Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Работа №142459

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Раздел 1. Политический диалог России и Европейского союза в 1990-х-2000-х гг.: формирование сотрудничества
– Глава 1. Европа в системе внешнеполитических интересов России
– Глава 2. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве как основа взаимоотношений России и Европейского союза
– Глава 3. Общие пространства: попытка расширения партнерства
– Вывод
Раздел 2. Россия и Европейский союз: на пути к «Партнерству для модернизации».
– Глава 1. Кризис в двусторонних отношениях
– Глава 2. Инициатива «Партнерство для модернизации»
– Вывод
Раздел 3. Взаимоотношения России и Европейского союза в условиях кризиса на Украине
– Глава 1. Фактор России и Европейского союза в формировании политического кризиса на Украине
– Глава 2. Политика санкций и контрсанкций
– Глава 3. Современное состояние сотрудничества России и Европейского союза
– Вывод
Заключение
Библиография
– Источники
– Литература
– Материалы печатной и электронной прессы
– Диссертационные исследования


Отношения России и Европы развиваются уже в течение многих сотен лет, а их взаимодействие имеет долгую историю. Европа и государства, ее составляющие, всегда были ключевыми партнерами России. С самого своего формирования Россия устанавливала и разрывала торговые отношения с европейскими государствами, приняла их религию, наладила первые дипломатические отношения: прибытие английского посла в Москву в 1555 году (ответный визит в 1559 г.), прибытие посла Франции в 1586 году (российский посол прибыл в Париж в 1615 г.). С ними и против них она вела военные кампании, среди которых Ливонская война Ивана Грозного, Северная война Петра I, Отечественная война 1812-1814 гг. Александра I, Крымская война 1853-1856 гг. Николая I и Александра II, первая и вторая мировые войны, многочисленные конфликты по поводу независимости Балканских Болгарии, Сербии и Черногории. Россия Николая I, оставаясь одним из самых могущественных государств того времени, играла роль «полицейского», «жандарма» Европы.
Не секрет, что Россия часто проходила модернизацию по западным образцам: Великое посольство Петра I, его модернизация армии, государственного аппарата, сферы образования, создание флота, горбачевская перестройка 1985 г. и тому подобное. Недаром в России уже долгое время стоит вопрос о выборе пути своего развития: будь то западничество или евразийство.
Сотрудничество продолжается и сейчас, правда теперь Европа объединилась в Европейский союз, относительно новый актор в мировой политике с некоторыми наднациональными чертами. В современной внешней политике России это важный экономический и политический партнер, поэтому для нее необходимо формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки и культуры. Регулярные заявления о приверженности "общим ценностям" воспринимаются как условия существования политического диалога и сотрудничества в целом.
Однако несмотря на усилия, предпринимаемые обеими сторонами в целях поддержания и развития отношений, российско-европейское сотрудничество со времен распада СССР развивается под влиянием противоречивых факторов: на разных этапах их ценности, интересы и позиции несколько раз изменялись, менялась и геополитическая ситуация, в том числе в связи с расширением Евросоюза. Стороны то сближались, то отдалялись друг от друга, политика по отношению друг к другу, как и их взгляды на развитие взаимных связей, постоянно трансформировалась, приходило осознание того, что понятие "общих ценностей" различно. В конечном итоге это сказалось не только на двусторонних отношениях, но и на соседних государствах. И сегодня, как заявил С.В. Лавров: «российско-еэсовские связи стали заложниками безответственной линии украинских властей».
Объектом исследования выступает политический диалог России и Европейского союза. Важно отметить, что последний рассматривается на уровне наднационального института, а не на уровне конкретных государств, так как автора интересует комплексный подход к взаимоотношениям. Тем не менее, в работе иногда делаются отсылки к позициям отдельных государств в виду их важности в многостороннем диалоге.
Предметом исследования является опыт политического взаимодействия России и Евросоюза.
Цель исследования заключается в определении политических проблем в двусторонних отношениях, влияющих на развитие российско-еэсовского сотрудничества, а также места и роли международных событий в их формировании.
В рамках достижения указанной цели поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать официальные документы, регулирующие двусторонние отношения России и Европейского союза, а также их отношения на пространстве "общего соседства";
2. Выявить проблемы в двусторонних отношениях России и Европейского союза на раннем этапе взаимодействия;
3. Проследить за предпринимаемыми мерами по разрешению выявленных проблем, определить условия и факторы их трансформации впоследствии.
Хронологические рамки исследования. Данная работа охватывает период с момента образования России и Европейского союза в начале 1990-х годов до настоящего времени. Тем не менее, для целостного понимания характера политического диалога потребовалось включение в первую главу послевоенного периода.
Первый этап включает в себя период становления отношений России и Европейского союза, заключения базового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и налаживания региональных контактов, т.е. рассматриваются 90-е годы. На этом этапе Россия, в силу определенных внутри и внешнеполитических обстоятельств, была готова принять стандарты Евросоюза, хотя и делала некоторые попытки повлиять на них.
На втором этапе (начало 2000-х-2004 гг.) произошло определенное переосмысление сотрудничества: наблюдалось некоторое разочарование СПС, в том числе в связи с расширением Европейского союза на восток, поэтому стороны, согласно разработанным стратегиям, решили его пересмотреть и углубить, сформировав "общие пространства". Россия, хотя и несколько изменив стратегию, все еще считала себя составной частью европейского мира.
Третий этап (2004-2008 гг.) характеризуется охлаждением отношений, связанным с противоречиями в двусторонних отношениях с Европейским союзом и его государствами-членами, а также отсутствием сколько-нибудь значительного прогресса в формировании "общих пространств". Сыграли свою роль вопросы по Украине, Грузии и российской компании «Газпром». Россия осознает, что сотрудничество находится в кризисе, а потому начинает менять свои приоритеты.
Возникшие противоречия стороны пытаются разрешить на четвертом этапе (2008-2013 гг.) в рамках "Партнерства для модернизации", которое должно было способствовать сближению России и Европейского союза. Тем не менее последний этап (с 2013 г. по настоящее время) показывает, что разрешить их не удалось.
В данную схему укладываются и программы действий России и Европейского союза на постсоветском пространстве: в 1990-х гг. они практически отсутствовали, в начале 2000-х г. были сформированы, а со второй половины 2000-х гг. углублены. Будучи направленными на одно и то же пространство, на одни и те же сферы, они вызывали конфликт интересов. В конечном итоге это переросло в кризис, наблюдаемый с 2013 гг.
Методологические основы исследования. В соответствии с указанными целями и задачами, автором использован набор различных методов, в том числе общенаучных и специально-научных.
В качестве первых использованы инструментальное наблюдение за событиями, происходящими в двусторонних отношениях (ивент-анализ), которое позволило проследить динамику отношений России и Европейского союза и, соответственно, выполнить задачи №2-3, и метод изучения документов (контент-анализ), предоставивший возможность сделать определенные выводы на основе их детального анализа, что соответствует задаче №1. Как вспомогательные использованы описательный метод, методы индукции и дедукции.
Более глубокому пониманию проблемы способствовала вторая категория. Для выявления общих и особенных черт политики России и Европейского союза по отношению друг к другу автор задействовал метод сравнения, позволивший, вкупе с контент-анализом, определить восприятия сторонами друг друга. Метод системного анализа использован для выявления успеха тех или иных мер, предпринятых в рамках улучшения отношений (задачи №2 и №3), а такие подходы как синтез и обобщение помогают восстановить картину целиком. Этому способствовал и системный подход, позволивший добиться комплексного видения характера сотрудничества России и Европейского союза во всей совокупности составляющих его элементов, в их постоянной взаимозависимости и взаимодействии. Хронологический подход оказался незаменим для облегчения восприятия информации при анализе этапов развития политического диалога.
Важно также отметить, что автором применен метод абстрагирования, в частности в контексте двустороннего сотрудничества не учитываются такие вопросы как влияние НАТО, конфликты в Сирии, Ливии и т.д. Это обусловлено объемом работы и относительно небольшой значимостью для отношений России и Европейского союза.
Степень разработанности проблемы.
В рамках данного исследования был проведен комплексный обзор российских и зарубежных работ. Отмечено, что в последние годы уделяется немало внимания взаимоотношениям двух акторов, что связано с политическим кризисом на Украине. Вообще можно проследить некую тенденцию: большинство исследований сделаны в начале 2000-х гг., когда появились первые результаты сотрудничества; в 2004-2006 гг., когда началось движение в сторону общих пространств, а Европейский союз расширился; 2008-2009 гг., т.е. газовый конфликт с Украиной и конфликт в Грузии.
Чаще всего автор использовал либо труды отдельных исследователей, либо публикации в наиболее авторитетных российских и ведущих мировых журналах. Ко второй группе относятся: "Europe-Asia Studies", "Geopolitics", "Problems of Post-Communism", "Bofit online", "Актуальные проблемы мировой политики в XXI веке": сборник статей под ред. В.С. Ягья, "Отношения России и Европейского союза": сборник статей под ред. К.К. Худолея, "Вестник МГИМО Университета", сборники Российской Академии Наук, Российского совета по международным делам, Министерства экономического развития Российской Федерации и др.
Общие теоретические идеи, которые натолкнули на определенные мысли, в работе представлены такими авторами, как Hamilton K., Langhorne R., Haukkala H., Данилевский Н.Я.
Тем не менее, основная информация посвящена различным темам двусторонних отношений России и Европейского союза. Самый широкий спектр — вопросы российско-еэсовских отношений в целом: Рась М. , Ткаченко С., Худолей К.К., Кузьмин Ю., Энтин М., Энтина Е., Тнэлм Н.И., Casier T., Seija L., Pekka S. и др. Достаточно широко разработаны экономические взаимоотношения: Klycheva V., в том числе в сфере энергетики: Гардоцкий С., Романова Т., Салыгин В.И. и др. Обсуждается внутренняя и внешняя безопасность: Заславская Н., Стажик-Сулеевская Й., Golunov S., Mäkinen S., Forsberg T., Smith H. и др.
Учитывая заявленную тему и задачи работы, немаловажен вопрос ценностей России и Европейского союза. Указанная проблема поднимается во многих трудах, но таких, которые были бы посвящены конкретно данной теме не так много. Среди них: Белень С., Headley J.
В части, посвященной взаимодействию России и Евросоюза на постсоветском пространстве, широко используются труды следующих авторов: Мещеряков К.Е., Шамгунов Р., в том числе те, где обсуждается в первую очередь Украина: Зоткин А.А., Gnedina E., Averre D., Dragneva R., Wolczuk K., Haukkala H.
В данной работе автор также опирается на диссертации и связанные с ними работы: Шишкина А.В., Емельянова Н.Н., Никитенко А.И., Ярошенко Л.А., Литвин М.С., Хромова А.А. Шишкина А.В. подробно изучает и сравнивает программы России и Европейского союза по отношению к Украине, Белоруссии и Молдавии, т.е. государствам, которые по праву считаются пространством "общего соседства". Никитенко А.И. и Литвин М.С. рассматривают политический диалог, а Хромова А.А. — экономический.
Основными проблемами данной подборки стали разделение Россией европейских ценностей, ее восприятие на Западе и программы сотрудничества, направленные на интеграцию Россию в Европу, в частности на усилиях по созданию безвизового пространства и трансграничного партнерства. Много говорится об украинском кризисе и текущем положении дел: почему на Россию были наложены санкции, чем она руководствовалась, реализуя свою внешнюю политику, какие ей необходимы реформы, и что уже было сделано. Не менее важной темой стало взаимодействие двух акторов на постсоветском пространстве, что, кстати, сказалось на предыдущем вопросе. Обсуждаются проблемы, с которыми столкнулся Запад, или которые он осознал во время текущего кризиса.
Источниковую базу исследования составляют:
• нормативно-правовые акты России и Европейского союза, в том числе Концепции внешней политики РФ за 1992, 2000, 2008, 2013 и 2016 гг.; договоры, устанавливающие Европейские сообщества и учреждающие Европейский союз;
• заключения Совета ЕС по общим вопросам и внешней политике;
• документы, определяющие направление политики Евросоюза в отношении России и России в отношении Евросоюза; регулирующие финансовые, технические и другие вопросы двусторонних отношений, среди которых Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, "Дорожные карты" и др.;
• официальные заявления и выступления, отчеты и доклады, в том числе данные Министерства иностранных дел РФ и Федеральной таможенной службы РФ.
Указанные источники в основном выложены на интернет-сайтах Президента РФ, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Постоянного представительства Российской Федерации при Европейском союзе, официального представительства ЕС в России, Европейской службы внешних связей.
В работе использовались материалы средств массовой информации. Наиболее широко процитированы издательства Reuters, Российской газеты, RT и RT на русском.
Научная новизна исследования заключается в:
 обобщении опыта политического взаимодействия России и Европейского союза в 1990-2010-х гг.;
 выявлении политических условий и факторов, способствующих трансформации внешнеполитических интересов России;
 обосновании приоритетных направлений сотрудничества России и Евросоюза и механизмов их реализации.
Структура исследования отвечает целям и задачам данной работы. Она включает введение, три раздела, состоящие из 8 глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сотрудничество России и Европейского союза прошло через несколько этапов. На каждом из них оно сталкивалось с определенными проблемами. На основе анализа документов и международных событий, автор выявляет условия возникновения противоречий и причины, препятствующие их разрешению.
В ходе исследования выявлено, что для установления контактов и налаживания сотрудничества на первом этапе было заключено базовое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (1994 г.), послужившее основой для последующего взаимодействия и последующих договоров: Европе нужны были энергетические ресурсы, а Россия нуждалась в источнике финансирования внутренних реформ, поэтому оно вступило в действие, несмотря на озабоченность Евросоюза демократией в России. Москва стремилась включиться в европейскую систему рынка, а потому фактически признала статус "младшего партнера", доставшийся ей в наследство от позднего Советского Союза. Стороны нашли общие интересы в сфере безопасности, как внутренней, так и внешней: прекращение нелегальной миграции, борьба с организованной преступностью, противодействие терроризму и ядерное оружие; более углубленного взаимодействия добились в приграничных регионах, где были запущены проекты "Северное измерение" и "ХЕЛКОМ".
Тем не менее, стремление защитить свой рынок не позволило полностью раскрыть потенциал сотрудничества: не признавая рыночный статус российской экономики, которая к тому же еще не была членом ВТО, Европейский союз вводил антидемпинговые пошлины; для оказания давления на Россию в области демократии, в период ведения ею войн в Чеченской Республике, он применял санкционные меры – т.е. Евросоюз в полной мере использовал ее слабость на начальном этапе их взаимодействия. Тогда Россия, немного окрепнув и освоившись со своей новой ролью на международной арене, начала пересматривать условия этого партнерства в своей Стратегии развития отношений с Евросоюзом на среднесрочную перспективу от 1999 г. Первым делом были затронуты вопросы безопасности. Затем, на саммите в Санкт-Петербурге-2003 В.В. Путин предложил сформировать "общие пространства", одно из которых было посвящено экономическому сотрудничеству, т.к. европейские страны к тому времени уже согласились с ее рыночным статусом (2002 г.).
Однако Европейский союз, расширившись в 2004 г. на восток, все еще не признавал Россию равноправным партнером, а потому сторонам удалось лишь согласовать план действий по строительству указанных пространств, названный "Дорожными картами" (2005 г.). Результаты были незначительными: сближение законодательств, обмены опытом, сокращение незаконной миграции, взаимодействие в борьбе с оргпреступностью и нигде не закрепленное обещание отмены виз.
К тому же в это время (2006-2009 гг.) возник ряд противоречий с государствами-членами ЕС, в частности Польшей и Литвой, которые, решая свои собственные экономические и политические проблемы, блокировали продление завершающегося в 2007 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве; и с Европейским союзом в целом. Последний преждевременно обвинил Россию в агрессии против Грузии в 2008 г., занял нейтральную позицию в ее газовых конфликтах с Украиной в 2006 и 2009 гг., позволив некоторым своим членам враждебные в отношении России высказывания, но в то же время сформировав с ней группы по предотвращению чрезвычайных ситуаций. Все более активно поднималась проблема давления на компанию с государственным участием «Газпром».
Неэффективность "Дорожных карт" и вышеуказанные противоречия вызвали необходимость нового плана, где были бы указаны конкретные сроки и программы. Им стало «Партнерство для модернизации». Оно позволило облегчить получение инвестиций, углубило приграничное сотрудничество, урегулировало вопрос вступления России во Всемирную торговую организацию. Однако оно не решало проблем в сфере либерализации визового режима и энергетики. Евросоюз настаивал на подписании Россией Энергетической хартии и ее согласии на условия "Третьего энергопакета", стремясь тем самым ограничить роль «Газпрома». Кроме того, Россия все также обвинялась в несоответствии демократическим нормам. Таким образом, Партнерство для модернизации, успешное в одних областях, не сумело урегулировать отношения в целом, Россия все дальше отдалялась от Запада.
В это же время стало наблюдаться противоречие все более углубляющихся программ России и Европейского союза на постсоветском пространстве. Ориентированные на одно и то же пространство, на одни и те же области, в частности на сближение законодательств и интеграцию экономик, они боролись за лояльность элит этих государств, в особенности Молдавии, Украины, Грузии и в какой-то мере Белоруссии. Политика самих государств, направленная на получение помощи и о тех, и от других, способствовала нарастанию противоречий, и в конечном итоге вылилась в кризис на Украине, коему в работе отведено особое место. Не сумев договориться и урегулировать конфликт, а также поддерживая разные стороны и обвиняя друг друга, в том числе в сломе сложившейся системы и архитектуры безопасности в Европе, нарушении норм международного права, Россия и Европейский союз ввели санкции и контрсанкции, сказавшиеся на чувствительных областях сотрудничества: военно-промышленном, нефтегазохимическом и агропромышленном комплексах. Наблюдалось замедление экономического роста, а на политическом уровне были прекращены официальные контакты.
Стоит отметить, что Европейский союз регулярно использует политику введения санкций как инструмент политического и экономического давления на соседние государства: только в данной работе указано, что она применялась для направления в нужное русло действий России в Чечне в 1999 г., Белоруссии в области демократии, В.Ф. Януковича в конфликте 2014 г. на Украине, угрожала ее применением в 2005-2006 гг. Польша. Т.е. санкции – не новое изобретение Евросоюза, хотя и противоречащее нормам международного права, согласно которым они могут накладываться только Советом Безопасности ООН (а вот ответные меры России, кстати – правомерное решение, так как в данном случае они являются реторсией, т.е. направлены против недружественного акта в ее сторону).
Таким образом, на всех этапах сотрудничества России и Европейского союза наблюдался ряд проблем. По мнению автора, рассмотренные выше ключевые препятствия во взаимоотношениях продолжают оставаться и сегодня. Основная трудность связана с отсутствием четкой программы действий в отношении друг друга. Хотя стороны добились этого в региональных проектах, этого было недостаточно, а запоздалое «Партнерство для модернизации» не решало всего комплекса накопившихся вопросов. Если соперничество в экономике и энергетике еще можно объяснить желанием добиться экономической и энергетической безопасности, борьбой за рынки, то постоянные напоминания о проблемах в области демократии такому объяснению не поддаются. Предметом внимания России также стало то, что она наблюдала неравенство в сотрудничестве с Евросоюзом, который не воспринимал ее равноправным партнером вплоть до Партнерства для модернизации. К тому же не было до конца понятно, как выстраивать это сотрудничество: с Евросоюзом в целом, либо с отдельными его государствами-членами, каждое из которых имеет возможность заблокировать то или иное соглашение, приостановить согласованные действия и решения.
Фиксируя наибольшую результативность в сфере внутренней безопасности, где стороны сократили нелегальную миграцию и наркотрафик, договорились о мерах по борьбе с организованной преступностью и противодействию терроризму, автор, однако отмечает, что даже эти успехи не привели к заключению соглашения о безвизовом пространстве, ровным счетом как и о создании Зоны свободной торговли в экономической сфере. Евросоюз, несмотря на все предпринимаемые Россией меры, говорит об отсутствии в ней демократии, выдвигает все новые и новые требования в миграционном регулировании. Отсутствие существенных успехов в области двусторонних отношений, которые могли бы послужить сдерживающим фактором, а также противоречия на пространстве "общего соседства" обозначили лимит доверия и привели к резкому ухудшению их сотрудничества, наблюдалось замедление темпов партнерства и сотрудничества сторон.
В исследовании обозначено, что на сегодняшний момент прослеживается определенное качественное улучшение отношений России и Европейского союза, которое выражается в стремлении отдельных стран отказаться от санкционной политики, в налаживании и улучшении инвестиционного сотрудничества, в особенности в примыкающих друг к другу регионах, фактической отмене санкций в отдельных отраслях – экономические связи постепенно восстанавливаются. Особо этому способствуют региональные проекты сотрудничества, внешнеторговые и энергетические взаимосвязи. И сегодня Россия стала задумываться о необходимости нового соглашения с Европейским союзом, которое бы учитывало и способствовало разрешению вышеуказанных противоречий, а также устраняло этот сформировавшийся за долгие годы лимит доверия.



1. «Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности от 10 мая 2005 // Президент России (официальный сайт). URL: http://kremlin.ru/supplement/3589/print (дата обращения: 05.08.2016).
2. «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты от 10 мая 2005 г. // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе. URL: http://www.russianmission.eu/userfiles/file/road_map_on_the_common_space_of_research_and_education_2005_russian.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
3. «Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия от 10 мая 2005 г. // Президент России (официальный сайт). URL: http://kremlin.ru/supplement/3588 (дата обращения: 05.08.2016).
4. «Дорожная карта» по общему экономическому пространству от 10 мая 2005 г. // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе. URL: http://www.russianmission.eu/userfiles/file/road_map_on_the_common_economic_space_2005_russian.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
5. Борьба с незаконным оборотом наркотиков: ЕС подписывает новое соглашение с Россией от 04/06/2013 г. // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2013/20130604_02_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
6. Борьба с транснациональной преступностью и терроризмом // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе. URL: http://www.russianmission.eu/ru/borba-s-transnatsionalnoi-prestupnostyu-i-terrorizmom (дата обращения: 05.08.2016).
7. Визовые вопросы // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе. URL: http://www.russianmission.eu/ru/vizovye-voprosy (дата обращения: 05.08.2016).
8. Визы для россиян в страны Евросоюза могут быть отменены к 2008 г. // NEWSru.com, 17 июля 2003. URL: http://www.newsru.com/russia/17jul2003/viza.html (дата обращения: 05.08.2016).
9. Вопросы конкуренции: Вице-председатель Европейской Комиссии Алмуния подписывает соглашение с российским антимонопольным органом // Представительство Европейского Союза в России, 10.03.2011. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2011/20110310_01_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
10. Вопросы миграции // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе. URL: http://www.russianmission.eu/ru/voprosy-migratsii (дата обращения: 05.08.2016).
11. Выводы Европейского Совета касательно Украины // Представительство Европейского Союза в России, 21/03/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140321_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
12. Выводы Совета ЕС касательно Украины // Представительство Европейского Союза в России, 04/03/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140303_2_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
13. Выводы Совета ЕС касательно Украины, 17.03.2014 // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140317_2_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
14. Выводы Совета касательно Украины, 10.02.2014 // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140210_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
15. Выводы Совета касательно Украины, 20.02.2014 // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140220_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
16. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на третьей министерской встрече «Северного измерения». Брюссель, 18 февраля 2013 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации, 19.02.2013. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/122010 (дата обращения: 05.08.2016).
17. Выступление члена Европейской Комиссии Юровой в Европейском Парламенте касательно ситуации в Украине // Представительство Европейского Союза в России, 16/10/2015. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2015/20151016_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
18. Глава 33. "Северное измерение" в политике ЕС // Европейская интеграция: учебник / под ред. О.В. Богатуриной. - М.: Издательский дом "Деловая литература", 2011. - 720 с. - С. 509-518.
19. Главный советник департамента общеевропейского сотрудничества Министерства иностранных дел (МИД) РФ Н.С. Ревенко.
20. Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических республик от 30 декабря 1922 г. // Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-3316. Оп. 1. Д. 5. Л. 1-2.
21. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. // Государственный архив Российской Федерации. Ф. 10026. Оп. 1. Д. 2. Л. 63-66.
22. Договор о Евразийском экономическом союзе, Астана, 29 мая 2014 г.
23. Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 // Организация Договора о коллективной безопасности. URL: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=126 (дата обращения: 05.08.2016).
24. Договор об обычных вооруженных силах в Европе // Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. - Париж, 19 ноября 1990.
25. Договор по открытому небу от 24 марта 1992 г. // Сайт ОБСЕ: Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. URL: http://www.osce.org/ru/library/14131?download=true (дата обращения: 05.08.2016).
26. Доклад МИД России "О ситуации с обеспечением прав человека в Европейском союзе" в 2012 и 2013 годах // Министерство иностранных дел РФ, 14.01.2014. URL: http://archive.mid.ru//bdomp/ns-dgpch.nsf/03c344d01162d351442579510044415b/44257b100055de8444257c60004a6491!OpenDocument (дата обращения: 05.08.2016).
27. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира» // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе, 28.12.2011. URL: http://www.russianmission.eu/sites/default/files/user/MFA%20Report%20on%20Human%20Rights_RU.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
28. Доклад о ходе работы, согласованный координаторами "Партнерство для модернизации" Россия-ЕС, для сведения саммита Россия-ЕС 15 декабря 2011 г. // сайт Европейского союза. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/documents/eu_russia/p4m_progressreport_ru.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
29. Дорожная карта энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 г. от марта 2013 г. // Представительство РФ в Евросоюзе. URL: http://www.russianmission.eu/sites/default/files/user/Roadmap%20Russia-EU%20Energy%20Cooperation%20until%202050_Rus.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
30. Европейский Союз окончательно утвердил безвизовый режим для граждан Грузии, 27.02.2017 // Европейская служба внешних связей. URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/21507/evropeyskiy-soyuz-okonchatelno-utverdil-bezvizovyy-rezhim-dlya-grazhdan-gruzii_ru (дата обращения: 15.03.2017).
31. ЕС запрашивает в ВТО консультации с Россией касательно антидемпинговых пошлин на лёгкие коммерческие автомобили // Представительство Европейского Союза в России, 21/05/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140521_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
32. ЕС оспаривает в ВТО позицию России в отношении запрета на импорт свинины // Представительство Европейского Союза в России, 08/04/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140408_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
33. ЕС снял часть санкций с Беларуси // Европейская служба внешних связей, 16.02.2016. URL: http://eeas.europa.eu/top_stories/2016/160216_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
34. ЕС, Россия и Украина согласовали условия обязывающего протокола для обеспечения поставок газа предстоящей зимой // Представительство Европейского Союза в России, 28.09.2015. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2015/20150928_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
35. Закон РСФСР от 25 декабря 1991 г. N 2094-I "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика". - М.
36. Заседание Европейского Совета 23 и 24 октября – Выводы по Украине, 27.10.2014 // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20141027_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
37. Заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "В связи с ратификацией Протокола к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, учитывающего присоединение Чешской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Венгерской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой Республики к Европейскому союзу". - М., 22.10.2004.
38. Заявление лидеров "Большой семёрки" касательно Украины, 12.03.2014 // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140312_2_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
39. Заявление лидеров "Группы семи", 03.03.2014 // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140303_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
40. Заявление лидеров «Большой семёрки» касательно Украины, 26.04.2014 // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140426_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
41. Заявление Председателя Европейского Совета и Председателя Европейской Комиссии от имени Европейского Союза относительно согласованных дополнительных ограничительных мер против России, 30.07.2014 // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140730_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
42. Заявление Президента СССР об отставке от 25.12.1991 г. // Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев Фонд). URL: http://www.gorby.ru/userfiles/file/zayavleniem_ob_otstavke_prezidenta_sssr_m.pdf (дата обращения: 04.08.2016).
43. ИЕСП ПГС «КАРЕЛИЯ» Программный Документ 2007-2013 // Kareliaenpi. 21.09.2008. URL: http://www.kareliaenpi.eu/asiakirjat/PD_RU.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
44. Интервью В.А.Чижова газете «Известия» (28.12.2016) // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе (28.12.2016). URL: https://russiaeu.ru/ru/novosti/intervu-vacizova-gazete-izvestia-0 (дата обращения: 18.02.2017).
45. Информационная записка: Ограничительные меры ЕС в связи с ситуацией в Восточной Украине и незаконной аннексией Крыма // Представительство Европейского Союза в России, 30/07/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140730_2_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
46. Комиссия направляет Уведомление о претензиях Газпрому в связи с предполагаемым злоупотреблением своим доминирующим положением на газовых рынках Центральной и Восточной Европы // Представительство Европейского Союза в России, 22/04/2015. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2015/20150422_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
47. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с голосованием в парламенте Республики Кипр по резолюции в поддержку снятия санкций ЕС в отношении России // Представительство России при Европейском Союзе. URL: https://russiaeu.ru/ru/novosti/kommentarii-departamenta-informacii-i-pecati-mid-rossii-v-svazi-s-golosovaniem-v-parlamente (дата обращения: 07.02.2017).
48. Комментарий МИД России в связи со снятием Евросоюзом запрета поставлять на Украину снаряжение, которое может использоваться для внутренних репрессий, а также военных технологий и оборудования // Министерство иностранных дел Российской Федерации, 02.08.2014. URL: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/newsline/0CFFEA753342C15E44257D28003572C6 (дата обращения: 06.08.2016).
49. Комментарий официального представителя МИД России А.А.Нестеренко // Министерство иностранных дел Российской Федерации, 13.08.2010. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/ab/-/asset_publisher/raC79Y6r2HN9/content/id/239334 (дата обращения: 06.08.2016).
50. Коммюнике лидеров "Группы семи", июнь 2014 - международная политика // Представительство Европейского Союза в России, 05/06/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140605_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
51. Консультации по правам человека между Европейским Союзом и Российской Федерацией // Представительство Европейского Союза в России, 05.05.2011. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/documents/news/20110505_ru.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
52. Консультации по правам человека между Европейским Союзом и Российской Федерацией // Представительство Европейского Союза в России, 29.11.2013. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2013/20131129_2_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
53. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 12.03.2016).
54. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (дата обращения: 05.03.2016).
55. Концепция внешней политики Российской Федерации от 15 июля 2008 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 03.03.2017).
56. Концепция внешней политики Российской Федерации от 2000 г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/Bl.nsf/arh/19DCF61BEFED61134325699C003B5FA3 (дата обращения: 05.08.2016).
57. Концепция внешней политики Российской Федерации. Декабрь 1992 г.
58. Крым и Севастополь: одобрены дальнейшие санкции ЕС // Представительство Европейского Союза в России, 19/12/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20141218_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
59. Меморандум о взаимопонимании в сфере сотрудничества от 10 марта 2011 г. // European Commission. URL: http://ec.europa.eu/competition/international/bilateral/mou_russia_ru.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
60. Меморандум о взаимопонимании между ФСБ РФ по контролю за оборотом наркотиков и Европейским центром мониторинга наркотиков и наркомании от 26 октября 2007 г. // Представительство России при Европейском Союзе. URL: http://www.russianmission.eu/userfiles/file/memorandum_on_understanding_on_drugs_2007_russian.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
61. Меморандум о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес. - М., 6 июля 1992.
62. Нелегальная аннексия Крыма Россией и реакция ЕС (18/03/2016) // European External Action Service. URL: http://collections.internetmemory.org/haeu/content/20160313172652/http://eeas.europa.eu/top_stories/2016/180316_crimea-factsheet_ru.htm (дата обращения 09.02.2017).
63. Обзор МИД России. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2013 году // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://archive.mid.ru//bdomp/brp_4.nsf/2a660d5e4f620f40c32576b20036eb06/a00d1cfa2351f2b144257caf004719a6!OpenDocument (дата обращения: 05.08.2016).
64. Обзор МИД России. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2011 году. - М., 2012.
65. Обзор МИД России. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2010 году // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/0/5837bbe2727d8c3dc32576e9003ad888 (дата обращения: 05.08.2016).
66. Обзор МИД России. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2012 году. - М., март 2013.
67. Обзор МИД России. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году // Министерство иностранных дел Российской Федерации, 07.05.2015. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/1252251 (дата обращения: 05.08.2016).
68. Общая Информация. Миссия ЕС по приграничной помощи Молдове и Украине. URL: http://www.eubam.org/ru/about/overview (дата обращения: 19.08.2014).
69. Обязывающий Протокол об условиях поставки газа из Российской Федерации в Украину в период с октября 2014 года по 31 марта 2015 года (от 13 октября 2014 г.) // Представительство РФ в Евросоюзе. URL: http://www.russianmission.eu/sites/default/files/user/2014_10_30_Rus-Ukr-EU_Protocol_rus.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
70. Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям (East StratCom Task Force): вопросы и ответы // Европейская служба внешних связей, 26.11.2015. URL: http://eeas.europa.eu/top_stories/2015/261115_stratcom-east_qanda_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
71. Парижская хартия для Новой Европы // Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. - Париж, 21 ноября 1990.
72. Партнерство для модернизации // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/tech_financial_cooperation/partnership_modernisation_facility/index_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
73. Письмо МИД РФ от 13.01.1992 №11/Угп <Об осуществлении прав и выполнении обязательств, вытекающих из международных договоров, заключенных СССР>. - М.
74. Политическая декларация по политике «Северного измерения», 24.11.2006 // Международные документы РФ / Президент России (официальный сайт). URL: http://kremlin.ru/supplement/3735 (дата обращения: 05.08.2016).
75. Постановление Верховного Совета РСФСР о денонсации Договора об образовании СССР от 12 декабря 1991 г. // Государственный архив Российской Федерации. Ф.10026. Оп.1. Д. 576. Л. 176.
76. Правовое сотрудничество // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе. URL: http://www.russianmission.eu/ru/pravovoe-sotrudnichestvo (дата обращения: 05.08.2016).
77. Прорыв: $4,6-миллиардная договоренность гарантирует газ для Украины и ЕС // Представительство Европейского Союза в России, 31/10/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20141031_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
78. Рамочный документ по политике «Северного измерения», 24.11.2006 // Международные документы РФ / Президент России (официальный сайт). URL: http://kremlin.ru/supplement/3736/print (дата обращения: 05.08.2016).
79. Резолюция 1531 (2007) “Об угрозе использования поставок энергоресурсов в качестве инструмента политического давления" // Парламентская Ассамблея / Совет Европы. URL: http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/%5bRussian_documents%5d/%5b2007%5d/%5bJan2007%5d/Res1531_rus.asp#TopOfPage (дата обращения: 05.08.2016).
80. Резолюция 1633 (2008) «Последствия войны между Грузией и Россией" // Парламентская Ассамблея / Совет Европы. URL: http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/%5BRussian_documents%5D/%5B2008%5D/%5bNov2008%5d/Res1633_rus.asp (дата обращения: 05.08.2016).
81. Реформы в России должны укреплять права человека в системе правосудия // Council of Europe. URL: http://archive.ec/CSsSx (дата обращения: 05.08.2016).
82. Совещание послов и постоянных представителей России от 1 июля 2014 г. // Президент России (официальный сайт). URL: http://kremlin.ru/events/president/news/46131 (дата обращения: 05.08.2016).
83. Совместное заявление Германа Ван Ромёя и Жозе Баррозу касательно Крыма // Представительство Европейского Союза в России, 16/03/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140316_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
84. Совместное заявление делегаций Российской Федерации и Европейского Союза в связи с завершением двусторонних переговоров по ключевым вопросам присоединения Российской Федерации к ВТО // Представительство Европейского Союза в России, 24/11/2010. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2010/20101124_01_ru.htm (дата обращения: 05.08.2016).
85. Совместное заявление Министра культуры Российской Федерации В.Р. Мединского и заместителя Председателя Европейской Комиссии А. Таяни о сотрудничестве в области туризма // Представительство Европейского Союза в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/documents/news/m4g_loi_tourism_ru.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
86. Совместное заявление о расширении ЕС и отношениях с России-ЕС. 27 апреля 2004 г.
87. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий от 16 ноября 2000 г. // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе. URL: http://www.russianmission.eu/userfiles/file/agreement_on_science_and_technology_2000_russian.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
88. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Сообществом о реадмиссии. Сочи, 25 мая 2006 г.
89. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Союзом об участии Российской Федерации в военной операции Европейского Союза в Республике Чад и Центральноафриканской Республике (ЕУФОР ЧАД/ЦАР), 05.11.2008 // Сайт Министерства иностранных дел России. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-103/45626 (дата обращения: 03.03.2017).
90. Соглашение между РФ и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам РФ и Европейского союза от 2006 г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/Brp_4.nsf/arh/D2FDBE95F19D148EC325717D002FFDCC (дата обращения: 05.08.2016).
91. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24.06.1994 г.
92. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. // Государственный архив Российской Федерации. Ф. 10026. Оп. 4. Д. 1303. Л. 1-5.
93. Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией от 6 ноября 2003 г. // Представительство России при Европейском Союзе. URL: http://www.russianmission.eu/userfiles/file/agreement_on_co_operation_between_the_european_police_office_and_the_russian_federation_2003_russian.pdf (дата обращения: 05.08.2016).
94. Стратегический курс России с государствами – участниками Содружества Независимых Государств от 14 сентября 1995 г. // Министерство иностранных дел. URL: http://archive.mid.ru//ns-osndoc.nsf/0e9272befa34209743256c630042d1aa/4e3d23b880479224c325707a00310fad (дата обращения: 06.08.2016).
95. Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.) от 22.10.1999 // Современная Европа: Институт Европы РАН, 2000. №1.
96. Усилены ограничительные меры в отношении России // Представительство Европейского Союза в России, 11/09/2014. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140911_ru.htm (дата обращения: 06.08.2016).
97. Федеральная таможенная служба РФ. URL: http://www.customs.ru/.
98. Федеральный закон N 121-ФЗ Российской Федерации от 20 июля 2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" // Российская газета, 23.07.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/07/23/nko-dok.html (дата обращения: 05.08.2016).
99. Федеральный закон от 26 мая 2001 г. N 57-ФЗ "О ратификации Договора по открытому небу" // Российская газета, 29 мая 2001. №101. URL: http://www.rg.ru/2001/05/29/dogovor-dok.html (дата обращения 05.08.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ