Введение
Раздел 1. Политический диалог России и Европейского союза в 1990-х-2000-х гг.: формирование сотрудничества
– Глава 1. Европа в системе внешнеполитических интересов России
– Глава 2. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве как основа взаимоотношений России и Европейского союза
– Глава 3. Общие пространства: попытка расширения партнерства
– Вывод
Раздел 2. Россия и Европейский союз: на пути к «Партнерству для модернизации».
– Глава 1. Кризис в двусторонних отношениях
– Глава 2. Инициатива «Партнерство для модернизации»
– Вывод
Раздел 3. Взаимоотношения России и Европейского союза в условиях кризиса на Украине
– Глава 1. Фактор России и Европейского союза в формировании политического кризиса на Украине
– Глава 2. Политика санкций и контрсанкций
– Глава 3. Современное состояние сотрудничества России и Европейского союза
– Вывод
Заключение
Библиография
– Источники
– Литература
– Материалы печатной и электронной прессы
– Диссертационные исследования
Отношения России и Европы развиваются уже в течение многих сотен лет, а их взаимодействие имеет долгую историю. Европа и государства, ее составляющие, всегда были ключевыми партнерами России. С самого своего формирования Россия устанавливала и разрывала торговые отношения с европейскими государствами, приняла их религию, наладила первые дипломатические отношения: прибытие английского посла в Москву в 1555 году (ответный визит в 1559 г.), прибытие посла Франции в 1586 году (российский посол прибыл в Париж в 1615 г.). С ними и против них она вела военные кампании, среди которых Ливонская война Ивана Грозного, Северная война Петра I, Отечественная война 1812-1814 гг. Александра I, Крымская война 1853-1856 гг. Николая I и Александра II, первая и вторая мировые войны, многочисленные конфликты по поводу независимости Балканских Болгарии, Сербии и Черногории. Россия Николая I, оставаясь одним из самых могущественных государств того времени, играла роль «полицейского», «жандарма» Европы.
Не секрет, что Россия часто проходила модернизацию по западным образцам: Великое посольство Петра I, его модернизация армии, государственного аппарата, сферы образования, создание флота, горбачевская перестройка 1985 г. и тому подобное. Недаром в России уже долгое время стоит вопрос о выборе пути своего развития: будь то западничество или евразийство.
Сотрудничество продолжается и сейчас, правда теперь Европа объединилась в Европейский союз, относительно новый актор в мировой политике с некоторыми наднациональными чертами. В современной внешней политике России это важный экономический и политический партнер, поэтому для нее необходимо формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки и культуры. Регулярные заявления о приверженности "общим ценностям" воспринимаются как условия существования политического диалога и сотрудничества в целом.
Однако несмотря на усилия, предпринимаемые обеими сторонами в целях поддержания и развития отношений, российско-европейское сотрудничество со времен распада СССР развивается под влиянием противоречивых факторов: на разных этапах их ценности, интересы и позиции несколько раз изменялись, менялась и геополитическая ситуация, в том числе в связи с расширением Евросоюза. Стороны то сближались, то отдалялись друг от друга, политика по отношению друг к другу, как и их взгляды на развитие взаимных связей, постоянно трансформировалась, приходило осознание того, что понятие "общих ценностей" различно. В конечном итоге это сказалось не только на двусторонних отношениях, но и на соседних государствах. И сегодня, как заявил С.В. Лавров: «российско-еэсовские связи стали заложниками безответственной линии украинских властей».
Объектом исследования выступает политический диалог России и Европейского союза. Важно отметить, что последний рассматривается на уровне наднационального института, а не на уровне конкретных государств, так как автора интересует комплексный подход к взаимоотношениям. Тем не менее, в работе иногда делаются отсылки к позициям отдельных государств в виду их важности в многостороннем диалоге.
Предметом исследования является опыт политического взаимодействия России и Евросоюза.
Цель исследования заключается в определении политических проблем в двусторонних отношениях, влияющих на развитие российско-еэсовского сотрудничества, а также места и роли международных событий в их формировании.
В рамках достижения указанной цели поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать официальные документы, регулирующие двусторонние отношения России и Европейского союза, а также их отношения на пространстве "общего соседства";
2. Выявить проблемы в двусторонних отношениях России и Европейского союза на раннем этапе взаимодействия;
3. Проследить за предпринимаемыми мерами по разрешению выявленных проблем, определить условия и факторы их трансформации впоследствии.
Хронологические рамки исследования. Данная работа охватывает период с момента образования России и Европейского союза в начале 1990-х годов до настоящего времени. Тем не менее, для целостного понимания характера политического диалога потребовалось включение в первую главу послевоенного периода.
Первый этап включает в себя период становления отношений России и Европейского союза, заключения базового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и налаживания региональных контактов, т.е. рассматриваются 90-е годы. На этом этапе Россия, в силу определенных внутри и внешнеполитических обстоятельств, была готова принять стандарты Евросоюза, хотя и делала некоторые попытки повлиять на них.
На втором этапе (начало 2000-х-2004 гг.) произошло определенное переосмысление сотрудничества: наблюдалось некоторое разочарование СПС, в том числе в связи с расширением Европейского союза на восток, поэтому стороны, согласно разработанным стратегиям, решили его пересмотреть и углубить, сформировав "общие пространства". Россия, хотя и несколько изменив стратегию, все еще считала себя составной частью европейского мира.
Третий этап (2004-2008 гг.) характеризуется охлаждением отношений, связанным с противоречиями в двусторонних отношениях с Европейским союзом и его государствами-членами, а также отсутствием сколько-нибудь значительного прогресса в формировании "общих пространств". Сыграли свою роль вопросы по Украине, Грузии и российской компании «Газпром». Россия осознает, что сотрудничество находится в кризисе, а потому начинает менять свои приоритеты.
Возникшие противоречия стороны пытаются разрешить на четвертом этапе (2008-2013 гг.) в рамках "Партнерства для модернизации", которое должно было способствовать сближению России и Европейского союза. Тем не менее последний этап (с 2013 г. по настоящее время) показывает, что разрешить их не удалось.
В данную схему укладываются и программы действий России и Европейского союза на постсоветском пространстве: в 1990-х гг. они практически отсутствовали, в начале 2000-х г. были сформированы, а со второй половины 2000-х гг. углублены. Будучи направленными на одно и то же пространство, на одни и те же сферы, они вызывали конфликт интересов. В конечном итоге это переросло в кризис, наблюдаемый с 2013 гг.
Методологические основы исследования. В соответствии с указанными целями и задачами, автором использован набор различных методов, в том числе общенаучных и специально-научных.
В качестве первых использованы инструментальное наблюдение за событиями, происходящими в двусторонних отношениях (ивент-анализ), которое позволило проследить динамику отношений России и Европейского союза и, соответственно, выполнить задачи №2-3, и метод изучения документов (контент-анализ), предоставивший возможность сделать определенные выводы на основе их детального анализа, что соответствует задаче №1. Как вспомогательные использованы описательный метод, методы индукции и дедукции.
Более глубокому пониманию проблемы способствовала вторая категория. Для выявления общих и особенных черт политики России и Европейского союза по отношению друг к другу автор задействовал метод сравнения, позволивший, вкупе с контент-анализом, определить восприятия сторонами друг друга. Метод системного анализа использован для выявления успеха тех или иных мер, предпринятых в рамках улучшения отношений (задачи №2 и №3), а такие подходы как синтез и обобщение помогают восстановить картину целиком. Этому способствовал и системный подход, позволивший добиться комплексного видения характера сотрудничества России и Европейского союза во всей совокупности составляющих его элементов, в их постоянной взаимозависимости и взаимодействии. Хронологический подход оказался незаменим для облегчения восприятия информации при анализе этапов развития политического диалога.
Важно также отметить, что автором применен метод абстрагирования, в частности в контексте двустороннего сотрудничества не учитываются такие вопросы как влияние НАТО, конфликты в Сирии, Ливии и т.д. Это обусловлено объемом работы и относительно небольшой значимостью для отношений России и Европейского союза.
Степень разработанности проблемы.
В рамках данного исследования был проведен комплексный обзор российских и зарубежных работ. Отмечено, что в последние годы уделяется немало внимания взаимоотношениям двух акторов, что связано с политическим кризисом на Украине. Вообще можно проследить некую тенденцию: большинство исследований сделаны в начале 2000-х гг., когда появились первые результаты сотрудничества; в 2004-2006 гг., когда началось движение в сторону общих пространств, а Европейский союз расширился; 2008-2009 гг., т.е. газовый конфликт с Украиной и конфликт в Грузии.
Чаще всего автор использовал либо труды отдельных исследователей, либо публикации в наиболее авторитетных российских и ведущих мировых журналах. Ко второй группе относятся: "Europe-Asia Studies", "Geopolitics", "Problems of Post-Communism", "Bofit online", "Актуальные проблемы мировой политики в XXI веке": сборник статей под ред. В.С. Ягья, "Отношения России и Европейского союза": сборник статей под ред. К.К. Худолея, "Вестник МГИМО Университета", сборники Российской Академии Наук, Российского совета по международным делам, Министерства экономического развития Российской Федерации и др.
Общие теоретические идеи, которые натолкнули на определенные мысли, в работе представлены такими авторами, как Hamilton K., Langhorne R., Haukkala H., Данилевский Н.Я.
Тем не менее, основная информация посвящена различным темам двусторонних отношений России и Европейского союза. Самый широкий спектр — вопросы российско-еэсовских отношений в целом: Рась М. , Ткаченко С., Худолей К.К., Кузьмин Ю., Энтин М., Энтина Е., Тнэлм Н.И., Casier T., Seija L., Pekka S. и др. Достаточно широко разработаны экономические взаимоотношения: Klycheva V., в том числе в сфере энергетики: Гардоцкий С., Романова Т., Салыгин В.И. и др. Обсуждается внутренняя и внешняя безопасность: Заславская Н., Стажик-Сулеевская Й., Golunov S., Mäkinen S., Forsberg T., Smith H. и др.
Учитывая заявленную тему и задачи работы, немаловажен вопрос ценностей России и Европейского союза. Указанная проблема поднимается во многих трудах, но таких, которые были бы посвящены конкретно данной теме не так много. Среди них: Белень С., Headley J.
В части, посвященной взаимодействию России и Евросоюза на постсоветском пространстве, широко используются труды следующих авторов: Мещеряков К.Е., Шамгунов Р., в том числе те, где обсуждается в первую очередь Украина: Зоткин А.А., Gnedina E., Averre D., Dragneva R., Wolczuk K., Haukkala H.
В данной работе автор также опирается на диссертации и связанные с ними работы: Шишкина А.В., Емельянова Н.Н., Никитенко А.И., Ярошенко Л.А., Литвин М.С., Хромова А.А. Шишкина А.В. подробно изучает и сравнивает программы России и Европейского союза по отношению к Украине, Белоруссии и Молдавии, т.е. государствам, которые по праву считаются пространством "общего соседства". Никитенко А.И. и Литвин М.С. рассматривают политический диалог, а Хромова А.А. — экономический.
Основными проблемами данной подборки стали разделение Россией европейских ценностей, ее восприятие на Западе и программы сотрудничества, направленные на интеграцию Россию в Европу, в частности на усилиях по созданию безвизового пространства и трансграничного партнерства. Много говорится об украинском кризисе и текущем положении дел: почему на Россию были наложены санкции, чем она руководствовалась, реализуя свою внешнюю политику, какие ей необходимы реформы, и что уже было сделано. Не менее важной темой стало взаимодействие двух акторов на постсоветском пространстве, что, кстати, сказалось на предыдущем вопросе. Обсуждаются проблемы, с которыми столкнулся Запад, или которые он осознал во время текущего кризиса.
Источниковую базу исследования составляют:
• нормативно-правовые акты России и Европейского союза, в том числе Концепции внешней политики РФ за 1992, 2000, 2008, 2013 и 2016 гг.; договоры, устанавливающие Европейские сообщества и учреждающие Европейский союз;
• заключения Совета ЕС по общим вопросам и внешней политике;
• документы, определяющие направление политики Евросоюза в отношении России и России в отношении Евросоюза; регулирующие финансовые, технические и другие вопросы двусторонних отношений, среди которых Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, "Дорожные карты" и др.;
• официальные заявления и выступления, отчеты и доклады, в том числе данные Министерства иностранных дел РФ и Федеральной таможенной службы РФ.
Указанные источники в основном выложены на интернет-сайтах Президента РФ, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Постоянного представительства Российской Федерации при Европейском союзе, официального представительства ЕС в России, Европейской службы внешних связей.
В работе использовались материалы средств массовой информации. Наиболее широко процитированы издательства Reuters, Российской газеты, RT и RT на русском.
Научная новизна исследования заключается в:
обобщении опыта политического взаимодействия России и Европейского союза в 1990-2010-х гг.;
выявлении политических условий и факторов, способствующих трансформации внешнеполитических интересов России;
обосновании приоритетных направлений сотрудничества России и Евросоюза и механизмов их реализации.
Структура исследования отвечает целям и задачам данной работы. Она включает введение, три раздела, состоящие из 8 глав, заключения и библиографического списка.
Сотрудничество России и Европейского союза прошло через несколько этапов. На каждом из них оно сталкивалось с определенными проблемами. На основе анализа документов и международных событий, автор выявляет условия возникновения противоречий и причины, препятствующие их разрешению.
В ходе исследования выявлено, что для установления контактов и налаживания сотрудничества на первом этапе было заключено базовое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (1994 г.), послужившее основой для последующего взаимодействия и последующих договоров: Европе нужны были энергетические ресурсы, а Россия нуждалась в источнике финансирования внутренних реформ, поэтому оно вступило в действие, несмотря на озабоченность Евросоюза демократией в России. Москва стремилась включиться в европейскую систему рынка, а потому фактически признала статус "младшего партнера", доставшийся ей в наследство от позднего Советского Союза. Стороны нашли общие интересы в сфере безопасности, как внутренней, так и внешней: прекращение нелегальной миграции, борьба с организованной преступностью, противодействие терроризму и ядерное оружие; более углубленного взаимодействия добились в приграничных регионах, где были запущены проекты "Северное измерение" и "ХЕЛКОМ".
Тем не менее, стремление защитить свой рынок не позволило полностью раскрыть потенциал сотрудничества: не признавая рыночный статус российской экономики, которая к тому же еще не была членом ВТО, Европейский союз вводил антидемпинговые пошлины; для оказания давления на Россию в области демократии, в период ведения ею войн в Чеченской Республике, он применял санкционные меры – т.е. Евросоюз в полной мере использовал ее слабость на начальном этапе их взаимодействия. Тогда Россия, немного окрепнув и освоившись со своей новой ролью на международной арене, начала пересматривать условия этого партнерства в своей Стратегии развития отношений с Евросоюзом на среднесрочную перспективу от 1999 г. Первым делом были затронуты вопросы безопасности. Затем, на саммите в Санкт-Петербурге-2003 В.В. Путин предложил сформировать "общие пространства", одно из которых было посвящено экономическому сотрудничеству, т.к. европейские страны к тому времени уже согласились с ее рыночным статусом (2002 г.).
Однако Европейский союз, расширившись в 2004 г. на восток, все еще не признавал Россию равноправным партнером, а потому сторонам удалось лишь согласовать план действий по строительству указанных пространств, названный "Дорожными картами" (2005 г.). Результаты были незначительными: сближение законодательств, обмены опытом, сокращение незаконной миграции, взаимодействие в борьбе с оргпреступностью и нигде не закрепленное обещание отмены виз.
К тому же в это время (2006-2009 гг.) возник ряд противоречий с государствами-членами ЕС, в частности Польшей и Литвой, которые, решая свои собственные экономические и политические проблемы, блокировали продление завершающегося в 2007 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве; и с Европейским союзом в целом. Последний преждевременно обвинил Россию в агрессии против Грузии в 2008 г., занял нейтральную позицию в ее газовых конфликтах с Украиной в 2006 и 2009 гг., позволив некоторым своим членам враждебные в отношении России высказывания, но в то же время сформировав с ней группы по предотвращению чрезвычайных ситуаций. Все более активно поднималась проблема давления на компанию с государственным участием «Газпром».
Неэффективность "Дорожных карт" и вышеуказанные противоречия вызвали необходимость нового плана, где были бы указаны конкретные сроки и программы. Им стало «Партнерство для модернизации». Оно позволило облегчить получение инвестиций, углубило приграничное сотрудничество, урегулировало вопрос вступления России во Всемирную торговую организацию. Однако оно не решало проблем в сфере либерализации визового режима и энергетики. Евросоюз настаивал на подписании Россией Энергетической хартии и ее согласии на условия "Третьего энергопакета", стремясь тем самым ограничить роль «Газпрома». Кроме того, Россия все также обвинялась в несоответствии демократическим нормам. Таким образом, Партнерство для модернизации, успешное в одних областях, не сумело урегулировать отношения в целом, Россия все дальше отдалялась от Запада.
В это же время стало наблюдаться противоречие все более углубляющихся программ России и Европейского союза на постсоветском пространстве. Ориентированные на одно и то же пространство, на одни и те же области, в частности на сближение законодательств и интеграцию экономик, они боролись за лояльность элит этих государств, в особенности Молдавии, Украины, Грузии и в какой-то мере Белоруссии. Политика самих государств, направленная на получение помощи и о тех, и от других, способствовала нарастанию противоречий, и в конечном итоге вылилась в кризис на Украине, коему в работе отведено особое место. Не сумев договориться и урегулировать конфликт, а также поддерживая разные стороны и обвиняя друг друга, в том числе в сломе сложившейся системы и архитектуры безопасности в Европе, нарушении норм международного права, Россия и Европейский союз ввели санкции и контрсанкции, сказавшиеся на чувствительных областях сотрудничества: военно-промышленном, нефтегазохимическом и агропромышленном комплексах. Наблюдалось замедление экономического роста, а на политическом уровне были прекращены официальные контакты.
Стоит отметить, что Европейский союз регулярно использует политику введения санкций как инструмент политического и экономического давления на соседние государства: только в данной работе указано, что она применялась для направления в нужное русло действий России в Чечне в 1999 г., Белоруссии в области демократии, В.Ф. Януковича в конфликте 2014 г. на Украине, угрожала ее применением в 2005-2006 гг. Польша. Т.е. санкции – не новое изобретение Евросоюза, хотя и противоречащее нормам международного права, согласно которым они могут накладываться только Советом Безопасности ООН (а вот ответные меры России, кстати – правомерное решение, так как в данном случае они являются реторсией, т.е. направлены против недружественного акта в ее сторону).
Таким образом, на всех этапах сотрудничества России и Европейского союза наблюдался ряд проблем. По мнению автора, рассмотренные выше ключевые препятствия во взаимоотношениях продолжают оставаться и сегодня. Основная трудность связана с отсутствием четкой программы действий в отношении друг друга. Хотя стороны добились этого в региональных проектах, этого было недостаточно, а запоздалое «Партнерство для модернизации» не решало всего комплекса накопившихся вопросов. Если соперничество в экономике и энергетике еще можно объяснить желанием добиться экономической и энергетической безопасности, борьбой за рынки, то постоянные напоминания о проблемах в области демократии такому объяснению не поддаются. Предметом внимания России также стало то, что она наблюдала неравенство в сотрудничестве с Евросоюзом, который не воспринимал ее равноправным партнером вплоть до Партнерства для модернизации. К тому же не было до конца понятно, как выстраивать это сотрудничество: с Евросоюзом в целом, либо с отдельными его государствами-членами, каждое из которых имеет возможность заблокировать то или иное соглашение, приостановить согласованные действия и решения.
Фиксируя наибольшую результативность в сфере внутренней безопасности, где стороны сократили нелегальную миграцию и наркотрафик, договорились о мерах по борьбе с организованной преступностью и противодействию терроризму, автор, однако отмечает, что даже эти успехи не привели к заключению соглашения о безвизовом пространстве, ровным счетом как и о создании Зоны свободной торговли в экономической сфере. Евросоюз, несмотря на все предпринимаемые Россией меры, говорит об отсутствии в ней демократии, выдвигает все новые и новые требования в миграционном регулировании. Отсутствие существенных успехов в области двусторонних отношений, которые могли бы послужить сдерживающим фактором, а также противоречия на пространстве "общего соседства" обозначили лимит доверия и привели к резкому ухудшению их сотрудничества, наблюдалось замедление темпов партнерства и сотрудничества сторон.
В исследовании обозначено, что на сегодняшний момент прослеживается определенное качественное улучшение отношений России и Европейского союза, которое выражается в стремлении отдельных стран отказаться от санкционной политики, в налаживании и улучшении инвестиционного сотрудничества, в особенности в примыкающих друг к другу регионах, фактической отмене санкций в отдельных отраслях – экономические связи постепенно восстанавливаются. Особо этому способствуют региональные проекты сотрудничества, внешнеторговые и энергетические взаимосвязи. И сегодня Россия стала задумываться о необходимости нового соглашения с Европейским союзом, которое бы учитывало и способствовало разрешению вышеуказанных противоречий, а также устраняло этот сформировавшийся за долгие годы лимит доверия.
1. «Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности от 10 мая 2005 // Президент России (официальный сайт). URL: http://kremlin.ru/supplement/3589/print (дата обращения: 05.08.2016).
2. «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты от 10 мая 2005 г. // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе. URL: http://www.russianmission.eu/userfiles/file/road_map_on_the_common_space_of_research_and_education_2005_russian.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
3. «Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия от 10 мая 2005 г. // Президент России (официальный сайт). URL: http://kremlin.ru/supplement/3588 (дата обращения: 05.08.2016).
4. «Дорожная карта» по общему экономическому пространству от 10 мая 2005 г. // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе. URL: http://www.russianmission.eu/userfiles/file/road_map_on_the_common_economic_space_2005_russian.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
5. Борьба с незаконным оборотом наркотиков: ЕС подписывает новое соглашение с Россией от 04/06/2013 г. // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2013/20130604_02_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
6. Борьба с транснациональной преступностью и терроризмом // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе. URL: http://www.russianmission.eu/ru/borba-s-transnatsionalnoi-prestupnostyu-i-terrorizmom (дата обращения: 05.08.2016).
7. Визовые вопросы // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе. URL: http://www.russianmission.eu/ru/vizovye-voprosy (дата обращения: 05.08.2016).
8. Визы для россиян в страны Евросоюза могут быть отменены к 2008 г. // NEWSru.com, 17 июля 2003. URL: http://www.newsru.com/russia/17jul2003/viza.html (дата обращения: 05.08.2016).
9. Вопросы конкуренции: Вице-председатель Европейской Комиссии Алмуния подписывает соглашение с российским антимонопольным органом // Представительство Европейского Союза в России, 10.03.2011. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2011/20110310_01_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
10. Вопросы миграции // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе. URL: http://www.russianmission.eu/ru/voprosy-migratsii (дата обращения: 05.08.2016).
11. Выводы Европейского Совета касательно Украины // Представительство Европейского Союза в России, 21/03/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140321_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
12. Выводы Совета ЕС касательно Украины // Представительство Европейского Союза в России, 04/03/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140303_2_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
13. Выводы Совета ЕС касательно Украины, 17.03.2014 // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140317_2_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
14. Выводы Совета касательно Украины, 10.02.2014 // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140210_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
15. Выводы Совета касательно Украины, 20.02.2014 // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140220_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
16. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на третьей министерской встрече «Северного измерения». Брюссель, 18 февраля 2013 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации, 19.02.2013. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/122010 (дата обращения: 05.08.2016).
17. Выступление члена Европейской Комиссии Юровой в Европейском Парламенте касательно ситуации в Украине // Представительство Европейского Союза в России, 16/10/2015. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2015/20151016_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
18. Глава 33. "Северное измерение" в политике ЕС // Европейская интеграция: учебник / под ред. О.В. Богатуриной. - М.: Издательский дом "Деловая литература", 2011. - 720 с. - С. 509-518.
19. Главный советник департамента общеевропейского сотрудничества Министерства иностранных дел (МИД) РФ Н.С. Ревенко.
20. Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических республик от 30 декабря 1922 г. // Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-3316. Оп. 1. Д. 5. Л. 1-2.
21. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. // Государственный архив Российской Федерации. Ф. 10026. Оп. 1. Д. 2. Л. 63-66.
22. Договор о Евразийском экономическом союзе, Астана, 29 мая 2014 г.
23. Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 // Организация Договора о коллективной безопасности. URL: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=126 (дата обращения: 05.08.2016).
24. Договор об обычных вооруженных силах в Европе // Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. - Париж, 19 ноября 1990.
25. Договор по открытому небу от 24 марта 1992 г. // Сайт ОБСЕ: Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. URL: http://www.osce.org/ru/library/14131?download=true (дата обращения: 05.08.2016).
26. Доклад МИД России "О ситуации с обеспечением прав человека в Европейском союзе" в 2012 и 2013 годах // Министерство иностранных дел РФ, 14.01.2014. URL: http://archive.mid.ru//bdomp/ns-dgpch.nsf/03c344d01162d351442579510044415b/44257b100055de8444257c60004a6491!OpenDocument (дата обращения: 05.08.2016).
27. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира» // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе, 28.12.2011. URL: http://www.russianmission.eu/sites/default/files/user/MFA%20Report%20on%20Human%20Rights_RU.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
28. Доклад о ходе работы, согласованный координаторами "Партнерство для модернизации" Россия-ЕС, для сведения саммита Россия-ЕС 15 декабря 2011 г. // сайт Европейского союза. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/documents/eu_russia/p4m_progressreport_ru.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
29. Дорожная карта энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 г. от марта 2013 г. // Представительство РФ в Евросоюзе. URL: http://www.russianmission.eu/sites/default/files/user/Roadmap%20Russia-EU%20Energy%20Cooperation%20until%202050_Rus.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
30. Европейский Союз окончательно утвердил безвизовый режим для граждан Грузии, 27.02.2017 // Европейская служба внешних связей. URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/21507/evropeyskiy-soyuz-okonchatelno-utverdil-bezvizovyy-rezhim-dlya-grazhdan-gruzii_ru (дата обращения: 15.03.2017).
31. ЕС запрашивает в ВТО консультации с Россией касательно антидемпинговых пошлин на лёгкие коммерческие автомобили // Представительство Европейского Союза в России, 21/05/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140521_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
32. ЕС оспаривает в ВТО позицию России в отношении запрета на импорт свинины // Представительство Европейского Союза в России, 08/04/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140408_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
33. ЕС снял часть санкций с Беларуси // Европейская служба внешних связей, 16.02.2016. URL: http://eeas.europa.eu/top_stories/2016/160216_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
34. ЕС, Россия и Украина согласовали условия обязывающего протокола для обеспечения поставок газа предстоящей зимой // Представительство Европейского Союза в России, 28.09.2015. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2015/20150928_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
35. Закон РСФСР от 25 декабря 1991 г. N 2094-I "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика". - М.
36. Заседание Европейского Совета 23 и 24 октября – Выводы по Украине, 27.10.2014 // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20141027_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
37. Заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "В связи с ратификацией Протокола к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, учитывающего присоединение Чешской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Венгерской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой Республики к Европейскому союзу". - М., 22.10.2004.
38. Заявление лидеров "Большой семёрки" касательно Украины, 12.03.2014 // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140312_2_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
39. Заявление лидеров "Группы семи", 03.03.2014 // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140303_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
40. Заявление лидеров «Большой семёрки» касательно Украины, 26.04.2014 // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140426_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
41. Заявление Председателя Европейского Совета и Председателя Европейской Комиссии от имени Европейского Союза относительно согласованных дополнительных ограничительных мер против России, 30.07.2014 // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140730_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
42. Заявление Президента СССР об отставке от 25.12.1991 г. // Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев Фонд). URL: http://www.gorby.ru/userfiles/file/zayavleniem_ob_otstavke_prezidenta_sssr_m.pdf (дата обращения: 04.08.2016).
43. ИЕСП ПГС «КАРЕЛИЯ» Программный Документ 2007-2013 // Kareliaenpi. 21.09.2008. URL: http://www.kareliaenpi.eu/asiakirjat/PD_RU.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
44. Интервью В.А.Чижова газете «Известия» (28.12.2016) // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе (28.12.2016). URL: https://russiaeu.ru/ru/novosti/intervu-vacizova-gazete-izvestia-0 (дата обращения: 18.02.2017).
45. Информационная записка: Ограничительные меры ЕС в связи с ситуацией в Восточной Украине и незаконной аннексией Крыма // Представительство Европейского Союза в России, 30/07/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140730_2_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
46. Комиссия направляет Уведомление о претензиях Газпрому в связи с предполагаемым злоупотреблением своим доминирующим положением на газовых рынках Центральной и Восточной Европы // Представительство Европейского Союза в России, 22/04/2015. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2015/20150422_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
47. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с голосованием в парламенте Республики Кипр по резолюции в поддержку снятия санкций ЕС в отношении России // Представительство России при Европейском Союзе. URL: https://russiaeu.ru/ru/novosti/kommentarii-departamenta-informacii-i-pecati-mid-rossii-v-svazi-s-golosovaniem-v-parlamente (дата обращения: 07.02.2017).
48. Комментарий МИД России в связи со снятием Евросоюзом запрета поставлять на Украину снаряжение, которое может использоваться для внутренних репрессий, а также военных технологий и оборудования // Министерство иностранных дел Российской Федерации, 02.08.2014. URL: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/newsline/0CFFEA753342C15E44257D28003572C6 (дата обращения: 06.08.2016).
49. Комментарий официального представителя МИД России А.А.Нестеренко // Министерство иностранных дел Российской Федерации, 13.08.2010. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/ab/-/asset_publisher/raC79Y6r2HN9/content/id/239334 (дата обращения: 06.08.2016).
50. Коммюнике лидеров "Группы семи", июнь 2014 - международная политика // Представительство Европейского Союза в России, 05/06/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140605_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
51. Консультации по правам человека между Европейским Союзом и Российской Федерацией // Представительство Европейского Союза в России, 05.05.2011. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/documents/news/20110505_ru.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
52. Консультации по правам человека между Европейским Союзом и Российской Федерацией // Представительство Европейского Союза в России, 29.11.2013. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2013/20131129_2_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
53. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 12.03.2016).
54. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (дата обращения: 05.03.2016).
55. Концепция внешней политики Российской Федерации от 15 июля 2008 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 03.03.2017).
56. Концепция внешней политики Российской Федерации от 2000 г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/Bl.nsf/arh/19DCF61BEFED61134325699C003B5FA3 (дата обращения: 05.08.2016).
57. Концепция внешней политики Российской Федерации. Декабрь 1992 г.
58. Крым и Севастополь: одобрены дальнейшие санкции ЕС // Представительство Европейского Союза в России, 19/12/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20141218_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
59. Меморандум о взаимопонимании в сфере сотрудничества от 10 марта 2011 г. // European Commission. URL: http://ec.europa.eu/competition/international/bilateral/mou_russia_ru.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
60. Меморандум о взаимопонимании между ФСБ РФ по контролю за оборотом наркотиков и Европейским центром мониторинга наркотиков и наркомании от 26 октября 2007 г. // Представительство России при Европейском Союзе. URL: http://www.russianmission.eu/userfiles/file/memorandum_on_understanding_on_drugs_2007_russian.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
61. Меморандум о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес. - М., 6 июля 1992.
62. Нелегальная аннексия Крыма Россией и реакция ЕС (18/03/2016) // European External Action Service. URL: http://collections.internetmemory.org/haeu/content/20160313172652/http://eeas.europa.eu/top_stories/2016/180316_crimea-factsheet_ru.htm (дата обращения 09.02.2017).
63. Обзор МИД России. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2013 году // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://archive.mid.ru//bdomp/brp_4.nsf/2a660d5e4f620f40c32576b20036eb06/a00d1cfa2351f2b144257caf004719a6!OpenDocument (дата обращения: 05.08.2016).
64. Обзор МИД России. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2011 году. - М., 2012.
65. Обзор МИД России. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2010 году // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/0/5837bbe2727d8c3dc32576e9003ad888 (дата обращения: 05.08.2016).
66. Обзор МИД России. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2012 году. - М., март 2013.
67. Обзор МИД России. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году // Министерство иностранных дел Российской Федерации, 07.05.2015. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/1252251 (дата обращения: 05.08.2016).
68. Общая Информация. Миссия ЕС по приграничной помощи Молдове и Украине. URL: http://www.eubam.org/ru/about/overview (дата обращения: 19.08.2014).
69. Обязывающий Протокол об условиях поставки газа из Российской Федерации в Украину в период с октября 2014 года по 31 марта 2015 года (от 13 октября 2014 г.) // Представительство РФ в Евросоюзе. URL: http://www.russianmission.eu/sites/default/files/user/2014_10_30_Rus-Ukr-EU_Protocol_rus.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
70. Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям (East StratCom Task Force): вопросы и ответы // Европейская служба внешних связей, 26.11.2015. URL: http://eeas.europa.eu/top_stories/2015/261115_stratcom-east_qanda_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
71. Парижская хартия для Новой Европы // Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. - Париж, 21 ноября 1990.
72. Партнерство для модернизации // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/tech_financial_cooperation/partnership_modernisation_facility/index_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
73. Письмо МИД РФ от 13.01.1992 №11/Угп <Об осуществлении прав и выполнении обязательств, вытекающих из международных договоров, заключенных СССР>. - М.
74. Политическая декларация по политике «Северного измерения», 24.11.2006 // Международные документы РФ / Президент России (официальный сайт). URL: http://kremlin.ru/supplement/3735 (дата обращения: 05.08.2016).
75. Постановление Верховного Совета РСФСР о денонсации Договора об образовании СССР от 12 декабря 1991 г. // Государственный архив Российской Федерации. Ф.10026. Оп.1. Д. 576. Л. 176.
76. Правовое сотрудничество // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе. URL: http://www.russianmission.eu/ru/pravovoe-sotrudnichestvo (дата обращения: 05.08.2016).
77. Прорыв: $4,6-миллиардная договоренность гарантирует газ для Украины и ЕС // Представительство Европейского Союза в России, 31/10/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20141031_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
78. Рамочный документ по политике «Северного измерения», 24.11.2006 // Международные документы РФ / Президент России (официальный сайт). URL: http://kremlin.ru/supplement/3736/print (дата обращения: 05.08.2016).
79. Резолюция 1531 (2007) “Об угрозе использования поставок энергоресурсов в качестве инструмента политического давления" // Парламентская Ассамблея / Совет Европы. URL: http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/%5bRussian_documents%5d/%5b2007%5d/%5bJan2007%5d/Res1531_rus.asp#TopOfPage (дата обращения: 05.08.2016).
80. Резолюция 1633 (2008) «Последствия войны между Грузией и Россией" // Парламентская Ассамблея / Совет Европы. URL: http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/%5BRussian_documents%5D/%5B2008%5D/%5bNov2008%5d/Res1633_rus.asp (дата обращения: 05.08.2016).
81. Реформы в России должны укреплять права человека в системе правосудия // Council of Europe. URL: http://archive.ec/CSsSx (дата обращения: 05.08.2016).
82. Совещание послов и постоянных представителей России от 1 июля 2014 г. // Президент России (официальный сайт). URL: http://kremlin.ru/events/president/news/46131 (дата обращения: 05.08.2016).
83. Совместное заявление Германа Ван Ромёя и Жозе Баррозу касательно Крыма // Представительство Европейского Союза в России, 16/03/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140316_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
84. Совместное заявление делегаций Российской Федерации и Европейского Союза в связи с завершением двусторонних переговоров по ключевым вопросам присоединения Российской Федерации к ВТО // Представительство Европейского Союза в России, 24/11/2010. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2010/20101124_01_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
85. Совместное заявление Министра культуры Российской Федерации В.Р. Мединского и заместителя Председателя Европейской Комиссии А. Таяни о сотрудничестве в области туризма // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/documents/news/m4g_loi_tourism_ru.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
86. Совместное заявление о расширении ЕС и отношениях с России-ЕС. 27 апреля 2004 г.
87. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий от 16 ноября 2000 г. // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе. URL: http://www.russianmission.eu/userfiles/file/agreement_on_science_and_technology_2000_russian.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
88. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Сообществом о реадмиссии. Сочи, 25 мая 2006 г.
89. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Союзом об участии Российской Федерации в военной операции Европейского Союза в Республике Чад и Центральноафриканской Республике (ЕУФОР ЧАД/ЦАР), 05.11.2008 // Сайт Министерства иностранных дел России. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-103/45626 (дата обращения: 03.03.2017).
90. Соглашение между РФ и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам РФ и Европейского союза от 2006 г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/Brp_4.nsf/arh/D2FDBE95F19D148EC325717D002FFDCC (дата обращения: 05.08.2016).
91. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24.06.1994 г.
92. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. // Государственный архив Российской Федерации. Ф. 10026. Оп. 4. Д. 1303. Л. 1-5.
93. Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией от 6 ноября 2003 г. // Представительство России при Европейском Союзе. URL: http://www.russianmission.eu/userfiles/file/agreement_on_co_operation_between_the_european_police_office_and_the_russian_federation_2003_russian.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
94. Стратегический курс России с государствами – участниками Содружества Независимых Государств от 14 сентября 1995 г. // Министерство иностранных дел. URL: http://archive.mid.ru//ns-osndoc.nsf/0e9272befa34209743256c630042d1aa/4e3d23b880479224c325707a00310fad (дата обращения: 06.08.2016).
95. Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.) от 22.10.1999 // Современная Европа: Институт Европы РАН, 2000. №1.
96. Усилены ограничительные меры в отношении России // Представительство Европейского Союза в России, 11/09/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140911_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
97. Федеральная таможенная служба РФ. URL: http://www.customs.ru/.
98. Федеральный закон N 121-ФЗ Российской Федерации от 20 июля 2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" // Российская газета, 23.07.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/07/23/nko-dok.html (дата обращения: 05.08.2016).
99. Федеральный закон от 26 мая 2001 г. N 57-ФЗ "О ратификации Договора по открытому небу" // Российская газета, 29 мая 2001. №101. URL: http://www.rg.ru/2001/05/29/dogovor-dok.html (дата обращения 05.08.2016).