-оздоровительный, экскурсионный, деловой, событийный и активный, включающий в себя горнолыжный, виды туризма.
Для создания нового туристского продукта активной и экскурсионной направленности, наиболее предпочтительны территории юга Алтайского края, его предгорная зона Алтайских гор, которая на данный момент мало освоена.
При изучении туристско-рекреационного пространства и анализе туристско-рекреационный потенциал Алтайского края были выявлены наличие инфраструктурных ограничений и низкая инвестиционная активность бизнеса, которые влияют на точечное развитие туристского пространства, образуя независимые друг от друга центры туристского притяжения: Барнаул, Белокуриха, ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», озеро Ая. При этом наибольшее скопление объектов аттракции, находящихся в южной части края, остаются невостребованными из-за удалённости от основных транспортных узлов, ненадлежащего качества существующего дорожного полотна, слабой оснащённости объектами средств размещения и отсутствующего туристского предложения.
Оценка эффективности регионального бренда дала понимание о том, что Алтайский край хорошо известен на всероссийском рынке, туристско- рекреационные комплексы региона с каждым годом увеличивают турпоток на свою территорию, но, несмотря на положительную тенденцию, край всё ещё остаётся транзитом между регионами поставщиками туристов и Республикой Алтай, хотя туристские ресурсы дестинаций очень похожи.
Так же в массовом сознании, в большинстве своём, нет разделения на край и республику, существует единое понятие «Алтай», которое подтверждается и анализом туроператорских предложений, которые в свои программы включают достопримечательности обоих регионов.
Открытие аэропорта Горно-Алтайска на массовый туристический поток, несколько пошатнуло позиции Алтайского края, так как ранее большая часть туристов прибывала в Барнаул, и в дальнейшем следовала в соседний регион, теперь необходимость в этом отпала. Если рассматривать аспект удобства и рациональности, то для туристских кластеров «Белокуриха», «Бирюзовая Катунь», «Сибирская монета» и «Ая» ГорноАлтайск тоже является более удобным аэропортом прибытия туристов, доставка до местности сократилась бы на несколько часов.
На взгляд автора, для туристской отрасли Алтайского края будет наиболее перспективным решением объединить усилия с Республикой Алтай и действовать уже в формате дестинации «Большой Алтай». Значительный опыт и закрепившаяся за Алтайским краем позиция одного из лидеров российского туристского рынка, в совокупности со значительным рекреационным потенциалом Республики Алтай, должны помочь в создании единого туристского пространства, которое завоюет стабильную популярность у потребителей.
1. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 года - ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» - 1996.
2. Федеральный закон от 2 июля 2021 года N 352-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
3. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. N 2129-р «О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г.».
4. Закон Алтайского края от 06 сентября 2021 года N 86-ЗС «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года».
5. Закон Алтайского края от 03 апреля 2018 года N 14-ЗС «О туризме в Алтайском крае».
6. Постановление правительства Алтайского края от 29.12.2014 №589 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020г».
7. Постановление правительства Алтайского края от 23.03.2020 №125 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2020-2024г».
8. Отчет о реализации государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 годы за 2015 год.
9. Отчет о реализации государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 годы за 2016 год.
10. Отчет о реализации государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 годы за 2017 год.
11. Отчет о реализации государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 годы за 2018 год.
12. Отчет о реализации государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 годы за 2019 год.
13. Отчет о реализации государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» за 2020 год.
14. Акимов О. С. Особенности дестинаций лечебнооздоровительного туризма в Алтайском крае / О.С Акимов, А. К. Волкова, А. Н. Дунец // Алтайский государственный университет - 2021. - Барнаул. - 18с.
15. Андреев, А. В. Основы региональной экономики: учебное пособие / А. В. Андреев, Л. М. Борисова, Э. В. Плучевская. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2012. - 336 с.....112