ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОЛОДОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБРАЗА ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОМ
СОЗНАНИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ 8
1.1. Подходы к понятию образа и имиджа
государства 8
1.2. Политическое сознание: определение, виды, формы, функции и
факторы 16
1.3. Особенности политического сознания европейской
молодежи 29
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА СОВРМЕННОЙ
РОССИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ
МОЛОДЕЖИ 35
2.1 Особенности восприятия образа России европейской молодежью в
глубинных интервью 35
2.2 Особенности восприятия образа России европейской молодежью в онлайн -
анкетировании 55
Заключение 71
Список использованной литературы 76
Приложения 87
Актуальность исследования работы определяется ростом интереса европейского сообщества к России на фоне нарастающего кризиса между странами Запада и России. Одним из доказательств данного тезиса является статистика Google, согласно которой запрос, связанный с темой России, стал одним из самых популярных с 2004 года и достиг максимального значения в феврале 2022 года1. Более того, европейцы регулярно опрашиваются крупными изданиями на тему отношения к политике России или темы, ее касающиеся. Так, опрос, проведенный Европейской комиссией, показал, что более 60% респондентов в Европе ежедневно читают новости о конфликте между Россией и Украиной2. Концептуальная актуальность исследования заключается в том, что с начала СВО европейцы, а тем более европейская молодежь, не опрашивалась российскими аналитиками на тему отношения к образу современной России по причине невозможности собрать необходимые данные. Таким образом, данное исследование может помочь выявить образ страны в настоящее время в сознании иностранной студенческой молодежи.
Степень научной разработанности проблемы
Отдельную группу работ, посвященных особенности политического сознания европейской молодежи, составляют исследования Европейской комиссии, под названиями Defining Youth in Contemporary National Legal and Policy Frameworks across Europe35, Meaningful youth political participation in Europe: concepts, patterns and policy implications36, Young people in Europe37. Также можно отметить исследования EACEA (Education, Audiovisual and Culture Executive Agency)38 и М. Китановой для журнала «Journal of youth studies» под названием «Youth political participation in the EU: evidence from a cross-national analysis»39, а также работы Э. Фурлонга и Ф.Картмела40
Объектом исследования выступает политическое сознание европейской молодежи
Предмет исследования - восприятие образа современной России в политическом сознании студенческой молодежи Европы.
Цель работы - выявить основные черты образа современной России в политическом сознании европейской молодежи.
Достижение цели исследования реализуется посредством решения
следующих задач:
1. Выделить теоретические подходы к понятию политического сознания, его формам, видам, функциям и факторам;
2. Раскрыть понятия «образ» и «имидж»;
3. Обозначить особенности европейской молодежи как отдельной социальной группы;
4. На основе данных глубинных интервью выявить в политическом сознании европейской молодежи образ России и факторы на него влияющие;
5. На основе пилотажного онлайн-анкетирования выявить черты образа современной России, сложившегося у молодежи стран Европы;
...
Подводя итог исследования образа современной России в политическом сознании европейской молодежи, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, в результате рассмотрения различных подходов к понятиям «образ» и «имидж» было выявлено, что в российском дискурсе основной проблемой является то, что исследователи используют данные понятия как синонимы. Причиной этому является то, что в зарубежной литературе есть только одно слово, означающие в переводе и «образ» и «имидж», а именно «image». Поэтому при переводе люди используют эти два термина как синонимы, что является ошибкой.
В исследовании была рассмотрена классификация подходов А.А. Гравера к данным понятиям, показывающая, как в разных направлениях исследований трактуются «образ» и «имидж». В целом, было выявлено, что образ рассматривается в концепции отражения реальности, в то время как имидж является инструментом для формирования этого образа.
Во-вторых, рассмотрение различных подходов к понятию политического сознания дало понимание того, что оно также рассматривается как отражение реальности, но только той, которая касается политической жизни. При этом было отмечено, что данный подход критикуется, но при этом большинство исследователей все-таки придерживаются того, что политическое сознание тоже стоит рассматривать через призму отражения.
Обзор форм и видов политического сознания продемонстрировал, что политическое сознание является очень обширным понятиям, которое, например, включает в себя такие области как политическая психология и идеология, как формы политического сознания.
Более того, можно отметить, что политическое сознание имеет большое количество функций, а также факторов, при которых оно формируется. Одним из наиболее важных была выделена политическая социализация, где на разных этапах и при влиянии различных акторов и факторов и формируется политическое сознание.
В-третьих, в ходе исследования были проведены 20 интервью с представителями европейской молодежи из разных частей Европы на тему восприятия ими образ современной России. После анализе ответов респондентов было выявлено, что молодые люди из Северо- Восточной Европы, а также Чехии имеют гораздо более негативный образ России, чем респонденты из ЦентральноЗападной Европы.
Отдельно стоит выделить респондента из Польши, согласно ответам которого, можно сделать вывод, что в Польше отношение к России и ее образу еще более негативное, чем в других странах Восточно-Северной части Европы.
Восприятие России в Чехии также может быть отдельно выделено, так как страна не относится к Восточной Европе, однако при этом отношение к образу России и самой стране в целом такое же негативное, как в странах Северной и Восточной Европы.
Анализ также помог выявить факторы влияющие на восприятие образа России. Так, основным служит осведомленность или неосведомленность о России. Все респонденты, согласившиеся на интервью, имеют друзей из России или просто изучают русскую культуру или даже язык. Данный фактор очень сильно влияет на то, как молодые люди относятся к России.
При анализе интервью респондентов из Чехии и Норвегии было особенно замечено, как несмотря на сильно негативный образ России в этих странах, респонденты, после знакомства с русскими и изучения культуры, стали относится к России гораздо лучше. Образ страны в их сознании изменился.
При этом, как отмечают люди из остальных стран многие видят Россию как далекую и закрытую страну именно по причине того, что практически никто ничего не знает о ней. Причиной такой ситуации, некоторый респонденты отмечали, как нехватка изучения России в системе образования Европы, а также возможности контакта с русскими.
Анализ также показал, что осведомленность или неосведомленность о России влияет на то, как люди видят образ России и образ Владимира Путина.
Было отмечено, что респонденты в основном разделяют образы, однако при этом отмечают, что большинство, не знающее ничего о России не будет этого делать.
Также было замечено, что знание о России практически не влияют на отношение к культуре отмены. При этом небольшая разница между частями Европы все-таки есть. Так, в Центральной и Западной Европе люди согласны, что стоит не допускать спортсменов до соревнований, однако при этом не видят необходимости закрывать границы свои стран, как это делают в Северной и Восточной Европе, хотя при этом они понимают, почему страны этого региона так сделали. В тоже время в как раз таки странах Северной и Восточной Европы респонденты полностью поддерживают те меры, которые принимаются их государствами.
...
1. Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня: мировой обзор / Г. Алмонд, Дж. Б. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. — М.: Аспект Пресс— 2002. • 537 с.
2. Адорно, Хоркхаймер, 1997 .Диалектика просвещения. —М.- СП(б) —1997.
• 310 с.
3. Берендеев, М.В. Образ и дискурс: к вопросу о дискурсивном характере формирования политических образов / М. В. Берендеев // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2011. — Вып. 6.
• С. 91—99.
4. Богданов Е.Н. Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. Изд. 2-е СПб. Питер - 2004г. - 224с.
5. Бозаджиев В.Л. Политическая психология: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений. - М.: Издательский дом Академии
Естествознания — 2015. - 474 с.
6. Бозаджиев В. Л. Политическое мышление и политическое воображение как компоненты политической психики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. —№ 4. —С. 212214.
7. Борисенков А.А. О политическом сознании//Философская мысль — 2013.— № 4. — С. 1 - 29
8. Гавра Д.П. Имидж региона: сферно-структурная субстанциональная
модель // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: тезисы межвуз. научно- практической
конференции. —СПб.: Роза мира. — 2010. — С. 115-117
9. Гавра, Д. П. Имидж территориальных субъектов в современном ин формационном пространстве // Д. П. Гавра, Ю. В. Таранова. — СПб.: С.- Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. Коммуникаций — 2013. - 155с
10. Гавра Д. П., Савицкая А. С., Шишкин Д. П. Внешний имидж государства в медиапространстве // Вестник СПбГУ. Язык и литература. — 2011. — №3.
11. Гаджиев К.С. Политические идеологии: концептуальный аспект// Вопр. философии — 1998. —№12 — С.3-20.
12. Гаджиев К.С. Имидж государства в конфликте идеологий. — М.:
Андалус—2007. —128 с.
13. Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования.
• М.— 2003. — 446 с.
14. Галумов Э.А. Международный имидж современной России: автореф. дис. д-ра полит. наук. — М. —2004. — 50 с.
15. Галумов, Э.А. Имидж против имиджа / Э.А. Галумов. — М.: Известия— 2005. — 551 с
... всего 111 источников