Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРЕДНЕВЕКОВОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ФРАНЦИИ

Работа №39216

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы62
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
468
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Сеньориальная монархия 6
1.1. Возникновение и развитие сеньориальной монархии 6
1.2. Система центральных и местных органов королевской администрации в
период сеньориальной монархии 17
Глава 2. Сословно-представительная монархия 24
2.1.Образование сословно-представительной монархии 24
2.2. Совершенствование центрального и местного управления: создание
структуры специализированных органов 33
Глава 3. Абсолютная монархия 42
3.1. Формирование и становление абсолютизма 42
3.2. Создание централизованного аппарата управления и изменения в
государственных органах на местах 49
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 60


История Французского государства периода Средних веков всегда представляла интерес для исследователей своей уникальной «классичностью». Франция поэтапно прошла три традиционные стадии развития феодализма, став характерным примером развития этой общественно-экономической формации в отдельно взятой стране. Являясь продолжением эволюции государства франков, она быстро преодолела период феодальной раздробленности: в стране рано возникли сословно-представительные учреждения, а затем Франция стала первой европейской абсолютной монархией. Бурное развитие товарноденежных отношений в это время в конечном счете привело к одному из главных событий в истории - к Великой французской революции, ставшей главным шагом на пути к доминированию новых - капиталистических - отношений. Французский феодализм в целом дает нам классические образцы того, как глубинные изменения в экономической и политической структуре общества влекут за собой неизбежную и закономерную смену форм организации государства.
Актуальность данного исследования состоит в том, Франция на протяжении практически всей своей истории занимало передовое положение среди европейских государств. Причина этого содержится в том числе и в Средневековье, когда государственное развитие Франции проходило стабильно на протяжении многих столетий. Опыт государственного строительства любой страны уникален, однако выделяя общие тенденции и специфические черты, можно провести более глубокий анализ всеобщей истории государства и права.
Также не стоит забывать, что государство как инструмент защиты «общего блага» подразумевает наличие исполнительного аппарата, этого «физического воплощения» власти. Исследование бюрократического аппарата от его зарождения до формирования упорядоченной системы государственных
органов сегодня стало одним из ведущих направлений истории . Государственная власть не только не может существовать без механизма, государство - это его властный аппарат в первую очередь. Именно совершенствование такого механизма и затрагивает данная работа.
Стоит отдельно остановиться на исторических рамках описываемого периода. Временные пределы Средних веков в данной работе проведены не по традиционному европейскому их разграничению (V - XVI вв.), а по границам общественно-экономической формации феодализма (IX - XVIII вв.) во Франции. Особое внимание уделено внутренней структуре этой формации, этапам её развития. Данный подход, на наш взгляд, позволяет построить логичную и гармоничную систему для исследования эволюции средневекового французского государства. История средневекового государства во Франции традиционно делится на следующие периоды:
1) сеньориальная монархия (IX—XIII вв.);
2) сословно-представительная монархия (XIV—XV вв.);
3) абсолютная монархия (XVI—XVIII вв.).
Целью исследования является анализ функционирования французского государства на протяжении Средних веков и выявлении эволюции государственного механизма, а также места королевской власти и роли сословий в данном процессе.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1 ) изучить исторические условия и предпосылки становления для каждого этапа феодализма во Франции;
2) определить тенденции в изменении места королевской власти в государственном механизме Франции в Средние века;
3) охарактеризовать изменения в правовом положении сословий в процессе эволюции французского государства;
4) рассмотреть роль и функции государственных органов в процессе эволюции французского феодализма;
5) проанализировать нормативно-правовые акты обозначенного периода.
Объектом данного исследования является французское государство на различных этапах своего развития в период Средних веков.
Предметом исследования является исторический опыт становления французского государства через анализ функционирования его органов, определении места королевской власти и обозначения роли сословий в данном процессе.
В представленной работе был применен хронологический принцип построения исследования. Для решения поставленных задач в данной работе использовались следующие методы исследования: сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический, системно-структурный, а также общенаучные методы анализа и синтеза.
Теоретической базой дипломной работы явились труды таких ученых, как Батыр К.И., Вениосов А.В., Жидков О.А., Исаев М.А., Коган Е.Г., Ливанцев К.Е., Люблинская А.Д., Омельченко О.А., Цатурова С.К., Хачатурян Н.А., Шишкин В.В. и другие.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в результате данного исследования, проанализировав работы множества ученых и проследив за процессом эволюции средневекового государства во Франции, были сделаны следующие заключения.
Во-первых, ключевое влияние на развитие государства оказывало противостояние трех социальных групп: господствовавших светских и
духовных феодалов с разнородной массой зависимых лиц, названных в XIV в. третьим сословием. Их места в общественной структуре изменялись незначительно, однако становление капиталистических отношений неизбежно вело к повышению роли буржуазии и к выдвижению политических требований. Г осударственная власть продолжала оставаться в руках знати, которая отчаянно отстаивала свои архаичные феодальные привилегии. Рост влияния буржуазии создал условия для неизбежной конфронтации между сословиями.
Во-вторых, королевская власть вынуждена была вынуждена балансировать на противоречиях господствующих и зависимых сословий. Являясь представителем класса феодалов, ей необходимо было выделить себя из положения сеньориальной монархии «первого среди равных» и стать единственной признанной силой в стране. Данный процесс занял восемь столетий от наличия власти лишь в королевском домене в середине IX до упразднения самостоятельности гугенотов в конце XVI в.
Изменение места монархии в политической системе общества формировало форму правления. Сеньориальная монархия характеризуется полным упадком королевского правления в связи с феодальной раздробленностью. Созыв Генеральных штатов в 1302 году превратило крепнущий строй в сословно-представительную монархию, когда власть сконцентрировалась в руках государя, но ей требовалась финансовая и политическая помощь сословий. Становление абсолютизма привело к единодушной поддержке короля всеми сословиями, которые видели в нем опору правопорядка. Однако монархия не оправдала надежд третьего сословия и ревностно охраняла феодальные прерогативы. Это и привело к её падению в ходе Великой французской революции.
В-третьих, государственный механизм прогрессировал на протяжении всего Средневековья. Он был отражением места королевской власти в политической системе страны и играл роль орудия управления в руках монарха. Из королевской курии государственный механизм вырос в разветвленную систему органов с отраслевой компетенцией. Но феодализм накладывал свой отпечаток на эффективность таких учреждений: должности продавались, служебный профессионализм отсутствовал, права «неблагородного» населения игнорировались. Преодолеть это при сословной структуре общества было невозможно.
Центральный аппарат заменил дворцово-вотчинную систему управления. Определенные сферы государственного управления стали закрепляться за создаваемыми ведомствами и аппарат, из горстки приближенных к королю лиц, превратился в бюрократическую машину. Значение высших чиновников при монархии всегда было велико, но в отдельные периоды они осуществляли практически всю полноту власти (канцлер, коннетабль, первый министр). Абсолютизм поставил правительство в полностью подчиненное положение.
Финансовые ведомства рано получили толчок в развитии, так как короли всегда нуждалась упорядоченной системе управления доходами. Архаичная должность королевского камерария в XIV в. выросла до специализированного органа - Палаты счетов. На фоне активного развития товарно-денежных отношений в XVII в. возник пост Генерального контролера финансов, занявшего одно из центральных мест в правительстве эпохи абсолютизма. На примере финансовых органов отчетливо прослеживается осознание монархией возможностей государственных учреждений с необходимой компетенцией.
Местное управление служило первичной ячейкой на пути к централизации государства. Органы местного управления начали возникать в домене короля и постепенно распространялись на всю территорию страны. Изначально у назначаемых из столицы чиновников была вся полнота административной, судебной и военной власти. Но с распространением практики продажи должностей местной знати, королевская власть стала отбирать полномочия старых должностей (прево, бальи, сенешаля) и передавать создаваемым новым (губернаторам, лейтенантам, интендантам). Это привело к лояльности провинций королевства и необходимой централизации, однако одновременно запутало и без того сложную систему органов.
Судебная система оставалась наиболее архаичной к концу XVIII в. Единственным специализированным органом являлся Парижский парламент, имевший функции главного суда королевства. Его значение столь возросло, что были созданы провинциальные парламенты, дублирующие полномочия столичного. В остальном, роль судебных учреждений играли сеньориальные, церковные и местные суды. Осуществление суда являлось для них лишь дополнительной деятельностью в спектре обширных административных полномочий. Дублирование полномочий, коррупция и волокита сопровождали судебную систему Франции на протяжении всего Средневековья.
Вооруженные силы прошли путь от недисциплинированного феодального ополчения до одной из сильнейших армий в Европе. Военная служба на протяжении всего средневековья являлась главной обязанностью знати, источником её сословных привилегий. Роль зависимых сословий в таком войске была невелика. Все изменилось с возникновением рекрутского набора. Отныне костяк армии состоял из третьего сословия, а дворянство монополизировало право на офицерские звания. Это приводило к отторжению рядового состава с командным, профессионализм которого снижался вместе с упадком всего феодального строя.
Подводя итог, можно утверждать, что на эволюцию средневекового французского государства оказывали решающее воздействие сословная система общества и её изменение под влиянием формировавшихся капиталистических отношений. Государственный аппарат являлся отражением места королевской власти в политической системе.



1. Андерсон П. Родословная абсолютистского государства. - М.: Территория будущего, 2010. — 512 с.
2. Антоненко Т.Ф. История государства и права зарубежных стран. - Красноярск: СФУ, 2007. - 463 с.
3. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. - М.: Дрофа, 2005. - 481 с.
4. Батыр К.И. История феодального государства Франции. - М.,
2003. - 496 с.
5. Вениосов А.В. История государства и права зарубежных стран. - Минск: ТетраСистемс, 2012. - 544 с.
6. Всеобщая история государства и права. Том 1. Древний мир и Средние века / Под редакцией В.А. Томсинова. М., 2002. - 623 с.
7. Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран. Том 1. - - М: Изд-во Юридическая литература, 1980. - 550 с.
8. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. - М: Изд-во Норма, 2007. - 742 с.
9. Дюби Ж. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д’Арк. 987-1460. - М.: Международные отношения, 2000. - 416 с.
10. Дэвис У. История Франции. С древнейших времен до Версальского договора. - Москва: Центрполиграф, 2016. - 670 с.
11. Исаев М.А. История государства и права зарубежных стран. - М: Юрайт, 2013. - 960 с.
12. История государства и права зарубежных стран: в 2 т./Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинникова и д.ю.н., проф. О.А. Жидков. - Том I: Древний мир и Средние века. - М., Норма, 2004. - 624 с.
13. История Средних веков/Под. ред. С.П. Карпова. - М: Изд-во МГУ,
2010. - 681 с.
14. История Средних веков. Т. II/Под. ред. С.Д. Сказкина, А.С. Самопло,
А.Н. Чистозвонов. - М.: Высшая школа, 1977. - 471 с.
15. История Франции/Отв. ред. Манфред А.З., 1 т. - М: Наука, 1972. -
360 с.
16. История Франции/Под общей редакцией Ж. Карпантье, Ф. Лебрена в сотрудничестве с Э. Карпантье и др. - СПБ: Евразия, 2008. - 605 с.
17. Коган Е.Г. Причины образования парижского парламента в средневековой Франции / История государства и права. - 2016. № 14. С. 24-29.
18. Коган Е.Г. Юридические аспекты организации и деятельности Парижского парламента во Франции. - дис. канд. юрид. наук - Москва, 2016. - 224 с.
19. Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. - 548 с.
20. Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой. - М: Ладомир, 2001. - 800 с.
21. Ле Руа Ладюри Э. История Франции. Королевская Франция. От Людовика XI до Генриха IV. 1460-1610. - М.: Международные отношения,
2004. - 417 с.
22. Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. - 472 с.
23. Люблинская А.Д. Французский абсолютизм в первой трети XVII в. - М. - Л.: Наука, 1965. - 370 с.
24. Малов В.Н. Парламентская Фронда: Франция, 1643-1653. - М., Наука,
2009. - 497 с.
25. Малинин Ю.П. Франция в эпоху позднего Средневековья. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008. - 452 с.
26. Мари-Анн Поло де Болье. Средневековая Франция. - М.: Вече, 2006. -
384 с.
27. Менан Ф. Капетинги. История династии (987-1328). - СПб.: Евразия, Клио, 2017. - 688 с.
28. Метивье Ю. Франция в XVI - XVIII вв. От Фрациска I до Людовика
XV. - М.: АСТ, Астрель, 2005. - 191 с.
29. Моруа А. История Франции (от римского времени до начала Великой Французской революции). - СПб.: Гуманитарная Академия, 2008. - 352 с.
30. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В 2-х томах. - М.: Тон-Остожье, 2000. - 528 с.
31. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 543 с.
32. Тогоева О.И. Истинная правда. Языки средневекового правосудия. - М.: Наука, 2006. - 340 с.
33. Хачатурян Н.А. Возникновение Генеральных штатов во Франции. - М.: Издательство Московского университета, 1976. - 210 с.
34. Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв. - М.: Высшая школа, 1989. - 274 с.
35. Цатурова С.К. Офицеры власти: Парижский Парламент в первой трети XV века. - Москва: Логос, 2002. - 384 с.
36. Цатурова С.К. Формирование института государственной службы во Франции XIII-XV веков. - М.: Наука, 2012. - 644 с.
37. Шишкин В.В. Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках. - СПб.: Евразия, 2004. - 288 с.
38. Фавтье Р. Капетинги и Франция. - СПб.: Евразия, 2001. - 320 с.
39. Ферро М. История Франции. - М., Весь мир, 2015. - 832 с.
40. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - Москва: Юристъ, 1996. - 570 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ