ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Говорение как вид речевой деятельности 7
1.2. Краткая характеристика амхарского языка и его место в языковой
классификации 13
1.3. Особенности преподавания амхарского языка в рамках программы
подготовки бакалавров Восточного факультета СПбГУ 18
1.4. Особенности использования мультимедийных технологий в развитии
умений говорения на амхарском языке 22
1.5. Технология «цифрового рассказа» (Digital Storytelling) в применении
к обучению иноязычному говорению 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ
ГОВОРЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АМХАРСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ 3
КУРСА ВОСТОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА 31
2.1. Дизайн веб-сайта как платформы для подготовки к созданию
«цифрового рассказа» 31
2.2. Методология проведения экспериментальной работы 38
2.2.1 Сведения об испытуемых 38
2.2.2. Содержание и интерпретация результатов констатирующего
эксперимента 39
2.2.3. Диагностика учебной мотивации испытуемых 46
2.3. Результаты экспериментальной работы 47
2.4. Методические рекомендации по применению технологии «цифрового
рассказа» 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложение 1 68
Проблема обучения говорению является одной из ключевых в обучении иностранным языкам: для многих обучающихся умение говорить на иностранном языке является первоочередной целью и, с другой стороны, мерой эффективности их обучения. Особенно релевантна проблема обучения иноязычному говорению для студентов-востоковедов, так как умение говорить на изучаемом иностранном языке, несомненно, необходимо для их будущей профессиональной деятельности. Однако, методика обучения многим восточным и африканским языкам, в частности рассматриваемому в данной работе амхарскому, разработана недостаточно, не изучены многие аспекты обучения этим языкам, а также различного рода трудности, с которыми могут столкнуться обучающиеся. В сфере обучения восточным и африканским языкам наблюдается не только недостаточная степень разработки методики, но и острая нехватка современных и качественных учебных материалов.
Так, актуальность настоящего исследования обусловлена недостаточной степенью изученности проблем обучения говорению на амхарском языке. Также, в связи с переходом на период работы над настоящим исследованием многих учебных заведений на дистанционный формат обучения, актуальность работы обусловлена применением технологии, подходящей для данного формата обучения.
Объектом исследования является процесс обучения говорению на амхарском языке на 3 курсе Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного Университета.
В качестве предмета исследования выступает технология цифрового рассказа (Digital Storytelling) как способ развития навыка говорения в процессе обучения амхарскому языку в рамках рассматриваемой программы подготовки бакалавров.
Гипотеза исследования: применение технологии «цифрового рассказа» (Digital Storytelling) является эффективным методом развития навыков говорения у студентов на среднем этапе изучения иностранного языка.
Цель исследования - выявление теоретически обоснованного и экспериментально апробированного влияния применения технологии «цифрового рассказа» на развитие навыков говорения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую, научно-методическую и учебно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. рассмотреть специфику говорения как вида речевой деятельности;
3. рассмотреть особенности, достоинства и недостатки современных мультимедийных технологий в применении к обучения говорению;
4. изучить специфику преподавания амхарского языка в рамках подготовки бакалавров на Восточном факультете Санкт-Петербургского государственного Университета;
5. обозначить цели, задачи и особенности формирования навыков говорения у студентов на 3 курсе рассматриваемой программы;
6. рассмотреть понятие «цифровой рассказ» (Digital Storytelling) и специфику данной технологии;
7. организовать эксперимент с целью выявления эффективности применения технологии «цифрового рассказа» для развития навыков говорения;
8. провести среди учащихся экспериментальной группы опрос для выявления изменения их мотивации в результате проведения эксперимента;
9. представить методические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент, статистический анализ данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые применена технология «цифрового рассказа» как способ развития навыков говорения на амхарском языке.
Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении процесса обучения говорению на занятиях амхарского языка и обобщении результатов исследований эффективности применения технологии цифрового рассказа для развития навыка говорения.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения результатов проведенного эксперимента при разработке учебных программ и материалов. Отметим, что на момент написания настоящего исследования, вопрос обучению говорению на амхарском языке был недостаточно разработан в методической литературе.
С точки зрения структуры, настоящее исследование включает введение, две главы - теоретическую и практико-ориентированную, выводы по двум главам, заключение, список использованной литературы и три приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, обозначены предмет и объект исследования, гипотеза, цель и задачи исследования, а также используемые методы. Также во введении определены практическая и теоретическая новизна исследования и его научная новизна. Здесь также приведены сведения об апробации результатов настоящего исследования.
В первой главе - «Теоретические основы исследования» рассмотрены основные характеристики говорения как вида речевой деятельности, дана краткая характеристика амхарского языка и его места в языковой классификации. Также в первой главе проанализированы методические документы, регулирующие процесс обучения амхарскому языку в СПбГУ, рассмотрены используемые учебные материалы, методы обучения....
Теоретический анализ психолого-педагогической, лингвистической и научно-методической литературы показывает, что проблема обучения иноязычному говорению рассматривались отечественными и зарубежными учеными достаточно широко. Авторами процитированных научных трудов были разработаны многие вопросы, связанные с развитием и совершенствованием навыков и умений говорения. Тем не менее, целый ряд вопросов, касающихся обучения редким языкам, в том числе рассмотренному в настоящей работе амхарскому языку, остается мало разработанным. Для решения отдельных вопросов, связанных с обучением говорению на амхарском языке, был проанализирован процесс обучения говорению на амхарском языке на 3 курсе Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
В ходе педагогического наблюдения, а также анализа используемых при обучении амхарскому языку учебных материалов и методических документов, были обнаружены существенные проблемы, которые могут препятствовать, в том числе, успешному развитию и совершенствованию навыков и умений говорения у студентов рассмотренной в настоящей работе группы. Наличие таких трудностей подтвердило тестирование уровня владения амхарским языком, проведенное перед началом формирующего эксперимента. Другой проблемой стал выявленный у некоторых студентов в ходе опроса низкий уровень учебной мотивации, также оказывающий негативное влияние на развитие навыков и умений говорения.
Вследствие перехода вузов на дистанционный формат обучения на время написания настоящей работы, наше внимание было обращено главным образом на те техники и материалы, которые подходили бы для такого формата обучения. Здесь необходимо отметить крайнюю малочисленность найденных материалов и невозможность применения большинства из них для обучения рассматриваемой группы студентов. Обнаруженные материалы зачастую были излишне трудны для восприятия студентов, учитывая их текущий уровень подготовки; с другой стороны, некоторые материалы оказались недостаточно качественными, что также затруднило бы их восприятие.
Учитывая недостаточную степень разработанности методики преподавания амхарского языка, нехватку качественных учебных материалов и необходимость организовать экспериментальную работу в дистанционном формате, для проведения исследования была выбрана технология «цифрового рассказа». Эффективность применения данной технологии при обучении иноязычному говорению была доказана в ходе нескольких экспериментов, проведенных, в основном, за рубежом, однако эти эксперименты не затрагивали обучение восточным и африканским языкам. В этом состоит отличие проведенного в ходе настоящего исследования эксперимента.
Несмотря на малочисленность экспериментальной группы, проведенное исследование внесло вклад в изучение проблемы использования технологии «цифрового рассказа» при обучении иноязычному говорению студентов высших учебных заведений. В отличие от проведенных ранее исследований, проведенная нами экспериментальная работа обратила внимание на проблемы применения рассмотренной технологии для обучения редкому восточному языку - амхарскому. Настоящее исследование экспериментально доказало эффективность применения технологии «цифрового рассказа» в сочетании с интерактивной образовательной средой (веб-сайтом) при обучении амхарскому языку.
Статистические данные, полученные в ходе экспериментальной работы, подтверждают результаты предыдущих зарубежных и отечественных исследований и доказывают эффективность применения технологии «цифрового рассказа» для развития и совершенствования навыков иноязычного говорения, а также ее положительное влияние на уровень внутренней учебной мотивации обучающихся.....
1. Ганкин Э.Б. Амхаро-русский словарь. С приложением краткого фонетико-грамматического очерка амхарского языка. - М.: Советская Энциклопедия, 1969. - 968 с.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. - 3-е изд., стереот. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 336 с.
3. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование, том 7, № 2. - М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2002. - С. 42-45.
4. Дьяконов И.М. Семитские языки // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 442-443.
5. Завадская Е.П. Учебник амхарского языка для студентов 3 курса факультета МО. - М.: МГИМО(у), 2007. - 355 с.
6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 1999. - 448 с.
8. Крачковский И.Ю. Введение в эфиопскую филологию. - СПб: Издательство Ленинградского Университета, 1955. - 220 с.
9. Миньяр-Белоручев Р.К. О принципах обучения иностранным языкам // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/ Сост. Леонтьев А.А. - М.: Рус. яз., 1991. - 146 с.
10. Пассов Е.П. Основы коммуникативной методики обучения
иноязычному общении. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
11. Петрова М.В. Видеоблоггинг как инновационная форма
проектно-ориентированного обучения иностранному языку
студентов-журналистов // Образование и наука, том 20, № 3. -
Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/324228938 VIDEO BLOGGING
AS AN INNOVATIVE FORM OF THE PROJECT ACTIVITY IN F OREIGN LANGUAGE TEACHING TO JOURNALISM STUDENTS . (Дата обращения: 06.09.2021).
12. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Academia, 2002. - 272 c.
13. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова ТЕ. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
14. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2005. - 240 с.
15. Титов Е.Г. Грамматика амхарского языка. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. - 324 с....51