ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ МОНАРХИЙ В ЕВРОПЕ И РОСС KIWI В.: НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ В РОССИИ С XVI ПО XVII ВВ.
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЙ МОНАРХИИ В ЕВРОПЕ НА ПРИМЕРЕ АНГЛИИ И ФРАНЦИИ 19
1.1 Место и роль монарха в политической структуре Англии и Франции в XVI в 19
1.2 Причины и принципы формирования Парламента Англии и Генеральных штатов Франции: устройство, права и обязанности 30
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ С XVI ПО XVIIBB 44
2.1 Причины и условия формирования Земских соборов 44
2.2 Социальный состав участников, их представительство, сроки и порядок созывов совещательных органов 49
2.3 Структура Земских собраний 53
2.4 Основные вопросы, выносимые для обсуждения на соборах и практика принятия решений 56
2.5 Причины прекращения созывов Земских соборов и их значение для попыток развития парламентаризма в России в XVI—XVII вв 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЙ МОНАРХИИ В ЕВРОПЕ НА ПРИМЕРЕ АНГЛИИ И ФРАНЦИИ 19
1.1 Место и роль монарха в политической структуре Англии и Франции в XVI в 19
1.2 Причины и принципы формирования Парламента Англии и Генеральных штатов Франции: устройство, права и обязанности 30
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ С XVI ПО XVIIBB 44
2.1 Причины и условия формирования Земских соборов 44
2.2 Социальный состав участников, их представительство, сроки и порядок созывов совещательных органов 49
2.3 Структура Земских собраний 53
2.4 Основные вопросы, выносимые для обсуждения на соборах и практика принятия решений 56
2.5 Причины прекращения созывов Земских соборов и их значение для попыток развития парламентаризма в России в XVI—XVII вв 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Актуальность темы.Тема нашего исследования является актуальной тем, что сословно-представительные органы являются практически первыми демократическими совещательными органами или органами представитель¬ной демократии. С создания этих органов появились предпосылки к формированию современной демократии.
Зарождение элементов парламентаризма в России и в странах Европы произошло еще в древности.Опираясь на разные слои общества в политической борьбе с крупными феодалами-сепаратистами, лавируя между сословиями, король или князь держал в своих руках судебную, военную и финансовую власть, создавал мощный государственный аппарат в центре и на местах, вводил общегосударственное законодательство и налогообложение.
Система управления в России, где присутствовали элементы демократии, прошла несколько этапов, среди которых можно выделить:
• вече (Белгород (997 г.) , Новгород (период с 1016 по 1478 г.) , Киев (с 1068 г.) , Псков (до 1510 г.)) ;
• княжеские собрания (Любечский (1097 г.) и Витичевский съезд (1100 г.));
• местничество (XV—XVII вв.);
• Земские соборы (сер.XVI—XVII вв.).
Следующим этапом является Российская Государственная Дума. Её первое в истории заседание состоялось 27 апреля 1906 года в зале Зимнего дворца г. Санкт - Петербурга . Именно тогда началось формирование современного российского парламентаризма. В первой Государственной Думе обсуждались следующие вопросы: социальная напряженность, террористические акты, аграрный вопрос.
Историческая роль и предназначение Думы состояли в том, чтобы спасти Россию от кровавых революционных потрясений, обеспечить мирный, эволюционный путь ее развития. Но эта задача оказалась не по силам первому российскому парламенту.
Очередным проявлением демократии в стране были Съезды народных депутатов СССР, которые были высшим органом государственной власти в СССР в 1989 — 1991 гг. Полномочиями Съездов были: принятие Конституции СССР и внесение в неё поправок;обозначение основных направлений внутренней и внешней политики СССР;избрание Верховного Совета СССР и его председателя;принятие Законов СССР и др.
Все эти сословно-представительные органы дали толчок к становлению и развитию современного парламентаризма в России. Его формирование в полной мере произошло совершенно недавно. Он молод, 27 апреля 2017 года исполнилось 111 лет со дня его учреждения.
По мнению большинства исследователей, занимающихся вопросами формирования парламента на территории западной Европы, примером зарождения демократии в Европе может служить Английский парламент. Он появился в XIII в. и стал компромиссом между зарождающейся буржуазией и дворянством. Этот орган сыграл существенную политическую роль истории Англии: ограничил власть короля, способствовал централизации и укреплению уже централизованного государства. Органическая, действующая с государственных позиций бинарная система властей Парламент — король, была и остается главной причиной стабильности и процветания современной Англии.
Исходя из вышесказанного, особый интерес исследователей вызывают принципы формирования Английского парламента, Генеральных штатов и Земских соборов: устройство, права и обязанности этих органов.
Изучение этих принципов даст новое видение роли сословно-представительных учреждений в Западной Европе и Московском государстве.
Историография.Из фундаментальных работ, касающихся вопроса места монарха в политической структуре Англии и Франции в XVI в. можно выделить работы Ардан Ф. , Гутновой Е.В. , Крашенниковой Н.А. и Жидкова О.А. , Малькова В.П. , Максаковского В.П. , Омельченко О.А. , Петрушевского Д.М. , Тревельяна Дж. М. , Черниловского З.М. , в которых исследо¬ватели раскрывают значительную роль монарха в политических институтах этих государств.
Из работ, посвященных анализу причин и принципов формирования Парламента Англии и Генеральных штатов Франции, можно выделить труды Герье В.И. , Засодимского П.В. , Хачатурян Н.А. . Исследователи описывают историю возникновения парламента и штатов, а так же специфику становления этих органов в Англии и Франции.
В трудах Гутновой Е.В. и Люблинской А.Д. проанализирована структура сословно-представительных учреждений в Западной Европе.Ученые выделили основные сословия, которые входили в состав этих органов государственной власти.
Изучением парламентаризма в Западной Европе и России занимались: Авакьян С.А. , Баранова Н.П. и Романов Р.М. ,Лукоянов И.В. , Романов Р.М. , Усанов В.Е. . Они выявили основные черты парламентаризма, основы вы его развития в этих странах.
Из работ, посвященных изучению истории российского государства, можно выделить труды Шмидта С.О. , Пчелова Е.В. , Сахарова А.Н. , Скрынникова Р.Г. , Кислицына С.А. , Ключевского В.О. . В них учеными описываются ключевые моменты истории Руси, которые в определенный момент повлияли на развитие Русского государства.
Исследованием общественного и государственного строя Древней Руси занимались такие ученые как Дьяконов М.А. , Исаева И.А.2, Заорская И.Ю. и и Зотова М.В.3, Маркова А.Н.4, Титов Ю.П.5, Тихомиров Л.А.6, Скрынников ков Р.Г.7
Исследования АнаньичаБ.В.8, Веселовского С.Б.9, Гумилева Л.Н.10, Наносова А.Н. , Пыжикова А.В. и Данилевского И.Н.12,Шмыковой М.Л.13дают возможность проследить какие реформы привели к появлению сословно-представительной монархии в России.
Из фундаментальных работ, по вопросу становления сословно-представительных учреждений в России, можно выделить работы Веселовского С.Б.14 и Зимина А.А.15
В трудах Беляева И.Д. и Черепнина Л.В.2, имеется информация о причинах формирования Земских соборов.
Костомаров Н.И.3и Шмидт С.О.4в своих работах подробно изучили условия формирования Земских соборов.
Работы Валишевского К.Ф.5, Виппера Р. Ю.6, Саввы В. И.7, Емельянова нова Е.М.8,Жуковой Л.В.9, Зимина А. А.10,Морякова В.И. , Скрынникова Р.Г.12, Сахарова А.Н. и Боханова А.Н. 13 и Флори Б.Н.14 посвящены периоду правления Ивана Ш и его реформам. Особое внимание уделяется причинам появления земских соборов в России, их функциям и значению.
Труды Веселовского С.Б. иКлючевского В.О. посвящены анализу социального состава участников. Исследователи пришли к выводу, что для решения отдельного вопроса приглашались различные сословия.
Тихомиров М.Н. в своем труде изложил информацию о сроках и по¬рядке созывов совещательных органов. Автор подробно описывает роль совещательных органов в российском государстве.
Особый интерес представляют работы Бычковой М.Е. , Ключевского В.О. , Лихачева Н.П. , Павленко Н.И. , Сенина А.С. ,в которых авторы по-дробно описывают структуру Земских собраний.
В исследованиях Бушуева С.В. и Миронова Г.Е. ,Данилова А.Г. , Скрынникова Р.Г. , Черепнина Л.В. , изложена информация, касающаяся основных вопросов, выносимых для обсуждения на соборах и практики принятия решений.
Разобраться в специализированной политической терминологии нам помогли работы таких авторов и редакторов как Поцелуев В.А. и Никонов И.Е. , ЙоханннесИрмшер и Ренате Йоне ,СухаревА.Я. и Крутских В.Е. , Крутских А.В.
Анализ литературы свидетельствует о том, что вопрос, касательно со-словно-представительных монархий в Европе и России, рассматривался многими исследователями.
Источниковая база исследования.В отношении вопроса появления и функционирования сословно-представительных органов в Англии и Франции существует относительно доступная источниковая база.В ходе исследования были привлечены различные законодательные акты Англии и Франции с XIII по XVII вв.
Относительно органов власти в Англии необходимо проанализировать следующие источники. Особая роль в закреплении власти палаты общин принадлежит такому документу как «Палата общин — верховная власть английского государства (4 января 1649 г.)» . Этот документ свидетельствует о том, что нижняя палата парламента стремится расширить свою компетенцию в избирательной сфере, приобрести дополнительные права, чтобы обеспечить соблюдение законности при избрании депутатов. Эти факты, безусловно, говорят о существенном росте самосознания членов нижней палаты парламента, их стремлении к более активному участию в государственном управлении.
Важную информацию о преобразовании английского парламента несет в себе «Акт об отмене палаты лордов (19 марта 1649 г.)» . Он показывает противостояние палаты общин и палаты лордов, а так же существенную роль первых в составлении данного документа.
«Приглашение графа в парламент (1265)» говорит о приглашении графа Корнуолла, а также других магнатов в парламент для решения важных вопрос, что свидетельствует о социальной структуре английского парламента, в которой состоятельные сословия играют значительную роль.
«Приглашение представителей графств и городов в тот же парламент» наглядно показывает порядок образования обеих палат парламента и объем его полномочий. Подобные персональные приглашения рассылались высшим духовным и светским феодалам.
В «Статуте о не наложении податей (1297 г.)» можно проследить существенное влияние народа на принятие законов в Англии в XIII в.Статуты имели огромное значение в то время, так как являлись законодательными актами (уставами) парламента Англии .
Ценную информацию в себе несет документ «Генеральные штаты 1356—1357 и восстание Этьена Марселя» . В нем говорится о значении этого органа во Франции в XIV в. и методах воздействия штатов на монарха.
«Нантский эдикт (1598 г.)» дает нам сведения о компромиссном подходе Генриха IV Наваррского к разрешению религиозной ситуации в стране.В Средневековье и в Новое время во Франции и некоторых других странах Западной Европы эдиктами назывались особо важные акты. «Нантский эдикт» демонстрирует нам один из этапов становления абсолютной власти монарха во Франции к концу XVI в.
«Королевская декларация 1626 года о снесении замков» показывает, как французский монарх без помощи совещательных органов может принимать важные решения во благо населения страны. Декларация в то время во Франции—официальное заявление, которое провозглашало основные принципы внешней или внутренней политики государства .
Существенный интерес представляет «Эдикт 1641 года, запрещающий парламентам вмешиваться в государственные дела и администрацию» . Текст данного документа показывает абсолютную монархию, которая стремится к полному ограничению деятельности французских парламентов, влияние которых распространяется на дела, касающихся государства, администрации и правительства.
В выводах по анализу источников по Английскому парламенту и Генеральным Штатам необходимо отметить, что основная масса документов рассматривает отдельные вопросы содержания этих тем, но некоторые параграфы не имеют источниковой базы, и ее наличие содержится в работах исследователей.
В отношении вопроса появления и функционирования первого сословно-представительского органа России XVI века существует достаточно полная источниковая база и одними из важнейших документов, затрагивающих поставленную проблемуявляются следующие источники.
К древнему источнику,описывающему как соборное определение в законодательной форме закрепило восшествие на престол Бориса Годунова, от- носится«Соборное определение об избрании царем Бориса Феодоровича Годунова — 1598 года» . Этот документ свидетельствует о первом в истории Земских соборов возведении на престол царя.
В «Воронцовском списке» в пункте«Вълъто 6899(1391 г.)» идет речь о«Великом Новгороде», в котором немецкие послы и новгородское вече вели переговоры. Это свидетельствует о том, что вече играло большую роль. Вече представляло собой социальный институт, включающий в себя высших
акт, регулирующий, в большей степени, гражданско-правовые отношения. Грамота является памятником феодального права России XV века, которая стала источником для написания «Судебника 1497 г.».
Определенный интерес представляет «Судебник 1497 года» , который является нормативно-правовым актом и содержит в себе законы Русского государства. Он представляет собой памятник феодального права. Особенно-стью данного свода законов является попытка систематизации материала, че¬го не было в предшествовавших законах.
Особого внимания заслуживает «Судебник 1550 г.» , который является первым законодательным актом складывающейся русской сословно-представительной монархии, отразившим основные требования господствующего класса.
Важным источником является «Приговор церковно-земского собора 1580 года, января 15» , в тексте которого представлен подробный перечень участников Освященного собора. Из этого перечня можно заключить, что Собор 1580 года являлся авторитетным, на нем были представлены все русские епархии и крупные монастыри. Грамота дает информацию о внешне- и внутренне-политической обстановке в стране. Земский характер соборного Приговора 1580 года подчеркивается тем, что он скреплен подписями не только духовных лиц, но и печатью царя.
Ценным документом является «Приговор церковно-земского собора 1584 года, июля 20» . Приговор 1584 года подчеркивает генетическую связь с предшествующим актом 1580 года и воспроизводит его почти без изменений. Однако в некоторых случаях поправки, внесенные в текст документа, существенно меняют смысл реформ. Для приговора 1584 года характерно стремление к объяснению причин принятия той или иной нормы, что так же является очень важных аспектом этого документа.
Информативным источником является «Приговор земского собора первого ополчения 1611 года, июня 30» , который содержит сведения о времени работы и составе Земского собора, собравшегося в первом Ополчении, а так¬же об избрании этим Собором правительства. В тексте присутствует перечисление сословных групп, принимавших участие в соборе, что позволяет отметить основную его особенность: на нем были представлены духовенство, торговые и посадские люди. В то же время в Соборе участвовали царевичи, князи и мурзы, представители нерусской феодальной знати, а также атаманы и казаки, что существенно отличает данный собор от других.
Значительную информацию о значении земских соборов с серединыXVII в. содержит в себе «Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией. 1653 г. 1 октября» . В текст «Решения» свидетельствует о превращении заседаний этого органа в чисто формальную процедуру и о падении его роли в государственном аппарате.
В выводах по анализу источников по земским соборам необходимо от-метить, что основная масса документов рассматривает отдельные вопросы содержания этих тем, но некоторые параграфы не имеют источниковой базы, и ее наличие содержится в работах исследователей.
Степень обеспеченности данной темы источниками достаточно высока, что позволяет полно изучить поставленную проблему.
Объект—причины появления и функционирования сословно-представительных органов власти в Западной Европе и Московской Руси.
Предмет— особенности и характеристика сословно-представительных монархий в Европе и России.
Цель: на материалах источников и литературы исследовать особенности и характеристики сословно-представительных монархий в Европе и России в XVI в., проследить этапы ее становление и развитие.
Задачи:
• изучить место и роль монарха в становлении и развитии представительских учреждений на примере Англии и Франции в XVI в.;
• проанализировать причины появления Парламента Англии и Генеральных штатов Франции: устройство, принципы формирования, права и обязанности;
• выявить причины и условия формирования Земских соборов;
• проанализировать количественный и социальный состав участников, сроки и порядок созывов совещательных органов;
• исследовать структуру собраний;
• рассмотреть основные вопросы, выносимые для обсуждения в палатах и практику принятия решений;
• выяснить причины прекращения работы созывов Земских соборов. Территориальные рамки работы охватывают Западную Европу с XVI вв.и Московское государство в XVI, поскольку именно на это время приходится становление сословно-представительных органов власти.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• показаны место и роль монарха в становлении и развитии представительских учреждений на примере Англии и Франции в XVI в.;
• проанализированы причины появления Парламента Англии и Генеральных штатов Франции: устройство, принципы формирования, права и обязанности;
• выявлены причины и условия формирования Земских соборов;
• проанализированы количественный и социальный состав участников, сроки и порядок созывов совещательных органов;
• исследована структура собраний;
• рассмотрены основные вопросы, выносимые для обсуждения в палатах и практику принятия решений;
• выяснены причины прекращения работы созывов Земских соборов.
Методологической основой исследования послужила совокупность научных принципов, прежде всего, историзма, объективности. Для получения научных результатов использовались следующие методы:
- сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить с помощью сравнения общие и особенные черты у сословно-представительных органов;
- историко-генетический метод, использующийся при рассмотрении работ ученых на интересующую тему в рассматриваемый период;
- метод хронологического исследования, позволяющий изучить возникновение, формирование и развитие Английского парламента, Генеральных штатов и Земских соборов.
Практическая значимость. Материалы данного исследования могут быть использованы для изучения сословно-представительной монархии в Европе и России в XVI вв. Его результаты могут быть использованы в учебном процессе, при разработке тем уроков по Новому времени в Европе и по Средневековой Руси в школьном и вузовском курсах. А так же при подготовке и проведении конференций различного уровня по истории отечественного и западноевропейского парламентаризма.
Апробация работы.Материалы данной работы прошли апробацию в ходе проведения уроков по предмету «История» в МОУ «Уразовской СОШ №1» в 7 «А» и «Б» классах, а так же в МБОУ «Лицее №9» г. Белгорода в 6 «В» классе.
Материалы дипломной работы были представлены на выступлении в различных конференциях, проводимых в НИУ БелГУ, в частности, на «Бел-городском диалоге — 2015» и «Белгородском диалоге — 2017». Секция: Ис-тория России с древнейших времен до конца XVIII в. Темы докладов «Литературная полемика Ивана IV с Андреем Курбским как источник по социально-политическому развитию России в XVI столетии» и «Развитие демокра-тических элементов в становлении отечественной традиции парламентаризма в России». Материалы работы 2015 г. были опубликованы в ке ,сборник 2017 г. находится в печати.
Текст дипломной работы был представлен на«Карамзинских чтениях» 12 декабря 2016 г. Секция: История России с древнейших времен и до конца XVI в. Тема доклада «Характеристика сословно-представительной монархии в Европе и России в XVI в.». Сборник находится в печати.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка и приложений.
Зарождение элементов парламентаризма в России и в странах Европы произошло еще в древности.Опираясь на разные слои общества в политической борьбе с крупными феодалами-сепаратистами, лавируя между сословиями, король или князь держал в своих руках судебную, военную и финансовую власть, создавал мощный государственный аппарат в центре и на местах, вводил общегосударственное законодательство и налогообложение.
Система управления в России, где присутствовали элементы демократии, прошла несколько этапов, среди которых можно выделить:
• вече (Белгород (997 г.) , Новгород (период с 1016 по 1478 г.) , Киев (с 1068 г.) , Псков (до 1510 г.)) ;
• княжеские собрания (Любечский (1097 г.) и Витичевский съезд (1100 г.));
• местничество (XV—XVII вв.);
• Земские соборы (сер.XVI—XVII вв.).
Следующим этапом является Российская Государственная Дума. Её первое в истории заседание состоялось 27 апреля 1906 года в зале Зимнего дворца г. Санкт - Петербурга . Именно тогда началось формирование современного российского парламентаризма. В первой Государственной Думе обсуждались следующие вопросы: социальная напряженность, террористические акты, аграрный вопрос.
Историческая роль и предназначение Думы состояли в том, чтобы спасти Россию от кровавых революционных потрясений, обеспечить мирный, эволюционный путь ее развития. Но эта задача оказалась не по силам первому российскому парламенту.
Очередным проявлением демократии в стране были Съезды народных депутатов СССР, которые были высшим органом государственной власти в СССР в 1989 — 1991 гг. Полномочиями Съездов были: принятие Конституции СССР и внесение в неё поправок;обозначение основных направлений внутренней и внешней политики СССР;избрание Верховного Совета СССР и его председателя;принятие Законов СССР и др.
Все эти сословно-представительные органы дали толчок к становлению и развитию современного парламентаризма в России. Его формирование в полной мере произошло совершенно недавно. Он молод, 27 апреля 2017 года исполнилось 111 лет со дня его учреждения.
По мнению большинства исследователей, занимающихся вопросами формирования парламента на территории западной Европы, примером зарождения демократии в Европе может служить Английский парламент. Он появился в XIII в. и стал компромиссом между зарождающейся буржуазией и дворянством. Этот орган сыграл существенную политическую роль истории Англии: ограничил власть короля, способствовал централизации и укреплению уже централизованного государства. Органическая, действующая с государственных позиций бинарная система властей Парламент — король, была и остается главной причиной стабильности и процветания современной Англии.
Исходя из вышесказанного, особый интерес исследователей вызывают принципы формирования Английского парламента, Генеральных штатов и Земских соборов: устройство, права и обязанности этих органов.
Изучение этих принципов даст новое видение роли сословно-представительных учреждений в Западной Европе и Московском государстве.
Историография.Из фундаментальных работ, касающихся вопроса места монарха в политической структуре Англии и Франции в XVI в. можно выделить работы Ардан Ф. , Гутновой Е.В. , Крашенниковой Н.А. и Жидкова О.А. , Малькова В.П. , Максаковского В.П. , Омельченко О.А. , Петрушевского Д.М. , Тревельяна Дж. М. , Черниловского З.М. , в которых исследо¬ватели раскрывают значительную роль монарха в политических институтах этих государств.
Из работ, посвященных анализу причин и принципов формирования Парламента Англии и Генеральных штатов Франции, можно выделить труды Герье В.И. , Засодимского П.В. , Хачатурян Н.А. . Исследователи описывают историю возникновения парламента и штатов, а так же специфику становления этих органов в Англии и Франции.
В трудах Гутновой Е.В. и Люблинской А.Д. проанализирована структура сословно-представительных учреждений в Западной Европе.Ученые выделили основные сословия, которые входили в состав этих органов государственной власти.
Изучением парламентаризма в Западной Европе и России занимались: Авакьян С.А. , Баранова Н.П. и Романов Р.М. ,Лукоянов И.В. , Романов Р.М. , Усанов В.Е. . Они выявили основные черты парламентаризма, основы вы его развития в этих странах.
Из работ, посвященных изучению истории российского государства, можно выделить труды Шмидта С.О. , Пчелова Е.В. , Сахарова А.Н. , Скрынникова Р.Г. , Кислицына С.А. , Ключевского В.О. . В них учеными описываются ключевые моменты истории Руси, которые в определенный момент повлияли на развитие Русского государства.
Исследованием общественного и государственного строя Древней Руси занимались такие ученые как Дьяконов М.А. , Исаева И.А.2, Заорская И.Ю. и и Зотова М.В.3, Маркова А.Н.4, Титов Ю.П.5, Тихомиров Л.А.6, Скрынников ков Р.Г.7
Исследования АнаньичаБ.В.8, Веселовского С.Б.9, Гумилева Л.Н.10, Наносова А.Н. , Пыжикова А.В. и Данилевского И.Н.12,Шмыковой М.Л.13дают возможность проследить какие реформы привели к появлению сословно-представительной монархии в России.
Из фундаментальных работ, по вопросу становления сословно-представительных учреждений в России, можно выделить работы Веселовского С.Б.14 и Зимина А.А.15
В трудах Беляева И.Д. и Черепнина Л.В.2, имеется информация о причинах формирования Земских соборов.
Костомаров Н.И.3и Шмидт С.О.4в своих работах подробно изучили условия формирования Земских соборов.
Работы Валишевского К.Ф.5, Виппера Р. Ю.6, Саввы В. И.7, Емельянова нова Е.М.8,Жуковой Л.В.9, Зимина А. А.10,Морякова В.И. , Скрынникова Р.Г.12, Сахарова А.Н. и Боханова А.Н. 13 и Флори Б.Н.14 посвящены периоду правления Ивана Ш и его реформам. Особое внимание уделяется причинам появления земских соборов в России, их функциям и значению.
Труды Веселовского С.Б. иКлючевского В.О. посвящены анализу социального состава участников. Исследователи пришли к выводу, что для решения отдельного вопроса приглашались различные сословия.
Тихомиров М.Н. в своем труде изложил информацию о сроках и по¬рядке созывов совещательных органов. Автор подробно описывает роль совещательных органов в российском государстве.
Особый интерес представляют работы Бычковой М.Е. , Ключевского В.О. , Лихачева Н.П. , Павленко Н.И. , Сенина А.С. ,в которых авторы по-дробно описывают структуру Земских собраний.
В исследованиях Бушуева С.В. и Миронова Г.Е. ,Данилова А.Г. , Скрынникова Р.Г. , Черепнина Л.В. , изложена информация, касающаяся основных вопросов, выносимых для обсуждения на соборах и практики принятия решений.
Разобраться в специализированной политической терминологии нам помогли работы таких авторов и редакторов как Поцелуев В.А. и Никонов И.Е. , ЙоханннесИрмшер и Ренате Йоне ,СухаревА.Я. и Крутских В.Е. , Крутских А.В.
Анализ литературы свидетельствует о том, что вопрос, касательно со-словно-представительных монархий в Европе и России, рассматривался многими исследователями.
Источниковая база исследования.В отношении вопроса появления и функционирования сословно-представительных органов в Англии и Франции существует относительно доступная источниковая база.В ходе исследования были привлечены различные законодательные акты Англии и Франции с XIII по XVII вв.
Относительно органов власти в Англии необходимо проанализировать следующие источники. Особая роль в закреплении власти палаты общин принадлежит такому документу как «Палата общин — верховная власть английского государства (4 января 1649 г.)» . Этот документ свидетельствует о том, что нижняя палата парламента стремится расширить свою компетенцию в избирательной сфере, приобрести дополнительные права, чтобы обеспечить соблюдение законности при избрании депутатов. Эти факты, безусловно, говорят о существенном росте самосознания членов нижней палаты парламента, их стремлении к более активному участию в государственном управлении.
Важную информацию о преобразовании английского парламента несет в себе «Акт об отмене палаты лордов (19 марта 1649 г.)» . Он показывает противостояние палаты общин и палаты лордов, а так же существенную роль первых в составлении данного документа.
«Приглашение графа в парламент (1265)» говорит о приглашении графа Корнуолла, а также других магнатов в парламент для решения важных вопрос, что свидетельствует о социальной структуре английского парламента, в которой состоятельные сословия играют значительную роль.
«Приглашение представителей графств и городов в тот же парламент» наглядно показывает порядок образования обеих палат парламента и объем его полномочий. Подобные персональные приглашения рассылались высшим духовным и светским феодалам.
В «Статуте о не наложении податей (1297 г.)» можно проследить существенное влияние народа на принятие законов в Англии в XIII в.Статуты имели огромное значение в то время, так как являлись законодательными актами (уставами) парламента Англии .
Ценную информацию в себе несет документ «Генеральные штаты 1356—1357 и восстание Этьена Марселя» . В нем говорится о значении этого органа во Франции в XIV в. и методах воздействия штатов на монарха.
«Нантский эдикт (1598 г.)» дает нам сведения о компромиссном подходе Генриха IV Наваррского к разрешению религиозной ситуации в стране.В Средневековье и в Новое время во Франции и некоторых других странах Западной Европы эдиктами назывались особо важные акты. «Нантский эдикт» демонстрирует нам один из этапов становления абсолютной власти монарха во Франции к концу XVI в.
«Королевская декларация 1626 года о снесении замков» показывает, как французский монарх без помощи совещательных органов может принимать важные решения во благо населения страны. Декларация в то время во Франции—официальное заявление, которое провозглашало основные принципы внешней или внутренней политики государства .
Существенный интерес представляет «Эдикт 1641 года, запрещающий парламентам вмешиваться в государственные дела и администрацию» . Текст данного документа показывает абсолютную монархию, которая стремится к полному ограничению деятельности французских парламентов, влияние которых распространяется на дела, касающихся государства, администрации и правительства.
В выводах по анализу источников по Английскому парламенту и Генеральным Штатам необходимо отметить, что основная масса документов рассматривает отдельные вопросы содержания этих тем, но некоторые параграфы не имеют источниковой базы, и ее наличие содержится в работах исследователей.
В отношении вопроса появления и функционирования первого сословно-представительского органа России XVI века существует достаточно полная источниковая база и одними из важнейших документов, затрагивающих поставленную проблемуявляются следующие источники.
К древнему источнику,описывающему как соборное определение в законодательной форме закрепило восшествие на престол Бориса Годунова, от- носится«Соборное определение об избрании царем Бориса Феодоровича Годунова — 1598 года» . Этот документ свидетельствует о первом в истории Земских соборов возведении на престол царя.
В «Воронцовском списке» в пункте«Вълъто 6899(1391 г.)» идет речь о«Великом Новгороде», в котором немецкие послы и новгородское вече вели переговоры. Это свидетельствует о том, что вече играло большую роль. Вече представляло собой социальный институт, включающий в себя высших
акт, регулирующий, в большей степени, гражданско-правовые отношения. Грамота является памятником феодального права России XV века, которая стала источником для написания «Судебника 1497 г.».
Определенный интерес представляет «Судебник 1497 года» , который является нормативно-правовым актом и содержит в себе законы Русского государства. Он представляет собой памятник феодального права. Особенно-стью данного свода законов является попытка систематизации материала, че¬го не было в предшествовавших законах.
Особого внимания заслуживает «Судебник 1550 г.» , который является первым законодательным актом складывающейся русской сословно-представительной монархии, отразившим основные требования господствующего класса.
Важным источником является «Приговор церковно-земского собора 1580 года, января 15» , в тексте которого представлен подробный перечень участников Освященного собора. Из этого перечня можно заключить, что Собор 1580 года являлся авторитетным, на нем были представлены все русские епархии и крупные монастыри. Грамота дает информацию о внешне- и внутренне-политической обстановке в стране. Земский характер соборного Приговора 1580 года подчеркивается тем, что он скреплен подписями не только духовных лиц, но и печатью царя.
Ценным документом является «Приговор церковно-земского собора 1584 года, июля 20» . Приговор 1584 года подчеркивает генетическую связь с предшествующим актом 1580 года и воспроизводит его почти без изменений. Однако в некоторых случаях поправки, внесенные в текст документа, существенно меняют смысл реформ. Для приговора 1584 года характерно стремление к объяснению причин принятия той или иной нормы, что так же является очень важных аспектом этого документа.
Информативным источником является «Приговор земского собора первого ополчения 1611 года, июня 30» , который содержит сведения о времени работы и составе Земского собора, собравшегося в первом Ополчении, а так¬же об избрании этим Собором правительства. В тексте присутствует перечисление сословных групп, принимавших участие в соборе, что позволяет отметить основную его особенность: на нем были представлены духовенство, торговые и посадские люди. В то же время в Соборе участвовали царевичи, князи и мурзы, представители нерусской феодальной знати, а также атаманы и казаки, что существенно отличает данный собор от других.
Значительную информацию о значении земских соборов с серединыXVII в. содержит в себе «Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией. 1653 г. 1 октября» . В текст «Решения» свидетельствует о превращении заседаний этого органа в чисто формальную процедуру и о падении его роли в государственном аппарате.
В выводах по анализу источников по земским соборам необходимо от-метить, что основная масса документов рассматривает отдельные вопросы содержания этих тем, но некоторые параграфы не имеют источниковой базы, и ее наличие содержится в работах исследователей.
Степень обеспеченности данной темы источниками достаточно высока, что позволяет полно изучить поставленную проблему.
Объект—причины появления и функционирования сословно-представительных органов власти в Западной Европе и Московской Руси.
Предмет— особенности и характеристика сословно-представительных монархий в Европе и России.
Цель: на материалах источников и литературы исследовать особенности и характеристики сословно-представительных монархий в Европе и России в XVI в., проследить этапы ее становление и развитие.
Задачи:
• изучить место и роль монарха в становлении и развитии представительских учреждений на примере Англии и Франции в XVI в.;
• проанализировать причины появления Парламента Англии и Генеральных штатов Франции: устройство, принципы формирования, права и обязанности;
• выявить причины и условия формирования Земских соборов;
• проанализировать количественный и социальный состав участников, сроки и порядок созывов совещательных органов;
• исследовать структуру собраний;
• рассмотреть основные вопросы, выносимые для обсуждения в палатах и практику принятия решений;
• выяснить причины прекращения работы созывов Земских соборов. Территориальные рамки работы охватывают Западную Европу с XVI вв.и Московское государство в XVI, поскольку именно на это время приходится становление сословно-представительных органов власти.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• показаны место и роль монарха в становлении и развитии представительских учреждений на примере Англии и Франции в XVI в.;
• проанализированы причины появления Парламента Англии и Генеральных штатов Франции: устройство, принципы формирования, права и обязанности;
• выявлены причины и условия формирования Земских соборов;
• проанализированы количественный и социальный состав участников, сроки и порядок созывов совещательных органов;
• исследована структура собраний;
• рассмотрены основные вопросы, выносимые для обсуждения в палатах и практику принятия решений;
• выяснены причины прекращения работы созывов Земских соборов.
Методологической основой исследования послужила совокупность научных принципов, прежде всего, историзма, объективности. Для получения научных результатов использовались следующие методы:
- сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить с помощью сравнения общие и особенные черты у сословно-представительных органов;
- историко-генетический метод, использующийся при рассмотрении работ ученых на интересующую тему в рассматриваемый период;
- метод хронологического исследования, позволяющий изучить возникновение, формирование и развитие Английского парламента, Генеральных штатов и Земских соборов.
Практическая значимость. Материалы данного исследования могут быть использованы для изучения сословно-представительной монархии в Европе и России в XVI вв. Его результаты могут быть использованы в учебном процессе, при разработке тем уроков по Новому времени в Европе и по Средневековой Руси в школьном и вузовском курсах. А так же при подготовке и проведении конференций различного уровня по истории отечественного и западноевропейского парламентаризма.
Апробация работы.Материалы данной работы прошли апробацию в ходе проведения уроков по предмету «История» в МОУ «Уразовской СОШ №1» в 7 «А» и «Б» классах, а так же в МБОУ «Лицее №9» г. Белгорода в 6 «В» классе.
Материалы дипломной работы были представлены на выступлении в различных конференциях, проводимых в НИУ БелГУ, в частности, на «Бел-городском диалоге — 2015» и «Белгородском диалоге — 2017». Секция: Ис-тория России с древнейших времен до конца XVIII в. Темы докладов «Литературная полемика Ивана IV с Андреем Курбским как источник по социально-политическому развитию России в XVI столетии» и «Развитие демокра-тических элементов в становлении отечественной традиции парламентаризма в России». Материалы работы 2015 г. были опубликованы в ке ,сборник 2017 г. находится в печати.
Текст дипломной работы был представлен на«Карамзинских чтениях» 12 декабря 2016 г. Секция: История России с древнейших времен и до конца XVI в. Тема доклада «Характеристика сословно-представительной монархии в Европе и России в XVI в.». Сборник находится в печати.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка и приложений.
Дипломное исследование позволяет сформулировать следующие выводы теоретического характера в отношении сословно-представительных монархий в Европе и России XVI веке.
По вопросу сравнительного анализа органов представительской монархии в Европе на примере Англии и Франции стоит сделать заключение.
В Англии при династии Тюдоров и во Франции при династии Валуа королевская власть значительно окрепла.
В XVI в. в Англии формируется абсолютная монархия. Английский абсолютизм начал складываться при Генрихе VII, приобрел законченные фор¬мы при его сыне Генрихе VIII и достиг своего совершенства при Елизавете I. В это время во Франции верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю, которую монарх приобрел при помощи народа.
Правители из династии Тюдоров вели беспощадную борьбу с остатками феодализма и пытались ограничить власть парламента. Король Франции, напротив, всячески опирался на феодалов, пытался сохранить этот строй не смотря на кризис феодализма. Династия Валуа использовала различные меры, чтобы не дать широких полномочий и власти другим государственным органам, в том числе и Генеральным штатам.
Не смотря на попытки уменьшить власть английской аристократии, Тюдорам приходилось считаться с существованием парламента, который оставался важным элементом политической структуры английского общества. Сословно-представительные органы во Франции не выполняли широких функций, а также не могли влиять существенным образом на политику государства.
Тюдоры сумели укрепить королевскую власть, стать абсолютными монархами и при этом сохранить старые английские традиции парламентаризма. Во Франции к концу XVI в. окончательно оформилась абсолютная монархия.
В XVI в. роль английского парламента возросла, несмотря на попытки монарха ее ограничить. Во Франции в этот период короли не были заинтересованы в усилении генеральных штатов. Следствием этого стало то, что этот сословно-представительный орган потерял возможность влиять на политику государства.
В конце XVI — начале XVII в. парламент Англии его нижняя палата стремятся расширить свою компетенцию в избирательной сфере, приобрести дополнительные права, чтобы обеспечить соблюдение законности при избрании депутатов. Эти факты свидетельствуют о существенном росте самосознания членов нижней палаты парламента, их стремлении к более активному участию в государственном управлении.
Генеральные штаты не стали значимым участником политического процесса из-за отсутствия общей программы, которая представляла бы раз-личные общественные группы. Важные властные функции, на которые Шта¬ты могли претендовать, осуществляли структуры, подконтрольные централь¬ной администрации. Генеральные штаты имели подчиненный характер. Генеральные штаты представляли собой надстройку над толщей эффективных сословных институтов, притом надстройку, мало с ними связанную.
Проблема характеристики сословно-представительской монархии в России на примере земских соборов с XVI по XVII вв. заключает в себе следующие выводы.
Формирующейся централизованной монархии в России в XVk. нужен был сословно-представительный орган (соответствующим образом классово сформированный), который поддержал бы политику власти и через который власть узнавала бы мнение общества и обращалась бы к нему.
Земские соборы служили для укрепления власти монарха, а отнюдь не для ее ограничения.
Соборы возникли как мощная, своеобразная и отличная от западноевропейской традиция народовластной организации общества на Руси.Отличием земских соборов от европейских парламентов было по цели, механизму создания и по отношению к сословно-представительскому органу населения. Это привело к невозможности превращения совещательного органа в законодательный. Данное обстоятельство четко определяет разницу между соборами и парламентами.
Социальный состав земских соборов не был постоянным и в разное время менялся как в сторону расширения представительства, так и в сторону его сужения.
Состав участников соборов зависел в значительной мере от причин его созыва и от содержания его деятельности. Земские соборы,как правило, включали в себя: совместное собрание боярской Думы, Освященного собора и представителей других сословий.
В XVI в. — первой четверти XVIk. соборы выступали значимым органом, который мог влиять на вопросы внутренней и внешней политики в стране.
Структура земских соборов зависела от вопросов, выносимых для обсуждения
Упадок соборной системы приходится на середину XVII в., когда собрания носили уже формальный характер.
Земские соборы издавали акты, содержащие важнейшие государственные реформы, а так же акты, посвященные налогообложению.
На соборах рассматривались и решались важные вопросы внешней и внутренней политики страны. Как правило, земские соборы рассматривали судебные, административные, финансовые и военные (включая международные) вопросы. В период междуцарствия избирали государя.
Последствием созывов земских соборов является то обстоятельство, что правительственная власть снимала с себя в какой-то степени ответственность за проводимые ею мероприятия, так как они оказывались одобренными достаточно широким кругом советников.
Каждый царь, начиная с Михаила Романова, избранного на трон в 1613 году, с помощью земских соборов утверждал свое легитимное право на престол.
В России же к концу XVII в. соборы перестали быть традиционной формой самоорганизация русского общества, не смотря на достаточно дли¬тельное существование этого органа в России. Дальнейшее развитие земских соборов было прервано Петром Великим, при условиях формирования абсолютной монархии. Этот орган перестал отвечать своеобразным условиям русской государственной жизни того времени.
Вопреки этому, соборы стали первым шагом на пути к парламентаризму в России.
Таким образом, можно отметить, что знание истории формирования и развития сословно-представительных органов в Западной Европе и Московском государстве дает полное представление о предпосылках и путях становления современного парламентаризма в этих странах.
В настоящее время парламент как форма сословно-представительного органа существует в Англии до сих пор. Это связано с тем, что Лорды всегда поддерживали традиции в своей форме, что происходит и сейчас. Мешок с шерстью как символ богатства и благополучия Англии до сих пор стоит в палате лордов английского парламента и служит сиденьем лорда-канцлера Ан¬глии .
В России возвращение к традициям парламентаризма произошло сравнительно недавно, в 1906 году была образована Государственная дума. В данное время в стране существует Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, который является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
По вопросу сравнительного анализа органов представительской монархии в Европе на примере Англии и Франции стоит сделать заключение.
В Англии при династии Тюдоров и во Франции при династии Валуа королевская власть значительно окрепла.
В XVI в. в Англии формируется абсолютная монархия. Английский абсолютизм начал складываться при Генрихе VII, приобрел законченные фор¬мы при его сыне Генрихе VIII и достиг своего совершенства при Елизавете I. В это время во Франции верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю, которую монарх приобрел при помощи народа.
Правители из династии Тюдоров вели беспощадную борьбу с остатками феодализма и пытались ограничить власть парламента. Король Франции, напротив, всячески опирался на феодалов, пытался сохранить этот строй не смотря на кризис феодализма. Династия Валуа использовала различные меры, чтобы не дать широких полномочий и власти другим государственным органам, в том числе и Генеральным штатам.
Не смотря на попытки уменьшить власть английской аристократии, Тюдорам приходилось считаться с существованием парламента, который оставался важным элементом политической структуры английского общества. Сословно-представительные органы во Франции не выполняли широких функций, а также не могли влиять существенным образом на политику государства.
Тюдоры сумели укрепить королевскую власть, стать абсолютными монархами и при этом сохранить старые английские традиции парламентаризма. Во Франции к концу XVI в. окончательно оформилась абсолютная монархия.
В XVI в. роль английского парламента возросла, несмотря на попытки монарха ее ограничить. Во Франции в этот период короли не были заинтересованы в усилении генеральных штатов. Следствием этого стало то, что этот сословно-представительный орган потерял возможность влиять на политику государства.
В конце XVI — начале XVII в. парламент Англии его нижняя палата стремятся расширить свою компетенцию в избирательной сфере, приобрести дополнительные права, чтобы обеспечить соблюдение законности при избрании депутатов. Эти факты свидетельствуют о существенном росте самосознания членов нижней палаты парламента, их стремлении к более активному участию в государственном управлении.
Генеральные штаты не стали значимым участником политического процесса из-за отсутствия общей программы, которая представляла бы раз-личные общественные группы. Важные властные функции, на которые Шта¬ты могли претендовать, осуществляли структуры, подконтрольные централь¬ной администрации. Генеральные штаты имели подчиненный характер. Генеральные штаты представляли собой надстройку над толщей эффективных сословных институтов, притом надстройку, мало с ними связанную.
Проблема характеристики сословно-представительской монархии в России на примере земских соборов с XVI по XVII вв. заключает в себе следующие выводы.
Формирующейся централизованной монархии в России в XVk. нужен был сословно-представительный орган (соответствующим образом классово сформированный), который поддержал бы политику власти и через который власть узнавала бы мнение общества и обращалась бы к нему.
Земские соборы служили для укрепления власти монарха, а отнюдь не для ее ограничения.
Соборы возникли как мощная, своеобразная и отличная от западноевропейской традиция народовластной организации общества на Руси.Отличием земских соборов от европейских парламентов было по цели, механизму создания и по отношению к сословно-представительскому органу населения. Это привело к невозможности превращения совещательного органа в законодательный. Данное обстоятельство четко определяет разницу между соборами и парламентами.
Социальный состав земских соборов не был постоянным и в разное время менялся как в сторону расширения представительства, так и в сторону его сужения.
Состав участников соборов зависел в значительной мере от причин его созыва и от содержания его деятельности. Земские соборы,как правило, включали в себя: совместное собрание боярской Думы, Освященного собора и представителей других сословий.
В XVI в. — первой четверти XVIk. соборы выступали значимым органом, который мог влиять на вопросы внутренней и внешней политики в стране.
Структура земских соборов зависела от вопросов, выносимых для обсуждения
Упадок соборной системы приходится на середину XVII в., когда собрания носили уже формальный характер.
Земские соборы издавали акты, содержащие важнейшие государственные реформы, а так же акты, посвященные налогообложению.
На соборах рассматривались и решались важные вопросы внешней и внутренней политики страны. Как правило, земские соборы рассматривали судебные, административные, финансовые и военные (включая международные) вопросы. В период междуцарствия избирали государя.
Последствием созывов земских соборов является то обстоятельство, что правительственная власть снимала с себя в какой-то степени ответственность за проводимые ею мероприятия, так как они оказывались одобренными достаточно широким кругом советников.
Каждый царь, начиная с Михаила Романова, избранного на трон в 1613 году, с помощью земских соборов утверждал свое легитимное право на престол.
В России же к концу XVII в. соборы перестали быть традиционной формой самоорганизация русского общества, не смотря на достаточно дли¬тельное существование этого органа в России. Дальнейшее развитие земских соборов было прервано Петром Великим, при условиях формирования абсолютной монархии. Этот орган перестал отвечать своеобразным условиям русской государственной жизни того времени.
Вопреки этому, соборы стали первым шагом на пути к парламентаризму в России.
Таким образом, можно отметить, что знание истории формирования и развития сословно-представительных органов в Западной Европе и Московском государстве дает полное представление о предпосылках и путях становления современного парламентаризма в этих странах.
В настоящее время парламент как форма сословно-представительного органа существует в Англии до сих пор. Это связано с тем, что Лорды всегда поддерживали традиции в своей форме, что происходит и сейчас. Мешок с шерстью как символ богатства и благополучия Англии до сих пор стоит в палате лордов английского парламента и служит сиденьем лорда-канцлера Ан¬глии .
В России возвращение к традициям парламентаризма произошло сравнительно недавно, в 1906 году была образована Государственная дума. В данное время в стране существует Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, который является представительным и законодательным органом Российской Федерации.



