Введение 3
Глава 1. PR органов местного самоуправления 7
1.1. Органы муниципальной власти как базисный субъект связей с общественностью 7
1.2. Технологии связей с общественностью местной власти 21
1.3. Открытость муниципальных органов и механизмы получения обратной связи 38
Глава 2. Практика и пути совершенствования связей с общественностью муниципальных органов Санкт-Петербурга 47
2.1. Связи с общественностью муниципальных органов Санкт-Петербурга (на примере МО Урицк, МО Малая Охта и МО город Сестрорецк) 47
2.2. Рекомендации по усовершенствованию деятельности по связям с общественностью муниципальных органов Санкт-Петербурга 66
Заключение 76
Список литературы 79
Актуальность темы обусловлена повысившимся интересом к выборам в органы местного самоуправления, а также низкой информированностью граждан о деятельности муниципальных образований и низким уровнем открытости муниципальных образований в Санкт-Петербурге.
На потребителей информации, электорат, сильное влияние оказывают новостные сообщения, несущие информацию, связанную с местом их проживания. А органы местного самоуправления – муниципальная власть, выступает в роли связующего звена между государством и обществом. Соответственно, технологии связей с общественностью, применяемые на муниципальном уровне, обладают большим потенциалом для эффективности восприятия информации гражданами о деятельности субъектов власти всех уровней.
Выявление эффективных PR-технологий и разработка рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области выявит способы перехода на новый, более высокий уровень открытости органов власти и способы влияния на общественное мнение на местном уровне.
Технологии связей с общественностью исследовали в своих научных трудах многие российские и зарубежные ученые, среди них «Основы теории коммуникации» и «Социально-коммуникативные технологии: сущность, структура, функции» Д. П. Гавры, «Связи с общественностью. Теории и технологии» В. Ф. Кузнецова, «Основы теории связей с общественностью» А. Д. Кривоносова, О. Г. Филатовой и М. А. Шишкиной, «Связи с общественностью: теория и практика» А. Н. Чумикова и М. Б. Бочрова, «Паблик рилейшнз» Ф. Джефкинса и Д. Ядина. Применение технологий связей с общественностью органами власти рассматривали А. Н. Чумиков и М. Б. Бочаров в учебном пособии «Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов», А. А. Марков в работе «Связи с общественностью в органах власти», И. А. Василенко и Е. В. Василенко в учебнике «Связи с общественностью в органах власти» и др. Также эта тема была исследована во множестве научных статей и диссертаций. Вместе с тем ощущается недостаток в исследовании PR именно органов муниципальной власти, особенно учитывающих региональную специфику. Этим обусловлена научная новизна настоящей работы.
Объект исследования – технологии связей с общественной местной власти.
Предмет исследования – применение технологий связей с общественностью органами местной власти муниципальных образований город Сестрорецк, муниципальный округ Урицк и муниципальных округ Малая Охта.
Цель работы заключается в выявлении особенностей применения технологий связей с общественностью муниципальными образованиями Санкт-Петербурга. Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
1) изучить специфику органов местного самоуправления как субъектов связей с общественностью;
2) рассмотреть основные технологии связей с общественностью местной власти;
3) проанализировать применяемые муниципальными органами Санкт-Петербурга технологии связей с общественностью;
4) разработать рекомендации по усовершенствованию деятельности по связям с общественностью муниципальными органами Санкт-Петербурга.
В качестве теоретической основы использовались научные материалы как российских, так и западных исследователей: книги, учебные пособия, научные статьи по теме, авторефераты диссертаций, материалы из СМИ, нормативно-правовая документация, материалы официальных сайтов органов местного самоуправления.
В процессе работы автор опирался на общенаучные методы и философско-социологические принципы познания.
Теоретическими методами исследования послужили:
• анализ литературы и нормативно-правовой документации по теме;
• изучение российской и мировой практики;
• обобщение;
• классификация.
Эмпирические методы исследования:
• неформальное интервью;
• анализ СМИ;
• анализ рейтингов;
• анализ сайтов;
• анализ присутствия в социальных сетях;
• сравнение.
Для получения информации о структурных подразделениях по связям с общественностью органов местного самоуправления Санкт-Петербурга, их целях, задачах и направлениях деятельности, отношений муниципальных органов со СМИ и применения аналитических технологий мы провели неформальное интервью с муниципальными служащими, занимающимися деятельностью по связям с общественностью, и выпускающим редактором газеты «Муниципальный округ Урицк». Для описания муниципальных периодических печатных изданий мы проанализировали выпуски газет «Здравница Санкт-Петербурга», «Муниципальное образование Урицк» и «Малая Охта» и сравнили их. С целью описания применения интернет-технологий органами местного самоуправления мы провели исследование рейтингов открытости местной власти Санкт-Петербурга «Инфодозор» и «Инфометр», проанализировали официальные сайты муниципальных образований город Сестрорецк, муниципальный округ Урицк и муниципальный округ Малая Охта, а также провели анализ присутствия в социальной сети «Вконтакте» органов местного самоуправления муниципальных округов Урицк и Малая Охта. Мы анализировали СМИ, сайты и данные, полученные в ходе интервью, для описания использования такого инструмента как мероприятия.
Положения, выносимые на защиту:
1) технологии связей с общественностью муниципальных органов Санкт-Петербурга характеризуются шаблонностью и регулярностью применения;
2) муниципальные органы Санкт-Петербурга взаимодействуют преимущественно с местными и районными СМИ;
3) в основном, деятельность по связям с общественностью органов местного самоуправления Санкт-Петербурга направлена на выпуск муниципального издания, работу с сайтом, организацию и проведение мероприятий, использование аналитических технологий.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью, задачами, внутренней логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
В данной выпускной квалификационной работе мы изучили теоретические сведения относительно деятельности по связям с общественностью органов местного самоуправления, а также провели исследования, которые помогли нам ответить на поставленные вопросы.
Эффективное применение технологий связей с общественностью муниципальными органами Санкт-Петербурга обладает огромным потенциалом для формирования благоприятного общественного мнения об органах местного самоуправления и власти в целом, вовлечения населения в решение местных проблем, что благоприятного влияет на становление демократических процессов и формирование гражданского общества в Российской Федерации. В современных реалиях органы местного самоуправления стремятся к открытости и прозрачности, построению двусторонней коммуникации с местным сообществом, вовлечению его в управленческий процесс. Тем не менее, эти процессы нельзя назвать завершившимися, проблема доверия к местной власти остается открытой. Деятельность по связям с общественностью может способствовать преодолению этих проблем.
Основные вопросы, на которые мы старались ответить в процессе написания работы: какие технологии связей с общественностью применяют муниципальные образования Санкт-Петербурга, каким образом они это делают? Насколько эффективны применяемые PR-технологии? Какие рекомендации следует вынести органам местного самоуправления по использованию технологий связей с общественностью?
Органы местного самоуправления используют в своей деятельности технологии медиарилейшнз, устроительные технологии связей с общественностью, а также аналитические технологии. Муниципальные органы Санкт-Петербурга выстраивают коммуникации преимущественно с районными и местными СМИ. При этом большим спектром в выборе местных СМИ обладают органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов, что нельзя сказать о муниципальных округах. Последние ориентируются в своей работе на районные медиа. В целом, взаимоотношения со СМИ муниципальных органов являются формальными. Органам местного самоуправления Санкт-Петербурга трудно заинтересовать в своей деятельности городские и федеральные СМИ.
Основным каналом информирования местного сообщества для муниципальных органов остается муниципальное периодическое печатное издание, которому уделяется особое внимание при осуществлении деятельности по связям с общественностью. Тем не менее, муниципальные СМИ Санкт-Петербурга похожи между собой и формой, и содержанием. Этот канал недостаточно используют как механизм получения обратной связи, налаживания диалога с жителями, хотя муниципальные издания и обладают потенциалом для такого применения, и некоторые муниципальные органы используют их с этой точки зрения.
Муниципальные органы Санкт-Петербурга не используют либо слабо используют интернет-технологии для формирования имиджа открытой власти. В целом, муниципальная власть Санкт-Петербурга закрыта, и не реализует в достаточной мере возможности официальных сайтов. На сайтах отсутствует большой объем необходимой информации. Большинство органов местного самоуправления Санкт-Петербурга не ведут аккаунтов в социальных сетях, а существующие аккаунты нельзя назвать популярными.
Муниципальные органы Санкт-Петербурга часто проводят мероприятия, которые не направлены на выполнение функций PR, а осуществляются в рамках муниципальных программ. При этом большинство мероприятий органов местного самоуправления можно отнести к механизмам получения обратной связи. Мероприятия характеризуются шаблонностью и повторяемостью. Большинство мероприятий являются одинаковыми для всех муниципальных образований Санкт-Петербурга. Тем не менее, существуют различия в их проведении. Так, некоторые муниципальные органы используют проводимые в рамках муниципальных программ мероприятия для формирования и продвижения своего имиджа.
Для деятельности по связям с общественностью муниципальных органов характерна кооперация с другими структурами: органами государственной власти, бюджетными учреждениями. Они предоставляют друг другу информацию, вместе участвуют в организации и проведении мероприятий.
В результате мы можем сделать вывод: технологии связей с общественностью, применяемые органами местного самоуправления, являются шаблонными. Благодаря проведенным исследованиям выяснилось, что органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, в большинстве своем, активно работают только над выпуском муниципальных периодических печатных изданий и проведением мероприятий, некоторые в большей мере уделяют внимание работе с официальным сайтом муниципального образования и проведению аналитических исследований.
1. Закон Санкт-Петербурга ст.10 от 23 сентября 2009 года N 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»
2. Официальный сайт внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга города Сестрорецк / http://sestroretsk.spb.ru/index.php (дата обращения: 02.01.2016)
3. Официальный сайт внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Малая Охта / http://малаяохта.рф/ (дата обращения: 02.01.2016)
4. Официальный сайт внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Урицк / http://urizk.spb.ru/ (дата обращения: 02.01.2016)
5. Постановление ЦИК России от 20.09.1995 N 18/149-II "Об Инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием"
6. Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2014 г. N 93-р «О Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти»
7. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
8. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ
Книги:
9. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. – М.: ЭКСМОС, 2002. – 480 с.
10. Баранов Д.Е., Демко Е.В., Лукашенко М.А. PR. Теория и практика. – М.: Синергия, 2012. – 352 с.
11. Бротник Е.М., Коротков Э.М., Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью. - М.: ФБК-Пресс, 2002. – 128 с.
12. Василенко И. А., Василенко. Е. В. Связи с общественностью в органах власти : учебник — М. : КНОРУС, 2016. — 232 с. — (Бакалавриат).
13. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации : для бакалавров и специалистов: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по напр. 030600 "Журналистика" и спец. 030601 "Журналистика" - М. : Питер, 2011. - 284 с.
14. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: PR : учебное пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 350400 "Связи с общественностью". М. : ЮНИТИ, 2012. - XVI, 400 с.
15. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама: Учеб.пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 317 с.
16. Жалсанов Б.Ц. Устав муниципального образования как акт высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов : монография. М. : ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. 95 с.
17. Кривоносов А.Д. PR-текст как инструмент публичных коммуникаций. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. - 388 с.
18. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. СПб.: Питер, 2010. 384 с.
19. Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью. Теория и технологии. – учебник для студентов вузов. – 2-е изд., доп. и перер. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 302 с.
20. Марков А. Связи с общественностью в органах власти. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 190 с.
21. Моисеев А.Д., Московцева Л.Д., Шурупова А.С. Муниципальное управление: Учеб. пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 159 с.
22. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах власти: Учебное пособие.- М.: Михайлов В.А., 2006.- 224 с.
23. Татаринова Г.Н. Современная пресс-служба: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 176 с.
Тульчинский Г.Л. PR-фирмы: технология и эффективность. СПб., 2001
24. Филатова О. Г. Технологии и методы PR-продвижения информационных ресурсов: Учебное пособие. – СПб.: НИУ ИТМО, 2012. – 73 с.
25. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. – М.: «Дело» РАНХиГС, 2014. – 536 с.
26. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов. М.: ИНФРА-М, 2013
27. Шишкина М. А., Гавра Д. П., Шишкин Д. П. Связи с общественностью в России: развитие нового рынка. – СПб.: Роза мира, 2004. - 108 с.
28. Якоб Нильсен, Хоа Лоранжер. Web-дизайн: удобство использования Web-сайтов = Prioritizing Web Usability. — М.: «Вильямс», 2007. — 368
Статьи из журналов:
29. Василенко И. А. Связи с общественностью в государственных организациях и местных органах власти: западный опыт // Проблемы теории и практики управления. 2003, № 4. С.39–43.
30. Гавра Д.П. Социально-коммуникативные технологии: сущность, структура, функции // Петербургская школа PR: от теории к практике. – СПб., 2003.
31. Дюк А. В. Инструменты социального взаимодействия органов местного самоуправления с населением // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008, том XI, № 1. С.183–190.
32. Ивлева И. Планирование и разработка тем для СМИ: Курс-конспект лекций и контрольные задания для заочного и дистанционного обучения. - Рига, 2005. - С. 20.
33. Князев Р. М. Социально-управленческие проблемы информационной открытости муниципальной власти / Р. М. Князев // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 82-85.
34. Комендантов Д. Создавайте мероприятия, которые привлекают внимание // PR News 2001. № 6–7. С. 11–13.
35. Нисневич Ю.А. Информационно-коммуникационная стабилизация политической системы. // Вестник Российского университета дружбы народов, серия Политология. – 2006 – № 1 (6).
36. Филатова О.Г., Чугунов А.Ю. Электронное взаимодействие между обществом и властью: формирование концепции и практика реализации в России // Управленческое консультирование. 2013. 2013. №8 (56). С. 57-68
37. Albalate D., The institutional, economic and social determinants of local government transparency // Journal of Economic Policy Reform Volume 16, Issue 1, 2013, Pages 90-107
38. Dowley K., Local government transparency in East Central Europe // Local Government Studies Volume 32, Issue 5, 2006, Pages 563-583
39. Kudryavtsev, V.V. , Mikheeva, T.N. Publicity at the formation of municipal authorities of European states(Article) // Mediterranean Journal of Social Sciences Volume 6, Issue 3, 2015, Pages 419-424
40. Kurniawan M., The Contradictory Effects in Efficiency and Citizens’ Participation when Employing Geo-ICT Apps within Local Government // Local Government Studies Volume 41, Issue 1, 2015, Pages 119-136
41. Omar K., Social Media Use in Local Government: An Australian Perspective // International Journal of Public Administration Volume 37, Issue 10, 2014, Pages 666-675
Авторефераты диссертаций:
42. Айдаева Н.А. Паблик рилейшнз муниципальной власти: функции и специфика развития. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук спец. 23.00.02 /Айдаева Надежда Архиповна; [Бурят. гос. ун-т]. - Улан-Удэ, 2005. - 20 c. ; 21 см. - Библиогр.: с. 20 (5 назв.)
43. Антипова В. Г. Развитие информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления. ). автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук спец. 10.01.10 /Антипова Валентина Геннадьевна; [Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2010.- 24 с.
44. Бударина О.А. Коммуникативные технологии формирования и продвижения имиджа муниципальной власти. (Политол. анализ) Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.полит.н. Спец. 23.00.02 /Бударина Ольга Алексеевна; [Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации]. - М., 2002. - 22 с. ; 20 см. - Библиогр.: с. 22 (5 назв.)
45. Газизов М. А. Связи с общественностью местной власти: современные тенденции и проблемы развития (на примере республики Башкортостан). автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук спец. 23.00.02 /Газизов Марат Асхатович; [Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2010.- 25 с.
46. Газизов М. А. Связи с общественностью местной власти: современные тенденции и проблемы развития (на примере республики Башкортостан). автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук спец. 23.00.02 /Газизов Марат Асхатович; [Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2010.- 25 с.
47. Зиятдинова Э.М. Связи с общественностью как инструмент взаимодействия субъектов современной российской политики (на примере органов местного самоуправления республики Татарстан). автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук спец. 23.00.02 /Зиятдинова Эльмира Мансуровна; [Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского]. - Казань, 2010.- 21 с.
48. Почевалов Д.А. Обратная связь в управленческой культуре местных администраций. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук спец. 22.00.08 /Почевалов Дмитрий Александрович; [Волгогр. акад. гос. службы].- Волгоград, 2009.- 24 с.
49. Радченко С. В. Развитие связей с общественностью органов муниципального управления в условиях информационного общества. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук спец. 22.00.08 / Радченко Светлана Владимировна; [Орлов. регион. акад. гос. службы].- Орел, 2009.- 23 с.
50. Смолева С. С. Службы по связям с общественностью муниципальных органов власти и управления в современной России: проблемы становления и функционирования. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук спец. 23.00.02 /Смолева Светлана Сергеевна; Москва, 2007. - 23 с.
Монографии:
51. Акопов Г.Л. ПОЛИТNET.RU. Интернет-технологии как инновационный фактор политики: монография. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012
52. Зимин В. А. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением и общественными организациями: монография. Самара, 2015
Электронные ресурсы:
53. Государственный PR [журнал Академикон] / Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/777/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9 (дата обращения: 18.02.2016 г.)
54. Группа «Жители МО “Муниципальный округ Урицк”» [социальная сеть VK] / http://vk.com/mo_urick (дата обращения: 24.04.2016 г.)
55. Группа «Моя Малая Охта» [социальная сеть VK] / http://vk.com/m.ohta (дата обращения: 26.04.2016 г.)
56. Группа «Стрельна - Территория комфорта» [социальная сеть VK] / https://vk.com/strelnaterritoriacomforta (дата обращения: 30.12.2015 г.)
57. Ефимова И.Н., Маковейчук А.В. Социальные сети как новый механизм формирования имиджа субъектов политической деятельности [КиберЛенинка . Научная электронная библиотека открытого доступа] / http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:85H-lS9HzXEJ:cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-novyy-mehanizm-formirovaniya-imidzha-subektov-politicheskoy-deyatelnosti.pdf+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения:20.02.2016 г.)
58. Инфодозор / http://dozor.spb.ru/ (дата обращения: 15.11.2015 г. – 04.01.2016 г.)
59. Инфометр / http://infometer.org/ (дата обращения: 08.12.2015 г. – 18.01.2016 г.)
60. Информационное обеспечение органов муниципального самоуправления Санкт-Петербурга [Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр] / http://iac.spb.ru/projects/ias/02/ (дата обращения: 15.03.2016 г.)
61. Как муниципалы воруют на распространении собственной газеты [ЗАКС.РУ Муниципал] / https://munizipal.zaks.ru/archivemo/5651 (дата обращения: 27.01.2015 г.)
62. Пясецкая Е. Н. Местное сообщество и муниципальное управление: транс формация взаимодействия [Электронный ресурс]// Концепт. – 2015. – № 09 (сентябрь). – URL: http://e-koncept.ru/2015/15311.htm.(дата обращения: 14.02.2016 г.)
Муниципальные периодические печатные издания:
63. «Здравница Санкт-Петербурга». 2016 г., январь-апрель.
64. «Малая Охта». 2016 г., январь-апрель.
65. «Муниципальный округ Урицк»., январь-апрель.