ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Цифровая экономика и гендер: теоретико-методологические основания социологического изучения 7
1.1. Цифровая экономика: основные понятия 7
1.2. Гендер: теоретико-методологические подходы 15
ГЛАВА 2. Влияние цифровой экономики на гендерную роль в обществе 25
2.1. Гендерные аспекты в современной цифровой экономике России 25
2.2. Анализ влияния цифровой экономики на гендерные роли мужчин и женщин 34
ГЛАВА 3. Влияние цифровой экономики на гендерную идентичность 43
3.1 Исследование влияния цифровой экономики на гендерную идентичность 43
3.2 Анализ изменения гендерных стереотипов в цифровой экономике 52
Приложение 1 71
Приложение 2 72
Актуальность проблем формирования цифровой экономики обусловлена как ростом масштабов социальных коммуникаций посредством социальных сетей, так и эффективностью цифровых платформ, повышающих скорость и многообразие обменов (путем применения технологий в производственных процессах), что в целом открывает принципиально новые и более широкие возможности роста эффективности массового производства, развития экономики и общества. По оценке экспертов Всемирного экономического форума, потенциал цифровых трансформаций (и как следствие массового применения цифровых технологий для сокращения различных затрат, и как средство оптимизации процессов в экономике, социуме, и как результат появления новых отраслей) оценивается в объеме свыше 100 трлн долл.
При становлении цифровой экономики фактически речь идёт о создании особой социокультурной и экономической реальности нового типа. Данная реальность является логическим следствием общего развития «умных» технологий - от первых компьютеров до сложнейших разработок современного мира. Цифровые процессы становятся основой для всех отраслей производства. Это приводит к стремительному замещению индустриальных и постиндустриальных технологий новыми цифровыми разработками, способными создавать «умное» операциональное экономическое пространство.
Цифровизация в настоящий период времени характеризуется проникновением практически во все сферы жизни человека: экономическую, социальную, политическую и т.д. По мере ускорения перехода общества и экономики на рельсы цифровизации, необходимо признать, что цифровизация, равно как и любые цифровые инструменты как предоставляют невероятные перспективы с точки зрения расширения основных прав и возможностей женщин в экономической сфере с одной стороны, так и несут с собой серьезную угрозу безопасности женщин в цифровой сфере - с другой. Поэтому, цифровизация не может быть названа процессом, нейтральным с гендерной точки зрения.
Социальные и гендерные нормы, которые к настоящему времени слишком глубоко укоренились в обществе, не всегда предоставляют возможность женщинам пользоваться многочисленными возможностями, которые обусловлены применением цифровых технологий, для личностного, профессионального и карьерного роста.
Также необходимо обратить внимание на то, что феномен гендерного насилия, обусловленный постоянным развитием современных технологий, постоянно прогрессирует, что еще более усугубляется все более широким использованием социальных сетей и цифровых платформ, что отрицательно сказывается на женщинах, а также ставит под удар их репутацию в политике и гражданском обществе. Кроме того, крайне мало женщин среди лиц, ответственных за принятие решений в сфере цифровой экономики.
Неспособность к пониманию и устранению дифференцированного воздействия технологий на мужчин и женщин, вероятнее всего будет вести к росту гендерного цифрового разрыва, что будет причиной еще большего лишения женщин права голоса и участия в экономической жизни страны и мира, а также приведет к росту рисков их безопасности.
Настоящая выпускная квалификационная работа представляет особую актуальность не только со стороны освещения острой социальной проблемы, которая перенеслась и в сферу цифрового общества, но и с точки зрения разработки и проведения авторского эмпирического исследования, результаты которого будут способствовать планированию и управлению процессами социальноэкономического развития в области цифровой экономики с учетом гендерных аспектов.
Объектом исследования в рамках выбранной темы являются мужчины и женщины - активные субъекты цифровой экономики.
Предметом исследования являются гендерные аспекты цифровой экономики.
Цель исследования представляет собой анализ влияния гендера на развитие цифровой экономики в современной России.
...
Цифровизация является одной из основных особенностей современного социума, представляя собой один из функциональных инструментов достижения устойчивого развития, к которому стремятся все экономико-социальные системы мира. Доступ к цифровым технологиям предоставляет множество возможностей с точки зрения социального взаимодействия. Кроме того, такой доступ - это ключ к будущему в сфере труда в частности и к будущему развитию в целом.
Цифровая экономика, будучи частью экономической сферы жизни общества, не может не подвергаться гендерному влиянию. Понимание азов гендерной теории и реальных проявлений гендерных различий с экономической точки зрения обладает высокой востребованностью в рамках реальной практики управления социальными и экономическими процессами.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Под цифровой экономикой принято понимать такой вид экономической деятельности, основой которого являются цифровые технологии. Эта сфера экономической деятельности находится в прямой взаимосвязи с электронным бизнесом и коммерцией, равно как и с цифровыми товарами и услугами, которые производятся и продаются в рамках цифровой экономики. Также необходимо отметить, что расчеты за услуги и товары цифровой экономики нередко производятся посредством цифровой валюты (электронных денег).
Стремительное развитие цифровых технологий и активное проникновение сети Интернет во все сферы жизнедеятельности человека обусловили трансформацию рынка труда. Цифровая экономика имеет свои особенности, обусловленные цифровым характером передачи данных, всеобъемлющим воздействием на все сферы жизнедеятельности человека.
2. Гендерный аспект цифровой экономики непосредственно затрагивает процесс вовлечения в нее женщин, причем этот процесс имеет комплексный характер и напрямую касается экономических, социальных и культурных процессов, происходящих в современном обществе во всем мире в целом и в Российской Федерации в частности. Однако, необходимо отметить тот факт, что масштаб, направленность и интенсивность изменений в этой сфере таковы, что потребуется полноценное участие органов управления, а также социальных институтов в области образования, экономики и культуры, равно как и участие представителей широкой общественности.
3. Формирование гендерной экономики как отрасли научного знания в сфере экономики началось в последние 20-30 лет. В рамках гендерной экономики исследуются следующие составляющие:
• динамика гендерных процессов и явлений, которые изменяются под воздействием системы формальных и неформальных правил, которые влияют на принятие решений;
• особенности деятельности и взаимодействия экономических агентов;
• распределение результатов экономической деятельности общества с точки зрения гендерного аспекта;
• анализ издержек воспроизводства гендерной асимметрии на всех уровнях экономики, которые ведут к снижению эффективности функционирования экономики;
• траектория оптимизации действующего институционального механизма обеспечения гендерного равноправия в экономической сфере.
4. Гендерные аспекты цифровой экономики в современной России играют важную роль в формировании социальной и экономической политики страны.
Одним из главных вопросов, которые нужно учитывать в цифровой экономике, является неравенство между мужчинами и женщинами. Несмотря на то, что женщины в цифровой экономике могут быть более успешными, чем мужчины, они часто сталкиваются с дискриминацией и неравенством в доступе к возможностям и ресурсам.
Также следует отметить, что цифровая экономика может быть использована как инструмент для улучшения положения женщин в сфере труда. Для этого необходимо продвигать равноправие между полами в цифровом пространстве, создавать равные возможности для обучения и развития профессиональных навыков, а также стимулировать женщин к созданию собственных бизнесов. Таким образом, для успешного развития цифровой экономики в России необходимо обращать внимание на гендерные аспекты и стремиться к равноправию между полами, учитывая потенциал женщин в этой сфере и предоставляя равные возможности для их участия и профессионального развития.
Для этого необходимо проводить исследования и анализировать данные о неравенстве между полами в цифровой экономике, чтобы разработать стратегии, направленные на улучшение ситуации. Кроме того, важно создавать более гибкие формы работы, которые позволят женщинам сочетать карьеру и семейную жизнь.
...
1. О Стратегии развития информационного общества в Российской
Федерации на 2017-2030 годы [Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203]. URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002.
2. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 №1632-р]. URL: https://docs.cntd.ru/document/436754837.
3. О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Положением о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации») [постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1030: в ред. постановления Правительства РФ от 13.05.2022 № 864]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319701/92d969e26a4326c5d02fa 79b8f9cf4994ee5633b/.
4. О мерах Правительства Российской Федерации по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [постановление СФ ФС РФ от 21.12.2018 № 685- СФ]. URL: https://npalib.ru/2018/12/21/postanovlenie-685-sf- id158099/.
5. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023 - 2030 годы [распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 №4356-р]. URL: http://static.government.ru/media/files/ilHtVCkhskBAE9DAflD3Akpd787xAOc4.pdf.
6. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы [распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 №410-р]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420393412.
Монографии:
7. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход: пер. с англ. / Г.Беккер. 2003. 672 с.
8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. 323 с.
9. Гендерное измерение цифровой экономики: от стратегии к действию (2018-2030): материалы Всерос. конф. с междунар. Участием. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2018. 174 с.
10. Иванов В. В., Малинецкий Г. Г. Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива / В. В. Иванов, Г. Г. Малинецкий. М.: Нюанс, 2017. 64 с.
11. Киммел М. Гендерное общество / пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. 464 с.
12. Прохоров А., Коник Л., Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт / А. Прохоров, Л. Коник. М.: ООО «Альянс-Принт», 2019. 368 с.
13. Сен А. Развитие как свобода / пер. с англ.; под ред. Р.М. Нуреева / А. Сен. М.: Новое изд-во, 2004. 432 с.
14. Словарь английского языка Oxford Dictionary. URL:
http://www.oxforddictionaries.com/defi nition/english/gender?q=gender.
15. Стереотипы в отношении женщин и их последствия: на пути к равным возможностям в цифровой экономике / Аналитический центр НАФИ / под. ред. А. С. Васениной. М.: Издательство НАФИ, 2020. 80 с.
... всего 97 источников