Человек искусства в документальном кино
|
Введение 2
Глава I. Портретный очерк в документалистике 7
1.1 Эволюция портретного жанра 7
1.2 История документального фильма-портрета 17
1.3 Современный документальный портретный очерк. Темы и образы 25
Выводы по первой главе 31
Глава II. Портретный очерк о человеке искусства. Методы, приёмы, средства выразительности 32
2.1Типология документальных портретных очерков о людях искусства 34
2.2 Традиции создания образа человека искусства в мировой документалистике 36
2.3 Авторские методы и приёмы создания образа человека искусства в портретных очерках современности 46
Выводы по главе 61
Глава III. Собственный опыт создания документального фильма 64
3.1 Подготовительный период. Выбор героя и концепции 64
3.2 Съёмочный период. Методы, приёмы, технические средства 66
3.3 Монтажно-тонировочный период. Формирование образа 68
Заключение 69
Библиографический список 71
Фильмография 73
Приложения 76
Глава I. Портретный очерк в документалистике 7
1.1 Эволюция портретного жанра 7
1.2 История документального фильма-портрета 17
1.3 Современный документальный портретный очерк. Темы и образы 25
Выводы по первой главе 31
Глава II. Портретный очерк о человеке искусства. Методы, приёмы, средства выразительности 32
2.1Типология документальных портретных очерков о людях искусства 34
2.2 Традиции создания образа человека искусства в мировой документалистике 36
2.3 Авторские методы и приёмы создания образа человека искусства в портретных очерках современности 46
Выводы по главе 61
Глава III. Собственный опыт создания документального фильма 64
3.1 Подготовительный период. Выбор героя и концепции 64
3.2 Съёмочный период. Методы, приёмы, технические средства 66
3.3 Монтажно-тонировочный период. Формирование образа 68
Заключение 69
Библиографический список 71
Фильмография 73
Приложения 76
Во многих культурах человек, одарённый особым творческим даром, считался избранным высшими силами – так ацтеки называли художников людьми с «обожествленным сердцем». Человек искусства, творец, является катализатором своего времени, призмой, пропускающей сквозь себя окружающий мир. И если его творчество интересно публике, то интересен и он сам. В литературе, живописи, театре, музыке образ творца проходит красной нитью из эпохи в эпоху. Не стал исключением и документальный кинематограф – с первых лет его существования люди искусства становились героями портретных очерков.
Фильм-портрет о творческих людях является одной из самых востребованных форм теле- и кинодокументалистики. Он не только способен удовлетворить интерес зрителя к конкретному деятелю искусства, но и отражает авторское видение и культурный контекст определённой эпохи, что делает его многогранным источником информации. Изучение средств выразительности, методов и приёмов, используемых в документальных фильмах-портретах о людях искусства важно, как для теории, так и для практики создания экранных произведений. Поскольку диссертация носит практико-ориентированный характер, актуальность работы заключается в разработке прочной теоретической базы для создания собственного фильма, что и должно являться практической реализацией теоретического исследования в рамках магистерской диссертации.
Новизна исследования заключается в том, что в работе впервые предпринята попытка систематизации методов и приемов документального кино, используемых для создания образа человека искусства, описан процесс подбора оптимального комплекса средств выразительности.
Цель работы – проанализировать совокупность способов создания документальных фильмов-портретов о деятелях искусства и на основе изученной теоретической базы снять собственный фильм.
В связи с этим представляется необходимым решение следующих исследовательских задач:
• выявить особенности портретного жанра в документалистике, в том числе позаимствованные из других видов искусства;
• проследить традиции создания образа героя в документальных фильмах-портретах;
• систематизировать методы, приемы и средства выразительности в документальных портретах деятелей искусства;
• определить приёмы и выразительные средства, которые будут использованы в собственном фильме.
Объектом исследования являются по преимуществу отечественные и зарубежные документальные фильмы о деятелях искусства в разных периодах существования кинематографа.
Предмет исследования – варианты использования методов, приемов и средств выразительности при создании образа человека искусства в документальном кино.
Научно-теоретическую базу магистерской работы составили труды М.И. Андрониковой, М.В. Аплатова , С.А. Муратова, Л.Н. Джулай А.А. Пронина, В.Ф. Познина, З. Кракауэра, М. Рабигер, Л.М. Рошаля, З.К. Абдуллаевой.
Эмпирическую базу исследования составили отечественные и зарубежные документальные фильмы с момента зарождения кинематографа до наших дней, героями которых по преимуществу являются деятели искусства.
Рабочая гипотеза исследования. Инструментарий портретного жанра богат и разнообразен. В ходе эволюции документалистики был сформирован ряд классических методов и приёмов, используемых для представления героя на экране. Однако в экранных искусствах содержание часто диктует форму произведения, так возникают уникальные режиссёрские приёмы, которые придают новизну существующим средствам выразительности. Фильмы о деятелях искусства являются благодатной почвой для подобных новаторств, поскольку в фокусе находится не только сам герой, но и результаты его творческой деятельности. Анализируя способы представления человека искусства в документальном кино, можно составить типологию методов и приемов, в зависимости от творческих задач, которые они решают.
Положения, выносимые на защиту:
• Смысловое единство портрета как жанра, выражающего личность, с идеологическим и стилевым контекстом было актуально на различных этапах развития мировой культуры.
• Документальный портретный очерк унаследовал ряд приёмов из живописи и фотографии, а музыкальный портрет трансформировался в отдельный художественный приём, способствующий созданию объёмного психоэмоционального образа героя в документальном кинематографе.
• Акцентирование рода деятельности героя при создании его экранного образа оправдано тем, что профессиональная деятельность человека является важным элементом его идентификации в обществе.
• Биография героя не является обязательным фактором при создании его образа. Как правило биографические портреты о людях искусства представляют собой совокупность творческих работ героя, интервью, хроники и закадрового текста.
• Фильмы-портреты проецируют образ героя с помощью совершенно разнообразных приёмов от субъективной камеры до использования реконструкции событий. Существуют различные устоявшиеся комбинации приёмов, однако возможно их пересечение.
• Ключевой особенностью портретных очерков о людях искусства является проекция образа героя сквозь призму его творчества.
• Авторская интерпретация способна исказить образ героя и привести к несоответствию прототипу.
• К авторским приёмам формирования образа можно отнести использование анимации в качестве визуального ряда, вымышленного диалога в качестве закадрового текста, применения метода субъективной камеры, реконструкции атмосферы и обстановки описываемых событий.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, фильмографии, библиографии и приложений.
Во введении указаны цели и задачи исследования, представлены актуальность работы, ее практическая значимость и новизна, обозначены методы исследования, а также описаны объект, предмет и материал исследования.
В первой главе портретный жанр рассматривается в контексте истории искусств, прослеживается развитие портрета в документалистике, выявляются методы, приемы и средства выразительности для него характерные.
Во второй главе на основе анализа отечественной и зарубежной документалистики выявлены способы создания образа героя в фильмах о деятелях искусства, создана типология фильмов-портретов о творческих людях.
В третьей главе описан личный опыт создания образа человека искусства в документальном фильме, обоснованы использованные приёмы.
Фильм-портрет о творческих людях является одной из самых востребованных форм теле- и кинодокументалистики. Он не только способен удовлетворить интерес зрителя к конкретному деятелю искусства, но и отражает авторское видение и культурный контекст определённой эпохи, что делает его многогранным источником информации. Изучение средств выразительности, методов и приёмов, используемых в документальных фильмах-портретах о людях искусства важно, как для теории, так и для практики создания экранных произведений. Поскольку диссертация носит практико-ориентированный характер, актуальность работы заключается в разработке прочной теоретической базы для создания собственного фильма, что и должно являться практической реализацией теоретического исследования в рамках магистерской диссертации.
Новизна исследования заключается в том, что в работе впервые предпринята попытка систематизации методов и приемов документального кино, используемых для создания образа человека искусства, описан процесс подбора оптимального комплекса средств выразительности.
Цель работы – проанализировать совокупность способов создания документальных фильмов-портретов о деятелях искусства и на основе изученной теоретической базы снять собственный фильм.
В связи с этим представляется необходимым решение следующих исследовательских задач:
• выявить особенности портретного жанра в документалистике, в том числе позаимствованные из других видов искусства;
• проследить традиции создания образа героя в документальных фильмах-портретах;
• систематизировать методы, приемы и средства выразительности в документальных портретах деятелей искусства;
• определить приёмы и выразительные средства, которые будут использованы в собственном фильме.
Объектом исследования являются по преимуществу отечественные и зарубежные документальные фильмы о деятелях искусства в разных периодах существования кинематографа.
Предмет исследования – варианты использования методов, приемов и средств выразительности при создании образа человека искусства в документальном кино.
Научно-теоретическую базу магистерской работы составили труды М.И. Андрониковой, М.В. Аплатова , С.А. Муратова, Л.Н. Джулай А.А. Пронина, В.Ф. Познина, З. Кракауэра, М. Рабигер, Л.М. Рошаля, З.К. Абдуллаевой.
Эмпирическую базу исследования составили отечественные и зарубежные документальные фильмы с момента зарождения кинематографа до наших дней, героями которых по преимуществу являются деятели искусства.
Рабочая гипотеза исследования. Инструментарий портретного жанра богат и разнообразен. В ходе эволюции документалистики был сформирован ряд классических методов и приёмов, используемых для представления героя на экране. Однако в экранных искусствах содержание часто диктует форму произведения, так возникают уникальные режиссёрские приёмы, которые придают новизну существующим средствам выразительности. Фильмы о деятелях искусства являются благодатной почвой для подобных новаторств, поскольку в фокусе находится не только сам герой, но и результаты его творческой деятельности. Анализируя способы представления человека искусства в документальном кино, можно составить типологию методов и приемов, в зависимости от творческих задач, которые они решают.
Положения, выносимые на защиту:
• Смысловое единство портрета как жанра, выражающего личность, с идеологическим и стилевым контекстом было актуально на различных этапах развития мировой культуры.
• Документальный портретный очерк унаследовал ряд приёмов из живописи и фотографии, а музыкальный портрет трансформировался в отдельный художественный приём, способствующий созданию объёмного психоэмоционального образа героя в документальном кинематографе.
• Акцентирование рода деятельности героя при создании его экранного образа оправдано тем, что профессиональная деятельность человека является важным элементом его идентификации в обществе.
• Биография героя не является обязательным фактором при создании его образа. Как правило биографические портреты о людях искусства представляют собой совокупность творческих работ героя, интервью, хроники и закадрового текста.
• Фильмы-портреты проецируют образ героя с помощью совершенно разнообразных приёмов от субъективной камеры до использования реконструкции событий. Существуют различные устоявшиеся комбинации приёмов, однако возможно их пересечение.
• Ключевой особенностью портретных очерков о людях искусства является проекция образа героя сквозь призму его творчества.
• Авторская интерпретация способна исказить образ героя и привести к несоответствию прототипу.
• К авторским приёмам формирования образа можно отнести использование анимации в качестве визуального ряда, вымышленного диалога в качестве закадрового текста, применения метода субъективной камеры, реконструкции атмосферы и обстановки описываемых событий.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, фильмографии, библиографии и приложений.
Во введении указаны цели и задачи исследования, представлены актуальность работы, ее практическая значимость и новизна, обозначены методы исследования, а также описаны объект, предмет и материал исследования.
В первой главе портретный жанр рассматривается в контексте истории искусств, прослеживается развитие портрета в документалистике, выявляются методы, приемы и средства выразительности для него характерные.
Во второй главе на основе анализа отечественной и зарубежной документалистики выявлены способы создания образа героя в фильмах о деятелях искусства, создана типология фильмов-портретов о творческих людях.
В третьей главе описан личный опыт создания образа человека искусства в документальном фильме, обоснованы использованные приёмы.
Образ человека искусства возникает в документалистике с первых лет её существования и сохраняет актуальность и востребованность до наших дней. Рассмотрение данной темы немыслимо вне контекста общего развития культуры и эволюции портретного жанра. Исследуя процесс создания образа человека искусства в документальном кино, мы обнаружили, что многие средства и приёмы были позаимствованы не только у портретного очерка о героях другого типа, но и у других видов искусства. Также экранному портрету свойственны и такие характерные для живописи и литературы проблемы, как соответствие прототипа и образа, отражение автора в произведении. Ключевым же общим звеном портретирования в разных видах искусства, сверхзадачей жанра является осмысление человечеством своей сущности. Отражение образа человека в искусстве неразрывно связано с процессом самопознания, постижения себя через других. «Средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, —непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решению которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, стараетесь задать себе ряд вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания». Человек искусства является катализатором своей эпохи, через его творчество формируется картина современного ему мира, его особенности и проблематика, поэтому его образ часто формируется исходя из временного контекста. Основным же фоном для раскрытия такого типа героев является их творчество: произведения героя иллюстрируют его биографию, характеристику, либо личность героя раскрывается в зафиксированном камерой творческом процессе. На основе структурного и компаративного анализа эмпирического материала были вычленены методы, приёмы и средства выразительности, способствующие формированию экранного образа человека искусства в документальном портретном очерке. Это стало теоретической базой для создания собственного фильма. При этом в задачи входил осознанный выбор художественно-технического инструментария уместного для фиксации образа именно выбранного нами героя.
Поскольку кинематограф, в том числе и документальный, является динамично развивающимся видом искусства, считаем возможным предположить, что список методов и приёмов отражения образа человека искусства в портретном очерке будет расширяться. Этому способствуют как стремительно совершенствующиеся технологии, так и непрекращающиеся творческие поиски режиссёров-документалистов.
Поскольку кинематограф, в том числе и документальный, является динамично развивающимся видом искусства, считаем возможным предположить, что список методов и приёмов отражения образа человека искусства в портретном очерке будет расширяться. Этому способствуют как стремительно совершенствующиеся технологии, так и непрекращающиеся творческие поиски режиссёров-документалистов.
Подобные работы
- Человек искусства в документальном кино
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2016 - СПЕЦИФИКА АВТОРСКОЙ ПОДАЧИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО: РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Метод художественной реконструкции в документальном кино: этический и эстетический аспекты
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Метод художественной реконструкции в документальном кино: этический и эстетический аспекты
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНО НА
ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ПАРА»
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2025 - ПРИЁМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С АРХИВНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ В ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНО НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «БЕЗ ОБРАТНОГО БИЛЕТА
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2024 - Фильм-портрет в кино- и тележурналистике
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИЯ СЪЕМКИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА "САНИТАР" В УСЛОВИЯХ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ КИНОСТУДИИ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ В ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА С.В. ЛОЗНИЦЫ
Бакалаврская работа, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020



