Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Работа №14222

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1193
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФОРМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО 8
1.1. Здоровьесберегающая деятельность: понятия, сущность, значение.... 8
1.2. Принципы организации здоровьесберегающей деятельности, формы и особенности применения интегративного подхода в условиях ДОО 14
1.3. Физиологические и психолого-педагогические аспекты интеграции здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОО 22
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФОРМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО 30
2.1. Организация работы по использованию интегрированных форм здоровьесберегающей деятельности в ДОО № 2 «Колокольчик» 30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 38
2.3. Методические рекомендации по применению интегративных форм совместной здоровьесберегающей деятельности в ДОО 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 55


В Законе «Об образовании Российской Федерации», Федеральных государственных стандартах дошкольного образования и национального воспитательного идеала формулируется цель современного образования - воспитание здорового, духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Федеральный стандарт дошкольного образования предусматривает пересмотр содержания, методов и форм работы с детьми дошкольного возраста. Но неизменно, первоочередной задачей остаётся охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
По мнению исследователей: Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, А.В. Запорожца, и др. дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
В.Г. Алямовская, Т.С. Овчинникова, А.Г. Сухарев и др. считают, что система здоровьесбережения в дошкольных учреждениях должна осуществляться через разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализовывать комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. По данным Д.И. Зелинской увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса. Указанные негативные тенденции остро отражаются на здоровье подрастающего поколения.
Объективная потребность теории и практики укрепления здоровья детей и их подготовки к здоровому образу жизни на основе интегрированных форм использования здоровьесберегающих технологий, должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения стало целью исследования.
Объект исследования - здоровьесберегающая деятельность в ДОО.
Предмет исследования - интегрированные формы здоровье-сберегающих технологий в деятельности ДОО.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной и специальной литературы по проблеме исследования; уточнить понятие, сущность и значение здоровьесберегающей деятельности в ДОО.
2. Изучить принципы организации здоровьесберегающей деятельности в условиях ДОО.
3. Провести феноменологический анализ интегрированных форм здоровьесберегающей деятельности и описать особенности их применения в условиях ДОО.
4. Рассмотреть практический опыт использования интегрированных форм здоровьесберегающей деятельности в условиях ДОО.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что интегрирование здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОО: позволит повысить показатели физического развития детей старшего дошкольного возраста; снизит уровень заболеваемости простудными заболеваниями: повлияет на показатели их психологического благополучия (снизит уровень тревожности).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения философии, педагогики и психологии о человеке, как социальном существе, познающем и преобразующем мир и самого себя; положения о реализации антропологического и культурологического подходов в реализации учебного процесса в современной дошкольной образовательной организации:
- теории развития личности, деятельности и общения (В.П. Борисенков, В. А. Караковский, Е. Н. Климов. Г. П. Скамницкая и др.);
- современные концепции гуманизации содержания образования
(Е.В. Бондаревская, М.Б. Зацепина, А.И. Иванов, Т.С. Комарова,И.И. Легостаев, Н.Д. Никонов, Г.П. Новикова, А.А. Скамницкий,B. А. Сластенин, Э.И. Сокольникова и др.).
Общенаучная методология исследования основана на гуманистическом, системном, деятельностном и личностно-ориентированном подходах. В рамках системного подхода определена теоретическая основа исследования с учетом того, что система состоит из определенной совокупности компонентов и их взаимодействия. В контексте деятельностного подхода обоснована изучаемая проблема и осуществлен выбор темы исследования, разработано содержание и определены условия здоровьесбережения ребенка в двигательной деятельности. На основе личностно-ориентированного подхода в исследовании дополнены принципы построения процесса обучения и воспитания, разработаны соответствующие методы педагогической деятельности, конкретизированы показатели эффективности образовательного процесса.
Пути сбережения здоровья детей в дошкольной образовательной организации рассмотрены различными учёными, в том числе:
- двигательная активность (Л.В. Абдульманова, Н.Т. Лебедева, Н.А. Метлов, М.А. Рунова и др.),
- индивидуальный подход к ребенку (И.А. Анохина, Я.Л. Коломинский, Т.С. Комарова, С.К. Якименко и др.),
- система мониторинга состояния здоровья (А.М. Давыдюк,C. Б. Шарманова, В.А. Шишкина и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; педагогическое наблюдение; методы психологической диагностики, беседы с педагогами и родителями воспитанников; метод опроса и его математическая обработка, изучение Национальной доктрины образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года, нормативных документов Министерства образования и науки РФ, областного Управления образования и науки, Программы развития образования в Белгородской области на 2014¬2020 годы от 30 декабря 2013.
Опытно-экспериментальная база исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Колокольчик» Старооскольского городского округа в городе Старый Оскол.
В качестве испытуемых выступили дети старшего дошкольного возраста групп №5 и №7 в количестве 60 человек. Из них 32 девочки и 28 мальчиков в возрасте 6-7 лет.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Список литературы состоит из 36 источников. В тексте работы содержится 7 таблиц, 13 рисунков.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, теоретическая и методологическая основы, указаны методы, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретическое обоснование использования интегрированных форм здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО» описаны основные понятия и педагогические особенности здоровьесберегающей деятельности в условиях ДОО, как средства для укрепления здоровья и просвещения дошкольников. Представлены основные принципы организации, рассмотрены особенности интегративного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в условиях ДОО.
Во второй главе «Эмпирическое исследование применения интегрированных форм здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО», представлены методики и проведено эмпирическое исследование применения интегрированных форм здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО среди детей старшего дошкольного возраста на базе муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад № 2 «Колокольчик» в городе Старый Оскол; проведен анализ результатов эмпирического исследования; даны методические рекомендации применения интегрированных форм здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу. Определены перспективные направления изучения интеграции здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОО.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящее исследование посвящено одной из актуальных проблем дошкольной педагогики - здоровьесбережению. Поэтому, целью нашей работы стало исследование интегрированных формы здоровьесберегающих технологий в деятельности дошкольных образовательных организаций.
В процессе работы мы пришли к убеждению, что проблема здоровьесбережения в условиях ДОО является одной из первоочередных, так как именно в дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья.
Для её реализации мы решили поставленные задачи: рассмотрели основные понятия, сущность, значение здоровьесберегающей деятельности; изучили принципы организации здоровьесберегающей деятельности; выявили интегрированные формы здоровьесберегающей деятельности, особенности их применения в условиях ДОО; рассмотрели физиологические и психолого-педагогические аспекты интеграции здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольной организации.
Изучив и проанализировав, научную, педагогическую и психологическую литературу по данному вопросу, мы выяснили, что под термином «здоровье» понимают биологическое, психологическое и социальное благополучие человека.
Исходя их этого, принципы на которых строится организация здоровьесберегающей деятельности в ДОО образуют систему, в которую на основе общедидактических принципов включены медико-психологические и педагогические мониторинги уровня физического развития детей; лечебно-оздоровительные компоненты в образовательном процессе и ресурсное обеспечение дошкольной организации.
В результате анализа литературы мы пришли к выводу, что интегративные формы совместной деятельности взрослых и детей по реализации здоровьесбережения в ДОО основаны на философской концепции о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка, теории о взаимосвязи процессов образования и развития.
Мы выяснили, что через интеграцию, здоровьесбережение должно быть включено во все виды деятельности ребенка, в совместную деятельность взрослых и детей. Его формы и методы очень разнообразны и продуктивны, но имеют свои особенности. Интеграция должна действовать в рамках основных законов и правил, которыми в своей работе руководствуется ДОО, и учитывать возраст и состояние здоровья дошкольников.
На втором этапе исследования мы провели эмпирическое исследования применения интегрированных форм здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО, которое проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Исследование проходило на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 «Колокольчик» Старооскольского городского округа в городе Старый Оскол.
В качестве испытуемых выступили дети старшего дошкольного возраста групп №5 и №7 в количестве 60 человек. Из них 32 девочки и 28 мальчиков в возрасте 6-7 лет. Дошкольники были разделены на две группы: КГ и ЭГ численностью по 30 человек каждая.
В констатирующем этапе эксперимента приняли участие обе группы детей. Были проведены следующие исследования: анализ заболеваемость дошкольников простудными заболеваниями; диагностика физического развития дошкольников по методике М.А. Руновой и Г.Н. Сердюковской; тестирование уровня тревожности по методике В. Амен. М. Дорки, Р. Тэммл.
Полученные данные выявили низкие показатели здоровья дошкольников, что указывало на необходимость дополнительных мер по здоровьесбережению в ДОО.
На стадии формирующего этапа эксперимента, в котором участвовали только дошкольники из экспериментальной группы №7, педагоги ДОО в ежедневной деятельности применяли, на основе интеграции, разработанный перечень дополнительных мероприятий здоровьесберегающей направленности.
Во время контрольного этапа исследования, были повторно проведены: анализ заболеваемости, диагностика физического развития и тестирование уровня тревожности дошкольников. В нем приняли участие КГ и ЭГ.
Сравнительный анализ результатов исследования двух групп в начале и конце эксперимента показал значительную позитивную динамику. У ЭГ уровень заболеваемости снизился с показателя 4,6 до 2,2 случаев, а у КГ, за этот же период снижение составило всего 0,3 случая.
Уровень физического развития дошкольников, так же увеличился, в ЭГ высокий уровень показали 23 человека, а в КГ - 18, средний- 5, а в КГ - 8, а с низкий: ЭГ - 1, а в КГ - 4 человека.
Тестирование уровня тревожности по методике В. Амен, М. Дорки, Р. Тэммл, также показало положительную динамику: в ЭГ - высокий уровень ИТ снизился с 25 человек до 6, а в КГ с 23 до 18 человек; детей со средним уровнем ИТ в ЭГ стало на 16 больше - 20 человек, в КГ так же этот показатель увеличился на 6 и стал равен 11; низкий уровень ИТ в ЭГ повысился с 1, до 4 человек, а в КГ понизился с 2 до 1 человека
Полученные данные подтверждают эффективность влияния интегрированных форм здоровьесберегающих технологий, включенных в деятельность ДОО.
В ходе исследования нами были предложенные практические рекомендации использования интегративных форм здоровьесберегающей деятельности в условиях ДОО, которая предусматривает, тесное взаимодействие и объединение усилий всех сотрудников, родителей и социальных партнёров, эффективно влияет на результаты укрепления здоровья воспитанников.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза о том, что интегрирование здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОО: позволит повысить показатели физического развития детей старшего дошкольного возраста; снизит уровень заболеваемости простудными заболеваниями: повлияет на показатели их психологического благополучия (снизит уровень тревожности).



1. Алямовская, В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду / В.Г. Алямовская // Управление ДОУ. - 2012. - №3. С.З4-37.
2. Арановская-Дубовис, Д.М. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника / Д.М Арановская-Дубовис. // Вопросы психологии. - 2015. - № 5. - С.87.
3. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. -2017. - №2.С.21 - 28.
4. Венгер, Л.А. Психология /Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2014.- 148с.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский. //Учебное пособие - М. : Просвещение, 2007 .- 234с.
6. Давидчук А.Н. Обучение и игра. / А.Н. Давидчук - М.: Мозаика- Синтез. 2016. - 160с.
7. Доронова, Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова //Методическое руководство для воспитателей, - М.: Просвещение, - 2016. - 191с.
8. Залысина, И.А. Особенности общения со взрослым и сверстниками у дошкольников с разным опытом жизни и воспитания / И.А. Залысина, Вопросы психологии,- М.: 2012.-13с.
9. Зацепина, М.Б. Вместе с родителями / М.Б. Зацепина // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 6. - С.87-89.
10. Зверева, О.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.А. Зверева, - М.: ВЛАДОС, 2016.- 146с.
11. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский,- М.: Новая школа, 2014. - 318с.
12. Казина, О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей / О.Б. Казина, - Ярославль: Академия развития, - 2015. - 122с.
13. Каралашвили, Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет / Е.А. Каралашвили, - М.: - Сфера, -2012. -110с.
14. Картушина, М.Ю. Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» /. М.Ю. Картушина, - М: - Сфера, - 2015, - 212с.
15. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В Кенеман, Д.В. Хухлаева, - М: - Просвещение, - 2014, - 320с.
16. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Ковалько, - М: ВАКО, - 2016, - 174с.
17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М.: Академия, - 2013. - 148с.
18. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2-7 лет. / Т.С. Комарова, - М: - Мозаика-Синтез. - 2012. - 192с.
19. Логинова, И.А. О специфике детско-родительских отношений. / И. А. Логинова // Семейная психология и семейная терапия. - № 4. - 2009. - 28 с.
20. Матейчек, 3. Родители и дети. / З. Матейчик/ - М.: Академия, 2016. - 224с.
21. Осокина, Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, - М.: - Просвещение, - 2012. -198с.
22. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду/ Т.И. Осокина,- М.: - Просвещение, - 2015. -215с.
23. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн/ - М.: - Просвещение, -2014, -134с.
24. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов. М.: Академия, 2002. 448с.
25. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. /А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Тера- Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520с.
26. Сухарев, А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / А.Г. Сухарев, - М.: - Просвещение, - 2013. -266с.
27. Терновская, С.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // С.А. Терновская, Л.А. Теплякова/ Методист. - N4. - 2015. - С.61-65.
28. Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников 5-7 лет: Пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре/ К.К. Утробина, - М.: - ГНОМ и Д, - 2013.- 68с.
29. Ушинский, К.Д. Педагогическая система / К.Д. Ушинский, - М.: Просвещение, - 1984. -561с.
30. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»,N 273-ФЗ от 29.12.2012
31. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва.
32. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480с.
33. Чубарова, С.К., Развитие личности //С.К. Чубарова, Г.А. Козловская, - М.:2014 - ГНОМ и Д, - N2.- С.171-187.
34. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, - М.: Академия, - 2013. - 115с.
35. Электронный ресурс http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie10.htm «Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ».
36. Электронный ресурс http://www.trunsun.edusite.ru/p47aa1.html «Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада».


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ